Есть ли объективные доказательства существования Бога? Каковы последствия атеизма? Откуда взялся Бог? Можем ли мы узнать Бога лично? Библия начинается с утверждения: «В начале сотворил Бог небо и землю»Быт. 1:1).
Существование Бога предполагается самоочевидным. В Псалме 13:1 говорится: «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро».
Мы видим, что Библия связывает порочные мысли о Боге -в особенности отрицание самого факта Его существования — с безнравственностью. Суть в том, что если нет Бога, нет Творца, установившего правила,— значит, нет и морального закона, и все мы по воле случая плывем неведомо куда.Когда во времена Судей израильтяне забыли своего Создателя, когда некому было привести их к вере в Бога, то «…каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25), и в обществе царил ха
ос. Именно это происходит и в наши дни. Страны, в которых люди почитали Бога и признавали, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19), некогда процветали и жили в мире. Теперь же этими странами правит хаос, потому что их жители отвернулись от Бога. «Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов» (Прит. 14:34).
Когда народ отворачивается от Бога и живет так, словно Его нет, в мире процветает грех — политическая коррупция, ложь, злословие, открытый разврат, насилие, аборты, воровство, наркомания, пьянство, азартные игры, алчность… Повышение налогов влечет за собой экономические бедствия, и правительства, пытаясь залатать дыры, по уши влезают в долги, оплачивая усиление армий, тюрем и прочих институтов общественной безопасности.
На фоне всего этого кажется, что первая глава Послания к Римлянам обращена непосредственно к современному миру:
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетилисъ в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,— то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:18-32).
Многих из тех, кто занимает высочайшие посты в правительствах и на ниве народного образования в некогда великих христианских державах, Библия назвала бы «безумцами». Они «называют себя мудрыми»; но, отрицая само существование Бога или Его связь с нами, они «обезумели» и превратились в глупцов.
Обоснованием такого отказа от веры служит всеобщее распространение эволюционного мышления: мир возник случайно путем естественных процессов, и никакого Бога нет. Да, соглашаются люди, в природе виден «разумный замысел», но «Разумный Мыслитель» тут совершенно ни при чем. Все разумное попросту взяло и сотворило само себя! Такое мировоззрение, начисто отвергающее ясные, как день, свидетельства существования Бога (Рим. 1:19-20), неуклонно ведет к атеизму (безбожию) и светскому гуманизму (человек может сам, без Бога, выбирать свой путь). Именно такой образ мыслей процветает как в современных университетах, так и в структурах власти.
Больше всего зла принесли этому миру именно те, кто усвоил эволюционный подход к морали,— Ленин, Гитлер, Сталин, Мао Цзе Дун, Пол Пот. Вот что писал о Гитлере сэр Артур Кейт (Arthur Keith), эволюционист и атеист: «Фюрер Германии… сознательно стремился приспособить политику страны к теории эволюции».1
Из-за атеистического мировоззрения миллионы людей страдали и расставались с жизнью. Атеизм убивает, потому что если нет Бога, то нет и закона — все дозволено! Именно атеисты стоят на переднем крае борьбы за легализацию абортов, эвтаназии, употребления наркотиков, проституции, порнографии, промискуитета. Все эти вещи ведут к горю, страданиям и смерти. Атеизм — это философия смерти.
Атеисты любят говорить о зверствах так называемых «христиан»; особенно часто звучат слова «крестовые походы» я «Северная Ирландия». Но если люди, совершавшие эти ужасные поступки, действительно были христианами, значит, они поступали (поступают) вопреки собственным моральным законам (например, «не убий», «возлюби врага своего»). Сталин же к примеру, действовал в полном согласии со своей моралью: будучи атеистом (после прочтения Дарвина), он попросту не имея объективной основы для каких бы то ни было моральных стандартов. Кейт отмечал, что Гитлер тоже вел себя в полном соответствии с эволюционной философией.
Христианство учит: «Бог есть любовь», «любите друг друга», «возлюбите врагов своих» Такая любовь означает самопожертвование. Вот почему христиане в первых рядах тех, кто стремится помочь больным, старикам и сиротам, накормить голодных, помочь бедным получить образование, не допустить детского труда и рабства.
Атеизм с его эволюционной логикой утверждает, что «любовь» — не более чем стремление увеличить шансы сохранения наших генов в наших потомках. В философии «борьбы за выживание наиболее приспособленных» нет места сочувствию. Гитлер мечтал, чтобы «арийская раса» выиграла битву за «выживание избранных рас в борьбе за жизнь», следствие — «лагеря смерти».2
Всевышний, Который дал нам Закон, сотворил твердую почву для морали и смысла жизни, теория эволюции убupaem эту почву у нас из-под ног
Но дело не только в том, что атеизм несет разрушения и смерть; он еще и изначально ущербен с точки зрения логики, потому что, как мы с вами увидим, этот мир создан Творцом.
Библейские свидетельства в пользу существования Божественного Создателя
Библия не только утверждает существование Бога, но и сама служит доказательством Его существования, ибо появление этой самой замечательной из книг можно объяснить только Божественным вдохновением. Вот свидетельства ее боговдохновенности:3-5
Поразительная целостность Библии. Несмотря на то, что Библию создавало более 40 авторов, людей самых разных занятий и профессий, и происходило это на протяжении 1600 лет, Библия поражает целостностью и согласованностью своего откровения — от первого слова и до последнего. Первая и последняя книги Библии — Бытие и Откровение, повествующие соответственно о «рае утраченном» и «рае обретенном», настолько идеально соответствуют друг другу, что никак нельзя усомниться в их Божественном происхождении (ср. Быт. 1–3 и Отк. 21-22).
Поразительная сохранность Библии. Несмотря на политические и религиозные преследования, Библия продолжает жить. Римский император Диоклетиан, следуя эдикту 303 г. от Р. X., думал, что уничтожил все до единого экземпляры ненавистной Книги. В ознаменование этой «победы» он воздвиг колонну на пепле сожженной Библии. Но двадцать пять лет спустя император Константин приказал опубликовать 50 экземпляров Библии за счет правительства! В XVIII веке знаменитый французский безбожник Вольтер предсказал, что через сто лет на Земле не останется ни единой Библии. Словно в насмешку, через пятьдесят лет после его смерти Женевское Библейское общество печатало Библию в доме Вольтера, на его старом печатном станке. В наши дни Библия переведена на большее число языков мира, чем любая другая книга в истории человечества.
Историческая точность Библии. Известный археолог-гебраист Нельсон Глуик (Nelson Glueck) говорил, что «историческая точность Библии поистине невероятна — в особенности подкрепленная археологическими фактами».6 Уильям Ф. Олбрайт (William F. Albnght), получивший всемирное признание как один из самых выдающихся археологов, писал:
«Чрезвычайно скептическое отношение к Библии со стороны наиболее значительных исторических школ восемнадцатого и девятнадцатого веков — рецидивы такого отношения вспыхивают и по сей день — в конце концов было развенчано. Открытия, одно за другим, подтверждали точность бесчисленных деталей Библии и повышали признание ее как ценнейшего исторического источника».6
Сэр Уильям Рамсей, один из величайших археологов всех времен, получил образование в середине девятнадцатого века в духе немецкого исторического скептицизма и потому не верил в историческую адекватность текстов Нового Завета. Однако, собственные археологические изыскания убедили Рамсея в том, что его скептицизм не имеет под собой никакой основы — и его отношение к вопросу круто переменилось. Говоря о Луке, авторе «Евангелия от Луки» и «Деяний Святых Апостолов», Рамсей пишет: «Лука — историк первой величины… его имя должно стоять в ряду величайших историков».7
Археология неизменно подтверждает точность Библии.8 Скептики обычно ставили под вопрос правоту Библии из-за отсутствия независимых свидетельств (ложные умозаключения типа «при раскопках Афин не нашли провода — значит, там был беспроволочный телеграф»), однако новые археологические исследования извлекали на свет лишь доказательства в поддержку библейского повествования.5
Научная точность Библии. Приведем лишь несколько примеров: Земля — круглая (Ис. 40:22); Земля подвешена в космосе «ни на чем» (Иов 26:7); звезды бесчисленны9 (Быт. 15:5); круговорот воды в природе10; наличие морских течений10; живые существа размножаются «по роду их»11; множество откровений в области медицины, гигиены,12 питания,13 физиологии (в частности, значение крови в организме — например, Лев. 17:11); первое и второе начала термодинамики (в том числе, Ис. 51:6) и т. д.14
Пророческая точность Библии. Библия утверждает, что верное предсказание событий относится к сфере деятельности Самого Бога. Бог сказал:
«Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это, и внезапно делал,— и все сбывалось… и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: „идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть“ (Исайя 48:3,5).
В священных книгах других религий можно тщетно искать хотя бы одно-единственное верное предсказание, а в Библии содержится множество точных пророчеств. МакДауэлл6 (McDowell) указывает на 61 пророчество, касающееся Иисуса. Многие из них, такие как место, время и способ Его рождения, предательство, причина смерти, погребение и др., были вне Его власти. МакДауэлл приводит также детальный анализ двенадцати пророчеств о судьбе Тира, Сидона, Самарии, Газы и Аскалона, Моава и Аммона, Петры и Эдома, Фив и Мемфиса, Ниневии, Вавилона, Хоразина-Вифсаиды-Капернаума, Иерусалима и Палестины и доказывает, что эти пророчества были написаны до упомянутых в них событий.
Возможность случайного совпадения фактов с предсказавшими их пророчествами практически равна нулю. Только те, кто намеренно не желают знать истину (2 Пет. 3:5), могут отрицать свидетельства боговдохновенности этих пророчеств.
Цивилизующее влияние Библии. Библейское послание облагородило кровожадных „варваров“, населявших Британские острова. Оно легло в основу английского права, американского „Билля о правах“ и конституций великих демократических стран — таких, как Соединенные Штаты, Канада, Австралия, Новая Зеландия.
Библия вдохновляла гениев литературы — Шекспира, Мильтона, Поупа, Скотта, Кольриджа, Киплинга — и искусства -Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта. Библией навеяна возвышенная музыка Баха, Генделя, Гайдна, Мендельсона, Брамса. Отход от библейского мировоззрения на Западе сопровождался упадком в искусстве.15
Библейское послание продолжает творить чудеса и в наши дни. Исключительно благодаря проповеди Евангелия языческие племена на Филиппинах избавляются от первобытных страхов, а бывшие каннибалы Папуа Новой Гвинеи и Фиджи живут в мире и покое.
Евангельское послание преобразило жизнь людей в языческих племенах
Абсолютная честность Библии. Некто сказал: „Человек не смог бы написать Библию, даже если бы хотел, и не захотел бы, даже если бы мог“. Ведь Библия воздает хвалу не человеку, а Богу. Люди в Библии показаны такими, какие они есть, без прикрас. На фоне их слабости, греховности и вероломства особенно ярко сияет верность и святость Бога.
Библия честно рассказывает об ошибках тех людей, чья вера в Бога была поистине крепка,— Ноя (Быт. 9:20-24), Моисея (Чис. 20:7-12), Давида (2 Цар. 11), Илии (3 Цар. 19), Петра (Мат. 26:74). С другой стороны, в ней звучит справедливая хвала даже врагам Божьего народа — например, Артаксерксу (Неем. 2), Дарию Мидянину (Дан. 6), Юлию (Деян. 27:1-3). Все это ясно указывает на тот факт, что Библия создавалась не на основе людских мнений.
Библейское послание меняет человеческую жизнь к лучшему. В Сан-Франциско имел место такой случай: один человек предложил доктору Гарри Айронсайду (Harry Ironside) вступить в дискуссию на тему „Агностицизм16 против христианства“. Айрон-сайд согласился, но при одном условии: если сторона агностиков первой предъявит доказательства способности агностицизма изменить к лучшему хотя бы одну человеческую жизнь. Он предложил оппоненту привести с собой какого-нибудь мужчину, в прошлом бывшего, например, пьяницей или преступником, и женщину, некогда занимавшуюся проституцией, и доказать, что их образ жизни изменился именно благодаря влиянию философии агностицизма. Сам же доктор Айронсайд пообещал привлечь к дискуссии сто человек, мужчин и женщин, обретших спасение благодаря Благой Вести — евангельскому посланию, высмеиваемому агностиками. Оппонент немедленно отказался от идеи подобной дискуссии.
Библейское послание спасает жизни, искореженные грехом, который разлучает нас с нашим Святым Создателем. Агностицизм и атеизм, как и другие безбожные философии, напротив, губят людские жизни.
Другие свидетельства в пользу библейского Бога-Творца17
Общая тенденция всего сущего к упадку и разрушению показывает, что наша Вселенная не вечна; у нее было начало. Кто-то „завел и настроил“ ее. Это наблюдение полностью соответствует Библии: „В начале сотворил Бог небо и землю“ (Быт. 1:1).
Изменения, происходящие в живых существах, убеждают нас в том, что все живое не могло возникнуть в результате случайных эволюционных процессов. Эволюция от молекулы к человеку предполагает создание новых сложных генетических программ, или информации. А мутации и естественный отбор ведут к потере генетической информации.
Летопись окаменелостей не обнаруживает предполагаемых переходных форм от одного вида организмов к другому. И это убедительно свидетельствует, что живые существа не появлялись в течение долгих эпох самопроизвольно.
Доказательства сравнительно „молодого“ возраста Вселенной тоже противоречат вере в ее самозарождение и постепенное развитие на протяжении миллиардов лет. Возникновение мира и жизни — события невероятные, и потому материалисты тщатся объяснить их пресловутыми „миллиардами лет“.
В устную традицию сотен племен из всех уголков Земли входят предания — к примеру, история о Всемирном Потопе,— которые полностью соответствуют библейской летописи. Ее также подтверждают лингвистические и биологические факты, свидетельствующие о близком родстве всех так называемых „рас“.
Прорыв в области молекулярной биологии показал, что такие вещи, как, скажем, система свертывания крови, не могли возникнуть путем случайных постепенных изменений. Информация, определяющая сложную организацию живых существ, не содержится в самих молекулах (как, например, в случае кристалла), а привносится извне. Все это неоспоримо свидетельствует о Разумном Создателе, чья мудрость бесконечно превосходит нашу.
Миф об атеизме и науке
В наши дни многие считают, что наука опровергла существование Бога. Атеисты всячески стремятся утвердить эту точку зрения, заявляя о „научности“ своего мировоззрения. При этом они попросту навязывают нам новое определение науки, в котором нет места Богу. На самом же деле расцвет науки начался лишь тогда, когда в Европе укоренился библейский взгляд на Сотворение мира и усилилось влияние Реформации. Предпосылки, обусловившие научный подход к изучению мира, например, то, что сотворенный мир реален, последователен, постижим и доступен исследованию, основаны на Библии. Это признают даже неверующие историки науки — например, Лорен Эйсли (Loren Eiseley).18 Следовательно, почти все области науки были основаны либо принципиально развиты учеными, веровавшими в библейскую летопись о Сотворении мира и Всемирный Потоп.19, 20 Многие выдающиеся ученые верят в Библию и в наши дни.21
Наука ли это?
Наука подарила миру множество чудесных вещей: дешевая еда, современные лекарства, электричество, компьютеры, первые шаги человека на Луне и так далее. Все эти достижения предполагают эксперименты, выводы из них и проведение новых экспериментов для проверки этих выводов. Следовательно, выводы тесно связаны с экспериментами, и зачастую в этой системе почти не остается места для умозрительных заключений. Такая наука называется экспериментальной, и ее ценные достижения служат на благо человечеству.
Однако, есть и другой тип науки, имеющий дело с прошлым. Это — историческая наука. Когда дело доходит до прошлого, наука ограничена в средствах, поскольку мы не можем экспериментировать с минувшими событиями — историю не повернуть вспять. В экспериментальной науке опыты, проводимые в настоящем, помогают делать выводы о прошлом. Опыты, проводимые в настоящем, но имеющие отношение к событиям прошлого, зачастую весьма ограниченны, поэтому выводы из них предполагают множество догадок. Чем больше времени прошло с момента исследуемого события, тем длиннее цепь этих догадок, и тем больше влияют на вывод вненаучные факторы — такие, например, как религиозность (или атеизм) исследователя. Таким образом, то, что принято считать „наукой“ о прошлом, нередко оказывается всего лишь отражением мировоззрения ученых. Конфликты между „наукой“ и „религией“ происходят именно в исторической науке, а не в экспериментальной. К сожалению, авторитет, завоеванный достижениями экспериментальной науки, приводит многих к ошибочному мнению, что догадкам и умозрительным построениям исторической науки тоже следует безоговорочно верить.
В исторической науке обсуждаются преимущественно не свидетельства настоящего, а предположения о прошлом. Ученые, которые верят в летопись Библии, называющей себя Словом Божьим,22 наверняка придут совершенно к иным выводам, нежели ученые-атеисты. В основе множества несоответствий и расхождений в исторической науке лежит намеренное отрицание Слова Божьего (2 Пет. 3:3-7).
Кто сотворил Бога?
Нередко атеисты задают христианам вопрос: „Допустим, Бог создал Вселенную; но кто же создал Самого Бога?“. Но Бог, Создатель Вселенной, по определению несоздаваем; поэтому вопрос „Кто сотворил Бога?“ лежит за пределами логики (как, например, вопрос: „На ком женат холостяк?“).
Более искушенный спорщик может поставить вопрос так: „Если Вселенная нуждается в причине, почему же в ней не нуждается Бог? А если у Бога не должно быть никакой причины, почему же она должна быть у Вселенной?“ Таким образом, на наше рассмотрение предлагается следующее умозаключение:
* Все, что имеет начало, имело причину.24
* Вселенная имеет начало.
* Следовательно, Вселенная имела причину.
Здесь важно отметить слова, выделенные жирным шрифтом. Вселенная обязана иметь причину, поскольку, как будет показано ниже, она имела начало. Бог же, в отличие от Вселенной, начала не имел и потому в причине не нуждается. Кроме того, общая теория относительности Эйнштейна, подтвержденная экспериментально, свидетельствует о связи времени с материей и пространством. Следовательно, и само время должно было начаться одновременно с материей и пространством в начале Вселенной. Поскольку Бог, по определению, Создатель Вселенной, то Он — и Создатель времени. Таким образом, Бог не ограничен в рамках созданного Им временного измерения, ибо Он не имел начала во времени. Отсюда следует, что Бог не имеет и не должен иметь причины.
И, напротив, существуют убедительные доказательства того, что Вселенная имела начало. Это можно вывести из основополагающих физических законов — законов термодинамики.
Первый закон термодинамики: общее количество массы и энергии во Вселенной постоянно.
Второй закон термодинамики: количество энергии, пригодной для совершения работы, во Вселенной уменьшается, то есть энтропия25 стремится к максимуму.
Если общее количество массы и энергии ограничено, а количество энергии, пригодной для совершения работы, уменьшается, то из этого следует, что Вселенная не может существовать вечно — в противном случае она бы уже исчерпала всю пригодную энергию и пришла бы к так называемой „тепловой смерти“. Все радиоактивные атомы распались бы, все части Вселенной достигли бы одинаковой температуры, и дальнейшее совершение работы было бы невозможным. Следовательно, самым разумным представляется следующий вывод: Вселенная была создана с большим количеством энергии, пригодной к употреблению, и теперь эта энергия истощается.26
Время
Во Вселенной количество энергии, пригодной для совершения работы постоянно уменьшается, и это ясно свидетельствует о том, что Вселенная имела начало
А что, если наш поднаторевший в спорах оппонент верит, что Вселенная имела начало, но при этом считает, что она не нуждается в причине? Но все, что имело начало, имело и причину; это самоочевидно, и в глубине души никто не станет с этим спорить. Если бы не действовал закон причины и следствия, то в мире не было бы ни науки, ни истории, ни законов права.27 Далее: Вселенная не могла быть своей собственной причиной — ничто не может создать самое себя, поскольку это предполагает существование до существования, что с точки зрения логики является абсурдом.
Выводы
* Можно доказать, что Вселенная (включая и время) имела начало.
* Неразумно предполагать, что нечто может начаться беспричинно.
* Таким образом, Вселенная имела причину, как и учит Бытие (1:1) и Послание к Римлянам (1:20).
* Бог как Создатель времени пребывает вне времени. Следовательно, Он не имеет начала, существует вечно и не нуждается в причине.28, 29
И библейские свидетельства, и невероятная сложность организации информации в живых организмах, и возникновение Вселенной — все говорит о том, что вера во всемогущего и всеведущего библейского Бога-Творца не только имеет смысл, но и является единственным жизнеспособным объяснением этого мира.
Христиане знают Бога!
Истинный христианин не сомневается в существовании Бога. Библия учит:
»Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий" (Рим. 8:14-16).
В этих стихах Библия утверждает, что у христиан есть личные отношения с Богом. Это — свидетельство о тех, кто осознал свою греховность в очах Всемогущего Бога и прямые последствия греха, раскаялся и получил Божье прощение, которое стало возможным благодаря смерти и Воскресению Иисуса. Все истинные христиане исполнились Святого Духа, осознали себя «детьми Божьими» и знают, что имеют вечную жизнь (1 Иоан. 5:13).
Приложение: Внебиблейские свидетельства о библейском Боге-Творце
1. Естественный закон
Все системы вещества/энергии имеют общую тенденцию к упадку.30 Расходуется энергия, пригодная для совершения работы, и утрачивается упорядоченность. Без запрограммированного механизма или разумного вмешательства даже открытые системы31 стремятся от порядка к хаосу, от информации — к ее отсутствию, к уменьшению полезной энергии. Именно по этой причине горячий предмет отдает тепло холодному, а энергия Солнца не способна оживить сухую корягу (в то время как живое растение содержит особый, запрограммированный механизм, направляющий эту энергию на создание особого вида упорядоченности, известного как определенная сложность).
В контексте вопроса о возникновении жизни это означает, что такая сложность не могла возникнуть без влияния на материю информации извне (см. далее в главе 1). По отношению ко всей Вселенной, которая, как признано теперь, стремится к «тепловой смерти» (то есть «от космоса — к хаосу»), это означает фундаментальное противоречие с центральной идеей эволюционной философии, то есть «от хаоса — к космосу, сама по себе».32, 33
Таким образом, Вселенная не может существовать вечно; ее нужно было «завести» — ведь не могут же, например, часы завести себя сами! А это значит, что «завела» ее некая сила извне.
2. Живые существа
Наблюдаемые изменения в живых организмах не подтверждают эволюцию от простейших к человеку (макроэволюцию); напротив, они ведут в совершенно ином направлении.
Отбор генетической информации, уже существующей в популяции (например, отбор на невосприимчивость москитов к ДДТ), ведет к потере генетической информации в этой популяции. Особь, устойчивая к воздействию ДДТ, приспосабливается к условиям среды, в которой ДДТ присутствует, но популяция в целом теряет гены — ведь москиты, не устойчивые к ДДТ, умерли и, следовательно, не передали своих генов потомству. Таким образом, естественный отбор и адаптация предполагают потерю генетической информации.
Благодаря теории информации и целому ряду наблюдений и экспериментов мы знаем, что мутации (ошибки воспроизведения гена) не способны привести к увеличению информации и функциональной сложности.34 Напротив, согласно научно установленному эффекту случайных изменений информационного потока, они порождают помехи при передаче генетической информации и таким образом повреждают ее.35 Не удивительно, что тысячи человеческих болезней в наши дни объясняются именно мутациями.
Уменьшение генетической информации (из-за мутаций, отбора-адаптации-видообразования и вымирания) согласуется с концепцией изначально сотворенных и впоследствии истощенных генофондов, предполагавших в начале высокую степень разнообразия.
Поскольку наблюдаемые «микроизменения», такие, как устойчивость к антибиотикам у бактерий и к инсектицидам — у насекомых, представляют собой информационное обеднение или, в лучшем случае, сохранение имеющегося объема генетической информации, они не могут, накапливаясь, даже за очень длительное время привести к прогрессивным изменениям, необходимым для «макроэволюции».36
На уроках биологии эти малые изменения ошибочно приводят в качестве «доказательств эволюции», однако их никак нельзя экстраполировать на объяснение эволюции от амебы к человеку. Подобная экстраполяция сродни утверждению, что если убыточное предприятие ежегодно теряет совсем небольшую сумму, то при условии достаточно продолжительного периода времени оно станет прибыльным. Зато наблюдаемые изменения прекрасно согласуются с креационной моделью, учитывающей грехопадение.
3. Ископаемые
Дарвин предполагал, что в окаменелостях будут найдены миллионы переходных форм, однако вплоть до нынешнего дня обнаружена лишь горстка более чем сомнительных форм, в «переходности» которых никто не уверен. Вот что ответил доктор Колин Паттерсон, эволюционист, старший палеонтолог Британского музея естественной истории, на вопрос, почему в его книге об эволюции нет иллюстраций переходных форм:
«…Я полностью согласен с вашим замечанием об отсутствии в моей книге иллюстраций эволюционных переходных форм. Если бы мне были известны примеры таких форм, ископаемые или живые, я бы непременно включил их в книгу. Вы пишете, что художник мог бы представить себе эти формы и изобразить их — но откуда ему было взять информацию? Я, по совести говоря, не смог бы ее ему предоставить; а если бы я положился на его творческое воображение, то куда бы это завело читателя?
Я написал эту книгу четыре года назад. Если бы я писал ее сейчас, думаю, она была бы совсем другой. Я верю в постепенные изменения, и не только из-за авторитета Дарвина, но и исходя из собственного понимания генетики. Однако мне трудно возразить Гоулду и сотрудникам Американского музея, когда они утверждают, что среди окаменелостей нет переходных форм. Меня как палеонтолога занимает философская проблема идентификации предковых форм в летописи окаменелостей. Вы говорите, что я должен был как минимум „привести фотографии окаменелостей, от которых ведут происхождение все типы организмов“. Я готов написать это большими буквами — нет ни одной окаменелости, которая могла бы послужить неопровержимым доказательством существования переходных форм».37
У археоптерикса, которого принято считать переходной формой между рептилиями и птицами, нет никаких существенных признаков, которые могли бы свидетельствовать о превращении чешуи в перо или ноги в крыло. Конечно, можно верить в эволюцию, не наблюдая ее механизмов;38 однако систематическое отсутствие предполагаемых эволюционных «звеньев» в глобальном масштабе — весомое свидетельство в поддержку библейской точки зрения на Сотворение мира; и любые соображения о том, как и когда могли сформироваться ископаемые, ничего не меняют.
Археоптерикс в представлении художника
4. Возраст Земли и Вселенной
Свидетельства в пользу «молодой» Земли/Вселенной — это, по определению, свидетельства в пользу Сотворения, поскольку натуралистическая эволюция (если бы, конечно, она вообще была возможна) предполагает огромные эпохи. Существует множество доказательств молодого возраста Вселенной:39 снижение интенсивности магнитного поля Земли, включая резкие палеомагнитные изменения,40 органические молекулы в окаменелостях, которым предположительно много миллионов лет,41 недостаточное количество гелия в атмосфере42 и соли в океанах,43 наличие углерода-14 в залежах угля и нефти, которым, как считается, миллионы лет, «многослойные» окаменелости, охватывающие страты, которым тоже якобы много миллионов лет, смешение непоследовательных геологических слоев,44 малое количество остатков сверхновых,45 магнитные поля на «холодных планетах» и многое другое (см. главу 4).
Поскольку невозможно непосредственно измерить промежутки времени, превышающие срок человеческой жизни, из настоящего — в прошлое, то любые аргументы в пользу «молодости» или «старости» Земли могут быть только косвенными и неизбежно зависят от допущений, на которых они основаны.
Аргументы в пользу молодой Земли основаны на том факте, что во многих окаменелостях хорошо сохранилась структура мягких тканей. Такая сохранность предполагает быстрое отложение и затвердение консервирующей осадочной породы. Так, наблюдения за многочисленными геологическими стратами и каньонами, стремительно сформировавшимися в результате катастроф в недавнее время, ясно свидетельствуют об ошибочности теории медленного и постепенного образования окаменелостей на протяжении огромных периодов времени.46, 47
5. Культурно-антропологические свидетельства
Сотни преданий самых разных народов мира включают в себя истории о Всемирном Потопе. Истории эти имеют существенное сходство с библейским повествованием и, таким образом, свидетельствуют о реальности Потопа. Распространено (хотя и не так широко, как история о Потопе) и предание о смешении языков и рассеянии народов. Лингвисты и биологи получили данные о генетическом родстве всех человеческих «рас» (см. главу 18) и тем самым подтвердили недавнее происхождение человечества, источником которого явилась малая популяция. Эти данные опровергают широко распространенное заблуждение, будто характерные признаки рас эволюционировали в течение длительных периодов изоляции. Исследования в области митохондриальных ДНК показывают, что все человечество относительно недавно произошло от одной праматери.48 Конечно, это открытие можно насильно втиснуть в эволюционную модель, однако гораздо лучше оно согласуется с теорией Сотворения.
6. Разумный замысел и сложность
Известны чрезвычайно сложно скоординированные биологические системы, которые просто невозможно представить себе более простыми, частично согласованными или не полностью функционирующими.49 Среди таких систем — механизм свертывания крови, жгутики бактерий (используемые для передвижения), аппарат фотосинтеза, метаморфоз гусениц в бабочек через стадию куколки. И таких примеров в живом мире великое множество.
Вероятно, самое «очевидное» свидетельство в пользу сотворения мира Разумным Создателем — устройство человеческого мозга с его потрясающей сложностью, способностью к творчеству и абстрактному мышлению и другими особенностями, которые никак нельзя объяснить исключительно требованиями выживания.
Превращение гусеницы в куколку, а затем в бабочку — глубоко целостный процесс, опровергающий эволюционное представление о поэтапных изменениях
На молекулярном уровне организация, характерная для живых организмов, принципиально отличается от организации, скажем, кристаллов. Так, функция конкретного белка зависит от последовательности сборки всех его составляющих. Закодированная информация, необходимая для возникновения этой последовательности, не присуща химической структуре отдельных компонентов белка (в отличие от структуры кристалла), а поступает извне.
В процессе размножения информация, необходимая для построения нового организма, находит отражение в структуре живого вещества и создает «запрограммированный» образ посредством «родительских» систем не меньшей (если не большей) сложности (для производства которых требуется такая же информация). Никакой самопроизвольный физико-химический процесс без этого механизма предварительного программирования не способен создать последовательности, обладающие столь высокой информационной емкостью,— для этого необходимо вмешательство разума извне.
Единственный закономерный вывод из этих наблюдений заключается в том, что изначально обширный фонд биологической информации в виде сотворенных популяций совершенных организмов был порожден внешним разумом.50 Этот разум бесконечно превосходит человеческий, что идеально соответствует библейскому откровению о Боге. |