Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 28 февраля 2024
Глава 5-я. Власть Духа над плотью. PDF Печать E-mail

«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас! К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так чтобы вы делали не то, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то будем же и поступать по духу. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». Послание к Галатам, 5-я глава.

 

Связь между четвертой и пятой главами Послания к Галатам теснее, чем между любыми другими двумя главами этого послания. Эта связь настолько сильна, что сложно понять, как могла кому-то прийти в голову идея о том, чтобы разделить их на две отдельные главы. Просто невозможно завершить чтение на 31-м стихе четвертой главы, потому что необходимо читать дальше, то есть, с первого стиха пятой главы (и далее), как мы и сделали. Мы, однако, еще не почерпнули всего, что нам нужно взять из этого текста, и поэтому будем исследовать его.

 

Свобода, которую дает Христос.

Когда Христос явился во плоти, Его миссия заключалась в провозглашении "освобождения пленным", и "узникам открытие темницы". Чудеса, которые Он совершал, были практическими иллюстрациями этой миссии, и самое изумительное из них вполне заслуживает нашего рассмотрения прямо сейчас.

"В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога" (От Луки 13:10-13).

Когда лицемерный начальник синагоги стал жаловаться на то, что Иисус сделал это чудо в субботу, Иисус напомнил о том, что каждый из них в субботу вывел бы своего вола или осла из стойла, чтобы напоить, а затем сказал: "Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" Две особенности этого происшествия достойны пристального внимания: во-первых, женщина была связана сатаной, и во-вторых, она имела духа немощи, или отсутствие сил. А теперь заметьте, как точно эти две особенности описывают наше состояние перед тем, как мы встречаем Христа на своем жизненном пути.

1. Мы связаны сатаной, "который уловил нас в свою волю". "Всякий делающий грех есть раб греха" (Иоанна 8:34), и "всякий делающий грех есть от дьявола" (1-е Иоанна 3:8). "Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится" (Притчи 5:22). Грех и является теми узами, которыми сатана нас связывает.

2. Мы также имеем духа немощи, и не можем сами подняться, или освободить себя от цепей, которыми мы скованы. И именно тогда, когда мы были еще "немощны", или "без сил", Христос умер за нас (Римлянам 5:6). Эти два слова, - "без сил", переводятся с того же слова, что и слово "немощь", которым описано состояние женщины, исцеленной Христом. Она была "без сил". Быть "немощным" означает абсолютно не иметь никаких сил. Таково и наше состояние.

 

Что Иисус делает для нас?

Что же Иисус делает для нас сегодня? - Он забирает нашу слабость, и дает нам взамен Свою силу. "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших" (К Евреям 4:15). "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (От Матфея 8:17). Он становится всем тем, чем являемся мы, для того, чтобы мы могли быть всем тем, чем является Он. Он "родился под законом, для того, чтобы искупить тех, кто был под законом". Он избавил нас от проклятия, став проклятием за нас, чтобы мы получили благословение. Хотя Он не знал греха, Он стал грехом за нас, "дабы мы стали праведностью от Бога в Нем" (2-е Коринфянам 5:21).

 

Почему Он это делает?

Зачем Иисус освободил ту женщину от ее немощи? Для того, чтобы она могла ходить в свободе. Конечно, это не означает, что она могла продолжать свободно делать все то, что она делала прежде, когда она была вынуждена так жить. Для чего же Иисус освобождает нас от греха? Для того чтобы мы могли жить свободными от греха. Ввиду слабости нашей плоти, мы не способны исполнять праведность закона; поэтому Христос, пришедший во плоти, имеющий власть над всякою плотью, укрепляет нас силой Своего Духа "во внутреннем человеке", чтобы праведность закона могла быть исполнена в нас, ходящих не по плоти, но по Духу. Мы не можем сказать точно, как Он это делает; одному Ему известно, как это происходит, потому что Он один имеет эту силу и власть; но мы можем убедиться в реальности этого опыта.

 

Настоящая свобода.

Обратите особое внимание на слова Иисуса, сказанные женщине тогда, когда она еще была "связана" и неспособна подняться: "Ты освобождаешься от болезни твоей". "Ты освобождаешься" - это настоящее время. Точно такие же слова Он говорит и нам. Каждому пленнику Он провозгласил освобождение. Женщина "не могла никак подняться", и все же, по слову Иисуса она сразу же встала. Она не могла этого сделать, но сделала это. Невозможное людям возможно Богу. "Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных" (Псалтирь 144:14). Вера не создает факты и события. Она только признает их существование. Не существует ни единой души, обремененной тяжестью греха в результате деятельности сатаны, которую Христос не поднимает. Свобода уже принадлежит каждому; необходимо только признать это и воспользоваться ею. Пусть эта весть будет возвещена далеко и широко. Пусть каждая душа услышит, что Христос уже подарил освобождение каждому пленнику. Тысячи людей возрадуются этой вести.

Христос пришел восстановить то, что было потеряно; Он совершает наше искупление, освобождая от проклятия; Он уже искупил нас; следовательно, свобода, которую Он нам дает, существовала прежде, чем пришло проклятие. Человек был создан царем. И царем был создан не только первый из сотворенных людей, а все человечество. "В тот день, когда Бог сотворил человека, по подобию Божию Он создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: Адам, в день сотворения их" (Бытие 5:1,2). "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте...", и так далее. Владычество, как мы видим, было дано каждому человеческому существу: как мужчине, так и женщине.  Это владычество было всеобъемлющим. Когда Бог создал человека, Он «все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему» (К Евреям 2:8). Это владычество не ограничивалось только этой планетой, ибо когда Бог увенчал человека славою и честью, Он поставил его над «делами рук Своих» (Евреям 2:7), и мы читаем: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих» (К Евреям 1:10). Это показывает, насколько свободным был человек перед тем, как его постигло проклятие, ибо, само собой разумеется, что владыка должен иметь абсолютную свободу, по крайней мере на территории своего владычества. Иначе его нельзя назвать владыкой.

Это правда, что сегодня мы «все еще не видим, чтобы все было ему покорено; но мы видим Того, Кто стал немного ниже ангелов, Иисуса, Который за претерпение смерти увенчан славою и честью, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за каждого человека» (К Евреям 2:8,9), и таким образом искупить каждого человека от проклятия потерянного владычества.

 

«Увенчан славою и честью».

Венец подразумевает царское достоинство. Человек имел венец Христов, когда он был поставлен над делами рук Божьих. Поэтому Христос (как Человек, в такой же плоти, что и вы), прямо перед тем как вознестись на небеса после Своего воскресения, сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Поэтому идите…» (От Матфея 28:18,19) Из этих слов мы видим, что нам дана та же сила, что и Ему. Об этом также говорится во вдохновенной молитве о том, чтобы нам познать безмерность могущества величия Его в нас, верующих «по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его». За этой молитвой мы читаем утверждение о том, что Бог оживотворил нас во Христе, «и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, (К Ефесянам 1:18-22; 2:1-6).

Христос вкусил смерть за нас как человек, и посредством креста искупил нас от проклятия. И если мы распяты с Ним, мы также и воскресли с Ним, и воссели с Ним в небесах, и все покорено под ноги наши. Если мы этого не знаем, то это только потому, что мы еще не позволили Духу открыть это нам. Глаза сердца нашего нуждаются в просвещении Духом, дабы нам познать «надежду призвания Его, и богатство славного наследия Его для святых». Ко всем тем, кто умер и воскрес со Христом, обращено наставление: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (К Римлянам 6:12). Этот текст показывает, что мы – господа. Мы имеем власть над грехом, чтобы он не имел над нами никакого верховенства. Мы имеем искупление кровью Христа, прощение грехов (Ефесянам 1:7); и когда Он «омыл нас от грехов наших кровью Своею», Он «соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откровение 1:5,6). Какое славное владычество! Какая славная свобода! Свобода от власти проклятия, даже когда мы окружены этим проклятием со всех сторон; свобода от «настоящего лукавого мира» - от похоти плоти, от похоти очей и от гордости житейской! Свобода, действительная в целой вселенной (власть на небе и на земле), так чтобы ни «князь, господствующий в воздухе», ни «мироправители тьмы века сего» не имели над нами никакой власти! Именно эту свободу и власть имел Христос, когда сказал: «Отойди от Меня, сатана!». Дьявол сразу же его оставил. Это власть над «всякой силой вражьей» (Луки 10:19). Это такая свобода, что ничто на небе и на земле не может нас к чему-либо принудить, или заставить нас поступать против нашей воли. Бог не собирается этого делать, ибо мы получаем свою свободу от Него; и никто другой тоже не может этого сделать. Это власть над стихиями, чтобы они нам служили, вместо того, чтобы контролировать нашу жизнь. Нам нужно научиться узнавать Христа и Его крест во всем, чтобы проклятие не имело над нами силы, и чтобы наши умы и тела не колебались от малейшего изменения в погоде. Наше здоровье быстро наладится, ибо жизнь Иисуса будет явлена в смертной плоти нашей. Такую славную свободу ни один язык и ни одно перо не может описать. Верьте в нее, когда Дух Святой открывает вам ее сущность, принимайте ее, стойте в этой свободе; стойте твердо!

 

«Стойте твердо».

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их… Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Псалтирь 32:6,9). То же самое слово, которое сотворило звездное воинство, повелевает нам: «Стойте твердо!» Это не та заповедь, которая оставляет нас такими же беспомощными, как прежде, а то слово, которое вместе с собой несет и само исполнение этого повеления. Вспомните случай с хромым человеком, который был исцелен. (Иоанна 5:5-9; Деяния 3:2-8; 14:8-10) Эта заповедь совершает то, о чем говорит. Небеса не создавали себя сами, но были вызваны к существованию словом Господним. Так пусть же они будут вашими учителями. «Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него никто не обделен» (Исаия 40:26). «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Исаия 40:29). Вы только прислушайтесь к этим словам: «Стойте твердо!».

 

Вопрос пользы

«Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа». Необходимо понимать, что здесь речь идет о гораздо большем, чем просто обряд обрезания. Доказательством этому служит тот факт, что данное послание, в котором так много сказано по поводу обрезания, сохранилось Господом для нас, и содержит евангельскую весть для всех времен, хотя в наше время обрезание не является таким жгучим и животрепещущим вопросом. Никто сегодня не пытается склонить христиан к мнению о необходимости принятия обряда обрезания на плоти. Главный вопрос касается обретения праведности - спасения от греха и наследия праведности. Истина в том, что все это можно обрести только верой, - принятием Христа в сердце, позволив Ему жить Своей жизнью в нас. Авраам имел эту праведность, праведность от Бога по вере Иисуса Христа, и Бог дал ему обрезание как знак наличия существующего факта. Этот знак имел особое значение для Авраама, служил ему постоянным напоминанием о его ошибке, которую он допустил, пытаясь с помощью плоти исполнить Божье обещание. Его история служит таким же напоминанием и для нас. Она показывает, что «плоть не приносит никакой пользы», и поэтому на нее нельзя полагаться вообще. Сам факт того, что человек обрезан, не делает Христа ближе к нему ни на сколько, ибо сам Павел был обрезан, и из соображений целесообразности обрезал Тимофея (Деяния 16:4-7), однако же Павел не считал свое обрезание, как и любой другой внешний знак, имеющим какую-либо ценность (Филиппийцам 3:4-7), и даже когда было предложено обрезать Тита из соображений необходимости сделать это для его спасения, он этого не допустил (Галатам 2:3-5).

То, что должно было быть только знаком уже существующего факта, последующие поколения сделали средством достижения этого факта. Поэтому обрезание в данном послании символизирует все виды дел, которые люди делают с целью получить праведность. Внешний знак обрезания, обрезание на плоти, которое иудействующие учителя желали навязать верующим из язычников как великое средство спасения (смотри Деяния 15:1), символизирует собой все дела плоти, которые противны Духу. Истина же заключается в том, что, если человек делает хоть что-либо с расчетом спастись посредством этого дела, то есть, желая обрести спасение своими собственными делами, он не получает при этом никакой пользы от Христа. Если Христос не будет принят как полный и целостный Искупитель, Он не будет принят вовсе. Другими словами, если Христос не будет принят таким, какой Он есть, Он будет отвержен. Ведь Он не может быть каким-то другим, чем Он есть на самом деле. Христос не может разделиться; и Он не разделяет ни с одним человеческим или другим существом честь называться Спасителем. Поэтому не так трудно увидеть: если кто-то обрезывается с целью получить таким образом спасение, он тем самым показывает отсутствие веры во Христа как в Единственного Спасителя человечества, Который восполняет все нужды.

Бог дал обрезание в качестве знамения веры во Христа; иудеи исказили его значение, сделав его заменителем веры. Поэтому, когда иудей хвалился своим обрезанием, он хвалился своей собственной праведностью. Это показано в 4-м стихе: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». Этими словами критикуется не закон, а человеческая способность исполнять закон. Слава закона как раз и заключается в том, что он настолько свят, что ни один человек не способен достигнуть до стандартов его совершенства. Только во Христе праведность закона становится нашей; и истинное обрезание – это поклонение Богу в Духе, и радость во Христе Иисусе, и отсутствие всякой надежды на плоть (Филиппийцам 3:3).

 

Должники закона.

«Я еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон». «Вот!», - кто-то воскликнет, - «Вот где сказано о том, что закона нужно сторониться; ибо Павел говорит, что обрезывающиеся должны исполнить весь закон; а он предостерегает их от обрезания». Не будем спешить с выводами, друзья. Обратим пристальное внимание на эти слова. Прочтите их снова, и вы увидите, что здесь критикуется не сам закон, и не его исполнение. Нас предостерегают от состояния должника закона. Разве нет между этими понятиями великой разницы? Хорошо иметь еду, чтобы было что поесть, и одежду, чтобы было во что одеться, но плохо становиться должником, удовлетворяя эти потребности. Еще печальнее становиться должником за приобретение этих вещей, но при этом остаться без них. Должник – это тот, кто должен что-либо. Должник закона должен закону то, чего закон требует – а именно – праведность. Поэтому, всякий должник закона находится под проклятием, ибо написано: «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Следовательно, пытаться получить праведность любыми другими средствами кроме как верой во Христа означает навлекать на себя проклятие вечного долга. Такой человек находится в вечном неоплатном долгу, ибо ему нечем заплатить; но все же тот факт, что он является должником закона, должником всего закона, показывает, что он должен исполнить весь закон. Как же ему это сделать? «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (От Иоанна 6:29). Пусть такой человек перестанет доверять себе, пусть он примет и исповедует Христа в своей плоти, и тогда праведность закона будет исполнена в нем, потому что он будет жить не по плоти, но по Духу.

 

«Надеемся праведности от веры».

«А мы Духом ожидаем надежды праведности от веры». Не будем ограничиваться однократным чтением этого стиха, чтобы воспринять то значение, которое он несет. При чтении этих слов подумайте о том, что мы уже выяснили насчет обетования Духа. Не стоит склоняться к мнению о том, что этот текст велит нам, имея Духа, ожидать праведности. Ни в коем случае не стоит так думать. Дух уже приносит с Собой праведность. «Дух – это жизнь по причине праведности» (Римлянам 8:10). Когда Он придет, Он убедит мир в грехе и в праведности (Иоанна 16:8). Поэтому всякий принимающий Духа имеет познание греха, а также имеет праведность, которую дает только Дух, и нужду в которой Дух показывает такому человеку. Какую же праведность дает Дух? Праведность закона; об этом мы уже знаем, «ибо закон духовен» (Римлянам 7:14).

Как же тогда насчет «надежды праведности», которую мы ожидаем Духом? Заметьте: мы не читаем о том, что мы Духом надеемся на праведность. Мы читаем о том, что мы «ожидаем надежды праведности от веры», то есть надежды на то, что приносит с собой обладание праведностью. Давайте кратко рассмотрим этот вопрос более детально. Это не займет много времени, потому что мы уже исследовали эту тему. Все, что нам нужно сделать – это освежить ее в наших умах.

1. Дух Божий назван «Святым Духом обетования». Не «обетованным Святым Духом», а именно Духом, обладание которым убеждает нас в верности Божьего обетования.

2. Бог обещал нам как детям Авраама наследие. Святой Дух – залог этого наследства, данный нам до тех пор, пока приобретенное для нас наследие не будет искуплено и отдано нам (Ефесянам 1:13,14).

3. Это наследие, которое обещано, представляет собой новые небеса и новую землю, "на которой обитает праведность" (2-е Петра 3:13).

4. Дух дает праведность, ибо Дух - это представитель Христа, или само Средство, посредством которого Сам Христос, наша Праведность, приходит в наши сердца, чтобы обитать там (Иоанна 14:16-18).

5. Следовательно, надежда, которую приносит Дух - это надежда на то наследие, которое приносит праведность, а именно надежда на наследие в царстве Божьем на новой земле.

6. Праведность, которую Дух приносит нам - это праведность закона Божьего, который Духом вписывается в наши сердца, а не на каменные скрижали (Римлянам 2:29; 2-е Коринфянам 3:3).

7. Общий вывод можно сделать такой: "Если мы полностью перестанем доверять себе, и признаем, что "не живет в нас ничто доброе", а значит ничто хорошее не может из нас исходить, если мы, вместо того, чтобы считать себя могущественными и способными исполнить закон, позволим Духу Святому наполнить нас, чтобы таким образом мы исполнились праведности закона, тогда мы будем иметь живую надежду, пребывающую в нас. Надежда Духа, или надежда праведности через веру не имеет в себе никакой неопределенности; она тверда и непоколебима. Но никакой надежды кроме этой нет больше нигде. Тот, кто не имеет "праведности, которая от Бога по вере" не имеет вообще никакой надежды. Только Христос в нас является "упованием славы".

 

Силы нет нигде, кроме как в вере.

" Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью". Слово, переведенное здесь как "иметь силы" - это то же самое слово, которое переводится как "возмочь", или "быть способным" в текстах из Луки 13:24; Деяния 15:10; 6:10. В Послании к Филиппийцам (4:13) это же слово переведено как "могу".

Данное утверждение сводится к следующим словам: Обрезание не способно ни на что, как и необрезание; одна только вера, действующая любовью, способна на все. Эту веру, которая действует любовью, можно найти только во Христе Иисусе.

Но о каких же способностях и действиях здесь говорится? Ни о каких других, как только об исполнении закона. Ни один человек не может его исполнять, в каких бы он ни был условиях и состоянии. Необрезанный человек не имеет никакой силы соблюдать закон, и обрезание не может сделать его способным к этому. Один может хвалиться своим обрезанием, другой - своим необрезанием, но оба будут хвалиться ложно. Законом веры похвальба исключается (Римлянам 3:27); ибо если только вера самого Христа может соблюдать закон праведности, то нам не остается никакого шанса говорить о том, что якобы сделали мы. "Всем обязан я Христу..."

 

Остановленные.

Галатийские братья хорошо начали, ибо они начали "в Духе"; но некто остановил их на их пути. Вопрос такой: "кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?" Божий закон - истина (Псалтирь 118:142), и галатийские братья начали свой путь соблюдения этого закона; они преуспели в начале этого пути, но позже они перестали идти вперед. Почему? - "потому что [искали] не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения" (К Римлянам 9:32). Христос есть Путь и Истина и Жизнь, и в Нем нет преткновения. Он стал для нас Праведностью. Совершенство закона - в Нем, ибо Его жизнь и есть закон.

 

"Соблазн креста".

Крест всегда был символом позора. Быть распятым означало подвергнуться самой постыдной смерти из всех известных людям смертей. Апостол сказал, что если бы он проповедовал обрезание, то есть, праведность по делам, то соблазн креста прекратился бы. Соблазн креста заключается в том, что крест открывает человеку его бренность и греховность, его абсолютную неспособность делать добро. Взять крест Христов означает зависеть во всем только от Него, а это приводит к устранению всякой человеческой гордости. Люди любят считать себя независимыми. Они не имеют никаких возражений против любого добра, которое они могут делать сами. Кто-то может проповедовать "мораль" целой группе разбойников, или язычников, и эта проповедь будет хорошо принята, пока она говорит им об их собственных усилиях в достижении этой "морали". Вообще-то слушатели будут чувствовать скорее поддержку своему достоинству, чем наоборот, ибо такая проповедь будет подразумевать, что они уже праведны сами по себе. Но попробуйте только проповедовать крест; попробуйте только сообщить о том, что в человеке "не живет ничто доброе", и что все доброе должно быть принято, как дар, и сразу же кто-то воспримет это как оскорбление.

 

Свобода служить, а не грешить.

"К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу". Две предыдущие главы говорят о рабстве, о заключении. Прежде пришествия веры мы заключены под грехом и являемся должниками закона. Вера Христа освобождает нас, но, когда мы получаем свободу, к нам обращено наставление: "Иди и впредь не греши". Мы получили свободу от греха, а не свободу грешить. Как много людей ошибаются как раз в этом вопросе! Многие искренние души считают, что во Христе мы свободны игнорировать закон, и пренебрегать им, забывая о том, что преступление закона - это грех (1-е Иоанна 3:4).

Служить плоти означает совершать грех, "потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (К Римлянам 8:7). Поэтому, когда апостол просит нас не использовать свою свободу как повод к угождению плоти, он просто предупреждает нас об опасности неверного использования той свободы, которую нам дает Христос, и предостерегает от опасности снова ввергнуть себя самих в рабство нарушения закона. Вместо этого, нам следует любовью служить друг другу; ибо любовь есть исполнение закона.

Вспомните о том, что было сказано в этой главе о свободе, которую нам дарует Христос. Он дает нам свободу первоначального владычества. Но помните, что Бог дал владычество всему человечеству, и что во Христе все становятся царями. Это показывает, что единственное человеческое существо, которым любой христианин имеет право управлять - это он сам. Величайший человек в царстве Христовом - это тот, кто управляет своим собственным духом. Мы поставлены царями над более низкими из сотворенных существ, над стихиями, и над нашей собственной плотью, но не над другими людьми. Мы призваны служить другим людям. Мы должны иметь ум, который был во Христе, когда Он был еще в царских дворах небес, "будучи Богом", должны иметь ум, который привел Его к решению "принять образ раба" (Филиппийцам 2:5-7). Он не изменял природу Своего характера, придя на нашу землю. Он изменил только форму Своего существа. Поэтому, даже будучи помазанным Царем Сиона, Он был рабом. Об этом еще яснее свидетельствует тот факт, что Он омыл ноги Своих учеников, с полным осознанием того факта, что Он оставался их Учителем и Господом, и что Он пришел от Бога и к Богу отходит (Иоанна 13:3-13). Более того, когда все искупленные святые явятся во славе, Сам Христос "препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им" (От Луки 12:37). Величайшая свобода заключается в служении - в служении нашим ближним во имя Иисуса. Тот, кто оказывает величайшее служение - величайшее не с человеческой точки зрения, ибо такое служение люди считают самым унизительным - тот и велик. Этому мы учимся у Христа, который, будучи Царем царствующих и Господом господствующих, являясь в то же время Рабом всем нам, совершает такое служение, которое никто другой не смог бы совершить. Божьи рабы все являются царями.

 

Любовь исполняет закон.

Любовь является не заменой соблюдению закона, а совершенным его соблюдением. Как раз сейчас уместно будет прочесть 13-ю главу 1-го Послания апостола к Коринфянам. «Любовь не делает ближнему зла; поэтому любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13:10). «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Иоанна 4:20). Поэтому, если человек любит своего ближнего, то он должен любить Бога. «Любовь от Бога», ибо «Бог есть любовь». Поэтому любовь и есть жизнь от Бога. И если эта жизнь будет в нас, если ей будет позволено свободно действовать в нас, то и закон несомненно будет в нас, ибо жизнь Божья и есть Его закон для всего сотворенного. Эта любвеобильная жизнь была явлена в даре Христа, когда Он отдал Себя миру. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас жизнь Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1-е Иоанна 3:16).

 

Любовь – это бескорыстие.

Это понятно из того факта, что, поскольку любовь означает служение, а служение означает делать что-то для других, то очевидно, что любовь не думает о себе. Тот, кто любит, думает только о том, как он может быть благословением для других. Поэтому мы и читаем: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1-е Коринфянам 13:4,5).

И как раз здесь, на этом важном пункте, каждый из родившихся в мире ошибается или ошибался. Счастливы те, кто понял свою ошибку, и имеют некоторое понимание и применение истинной любви. «Любовь не ищет своего». Поэтому себялюбие – это вовсе не любовь в подлинном понимании этого слова. Это всего лишь жалкая подделка. И тем не менее, большинство из того, что в этом мире называется любовью, на самом деле не является любовью к другим, а фактически любовью к себе. Даже то, что должно служить высшей формой земной любви, любви, которая используется Богом для иллюстрации Его любви к Своему народу – любовь между мужем и женой – часто представляет собой скорее эгоизм, чем любовь. Мы уж не говорим о том, что вообще недостойно упоминания, а именно: браки, которые заключаются с целью получения положения в обществе или благосостояния, а также о том, что признается всеми в искренней беседе: почти каждый раз вступающие в брак думают больше о своем собственном, индивидуальном счастье, чем о счастье другого. Конечно, такое положение вещей характерно для различных пар в различной степени, и по мере существования в этих отношениях бескорыстной любви, там существует в той же степени и настоящее счастье. Урок же, который человечество усваивает очень медленно, заключается в том, что истинное счастье обретается только тогда, когда мы прекращаем к нему стремиться, пытаясь сделать счастливыми других.

 

«Любовь никогда не перестает».

Это еще одна проверка, показывающая, насколько то, что называется любовью, на самом деле таковой не является. Любовь никогда не перестает. Утверждение абсолютно по своему характеру – «никогда». Исключений здесь нет, как нет никаких поправок на обстоятельства. Любовь не подвержена влиянию обстоятельств. Мы часто слышим о чьей-то любви, которая охладела, но этого никогда не может произойти с истинной любовью. Истинная любовь всегда горяча, всегда изливается на других. Ничто не может заморозить источник этой любви. Любовь абсолютно бесконечна и неизменна, просто потому, что она является жизнью самого Бога. Нет никакой другой любви, кроме любви Божьей, поэтому единственная возможность проявления истинной любви среди людей заключается в любви Божьей, которая изливается в сердце Духом Святым.

 

Зачем любить?

Порой после признания в любви человек, которого любят, спрашивает: «Почему ты любишь меня?», как будто бы для любви кто-то может назвать причину! Любовь сама является причиной своего существования. Если бы любовь могла назвать причину в другом человеке, по которой его любят, то тем самым она доказала бы, что она любовью как раз и не является. Каким бы ни был объект такой любви, причина для любви, присутствующая в нем, может когда-то прекратить свое существование, и тогда эта мнимая любовь тоже перестанет существовать. Но истинная любовь «никогда не перестает». Поэтому такая любовь не может зависеть от обстоятельств. Единственный ответ, который может дать такая любовь – это «просто потому»; потому что она существует. Любовь просто любит, потому что это - любовь. Любовь – это качество характера личности, которая любит, и личность эта любит просто потому, что имеет любовь, независимо от характера объекта своей любви. Эта истина видна более ясно, когда мы снова обращаем свой взор на Бога - Источник любви. Он есть любовь. Любовь – это сама Его жизнь; но невозможно дать никакое объяснение существованию Бога. Высочайшее человеческое восприятие любви – любить потому, что нас любят, или потому, что объект нашей любви достоин любви. Но Бог любит и недостойных, и даже тех, кто Его ненавидит. «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас по Своей милости» (К Титу 3:3-5). «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:46-48).

 

«Не делает зла».

«Любовь не делает ближнему зла». Слово «ближний» означает любого, кто живет рядом с тобой. Поэтому любовь простирается на все, что она встречает на своем пути. Тот кто любит, должен обязательно любить каждого. Здесь можно возразить, указывая на то, что любовь все-таки проводит некоторые различия, как например, любовь между мужем и женой в сравнении с любовью к другим членам семьи. Но это возражение будет безосновательным, ибо семейные отношения, если их правильно понять, предназначены для того, чтобы союз любви был лучшим образом открыт другим людям. По принципу не просто удвоения силы, а умножения ее в десять раз, посредством союза, как показано в словах: «один будет прогонять тысячу, а два – десять тысяч обращать в бегство», союз мощным образом умножает действенную силу любви. Если два человека, каждый из которых имеет эту бескорыстную любовь ко всему человечеству, объединятся в любви, в таком случае их союз делает их в десять раз более способными служить другим. Если кто-то считает это слишком высоким стандартом, пусть этот человек вспомнит о том, что мы обсуждаем весьма величественное явление - высочайшее явление во вселенной. Мы говорим о любви абсолютной и неизмеримой, которая сходит с неба, а отнюдь не о той любви, которая влачит свое жалкое существование во мраке земли. Бедные, хрупкие человеческие сердца определенно нуждаются в самом лучшем. И поскольку любовь не делает зла своему ближнему, из этого следует, что христианская любовь, - а никакой другой любви на самом деле не существует, как мы уже знаем, - эта любовь не допускает войн и споров. Никакая философия не может прийти к выводу о том, что убийство человека – это доброе дело для него. Когда солдаты спросили у Иоанна Крестителя: «Что нам делать» как последователям Агнца Божьего, на которого он указывал, он ответил: «Никого не обижайте» (Луки 3:14). Задавшие этот вопрос были «солдатами на службе», как мы видим из пометок пересмотренной версии перевода (Revised Version). В этих пометках мы также находим альтернативный перевод ответа, данного Иоанном: «Не устрашайте никого». Любая война, на которой соблюдался бы этот совет, протекала бы весьма мягко. Если бы армия состояла из христиан, из истинных последователей Христа, то, при сближении с врагом такая армия, вместо того, чтобы стрелять в них, разведывала и узнавала бы нужды противника, чтобы эти нужды восполнить. «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (К Римлянам 12:20,21)

 

Берегитесь.

«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (К Галатам 5:15). Вы видите, к какому опасному состоянию пришли галатийские братья, последовав лукавому совету. Отпадая от простоты веры, они сами подвергли себя проклятию, которое ведет в адский огонь. Ибо «язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иакова 3:6). Язык погубил больше людей, чем меч, ибо меч никогда бы не вытаскивался из своих ножен, если бы к этому не приводил неуправляемый язык. Ни один человек не может укротить его, но Богу это возможно. И Он уже делал это в опыте галатийских братьев, когда их уста были исполнены благословениями и хвалой. Но какое разительное изменение произошло с ними снова! В результате последующего влияния на них, они опустились от величественных благословений к низким спорам, и, вместо того, чтобы принимать наставления, они были готовы пожрать друг друга.

 

«Закваска порока и лукавства».

Стихи 8-й и 9-й, следуя за вопросом: «Кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» применимы здесь точно также, поскольку состояние, описанное словами: «угрызаете и съедаете», явно свидетельствует о непослушании истине. «Такое убеждение не от Призывающего вас». Бог есть Бог мира. О Христе, Князе мира (в смысле умиротворения, - прим. пер.), было сказано: «не воспрекословит» (От Матфея 12:19); поэтому «рабу Господа не должно ссориться (2-е Тимофею 2:24). Евангелие Иисуса Христа названо «благовествованием мира» (Ефесянам 6:15). Но если вы видите споры и противостояния в церкви, будьте уверены в том, что Евангелие в ней было плачевным образом искажено. Пусть никто не убеждает себя в своей ортодоксальности, в своей твердости в вере, если при этом он сварливо препирается с другими, или вовлекается в ссоры. Раздоры и споры – это признаки отпадения от веры, если конечно она была у такого человека; ибо, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (К Римлянам 5:1). Мы не просто «в мире с Богом». Мы имеем мир «с Ним», или имеем Его мир. Поэтому новое «убеждение» галат, которое привело к спорам и к «истреблению друг друга» лукавым огнем языка, пришло не от Бога, который призвал их к познанию Евангелия. Один маленьких шаг часто приводит к широкому раздору. Две железнодорожные линии могут казаться параллельными, но при этом они могут незаметно отдаляться друг от друга, пока не будут направлены в разные стороны. «Малая закваска заквашивает все тесто». Каким бы малым и пустяковым ни казалось заблуждение, оно несет в себе семя всех беззаконий. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иакова 2:10). Один-единственный ложный принцип, принятый в сознание, испортит всю жизнь и характер. Малые лисицы портят весь виноградник.

 

Дела плоти.

Каковы дела плоти? Вот список образцов этих дел: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство». Не очень приятный список, не так ли? Но это еще не все, ибо апостол добавляет: «и тому подобное». Этот список следует хорошенько обдумать, принимая во внимание, что «поступающие так царства Божьего не наследуют». Сравните этот список со списком беззаконий, перечисленных самим Господом в евангелии от Марка (7:21-23), то есть со списком тех грехов, которые исходят изнутри, из сердца человеческого. Такова сама жизнь плотского человека. Все эти грехи исходят из его природы. Сравните оба эти списка с перечисленными беззакониями из Послания к Римлянам (1:28-32), с поступками язычников, которые не пожелали сохранить Бога в своем разуме. Таковы дела всех тех, кто не знает Господа. А теперь сравните эти списки с тем, что сказано апостолом Павлом во 2-м Послании к Тимофею (3:1-5), когда он перечисляет поступки тех беззаконников последнего времени, которые «имеют вид благочестия». Вы обнаружите, что все эти перечисленные грехи, в сущности, одинаковы. Когда люди отворачиваются от «истины Евангельской», которая и является силой Божьей ко спасению всякому верующему, они неизбежно попадают во власть этих грехов.

 

«Нет различия».

Существует только одна «плоть человеческая» (1-е Коринфянам 15:39), поскольку обитатели земли все являются потомками одной супружеской пары – Адама и Евы. «Одним человеком грех вошел в мир» (Римлянам 5:12), поэтому любой грех, который только есть в мире, присущ всякой «плоти». А значит и в плане спасения «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (К Римлянам 10:12). Смотри также послание к Римлянам 3:21-24. Ни один человек на земле не может превозноситься над другими, и не имеет права презирать другого по причине его греховного падшего состояния. Напротив, видя и слыша о низких пороках какого-либо человека, вместо того, чтобы чувствовать себя довольными своим собственным нравственным состоянием, мы должны исполняться стыдом и печалью, ибо эти грехи напоминают нам самим о состоянии нашей человеческой природы, которая у всех одинакова. Дела, которые делает «тот убийца», «тот пьяница», или «тот распутник», являются просто-напросто делами нашей собственной плоти. Плоть всего человечества не имеет ничего другого в своем распоряжении, кроме всех дел, описанных в данной главе.

 

«И тому подобное».

Прочтите снова этот список дел плоти. Некоторые из них осуждаются как очень скверные, другие, по крайней мере, как не очень благородные поступки; а другие воспринимаются обществом как некие «простительные грехи», если не абсолютные добродетели. Заметьте, однако, слова: «и тому подобное». Это значит, что все поступки, перечисленные здесь, идентичны по своему характеру. Писание сообщает нам о том, что ненависть – это убийство. «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1-е Иоанна 3:15). Более того, гнев – это тоже убийство, как показано самим Спасителем в евангелии от Матфея (5:21,22). Зависть, которая так сильно распространена, также содержит в себе убийство. Но кто считает соперничество грехом? Разве стремление к превосходству не поощряется повсюду? Разве детей не учат с самого детства превосходить кого-то другого? Разве не поощряется соперничество не только во всех школах, но и в домах, а также в церковных общинах? В субботней школе стремление превосходить тоже часто поощряется в материалах для чтения. Это стремление не только не считается равноценным греху по своей пагубности, но и культивируется. Однако слово Божье убеждает нас в том, что оно является таким же грехом, что и прелюбодеяние, блуд, убийство, пьянство, и что всякий поступающий так не наследует царства Божьего. Разве это не тревожная весть?

Любовь к себе, желание превосходства – это источник всех остальных грехов, которые перечислялись. Этот грех породил бесчисленные убийства; и все же столько матерей неосознанно приучают своих детей к этому самому греху, желая, однако, воспитывать их порядочными, говоря: «Посмотрим, сможешь ли ты вести себя лучше чем…» «Постарайся научиться читать или играть на музыкальном инструменте лучше чем…» Все эти выражения, которые произносятся ежедневно в тысячах домов, приучают к соперничеству и подражанию, устанавливая ложные стандарты. Ребенка приучают не к тому, чтобы он отличал добро от зла, и любил добро, а к тому, чтобы он выглядел лучше кого-то другого в чьих-то глазах. Это ведет к самообману и фарисейству, ибо все, чему нужно при этом научиться – это быть по внешним признакам лучше других, в то время как сердце остается испорченным. Эти «другие» могут оказаться не такими уж и хорошими в своем характере, но подражающий им доволен, потому что выглядит лучше них, хотя стремление превзойти этих людей было ложным, потому что они сами - такие же скверные грешники, как и он. Прочтите снова весь этот список, обдумав внимательно каждое слово в нем. Отвратительные дела плоти проникают как раз туда, где их меньше всего ожидает большинство людей. Они есть везде, где есть человеческая плоть, и проявляются в той или иной форме везде, где эта плоть еще не распята. Грех «у дверей лежит».

 

Плоть и Дух в противоборстве друг с другом.

Плоть и Дух Божий не имеют ничего общего. Они «друг другу противятся», то есть они всегда готовы к бою, как два заклятых врага, и каждый из них только и ожидает возможности победить другого. Плоть – это тление; она не может наследовать царство Божье, потому что тление не наследует нетления (1-е Коринфянам 15:50). Плоть невозможно обратить. Она должна быть уничтожена. Плотские помышления (плотский ум) «суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (К Римлянам 8:7,8). В этом и заключается секрет отступничества галат, и проблема многих людей в их христианской жизни. Галаты начали в Духе, но решили достичь совершенства посредством плоти (Галатам 3:3), что так же невозможно, как и достичь звезд, копая землю. Так много людей желают поступать свято, но, не покорившись Духу в полной и безраздельной отдаче, они не могут делать то, что хотели бы. Дух борется в них, но имеет только частичную власть над ними. Возможно даже, что они порой полностью покоряются Ему и имеют богатый духовный опыт; но затем оскорбляют Духа, и плоть поднимает свою уродливую голову, и этих людей снова невозможно отличить от всех остальных. Временами они пропитываются помышлениями Духа, а временами – плотскими помышлениями (Римлянам 8:6), и таким образом, продолжая иметь двоящиеся мысли, они нетверды во всех путях своих (Иакова 1:8). А такое состояние является самым нежелательным для человека.

 

Дух и закон.

«Если вы Духом водитесь, то вы не под законом». «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (К Римлянам 7:14). Плоть и Дух – противники. Но против плодов Духа нет закона (Галатам 5:22,23). Поэтому закон направлен против дел плоти. Плотский ум «закону Божьему не покоряется». Поэтому те, кто «во плоти», Богу угодить не могут. Наоборот, они «под законом». Это еще одно ясное доказательство того, что быть «под законом» означает быть нарушителем закона. «Закон духовен»; поэтому все, кто водим Духом, находятся в полной гармонии с законом. Они не под законом. Здесь мы снова видим, что суть противостояния была не в необходимости соблюдать закон, или в отсутствии таковой; этого вопроса даже не возникало в уме какого-либо человека, исповедующего набожность. Вопрос заключался в следующем: «Как этот закон должен исполняться?» Галаты были введены в заблуждение льстивым учением о том, что они имели в себе самих силу это делать, тогда как посланный им небом апостол строго придерживался истины о том, что только Духом этот закон может исполниться. Он показывал это из Писаний, из истории Авраама, и из опыта самих галат. Они начали в Духе, и пока они продолжали идти вперед в Духе, они шли хорошо; но когда они заменили Духа самими собой, то соответствующие дела не заставили себя долго ждать. И эти дела были противоположны закону. Дух Святой – это жизнь Божья. Бог есть любовь; любовь есть исполнение закона; закон духовен. Поэтому всякий человек, желающий быть духовным, должен покориться праведности Божьей, о которой свидетельствует закон, но которая обретается только через веру Иисуса Христа. Всякий, водимый Духом, обязательно будет соблюдать закон, причем соблюдать его не как условие получения Духа, а как неизбежный результат крещения Духом.

Мы часто встречаем людей, которые называют себя настолько духовными, настолько полно водимыми Духом, что они, по их словам, не нуждаются в соблюдении закона. Они признают тот факт, что закон они не соблюдают, но говорят при этом, что именно Дух ведет их к этому, и, следовательно, это нельзя назвать грехом, хотя это и не согласуется с законом. Такие люди совершают роковую ошибку, заменяя ум Духа своим плотским умом. Они перепутали плоть с Духом, и таким образом поставили себя на место Бога. В этом и заключается самый скверный вид папства. Говорить против закона Божьего означает говорить против Духа. Они сильно ослеплены, и должны молиться Богу: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».

 

Плод Духа.

Первый из плодов Духа – это любовь; а «любовь есть исполнение закона». Затем идут радость и мир, ибо «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». «И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (К Римлянам 5:1,11). Христос был помазан Духом Святым (Деяния 10:38), или, как сказано в другом тексте, был помазан «елеем радости» (Евреям 1:9). Служение Богу – это радостное служение. Царство Божье – это «праведность, мир и радость в Духе Святом» (Римлянам 14:17). Тот, кто не радуется постоянно, кто радуется от случая к случаю, кто не радуется в беде также, как и в благополучии, тот еще даже не знает Господа как должно. Слова Христа ведут к полноте радости (Иоанна 15:11). Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание должны исходить спонтанно из сердца истинного последователя Христова. Их нельзя вызвать силой. Но эти качества не являются нашими природными качествами. Для нас естественно гневаться и выходить из себя, а не быть добрыми и долготерпеливыми, встречая противление. Заметьте контраст между делами плоти и плодами Духа. Первые появляются естественно; поэтому, для того, чтобы появился добрый плод, нам необходимо стать полностью новым творением. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (От Луки 6:45). Благость исходит не от человека собственно, а от Духа Христова, постоянно пребывающего в нем.

 

Христовы по причине распятия.

«Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (К Галатам 5:24). Именно в смерти мы объединяемся со Христом. Все, кто крестился во Христа, во Христа облеклись (К Галатам 5:27), и все, кто во Христа крестился, крестились в Его смерть (Римлянам 6:3). «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (К Римлянам 6:6,7). «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (К Галатам 2:19,20). Таков опыт каждого истинного дитяти Божьего. «Кто во Христе, [тот] новое творение» (2-е Коринфянам 5:17). Такой человек продолжает жить в плоти, внешне не отличаясь от других людей, и все же он уже живет в Духе, а не во плоти (Римлянам 8:9). Он живет во плоти такой жизнью, которая не от плоти, и плоть не имеет над ним никакой власти, но, что касается дел плоти, он мертв. «Тело мертво по причине греха; Дух жив по причине праведности».

 

Хождение в Духе.

«Если мы живем в Духе, давайте же по духу и поступать». Существуют ли сомнения в том, что мы живем благодаря Духу? – В этом нет никаких сомнений, и даже тени сомнений. А поскольку мы живем Духом, мы обязаны подчиняться Духу. Только силой Духа – того же Духа, который в начале носился над лицом бездны и произвел порядок из хаоса, может жить любой человек. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4). Этим же самым дыханием были созданы небеса (Псалтирь 32:6). Дух Божий – это жизнь всей вселенной. Дух Божий в наших ноздрях (Иов 27:3) поддерживает нашу жизнь. Этот Дух представляет собой вселенское присутствие Бога, которым «мы живем, и движемся и существуем». Мы обязаны Духу своей жизнью, зависим от Него, и поэтому нам следует «ходить в согласии с Ним», или быть водимыми Духом. В этом и заключается «разумное служение наше».

Какие изумительные возможности нам открываются! Жить во плоти так, как будто бы сама плоть стала духовной. «Есть тела плотские, и тела духовные». «Но не духовное прежде, а плотское, потом духовное» (1-е Коринфянам 15:44,46). Плотское тело мы имеем сейчас; духовное тело все истинные последователи Христа получат при воскресении из мертвых (смотри 1-е Коринфянам 15:42-44,50-53). Все же в этой жизни, в плотском теле людям следует быть духовными – жить так, как они будут жить в будущем духовном теле. «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (К Римлянам 8:9). «Плотский человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем» (1-е Коринфянам 2:14,15). «Если кто не родится заново (свыше), не может увидеть Царствия Божия». «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (От Иоанна 3:3,6). Рождаясь в своей природе, мы наследуем все зло, перечисленное в пятой главе Послания к Галатам, «и тому подобное». Мы плотские; нами управляет «тление». Но, рождаясь заново, мы наследуем полноту Божью, становясь «причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2-е Петра 1:4). Ветхий человек, «истлевающий в обольстительных похотях» (К Ефесянам 4:22), распинается и «устраняется», «чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (К Римлянам 6:6). Когда мы пребываем в Духе, ходим в Духе, плоть с ее страстями имеет над нами не больше власти, чем когда мы были бы по-настоящему мертвы и лежали бы в своих могилах. В таком случае только Дух Божий дает жизнь нашему телу. Дух использует плоть как инструмент праведности. Плоть продолжает оставаться порочной, по-прежнему полна страстей, по-прежнему готова противиться Духу, но пока мы покоряем нашу волю Богу, Дух удерживает эту плоть в своей власти. Если же мы колеблемся, если мы в своих сердцах снова поворачиваемся к Египту, или если мы становимся самоуверенными, пренебрегая своей зависимостью от Духа, тогда мы снова строим то, что разрушили, и снова делаем себя преступниками. Но в этом нет никакой надобности. Христос имеет власть «над всякой плотью», и Он уже продемонстрировал Свою способность жить духовной жизнью в человеческой плоти. Вот почему Слово и стало плотью, и Бог явился в этой плоти. Таково откровение «превосходящей разумение любви Христовой, дабы нам исполниться всякою полнотою Божиею». Если этот Дух любви и кротости будет управлять нами, мы не будем даже желать возвышаться над другими, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Все будет исходить от Бога, и этот факт будет признаваться, так что никто не будет иметь ни одной причины хвалиться и превозноситься над другими.

Дух жизни во Христе – жизнь Христова – свободно дается всем. «Желающий пусть берет воду жизни даром». «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и открылась нам». «Благодарение Богу за неизреченный дар Его».