ГЛАВА 6 ВИДЕТЬ НЕВИДИМОГО |
Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр. 11:27)
После битвы за Геттисберг генерал Роберт Ли встретился с офицером, анализировавшим ошибки, допущенные во время боя. «Молодой человек, — обратился к нему Ли, — почему вы не сказали мне об этом перед битвой? Даже такой глупый чело¬век, как я, понял теперь все». Многие из нас вместе с генералом Ли понимают, что спо¬собность оценивать прошлое есть неизменная часть нашей жизни, и к тому же мы понимаем, как изменилась бы наша жизнь, знай мы тогда то, что знаем сейчас. Кто из нас может оглянуться на свою прошлую жизнь без ощущения боли за совершенные ошибки; без сожаления о неверных оценках в тех или иных ситуациях; без сожаления об упущенных благо-словениях или потерянных возможностях? Даже сейчас, ког¬да вы читаете эти строки, в вечность одно за другим уходят мгновения, о которых в будущем вы будете вспоминать. Ста¬нете ли вы сожалеть о них? Дорогие читатели, я хотел бы в одном фильме показать вам всю мою христианскую жизнь! Никто не учил меня тому, чем я делюсь с вами в этой книге. Мне понадобились годы проб и ошибок, чтобы понять каждый принцип христианского бытия! Меня не удовлетворяли чисто интеллектуальные знания, я жаждал истины, которая нашла бы практическое применение в моей жизни. Я надеюсь, что вызову в ваших душах такое же же¬лание. При мысли об этом я прихожу в восторг. Я знаю, что ре¬лигия, которую не удается ежедневно и ежеминутно применять в жизни практически, почти бессмысленна! В период раннего христианства вера была крепкой и жизнен¬ной, потому что изменяла людей так сильно, что другие просто удивлялись. У такой веры была власть. Сегодня церкви оставляют своих членов в одиночестве. Поче¬му так много новообращенных в разных христианских церквах с полным негодованием отворачиваются от них? Почему лишь не¬многие подростки, посещающие церкви, сохраняют свою веру? Почему религия незначительно сокращает количество разводов среди христиан в сравнении с нехристианами? Спрашивали ли вы себя честно обо всем этом? Церковные руководители задались такими вопросами и раз¬работали серию программ, нацеленных на решение этих про¬блем. Почти каждая из них потерпела поражение! Почему? Потому что программы врачуют симптомы, вместо того чтобы позаботиться о действительных причинах проблем. Большая беда христианства состоит в том, что лишь немногие из тех, кто именуют себя христианами (даже очень немногие из пасто¬ров), обладают Евангелием, способным преобразовать их жизнь. Это смелое высказывание. Приведу для этого один пример. Однажды я был приглашен обратиться к группе пасторов, я — непрофессиональный проповедник без специального обра¬зования. О чем я должен говорить, обращаясь к «экспертам»? Встав за кафедру, я сказал: «Знаете, у меня есть желание, чтобы всякий раз, когда проповедник стоит за кафедрой, за его спиной опускался бы большой экран и на нем демонстрировалась бы его жизнь за прошедшую неделю — как он ведет себя дома со своей женой и детьми и как он реагирует на испытания и соблаз¬ны. Станете ли вы проповедовать в таком случае?» «НЕТ!» — ответили пасторы. «В таком случае, друзья мои, вы еще не нашли Евангелие. Иисус бы не возразил против такого условия. Он знал, что Его поведение было таким же ясным и чистым, как и Его учение». История ранней Церкви описана в Библии в Книге «Деяния святых Апостолов». Деяния, а не учение апостолов, не их рели¬гиозные убеждения, не проповеди апостолов, но их дела! Дела являются отличительной чертой истинного Евангелия, потому что «по плодам их узнаете их». Дорогие читатели, а согласны ли вы, чтобы вашу жизнь рас¬сматривали через увеличительное стекло? Если нет, то я хотел бы призвать вас отнестись к этой книге не так, как к другим, прочитанным вами. Книга, которую вы держите в руках, — про¬ект, который может осуществиться в вашей собственной жизни. Это зависит только от вас, дорогие читатели, — решиться на те же самые опыты, что и я. Воспользуйтесь описанными мной слу¬чаями и размышлениями, проанализируйте и переработайте их, чтобы они стали вашими собственными. Для такой жизни вам не потребуется много. Только сознавай¬те, что на протяжении всего дня Господь присутствует с вами, и желайте поступать согласно Его воле! Слишком просто? Ис¬пытайте! Однажды вечером мне позвонил мужчина, с которым я позна¬комился несколько лет тому назад. Он вместе со своей семьей посещал нас, желая посмотреть нашу на отшибе усадьбу и наш образ жизни. Мы рассказывали им о практическом Евангелии в нашей жизни, но они не были слишком этим заинтересованы. Теперь же он позвонил и сказал: «Джим, я хотел бы пригласить вас на выходные к нам. Я знаю, что вы живете по евангельским принципам, и нам нужна небольшая помощь в семейных отно¬шениях». Я обещал ему молиться об этом, и затем у меня появи¬лось чувство, что Господь разрешает мне помочь им. Я позвонил Робу, и мы договорились о встрече. Мы приехали в пятницу вечером, и Роб тут же попросил меня пойти с ним прогуляться. По телефону он рассказал мне не всю историю. Как выяснилось, как раз перед его звонком мне жена сообщила ему о том, что хочет с ним расстаться. Она не была сердита на него, нет, просто всё прошло, чувств больше не было. Она планировала уйти от него, взяв с собой детей. Роб спраши¬вал меня о том, останется ли жена, если он действительно из¬менится. Ведь она решится остаться лишь в случае, если Роб дей¬ствительно изменится. Итак, если он хочет спасти семью, у него есть два дня, чтобы попытаться измениться. — Роб, — ответил я, когда мне стала известна вся история, — Бог, Которого я узнал в горах, обладает большой властью, так что я могу гарантировать, что к воскресенью ты станешь новым творением. Чего я, конечно, не могу гарантировать, так это того, что твоя жена тебя не бросит. — Хорошо, что я должен делать? — спросил он. — Просто прочти этот текст и примени его в своей жизни. Ты найдешь его в Послании Иакова 1:19: «Итак, братия мои воз¬любленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев». Роб взглянул на меня, и в его взгляде читалось: «Ну, и что?» Это было так, как будто бы он говорил: «Я читал это уже много раз, и это должно сейчас спасти мой брак?!» Вот как раз это и есть то сомнительное отношение к Писанию, которым многие заражены. Мы читаем и идем своими путями, нимало не задумываясь о прочитанном и о том, какое практиче¬ское применение оно может найти в нашей жизни. Я продолжал: «Роб, что означает для каждого человека „скор на слышание"? Это означает стать чувствительным к голосу Бо¬жьему и осознать постоянное Божье присутствие. Впервые в жиз¬ни ты должен позволить другому управлять твоими поступками и научиться каждую ситуацию видеть глазами Бога и соответствен¬но оценивать ее. Все в этом мире противостоит невидимому Богу. Видимый мир — враг невидимому Богу, так как он требует твоего продолжительного внимания, проникает в сознание и хочет, что¬бы ты слушал только его. Ты порвешь с этой привычкой, если вме¬сто этого будешь слышать голос Бога. В Библии написано: „И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: „вот путь, иди¬те по нему..." (Ис. 30:21). А что означает „медлен на слова"? Это означает, что мы позволяем Господу оценивать каждое наше слово и отбрасывать неподходящее, с тем чтобы Он мог вести нас». Роб же не имел привычки следить за своими словами. Между прочим, это и была главная причина, из-за которой у него воз¬никли трудности с женой. Я по праву мог судить об этом, по¬тому что и сам когда-то шел таким же путем. Сейчас у меня было другое видение, ведь я пережил и увидел, что может произойти в результате внимательного отношения к своим словам. Помню, как однажды в гараже я чистил и натачивал одну из бензопил. Залив топливо, я поставил ее на свое место. Мне нрави¬лось работать руками, но у меня была антипатия к запахам нефте¬продуктов на коже, поэтому я отправился к задней двери дома, так как она была ближе к ванной, чтобы там вымыть руки. На¬мыливая их, я ощущал счастье и радость в Господе, но тут милый голос из-за двери спросил меня: «Что ты делаешь, дорогой?» Я посмотрел и увидел Салли. Тут же во мне возникло желание ответить: «Что ты имеешь в виду? Ты что, не видишь — мою руки? Что за глупый вопрос!» В прошлом я всегда говорил что-то подобное и даже хуже. Наши брачные отношения страдали. Теперь же, когда во мне пробуждается гнев, я слышу мягкий голос Божий, говорящий: Будь чутким и дружелюбным, Джим. К какому голосу я стану прислушиваться: к голосу плоти, гне-вающейся по поводу невинного вопроса, или к голосу Бога? Я так благодарен Ему за то, что тогда принял решение ответить: «Мою руки, дорогая». «Хорошо, а я как раз думала о том, как у тебя сегодня дела», — ответила моя милая жена, и гармония была сохранена. Мужчины, почему мы хотим, чтобы после свадьбы наши жены делали и говорили так, как того желаем мы? Мы должны понять, что Господь подарил нам жен для гармонии. Да, я сфор¬мулировал бы этот вопрос иначе, но я нахожу мою жену такой привлекательной, потому что она думает по-другому, выглядит по-другому, ведет себя иначе и пахнет не так, как Джим Хонбергер. И это, друзья, хорошая новость! Итак, я хотел бы, чтобы читатели-мужчины поняли, что мой брак, точнее сказать, мои отношения с чудесной женщиной, на которой я женился, осно¬вательно изменились, когда я начал замечать и ценить эти раз¬личия между нами. Если и вы желаете улучшить свои брачные отношения, тогда научитесь жить с сознанием того, что Бог по¬стоянно рядом, и соответственно реагировать на это. Это дей¬ствует всегда, но Роб должен был сначала сам это обнаружить. «Роб, давай рассмотрим последнюю часть этого текста,— продолжал я. — „Медлен на гнев" означает, что когда наши дети или жена нас провоцируют, то вместо того, чтобы уступить ми¬молетным чувствам, как часто случалось в прошлом, мы при¬нимаем решение слушать Христа и поддаемся руководству Его любящего Духа. Мы принимаем решение вверить Богу управ¬ляющие нами чувства и разрешаем Ему освободить нашу жизнь от них, поскольку они ранят людей, которых мы любим». Между тем прогулка наша затянулась — прогулка, во время которой не раз текли слезы. Отправляясь этим вечером спать, Роб имел возможность задуматься над многим! Так начались эти самые примечательные выходные, какие когда-либо у меня были. Проснувшись утром, я подумал о том, как все будет прохо¬дить. Я молился за эту пару, которым не мог помочь ни один че¬ловек, но за которых боролся Бог. Стол был накрыт к завтраку, и на нем стояла чудесная еда. Садясь, я увидел большую кастрюлю с овсяной кашей, стоявшую перед Робом. Как только была про¬изнесена молитва, Роб встал и наложил овсянки в свою тарелку. Такое эгоистичное поведение было присуще всей его жизни. Сидя напротив, я в этот момент спрашивал себя, решился ли Роб находиться в Божьем присутствии и смотреть на свои по¬ступки глазами Бога? Замешкавшись на миг, он положил каши моему сыну. Затем он обслужил моего второго сына, мою жену, а затем свою жену и детей. Я быстро взглянул на его супругу — она смотрела на мужа с открытым ртом. Думаю, это произошло впервые за их супружескую жизнь. Роб начал становиться «скор на слышание». Святой Дух по¬действовал на сознание Роба, и тот начал сотрудничать с Ним, невидимым. Затем его пятилетняя дочь, очевидно привыкшая задавать тон во всем, нагло прервала Роба на полуслове. Помните, накануне вечером мы с Робом говорили о том, чтобы не торопиться в раз¬говоре и не гневаться? Наверняка это было непривычным для Роба, и он доказал это, грубо оборвав свою дочь. Вдруг он замолчал! Еще ни разу не видел я человека, делав¬шего то, что сделал сейчас Роб: на короткое время он склонил голову перед всеми нами, а когда вновь взглянул на свою дочь, было видно, что он наполнен Духом Божьим, и каждый мог за¬метить эту разницу. Я опять посмотрел на его жену и отметил про себя ее удивление изменявшимся поведением «безнадежно¬го» мужа. И хотя я видел все это, сидя рядом, но я также не мог поверить в то, как удивительно менялась жизнь этого мужчины! Невидимый Бог вел и учил его, поскольку он разрешил Ему это. Роб со страхом и трепетом совершал свое спасение. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благо¬волению» (Флп. 2:12,13). Я желал бы описать вам, как проходили дальше эти выходные, ведь перемены в жизни Роба продолжались, и это было чудес¬но! Во время одной дискуссии в конце этих двух дней Роб нанес своей жене тяжелый удар. Вы знаете, как это бывает, — немного саркастически отзываешься о мнении жены, и каждый может хо¬рошо посмеяться, даже сама жена, которая внутренне стонет и плачет, потому что глубоко оскорблена. Если такое случается ча¬сто и из года в год, то она ожесточается настолько, что однажды чувства притупляются, и она подает на развод. В молчании, по-следовавшем за этим совершенно лишенным любви ударом, Роб посмотрел на свою жену и вдруг искренне закричал: «Почему я поступаю с тобой так? Я делаю это с тех пор, как мы пожени¬лись! Можешь ты мне это простить?» На его лице читалось рас¬каяние и отвращение к самому себе, а в глазах его жены стояли слезы, потому что наконец-то у нее появилась надежда. В воскресенье вечером мы сидели вчетвером. Я хотел знать, как они предполагают поступить дальше. Оставит ли она Роба? Нет, она решила не делать этого. «Наконец-то у меня есть малая искра надежды, что все это подействует», — ответила она. Покидая их, мы видели, что у них появилась надежда на буду¬щее, но они не знали о том, что, несмотря на их новые опыты, они могут быть легко выбиты из колеи сатаной. Часто всё, в чем многие из нас нуждаются, — это искра надеж¬ды на то, что будет лучше, и не важно, в чем мы испытываем труд¬ности — в супружестве, в воспитании детей или в чем-то другом. Проблемы были и у Моисея. Ему было поручено вести в зем¬лю обетованную целую нацию, состоявшую из Джимов Хонбергеров — упрямых и эгоистичных личностей. Я бы никому не пожелал такого! Но Моисей устоял, ведь он держался за Неви¬димого так, как будто видел Его. Глазами невидимого Бога Мо¬исей научился видеть видимые вещи: недостаток воды и пита¬ния; восстания и ропот; гадюк и идолопоклонство. Когда он так поступал, то все это представало перед ним в другом свете. Для Бога нет трудностей! Если мы будем стараться смотреть на все глазами Бога и доверять Тому, Кто знает и видит все наперед, то и мы сможем разглядеть в нашей жизни то многое, что получаем из Божьих рук. Спустя более двух лет жизни в дикой глуши мне стало понят¬но, что я основательно нуждаюсь в работе, но не знал — в какой. Я полагался на то, что мой всезнающий Отец Небесный знает, что мне нужно. Несмотря на это, мне было все же трудно следо¬вать Его воле, так как теперешние отношения с Ним были для меня новы и непривычны, поэтому Бог должен был проявить на¬стойчивость, чтобы привлечь мое внимание. Однажды я поехал в город уладить пару дел и случайно встре¬тил там Пола — владельца маклерского бюро. Мы просили его о помощи, когда впервые задумали переехать в Монтану. Он был очень дружелюбен, что типично для людей из восточных шта¬тов, и сердечно встретил меня, хотя и не смог тогда найти для нас ничего подходящего. Теперь же Пол сказал: «В последнее время я часто вас вспоминал. Я хотел бы продавать усадьбы и дома в отдаленных местностях. Думаю, вы могли бы у меня ра¬ботать». Поблагодарив, я отклонил эту идею, ведь большую часть своей жизни я занимался подобной продажей и знал, что мне придется много времени проводить в бюро и на заседаниях. К тому же мне понадобится лицензия, и я не смогу торговать недвижимостью, не имея телефона. На тот момент в нашей до¬лине только одна компания предлагала подключить телефон, и это подключение стоило очень дорого, так что дело того совсем не стоило. Но мысли о предложении Пола не покидали меня; к тому же теперь всякий раз, бывая в городе, я встречал его в мага¬зине или на улице, и всякий раз он побуждал меня обдумать его слова. Наконец я согласился встретиться с ним и поговорить, все еще будучи уверенным, что это напрасная трата времени. Но ведь Пол не мог войти в мое положение и понять меня, пока я не объясню ему, насколько неосуществима его идея. Вскоре я и Салли сидели перед Полом в его бюро. — Итак, Джим, что должно произойти, чтобы вы согласились у меня работать? — Ну, — начал я, — у меня нет лицензии, и вы должны будете позаботиться о том, чтобы я ее получил, приобрести учебную литературу и заплатить пошлину за экзамен. Пол лишь кивнул, и я продолжал: — Переехав сюда, в горы, я приложил много усилий для того, чтобы научиться распоряжаться своим временем. Если я буду ра¬ботать у вас, вы должны будете пообещать мне, что я никогда не буду посещать заседания. Еще вам необходимо разрешить мне работать столько, сколько я хотел бы. Вы должны будете также оплачивать все мои профессиональные пошлины и объявления о купле-продаже. — И это все, что вы хотите, Джим? — Нет, вы должны будете также оплатить расходы, связанные с подключением телефона в моем доме. — И это все? — снова спросил он. — Да, — ответил я. — Замечательно! С нескрываемым триумфом он открыл ящик своего письмен¬ного стола, извлек оттуда две книги и протянул их мне. Я дер¬жал в руках учебники по подготовке к экзамену на профессию маклера! — Вы не в себе, — наконец произнес я. Ведь я предложил Полу наихудшую сделку в мире, и ни один бизнесмен не стал бы вкладывать такие деньги без малейшей гарантии того, что это принесет доход. Пол лишь улыбнулся мне и сказал: — Сообщите мне, как только будете готовы к экзамену. Позже я узнал, что он навел обо мне справки у бизнесменов Висконсина и ему сказали: «Джим Хонбергер хорошо работает в одиночку. Не беспокойте его, и он со всем отлично справится». Только теперь мне стало ясно, что Бог руководил обстоятель¬ствами. Он пробудил мое внимание, и я принял решение начать маклерское дело точно так же, как начал мою новую жизнь, то есть с вопроса: «Господи, что Ты хочешь, чтобы я сделал?» Встречаясь с очередным клиентом, я призывал Господа показать мне подходящие для него объекты, и Он благословлял меня за доверие. Да, я сказал Полу, что он «сумасшедший», но было ли это так? Скоро я стал маклером, выполнявшим большой объем ра¬боты, а наше бюро стало самым успешным в штате. И я хотел было расстаться с мыслью заняться продажей недвижимости! Независимость от Бога всегда была проклятьем для Джима Хонбергера, и день за днем я учился меньше полагаться на себя и молился о том, чтобы быть более чувствительным к призывам и руководству Божьего Духа. К несчастью, я очень медлитель¬ный ученик, и иногда в отчаянии я спрашивал себя — научусь ли я вообще когда-нибудь? Знаете, Бог хотел бы вести каждого из нас, но иногда, к сожалению, мы видим смысл в Его руководстве, когда наделаем ошибок. «Джим, закрой теплицу на ночь перед своей прогулкой», — попросила меня однажды Салли. «Конечно», — ответил я, поднимаясь по холму к теплице. В теплые дни она должна была проветриваться, чтобы внутри не было слишком жарко. Ночи в горах и летом бывают прохладны¬ми, поэтому мы на ночь дверь закрываем, чтобы защитить неж¬ные растения от холода. Было шесть часов, когда я закрыл дверь теплицы. Вечером, по обыкновению, я ненадолго иду гулять. Это помогает мне отключиться от дневных забот, прежде чем в поло¬вине седьмого начнется наше семейное богослужение. Сегодня я решил нарушить традицию и, вместо того чтобы спуститься к реке, отправился вниз — вдоль границы нашего участка. Спу¬скаясь, я вдруг подумал: «Джим, ты должен сказать жене, куда ты пошел. На тебя может напасть медведь». Мне показалось это сущей глупостью, ведь я находился вблизи от дома! Так я переу¬бедил самого себя, но мысль пришла опять, и я опять отмахнулся от нее, хотя при этом мне стало нехорошо. Пройдя около двухсот метров, я оказался у места, названно¬го нами «откос», потому что склон здесь очень круто уходит вниз. Спускаясь, я вдруг почувствовал холод, никак не связан¬ный с погодой, и, обернувшись, увидел медведицу с медвежата¬ми. Стоя на задних лапах примерно в десяти-двенадцати метрах слева, она неподвижно смотрела на меня. Если медведь вот так «уставится», то это неспроста. Поскольку у них плохое зрение, то, передвигаясь, они переступают немного вперед, затем назад, чтобы лучше увидеть. Ситуация была очень опасная, страх напал на меня. При виде медведицы я вспомнил библейскую историю об Елисее и насмехающихся над ним детях, которых Господь наказал, наслав двух медведиц. Они растерзали сорок два ребенка. Теперь я задавал себе вопрос, а не буду ли и я растерзан из-за того, что не послушался голоса Божьего. Я посмотрел на деревья, находившиеся неподалеку, и поду¬мал, что ни за что не смогу спастись. Эта проблема может раз¬решиться только силой Невидимого. Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин. 10:27). Я понял, что недо¬статочно того, что Бог обращается ко мне, и недостаточно того, что я признаю, что у Него есть желание руководить моей жиз¬нью. Я должен следовать за Ним, а я оступился как раз в этом. И я взмолился: «Господи, прости мне! Что я должен теперь де¬лать?» — Пригнись за склоном, Джим, так, чтобы она тебя не виде¬ла, и затем БЫСТРО беги к домику для гостей. Я почувствовал, что это были мысли от Бога и Он руководил мной, и, пригнувшись, бросился бежать. Но даже и теперь я не послушался Господа пол¬ностью. Слава Ему и благодарность за то, что Он не оставляет нас из-за нашего непослушания. Как терпелив Господь, Которому мы служим! Моя мать всегда говорила мне: «Джим, однажды из-за твоего любопытства ты наживешь себе большие неприятности». Ког¬да я бежал вдоль подножия холма, я спрашивал себя: что делает сейчас медведица? В конце концов, никто же не хватает меня за пятки. Послушно направляясь к домику для гостей, я обратил к зверю спину, а я ненавижу поворачиваться к гризли спиной. Пробежав половину пути, на вершине холма я увидел боль¬шой пень и решил, взобравшись на него, посмотреть, что делает теперь медведица. Обернувшись, я увидел, что на прежнем ме¬сте ее нет. Место, где она стояла со своими детьми, было пусто. Отправив их на ель, медведица теперь занялась мной. Оглянувшись, я увидел, что она стоит на задних лапах там, где только что я пробегал,— она следовала за мной по пятам! Я хорошо знал повадки медведей и не сомневался в том, что она намеревалась напасть. Мать слышала рев зовущих ее детей, и по ее горящим глазам я понял, что у нее нет настроения разговари¬вать со мной! Тоскливо взглянув на домик для гостей, я подумал: «Я ни за что не добегу до него!» Знаете ли вы, как быстро могут бегать медведи? Они могут бе¬гать намного быстрее, чем Джим Хонбергер, даже если у него в кро¬ви будет достаточное количество адреналина. Но Псалом 33, стих 7 говорит: «Сей нищий воззвал — и Господь услышал и спас его от всех бед его». Вот такой Господь, Которому я хотел бы служить веч¬но! А разве вы — нет? Господь, спасающих тех, кто призывает Его! В полном отчаянии и отвращении к самому себе, я взмолился: «Господи, научусь ли я когда-нибудь?» Веди себя совершенно спокойно, Джим. Все будет хорошо. Взглянув на медведицу, я увидел, как она удалялась к своим малышам. Она-то уж знала, что значит быть послушной! Это случилось в июне; ее малыши были еще крошечные и пушистые, но к концу лета они станут почти такими же охотниками, как и их мать. Медведица повернулась и с отвращением рыкнула в мою сторону, воссоединилась со своими детьми и удалилась вглубь леса. Только доверяя, можно искоренить привычку игнорировать невидимое Божье присутствие! Каждый из нас должен осозна¬вать это присутствие, так как оно жизненно важно. Только в этом случае мы начнем всегда держаться за Бога, получая нази¬дание и помощь. Я не единственный, кто попадает в трудности, потеряв из виду вездесущего Бога. Семья моя страдает также. И так было всегда с приходом греха в мир. Когда Ева шла к Адаму с запрет¬ным плодом, он уже знал, что она не послушалась Бога. Но он так сильно любил свою жену, что даже не допускал и мысли о разлуке. Он принял решение тоже вкусить тот плод, даже если это приведет к их одновременной смерти. Как же сильно изменилось их поведение, когда их пути и воля разо¬шлись с Божьими! Когда надо было отвечать за свои дела, Адам обвинил сначала Еву, а затем и Господа в том, что Он сотворил ее! «Жена, ко¬торую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Я заметил, что, как правило, именно моя жена страдает от моих расстройств, когда я утрачиваю сознание Божьего присутствия. И еще я заметил, что ничто так сильно не улучшило мои отноше¬ния с женой, как просеивание своих слов и поступков благодаря влиянию невидимого Бога. С тех пор, как я начал торговать недвижимостью в провинции, у нас многое изменилось. Теперь я работаю только для Бога — рассказываю и пишу о том, что Он мне открыл, и нашу семью приглашают проповедовать Евангелие во всем мире. Как-то мы вернулись из двухмесячной поездки по Австралии и Новой Зеландии, где узнали столько чудесных людей и смогли служить им. Часто мы жили у тех, кто нас приглашал, так что за эти два месяца мы ни разу не обедали одни. Усталые, вернулись мы назад в Монтану, чувствуя себя выжатыми лимонами. Энер¬гия была израсходована; мы тосковали по одиночеству и по про¬стой радости совместного обеда вчетвером. На дороге, ведущей к нашему дому, лежал почти 60-сантиме¬тровый слой снега. На нашем «джипе» мы пытались подъехать к дому, но машина двигала снег перед собой — такой он был глу¬бокий! Зайдя в дом, я попросил Салли растопить печь и на ско¬рую руку приготовить что-нибудь поесть. «Мэтью, — сказал я, — я принесу вещи из машины, а ты раз¬ложишь все по местам». Он согласился, и я попросил Эндрю пойти в гараж, взять снегораспылитель и расчистить от снега подъезд к дому и к гаражу. Каждый справился со своим пору¬чением. Всякий раз, когда я вносил в дом вещи, меня встречал приятный запах еды. Несколько человек быстро справляются со своей работой. Машина была пуста, но я пошел посмотреть под сиденьями, не забыл ли я чего-нибудь. В гараже я видел Эндрю. Он хотел поставить на место снегораспылитель. Я научил моих мальчиков приводить инструменты в порядок после использо¬вания. Например, после работы бензопилой мы заправляем ее топливом, а прежде чем поставить на место снегораспылитель, мы обметаем его от снега щеткой. Как его и научили, Эндрю принес дорогую щетку, чтобы об¬мести снегораспылитель. Мотор работал, и он думал, что смо¬жет опустить щетку в вентилятор и тут же снова вытащить ее, а потом стряхнуть оставшийся снег. Так можно было сэкономить усилия и не останавливать сначала мотор, а затем снова запу¬скать его лишь для того, чтобы снегораспылитель заехал в гараж. Эндрю, как и все мы, после напряженных двух месяцев очень устал... Я еще был занят поиском вещей под сиденьями машины, когда почувствовал страшной силы скрежет металла. Не нужно было смотреть, чтобы понять, что случилось. Когда я все же сделал это, то увидел, что лопасти вентилятора «схватили» металли¬ческую щетку-веник и закрутили ее так, что она стала похожа на штопор для выкручивания пробок. Стоя на коленях, Эндрю пытался вытащить застрявшую щетку. Направляясь к сыну, я уже подготовил слова порицания. Когда я к нему подошел, он не смел взглянуть на меня, опасаясь моей реакции. Подумаем сейчас вместе. Мы только что вернулись с другого конца света, где напряженно трудились, проповедуя практиче¬ское Евангелие, а сейчас мой сын, заслуженно и со страхом ожи¬дает гневной реакции своего отца. Я был благодарен Эндрю, что он не сразу посмотрел наверх. Это дало мне пару минут, чтобы услышать Божий голос: Джим, ты спросил Мое мнение о том, что ты должен сейчас сделать? «Нет, честно — нет, Господи. Я знаю, что мой сын сделал не¬правильно, и я собираюсь прочесть ему мораль, чтобы он извлек из этого случая урок», — подумал я в свою защиту. Просто улыбнись ему, Джим. «Просто улыбнуться?! Ты пошутил, Господи! Это же была дорогая щетка, а теперь от нее ничего не осталось!» Просто улыбнись. Последствий от случившегося уже достаточно. Конечно, все это произошло в считанные секунды, хотя чте¬ние об этом сейчас занимает много времени. Эндрю взглянул вверх на меня, а я улыбнулся ему и произнес: «Давай пойдём кушать». Позже, во время еды, Эндрю сказал: «Папа, прости меня. Это было глупо — то, что я сделал». Разве все мы не совершали в своей жизни глупости? Господь прав — естественных последствий от его проступка было до¬статочно. Эндрю больше никогда не сделает ничего подобного. Если бы я прочел ему нотацию, как того желало мое «я», он не извлек бы урока из случившегося. Он мог ожесточиться, защи¬щаясь от упреков отца, и не научился бы вести себя осмотри¬тельнее в будущем. А что подумал бы Эндрю о Евангелии и о том, что я рассказывал в течение двух месяцев подряд, если бы я не смог удержаться от слов, о которых впоследствии бы со¬жалел? Я знаю, к какому выводу он бы пришел, и был бы прав! «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благоче¬стие» (Иак. 1:26). В этом заключается проблема сегодняшнего христианства. Многие подростки, видя, что на самом деле религия их родителей пуста, становясь взрослее, отворачиваются от такой никчемной веры. Мне сказали, что некоторые конфессии теряют до 75 про¬центов своей молодежи. Это не должно нас удивлять, ведь мы не научились замечать невидимого Божьего присутствия среди нас и вверять себя Его нежной заботе. Бог хотел бы, чтобы эти прин¬ципы пронизывали все наши отношения, будь то с друзьями или с незнакомыми людьми, которых мы встречаем на улицах. Отно¬сится ли это и к тем, кто не очень дружелюбно обошелся с нами? Об этом судите сами на основе моего следующего рассказа. Если живешь высоко в горах, то полноприводной автомобиль не является, как говорят, роскошью, но исключительно сред¬ством передвижения. Без него не обойтись ни летом, а уж тем более ни зимой. Я зависим от него, и чтобы моя жена или дети не «пропали» в дикой глуши, я должен внимательно следить за техническим состоянием моего автомобиля. Когда пришло время расстаться с «Тойотой», я поехал в город и купил новый вездеход. Спустя некоторое время после покупки я услышал, что переднее колесо издает какой-то стук. Этот стук насторожил меня, поэтому я отправился к торговцу, и он без проблем заменил втулку, тем более что гарантия на маши¬ну еще не закончилась. Когда же гарантия была на исходе, я за¬метил, что такой же звук теперь издает и другое переднее коле¬со. И поскольку я уже знал, в чем причина, то снова договорился с этим торговцем о встрече. Недостаток моего характера в том, что я раздражаюсь, если что-то идет не так, как надо. И поскольку я знаю об этом, то ста¬раюсь уверить себя в том, что все идет гладко. Так я снижаю воз¬можность искушения потерять самоконтроль и выйти из себя. С этими мыслями я договорился приехать в восемь часов утра в ав¬томастерскую, чтобы быть первым клиентом. Объяснив Бренту, второму менеджеру по обслуживанию клиентов, мою проблему, я поинтересовался, как долго будет длиться ремонт. — Примерно час, — ответил он. Я решил уладить в городе пару мелких дел и отправился пеш¬ком, планируя быть у торговца машинами не раньше 9:15. Я был уверен, что к этому времени моя машина будет уже в исправно¬сти и не придется нервничать и раздражаться оттого, что она еще не готова. Я вернулся, чтобы забрать машину, и заметил, что она стоит все там же, где я ее и оставил. Возможность, что после ремонта ее поставили на то же самое место, была, но все же я был обе¬спокоен. — Всё готово? — спросил я Брента, подойдя к его стойке. — У меня еще не было времени поставить машину в мастер¬скую, — ответил он. Я почувствовал нарастающую злость. — Когда же вы сможете заняться ею? — Этого я еще не знаю. И вообще, я не думаю, что тут есть какой-то дефект, Джим. Опять я ощутил нарастающее желание высказать свое мнение и защитить свои права. К счастью, если мы в опасности, Господь помогает нам всегда и везде, а я был в опасности не из-за менед¬жера отдела обслуживания клиентов, а из-за своего собствен¬ного «я», грозившего полностью овладеть мною. Доверь Мне эту ситуацию — взывал Господь к моим мыслям. «Хорошо, — подумал я, — удали от меня эту злость, Господи». — Брент, — сказал я спокойно, — откуда вы знаете, что по¬ломки нет, если вы даже не осмотрели машину? Не желаете ли вы, по меньшей мере, сделать пробную поездку? Звук от колеса слышно очень хорошо. Он недовольно согласился и через короткое время вернулся назад. — Я думаю, проблем нет, — уверенно произнес он. — Разве вы не слышали звук? — спросил я. — Да, слышал. Но я думаю, что причина в том, что машина ехала по сухой дороге, а не по снежной, где она будет немного скользить. Это было очень странное объяснение, которое я когда-либо слышал. — Но это такой же звук, как и недавно, когда было сломано другое колесо, — уже почти умоляюще произнес я. — Нет, это другой звук. Про себя я подумал: «Господи, это несправедливо! Это упря¬мое и абсолютно бессмысленное предубеждение с его стороны». Просто держись за Меня, Джим. Не отпускай Меня — безраз¬лично, как ведут себя другие по отношению к тебе. — Брент, если вы замените втулку и звук исчезнет, согласи¬тесь ли вы тогда, что проблема все же была? — спросил я. — Нет, — ответил он. — «Нет» — вы не станете менять втулку, или «нет» — вы не согласитесь, что была проблема? — Я не согласен в обоих случаях, — ответил он, и было оче¬видно, что он начинает злиться. — Итак, Брент, я не могу заставить вас заменить втулку? — Нет, не можете, — уже раздраженно согласился он. — Брент, на следующей неделе я уезжаю в Европу, и моя жена остается одна с этой машиной. Я уверен, что это та же самая про¬блема, какая была и с другим колесом. К тому же, когда я вернусь назад, гарантия на ремонт машины уже закончится. — Это ваша проблема! — ответил он. — По-видимому, у нас разные мнения, — сказал я. — Точно! — Тогда мне ничего не остается, как забрать машину и прие¬хать вновь, если станет хуже. — Да, вероятно, — сказал он. — Здесь, напротив, вы можете заплатить, — добавил он и подал мне счет. Подходя к окошку кассы, я чувствовал себя не очень хорошо. «Господи, — тихо молился я, — еще ни разу в моей жизни со мной не обходились так скверно, и за это я должен ещё и запла¬тить. Это уж слишком!» Доверься Мне, Джим, и отдай все в Мои руки. Очень тяжело думать, что наши права попираются ногами; тогда наше «я» готово жаловаться на несправедливость. Но я не знал того, что Сэм, руководитель отдела обслуживания, наблюдал за происходящим, и сейчас он направлялся в мою сторону. — Джим, вы не согласны с решением менеджера? — Конечно, нет! — ответил я ему и объяснил всю ситуацию. — Если я поставлю машину в мастерскую и поменяю втулку, а звук не исчезнет, согласны ли вы оплатить работу по разборке и сборке? — Да, согласен, — ответил я. — Если же звука не будет, согла¬ситесь ли вы с тем, что втулка была тому причиной, и оформите ремонт по текущей гарантии? Сэм согласился, и машина была взята в мастерскую. Втулку поменяли, и звук исчез! Бог контролировал ситуацию, и все это время Он знал, как решить проблему. Мне не понадобилось себя защищать, потому что Творец Вселенной стоит на моей сторо¬не, а я должен был лишь довериться Ему. Ощущаете ли вы в этот момент невидимое Божье присут¬ствие, слышите ли Его голос, взывающий к вашему сердцу? Господь хотел бы быть рядом с вами: «И уши твои будут слы¬шать слово, говорящее позади тебя: „вот путь, идите по нему"» (Ис. 30:21). Бог хотел бы обезопасить вас от стремлений вашей плоти и соблазнов этого мира. Когда мир увидит, что мы спасе¬ны не только в прошлом, но уже здесь и сейчас, тогда наша жизнь станет доказательством того, что мы поступаем и живем силой Божьей, а не имеем лишь видимость благочестия. Сегодня церкви утратили эту силу, и это стало причиной того, что многие повернулись к ним спиной. В людях пробуждается тоска по силе, которая защитит их от них самих, по силе, спо¬собной превратить сегодняшнюю жизнь в истинную радость бытия. Они жаждут намного больше, чем слабые обещания сча¬стья и радости в мире грядущем. Этот опыт доступен каждому. Конечно, моя жизнь веры расцве¬ла только тогда, когда я принял твердое решение сотрудничать еже¬дневно, ежечасно и каждое мгновение с невидимым Богом, присут¬ствующим рядом со мной. Эта жизнь продолжает цвести и приносит плоды, когда я рассматриваю видимое глазами невидимого Бога. Я говорю об этом не как уже достигший совершенства или полно¬стью использовавший возможности человек, но как тот, кто работает над этим дальше. «Когда мы смотрим не на видимое, но на невиди¬мое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18). Когда в моей жизни появились эти опыты и я стал понимать их значение, я ежедневно молился: «Боже, помоги мне чутко реагировать на Твое присутствие, так, чтобы хватило Твоего малейшего шепота, чтобы привести в движение порывы моей души». Теперь, благодаря этим опытам, я вырос и созрел духовно. И я не единственный. Во время моих поездок по миру снова и снова я встречаю людей, готовых осуществить все необходимое, что¬бы обрести подобные опыты. Многие хотели бы, но, видимо, не у многих получается, пото¬му что для этого необходима длительная самоотдача. Сердце мое сжимается, ведь они так близки к этим опытам. Они изучают их и чувствуют в сердце потребность в единстве с Богом. Они ви¬дят, что на протяжении всей их жизни Бог шел за ними следом, и понимают, какие изменения в стиле жизни необходимо пред¬принять, чтобы облегчить самопожертвование. Они осознают, что должны довериться Богу в принятии всех своих решений, и знают, что Он всегда будет руководить и вести их, если они с готовностью последуют за Ним. Но они не изменяют себя. Для них это было скорее духовным упражнением, чем сердечным де¬лом. Пусть не случится подобного с вами! Мой приятель Роб решился на подобный опыт, потому что ему угрожала опасность потерять семью. Многие находятся в такой же опасности и не замечают этого. Что же должно слу¬читься, чтобы появилось достаточное желание? По прошествии двух недель после посещения Роба я задался вопросом: как он теперь? Вернулся ли он к своему прежнему поведению или смог сохранить в своем сознании Божье присутствие и подчиниться Его руководству? Потом он позвонил: «Джим, теперь жена — моя лучшая подруга! Ты не поверишь, на протяжении двух по¬следних недель каждую ночь мы не могли заснуть и разговари¬вали друг с другом. Знаешь, ей действительно есть что сказать. Раньше я этого не сознавал и просто не давал ей шанса. Я хотел бы поблагодарить тебя. Я также хочу сказать тебе, что ты мо¬жешь использовать в качестве примера нашу жизненную исто¬рию, с тем чтобы другие также научились понимать и верить. Я долго не догадывался, что моя жена намеревалась меня оста¬вить, я действительно это не подозревал. И если я об этом не знал, то многие мужчины наверняка тоже не знают, что их жены вынашивают подобные замыслы». Роб говорил о возможной земной потере, но насколько хуже было бы, если бы он потерял свою жену и детей для небесного Царства! Верите ли вы в то, что ваша семья может вести более глубокую духовную жизнь, чем вы сами? Верите ли вы в то, что ваши близкие стоят таких усилий? Христос знал, что мы стоим Его усилий, потому что сказал: «И за них Я посвящаю Себя» (Ин. 17:19). Не должны ли и мы делать то же для людей, которых мы любим? Постепенно Роб научился видеть невидимого Бога в каждой ситуации своей жизни и позволил Ему вести себя. Мы все также можем пережить это, но мы так привыкли следовать своим на¬клонностям и импульсам и реагировать на видимый нами мир, что должны сначала привыкнуть слышать голос Бога и чувствовать Его присутствие в каждой ситуации. Это нежное присутствие намного важнее наших умственных способностей. Бог ожидает нашего признания, чтобы Он мог вести, утешать и руководить нами среди хаоса этого мира и эмоционального замешательства. Такое Божье присутствие — ключ к жизни без раскаяния.
|