ГЛАВА 7 ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СЛЫШАНИЕ |
«Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (Цар.3:9)
«Мои руки скользили вдоль каната, в то время как я медленно и осторожно переступал ногами. Настолько медленно, что мой пятилетний вожак мог бы с легкостью меня обогнать. С каж¬дым шагом я все острее осознавал, что вступил в мир, где правит мрак, и что здесь мой слух станет ценнейшей способностью». Так мой друг рассказывал мне о том, как однажды он и его жена предприняли путешествие с завязанными глазами. Он описал это исключительное приключение так живо, что мне казалось — я и сам был там. «Было четыре градуса, и мои руки совсем замерзли, — про¬должал он, — но я не хотел надевать перчатки, чтобы не утра¬тить еще и тактильные ощущения. Руками больше, чем ногами, я мог ощущать, какое расстояние мы уже прошли, потому что у меня в руках был путеводный канат. Время от времени я нащу¬пывал узел, который указывал на то, что позади еще одна часть пути. Если менялось направление, то это можно было опреде-лить по тому, что менялся угол натянутого каната... Нас окружал чудесный запах свежей земли, которая освобождалась от таяния снега. По сладкому запаху кедров я понимал, что они тут, неда¬леко. Большинство запахов были приятными и радовали, пока вдруг я не ощутил совсем неприятный запах. „Вероятно, это мёртвый лось", — подумал я. Запах был сильным, значит, труп совсем рядом. Я был озабочен тем, как бы нас не испугали мед¬веди, привлеченные этим запахом мертвечины и весенней пого¬дой. Чем дальше мы продвигались, тем больше я стал доверяться моему слуху. Так, скрипящий под ногами снег предупреждал о скользких местах. Бульканье горной воды становилось все гром¬че, и я спрашивал себя, не шагнули я вдруг в ледяную воду. Успо¬коение, однако, приходило от моего сына, который в свои пять лет был моим вожаком в горах. „Папа, здесь больше снега", или: „Осторожно, здесь пенёк!" — предупреждал он. Вдруг я шагнул прямо на него, потому что он специально встал перед пнем, защищая меня от опасности! Моя полная зависимость от него была мне очень неприятна. Иногда мы шли молча, но через короткое время я стал бо¬яться — не ушел ли он уже далеко вперед, оставив меня здесь. Окликнув его, я убеждался в том, что он рядом. „Пожалуйста, не оставляй меня одного", — просил я. Я ничего не видел и ощущал только длинный канат. Я положился на его зрение, доверился тому, что он предупредит меня и защитит от опасности. „Папа, я никогда не оставлю тебя!" — возмущенно кричал он, протестуя против подобных моих мыслей. Наконец мы добрались до конца каната, и на этом путешествие закончилось». Сняв с глаз повязку, я был ослеплен дневным светом. После того, как глаза привыкли к свету и снова могли ясно видеть, я взглянул в сияющее лицо моего проводника, с невозмутимой уверенностью осознающего, что он смог мне помочь. Точно таким же образом Бог хотел бы вести и нас! Наверное, мы просто недостаточно Ему доверяем и наверняка никогда не доверяли Ему нашу жизнь полностью. Возможно, мы даже ни разу не встречали человека, полностью доверяющего Богу. Он не обижается на нас, ведь Он знает, что по своей природе мы предрасположены отвергать Его руководство. И все же Он всег¬да готов нам помогать. Так же, как и маленький мальчик из рас-сказанной истории, Он знает, что в состоянии это сделать. Верьте — Богу известны все наши заботы и проблемы, и у Него всегда и на все есть решение. Даже более того, Творец Все¬ленной не только знает, как решить нашу проблему, но и сочув¬ствует нашему положению! Библия говорит: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Это чудесное утешение! Иисус знает наши трудности; Он зна¬ет, каково нам и как мы устаем; Он понимает наши заботы, ко¬торые не могут разделить с нами даже наши лучшие друзья. Так же, как и пятилетний проводник, Он говорит нам: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Наша зависимость от Него — вот ключ, дающий доступ к Бо¬жьей помощи. Ничего не видя в тот момент, мой друг был за¬висим от указаний другого, того, кто мог видеть. Этот урок стал для меня очень ясен во время одного из многих моих перелетов, ведь из-за семинаров и проповедей я провожу много времени в пути. Сейчас я более, чем когда-либо, рад, что штурманы само¬летов при помощи специальных устройств могут видеть опас¬ности и препятствия и избегать их. Они сообщают об этом пи¬лотам, а пилоты послушно следуют их указаниям. Но тут дело не только в технике. Я благодарен тому, что штурманы чувству¬ют настоящую ответственность за людей, доверяющих им свои жизни. Следующий пример иллюстрирует это очень хорошо. Во время приземления самолета в международном аэропорту города Солт-Лейк-Сити штурманы и пилоты сделали все необхо¬димое, чтобы наш самолет смог достичь посадочной полосы. Земля приближалась, и когда до нее оставалось примерно около ста ме¬тров, сила притяжения вдруг «придавила» меня к сиденью, потому что самолет снова набрал скорость и взмыл вверх. Что случилось? Пилот информировал нас о том, что штурман прочел показания приборов о невозможности посадки — шасси вышли не полно¬стью! И несмотря на задержку во времени, пока экипаж исправлял ошибку, ни один из пассажиров не предъявил претензий к преду-преждениям штурмана, ведь они спасли нас от верной гибели. Но если кто-то предупредит нас о том, что Бог должен нас ве¬сти и что мы обязаны следовать Его указаниям и доверять Его ведению, чтобы избежать погибели, то мы примем это негатив¬но, станем защищаться, и у нас появится плохое настроение. Мы не замечаем, как остро мы нуждаемся в помощи, не видим опасности, нависшей над нами, не видим необходимости в руко¬водстве. Мы не скажем напрямую, что не нуждаемся в Божьем водительстве. Да, мы признаем потребность в помощи, но наши поступки обнаруживают несоответствие наших слов и веры. В христианских кругах распространено выражение: «Имею¬щие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5), а также слова: «Что сделал бы Иисус?», ставшие излюбленным девизом христианской культуры. Их можно увидеть на футбол¬ках, игрушках, карандашах и плакатах. Это тема многих про¬поведей и разговоров в молодежных группах. И сама по себе она неплоха, выглядит искренней, и все же зачастую это лишь замаскированный христианский гуманизм. Из-за своей ограни¬ченной мудрости человек спрашивает себя, как бы реагировал Иисус в определенной жизненной ситуации. Иисус же пояснил нам Сам, как Он решает, что Он должен делать, а что нет: «Ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). Часто я спрашивал людей о том, как бы они поступили, если бы были на месте Христа, когда Он получил известие о предсмертном состоянии своего лучшего друга Лазаря. Мы с вами тут же помчались бы лечить нашего лучшего друга, но Иисус не сделал этого. Он остался там, где был, и Лазарь умер. У Бога было другое намерение в отношении Лазаря, намного чу¬деснее, чем простое избавление от болезни. И если бы мы были на месте Иисуса, то сорвали бы этот Божий план, потому что мы не привыкли позволять Господу вести нас по жизни. У нас нет той духовной чувствительности, какой обладал Христос. Бог говорит: «Перестаньте вы надеяться на человека, кото¬рого дыхание в ноздрях его» (Ис. 2:22). Это означает, что мы не должны крепко держаться за людей, за наш собственный разум и гордые умозаключения. Это означает, что нам нужно перестать быть режиссерами своей жизни, а обратиться к Богу и ежеднев¬но развивать нашу духовную восприимчивость, пока она не ста¬нет частью нашей жизни. Есть мысли, которые в теории хорошо звучат, но в реальной жизни могут быть совершенно абсурдными. Например, хотели бы вы лететь с пилотом, который не спрашивает штурмана о конкретной ситуации, а опирается на предположительные ин¬струкции контрольно-диспетчерского пункта? И если подоб¬ный метод работы пилота вызовет наше беспокойство, то поче-му же мы признаем его в нашей духовной жизни? Вероятно, это происходит оттого, что в нашей духовной жизни нет гармонии. Мы, люди, думаем, что уравновешенная жизнь — это когда мы с Богом управляем жизнью, при этом Бог тянет нас вверх, а мы тянем вниз. Это дает некоторое равновесие, но ни к чему не приводит. Тогда мы должны спросить себя: а насколько велика способность нашей веры в руководстве практической жизнью? Ведет ли она нас постоянно вверх? Если нет, тогда то, что мы на¬зываем нашей религией, есть не что иное, как несчастная жизнь. И даже хуже того — это религия, которая успокаивает нас тем, что мы знаем библейские истины, и которая оправдывает наши поступки, тогда как в действительности мы находимся в «теплом» состоянии. Это наихудшая форма слепоты, потому что мы ду¬маем, что мы — на пути к небесам, а на самом деле мы не тро¬нулись с места и остаемся в прежнем состоянии, обреченные на смерть точно так же, как и до принятия нами нашей веры. Помните Роба, с которым вы познакомились в предыдущей главе? Его духовный опыт должен был проявиться на практике. Одни лишь интеллектуальные способности не сделали из него новое творение во Христе. Следовательно, первый шаг для каж¬дого, кто желает быть новым творением, — это стать «скорым на слышание» (Иак. 1:19). Готовность слышать — вот ключ, от¬крывающий нам доступ к успешному общению во всех областях наших отношений. Харальд вырос, как он сам выражался, в «религиозной» се¬мье. Повзрослев, он отверг все идеи семьи, в которой воспиты¬вался, кроме одной: простая деревенская жизнь. Такая жизнь была ему по сердцу и оставалась мечтой. В свои сорок лет он, типичный американец, женат во второй раз; растит троих детей от своих двух браков; живет со своей тридцатилетней женой Дженифер в престижном районе штата Коннектикут, недалеко от Нью-Йорка. Они оба образованные люди, очень хорошо за¬рабатывающие, но и тратящие много денег из-за своего привыч-ного образа жизни. Прожив полжизни, Харальд вдруг ощутил внутреннее неудо¬влетворение. Будучи преуспевающим человеком, он все же недо¬волен жизнью. Считая себя христианами, он и его жена в послед¬ние годы переходили из одной церкви в другую в надежде найти это внутреннее счастье. Дженифер немного поверхностней, чем муж, но и она находилась в поиске, так как недовольна своей жизнью. Это и неудивительно, ведь её жизнь как мачехи двоих детей Харальда от его первого брака часто полна стрессов. Соз¬давая свою семью, Харальд и она пережили тяжелые времена, и, казалось, в будущем все должно быть только лучше. Когда у нее родился свой ребенок, материнство стало смыслом ее жизни. Вот если бы только она могла оставаться дома и позволить себе иметь больше детей! И если бы финансовое положение не вы¬нуждало идти работать, она, наверное, была бы счастлива. Харальд присмотрел участок в 40 гектаров с лугами, полями, лесами и озерами. Там находился старый дом, но в хорошем со¬стоянии, там также был сарай. Эта замечательная деревенская усадьба была как раз для того, чтобы осуществить свою мечту. По сравнению с ценами штата Коннектикут она была недоро¬гой, поэтому Харальд, осмотрев ее, тотчас же заплатил задаток. Внешне выглядело так, что эти двое имеют одинаковые жиз¬ненные представления и цели. Такая видимость делала их от¬личной парой, но в действительности все было по-другому. По меньшей мере, женщины ничего не имеют против того, что му¬жья покупают недвижимость без их согласия, а Дженифер еще ни разу не видела эту усадьбу. У Харальда же были большие пла¬ны на это владение, в том числе и постройка нового дома. Практичной Дженифер быстро стало ясно, что она не сможет оставаться дома, потому что расходы намного возрастут, и в тече¬ние последующих месяцев, когда покупка должна была состояться окончательно, она пыталась довести до сознания Харальда свои раз¬мышления. Но Харальд от них отмахнулся; он просто не слышал их, думая при этом, что он умнее и опытнее. Напряжение в отношени¬ях между ними стало таким большим, что Дженифер отказывалась подписывать договор о покупке владения. Во всем случившемся для Харальда скрывалось одно послание. Если даже он это и понимал, то все же не прислушался к предостережению, а проигнорировал его, думая, что имеет право на свою мечту и ничто не должно его оста¬новить. Итак, в конце концов он купил усадьбу без согласия жены. Возможно, некоторые женщины уже пережили опыт такого избирательного слышания. Может быть, ваш муж не покупал недвижимость без вас, но есть другие ситуации, когда мы, муж¬чины, не слышим и не реагируем на женские возражения. Изменения наступили одно за другим: Дженифер страдала бессонницей, а во время работы была замкнутой и недовольной. То, что когда-то она была счастлива, стало лишь горьким воспо¬минанием. Она начала жаловаться на мужа, чего раньше никогда не случалось, и открыто говорила о желании уйти от него. Ме¬лочи, которые она раньше не замечала из-за любви к нему, стали теперь непреодолимыми горами. Наконец Харальд заметил замкнутость жены и пришел к вы¬воду, что тут что-то не так. Он заключил, что у нее трудности на работе, и побудил ее на поиск другого рабочего места. Его неспо¬собность признать свой эгоизм, невнимательность и отсутствие готовности выслушать свою жену подтвердили в ее сердце худшие подозрения и привели к еще большей отчужденности от мужа. Харальд все еще преследовал свою мечту: они выплачивали два кредита — один за дом в штате Коннектикут, где живут, другой — за мечту Харальда, в то время как мечта Дженифер не работать и оставаться дома с детьми была принесена на алтарь гордости, упрямства и абсолютной бесчувственности. Как долго это может продолжаться? Разве не печально это? Наверняка мы не будем та¬кими невнимательными и не поступим так опрометчиво, или как? Когда я дружил с Салли, моей будущей женой, я всегда очень интересовался ее мнением, ее мыслями и желаниями. Я всегда думал только о ней. Иногда, сидя в классе, я писал ее имя в своей тетради, а вокруг него рисовал маленькие сердечки. Но вскоре после свадьбы я перестал прислушиваться к ней. Подобное по¬ведение стало удобным для меня. Что же случилось? Наш брак потерял свой блеск, потому что теперь я разговаривал с ней только тогда, когда мне хотелось или когда это было необходимо. Качества, которые делали наше супружество живым, блистаю¬щим и счастливым, исчезли. Христианин носит имя Иисуса Христа, что в действительно¬сти говорит о бракосочетании с Ним. Многие из нас, слишком многие, носящие это имя, ведут себя точно так, как Харальд и я. Они или игнорируют Божье руководство, теряя при этом свои собственные цели, или просто пользуются Богом при необходи¬мости. Мы принимаем совет от Него, если он нам подходит и нра¬вится, или бежим к Нему, когда попадаем в кризисную ситуацию. Мой брак с Салли стал лучше тогда, когда мы научились об¬щаться друг с другом, точнее сказать — когда я научился слушать Салли. Этот принцип действует во всех межчеловеческих отно¬шениях. Успешное общение всегда начинается с необходимости выслушать собеседника. Этот же принцип всегда верен и в отно¬шениях с Богом. Сегодня слышать голос Божий стало почти утра¬ченным видом искусства общения, поэтому я хотел бы подробнее остановиться на том, как человек может общаться с Богом. Многие люди, когда думают о том, каким образом Бог разго¬варивает с людьми, имеют в виду Библию. Да, благодаря Библии мы познаем, Кто есть Бог и как мы можем прийти к Нему. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличе¬ния, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Но та же Библия предупреждает нас и о том, что она мо¬жет быть понята и использована неверно: «Старайся предста-вить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15, выделено автором). В помощь изучающим Библию написано множество книг, но иногда они могут основательно сбить с толку. Невзирая на то, чему вы научились или не научились в прошлом, я хотел бы посоветовать вам отложить в сторону книги и представления о чем бы то ни было и вернуться к изучению Писания с чест¬ным желанием почерпнуть оттуда практическое наставление и помощь для предстоящего дня. Возьмите Слово Божье в сми¬рении, осознавая себя грешником, нуждающимся в спасении, и пребудьте в присутствии Господа. «Остановитесь и познайте, что я — Бог» (Пс. 45:11). Если вы поступите так, то Библия станет более, чем собранием святых историй, и более, чем рядом рекомендаций для освящения. С ее страниц чаще станет звучать голос Бога, обращенный к нам. Истинная религия в состоянии преобразить всю жизнь, она — экспериментальная, потому что это не только теория, но и то, с чем мы можем эксперименти-ровать в жизни. Библия при этом, как якорь и как безошибоч¬ный источник, по которому мы можем сверять наши жизненные представления. Природа также все еще указывает на Творца. Я научился распознавать голос Бога в окружающем мире. Когда исчезают отвлекающие голоса цивилизации, тогда наш разум становит¬ся более восприимчив к голосу Бога. В природе мы все еще можем увидеть мудрость Божью и порядок, хотя она изранена и обезображена грехом. Среди славы и величия творения мы можем почувствовать власть Бога и ощутить нашу собствен-ную ничтожность. Однако человеческий разум может воспользоваться даже чу¬десными достижениями творения в ущерб себе. Во время своего пребывания в одном живописном месте Чарльз Дарвин был оча¬рован прекрасной и непривычной красотой творения Божьего. Он чувствовал, как природа разговаривает с ним. Но то, что он, как ему казалось, слышал, противоречило Писанию. Если бы он был готов проверить свои теории так, как предлагает Бог: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20), то он не загнал бы сам себя во мрак заблуждения, полагая, что обнаружил новый и интерес¬ный свет. Господь обращается к нам также и через жизненные обстоя¬тельства. В Своей любви следуя за нами, создает ситуации, ко¬торые должны служить для нашего блага. Это происходит не потому, что Он хочет во всем контролировать нас. Так же как и родители, желающие помочь своим детям в принятии верных решений, Он иногда изменяет обстоятельства так, чтобы мы сделали правильный шаг. Помните, я хотел купить участок, а он «ушел» прямо у меня из-под носа? Разве не Господь вел меня тогда? Мне, конечно, это так не казалось, но это было так, и че¬рез ваши жизненные обстоятельства Он точно так же обращает¬ся и к вам. Существует еще один способ общения Бога с людьми, я назы¬ваю его «руно». В Книге Судей, в 5-й и 6-й главах повествуется о Гедеоне, которого Бог призвал освободить свой народ. При¬слушиваясь к указаниям Господа, Гедеон не доверял собствен¬ным способностям и талантам и поэтому просил Всевышнего подтвердить Свои указания через руно — стриженую овечью шерсть. «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриже¬ную шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как го¬ворил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть, и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса» (Суд. 6:36-40). В прошлом я очень нуждался в таком «руне». Я, конечно, никогда не клал шерсть на землю, хотя, может быть, в некото¬рых случаях это было бы и лучше. Но я хотел бы привести один пример. Прошло немного времени после того, как я стал христиа¬нином, или, вернее сказать, после того, как я думал, что стал христианином. Так случилось, что я участвовал в охоте на лосей, взяв лук и стрелы. Вдруг к моему сознанию обратился голос Бога. Спокойный и мягкий голос говорил: отложи лук в сторону, Джим. Я знал, что это был голос Божий, и знал, чего Он от меня хо¬тел, но я защищался. Почти упрямо я сказал: «Если Ты действи¬тельно хочешь, чтобы я прекратил охотиться, тогда пошли ко мне кого-нибудь, кто продал бы мне 35-миллиметровую фото¬камеру с телеобъективом, потому что я хочу и дальше ходить в лес. И кроме того, Господи, он должен предложить мне ее за полцены». После такой молитвы я почувствовал себя очень уверенно. Я надменно положил перед Господом «руно» невыполнимого за¬дания — маловерное желание моего не преданного Богу сердца. Теперь молитву такого рода я не произнес бы никогда! Но тогда я был таким. Прошло некоторое время, и мне позвонил один молодой че¬ловек, ходивший неподалеку от нас от дома к дому и продаю¬щий христианскую литературу. Дружелюбно поздоровавшись, он попросил разрешения посетить меня. «Конечно, приходи¬те», — ответил я. Он тут же явился, держа в руках коричневую коробку. Мне стало любопытно, потому что он не спешил рассказать мне о том, что было в коробке. Наконец, уютно усевшись, он спокой¬но произнес: — Я хотел бы рассказать вам одну историю. — Давайте! — ответил я. — Однажды, продавая книги, я посетил одну семью. Они очень заинтересовались полным собранием библейских историй для детей, вы же знаете эти книги. Но они не могли позволить себе их купить. Это самые дорогие книги, которые я продаю, комплект стоит примерно 300 долларов. Я не могу вам опи¬сать, как сильно они хотели приобрести эти книги. Это желание светилось в их глазах! Я тоже хотел бы, чтобы они купили эти тома, но я не знал, как им помочь. Тогда отец семейства предло¬жил мне: «У меня есть фотокамера, я приобрел ее недавно. Это 35-миллиметровая камера с телеобъективом стоимостью более 600 долларов, и я охотно обменял бы ее на книги». Мой юный посетитель помолчал немного, затем с полной се¬рьезностью произнес: — Джим, я стоял там и не знал, как я должен поступить, как вдруг в моем сознании мелькнуло ваше имя. Было так, будто яс¬ный голос обратился ко мне: Прими предложение. Джим Хонбергер возьмет у тебя эту камеру. И я согласился на предложение отца детей. Джим, купите вы эту камеру? Мне трудно описать, как я себя чувствовал. Когда я выписы¬вал чек, слезы текли по моим щекам, потому что я знал, что не должен был тогда молиться так, но милосердный Господь отнес¬ся ко мне с пониманием. После этого я навсегда расстался с лу¬ком и охотой на зверей. Многие не понимают того, каким образом Господь обраща¬ется к нам через наши мысли. Многие говорят мне: «Я никогда не слышу, что Бог обращается ко мне так, как слышите это вы!» На это я всегда отвечаю: «Нет, вы тоже слышите Его, но вы не узнаете Его нежный и мягкий голос, или же вы привыкли игно¬рировать Божье руководство, что перестали его распознавать». Люди, живущие вблизи железной дороги, не замечают шума от проходящего мимо поезда, тогда как их гость не слышит ничего, кроме шума. Точно так же мы можем поступать и с Богом. Если мы постоянно игнорируем Его голос, он становится частью почти неразличимого обычного звукового оформления наших будней. У меня есть друг, назову его Арнольдом. После проповеди он подошел ко мне и сказал: — Джим, ты рассказывал, что Бог обращается к тебе, но я еще ни разу не слышал Его. — Он взывал и к тебе, и ты Его слышал. — Правда? — спросил он скептически. — Абсолютно, — подтвердил я. — В последний раз, во время покупок, когда ты посмотрел на газеты со сплетнями и пустой болтовней и на журналы с обнаженными женщинами на обло¬жках, что сказал тебе Господь в этот момент? Его ответ я знал наперед. Вероятно, Арнольд не развивал от¬ношения с Богом, мало общался с Ним, но всегда считал себя христианином. Ни один человек, серьезно относящийся к хри¬стианству, не станет изучать или рассматривать нечистое и бес¬смысленное. Бог удержит такого человека от созерцания грехов богатых и знаменитых и новейшей моды. — Он сказал: Не смотри туда, — ответил Арнольд. — А что сделал ты? Ответа не последовало. — А что сделал ты ? — опять спросил я его, но он не хотел мне больше отвечать. Дорогие читатели, мы слышим голос Божий, но мы привыкли на него не реагировать. Я называю это «избирательным слыша¬нием». Оно ведет нас к тому, что мы начинаем верить, что жи¬вем без постоянного Божьего присутствия. Конечно, не все, что приходит нам в голову, — от Бога. Мысли могут являться из трех различных источников. Первый — нами может руководить Дух Божий. Второй — это может быть наша собственная плоть с ее чувствами, настроениями и желаниями. Третий — мы живем в мире, который сатана поднял на восстание против Бога, и сегод¬ня враг не менее активен, чем в прошлом. Как же мы можем рас¬познавать мысли, приходящие нам в голову и иногда сбивающие нас с толку? Их необходимо проверять Словом Божьим. Да, бывают ситуа¬ции, когда мысль не назовешь ни фальшивой, ни правильной. При¬мером этому может послужить ситуация, когда Бог внушал мне встать по другую сторону дерева, которое я пилил, потому что Господь хотел спасти мне жизнь. С нравственной точки зрения, было не важно, где стоять, — по одну или по другую сторону, не мог я сверить внушаемые мысли и с каким-то библейским прин¬ципом. Но я начал с того, что просто подчинился голосу Бога. В отношениях между людьми действует тот же принцип: чем чаще мы прислушиваемся к голосу друга, тем легче мы узнаем его. Чтобы различить голос Бога, я пользуюсь практическим правилом: если Он просит меня о самоотречении, если Он про¬сит поставить чувства других выше моих собственных, значит, я могу спокойно повиноваться этому голосу! Ведь эти черты противоположны унаследованной нами греховной натуре и ха-рактеру, и они также не свойственны характеру сатаны. Мы должны понять, что наш разум, каким бы слабым он ни был, — все же единственный канал, посредством которого Бог общается с нами. Те, кто желает общаться с Властелином Все¬ленной, должны отказаться от всего, что может негативно по¬влиять на функции мозга. Мы должны негативно относиться к веществам, влияющим на сознание и изменяющим его, а также к сообщениям людей, которые подвержены этому влиянию. Бог есть Бог разума, и Он приглашает нас пользоваться рассудком, которым Он нас одарил: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1:18). Многие христиане, с которыми я разговаривал, с недоверием относятся к мыслям от Бога, потому что, по их мнению, это схо¬же с «посланиями» движения «Новый Век». Певец-песенник и композитор Джон Дэнвер однажды объяснил это так: «Я прислу¬шиваюсь к голосам во мне, потому что знаю, что они ведут меня». У меня есть друзья, последователи движения «Новый Век». Стиль их жизни очень схож с нашим: у них нет долгов, живут они в прекрасном доме среди живой природы, питаются здоро¬вой пищей. Так же, как и я, они слышат мысли и следуют им. Но они не хотят сверить свою жизнь со Словом Божьим и не раз¬личают мысли-голоса по их происхождению. Они не признают, что, возможно, мысли могут быть внушаемы дьяволом. Духи, от которых они получают мысли, требуют безусловного повинове¬ния даже в выборе рубашек. Часто я просил их о том, чтобы они сопротивлялись духам и не слушали их, но никто из них не мог этого сделать. Они боялись последствий. Господь же сотрудни¬чает с нами, не вызывая в нас страха, а завоевывает наши серд¬ца любовью. Не обладая свободой мышления, люди, служащие духам «Нового Века», служат богу собственных мыслей. Это очень грустно, ведь эти люди так близки, но в то же время так далеки от истины! Даже если мы тоскуем по Божьему руководству в нашей жиз¬ни, все же существует опасность, что мы приходим к Нему с несмирившимся сердцем, с сердцем, не готовым делать то, что Бог откроет нам. Если наше своеволие не «нейтрализовано», может случиться так, что мерилом всего мы сделаем наши люби¬мые идеи и цели, а сами сделаемся судьями мыслей и внушений. И тогда появившуюся мысль, совпадающую с нашим мнением, совсем нетрудно будет признать за мысль от Бога. Иногда обстоятельства и недостаток посвящения становятся большим препятствием для свободного и открытого общения Бога с нами. Как наш лучший Друг, Господь желает сопровождать нас в течение дня. Он хотел бы, чтобы мы разговаривали с Ним, полагались бы на Его мудрость и руководство всегда — во вре¬мя работы, когда мы одни, когда посещаем друзей. А мы, может быть, склонны отмахнуться от Бога, когда появляются дела. Поч¬ти так, как если бы я сказал: «Да, Иисус, хорошо, но Ты посиди тут, напротив, потому что сначала я хочу завершить это дело». Так случилось со мной, когда однажды я услышал голос сына: «Папа, мама хочет еще раз стирать белье, а генератор не запу¬скается!» Этих 11 слов хватило, чтобы вызвать кризис в моей жизни. В это время я сидел за письменным столом — читал Би¬блию — и подумал о том, что, конечно, нет лучшего времени для испытания, чем когда смотришь в Слово Божье. Возможно ли, чтобы собственное «я» попыталось возобладать надо мною даже во время изучения Библии? Конечно! Ведь во мне тотчас же проснулся гнев, потому что я не хотел оставить мое занятие. К тому же на дворе было сорок градусов НИЖЕ нуля, и мне не хотелось идти в гараж и воевать с куском металла, не желавшего работать. Тепло одевшись, я пошел к генератору, а в сердце моем шла борьба. Ты еще не готов справиться с этим — слышал я Господа, обращавшегося к моим мыслям. Чего же хотел мой сильный не¬мецкий характер? Вы когда-нибудь пинали холодный кусок ме¬талла? Если при этом больно ноге — не важно, важно, что мож¬но дать волю негативным чувствам! Вернувшись в дом, я взял карандаш и листок бумаги и написал следующее: независимость от Бога — проклятие в жизни Джима Хонбергера! Встав на ко¬лени, я молился до тех пор, пока не почувствовал мир и покой в сердце. «Господи, вот в этом и заключается наша проблема, — сказал я. — И как хорошо, что Ты носишь наши бремена! Я не знаю, что случилось с генератором, но Ты, Господи, знаешь, по¬этому я буду полагаться на то, что Ты ведешь меня». Мне стало намного спокойнее и лучше, ведь не надо одному решать эту про¬блему, потому что теперь на моей стороне был Царь Вселенной! Вернувшись к сломанному генератору, я подумал о том, что сначала надо проверить контакты. Я осмотрел карбюратор и в течение пяти морозных минут времени ничего не смог обнару¬жить. Мысль о контактах не покидала меня, но я еще проверил стартер. Когда я и там ничего не нашел, то осмотрел кабель. В конце концов я уступил не покидавшей меня мысли о контак¬тах и проверил их. Я обнаружил там шуруп, который вызвал ко-роткое замыкание. Вот так, обратившись к Богу за помощью, я потом проигно¬рировал ее! Яркий пример избирательного слышания! Я не смог отличить Его голос от других мыслей, даже от внушений моего «величайшего» ума, — и подчиниться Ему. Пару лет назад Эндрю смастерил деревянные качели для Сал¬ли и для меня. Это был чудесный подарок, мы качались на них каждый день и называли это «временем качелей». В полдень мы откладывали нашу работу и садились на качели. Для Салли это было особое время для беседы. Иногда мы говорили о вещах, близких нам, а иногда о произошедшем утре. Это было время, которое я посвящал своей царице, чтобы выслушать ее, время, которое я научился особенно ценить. Однажды наш друг пришел к нам как раз во время нашей бесе¬ды на качелях. Мы приветствовали его, и он объяснил нам, зачем пришел. — Ты спешишь? — спросил я его. — Я должен вернуться еще назад, в город, но я не спешу, — ответил он. — Хорошо, — сказал я, — тогда зайди в дом, попей воды, вы¬бери себе какую-нибудь книгу, полистай ее пару минут. Я дол¬жен уделить время моей жене. Продолжительно посмотрев на меня, он направился к дому. Для меня важно, что моя жена знает, что она значит для меня намного больше, чем неожиданный визит. Такой способ рас¬пределения приоритетов — ключ к живому общению с Богом и с нашими женами. Сатана усиленно работает над тем, чтобы парализовать супружеское общение, ведь без него мы начинаем умирать духовно. Враг не гнушается любыми средствами, чтобы разорвать общение между людьми и Богом! Он отвлекает наши мысли от такого общения всем, чем только возможно, начи¬ная музыкой и заканчивая рекламой. Он создает помехи таким же способом, каким раньше пользовались коммунистические страны, чтобы заглушить радиопередачу «Голос Америки». Нам нужно приложить достаточно усилий, чтобы в современ¬ном обществе, наполненном шумом и ненужной информацией, сохранить истинные отношения с Богом. После серии проповедей в Теннесси мы ехали в аэропорт города Нашвилл, чтобы лететь в другой город. Поскольку мы приехали немного раньше, я решил оставить семью и весь наш багаж перед выходом на посадку и вернуть взятую напрокат ма¬шину, чтобы нам не надо было с багажом втискиваться в автобус. Подъехав к выходу на посадку, мы смогли припарковаться прямо перед дверью, хотя обычно бывает непросто заполучить такое удачное место в переполненной автомашинами зоне. Неожиданно мне пришла мысль вытащить ключ из замка за¬жигания, но я не мог сообразить — зачем, ведь багажник я мог открыть и изнутри. А Господь настаивал, поскольку, выйдя из машины, я подумал о том, что надо бы, по меньшей мере опу¬стить ниже боковое стекло. Но утро было холодное, и я знал, что после того, как багаж будет выгружен, я еще смогу насладиться теплом в машине, поэтому и от этой мысли я отмахнулся. По-сле того, как я отнес багаж в зал и вновь подошел к машине, что¬бы вернуть ее в фирму по прокату, я обнаружил, что все двери моего «шевроле» 1998 года выпуска закрыты и единственный ключ, который был у меня, торчал в замке зажигания! Только те¬перь мне стало ясно, зачем Господь побуждал меня взять ключ с собой, и я произнес: «Господи, прости меня!» Вот так всякий раз моя независимость от Бога приносит НЕПРИЯТНОСТЬ. Во время моих путешествий я твердо усвоил одно: воздуш¬ные компании не ждут Джима Хонбергера, если он опаздывает. И вот теперь я попал в затруднительное положение, потому что мой самолет должен был взлететь через час. Трудность заключа¬лась еще и в том, что машину в этой зоне можно было оставить только на короткое время, иначе оштрафует полиция, а потом машину отбуксируют прочь. Стремглав я снова помчался в зал ожидания за Эндрю, оставил его возле машины, чтобы ее не от-буксировали, а сам поспешил в автомобильную фирму. Явившись туда, я увидел, что перед окошком стоит длинная очередь, и мне стало ясно, что пока наступит мой черед, само¬лет улетит. Вот теперь, в безвыходном положении, у меня вдруг появилась готовность слушать и слышать Божьи указания. Тихо я взмолился: «Боже, что я должен делать?» Просто иди вперед, к окошку и спроси менеджера. Да, другим это не понравится, да, это будет очень неприятно, но все будет хорошо. Итак, я направился к окошку, и менеджер ответил мне, что у них нет запасного ключа, но что он может достать его, если я на¬зову ему серийный номер машины. Я помчался назад к машине, возле которой застал полицейского, выписывавшего штраф. Не¬много в стороне стоял мой сын. Он уже объяснил полицейскому ситуацию, но, не зная об этом, я рассказал всю историю еще раз. К счастью, полицейский проявил милость и дал мне пару минут времени, чтобы я смог уехать оттуда. Быстро записав номер машины, я отправился в фирму по про¬кату, а времени до отлета моего самолета становилось все мень¬ше. Менеджер действовал очень быстро, и весь процесс от на¬чала до конца занял пятнадцать минут. Скоро, с ключом в руке, я был уже на пути к машине. Садясь, я хотел спросить Эндрю, зачем он запер ее; я бы сделал это, если бы Бог снова не остано¬вил меня и не посоветовал держать язык за зубами, послав мне ясную мысль. «Но, Господи, — возражал я, — ясно же, что это был он. Я машину не запирал, а он вышел из нее последним. Ве¬роятно, он запер двери по привычке». Успокойся, Джим. Сейчас ты узнаешь, как все было. Не говори ни¬чего, о чем потом станешь сожалеть,— ответил мне Бог. Как только я тронулся с места, двери автоматически запер¬лись! Теперь мне стало ясно, что в этот «шевроле» 1998 года выпуска было встроено особого рода устройство, которое авто¬матически запирало двери! Вернув машину в фирму, я ступил на борт самолета с мыслями благодарности не только за то, что во¬время справился со всем, но и за то, что Бог удержал меня от не¬справедливого обвинения моего сына. И все же я был опечален, ведь, проповедуя другим о том, как быть чувствительным к при¬зывам Духа Божьего, сам я, своим избирательным слышанием, создал себе проблемы. Часто мы не придаем нужного внимания тому, о чем просит нас Бог. Он не сказал мне: «Возьми ключ с собой, чтобы он не остался в машине». Но Бог знает, что делать и как поступить, а мы, веруя и доверяя Его любви и мудрости, обязаны следовать Его рекомендациям. Я называю это экспериментальной рели¬гией, потому что в каждом таком случае я был чему-то научен и возрастал в понимании Бога, хотя и не всегда безоговорочно слушался Его. Когда я обдумываю трудности, возникшие вследствие того, что я не исполнил Его указаний, тогда мое доверие к Его спо¬койному и нежному голосу крепнет, и после этого я уже более восприимчив к Его указаниям и следую им быстрее. Такой про¬цесс воспитания слуха составляет сущность экспериментальной религии: учишься понимать, что получается, а что нет. Однажды я был на улице, расчищая от снега подъезд к дому, а члены моей семьи занимались домашними делами. По проше¬ствии некоторого времени Мэтью подумал, что я отсутствую дольше, чем необходимо. «Может быть, мне сесть в снегоход и поехать посмотреть, где он»,— сказал он сам себе. Мэтью нравилось ездить на снегоходе, и поскольку это очень ему нра¬вилось, то он начал беспокоиться, что мысль поехать и посмо¬треть, где отец, в действительности была лишь поводом бросить работу и заняться чем-то более увлекательным. Эта мысль много раз приходила ему в голову, и много раз он ее отклонял. Потом я вошел в дом — замерзший и весь в снегу, так как автомобиль сломался по дороге, и мне пришлось бороться с сугробами сне¬га, пробираясь пешком к дому. Вот теперь Мэтью понял, что мысль, посещавшая его, была от Бога. И все же этот опыт не прошел бесследно, потому что Мэтью извлек из него урок. Откуда я знаю об этом? Однажды я, Салли и Эндрю отправились в поездку, а Мэтью оставался дома один. Я позвонил ему и спросил: «Как дела?» «Я учусь слышать, папа». Затем он рассказал мне следующую историю. Высоко на противоположной стороне гор он должен был по¬казать покупателю одну усадьбу. Выйдя из дома, он подумал о том, чтобы взять с собой карманный фонарик. «Ерунда, — ска¬зал он сам себе. — В конце концов, я же буду дома еще до того, как стемнеет». Но мысль не покидала его, и он вернулся в дом за фонариком, потому что в этой мысли он признал голос Божий. «И когда же ты снова был дома?» — спросил я. «Только в полночь». Огромный деревянный шип, вроде того, которым скрепляют балки блочных домов, вонзился в колесо машины... Эта история очень тронула меня, потому что я понял, что, бу¬дучи подростком, Мэтью учился зависимости от Бога и духовной чувствительности, чего я не понимал и не умел в мои тридцать лет. Если бы Бог раскрыл нам причины Своих указаний, было бы нам легче слушать Его и следовать этим указаниям? Исходя из моих личных опытов я бы сказал: нет. С наступлением осени и первых заморозков я всегда должен заняться делом, которое не очень люблю: слить воду из труб во¬доснабжения в домике для гостей. Сама по себе эта работа не так уж и плоха, но пространства под домиком как раз столько, что можно лишь с трудом проползти. Там темно и много пау¬тины; каждую минуту можно ожидать, что на тебя упадет паук или мышь, и было бы неплохо, если бы эту работу сделал кто-то другой. В один из таких холодных осенних дней я открыл дверь, со¬бираясь залезть под дом и слить воду из труб. Сняв перчатки, я положил их рядом с собой на пол, потому что без них легче было работать, но тотчас же подумал о том, что было бы лучше по¬ложить их в карман, чтобы не забыть. Можете спросить любого, кто знает меня, — у меня очень хорошая память, и я ничего не забываю. Поэтому я отбросил эту мысль и закончил работу. Направляясь к дому и ощутив холод, я хотел надеть перчатки, но вы помните, где я их оставил. «Только не это! Я забыл перчат¬ки под домиком!» — завыл я. Надо было вернуться и забрать их оттуда — другого выбора у меня не было. В случае с перчатками Бог просил меня и даже предупреждал, что может произойти. И все же дополнительная информация никак не повлияла на мое восприятие Божьего совета — я все равно был уверен, что знаю лучше. Мы стоим перед выбором — принимать указания Бога или нет. Этот выбор мы должны сделать по причине глубокой, живой веры и наших практических опытов. Экспериментируя с верой, мы все больше разрешаем Господу контролировать нашу жизнь и все больше учимся распознавать Его голос и доверяться Ему. Так же, как и я, вы переживете моменты, когда, не доверяясь Его руководству, вы испытаете трудности. Но и в трудных ситуациях Бог не оставляет нас, и всякий раз происшествия в жизни будут учить нас и давать новый опыт. Итак, экспериментируйте с Господом, все больше доверяя Ему ваши жизненные тяготы. Сделайте мужественные шаги и положитесь на Его ведение. Поступая так, вы узнаете Бога не только как безошибочного Руководителя, но и как лучшего Друга, разделяющего с вами жизненный путь как в этом мире, так и в будущем.
|