Глава 4. Возлюби ближних своих |
На Джима, пресвитера церкви, братья возложили ответственность за евангелизационную работу среди недавно переехавших в их район людей. Сан Лии его семья были вьетнамскими беженцами. У них не осталось пожитков, они никого не знали и нуждались во всесторонней помощи. Джим начал с того, что помог новоселам добыть пропитание, а затем немало времени потратил в поисках хорошей работы для Сан Ли. Джим жаждал рассказать Сан Ли об Иисусе Христе, но он не знал вьетнамского, а беженцы очень плохо говорили по-английски. Оба они, и Джим, и Сан Ли, стремились выучить языки друг друга, чтобы еще сильнее скрепить дружбу. В какой-то из дней Джим решил, что уже знает язык достаточно хорошо, чтобы рассказать Сан Л и об Иисусе. Он начал растолковывать вьетнамцу истины о Боге и Иисусе, но чем больше Джим говорил, тем путаннее казались его объяснения. Сан Ли повторял на вьетнамском кое-что из того, что Джим говорил на английском, но было заметно, что ему далеко не все понятно. Под конец Джим так расстроился, что решил не рассказывать Сан Ли о смысле Евангелия, до тех пор пока сам не выучит вьетнамский в достаточном объеме. И вдруг произошло чудо-Сан Л и неожиданно выпалил: "А твой Бог похож на тебя? Если да, то я хочу познакомиться с Ним". Джим объяснил, что Иисус Христос гораздо величественнее рядового пресвитера. И все-таки Сан Ли захотел узнать побольше об Иисусе именно потому, что Он похож на Джима! Все эти месяцы Джим даже не предполагал, что проповедует Евангелие, но оказалось, что он проповедовал, причем самым наилучшим образом, которым только может проповедовать человек, - примером жизни, исполненной Иисусом Христом. Доброта - ключ к сердцу человека. Однажды Клэю Трумбуллу, преподавателю богословия, случилось ехать в поезде с человеком, предложившим ему глоток виски. Доктор Трумбулл уклонился от этого сомнительного удовольствия. Несколько минут спустя попутчик опять предложил ему виски, и доктор Трумбулл вновь отказался. Предложив виски в третий раз, настойчивый пассажир сказал доктору Трумбуллу: "Бьюсь об заклад, вы считаете меня довольно скверным человеком из-за того, что я не прочь выпить, верно?" "Напротив, - ответил доктор Трумбулл, - я как раз думал, какой вы великодушный и не жадный человек, раз вам не жалко для меня вашего виски". Попутчик был так тронут добротой богослова, что доктор Трумбулл смог привести его ко Христу еще до того, как поездка завершилась. Конечно, нельзя отрицать саму возможность успешно свидетельствовать незнакомцу, сидящему рядом с вами в самолете или автобусе, недолговременные результаты более вероятны при долговременных отношениях. Свидетельство начинается с любви, а не с лекции. Людям безразлично, так уж ли обширны ваши знания, пока они не узнают, насколько вам не безразличны они сами. Иисус сказал: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16). "И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения" (1 Петр. 2:12). С добрыми делами трудно спорить. Вы привлечете людей, когда они увидят плод Духа в вашей жизни: "Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22, 23). Это ключевой принцип, точное соблюдение которого позволит вам установить доверительные взаимоотношения с вашими ближними. Джозеф С. Альдрих в книге "Мягкое убеждение" приводит пример того, что можно было бы назвать "евангелизмом газонокосилки". Новый в округе человек постригал свою лужайку с помощью древней газонокосилки. За ним наблюдал сосед-христианин, живший через дорогу Он молился, чтобы Господь дал ему возможность приобрести этого человека для Христа, и когда увидел борьбу соседа с антикварным агрегатом, в голове его вспыхнула яркая мысль - ведь в гараже стоит новехонькая газонокосилка! Он перекатил ее через улицу и настоял, чтобы новый сосед пользовался ею - не только в этот день, но и каждый раз, когда потребуется постригать газон. Месяца два спустя раздался стук в дверь. На пороге стоял новый сосед. В руках у него была большая, тяжелая семейная Библия. Довольно нескладно он принялся рассказывать о генеалогическом древе своей семьи, показал брачные свидетельства и записи о кончинах, наконец спросил: "Как мне родиться свыше?" И тогда у этого человека появилась возможность указать соседу на Христа. Почему бы не заставить вышеназванный принцип любви к ближнему работать в вашей округе? Наметьте себе план поближе познакомиться с пятью соседями. Направьте на них яркие лучи Божьей любви. Постригите лужайку, пока их нет дома. Помогите им, когда увидите, что они моют машину или убирают в гараже. Одолжите безвозмездно буханку хлеба, поделитесь плодами своего сада, подарите какую-нибудь безделушку, сделанную собственным и руками, или отнесите им цветы, в(11росшие на вашей клумбе. Используйте это как предлог для более близкого знакомства. Во время своего первого визита скажите соседям что-нибудь приятное - похвалите их сад, детей, дом, что угодно. Выясните, чем они интересуются. Прежде чем пойти к ним в следующий раз, купите для них книгу посвященную именно этой теме. Во время своего второго посещения воспользуйтесь формулой свидетельства СеЗаРеС: 1. Поговорите об их Семье. 2. Расспросите об их Занятиях. 3. Поднимите тему Религии. 4. Поделитесь своим Свидетельством, но только при условии, что чувствуете Божье водительство. Помните-вы имеете дело со своими соседями, и не стоит торопить события. Может быть, есть смысл позаимствовать у кого-нибудь комплект евангельских слайдов или видеофильмов. Скажите пятерым вашим соседям, что у вас есть интересные видеофильмы, из которых вы почерпнули ответы на многие вопросы, и теперь желаете пригласить их на просмотр религиозных программ, а заодно и слегка перекусить. В конце концов пригласите соседей пойти с вами в церковь. Вот как лучше всего это сделать. Во-первых, спросите их, можно ли вам пойти с ними в их церковь. Если они скажут, что не посещают церковь, значит, вы узнали нечто полезное и можете в таком случае пригласить их на свое богослужение. С другой стороны, если соседи пригласят вас в свою церковь, вы все равно завяжете с ними взаимоотношения. Позже, когда вы предложите им посетить вашу церковь, они скорее всего ответят положительно. Исследования свидетельствуют, что более 80 процентов новообращенных начинают ходить на богослужения в ответ на приглашение друга, родственника или соседа. Другая статистика показывает, что люди, ставшие активными христианами, прежде чем посвятить себя Богу, были приглашаемы в церковь или слышали о Благой вести в среднем по восемь раз. Иногда требуется 10, 20, а то и 47 (был такой случай) приглашений, пока человек наконец присоединяется к церкви. Не сдавайтесь слишком легко и быстро, подайте соседям понять, что ваша дружба не зависит от того, посещают они вашу церковь или нет. Некоторые люди отказываются ходить на богослужения, поскольку думают, что раз уж они начали это делать, то должны либо продолжать в том же духе, либо потерять вашу дружбу. Начав свидетельствовать среди соседей, перенесите усилия за пределы своей округи. Принципы и методы, изложенные в данной главе, применимы не только к соседям по улице, но и к коллегам по работе или учебе. Идите туда, где есть люди. Будьте активны в профессиональных кругах. Вступите в какую-нибудь благотворительную или добровольческую организацию. Выясните, в чем нуждаются ваши коллеги, и восполните эту нужду. Ни в коем случае не забывайте, что вашему свидетельству может повредить плохо выполненная работа или небрежный внешний вид. Стремитесь к совершенству Когда мы публично исповедуем веру во Христа, а наша работа и прочие дела оставляют желать много-много лучшего, мы становимся плохими свидетелями для Господа, Которому, по нашему утверждению, служим. Кроме того, очень важно испытывать подлинный интерес к вашему соседу как к человеку, а не просто как субъекту евангелизации. Если единственным вашим побудительным мотивом к установлению с кем-то дружеских взаимоотношений является стремление записать на свой счет еще одно приобретение для Христа, ваш новый друг заметит это и воспротивится вашим усилиям. Один индеец-христианин как-то сказал своему миссионеру: "Мы понимаем, что вы желаете нам добра, но мы не ощущаем, что вы нуждаетесь в нас" (Оате! Нетше. "ХУЬНЬег Воипс! т М^кюп'"?". СНтИипПу Тос1ау, \Ы. 32, N0. 5). Именно данное обстоятельство подводит нас к важному принципу: человек, желающий нести свидетельство, должен быть кротким, но не торжествующим, ищущим, но не самодовольным, спрашивающим, но не утверждающим, зависимым, но не чрезмерно самостоятельным. На самом деле ощущение своего несовершенства и немного разумной застенчивости отнюдь не повредят вашему свидетельству о Христе другим людям. Когда Иисус послал свидетельствовать сначала 12, а затем 70 учеников, Он не рекомендовал им брать с собой пищу, деньги и одежду (Лк. 9:3; 10:4). Почему Он запретил запасаться чем-либо в дорогу, хотя и еда, и одежда, и немного денег показались бы нам весьма кстати? Потому что Он хотел, чтобы апостолы были зависимыми, а не самостоятельными. Они донесли сви-детельство до большего числа людей, поскольку им нужно было просить у них пищу и кров. Кроме того, человек, ни в чем не имеющий нужды, как правило, самонадеян, недоверчив и слаб в свидетельстве. Вправе ли мы подчеркивать опасное положение других людей, если у нас самих всего в достатке? Как мы можем призывать ближних обрести веру, если сами настолько хорошо обеспечены, что не испытываем в вере никакой нужды? А вот когда мы позволим другим удовлетворить наши нужды, они разрешат нам удовлетворить свои. Один из лучших способов подружиться - попросить кого-нибудь сделать вам одолжение. Это означает, что вы доверяетесь человеку, и ваше доверие порождает его доверие. Помните, Иисус Христос начал Свое очень успешное свидетельство самарянской женщине (Ин. 4), попросив ее дать Ему напиться? Если бы Он Сам предложил ей воды, эффект был бы совершенно иной. Таким образом, попросить у соседа на время его газонокосилку иной раз бывает не менее важно, чем предложить свою. Ваши взаимоотношения должны отличаться абсолютным равенством. Будет ошибкой чувствовать свою обязанность постоянно одаривать своего "менее привилегированного" соседа милостями и знаниями. Вы можете вызвать подозрение и чувство обиды. Сделайте честь вашему соседу, поделившись с ним той своей нуждой, которую он может восполнить. Таким образом, наилучший способ засвидетельствовать вашим соседям о Христе - это полюбить их. Но одной любви недостаточно. В какой-то момент дела должны быть подкреплены словами. Несколько лет назад один преуспевающий евангелист проводил евангельскую кампанию в некоем городе. Там он познакомился с человеком, до краев преисполненным радости в Господе. Этот человек привел на собрание своих друзей, и часть их приняли крещение. Оказалось, что он сам был новообращенным и пришел вцерковыюслетого, как его посетила верующая супружеская пара. Вот какую интересную историю он рассказал. После крещения, став христианином, он исполнился рвения в приобретении душ для истины и решил вместе с женой совершить миссионерскую поездку в штат, где они прожили большую часть жизни. Супруги переезжали от фермы к ферме, посещая бывших соседей и рассказывая им о своей радости в Господе. Наконец они приехали на ферму своих прежде самых близких соседей, и хотя они прожили бок о бок много лет, муж сказал жене: "Не станем рассказывать этим людям о нашей новой вере, они ее прекрасно знают, поскольку все эти годы, когда мы жили по соседству, были членами Церкви. Более того, хозяин служил в ней пресвитером, но ни разу не заговорил с нами о своей вере". Погостив немного у своих бывших соседей, новые члены Церкви мягко пожурили их: "Как же так получилось, что нам пришлось переехать в другой штат, чтобы узнать прекрасные истины, которые вам были известны все это время? Почему вы не поведали нам о них?" Пресвитер смущенно помолчал и ответил так: "Я много раз хотел сказать вам о нашей вере и Церкви, но боялся, как бы это не помешало нашей дружбе". "Да вы только представьте себе, - порадовал новый член Церкви бывшего соседа, обнимая его, - теперь мы можем быть друзьями всю вечность!" Эти люди несли весьма доброе свидетельство своим христианским образом жизни, но боялись заговорить об Иисусе. Какая трагедия! Я часто слышу, как люди, оправдывая свое нежелание устно свидетельствовать о вере, говорят, что они "всего лишь сеют семена". Сеять семена - это замечательно, но это только начало процесса. Вы должны вспахать почву, затем засеять ее, полить и удобрить; когда урожай созреет, его необходимо вовремя убрать, чтобы он не сгнил в поле. Ни один ответственный фермер не ограничится только севом. Иисус в Евангелии от Матфея (9:37, 38) сказал: "Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою". У Бога уже созрел обильный урожай, и теперь Ему требуется побольше жнецов. Давайте-ка используем еще одну аналогию. Иисус призывает нас быть ловцами человеков. Но запомните: ни один рыболов не станет просто так. подкармливать рыбу. Недостаточно быть просто добрым к рыбе и в силу этого давать ей корм. Бог поможет вам забросить евангельскую сеть в людское море и позволит втащить ее обратно в лодку с богатым уловом. Какое благословенное преимущество - приводить людей ко Христу! Вы не поймаете много рыбы одним только молчаливым свидетельством. Слова и дела должны идти рука об руку, потому что никакой образ жизни не может быть настолько хорошим, чтобы уверенно говорить за себя самого. И даже если бы наша жизнь была совершенна, одного молчаливого свидетельства недостаточно. Каково было бы, если бы Иисус, придя на нашу землю, нес молчаливое свидетельство? Хорошо, что так не случилось, правда? На практике молчаливое свидетельство может привести людей в еще большее отчаяние. Предположим, вы много лет провели в лечебнице для парализованных. Вы и ваши друзья по несчастью потеряли всякую надежду на исцеление. И вот однажды ваш знакомый сообщает вам, что изобретено новое лекарство от паралича. Он отвозит вас к врачу, тот дает вам какие-то микстуры, которые приводят к полному исцелению. Впервые за многие годы вы можете свободно бегать и прыгать. Вскоре вы вспоминаете о ваших старых друзьях из лечебницы, вам захотелось принести им добрую весть о вашем исцелении, вы возвращаетесь в лечебницу и в течение целого часа бегаете, прыгаете, выполняете акробатические трюки на глазах у пациентов. Они смотрят на вас с возродившейся надеждой, ждут от вас рассказа, но вы, не говоря ни слова, удаляетесь восвояси. Ваше свидетельство было безмолвным. Вы доказали эффективность нового лекарства, но друзей своих оставили в еще большем отчаянии, чем прежде. Вашего молчаливого свидетельства оказалось явно недостаточно. Вы должны познакомить их с врачом. В следующей главе мы обсудим, как это сделать.
|