Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Глава 6. Сначала обличение, потом обращение PDF Печать Email

 

Не следует исходить из предпосылки, будто те, кому вы свидетельствуете, обязательно ощущают нужду в спасении. Такое желание должен пробудить в их сердцах Святой Дух, говорящий вашими устами. При этом вы не всегда будете действовать должным образом. Большинство христиан поступают неправильно, пытаясь привлечь собеседника благами, которые сулит спасение, - миром, радостью, любовью и т. д. Нет ничего плохого в том, что вы используете эту положительную мотивацию, но ее недостаточно, чтобы привести человека к осознанию своей греховности. Обращения, как, правило, не происходит до тех пор, пока человек не столкнется с требованиями Закона и тем обстоятельством, что он фактически приговорен к вечной смерти.

Многие мысли, изложенные в этой главе, были взяты из замечательной книги Рэя Комфорта "Самая сокровенная тайна преисподней". Автор сравнивает наш нынешний мир с самолетом, который вот-вот унадет и разобьется. Пассажирам розданы парашюты.

Как убедить их надеть это спасательное средство? Сделать упор на то, что с парашютом они почувствуют себя в безопасности?

Если вы увидите пассажира, не считающего нужным надевать парашют, так как он вполне доволен пищей, которую ему дают в самолете, и фильмами, которые ему показывают, не спешите убеждать его, что парашют в данной ситуации более необходим, чем еда и кино!

Ваши слова не окажут необходимого воздействия! Если вы хотите, чтобы этот пассажир надел парашют и не снимал его до конца полета, скажите ему прямо и коротко: "Если желаете разбиться в лепешку, отговаривать не стану. Это ваше личное дело - жить или умереть". Будьте уверены, упрямец тут же нацепит на себя все парашютные лямки, причем сделает это с полным осознанием происходящего (Р. Комфорт, с. 83).

Мы обязаны всячески сопротивляться стремлению свести наше свидетельство об Иисусе до уровня девиза "Со Христом дела пойдут лучше", ибо в таком случае рискуем уподобить Спасителя "Кока-коле", предназначенной поднимать настроение. Указанный подход превращает Евангелие в банальность, более того, он ставит под угрозу его основную весть. Мало сказать человеку, насколько это восхитительно - быть христианином, ибо тогда Бог дарует ему мир, любовь и радость. Люди могут все перечисленное получить и в миру - или думают, что могут. Одного им взять больше негде, как только у Христа, - вечной жизни. Необходимо. чтобы их мотивация была не только позитивной. но и негативной, ибо, хотя позитивная мотивация действеннее негативной (большинство людей это знают), тем не менее еще более действенны обе мотивации, используемые в сочетании (большинство людей этого не знают).

Правило гласит: если у вас есть необращенный грешник, обличите его. Если у вас есть обличенный грешник, обратите его. Не пытайтесь обратить необличенного грешника. Вы должны выявить проблему, прежде чем грешник сможет оценить ее решение.

Как же следует обличать? Как привести человека к осознанию его глубокой греховности и нужды в Спасителе? С помощью Закона. Когда некий законник спросил Иисуса, что он должен делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Иисус не стал излагать ему Благую весть или рассказывать о том, какой замечательной будет его жизнь, если он последует за Ним. Христос указал на Закон (см. Лк. 10:25, 26).

Многие христиане избегают упоминать о Законе в проповедях или в личном свидетельстве, потому что не знают сути его истинного назначения. Закон ни в коем случае не может быть средством спасения, ибо в нем нет спасающей силы. Назначение Закона - обличать и подталкивать к обращению. "Закон Господа совершен, укрепляет душу" (Пс. 18:8). Даже язычники, "не имеющие закона, по природе законное делают" и таким образом "показывают, что дело закона у них написано в сердцах" (Рим. 2:14, 15). Когда мы грешному человеку сообщаем требования Закона Божьего, его душа отзывается, соглашаясь: "Да, это так". У грешника должно пробудиться интуитивное знание Закона. Он будет по обыкновению противиться, но его сопротивление служит добрым знаком того, что Дух Божий, обличая его сердце, работает над ним.

Фрэнсис Шаффер в книге "Смерть в городе" заявляет, что если бы он встретил в поезде действительно современного человека и у него был бы всего лишь один час на беседу о Благой вести, первые 45 минут он потратил бы на изложение негативной стороны вопроса, желая показать собеседнику, что он более мертв, чем может себе представить; конечно, не в бытовом понимании этого слова, а в сакральном, ибо его жизнь лишена смысла и значения, он мертв нравственно, потому что разделен с Богом, Который есмь Сущий. А оставшиеся 15 минут, как полагает Ф. Шаффер, он посвятил бы проповеди Евангелия. Значительная часть нашей евангельской работы не приносит плода, потому что мы горим желанием добиться результата прежде, чем наши слушатели по-настоящему осознают проблему, перед которой стоят.

Послушайте, что говорит Дуайт Л. Муди о важности проповедования Закона:

Бог, будучи Богом совершенным, дал людям совершенный Закон. Закон был нужен не для спасения людей, но его назначение - быть мерилом для них. Я хочу, чтобы вы ясно понимали данное утверждение, ибо для сотен и тысяч людей этот вопрос является камнем преткновения. Они хо тят спасти себя, тщетно пытаясь соблюсти Закон, забывая напрочь, что он вовсе не предназначен для того, чтобы люди с его помощью спасали себя. Спросите Павла, с какой целью был дан Закон. Вот его ответ: "Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом" (Рим. 3:19). Закон заграждает уста всякого человека. Я всегда могу отличить человека, близкого к Царствию Божьему, - его уста заграждены. Вот почему Богдаетлюдям Закон - чтобы показать нам нас самих в истинном свете (цитата из "Избранных проповедей", приведенная в кн. Р. Комфорта, с. 29).

Именно Закон использовал Бог для обращения Джона Баньяна. В автобиографии "Благодать, преизо-билующая для первого из грешников" этот человек рассказывает об опыте своего обращения. Баньян перечисляет целый ряд судов и милостивых деяний провидения Божьего, случившихся в его жизни, которые должны были произвести на него впечатление, но не произвели.

...Но ничто Божье не пробудило в моей душе жажду праведности, я продолжал грешить, становился все более непокорным Богу и безразличным к своему собственному спасению... Я всегда считал, что грех не погубит меня, к какому бы вероисповеданию я ни принадлежал, поскольку я пребываю во Христе...

Но вот однажды случилось так, что наш пастор произнес проповедь на тему: "Субботний день и зло, которое мы совершаем, нарушая ее либо работой, либо спортом, либо каким-либо иным способом". Во время проповеди меня стала мучить совесть, и я подумал, что пастор произносит ее специально, чтобы показать мне мои нечестивые пути. Это случилось в первый раз на моей памяти, когда я, по крайней мере на мгновение, почувствовал свою вину и тяжесть на сердце. По окончании проповеди я побрел домой в совершенно угнетенном состоянии (Р. Комфорт, с. 54, 55).

Обратите внимание, первоначальным результатом проповеди были угнетенное состояние и досада. Грешник должен пройти долиной смертной тени, прежде чем он сможет по достоинству оценить свет, сияющий на другой ее стороне. Это более справедливо для людей, чья жизнь благополучна, и менее - для тех, чья жизнь уже исполнена страданий.

Таким образом, необходима умеренная конфронтация. Многие христиане весьма неохотно идут на конфронтацию-в самом деле мы ужасно боимся оби-детьлюдей. Мы хотим, чтобы нас приняли. Новестьо кресте была и остается в известном смысле оскорблением. Как бы мягко и нежно ни проповедовалась истина (а ее и надо проповедовать с любовью), все равно кто-то обидится. Можно даже сказать, что если истина никого не оскорбляет, значит, в проповеди что-то не так. Апостолы своими проповедями вызывали народные волнения. Христос Своей вестью оскорбил столь многих людей, что в конце концов они предали Его смерти. Случилось даже так, что произнесенная Им проповедь побудила многих Его учеников оставить Его (Ин. 6:66). Единственным классом людей, которых Иисус всячески избегал обижать, были обездоленные и отверженные, поскольку никто не хотел приласкать их и обогреть. А более всех остальных Иисус задевал за живое именно те слои, которых мы обычно изо всех сил стараемся почтить, то есть знаменитых, богатых людей или занимающих влиятельные посты. Однако сейчас наступает время, когда истина должна быть проповедана с любовью, чего бы это ни стоило.

Мартин Лютер сказал: "Считаю невозможным не оскорблять чувства виновных людей, ибо избежать этого можно только либо нашим молчанием, либо их терпимостью; молчать же мы не можем, потому что Бог велит нам говорить, а они не могут быть терпимыми по причине своей вины" ("Руководители", т. 6, No 3).

Нам нужно делать все, от нас зависящее, чтобы избегать ненужных обид, но мы обязаны не колеблясь, но с любовью сообщать грешнику истину и доводить до него требования Закона, дабы они становились бременем для его совести. Однако оказывать давление на грешника или осуждать его - это не наша задача. Упоминание о требованиях Закона Божьего, сделанное с любовью и нежностью, - вот все, что от нас требуется. Остальное предоставим Святому Духу.

Так каким же должен быть наш образ действий в этом случае? Рей Комфорт предлагает следующий способ.

Вот вопрос, который является отправной точкой для разговора о Законе: "Вы лично ощущаете свою нужду в Божьем прощении?" Большинство ответят: "Вообще-то нет". С этого момента я обычно перехожу к Закону, начиная свидетельство со своего личного опыта: "До того, как я стал христианином, я чувствовал примерно то же, что и вы. Я не считал себя таким уж отъявленным грешником, поскольку мерилом моих поступков были людские стандарты". Я часто рассказываю притчу о маленькой девочке, которая, обращаясь к матери, заметила, какими чистыми выглядят овечки на фоне зеленой травы. Но вот начался снегопад, и девочка увидела, насколько грязными выглядят овцы по сравнению с белым снегом. В данном случае все зависело от фона.

Если мы с вами будем судить о себе, используя как фон человеческие стандарты, то покажемся сами себе вполне чистыми. Мы можем найти множество людей не таких чистых, как мы. Рядовой грешник выглядит чуть ли не воплощением чистоты по сравнению с Адольфом Гитлером. Однако Бог судит о нас не по человеческим меркам, а по абсолютным стандартам Его Закона, то есть Десяти Заповедей.

Пока не выпал снег, девочка не знала, что такое настоящая чистота. Если мы не дадим снегу Закона Божьего осыпать грешника, он никогда не обретет тот критерий, по которому может точно оценить себя. Выражение "все согрешили" ничего не говорит ему о том, насколько он грешен. Это может сделать только Закон (Р. Комфорт, с. 113). Помимо четкого изложения Десяти Заповедей есть и другие способы подвести человека к осознанию его жал кого состояния. Вот метод, который оказался весьма успешным в случае с доктором ГерхардомДирксом, изобретшим магнитные запоминающие устройства и современный компьютер. Коэффициент умственного развития Диркса превышает 200. Кроме того, он был атеистом. Вскоре после бегства из нацистской Германии Диркс познакомился с одним евангелистом, и тот предложил ему следующий самоанализ, изменивший жизнь этого изобретателя и безбожника.

Возьмите четыре чистых листа бумаги. На первом перечислите все запомнившиеся случаи, когда вы солгали; к примеру, каждый случай, когда вы говорили "да", имея в виду "нет", и когда вы давали обещание и не выполняли его.

На втором листе изложите тайну, которую вы скрываете от всех на свете, опишите то, что вам ни в коем случае не хотелось бы поведать людям, даже очень близким.

На третьем листе перечислите имена друзей и знакомых, которым вы сделали то плохое, чего не хотели бы получить от них, при этом не имеет значения, заслужили они ваше порицание или нет.

И, наконец, на четвертом листе напишите имена всех тех, кому вы сделали что-то доброе, сознательно не надеясь на какого-то рода компенсацию или вознаграждение.

Большинству людей, подобно доктору Дирксу, приходится признать, что четвертый лист, содержащий бескорыстные добрые дела, почти пуст, а вот другие листы изрядно заполнены. Когда Диркс увидел мрак, царящий в его душе, он отдал Христу свою жизнь.

Некоторые работники евангелизации считают этот прием слишком сложным для свидетельства при личном общении. Если вы разговариваете с необращенным человеком, который верит Библии и не испытывает никакого раздражения, беседуя с вами на духовные темы, то можете воспользоваться цитатой из Второго послания к Коринфянам: "Приближается день суда, когда вам придется дать ответ всезнающему Судье за все, что вы когда-л ибо сделал и, за каждое невыполненное обещание, за каждую сказанную вами л®жь, за все то, что вы так тщательно скрываете от людей, за каждое "нет" голосу вашей совести, за каждую возможность сделать добро, которую вы упустили. И на приговор этого суда вы не сможете подать апелляцию. Вы готовы предстать перед таким судом?.. А хотели бы подготовиться?" (См. 2 Кор. 5:10, цитировано близко к смыслу). После этих слов вы можете изложить Благую весть, воспользовавшись тем же посланием апостола Павла (2 Кор. 5:14-21).

Ваше свидетельство будет гораздо более успешным, если вы используете в качестве вашего союзника Закон, причем в соответствии с его прямым назначением: обличать людей в грехе и приводить их ко Спасителю.