Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 27 февраля 2024
Глава 7. На пути к решению PDF Печать Email

 

Когда вы свидетельствуете, чрезвычайно важно оставаться открытым для Божьего водительства. Если вы попросите Его руководить вами, то не раз удивитесь, слыша из собственных уст такие слова, которые вы вовсе не намеревались произносить. Бог будет говорить вашими устами до тех пор, пока вы находитесь в тесной связи с Ним.

Но это благословение не оправдает вашу леность. Методика и владение специальными приемами в деле приобретения душ столь же важны, как и в медицине. Врачеватели тела запоминают сотни правил типа: "если я столкнусь с этим, я должен сделать следующее", и врачеватели души поступали бы благоразумно, следуя их примеру. Ни один посвященный врач-христианин не выступит с таким, к примеру, легкомысленным заявлением, что коль скоро Господь будет руководить его действиями при назначении правильного курса лечения в самых разных клинических случаях, то ему нет необходимости штудировать учебники по медицине.

Желая достичь успеха в приобретении душ для Бога, вы должны обозначить цель и разработать стратегию. Начните молиться об осуществлении поставленной цели. Каждое утро произносите такую молитву: "Господи, очисти мое сердце от греха. Наполни меня Собой до избытка. И приведи меня к тому человеку, над которым трудится Твой Святой Дух. Наполни мое сердце любовью к нему, а мои уста - убедительными словами, чтобы обратить его сердце к небесам".

Когда человек, нуждающийся в обращении, по провидению Божьему окажется в сфере вашего влияния, вы уже должны иметь детальный план действий. Ребекка Пипперт ("Как разговаривать с добропорядочным человеком", ж-л "Инсайт Аут", апр. 1989 г.) предлагает очень полезную модель свидетельства: исследование - поощрение - рассказ.

Во-первых, мы исследуем. Расположите к себе человека с помощью похвалы. Чтобы у прочить доброе к себе отношение, спросите у этого человека совета или мнения по какому-либо вопросу Выясните, чем он интересуется, и попросите его подробнее рассказать о своем увлечении. Внимательно слушайте, что он говорит, и научитесь читать между строк.

Во-вторых, мы поощряем. Прежде чем пролить на человека евангельский свет, нужно вызвать у него любопытство к благовестию. Нередко в начале проповеди Иисус намеренно выражался неопределенно и увлекательно, не давая полного ответа до тех пор, пока всецело не овладевал вниманием слушателя. Христос женщине -самарянке говорил о "живой воде", а Никодиму - о "рождении свыше", то есть о понятиях, рассчитанных на то, чтобы вызвать у собеседников вопросы.

Как-то раз, когда Ребекка призналась одному профессору, что работает в Межуниверситетском христианском обществе, он довольно сдержанно отреагировал: "Уверен, что вы, должно быть... гм... не тратите время даром".

"Пожалуй, - ответила она. - Ведь это занятие не просто стоящее, но и захватывающее". Таким образом ей удалось завладеть вниманием профессора. Едва ли не вопреки собственной воле он спросил: "Что значит - захватывающее?"

"По-моему, один из самых трудных вопросов, с которым приходится иметь дело христианину, заключается в том, чтобы все-таки выяснить, насколько наша вера истинна. Как узнать, что мы не вводим сами себя в заблуждение и не поклоняемся скорее по нужде, чем по истине? Или, к примеру, доказать неправоту Фрейда, который утверждал, что мы поклоняемся прославленному образу своего отца? Беспристрастно и честно рассматривать эти вопросы - дело волнующее и интересное".

Профессор удивленно посмотрел на Ребекку. "Трудно поверить, однако именно эти вопросы волнуют и меня. Но все же - как это узнать?" Обратите внимание: благодаря способности Ребекки сформулировать сокровенные мысли собеседника, его снисходительная жалость перешла в удивленное уважение.

В данном эпизоде сработали два правила: первое - у собеседника нужно вызвать любопытство. Люди должны задавать вопросы. Не говорите им то, что они хотят от вас услышать, и не переходите сразу к центральной идее вашего разговора.

Второе правило - начиная разговор, следует стать на сторону собеседника. Изыщите возможность сначала согласиться с его точкой зрения, а потом мягко склоните к своей. В благовествовании всегда будьте союзником, а не оппонентом того, кого вы хотите обратить.

И, наконец, рассказывайте. Изложите ваше свидетельство. Расскажите о своей вере. Ребекка Пинперт составила для себя следующий план благовествования:

1. Природа Бога: Его цель.

2. Человеческая природа: наша дилемма.

3. Иисус Христос: наше решение.

4. То, как мы поступаем: наша реакция.

Есть еще одна модель, позаимствованная Ребеккой П и пперт у Дональда С. Смита, и называется она "луковичной". В процессе разговора мы должны снимать поверхностные смысловые слои, подобно слоям луковичным, до тех пор пока не дойдем до проблем, лежащих в основе нашего существования.

Для начала нужно поднять несколько тем, касающихся общих интересов: на кого вы учитесь? Чем зарабатываете на жизнь? Затем ставить вопросы все более конкретные. По какому разделу истории вы специализируетесь? Что вам нравится в вашей работе? Затем мы приступаем к чрезвычайно важному (но часто пренебрегаемому) философскому слою, подразумевающему абстрактный вопрос: почему вы изучаете именно историю? Что нового для себя вы узнали о человеческой природе во время своей медицинской практики? С этого момента надо переходить к богословским вопросам: как вы полагаете, опираясь на ваши знания истории, заметна ли рука Божья в историческом процессе? Один врач, я это сам слышал, утверждал, что основная потребность больного человека - вера в высшую силу. Как вам кажется, исходя из вашего опыта, - это правда?

Обратите внимание на очень важный момент: задавать вопросы блаженнее, чем в течение всего разговора сыпать утверждениями. Пусть большую часть беседы ведет ваш собеседник. Когда вы берете слово, старайтесь не употреблять традиционных христианских выражений, таких, как оправдание, освящение, искупление и т. д. Тяжеловесные доктрины, насыщенные церковной терминологией, можно затронуть попозже, после того как человек познакомится со Христом.

Вот перечень нескольких общих вопросов, которые можно использовать как мостик для перехода к духовным вопросам:

"Вы когда-нибудь задавались вопросом, существует л и на самом деле Бог?"

"Вы когда-нибудь спрашивали себя,действитель-ноли наша нынешняя жизнь- это все, что у нас есть?"

"В какой вере вы воспитывались?"

"Каким вы представляете себе Бога?"

"Хотите ли вы покончить с прошлым и начать все сначала?"

"Как, по-вашему, Кто Такой Иисус Христос?"

"Вы знакомы с Господом?"

Завершающий вопрос служит как бы второй ступенью, следующей после того, как вы зададите менее пугающий вопрос из расположенных выше в списке. Всякий раз, когда вы поднимаете подобного рода щекотливые темы, сначала попросите на это разрешения! "Вы не возражаете, если я задам вам личный вопрос?"

Есть еще один прием, который время от времени срабатывает. Спросите собеседника: "Каковы ваши планы на будущее?" Не важен ответ, главное - задайте следующий вопрос: "А что потом?", и спрашивайте до тех пор, пока ваш собеседник наконец не скажет:

"Что ж, а потом, пожалуй, я умру". И тут вы спрашиваете снова: "А потом?"

В конце концов вы непременно перейдете к конк-ретике благовестия. Есть несколько схем, которыми вы можете воспользоваться. Один из популярных методов свидетельства называется Четырьмя духовными законами лагерной евангельской кампании: 1. Бог любит вас, и у Него есть замечательный план для вашей жизни. 2. Человек грешен и разделен с Богом. Следовательно, мы не можем знать Божий план для нас. 3. Иисус Христос является единственным предусмотренным Богом искуплением за грех. Через Него мы можем узнать Божий план. 4. Мы должны лично принять Христа как Спасителя.

Еще есть программа "Взрыв евангелизма" Джеймса Кеннеди, в которой на начальном этапе используются следующие два вопроса, дающие возможность выяснить духовное состояние человека.

1. Вы достигли той грани в своей духовной жизни, когда можете с уверенностью сказать, что если умрете, то окажетесь в числе спасенных?

2. Если бы вы встретили Иисуса у небесных врат и Он спросил бы вас, на основании чего Он должен впустить вас в Небесный Город, что бы вы ответили? Большинство людей ответят: "В земной жизни я был добропорядочным человеком". Правильный ответ звучит, конечно же, иначе: "Потому что Иисус умер за меня, и я полностью доверился Ему". Держите этот вопрос в памяти, чтобы в подходящий момент задать его своему другу и проверить, верно ли он понимает Благовестие.

Я предпочитаю простой метод свидетельства, называемый Римской дорогой спасения. Он включает четыре пункта, поскольку состоит из четырех легко запоминающихся текстов из Послания к Римлянам:

1. В чем нуждается человек: Рим. 3:23.

2. Каково наказание за грех: Рим. 6:23.

3. Что предлагает Бог: Рим. 5:8.

4. Как реагирует человек: Рим. 10:9.

Я бы добавил к этому еще и пятый отрывок из 2 Кор. 5:10-21, в котором говорится о новой жизни во Христе. Действительно, этот последний отрывок заключает в себе все Благовестие. Его можно использовать и отдельно, опустив стихи 12, 13 и 16.

Когда вы произносите слова Благовестия, говорите мягко, но уверенно, рассчитывая на отклик со стороны собеседника. Намекните, что вы рассчитываете на его отклик: "Фрэд, когда (а не если) ты посвятишь себя Богу..."

Изложив Благовестие, вы, обладая некоторым опытом, сможете определить, готов ли ваш собеседник принять решение в пользу Христа. Если плод созрел, его можно собрать в житницу, тут же призвав сделать выбор. Иисус сказал: "Просите, и дано будет вам";

это правило можно отнести и к нашим взаимоотношениям с людьми. Если есть сомнения, попробуйте прощупать почву нейтральным вопросом: "Как вы думаете, в этом наставлении Христа есть какой-то смысл?" Лучше спросить пораньше, чем опоздать.

Многие христиане полагают, что с каждой частицей истины, которую они открывают человеку, он становнтся все ближе и ближе к Иисусу и что общее количество бесед, прочитанных текстов из Писания или полученных сведений в конце концов перейдет н качество, то есть обратит человека. Следовательно. не нужно торопиться с призывом к принятию решения. Но так бывает далеко не всегда. Обычно наступает такой решающий момент, когда человек причин к осознанию своей греховности и когда приглашение к принятию решения может сыграть решающую роль.. Впоследствии подобной благоприятной по точности может уже не представиться, и знания, примененные человеком, превращаются как бы в отвращение Благовестия.

Тем не менее это не значит, что вы должны призывать к принятию решения каждый раз, когда говорите с кем-то на духовные темы. Повремените, пока не почувствуете, что вас ведет Господь.

Желательно точно спланировать все, что вы хотите сказать, когда спрашиваете человека о его намерении принять решение. Приведенные ниже вопросы выдержали проверку временем, запомните их:

1. "Как вы думаете, вера в Иисуса Христа имеет какой-то смысл?" Если человек говорит "нет", тогда спросите: "Что конкретно вам неясно?" Но если он отвечает "да", это сигнал, что он готов посвятить себя тем истинам, которые только что услышал. Переходите ко второму вопросу

2. "Существуют ли какие-то причины, некоторым вы не хотите принять Христа прямо сейчас?" Задав этот вопрос, выдержите паузу. Не произносите ни слова до тех пор, пока человек сам не заговорит, какой бы продолжительной ни была пауза. Это чрезвычайно важно.

Если собеседник ответит "нет", попросите его повторить за вами молитву посвящения, а затем возрадуйтесь вместе с ним! Но если он выскажет какое-нибудь возражение, спросите: "И это единственная причина?" Продолжайте повторять эту фразу в ответ на каждый аргумент, который он приведет, пока не получите ответ: "Да, это все". Затем, если собеседник не повторит даже одно из предыдущих возражений, обратитесь только к последнему. Предшествующие возражения, как правило, служат лишь оправданием. Внимания достойно лишь последнее.

Отвечая на возражения, используйте такой метод:

"Я понимаю, каково вам. Многие люди испытывали то же самое... но они обнаружили..." Опровергнув аргументы вашего оппонента, еще раз предложите ему отдать жизнь Христу. И опять молча ждите ответа.

Иногда в принятии решения помогает метод балансового отчета. Посредине листа бумаги проведите вертикальную черту. На одной стороне напишите "Да", а на другой - "Нет". Затем помогите человеку заполнить первую половину листа. Перечислите ему все преимущества, которые он обретет, отдав жизнь Христу: мир, радость, силу, ч истую совесть, обетования, дружбу с Иисусом, победу над грехом, улучшение здоровья, родину на небесах и вечную жизнь. Этот список можно продолжать и продолжать. Затем попросите его заполнить другую половину листа, перечислив все, что принесет ему отвержение Христа. Помогать собеседнику при этом не нужно. После того, как он закончит, скажите: "Теперь я хочу, чтобы вы на мгновение поменялись со мной местами. Предположим, мне приходится принимать это решение, и я прошу у вас совета. Основываясь на том, что написано в дан ной таблице, какой выборбылбы наиболее логичен?"

Иногда решение будет отрицательным. Примите его и отступите - по крайней мере, на время. Никогда не оказывайте чрезмерного давления и никогда не воспринимайте отказ как личное оскорбление.

Если человек принял Иисуса как своего Спасителя, ваш долг - дать ему несколько советов, которые помогут ему утвердиться в этом решении. Как духовный родитель вы должны побудить его каждый день начинать с общения с Богом в молитве и чтении Его Слова. Объясните, что значит сделать Иисуса Еоспо-дом своей жизни. Убедите новообращенных в тот же день поделиться новостью о принятом решении с кем-нибудь из близких или знакомых. Если у вас нет возможности поддерживать постоянную связь с этим человеком, познакомьте его с другим духовным наставником, у которого такая возможность есть. Новообращенный нуждается в дружбе с другими христианами.

Вы только что даровали жизнь духовному сыну или дочери в вере. Большинство обращенных испытывают глубокую благодарность к тем, кто привел их ко Христу, а наградой им будет сама вечность.