Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
ГЛАВА 5. ОБЕТОВАНИЕ ДУХА [35] PDF Печать Email

 

Уже во времена Ветхого Завета последователи Бога говорили о Духе Святом как реально существующем. Исаия напоминает, что Бог послал Духа Святого израильтянам во дни Моисея: "Но они возмутились и огорчили Св. Духа Его... Где Тот, Который вложил в сердце его Св. Духа Своего" (Ис. 63, 10. 11). Два мужа среди израильтян, Елдад и Модад исполнились Духа. (Числ. 11, 26). По этому случаю Моисей выразил желание, чтобы все исполнились Духом. Гофониил, младший брат Халева был исполнен Духом во время, когда израильтяне поселились в Ханаане (Судей 3:9-10).

Молитва покаяния Давида после совершения великого греха показывает, что Дух Святой обитал в Нем: "Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня" (Пс. 50, 13). Он также воскликнул: "Куда пойду от Духа Твоего?" (Пс. 138, 7).

Михей заявил: "А я исполнен силы Духа Господня" (Мих. 3, 8). Иезекииль пишет: "И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь: что говорите вы, дом Израилев, и что на ум вам приходит, это Я знаю" (Иез. 11, 5). Аггей уверяет свой народ, что Дух пребывает среди них; "Ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф... И Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь" (Аггея 2, 4. 5).

Об Иоанне Крестителе ангел сказал: "Ибо он будет велик пред Господом: не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей" (Лук. 1, 15).

Дух вездесущий, Он везде обитает. Но это не означает, что Он обитает в каждом разумном существе, обладающем свободной волей. Сатана и падшие ангелы являются разумными существами, обладающими свободной волей. Но они не обладают Духом Святым, хотя первоначальным намерением Бога было руководить как ангелами, так и людьми. [36] Дух действует на человека двумя способами, как извне, так и внутри него. Он обращается к необращенному и действует на него извне. Как Иисус явился Савлу по пути в Дамаск, так же действует и Дух. Но для спасения и преобразования необходимо, чтобы Дух обитал в человеке и совершал работу внутри него. А чтобы это произошло, необходимо добровольное согласие и выбор самого человека.

Многие ветхозаветные пророки обещали в будущем излитие Святого Духа. Через Соломона под символом мудрости, Иисус обещал: "Вот я изолью на вас Дух Мой, возвещу вам слова Мои" (Прит. 1, 23). Исаия, предвидя будущее, когда Дух Святой должен излиться на мир, чтобы сделать бесплодную пустыню цветущим садом: "Доколе не изольется на вас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом" (Ис. 32, 15).

Иезекииль, говоря о Духе, как реально присутствующем в его жизни, представляет нам прекрасное обетование о будущем излитии Духа: "И окроплю вас чистою водою,- и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.

И дам вам сердце новое и Дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36, 25-27). Пророчество Иоиля указывает на обильное излитие Духа в последние дни (Иоиль 2, 28. 29).

Хотя Иоанн Креститель был исполнен Духа Святого с самого рождения (Лук. 1, 15), в своей проповеди он указывал на Мессию, Который должен был крестить последователей Духом: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Матф. 3, 11). Его водное крещение было символом очищения от греха Духом Святым.

Но крещение не могло сделать его слушателей пригодными находиться в присутствии Святого Бога.

В великий день праздника Кущей Иисус провозгласил: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, [37] потому что Иисус еще не был прославлен" (Иоан. 7, 37-39). Когда Иисус говорил эти слова, Дух в виде голубя уже сошел на Него во время Его крещения и в ветхозаветние времена Дух также служил людям.

Тем не менее, до Пятидесятницы Дух Святой не был дан во всей полноте людям. Молитва в Гефсимании и Голгофские страдания должны были предшествовать этому дару во всей полноте. Это произошло только после того, как Иисус Своим воскресением победил смерть и "вошел на высоту", ведя с собой множество искупленных, освобожденных из сатанинского плена, т. е. от могилы и власти смерти (Ис. 14, 17. 18). И только после этого Он мог дать эти дары человекам во всей полноте (Ефес. 4, 8).

Итак, Иисус сказал Своим ученикам: "Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины (Иоан. 14, 16-17). Это было первое прямое обетование о Духе, данное Иисусом Своим ученикам. Очевидно, Иисус имел в виду обильное излитие Духа в день Пятидесятницы и перед тем, как оставить их, Он сослался на то же самое обетование, вновь говоря им об обещанном Духе (Деян. 1, 4. 5). Исходя из этого можно сделать вывод, что в день Пятидесятницы Дух впервые был явлен на этой земле. Но рассматривая свидетельства Ветхого завета, следует заключить, что это не так: "И до этого Дух Святой находился в мире; с самого начала в деле спасения Он руководил сердцами людей" (ЖВ. стр. 669). Даже в то время, когда Иисус высказывал обетование о Духе, Он уже пребывал в сердцах Его последователей, как это видно из слов Христа, записанных в Иоан. 14, 17.

И действительно, с самого начала творения Св. Дух обитает на земле и даже в "патриархальные времена влияние Св. Духа заметно проявлялось, но не во всей своей полноте" (Деян. стр. 37). В Иоан. 15, 26 Иисус сказал, что Дух Св. исходит от Отца. Исходя из этого текста и возник термин "исшествие", употребляемый в теологической литературе.

Это относится к существующему от вечности отношению Духа к Отцу, в отличие от термина "род", "рождение", который употребляется для обозначения родственных отношений Отца и Сына.

Глагол настоящего времени "исходит" в греческом языке указывает на вечную, непрерывную связь Духа с Отцом. В Иоан. 16, 7 Иисус говорит: "Я пошлю Его вам". Дух является как бы подчиненным по отношению к Отцу и Сыну. Отец посылает как Сына так и Духа; и Сын посылает Духа, в то время, как нет свидетельства о том, что Дух посылает Отца или Сына. [38] Никейский символ веры гласит: "Верую в Духа, Господа и Жизнедателя, Который исходит от Отца и Сына, Который вместе с Отцом и Сыном достоин поклонения и славы". "И Сына" - было добавлено на Толедском соборе в 589 году по Р. Х. Это была интерполяция, т. е. вставка в подлиннике символа и рассматривалась в таком свете восточной, т. е. греческой церковью. Это был один из самых спорных вопросов, возникших между римской и греческой церквами, что и послужило причиной великого раскола между ними в 1054 году (Филипп <%-2>Шафф. "Символы веры христианства", т. 1, стр. 26; т. 2, стр. 29).

Действие Духа загадочно, но данный символ пытается объяснить человеческим языком существующие отношения между Личностями божественной Троицы, основываясь на библейском откровении.

Исходил ли Дух Святой от Сына так же, как от Отца? Это было проблемой, возникшей в Западной церкви, но не в Восточной, так же как и проблема божественности Христа была Восточной, но не Западной проблемой. Для того, чтобы сохранить и поддержать веру в Божественность Духа, для Восточной церкви было важно доказать и представить Духа, как исходящего исключительно только от Отца.

Западная церковь с другой стороны, начав с доказательства о единстве и равноправии Отца и Сына, хотела доказать эту идею, утверждая, что Дух исходил как от Отца, так и от Сына (Грифс Томас. "Божий Святой Дух", стр. 91).

"Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Иоан. 14, 16). В этом тексте, как и в других, Дух называется "другим Наставником", "Утешителем" (англ. пер.).

Этот Наставник пришел вместо Иисуса, как "Помощник" апостолов после вознесения Христа.

Несомненно, слово "Утешитель", употребляемое в переводе Библии времен короля Иакова, является неудачным переводом греческого слова "параклетос". Джон Уиклиф в 14 веке является автором слова "Утешитель" в английской Библии.

Слово "Утешитель" в 14 веке имело другое значение, отличное от современного.

Тогда это слово в английском языке обозначало силу, как и латинское слово, от которого произошло. В этом смысле Уиклиф перевел данное слово и в Фил. 4, 13: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". Параклетос фактически означает того, кто находится рядом с нами. Дух является моим помощником во всех вопросах, и также Он наделяет меня силой и помощью, в которой я нуждаюсь.

Греческое слово "параклетос", переведенное выражением "Утешитель",- имеет более [39] глубокое значение.

Это слово состоит из "пара", что обозначает "рядом с кем-то" или "некто, позванный участвовать в помощи во всех непредвиденно возникающих обстоятельствах". Это то же самое слово "параклетос" переводится словом "Ходатай" в 1Иоан. 2, 1.

В современной английской Библии, в тексте Иоан. 14, 16 вместо слова "Утешитель" дано слово "Ходатай", в то время как пересмотренный перевод передает его словом "Наставник". Слова "Ходатай" и "Наставник" выражают более точно значение этого слова, чем "Утешитель". И тем не менее оно означает больше чем "Ходатай и Наставник", оно означает Помощника, всегда находящегося рядом, готового помочь своим советом и силой при всех непредвиденно возникающих обстоятельствах. Таким помощником для детей Божьих является Дух Святой.

Иисус постоянно находился со Своими учениками и последователями: "И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, Который Он дал нам" (1Иоан. 3, 24). "Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего" (1Иоан. 4, 13).

Апостолы и их собратья не были оставлены без помощи, когда Иисус вознесся на небеса. Перед тем, как оставить Своих учеников, Он сказал: "Се Я с вами во все дни до скончания века" (Матф. 28, 20). "Через Святого Духа, Духа истины Христос должен пребывать в Своих последователях" (ЕГУ. РГ, 4 апреля 1893 г.). Всемогущий Помощник должен был всегда находиться с ними. "Он сказал, что через Духа Он явит Себя им" (ЖВ. 670 стр).

Святой Дух действует также через небесных ангелов: "Его ангелы призваны охранять и наблюдать за ними и если мы следуем их руководству, они в любую минуту опасности готовы помочь нам. Когда мы бессознательно находимся в опасности совершить что-то недоброе, ангелы будут рядом с нами, помогая нам сделать наиболее правильный выбор и влияя на наши поступки" (НУХ. 341-342 стр).

Перед Своим вознесением Иисус обещал Своим ученикам, что Дух Святой будет для них более личным помощником, чем Он Сам. "Но Я истину говорю вам, лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам" (Иоан. 16, 7).

Скорое вознесение Христа должно было духовно обогатить учеников, так же, как [40] и христиан всех веков, но не обеднить. Будучи на земле, Христос был ограничен географически, находясь в каком-либо одном месте. В то время, когда Он с тремя учениками находился на горе Преображения, Он не мог быть с остальными девятью и помочь им в момент нужды и разочарования. Но параклетос, посланный вместо Иисуса, находившегося в человеческом естестве, был вездесущим, и для Него не существовало ограничения человеческого тела. Он одинаково доступен всем и везде, независимо от места нахождения.

Если бы Иисус остался на земле, Он мог бы иметь возможность в один и тот же момент времени находиться только в одном каком-либо месте. С другой стороны, присутствие Духа было вездесущим и пребывающим внутри каждого верующего. Таким образом, через Духа Он мог делать для Своих последователей больше, чем Сам, находясь на земле.

"Святой Дух - это представитель Христа, не имеющий человеческого облика и потому независимый. Ограниченный человеческим естеством, Христос не мог Сам присутствовать повсюду. Поэтому Он должен был пойти к Отцу, а для блага учеников послал Духа продолжать Свое дело на земле. Теперь никто уже не окажется в более выгодном положении из-за того, что живет там же, где Христос, или близко общается с Ним. Через Духа Спаситель будет доступен для всех и в этом смысле Он станет для них ближе, чем во время Своего пребывания на земле" (ЖВ. 669).

Каждый верующий обеспечен присутствием Св. Духа, независимо от того, где он находится. Он желает быть постоянным Помощником христиан. Пророчество Исаии заверяет нас: "Если враг придет как река, Дух Господа поднимет знамя против него" (Ис. 59, 19 - англ. пер.). Божественное объяснение этого обетования таково, "Враг не сможет преодолеть смиренного ученика Христа, того, кто ходит всегда в молитве перед Своим Господом. Христос является для них укрытием и прибежищем от всех нападок сатаны" (Моя жизнь сегодня, 316 стр).

Иисус в последний раз собрал Своих оставшихся учеников на Елеонской горе и повторил Свое обетование о Духе. (Деян. 1, 4-9). Это было последнее обетование, данное Христом перед тем, как вознестись на небеса перед их глазами. А когда они вернулись в Иерусалим, они были настроены на исполнение этого обетования, так как Его слова звучали в их сознании: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, Самарии и даже до края земли". (Деян. 1, 8).