Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 26 февраля 2024
4. Он наш глава PDF Печать Email

 

"Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1 Пет. 2,21-24).

Мы призваны следовать примеру Иисуса и идти по Его следам. Это настолько почетно, что мы вправе изумиться: "Как можно ожидать от грешных людей, чтобы они жили как Сын Божий?" Пожалуй, чаще всего следует ответ, что, собственно, этого нельзя требовать от нас, что повеление ставит перед нами хороший, но недостижимый идеал (см. примечание в конце главы).

Ответ же Священного Писания совсем другой. Он указывает нам на наши дивные отношения с Иисусом. Благодаря нашему общению с Ним, небесная жизнь проявляет в нас свою полную действенность. Поэтому нам со всей серьезностью может быть предъявлено требование поступать так, как поступал Иисус. Каждому, действительно стремящемуся следовать примеру Иисуса, совершенно необходимо осознать свои отношения со Христом.

В чем же смысл этих отношений? В вышеприведенной цитате Петр говорит о различных отношениях, которые устанавливает с нами Иисус. Он - наш заместитель, наш пример и наш глава.

Иисус наш заместитель. "Христос пострадал за нас,... Он грехи наши вознес телом Своим на древо". Как заместитель, Иисус пострадал за нас. Он вознес грехи наши, и этим избавил нас от их проклятия, от их силы. Как заместитель, Он сделал то, что не смогли сделать мы, что нам и сейчас не нужно делать.

Иисус - наш пример. С одной стороны Его дело не имеет себе равных, с другой же - мы должны следовать Ему, живя, как жил Он, и страдая, как страдал Он. "Христос пострадал за нас, оставив нам пример. дабы мы шли по следам Его". Страданиями за нас я призываюсь страдать по Его примеру. Но возможно ли это? Ведь в Его страданиях, принятых Им вместо нас, у Него были силы Его божественной натуры. Можно ли ожидать от меня, в немощи плоти моей, чтобы я страдал, как Он? Разве не разделены непреодолимой пропастью эти страдания в заместительстве Иисуса и страдания по Его примеру, что так тесно указывает здесь Петр. Нет, мы должны рассмотреть дело Христа еще с одной стороны, которая позволяет преодолеть эту пропасть и сделать в действительности возможным для нас принять нашего заместителя за пример и жить, страдать и умереть, как Он.

Иисус - наш глава. В этом я должен искать связь между заместительством Иисуса и примером Иисуса.

Иисус есть второй Адам. Если я верю в Него, то духом я связан с Ним. Через эту связь Он живет во мне и передает мне силу Своего завершенного дела, силу Своих страданий, Своей смерти и Своего воскресения. На основании этого в шестой главе послания Римлянам и в других местах отмечается, что христианин мертв для греха и живет для Бога. В верующем в действительности действует жизнь Иисуса, прошедшая через смерть, и сила этой смерти, так что о Нем можно сказать, что Он умер и воскрес со Христом. Эту мысль выражает Петр, говоря: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы не только получили прощение грехов через Его смерть, но и "избавившись от грехов, жили для правды". В той мере, в какой мы сопричастны духовной смерти первого Адама м действительно умерли в нем, в той же мере мы сопричастны и второму Адаму, в Котором мы умерли для греха и живем для Бога. Иисус не только наш заместитель, который жил и умер за нас, не только наш пример, которому мы должны следовать в жизни и смерти, с которым мы едины, смертью которого мы умерли и чьею жизнью мы живем. Этим мы получаем силу следовать примеру нашего заместителя. Узы, неразрывно связывающие веру в заместителя и следование Его примеру - это именно тот факт, доказывающий, что Иисус и наш глава.

Эти три истины самым тесным образом взаимосвязаны и не могут быть разъединены. И все же это часто пытаются сделать. Встречаются люди, стремящиеся последовать примеру Иисуса без веры в Его примирение. Они пытаются вести божественную жизнь собственными силами, но их усилия, естественно, остаются бесплодными. Другие же твердо придерживаются заместительства Иисуса, но пропускают Его пример. Они верят в искупление через пролитую на Голгофе кровь, но не следуют по стопам Того, Кто нес этот крест. Вера в примирение - это действительно основа всего строения, но ее одной недостаточно. И такое христианство неудовлетворительно: святость не воспринимается всерьез, потому что отсутствует познание того, как совершенно необходимо, веруя в освящение Иисусом, следовать также Его примеру.

Встречаются еще христиане, которые познали истину, что Иисус - их пример, их оправдание, но которым, тем не менее, еще чего-то недостает. Они чувствуют себя обязанными следовать примеру Иисуса, но им недостает сил для этого. Они не могут понять, как можно жить, следуя Его примеру. Им недостает ясности в том, что Иисус - наш глава. Мой заместитель не тот, что далек от меня, но Тот, в Ком я и Который во мне, потому я и могу уподобиться Ему. Его жизнь пронизывает меня. Он сам живет во мне, искупленном Его кровью. Следовать по Его стопам - это мой долг, и это возможно, так как это естественный итог дивной взаимосвязи между главой и Его членами. Только если это будет понятно до конца, только тогда может занять свое верное место святая истина, что Иисус - наш пример. Если Иисус Сам Своим жизненным общением со мной хочет воспроизвести во мне Свое подобие, тогда моя задача будет настолько же славна, насколько и проста. С одной стороны, я должен созерцать Его образ, пока Он не прояснится для меня и я смогу последовать Ему. С другой стороны, я должен пребывать в Нем и открыть свое сердце дивному воздействию Его жизни во мне. Насколько несомненно Он одолел грехи и их проклятие за меня, настолько же несомненно Он одолеет их силу во мне. То, что Он начал Своей заместительной смертью, то Он завершит Своей во мне живущей жизнью. Так как мой заместитель одновременно и мой глава, потому и Его пример должен быть и будет путеводной нитью моей жизни.

Часто приводят высказывания Августина: "Господи, дай мне, что Ты требуешь от меня, и тогда требуй, что Ты хочешь". Это верно и здесь. Когда Господь, Который живет во мне, дает мне то, что требует от меня, тогда никакие требования не могут быть слишком высокими, тогда я буду способен рассматривать Его образ во всей его высоте и широте, и принять его. Отныне это для меня не просто повеление, которое указывает мне, как я должен поступать, но обетование того, каким я должен стать. Ничто так сильно не ослабляет силу примера Иисуса, как мысль о том, что мы не сможем в действительности уподобиться Ему. Не внимай таким сомнительным размышлениям. Совершенное подобие, которое наступит на небесах, должно начаться здесь, на земле; оно может расти и с каждым днем становиться все более очевидным в течение жизни. Как непоборимо и сильно дело Его примирения, которое совершил Иисус раз и навсегда, так несомненно и то, что Он завершит и творимое в нас обновление по Своему подобию. Это двойное благословение должно сделать для нас вдвойне желанным крест Христа. Наш глава страдал как наш заместитель, неся за нас грехи наши. Наш глава страдал как пример для нас, дабы показать нам путь, ведущий нас, в союзе с Ним, к победе и славе. Страдающий Христос - наш глава, наш заместитель и наш пример.

Что нам следует понять, так это дивную истину того, что мы должны следовать по Его стопам таинственным путем страданий, которым Иисус соделал наше спасение и примирение, и что полное восприятие этого спасения зависит от нашего личного общения с Его страданиями. Христос пострадал и оставил нам пример. Пусть же Дух Святой откроет нам самим значение этих слов.

"Мой дорогой Спаситель, как мне в полной мере возблагодарить Тебя за то, что Ты стал моим заместителем? Ты занял мое место повинного грешника и вознес мои грехи телом Своим на древо. Тот крест заслужил я, но Ты взвалил его на Себя и уравнял Себя со мной, дабы таким образом преобразить крест в источник благословения и жизни.

Теперь Ты призываешь меня к этому кресту, дабы я мог уподобиться Тебе и приобрести силу для страданий и жизни без греха. Как мой глава, Ты и умер для меня, дабы я пострадал и умер с Тобой.

О, мой Спаситель, я признаюсь перед Тобой, что до сих пор слишком мало понимал это. Твое заместительство было для меня важнее Твоего примера. Я был весьма рад тому, что Ты нес крест за меня, но слишком мало тому, что могу нести крест как Ты и с Тобой. Умиротворение крестом было для меня ценнее, чем общение креста, а вера в спасение ценнее, чем личное общение с Тобой. Прости меня, дорогой Господь, и научи меня искать свое счастье в единении с Тобой - моим главой. Укрепи и оживи мою веру в моих размышлениях о том, как следовать за Тобой. Дай познать мне, что Иисус - мой пример, ибо Он - жизнь моя. Я должен и могу уподобиться Ему, ибо я един с Ним. Дай мне это, Господи, ради Твоей любви. Аминь!"

Примечание:

Томас О Кэмпис говорит: "Все люди хотят однажды быть у Христа и принадлежать Его народу, но мало кто готов последовать жизни Христа." Многие полагают, что для действительного уподобления Иисусу необходимо возвышенное христианство, достижимое только для немногих избранных. Они считают, что для истинного христианина достаточно признания своей слабости и греховности и необходимости придерживаться слов и таинств святыни, без действительного преобразования по подобию Иисуса. Да, они даже называют гордецами и фанатиками всех, осмеливающихся утверждать, что подобие Иисусу является обязательным признаком истинного христианина.

И все же Господь обращается ко всем, без исключения: "И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня." Умышленно он указывает на самое трудное в Своей жизни - на крест, включающий все другое. И Петр обращается не к отдельным личностям, а ко всей Церкви: "Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его." И весьма печально для нашего времени, что эти ясные повеления настолько затушеваны в нашем современном христианстве, что большинство духовных пастырей и членов общин молча, как бы с общего согласия, содействуют снижению остроты этих слов. В этом большая доля вины ложных вероучений. Для защиты перед неверием в божественность нашего Спасителя настолько сильно подчеркивается и отмечается божественность Его натуры, что становится невозможным создание ясного представления о Его человечности. Недостаточно одного признания, что Иисус действительно был человеком; невозможно получить правильное представление о Его человечности тому, кто постоянно боится потерять истинного Христа, приписывая Ему божественную силу и премудрость в Его земной жизни. Ведь действительно, если страдания и крест Иисуса были чем-то совершенно сверхъестественным, то мы должны перестать говорить о следовании по стопам Иисуса Христа в буквальном смысле этого слова. О, какая пропасть образуется между жизнью Иисуса и жизнью христиан, если отношения между ними только внешни! И как же все-таки медлительна и инертна Церковь наших дней перед так отчетливо выраженным жизнью Христа повелением, засыпать ту пропасть и ликвидировать ущерб от нашего современного христианства. Церковь Христа не освободится от заблуждений, пока верное и действительное следование по стопам Господа и главы не станет опять знаменем, под которым она сплотит своих учеников. (Из книги "Новая книга о следовании по стопам Иисуса Христа", М.Димер)