3. Как служащий |
"Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (Иоан. 13,14.). "Я посреди вас как служащий" (Лук. 22,27). Ранее мы размышляли о том, какое право имеет Господь требовать и ожидать от Своих искупленных, чтобы они следовали Его примеру. В дальнейшем мы хотим обратить особое внимание на то, в чем мы должны следовать Ему. "Вы должны умывать ноги друг другу" - это те слова, смысл которых мы хотели бы понять более полно. Принятый Иисусом образ раба, очищение, бывшее целью Его служения, и побудившая Его к этому сила любви - эти три момента мы рассмотрим несколько подробнее. Сначала мы рассмотрим Иисуса в роли раба. Все было готово для последней вечери, даже вода, которой по тогдашним обычаям умывали ноги гостям; отсутствовал только раб, который должен был выполнить эту работу. Никто из двенадцати учеников не думал унизиться, дабы выполнить эту услугу. За столом они размышляли даже о том, кто из них будет большим в ожидаемом Царстве (Лук. 22,26-27). Вдруг встает Иисус (они сидели уже за столом), снимает Свои верхние одежды, препоясывается полотенцем и начинает умывать им ноги. О, дивное зрелище, которое с боготворящим удивлением созерцали ангелы! Иисус, Царь вселенной, Которым сотворено все, по знаку Которого встают легионы ангелов, Он, Который одним словом любви мог бы сказать, кому из двенадцати выполнить это служение. Он сам занимает положение раба и Своими святыми руками касается пыльных ног и моет их. И делает это, полностью осознавая свою божественную славу, ибо Иоанн говорит: "Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит". И для этих рук, которым Бог передал все, нет ничего скверного или нечистого. Никто не будет унижен невзрачностью своей работы, наоборот, чрез исполняющего ее даже самое ничтожное служение может возвыситься и возвеличиться. В таком глубоком смирении, как мы, люди, это называем, наш Господь видит божественную славу, и этим Он хочет Своей Церкви проложить путь к истинной святости. Именно потому, что Он - возлюбленный Отца, и в Его руки передано все, Ему не тяжело так глубоко унизиться. Принимая образ раба, Он показывает, по какому закону в Его Церкви должны устанавливаться ранги. Кто стремиться к большей благодати, тому должно принести большую радость быть рабом всех. "Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом." (Мат. 20,27). "Больший из вас да будет вам слуга." (Мат. 23,11). У слуги всегда в центре внимания должна быть работа и интересы своего Господина, и он должен стараться, чтобы его повелитель видел, как он стремится только к тому, что угодно и полезно его хозяину. Это сделал Иисус: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих." (Мар. 10,45). "Я посреди вас, как служащий". Так должен и я жить и вращаться среди детей Божиих, как слуга всех. Если я хочу быть благословением для других, то это может произойти только при смиренной любвеобильной готовности служить им, не заботясь о своей собственной чести или своих удобствах. Я должен следовать примеру Иисуса и омывать ноги Его ученикам. Слуга не считает это унижением, он не стыдится выглядеть подчиненным; служить другим - это его задача, его призвание. Почему мы так резко являемся благословением для других? Потому что считаем, что превосходим их по благодати или дарованиям, или, по меньшей мере, ставим себя наравне с ними. Если бы мы сначала научились у нашего Господа общаться с другими в святом служении, каким благословением стали бы мы для нашего окружения. Когда этот пример Господа займет надлежащее место в Его Церкви, тогда станет ощутимой сила Его присутствия. В чем же заключается работа, которую ученик должен совершить в духе смиренного служения? Омовение ног указывает нам на два фактора: на очищение и услаждение тела, и затем - на очищение и искупление души. Пока наш Господь жил на земле, эти два фактора были всегда неразрывно связаны. "Больные исцеляются и нищие благовествуют". Для расслабленных и многих других исцеление тела было прообразом и обетованием жизни в Духе. Ученик Иисуса не должен оставлять без внимания данное ему повеление: "И вы должны умывать ноги друг другу". Не забывая о том, что внешняя жизнь тела является дверью для внутреннего общения Духа, он постоянно помнит о том, что искупление души - главная цель его служащей любви, но путь к сердцам он прокладывает в малых невзрачных делах повседневной жизни. Не раскрытием ошибок и порицаниями он может проявить себя слугой, нет, но в радушии и добродетельности проявляется его готовность помогать и служить другим. Этим он становится живым свидетельством того, что значит быть последователем Иисуса. Слова в устах такого ученика сильны и легко находят путь в сердца других. Когда он соприкасается с грехом, заблуждением или с противоречащими мыслями, то не падает духом, но стоит в любви, потому что думает о том, как долготерпелив был Иисус с ним, и как повседневно очищал его; он уверен, что является рабом Божиим, призванным снисходить до глубочайшего унижения, дабы служить людям и помогать им спастись, и даже, если это необходимо, повергать себя к их стопам. Искусству служения в любви мы можем научиться только у Иисуса. Иоанн пишет: "Возлюбив Своих, живущих в мире, до конца возлюбил их" (Иоанн 13,1). Любви ничто не тяжело; любовь никогда не говорит о принесенной ею жертве. Охотно она прилагает все усилия к тому, чтобы угодить возлюбленному, даже самому недостойному. Любовь соделала Иисуса слугой и только любовь настолько превозносит положение и работу слуги, что устоит в нем, чего бы это не стоило. Возможно нам придется умыть ноги и Иуде, который ответит нам неблагодарностью и предательством. Может быть, нам повстречается и Петр, который сначала отклонит наше служение словами: "Не умоешь ног моих вовек", позднее же будет недоволен, если мы не полностью удовлетворим его желания: "Не только ноги мои, но и руки и голову". И только любовь, негаснущая, небесная любовь дает терпение, силу и мудрость для этого большого терпения, которое предписал нам Своим святым примером Господь, говоря: "Вы должны умывать ноги друг другу". О, душа, твоей любви недостаточно для этого, потому внемли говорящему: "Пребудьте в Моей любви". Единственным желанием твоей души должно быть то, чтобы Иисус показал тебе, как сильно Он любит тебя и чтобы Он сам сохранил тебя в Своей любви. Как один из возлюбленных Господа, живи повседневно с твердой уверенностью, что Его любовь омывает и очищает тебя, постоянно водит и благословляет тебя. Эта Его изливающаяся на тебя любовь затем потечет от тебя к другим, и твоей самой большой радостью будет следовать Его примеру и мыть ноги своим братьям. Не сетуй на недостаток любви и смирения у других, но молись больше, чтобы Господь пробудил Свой народ следовать по Его стопам, чтобы и мир мог увидеть, что они взяли Его себе в пример. Если же ты не увидишь этого в своем окружении, то пусть это побудит тебя к еще более страстной молитве, дабы Господь по меньшей мере в тебе нашел бы ученика, понимающего и доказывающего, что любить и служить Иисусу есть не только высшая радость и блаженство, но и средство быть радостью и благословением для других. "О, мой Господь, я предаю себя этой жизни служения. У Тебя я увидел, что дух служения есть царственный дух, сошедший с небес и опять возносящий Тебя до небес. О, вечная любовь, живи во мне, дабы жизнь моя была, как Твоя, и я мог, как Ты сказать: "Я посреди вас, как служащий." О Ты прославленный Сын Божий, Ты знаешь, что еще не полностью вселился в нас Твой Дух, как эта жизнь служения противопоставлена всему тому, что мир считает благопристойным и желанным. Но Ты пришел, чтобы научить нас распознать, что верно в Твоих глазах, чтобы показать нам, что на небесах воспринимается за честь быть самым малым и служить. О Ты, дающий нам не только новые мысли, но и вселяющий в нас новые чувства, дай мне сердце, подобное Твоему, сердце, преисполненное Святого Духа, сердце, способное любить, как любил Ты. О Господи, Ты дал мне Свой Святой Дух. Твоя полнота стала моим достоянием. В радости Святого Духа я могу жить, как жил Ты. Я посвящаю себя жизни служения, как Ты. Пусть же во мне будут те же помыслы, что были в Тебе, когда Ты снизошел, принял образ раба и унизился настолько, что был признан человеком. Да, Господи, Своей благодатью дай мне те же помышления, что были у Тебя. Аминь!"
|