9. Не от мира сего |
"Они в мире". "Мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира". "Они не от мира, как и Я не от мира" (Иоан. 17,11.14.16). "Мы поступаем в мире сем, как Он" (1 Иоан. 4,17). Если Иисус был не от мира сего, то почему Он был тогда в мире? Если между Ним и миром не было никакой связи, почему же тогда Он снизошел к нам, а не остался в своем блаженном святом царстве, которому Он принадлежал? Ответ гласит: Отец послал Его в мир. В этих двух выражениях: "В мире" и "Не от мира" мы находим всю тайну Его дела искупления и Его богочеловеческой славы. "В мире", в человеческой натуре, ибо Бог хотел показать, что эта натура принадлежит Ему, а не князьям мира сего, что она способна принять божественную жизнь и в этом достичь наивысшей славы. "В мире", в обществе людей, в любвеобильном общении с ними, дабы они увидели и познали Его, и таким образом были привлечены опять к Отцу. "В мире", в борьбе с царящими в этом мире силами, дабы Он научился послушанию и этим мог сделать совершенной и освятить человеческую натуру. "Не от мира", нос небес, дабы утерянную людьми жизнь в Боге показать и приблизить к ним, дабы они видели и стремились к ней. "Не от мира", ибо Он свидетельствовал против их грехов и отчуждения от Бога, против их неспособности познать Бога и угодить Ему. "Не от мира", ибо Он пришел основать царство, которое как по своему происхождению, так и по своему духу полностью небесно, полностью независимо от всего того, что мир считает желанным и необходимым, - Царство, принципы которого полностью противоположны действующим в мире. "Не от мира", дабы Он мог искупить всех своих и привести их в новое небесное царство, показанное Им. "В мире" - "Не от мира". В этих двух фразах выражена великая тайна личности и дела нашего Спасителя. Он "не от мира", судит и побеждает его силою своей божественной святости; но Он все же в мире, и своей любовью Он находит и спасает всех, дающих спасти себя. Полнейший разрыв с миром и сердечное общение с находящимися в мире - эти две противоположности едины в Иисусе: Он уравновесил их самим собой. И призвание верующих состоит в том, чтобы всей своей жизнью доказать, что эти два направления, какими бы разными они ни казались, могут быть приведены в полнейшее соответствие. В каждом дите Божием сквозь личину плоти должна просвечивать небесная жизнь. Не тяжело применить одну из двух истин. Встречаются люди, которые слова "Не от мира" сделали лозунгом своей жизни. С тех давних пор, когда думали, что для служения Богу нужно скрыться в монастырской келье как в дикой местности, и до наших дней, когда считают, что искренность смирения доказывается полным осуждением всего того, что в мире, было много таких, что считали то или другое единственно верной религией. Да, таким нельзя отказать в разрыве с грехом, но у них нет и общения с грешниками. Вблизи них грешник не может чувствовать себя окруженным и носимым чуткой небесной любовью. Это весьма одностороннее и потому неудовлетворительное христианство. Но встречаются и такие, которые особое значение придают словам "В мире", ссылаясь, в частности, на слова апостола: "Ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего". Они полагают, что доказав, что христианство не делает их неприветливыми и что они могут вкушать все то, что вкушаемо, могут привести мир к служению Богу. Пожалуй, им иногда удавалось сделать мир весьма религиозным, но лишь довольно высокой ценой: их христианство становилось слишком мирским. Истинный последователь Иисуса должен иметь и то, и другое. Если он откровенно не признает, что он не от мира, и своей жизнью не засвидетельствует гораздо больше блаженство небесной жизни, как может он тогда пробудить мир от греха или доказать ему, что есть лучшая жизнь, или побудить его желание к чему-либо, чем он еще не обладает? Серьезность и святость и решительный отказ от духа мира должны отличать истинного христианина. Своим небесным мышлением он должен ясно показать свою принадлежность царству, что не от мира сего. В нем должен дышать неземной, из потустороннего мира, небесный ДУХ. И тем не менее он должен жить, как один из тех, что "в мире". Он умышленно поставлен Богом среди тех, что от мира, дабы он привлек их сердца, оказал влияние на них и поделился с ними своим духом. Важнейшей задачей его жизни должно стать - научиться исполнять это святое призвание. Но удастся ему это не благодаря тому, что он, как ему внушает мудрость этого мира, уступает или лишает своей остроты необычайно серьезные истины христианства. О нет, только тогда, когда он последует по стопам Того, Который (и только Он!) может научить, как жить в мире и все же быть не от мира. Только жизнью жертвенной, служащей любви, и искренне признавая прославление Господа целью своей жизни и, будучи исполненным Духом Святым, устанавливая контакты с людьми теплом и любовью небесной жизни, может стать христианин благословением для мира. О, кто научит нас этому небесному искусству воплотить в нашей повседневной жизни оба, кажущихся такими несовместимыми, понятия: в мире, и все же не от мира? Он один может открыть нам эту тайну, Он, который говорит: "Они не от мира, как и Я не от мира". Это "как и Я" имеет намного больший смысл и силу, чем нам кажется на первый взгляд. Если мы попросим Дух Святой, чтобы он прояснил нам это слово, тогда мы поймем, что значит быть в мире, как был в мире Иисус. Мы откроем божественную тайну, как искусен может быть в мире человек, который полностью свободен от мира. Чем независимее церковь от духа и мировоззрений мира, тем большее влияние она может оказать на него. Суть мира - эгоизм и самовосхваление. Суть небес - святая само отрекающаяся любовь. Слабость многих христиан состоит в том, что они имеют в себе еще так много от духа мира. Они ищут свое собственное счастье и свое совершенство прежде всего другого. Иисус Христос был не от мира, и Ему был чужд его дух, потому Он мог любить грешников, мог привлечь и спасти их. Верующий также не от мира, как и Иисус. Господь говорит: "Они не от мира, как и Я не от мира". По своей новой сути Он рожден свыше, жизнь и любовь небес живут в нем; его сверхъестественная небесная жизнь дает ему силу жить в мире, будучи не от мира. Ученик, полностью верящий в уподобление своей внутренней жизни Иисусу, убедится в верности этого высказывания. Он укрепит эту свою убежденность тем, что осмелится сказать: "Как Иисус, так и я не от мира, ибо я в Иисусе". Он понимает, что его разделение с миром может быть постоянным только при сердечном общении с Иисусом; только поскольку Иисус живет в нем, постольку он может вести небесную жизнь. Он признает, что есть только один путь, на котором он может оставаться верным своему святому призванию, а именно: когда он, будучи распятым для мира и свободным от его власти, пойдет, как один из живущих в Иисусе, в мир и будет для него благословением. Он живет на небесах и ходит по земле. Мои братья, разве не это истинное последование Иисусу Христу? "И потому выйдите из среды их и отделитесь", - говорит Господь. Тогда Он исполнит обетование: "Вселюсь в них и буду ходить в них". Тогда Иисус пошлет вас в мир, как Отец послал Его, чтобы вы в определенном для вас кругу прославили Отца и изъявили Его любовь. "Не от мира". В этом выражении содержится не только разрыв с миром и свидетельство тому, но в нем - откровение духа, любви и силы того мира, небес, которым мы принадлежим и божественная задача которых - сделать этот мир сопричастным Его блаженству. О Ты, великий первосвященник, умолявший Отца за нас, что еще в мире, дай свершиться в нас твоей молитве. Мир все еще проникает в наши сердца, в нас еще так много от его эгоизма. Неверие часто мешает новому человеку раскрыть в нас свою полную силу. Господи, мы просим тебя, дай полностью свершиться в нас твоею всемогущею молитвою Слова: "Они не от мира, как и Я не от мира". В нашем преображении по твоему образу - единственная наша сила против мира. Господи, мы можем уподобиться тебе только, если будем пребывать в тебе. Дорогой Спаситель, мы предаемся тебе, дабы пребывать лишь в Тебе одном. Будь полным хозяином в жизни полностью отдавшегося Тебе. Дай нам твоим живущим в нас Духом так сердечно соединиться с Тобой, дабы мы всегда могли жить, как те, что не от мира. И дай нам также чрез Твой Дух Святой так понять твое дело в мире, чтобы мы могли с радостью, с глубоким смирением и пламенной любовью показать всем в мире, какое блаженство ожидает тех, что не в мире. Докажем же преданной любовью и рвением, которыми мы, подобно Тебе, жертвуем ради тех, кто еще в мире, что мы больше не от мира. Аминь!
|