Лев Александрович МЕЙ |
1822 - 1862 Отойди от Меня, сатана! (Отрывки) На горе первозданной стояли они, И над ними, бездонны и сини, Поднялись небосводы пустыни. А под ними земля - вся в тумане, в тени. И Один был блистательней неба: Благодать изливалась из кротких очей, И сиял над главою венец из лучей. А другой был мрачнее эреба: Из глубоких зениц вылетали огни, На челе его злоба пылала, И под ним вся гора трепетала. И Мессии сказал сатана: "Раввуни! От заката светил до востока, Землю всю, во мгновение ока, Покажу я Тебе..." И десницу простёр... Прояснилася даль... Из тумана Засинелася зыбь океана, Поднялися громады маститые гор, И земли необъятной равнина, Вся в свету и в тени, под небесным шатром Разостлалася круглым, цветистым ковром. Каменистая степь... Палестина... Вот седой Арарат; вот угрюмый Синай; Почернелые кедры Ливана; Серебристая нить Иордана; И десницей карающей выжженный край, И возлюбленный град Саваофа: Здесь Сион в тощей зелени маслин, а там Купы низких домов с плоской кровлею, храм, Холм и крест на нём праздный - Голгофа. Ураганы песок поднимают, А на нём оазисы мелькают, Как зелёный узор на парче золотой. Красной пылью одеты, деревья Клонят книзу вершины под гнётом плода; Разбрелись табуны кобылиц и стада Вкруг убогих наметов кочевья; Смуглоликих наездников рыщут толпы Воздух пламенем встречу им пышет, А по воздуху марево пишет Стены, башни, палаты, мосты и столпы... "Падши ниц, поклонись - и отдам всё сполна Я Тебе..." - говорит искуситель. Отвечает Небесный Учитель: "Отойди, отойди от Меня, сатана!" Подражание восточным Н.И.Кролю Храни поученье отцово, Мой сын, и в скрижали души Моё заповедное слово Отныне навеки впиши: Пребудь безбоязнен душою, Но Господа бойся и чти; Премудрость зови ты сестрою И разум себе просвети. И речи греха и обмана Не будут над мудрым властны, И в разуме будет охрана Тебе от лукавой жены. Примечание, Эреб (греч. миф.) - наиболее мрачная часть подземного царства мёртвых. * * * О Господи, пошли долготерпенье! Ночь целую сижу я напролёт, Неволю мысль цензуре в угожденье, Неволю дух - напрасно! Не сойдёт Ко мне Твоё святое вдохновенье. Нет, на кого житейская нужда Тяжёлые вериги наложила, Тот - вечный раб подённого труда, И творчества живительная сила Ему в удел не дастся никогда. Но, Господи, Ты первенцев природы Людьми, а не рабами создавал. Завет любви, и братства, и свободы Ты в их душе бессмертной начертал, А Твой завет нарушен в род и роды. Суди же тех всеправедным судом, Кто губит мысль людскую без возврата. Кощунствует над сердцем и умом - И ближнего, и кровного, и брата Признал своим бессмысленным рабом. 1855(?) Взгляни!.. Не находит на ложе Она ни покоя, ни сна, И ночью сидит настороже, Сидит и глядит из окна - Не бродит ли где в околотке Случайно глупец молодой? Не слышно ли праздной походки? Не слышно ли песни ночной? Увидит - услышит далече, И выйдет, и станет ласкать, И станет коварные речи С бесстыдным лицом лепетать: "Сегодня должна, по обету, Я мирную жертву свершить, А гостя любимого нету Трапезу мою разделить. Тебя я ждала и искала - Ждала от вечерней поры: Завесила одр и постлала Египта двойные ковры, Посыпала ложе шафраном, Корицей посыпала пол - Войди - ив весельи желанном Возляжем за трапезный стол. Мой муж отлучился далеко И много унёс серебра, Унёс и ревнивое око, - Пробудь у меня до утра..." Прельстила беседою грешной, Тенетами уст привлекла, - И вслед за женою поспешно Безумная жертва пошла: Идёт он, как вол на закланье, Идёт он, как к привязи пёс, Забыв, что души достоянье На жертву блуднице принёс. "1856" Эндорская прорицательница Саул разгневан и суров: Повсюду видит тайный ков; Везде врагов подозревая, Он, в лютой ярости, из края Изгнал пророков и волхвов. Ему виссонная хламида И золотой венец - обида И бремя тяжкое с тех пор, Как восхвалил евреек хор Певца и пастыря Давида. Меж тем напасть со всех сторон: Народ взволнован и смятён; Перед Сулёмом, в крепком стане, Опять стоят филистимляне: Гроза собралась на Сион. Душа Саула тьмой одета... Нет Самуила - нет совета... Склонив молитвенно главу, Царь вопросил Иегову, Но не дал Бог ему ответа. Призвал вельмож: "Хочу сполна Изведать - что сулит война? Сыщите мне волхвов..." И вскоре Ему приносят весть: "В Эндоре Есть духовидица-жена". Пошёл он к ней; в ночную пору, Как тать, приблизился к Эндору, И двое слуг любимых с ним... Старуха призраком седым Предстала царственному взору. "Я знаю, - царь промолвил ей, - Тебе, на вызов твой, теней Являет тёмная могила: Внемли же мне и Самуила Из гроба вызови скорей". Ему старуха: "Я не смею: Могильной чарою владею, Но гнева царского страшусь..." И отвечал ей царь: "Клянусь Душой и жизнию моею - Саул простит тебя, жена!" ...И - тайным ужасом полна И прорицанья вещим жаром - Старуха приступила к чарам... Но вдруг замедлилась она, Умолкла, вся затрепетала... "Ты - сам Саул! - она сказала. - Зачем меня ты обманул?.." И молвил ей в ответ Саул: "Скажи, пророчица, сначала, Что видишь?" - "Вижу я вдали Богов, исшедших из земли". - "Кого ты увидала прежде?" - "Кого-то в шёлковой одежде, В покрове белом..." - "Но внемли И отвечай, - Саул ей снова. - Лицо ты видишь сквозь покрова?" Старуха: "Вижу: он седой, В кидаре, с длинной бородой..." И царь Саул не молвил слова И в прах главу свою склонил... Тогда Саулу Самуил Вещал: "Зачем ты потревожил Мой дух и дерзостно умножил Грехи пред Господом всех сил?" Саул: "Вот... ополчившись к бою, Спросил я Господа с мольбою: Предаст ли в руки мне врагов? Но не ответил Саваоф..." - "Зане прогневан Он тобою! Зане на смерть обречены И ты и все твои сыны! - Пророк усопший возглашает. - Тобой Израиль погибает И ввержен в ужасы войны. Не ты ль добра личиной лживой Прикрыл свой дух властолюбивый И угнетенья семена В Израиль высеял сполна? Любуйся ж, пахарь, спелой нивой И жни на ней позор и страх... То царство распадётся в прах, В пучине зол и бед потонет, Где царь пророков вещих гонит И тщится мысль сковать в цепях!" И поднял он покров над ликом... Саул восстал с безумным криком... А утром бой был... а потом Саул пронзил себя мечом, - В урок неистовым владыкам. 2 сентября 1857 * * * Не верю, Господи, чтоб Ты меня забыл, Не верю, Господи, чтоб Ты меня отринул: Я Твой талант в душе лукаво не зарыл, И хищный тать его из недр моих, не вынул. Нет! в лоне у Тебя, Художника-Творца, Почиет Красота и ныне и от века, И Ты простишь грехи раба и человека За песни Красоте свободного певца. "1857" Псалом Давида на единоборство с Голиафом Я меньше братьев был, о Боже. И всех в дому отца моложе, И пас отцовские стада; Но руки отрока тогда Псалтирь священную сложили, Персты настроили её И имя присное Твоё На вещих струнах восхвалили. И кто о мне Тебе вещал? Ты Сам услышать соизволил, И Сам мне ангела послал, И Сам от стад отцовских взял, И на главу младую пролил Елей помазанья святой... Велики братья и красивы, Но неугодны пред Тобой... Когда ж Израиля на бой Иноплеменник горделивый Позвал - и я на злую речь Пошёл к врагу стопою верной, Меня он проклял всею скверной, Но я исторгнул вражий меч И исполина обезглавил, И имя Господа прославил. "1857" Над гробом Не может быть, чтоб этот труп Был всё... Не может быть: иначе Юдольный рок наш был бы груб И жизнь не стоила задачи... Пусть всё не вечно на земле; Но это всё, что духом жило, - К нему у трупа на челе Печать бессмертье приложило. Усопший! Я твой бренный лоб Лобзаю с верой, что когда-то, Как брат, ты сам мне вскроешь гроб И воскресишь лобзаньем брата! 24 октября 1859 Памяти Гейне Певец! Не долго прожил ты, - И жить не стало силы; Но долго будет рвать цветы Любовь с твоей могилы, И вековечно не замрёт Над нею отзвук песни, - Пока Господь не воззовёт: "Встань, Лазарь, и воскресни!" 22 июля 1860 Отроковица ...И собрались к Нему все власти града вскоре, И говорил Он им и всем ученикам С святою кротостью, но с пламенем во взоре: "Аминь, аминь, глаголю вам: Кто верует - с зерно горчичное, тот сам Речёт горе: "Восстань и кинься прямо в море!" И будет так!.." Да спой же, кстати, нам, как у кого-то силу Наш грозный бог Дагон потратил на Далилу, И под ножом глаза могучему ему Астартэ обрекла на вечный мрак и тьму! Спой нам свои псалмы священные, покуда С тобой не сбудется израильского чуда!" И ото всей души провозгласил слепец: "Днесь сыну Твоему поможешь Ты, Отец!" И обнятой гранит прижал к себе до лона, И капище потряс с конца он и в конец, И разлетелася гранитная колонна, И кровля вслед за ней... И рухнул храм Дагона, Собою задавив всех бывших - и Сампсона... Ты, умственный атлет гремучих наших дней, Певец, и ты силён, как ветхий назорей: Ты так же смел и горд пред силою земною И так же слаб, как он, пред всякой красотою. Но если б ты погиб и духом изнемог, Но если бы тебя коварно усыпили, И предали тебя врагам, и ослепили, О!.. За тебя заступится Сам Бог, - И за тебя, за нового Сампсона, Во прахе разгромит всё капище Дагона. 15 июля 1861 Примечания. Неодолимый бог - бог любви, Эрот. Астартэ (Астарта) (фиинк. миф.) - богиня земного плодородия и любви. Молитва Боже мой, Боже! Ответствуй: зачем Ты на призывы душевные нем, И отчего Ты, Господь-Саваоф, Словно не слышишь молитвенных слов? Нет, услыхал Ты, узнал - отчего Я помолилась?.. Узнал - за кого. И за него помолилась затем, Что на любовь мою глух был и нем Он, как и Ты же... Помилуй, Господь! Ведаешь: женщина кровь есть и плоть; Ведая, женской любви не суди, Яко Сын Твой вскормлен на женской груди. 29 сентября 1861 Четыре строки Нет предела стремлению жадному... Нет исхода труду безуспешному... Нет конца и пути безотрадному... Боже, милостив буди мне, грешному. 1861 (?) Пустынный ключ Моисеевых книг - Исход Таких чудес не слыхано доныне: Днём облако, а ночью столп огня, Вслед за собой толпу несметную маня, Несутся над песком зыбучим по пустыне, И, Богом вдохновлён, маститый вождь ведёт В обетованный край свой избранный народ. Но страждут путники, и громко ропщет каждый, Как травка без дождя, палим томящей жаждой; Порою впереди - как будто бы вода, - Нет, это - марево, и синею волною Плеснула в небеса зубчатых скал гряда. Так и теперь... Далёко глаз еврея Завидел озеро, и звучно раздались И потонули в голубую высь Похвальные псалмы - во имя Моисея. И вот - опять обман, опять каменья скал, Где от веку ручей студёный не журчал. И пали духом все, и на песок, рыдая, С младенцем пала ниц еврейка молодая, И, руки смуглые кусая до костей, Пьёт жадно кровь свою измученный еврей. Но Моисей невозмутим: он знает, Что веру истую терпенье проверяет... И по скале ударил он жезлом, И брызнула вода сквозь твёрдый слой ручьём... И, жажду утолив, раскаявшися в пенях И в ропоте, народ молился на коленях... Вот так и ты, певец: хоть веря, но молча, Ты, вдохновенный, ждёшь, пока возжаждут люди Всем сердцем - и тогда ты освежишь им груди Своею песнею, и закипит, звуча, Она живой струёй Пустынного ключа. "1861" Слепорождённый То были времена чудес, Сбывалися слова пророка. Сходили ангелы с небес; Звезда катилась от востока; Мир искупленья ожидал - И в бедных яслях Вифлеема Под песнь хвалебную Эдема Младенец дивный воссиял, И загремел по Палестине Глас вопиющего в пустыне. Пустыня... Знойные пески... На север - голых скал уступы; На юг - излучины реки И пальм развесистые купы; На запад - моря полоса, А на восток, за далью синей, Слились с пустыней небеса - Другой безбрежною пустыней... Кой-где, меж скал, на дне долин, Сереют в лиственном навесе Смоковниц, миртов и маслин Евреев пастырские веси. И зданья бедных городов Прилипли к круче обнажённой, Как гнёзда пыльные орлов... Истомлен воздух воспалённый, Земля безтенна; тишина Пески сыпучие объемлет. Природа будто бы больна И в забытьи тяжёлом дремлет, И каждый образ, и предмет, И каждый звук - какой-то бред. Порой, далёко, точкой чёрной, Газель, иль страус, иль верблюд Мелькнут на миг - и пропадут. Порой волна реки нагорной Простонет в чаще тростника, Иль долетит издалека Рыканье злой, голодной львицы, Иль резкий клёкот хищной птицы Пронижет воздух с вышины - И снова всё мертво и глухо... Слабеет взор, тупеет ухо От беспредметной тишины... Зачем к поморью Галилеи, По лону жгучему песков, Из горных сёл и городов Толпами сходятся евреи?.. Пастух, рыбак и селянин, И раб, и мытарь, и раввин, И мать с младенцем, и вдовица, И роза гор - отроковица, И смолекудрая жена Спешат пустынною дорогой?.. Одетый ризою убогой, В повое грубом полотна, Идёт слепец с толпой народа, Усталый, бледный и худой, Изнеможённый нищетой. Он - вифсаидец. Мать-природа Ему злой мачехой была И на страданье обрекла, Без облегченья, без прощенья: Он слеп от самого рожденья. Ростя бездомным сиротой, В пыли, в песке степной дороги, Иль у порога синагоги, На знойных плитах мостовой, Он испытал по воле неба Всю горечь нищенского хлеба, Изведал с болью, как тяжка Благодающая рука... Немало грубых разговоров, Намёков, брани и укоров Ещё ребёнком вынес он... "Слепец! - евреи говорили, - Отец и мать твои грешили - И ты в грехах от них рождён". В грехах рождён!.. Слепые очи Покрыты мраком вечной ночи. И яркий день, и небеса, И пышноцветная краса Земной полуденной природы - Леса, пустыня, горы, воды, И красота самих людей, И отчий кров, и круг друзей, Вниманье, ласки и участье, Любовь, и радости, и счастье: Всё - непонятные слова Для слепоты и сиротства. В грехах рождённый, наслажденья Искать и жаждать ты не смей: Ты - сын печали и скорбей, Ты проклят в самый день рожденья, В утробе матери своей! Он так и верил (неизбежно С пелён поверить должен был). И тяжкий жребий безнадежно, Но и безропотно сносил. Теперь пустыню пробегает Он за толпою, изнурен, И худ, и бледен, и согбен. Зачем идёт - и сам не знает: Пошла толпа, пошёл и он... Спросить не смел: на нём сызмладу Лежит молчания искус; Но слышал он, в Тивериаду Приплыл недавно Иисус Из Назарета... Поучает О Боге истинном народ; Бесов молитвой изгоняет, Недужным помощь подаёт И прокажённых очищает. Затем-то на берег морской Песками знойными угорья Евреи сходятся толпой. Слепец любил холмы поморья... Там на полях растёт трава, Свежей цветы благоухают, И над землёю дерева Намет тенистый разбивают... ...Свои стада Туда охотно пастырь гонит, И, не смолкая никогда, Там море плещется и стонет... Его тревожный, дикий стон Слышней, слышнее... понемногу Песок мелеет... Слава Богу, Конец пути!.. и кончен он... Под сенью пальмового свода, В траву, на мягкий одр земли, Слепец и путники легли... Какое множество народа! Гул голосов растёт, растёт И заглушает постепенно Однообразный говор вод... Но вдруг всё смолкнуло мгновенно И шумный берег онемел... Узрев народ, Учитель сел На холм, возвышенный средь поля; По манию Его руки К Нему сошлись ученики, И Он отверз уста, глаголя... Не передать словам людей Его Божественных речей: Нема пред ними речь людская... Но весь народ, Ему внимая, Познал и благ земных тщету, Познал и мира суету, Познал и духа совершенство: Познал, что истое блаженство Себе наследует лишь тот, Кто духом нищ, кто слёзы льёт, Кто правды алчет, правды жаждет, Кто кроток был и незлобив, Кто сердцем чист, миролюбив, Кто от людей невинно страждет, Кого поносят в клеветах И злобным словом оскорбляют, Кого за правду изгоняют - Им будет мзда на небесах!.. Гонимы были и пророки... Людскую злобу и пороки Он кротким словом обличал, Он к покаянью призывал: Зане созрело смерти семя, И настаёт, и близко время, Когда воскреснет бренный прах, - Когда все сущие в гробах, Глас Сына Божия из тлена Услышав, снова оживут Иль в жизнь нетленную, иль в суд.. Тогда восплачут все колена, Женой рождённые, тогда Померкнет солнце; мглой одета, Луна не даст ночного света, И за звездой спадёт звезда, И силы неба содрогнутся, И с трубным звуком понесутся По небу ангелы - сзывать Всех Сыном Божиим избранных... Он поучал - не избирать Путей широких, врат пространных, Вводящих в пагубу, - входить В сень жизни узкими вратами И трудно-тесными путями: Не осуждать, благотворить, Радеть о скорбных, неимущих, Благословлять врагов клянущих И ненавидящих любить. Умолк Божественный Учитель... И вот, снедаемый стыдом, Раввин, законов охранитель, Поник зардевшимся челом; Смутился книжник; фарисеи Повоев сделались белее, И жадный мытарь волоса Рвёт на себе, и, не дерзая Поднять свой взор на небеса, Рыдает грешница младая... Что чувствовал слепец - в словах Не может быть изобразимо... Когда же шёл Учитель мимо, Слепец упал пред Ним во прах, И, вдохновенный высшей силой, Воскликнул с верою: "Равви, Спаси страдальца и помилуй, Во имя Бога и любви!" Безумец! Слыхано ль от века, Чтоб кто слепого человека Мог исцелить от слепоты? Но вера малых - их спаситель. И подошёл к нему Учитель... И непорочные персты Во имя Господа живого В очах безжизненных слепого Светильник зрения зажгли - И он, как первый сын земли, Исполнен радости и страха, Восстал из тления и праха, С печатью света на челе; И потому, что верил много, Узрел в предвечной славе Бога На небесах и на земле. Примечание. Намет - навес, шатёр.
|