Православие |
ВСТУПЛЕНИЕ: Это наиболее близкая и знакомая религия, - ведь православные наиболее прочно утвердились на Руси, а Москва практически превратилась в третий Рим, столицу православия. Да и все протестанты, за малым исключением во всех этих местах - бывшие православные. Адвентисты Седьмого Дня, которые по последним данным трудятся в 208 странах мира, имеют перед собой одну из важных задач - возвестить трехангельскую весть в странах СНГ, где повсюду есть православные христиане. Как же самым лучшим образом успешно и качественно выполнить эту задачу? В нашем семинаре мы обратим внимание на следующие факторы, которые помогут нам в выполнение этой задачи: I. ХОРОШО ЛИ МЫ ЗНАЕМ ИСТОРИЮ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ? 1. Уже насчитывается 2000 лет христианства на Руси. Оно началось не в 988 году нашей эры, а в первом веке с проповеди апостола Андрея: "Один из них, Андрей, по-видимому обратился на северо-восток и распространил христианское вероучение в Скифии, к северо-востоку от Каспийского и Черного морей." /История человечества. Гельмольт т.4. стр.165/. Конечно, мы лучше знаем историю Египта, Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима, нежели историю Руси. Если бы не данные из истории Геродота, посетившего Русь и описавшего нашу древнейшую историю, мы не знали бы ее. Карамзин в "Истории государства Российского" ссылается на Геродота. Церкви христиан,основанных в первом веке были уничтожены во время переселения народов и от них остались лишь разрушенные базилики - древние храмы, напоминающие о христианах. 2. Первой из княжеского рода, спустя почти тысячу лет после проповеди Андрея, крещение приняла Ольга. Летопись называет Ольгу мудрейшей из всех женщин. Она первая приняла христианство. В 957 году она отправилась в Константинополь в сопровождении большой свиты и приняла от патриарха Феофилакта крещение и имя Елены, причем восприемниками были император Константин YII и императрица Елена. Ольга пыталась склонить к новому вероучению также и своего сына, но он ответил ей: "Моя дружина будет надо мной смеяться." /История человечества. Гельмольт т.5. стр.445/. Но христианство уже было на Руси: "Купцы уже давно принесли христианское учение из Византии в Россию; в Киеве и в других городах было уже несколько церквей; вера была на Руси свободна и не стеснена. Когда Ольга приняла в 957 году крещение, в Киеве была уже значительная христианская община." /История человечества. Гельмольт т.5. стр.447/. 3. Массовое же крещение Руси произошло в 998 году при Владимире: "Евреи, магометане, католики и византийцы хотели склонить Владимира на сторону своей религии... По совету своих бояр и городских старейшин Владимир отправил послов, которые должны были на основании собственных впечатлений выяснить относительную ценность различных религий. Отправилось десять человек - сначала к болгарам, затем к немцам и, наконец, в Византию. Самое лучшее впечатление произвело на посланных богослужение в великолепной константинопольской церкви святой Софии". /Там же/. Да и Владимир искал религию, при которой можно было бы; "Ести и пити и в веселии быти." Приняв христианство, Владимир стал другим человеком: "Владимир (раньше) не знал меры в своих наслаждениях: рядом с пятью законными женами он содержал для себя 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 в деревне Берестово вблизи Киева. Теперь, по принятию христианства, он стал совершенно другим человеком. Языческие идолы были сброшены и при плаче своих приверженцев частью изрублены, частью сожжены. Перуна же, которого жители почитали более всех, Владимир приказал привязать к хвосту лошадей: 12 человек толкали его при этом палками и бросили затем в Днепр. Еще и теперь показывают место, где произошло "ниспровержение диавола". По берегам же были поставлены люди, которые толкали обратно в реку натыкавшихся на мели идолов и отгоняли от берега плачущих язычников. Затем князь велел объявить, что кто из богатых или бедных не явится на следующее утро к реке, того он будет считать своим врагом. На следующее утро он пошел со священниками к Днепру. Народ входил в воду и массами получал крещение. Многие приверженцы старых богов бежали однако в степь или в леса, и прошли еще столетия, прежде чем Русь стала вся христианской... Владимир лично сделался другим человеком. Он остался верен своей греческой супруге(Анне), начал раздавать свои доходы церквам и бедным и перестал любить войну. В противоположность своей прежней жестокости, князь теперь стал мягок; он даже боялся из боязни греха назначать смертные казни". /История человечества. Т.5. стр.448/. 4. Положительные факторы принятия христианства на Руси: "Хотя христианство было тогда привито народу лишь наружно и так было приспособлено к вкоренившимся языческим обычаям и представлениям, что оно внутренне сплелось со старым шаманством, тем не менее, это обращение стало для Руси решающим фактором. Приняв греческую веру, Русь вступила в связь с греческой церковью и вошла в сферу мысли греческого мира... Не следует упускать из виду, что Византия была тогда первым культурным народом, от которого могла многому научиться вся Западная Европа. Неоценимые выгоды доставило русскому народу византийское христианство: церковный язык... независимую церковь, которая развивала культуру. Из Византии принесли с собой священники и епископы книги, распространяя искусство письма. За ними следовали архитекторы, зодчие, ученные, художники, учителя. Быстро возвысились на Руси великолепные постройки и бесчисленными своими церквами Киев мог вскоре соперничать с Константинополем. Владимир основал школу для воспитания священников. /Там же. стр.448-449/. 5. А что же было отрицательного в принятии византийского христианства? - Византийское христианство было уже обессиленным, полуязыческим. А принятие христианства было формальным - язычники Руси приняли имя христиан, а в действительности остались теми же, со всеми своими обычаями. Поэтому важнейшим является следующий вопрос: II. ЗНАЕМ ЛИ МЫ УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? 1. Это не учение апостольской церкви, которое в течение веков было изменено до неузнаваемости. Деян. 20:28-30, 2Фесс. 2:3-4. "Тайна беззакония вначале скрытым, бесшумным образом проводила свою обольщающую и богохульную работу, а затем, постепенно приобретая все большую силу, она уже открыто завладела сознанием людей. Языческие обычаи самым неприметным образом вошли в христианскую церковь. Этот дух соглашения и уступчивости на некоторое время был задержан бурей преследования, разразившейся над церковью. Но когда преследования прекратились и христианство вошло в царские дворы и палаты, тогда простота религии Христа и апостолов была заменена пышностью и гордостью языческих жрецов и царей, и вместо божественных требований были учреждены человеческие теории и предания. Мнимое обращение императора Константина вначале четвертого столетия принесло много радости, и мирское под видом праведности проникло в церковь. И губительная работа быстрыми темпами продвигалась вперед. С виду побежденное язычество стало победителем. Этот дух овладел церковью. Его учение, обычаи и суеверия приноровились к вере так называемых последователей Христа. /ВБ. 49-50/. Обратим внимание как почти все праздники и учение христианской церкви были лишь похристианизированным язычеством: 2. Поклонение творению вместо Творца. Римл. 1:25. Вместо истинного Бога стали поклоняться богу Солнца. Факт на лицо: Рождество - это древний праздник рождения бога Солнца. "На выбор дня Его /Христа/ чествования оказало весьма важное влияние то обстоятельство, что весь древний мир привык праздновать 25 декабря /7 января/ как день бога Солнца. Отсюда языческому торжеству надо было противопоставить христианский праздник, посвященный началу истинного Солнца мира - Спасителя человечества". /Ист. христ. церкви Функа стр. 173/. Этого не скрывает и православная церковь: "В нашем церковном календаре легко найти отголоски иудейских и языческих праздников, однако духовная основа их строится на Евангелии... Какое отношение имеют к ней языческие праздники и ритуалы? Ответ заключен во вселенском характере самого христианства. Борясь с многобожием, оно отнюдь не зачеркивало всех ценностей, которые содержатся в дохристианских учениях... день и месяц рождения Спасителя в Евангелиях не указан. В поисках праздничной даты церковь сначала выбрала 6 января. На это число падал праздник Богоявления - Эпифании, который торжественно справлялся в Египте и других странах. С конца второго века христиане Египта отмечали Богоявление как день Рождества Христова. Но уже в середине IY века предпочтение было отдано 25 декабря, когда народы империи праздновали "рождение непобедимого Солнца". Для церкви 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа. Январский праздник не был однако отменен. Его отожествили с днем "крещения Господня". /Александр Мень "Православное богослужение" стр. 51-52/. И все другие праздники - Пасха, Пятидесятница, связаны с культом Солнца. 3. Вместо служения Христа Первосвященика было введено служение земных священников - вопреки Священному Писанию. Евр. 8:1-2, 1 Иоан. 2:1-2. На протяжении первых 400 лет после Христа и апостолов не было служения священников, не было и одежды священников. "По какому чину служат священники в настоящее время? - Есть у нас много священников и первосвященников, однако следует спросить: по какому чину они стали таковыми? По чину Ааронову - нет, потому что они не левиты. Если же кто будет утверждать, что они по чину Мелхиседека, то это уже совсем не соответствует истине, потому что только Иисус Христос стал священником по чину Мелхиседека и никто другой . /Евр. 7:1-16/. Далее в писании читаем каков должен быть наш священник: "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес". /Евр. 7:25-28/. Апостолы не были священниками, а только проповедниками Евангелия. 1 Тим. 2:7. /Прим. жертва Хр. стр. 129, 130/. 4. Место множества языческих богов занял культ святых угодников и Марии. Библия не унижает достоинства Марии и ее благочестивого образа жизни. Лук. 1:48-50. Но и она нуждалась в Спасителе. Лук. 1:46-47. Среди 12 годовых праздников Марии посвящено четыре: Рождение Божьей Матери в IХ столетии - празднуется 8 сентября; Введение во храм - установлено папой Гелласием в 496 году, празднуется 21 ноября; Благовещение - установлено епископом Гелласием в 492 году, а принятое везде в 629 году - празднуется 26 марта; Успенье Божьей матери - введено в 813 году Иоанном Дамаскиным - празднуется 15 августа. Для всех этих праздников нет основания в Библии: "Правда, Священное Писание ничего не говорит об этом, но этому горю можно было бы помочь: была составлена книга "Об успении Марии" и приписана апостолу Иоанну: и душа ее и тело были взяты на небо и Христос Сам даровал ей высокое право - быть призываемой на помощь. Поставленная таким образом как Матерь Божия на ряду с Сыном Божьим, она должна была подобно Ему иметь свои праздники" /Ист. челов. Т. 4. стр. 195/. Но писание не дает права на поклонение или получение спасения через Марию и других угодников. /Деян. 4:12, 1 Тим. 2:5/. 5. Замена грубых языческих идолов красивыми иконами. Библия не одобряет это. /Втор. 4:15, Деян. 17:29/. "Около 440 года впервые отваживаются внести в церковь изображение Христа". /Ист. чел. Т.4. стр.196/. "К чему привели эти столетия борьбы? Почитание святых затемнило идею Бога... Вера в чудеса, привела к господству ее отвратительное детище, суеверие... Неодушевленные иконы Христа, Марии и святых ценятся более, чем живая вера. Тот поймет вполне их значение, кто посмотрит в нынешней России, преемнице Византии, как везут на шестерке лошадей к больному икону Иверской Божьей Матери, копию иконы с Афона. Вошло в обычай сцарапывать краску с икон и пить ее с вином, падать ниц перед иконами, целовать их, кадить им ладаном... Древнее язычество проникло в самое христианство". /Ист. челов. Т. 5. стр. 69-70/. Было введено не поклонение Богу, а поклонение бездушным предметам - кресту, иконам. Из всех нововведений, противоречащих Св. Писанию, наибольшее сопротивление со стороны истинных христиан было оказано поклонение кресту и крестному знамению, иконопочетанию и введению ложного дня покоя - дню солнца. По различным данным было уничтожено около 100 миллионов искренних христиан. 6. Наиболее дерзким поступком со стороны отступившего христианства было прямое изменение закона Божьего. Дан. 7:25. Сначала последовал указ Константина: "Самое раннее одобрение соблюдения воскресения как законной обязанности - выражено в указе Константина в 321 году по Р. Х., повелевающего всем судьям, жителям городов и ремесленным рабочим покоится в досточтимый день Солнца, с преимущественным исключением для тех, кто занят в сельском хозяйстве". /Энциклопедия Британика. 9 издание, статья "День Солнца"/. А затем решение христианского Лаодикийского собора 364 года об изменение субботы на воскресение: "Католическая церковь /а православная в то время была вместе с католической/ одна и притом в силу своей власти перенесла еженедельный, предназначенный к покою день с субботы на воскресение..., абсолютно воспрещая делание в оный какой - либо работы, но и воспретила постановлением Лаодикийского собора 364 года всякое воздержание от работ в седьмой субботний день, грозя ослушным церковным проклятием, отлучением и конфискацией имущества... Библия говорит: "Помни день субботний, чтобы святить его", мы же от имени нашей церкви и по приказу римского престола говорим: "Нет, святите первый день недели и мир, весь мир послушен ему." /Ист. мир. гос. стр. 47-48/. 7. Православная церковь - ветхозаветная церковь! Почему? - по своему устройству, обрядам и служению. Устройство храмов - по типу иерусалимского храма и синагог: "Внутренний план христианского храма имеет, как мы уже говорили, два источника в Ветхом Завете. Подобно храму Иерусалимскому, который делился на Святое - Святых, святилище и притвор, все церковные здания делятся на алтарное пространство, которое занимает полукруглую аспиду, где помещаются алтарь и "горнее место" для епископа, сам храм, или место для молящихся и притвор, где в древности стояли неофиты, ожидавшие крещения. По образцу синагог храм имеет амвон". /А. Мень. "Православное богослужение" стр. 16/. Но все храмы строятся с явным отличием - поклонения языческому богу Солнца. Библия поклонение лицом на восток солнца называет мерзостью. Иез. 8:13-16. "Еще в некоторых ветхозаветных общинах /например, у ессеев, живших в Египте/ существовал обычай молится, обратившись к востоку. Обычай этот усвоен и христианами... Когда же возникли первые церкви, их стали ориентировать алтарем к востоку. Такое правило сохранилось и поныне". /Там же/. Одежды священников - иудейского образца: 1. Стихарь. 2. Орарь. 3. Епитрахиль. 4. Поручи. 5. Пояс. 6. Фелонь. 7. Подризница. 8. Набедренник. 9. Саккос. 10. Омофорь. 11. Митра. 12. Мантия с двумя скрижалями. 13. Жезл. Одежды иудейских священников состояли именно из этих предметов. Обряды в служении храма: 1. Крещение. 2. Елеосвящение. 3. Водосвятие. 4. Освящение явств. 5. Возжжение свечей. 6. Песнопение. 7. Колесница фараона. 8. На реках Вавилонских. Ирмосы - песнопения на тексты Ветхого Завета: 1. Благодарственная песнь Моисея и Мариами. 2. Угроза Моисея непокорным иудеям. 3. Благодарственное слово матери Самуила. 4. Песнь пророка Аввакума. 5. Песнь пророка Исаии. 6. Песнь трех отроков в печи огненной в Вавилоне. Все паримии - чтения на все праздники взяты также из Ветхого Завета. Где в Новом Завете повелено исполнять их? Все указанные обряды - иудейского происхождения, равно как все песни и праздники. Священники на Руси даже бороды восстановили по типу иудейских священников: "Обычай носить длинные волосы появился у клириков Русской церкви недавно. Ни в древности, ни в середине века его не существовало, как об этом свидетельствует иконография." /А. Мень "Православное богослужение" стр. 20/. Обряды - все это на высоте, но не в состоянии заменить живого Христа! Православная церковь со всеми своими обрядами - ветхозаветная церковь! III. КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБЛАДАЮТ СЕГОДНЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? 1. Среди служителей православной церкви есть агрессивная часть, которая хотела бы вернуть при помощи государства безраздельное господство над всем населением. Таковые подобны митрополиту Владимиру в городе Киеве, возбудившему правительство и народ против проповеди миссионера Картера, заявив, что Картер сможет совершить это только через его труп... Так и произошло после того, как под влиянием мировой общественности правительство пошло на уступки и разрешило кампанию. Весть миссионера Картера пленила людей и более 3000 человек приняли крещение в один день! Это и почивший Иоанн Кронштадский, возглавлявший наиболее консервативную часть служителей православной церкви... К ним принадлежат и те, которые поставили задачу - возвратить в лоно православия всех сектантов, особенно протестантов. Около десяти лет они потратили для того, чтобы увести из церкви АСД слабых, неустойчивых служителей: Сенина, А. Панкова, и нескольких других служителей. 2. А есть и отрадная весть - под влиянием Святого Духа, передовая, глубоко мыслящая часть православного духовенства стоит за возвращение православия к чистоте апостольской церкви, к примеру: Архимандрит Спиридон в своей книге "Исповедь священника перед церковью" говорит: "Последняя война /Первая мировая/ с немцами произвела во мне коренную переоценку всех моих ценностей... Весь христианский мир стал представлять из себя самую ужасную похоронную процессию, которая с ружьями в руках, с обнаженными шашками, пушками, ядовитыми газами, горючими жидкостями на аэропланах, пароходах, поездах, автомобилях, пешком спешат как можно скорее похоронить Христа. Почему жизнь христиан так упорно и систематически идет против Христа? Нужно сказать правду, в Своем учении Христос не знает ни иерархии, ни церковных таинств, ни икон, ни культа святых, ни мощей, ни храмов, ни монастырей, ни церковных уставов. Он знает лишь то, что проповедовал, а проповедовал он только одну чистую волю Своего небесного Отца". Священник Александр Борисов в своей книге: "Побелевшие нивы" - подчеркивает необходимость для успешной деятельности православной церкви - возвратиться к апостольской чистоте. 1. Он обращает внимание на необходимость перемен: "Россия переживает удивительный период своей истории. Закончилось 70 - летнее "Вавилонское пленение". В этих заметках читатель встретится с критикой нашей церкви подчас, быть может довольно резкой. Нужна ли вообще критика?... Подобно тому, как без размышлений над личными недостатками невозможно никакое движение вперед к большей зрелости, также без размышлений о недостатках нашей церкви в том, что касается человеческой стороны ее, невозможно и ее возрастание... То, что Русская православная Церковь нуждается в существенных реформах, было очевидно для многих еще в конце прошлого - начале нашего века. В связи с этим мне вспоминаются слова замечательного человека, удивительного и яркого религиозного писателя Сергия Желудков, ныне увы уже покойного, сказанные лет 15 назад: "Мне часто представляется как некий кошмар: вот разрешат нам свободно завтра проповедовать нашу христианскую веру, скажут - идите на площади и улицы, предоставляем вам радио и телевидение. И может случится так, что нам нечего будет сказать. Вот о чем надо задуматься сейчас, заранее..." Итак, к написанию этих заметок автора побуждало стремление осмыслить те препятствия на пути ко Христу, которые возникают перед нашим современником переступающим порог православного храма, а также возможности преодоления или устранения этих препятствий." /Там же стр. 3-7/. 2. Необходимость устранить грубые отношения: "Иногда правда, умильное настроение какой-либо из бабушек без всякого перехода сменяется гневным шепотом на какого-нибудь молодого человека или девушку, зашедших на службу и своим смущенным видом или неловким движением /не той рукой свечку передали, не там стали/ нарушивши привычную атмосферу. После чего бабушка отчитавшая нарушителя и восстановившая должный порядок, оглядывается на стоящих вокруг, еще более истово крестится, как бы говоря всем своим видом: "Господи прости! Но Ты Сам видишь, и Ангел потерял бы терпение от такого безобразия." /Там же стр. 23/. 3. Служение должно быть на родном языке: "Иконописи, песнопениям, аскетической литературе, акафистам и канонам уделяется куда больше внимания, чем Священному Писанию - центру источника христианской жизни, поскольку оно говорит о личности Христа... Сама Библия в таком случае оказывается лишь фоном, а основное внимание направляется на святых отцов. Добротолюбие, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, иконы, пение. Учителем становится не Писание, а Предание." /Там же стр. 53-54/. "Не поставляет ли препятствия для миллионов между россиянами к божественному врачевству буква славянская... Славянское наречие сделалось у нас не только мертвым, но и для большей части невразумительным. Дух Святый, сошедший на божественных учеников и апостолов не освятил ли все наречия?" /Там же стр. 125-127/. 4. Какую пищу должны давать пастыри? "Парадоксальным образом Церковь наша долгие годы проповедовала не столько об Иисусе Христе, о самой себе: проповедовала свой устав, предания, иконы, ритуалы, песнопения. Не становимся ли мы пастырями, которые пасут самих себя и десяток прибившихся к ним овец, в то время как миллионы их блуждают в горах? Не стоит ли нам повнимательнее прочесть слова, обличающие таких пастырей? Иез. 34:2-5, 10. 5. Монашеская жизнь не является специфически христианской. Иоан. 17:15. "Община учеников Иисуса не имела признаков монастырской или отшельнической жизни: не было обособление от мира. Иисус не призывает ни к внешней, ни к внутренней эмиграции. Никакого отхода от земных дел, никакой отшельнической жизни. Не может быть спасения через подавление личности и разрыв связей с миром. Восточные учения о самопогружении чужды Иисусу. Он действует публично. В деревнях и городах, всегда находясь среди людей." /Там же стр.73/. 6. Духовное младенчество: "Быть может самой яркой иллюстрацией неевангельских издержек иконопочитания в нашей церкви является празднование торжества православия, совершаемое в первое воскресение великого поста. Точнее не само празднование, а проповеди, произносимые в этот день... Сегодня мы с вами отмечаем великий день - день торжества православия. Что такое православие? Что является в нем самым главным? Почитание святых икон! Вот основное в нашей православной вере. Именно почитанием святых икон и ношением креста наша религия отличается от всех остальных религий!" В таких проповедях ничего не говорится об Иисусе, о том, что в Нем открылась людям полнота любви Божьей. Нет, речь идет только об иконах, в особенности Богородичных и о ношении нательного крестика. Причем такие проповеди произносятся не где-то в "глубинке", а в Москве, "маститыми" протоиереями... В результате в народном христианстве почитание Богоматери едва ли не вытесняет почитание Отца, Сына и Святого Духа. Из Ходатайницы и Заступницы Мария становится как бы самостоятельным Божеством." /Там же стр.107-108/. 7. Иконы, Мария и святые не должны устранить Иисуса: "Быть может нечто подобное происходит и с иконами. Будучи в свое время средством вытеснения языческих изображений, они во многих случаях стали доминировать в христианском сознании как некая самостоятельная сущность, отдельная от прообраза Иисуса из Назарета...Затем эти изображения стали варьировать по тематике. Появились изображения Марии и святых. Все это происходило уже спустя несколько веков после евангельских событий и утверждения первых христианских общин. Даже в проповедях Иоанна Златоуста, жившего в IY веке и в его творениях, составляющих двенадцать больших томов, мы не встретим никаких восхвалений Марии, а всего лишь несколько вполне сдержанных упоминаний о ней... Петр Иванов в своей книге "Тайна Святых" высказал очень интересную мысль о том, что столь пышный культ Богородицы является следствием младенческого состояния церкви. Ранняя первохристианская церковь была взрослее, мужественнее... Младенческое сознание во многом и еще долго будет давать себя знать, и здесь важно уметь видеть и различать эти младенческие симптомы, а не гордиться ими, ошибочно почитая их за наиболее полную и адекватную реализацию христианства". /Там же стр. 112-113/. 8. Причащение должны принимать сознательно только взрослые: "Такая, казалось бы, безобидная вещь, как насильственное причащение младенцев /причем не грудных, а лет 5-6/, не порождает ли убеждение, что насилие и принуждение, если они совершаются для блага принуждаемых - вещи вполне допустимые? Не получается ли так, что такое отношение к причащению младенцев, кроме магического восприятия таинства, исторически оборачивается пренебрежением к человеческой личности, к праву человека сознательно, со страхом Божьим и верою приступать к главнейшему христианскому таинству?" /Там же стр.150/. 9. Крещение младенцев не соответствует Библии и заявлением первых отцов церкви. Матф. 28:18-20. Православная практика представляется наиболее отдалившейся от первоначальной, ставшем почти повсеместном крещении младенцев. В неверующих родителей меньше всего веры, а больше всего элементарной магии. Доводы, выдвигаемые в пользу крещения младенцев со ссылкой на книгу Деяний 10:48 и 16:33, совершенно не убедительны. Еще в IY веке соответствующие места из Деяний никем не воспринимались как указания на необходимость крещения младенцев. В качестве главных звучали слова: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". Марк. 16:16. Естественно, требовать веры от младенцев не возможно, и вплоть до IY века даже в верующих семьях крестились взрослыми. Вот несколько примеров: Святой Иоанн Златоуст - жил в IY веке. Его родители - Секунд и Анфуса - были христианами. Тем не менее Иоанн был крещен в 20-ти летнем возрасте. Святой Григорий Богослов /IY век/, у которого мать была святая праведная Нонна. Отец - христианин, епископ, посвятивший сына Богу еще при рождении, был крещен в 24 года. Святой Василий Великий /IY век/, у него отец и мать были благочестивые христиане, принял крещение в возрасте около 30 лет... Следует подумать о возрождении древней практики крещения лишь взрослых, одновременно с созданием новых чинопоследований БЛАГОСЛОВЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ, с тем, чтобы они были включены в церковь, но не в качестве ее обязательных членов, а как "подопечные", о которых церковь молится, воспитывает их, чтобы со временем они могли бы стать "готовящимся к принятию святого крещения." /А. Борисов "Пожелтевшие нивы" стр. 169-170/. 10. Устранить из православия враждебность по отношению к другим исповеданиям: "Следует так же сказать и об отсутствии должного христианского смирения в столь враждебном отношении к другим конфессиям /то есть католикам и протестантам/. Когда речь идет об отдельном верующем, то наша церковь естественно, всегда напоминает о том, что мы не должны никого осуждать, а напротив, почитать других выше себя, помнить о том, что не мы, а Бог будет давать оценку нашим делам и нашей жизни. Однако, когда речь заходит об отношении православных к другим конфессиям, то все эти наставления почему-то немедленно исчезают, и на их место приходят превозношение себя и осуждение других. Мы - православные, только мы правильно славим Бога, а другие делают это не правильно, у нас - полнота истины, а у других она ущербна или вообще искажена настолько, что их иначе как слугами сатаны не назовешь! Откуда такая горделивая убежденность? Окончательный результат жизни каждой Церкви будет определятся не нами, а Богом в конце истории... Да, если хорошенько подумать, то нам и нечем особенно гордится. За свое почти тысячелетнее существование, Русская Церковь в итоге дала миру небывалое в истории по атеистической направленности и агрессивности государство, которое до недавнего времени лишь устрашало остальной мир. Так что для нас, пожалуй, более приличествует покаянное настроение". /Там же стр. 187-188/. 11. Брать все лучшее от католиков и протестантов: "Понятно, что при верности и любви к своей православной Церкви нам нет нужды отгораживаться китайской стеной от других Церквей Запада, а, сохраняя свое, присматриваться ко всему, что может помочь нам приблизиться ко Христу и в той или иной форме все полезное и нужное, повторяю, без отказа от своего, принимать и включать в нашу жизнь со Христом в рамках нашей Русской православной Церкви". /Там же стр. 189/. 12. Церковь должна соответствовать Евангелию: "Таким образом, стремление к тому, чтобы наша православная Церковь как можно больше соответствовала духу Евангелия, это не вопрос вкусов и личных предпочтений, а вопрос следования за истиной, за Христом, вопрос будущего нашего народа". /А. Борисов "Пожелтевшие нивы" стр. 151/. Также интересная информация о встрече представителей различных конфессий и заявление православного о субботе: "Недавно в Армавире по инициативе декана Армавирского православного социального института В. Гнеденко состоялась телевизионная встреча в прямом эфире представителей разных христианских конфессий. Православие представлял декан православного университета имени святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова - дьякон Андрей Кураев. Церковь АСД - пастор Павел Ребейн. Цель встречи, как определил ее ведущий Вячеслав Гнеденко, - познакомить телезрителей с различными современными христианскими течениями. Главным лицом встречи был дьякон А. Кураев. Ему представили слово первому, как эксперту в данной области. Думаю, Адвентистов заинтересует его речь. Вот что он сказал: "Зарубежные миссионеры по видимому, не представляют, в какую страну они едут. Протестанты создавали свое богословие в полемике с католиками. Многие их тезисы совершенно справедливо опровергают вызывающие недоумение католические установки. Но полемический азарт, направленный против католичества 16 века современные протестантские мессионеры переносят в Россию конца ХХ века, полагая, что с теми же аргументами и азартом можно обращаться и к православным. Но православные - не католики. У нас, православных свое понимание Священного Писания. И есть некоторые доктрины, по поводу которых мы будем вполне согласны. Вот, как например, с братьями Адвентистами. Главный вопрос, который отличает Адвентистов, - празднование субботы. "Помни день субботний" - день, который должно посвятить Богу, и эту заповедь Божью никакая человеческая инстанция не вправе отменить, даже Верховный Совет, который может сказать: "Давайте праздновать пятницу!" никакой синод не может отменить субботы, даже если заявит, что нам надоело отдыхать в субботу, давайте мол, праздновать воскресение! Когда я прочитал литературу Адвентистов, то просто обрадовался. Адвентисты с праведным гневом говорят, что есть декрет папы Римского об отмене заповеди Божьей. И я в этом вопросе с ними согласен. Католики превратили праздник в день поста и печали. Есть пятница, в этот день было распятие, в этот день можно постится, но почему же в субботу?... В православной традиции суббота по сей день праздничный день. У нас получается два праздничных дня. Православные верующие не допускают печальные покаянные песнопения в эти радостные дни. Если открыть православные богослужебные книги, то оказывается, что для православных по сей день суббота - седьмой день, но не воскресение. К сожалению, в русском благочестии воскресение настолько затмило субботу, что в нашем языке начался другой счет дней, как сегодня существует: дни передвинуты так, что понедельник стал первым днем недели. Для апостолов вполне естественно было собираться по субботам, но притом Священное Писание предпологает, что можно праздновать не только субботу, но и другие дни." /Павел Ребейн, из журнала "Теперь время" стр.7/. IY. КАК УСПЕШНО ПРИОБРЕТАТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН? 1. Прежде всего, не говоря о религии, стать друзьями. 2. Интересоваться их здоровьем, дать почитать литературу о здоровье. 3. Беседовать не о том, что разделяет, а о том, что общее. Беседовать о Христе, Его жизни, страдании и воскресении. О значении молитвы и важности Священного Писания. О славной надежде Второго пришествия и воскресения мертвых. Хорошо беседовать о символе веры... 4. При углубленном изучении пользоваться литературой православия. Весьма важны следующие книги: "История Христианской Церкви" С. Робертсона, перевод Лопухина. Труд А. Меня "Православное богослужение". "История человечества" Гельмольта. "История христианской Церкви" /католической/ Франка. "Пожелтевшие нивы" Александра Борисова, и другие. 5. Самое важное - принимать во внимание "совесть другого" 1 Кор. 10:29. Ап. Павел чутко понимал совесть других людей. При виде идолов города Афин, он возмутился, но при встрече с афинянами назвал их "святынями". Будем помнить, что в сознании православных многое почитается святым - святые иконы, святые обряды, святой воскресный день, почитание Марии. Не стоит в воскресный день или в праздники, нарочно трудиться, лучше заниматься миссионерским трудом. Постепенно раскрывать в свете Библии и истории все, что было установлено вопреки слову Божьему. И дать возможность Духу Святому влиять на их совесть. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Матф. 28:18-20.
|