Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 21 ноября 2024
ДОЛЖНОСТЬ И РАБОТА ЕПИСКОПОВ PDF Печать Email

 

"Епископ должен быть непорочен,... целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова". (Титу 1, 6-9).

Во время заседаний Собора было уделено много внимания изучению должности и служения католических епископов - местных, областных и всемирного значения. Во время обсуждения отношений между епископами и членами монашеских орденов появилось две точки зрения. Кроме этого автор желает представить читателям следующие вопросы: о пенсионном возрасте епископов, об отношении государственных властей к назначению и работе епископов, а также об чрезвычайном великолепии, богатстве, титулах и облачении, связанном с их должностью.

Декрет о пастырской должности епископов является результатом соединения в одно частичных версий двух предыдущих декретов, из которых первый касается "Епископов и управления епархиями", другой "Заботы о душе". Одобренный текст был результатом работы пяти подкомиссий, а рассуждения касались сотен внушительных формулировок, которые составили содержание восьми томов. Весь текст разделен на три раздела, согласно географическому триптиху (триптих - композиция в трех частях) должности католического епископа. Эта должность проявляется в тройном аспекте: 1. Всемирная церковь.

2. Епархия.

3. Межепархиальная территория.

Первый раздел определяет положение епископа в отношении римо-католической церкви в целом. Коллегиальность епископов, теологически выраженная в Конституции "О церкви", проявляется, как подтверждает декрет, на экументических Соборах и вне этих Соборов, когда только папа пожелает узнать мнение епископов или одобряет по своей воле что-нибудь, на что они соглашаются как коллегиальные органы. Существует надежда, что будет организован Синод епископов. К епископам направлено приглашение и поощрение, чтобы они использовали свои временные, а также финансовые запасы не только для блага своих епархий, но также и для других, имеющих нужду (так выглядит вторая сторона "коллегиальной" надежды!).

Первый раздел подчеркивает принцип, гласящий, что каждый епископ исполняет обыкновенную юрисдикцию в своей епархии в силу авторитета верховного правителя, т. е. папы, который может эту власть забронировать самому себе или наделить ею какие-нибудь другие авторитеты, которые захочет избрать себе и посчитает это уместным. Здесь выражается надежда, что Римская Курия будет иметь новую структуру, что ее члены и советники будут избраны на основе представительства более мирового масштаба, а также , что резиденциальные епископы будут находиться среди всяких курияльных конгрегаций. Наконец, Курия должна обратить внимание на мнение мирян, предоставляя им хотя бы незначительный голос в вопросах, касающихся церкви, в которой они находятся.

Второй раздел представляет позицию епископа по отношению к его епархии. Здесь представлена детальная дискуссия о роли епископа как учителя, осветителя и управителя душ. Епископы, воздерживающиеся от исполнения своих обязанностей по причине старости или слабого состояния здоровья, должны быть готовы отказаться сами от своей должности или же по предложению компетентного органа церковной власти.

Три статьи в этом разделе свидетельствуют о необходимости пересмотра устарелых епархиальных границ.

Здесь также представлен принцип, вводящий разницу между коадъютором и вспомогающими епископами (Епископ-коадъютор является первым помощником епископа, управляющего епархией и заменяющий его во время старости или слабого здоровья). При этом полномочия коадъютора шире, чем вспомогательных епископов, и часто (в варианте схемы 1963 г. сказано, что даже всегда) имеет право преемственности.

О членах монашеских орденов говорится, что они должны активно сотрудничать с епархиальными епископатом, всегда находясь под руководством местного епископа. Исключение составляют только внутренние вопросы, принадлежащие компетенции соответствующих конгрегаций.

Этот раздел, касающийся отношений между монашескими орденами и епископами вызвал особенно оживленную дискуссию и даже споры в зале заседаний Собора, как вопрос необыкновенной важности.

Члены монашеских орденов очень завистливы, что касается особенных преимуществ. Епископы со своей стороны стремятся к укреплению своей юриспруденции над орденами.

Если проанализировать выступления в зале заседаний Собора, касающиеся сотрудничества между епископами и монашескими орденами - следуют две точки зрения, которые можно было бы назвать тезис и антитезис. Согласно тезису монашеского ордена в сфере своих внешних пастырских обязанностей, принадлежат епархиальному духовенству, и, как таковые, подобно духовенству, работающему среди мирян, подлежат власти местного епископа. Слишком часто монашеские ордена действуют самостоятельно, не соглашаясь на какие-либо изменения. Они не желают в достаточной степени сотрудничать и довольно медленно принимают новые методы действий.

Те отцы, которые поддерживают антитезис, провозглашают, что монашеские ордена совершенно свободны от епископского контроля и что никто не может отделить внутренней духовной жизни ордена от внешней функции апостольского служения. Монашеские ордена находятся на службе самого папы, а также католической иерархии в целом. Подчинить членов ордена диктатуре какого-нибудь епархиального папы,- "привело бы к разрушению монашеских орденов". К тому же в результате таких действий, уменьшились бы те папские преимущества, которыми были наделены монашеские ордена и что это повлекло бы за собой кризис самой религиозной жизни.

Несомненно, с обеих сторон проявляются элементы правды.

Трудно предсказать, каким будет заключительный финал этого разногласия. Возможно, все это приведет к следующему синтезу этого тезиса с антитезисом: преподавание, обучение принципам христианского вероучения и литургии во всех монашеских орденах, как свободных от налога, так и оплачивающих налог, будут подчиняться более строгому епископскому управлению. С другой стороны, как выразился главный начальник одного августинского ордена: "Монашеские ордена существуют для папы и служат ему, а папа не позволит подчинить их капризам епископа, потому что тем самым папа потерял бы контроль над столь великой и благочестивой армией".

Третий и последний раздел декрета "О пастырской должности епископов" придает новое значение епархиальным синодам, региональным (областным) соборам, а также национальным конференциям епископата. Схема заканчивается рекомендацией, чтобы в будущем пересмотре кодекса канонического права отцы Собора обратили тщательное внимание на эти вопросы, а также на замечания комиссий Собора, и чтобы постарались придать соборному декрету достоинство большей эффектности.

Декрет "О пастырской должности епископов" коснулся также вопроса относительно пенсионного возраста епископов. До Второго Ватиканского Собора в католической церкви такие вопросы не затрагивались. Эта церковь знаменательна довольно престарелым возрастом своего руководства. Кажется, нигде в мире такое множество старых людей не имеют настолько значительной власти над своими младшими соработниками. Курия является советом старцев. Можно также подчеркнуть, что это определение подтверждается составом римо-католической иерархии в целом, включая даже членов последнего собора. Согласно опубликованным в 1966 году данным... лишь 10 епископов из среды 1765 были в возрасте до 40 лет. Но зато 392 были в возрасте более 70 лет, а 1159 в возрасте от 50-69 лет.

Молодые епископы, во главе которых был 59-летний кардинал Суэненс из Бельгии, рекомендовал признать 75-летний возраст, как предел, когда епископ должен сложить свои функции и перейти на пенсию. Многие престарелые епископы воспротивились этому принудительному переходу на пенсию и считали, что прекращение дальнейшего исполнения функций епископа должно иметь добровольный характер, так как это было в период до созыва Второго Ватиканского Собора. Другие епископы предсказывали, чтобы признать такой "границей возраста" 80 лет.

Вопрос принуждения епископов, не способных уже к выполнению своих пастырских обязанностей и оставления своих функций на протяжении долгого времени, был необыкновенно беспокоящим вопросом. Говорят, что папа Иоанн XXIII очень разочаровал значительное количество старых епископов, которым советовал уйти в отставку по причине возраста, поскольку они уже не были способны к сотрудничеству. Декрет "О пастырской должности епископов" ставит сильное ударение на необходимость добровольного ухода в отставку резиденциональных епископов, неспособных уже исполнять свои функции, обещая им почести и привилегии. В 1966 году папа Павел VI пошел еще дальше и в своем "Мому проприо" наставлял епископов, что они должны "добровольно" уходить в отставку с достижением 75 -летнего возраста. Папа оставляет за собой право принимать или отклонять подобное решение согласившегося уйти в отставку епископа. Это предоставляет папе в персональных делах значительную власть.

Епархиальная география - это следующий вопрос, который Рим должен решить каким-то образом. Многие епархии издавна уже требуют коренного пересмотра границ,- возле огромных, чрезвычайно обширных епархий, находятся также чрезвычайно малые епархии. Многие епархии в настоящее время по историческим причинам разделены государственными границами, что составляет лишние затруднения.

Епископ Бова из Калабрии (Южная Италия) на Соборе сделал откровенное заявление, что реформы в итальянских епархиях опоздали почти на 1000 лет.

Подводя итог нашей дискуссии относительно этого декрета, мы должны назвать два предложения, которые хранились в секрете и которые введены были в последний момент - как раз перед голосованием. Очевидная цель такого действия избежать натиска бесполезных реакций со стороны общественных властей. Эти два новых параграфа касаются назначения и работы епископа в связи с государственной властью.

Первое предложение отмечает, что государство не имеет никакого права запрещать епископам выполнение их функций, а также не ставить каких-либо ограничений на общение с Ватиканом. С другой стороны епископы должны сотрудничать с властями и проповедовать послушание по отношению к справедливым законам, а также необходимость уважения государственных учреждений. Другое предложение отмечает, что назначение епископов находится в исключительной компетенции церковной власти. В будущности никакая светская личность не будет иметь права вмешиваться в вопросы, касающиеся определения или назначения новых епископов.

Эти обе декларации приводят на память спор об инветституре (инветститура - борьба светской власти против папства за право назначать епископов), происходившей в средние века, который продолжается под различными видами до наших дней. В этих двух заявлениях Рим колесит между Москвой и Мадридом. Поскольку первая декларация явным образом относится к некоторым коммунистическим странам, то в противоположность этому, вторая указывает, прежде всего, на католическое правление фракистского типа. Кроме факта, что это был первый Собор римо-католической церкви, во время заседаний которого ни один из отцов Собора не находился под непосредственным внешним давлением своего правительства, где преобладающее большинство католических епископов были избраны Ватиканом, а не по выбору правительства или местного населения, очевидным является, что даже в настоящее время имеются такие католические и некатолические правительства, желающие иметь влияние на избрание католических епископов. Есть страны, в которых в одинаковой мере как проповедники, так и священники, а особенно церковные руководители, считаются полуобщественными служителями.

И как таковые, они должны быть подчинены правительственному контролю, а власти должны подтвердить их функции.

Нет сомнения, что эти предложения были введены в этот декрет именно в связи с такими проблемами после их обдумывания и принятия.

Каждому внимательному протестанту, который впервые пребывает в Рим, бросается в глаза неизмеримое богатство, титулы, церемонии и иерархический триумфализм.

Стоит принять во внимание, что в католических кругах принимаются усилия, чтобы осуществить некоторые реформы, и упрощения, касающиеся облачений, епископских титулов, роскошных дворцов, целования перстня и назначения кардиналов церкви, что составляет какой-то род "патента" долговечности. (Это выражение употребил католический богослов-француз Ивес Конгар при беседе с автором в зале Базилики св. Петра). Этот декрет назван "Пастырская должность епископов". Несомненно, было бы хорошо, чтобы католическая церковь, наконец, обратила свое внимание на функцию епископа по-пастырски, вместо того, чтобы накладывать тяжелую руку всеобщей судопроизводственной и царской господствующей власти.

Все это сказано под впечатлением действий многих честных епископов, которые высказывают желание действительных реформ. Однако одновременно с этим следуют печаль и разочарование при наблюдении действий некоторых епископов, производящих исключительное впечатление политических деятелей или нечто в этом роде.

Вот, придет какой-нибудь кардинал от времени до времени в Рим и станет говорить "Об общественной справедливости" перед Собором, что совершенно не мешает ему в то же самое время настойчиво эксплуатировать бедных и править собственной столицей наподобие феодального государства.

Некто Иван Ириарте, епископ из Рекон-Квисти (Аргентина) сказал на Соборе, что подобно тому, как совершился переход к функции епископа эры послетридентской, так теперь в католичестве должен наступить период от функции епископа эры послетридентской к функции епископа настоящего времени.

Должна наступить полная реорганизация этой должности. Теперь епископы должны более убеждать, чем господствовать. Однако трудно будет удивляться, если коллегиальность и постепенный рост епископального первенства не обратится против этих изменений и не выступит против их сущности. Некоторые епископы действительно могли оставить Рим, вкусив немного коллегиальности, и, что еще больше пробудило в них чувство величия, склоняя их признать еще более регрессивные идеи собственной позиции и авторитета.