МИРЯНЕ |
"Но вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". 1Петр. 2, 9 Во свете своих преданий римо-католическая церковь отводила мирянам весьма скромное место. В последние десятилетия начала проявляться тенденция - увеличить роль мирян в церковной жизни. В настоящее время во многих странах миряне требуют признания их прав. Автор представляет в этой главе наболевшие вопросы, требования и надежды католиков, мирян, а также перечисляет практические выводы, по причине которых католическая иерархия склонна занять более гибкую позицию по отношению мирян как расширителей учения Христа. В этой главе автор во свете Нового Завета приходит к тому выводу, что единственный положительный ответ, касающийся мирян - признать идею всеобщего священства всех верующих. Впервые в истории римо-католической церкви Собор занялся вопросом мирян. Не только догматическая Конституция "О церкви" описывает место мирян в римской церковной системе, но этому посвящен декрет "Апостолат мирян". Представляя проект этого декрета Собору, кардинал Фернандо Сенто, председатель комиссии по делам Апостолата Мирян (учрежденной во время понтификата Иоанна XXIII) подчеркнул значение этой схемы для будущности католицизма, говоря, что значение ее не будет "большим", ни даже "очень большим", но просто "самым большим" для жизни католической церкви. Очевидно, что одной из причин, согласно которой нынешний Собор придал такое большое значение "Апостолату мирян", является недостаток ксендзов, проявляющийся продолжительное время. Этот недостаток в священниках и кандидатах для священнического служения - подсказывает католической церкви острую нужду в обращении к мирянам, чтобы они также приняли участие в распространении вести. В настоящее время для Ватикана созрела необходимость в большей мере употребить этот неиспользованный источник. Действительно, на протяжении многих лет миряне имели возможность слышать лестные отзывы из уст членов иерархии относительно их самих. Но множеству высказываний и пастырским желаниям до настоящего времени не следовали никакие конкретные мероприятия, которые улучшили бы статус мирян в папской церкви. Ибо Рим все еще остается церковью клерикальной и остается тот же самый католический клерикализм, который стал, говоря словами Михаила Карровчас, "главной причиной" дехристианизации общества" (Михаил Карровчас. "Миряне", Париж. 1965 г., 92 стр.). В виду этого дискуссия по вопросу мирян на всеобщем форуме католической церкви составляла важную новость. Миряне по традиции находились совместно в католической церкви, но не разделяли место с духовенством этой церкви. Очень часто понятие католической церкви суживалось до самой только иерархии. Какое малое значение Рим придавал мирянам, видно даже на примере этого очень скромного внимания, какое посвятил мирянам кодекс Церковных прав 50 лет тому назад, а также коммюнике предыдущих всеобщих Соборов церкви. В Кодексе Канонического Права вообще не появлялось определение "миряне". О мирянах сказано только в отрицательном духе, т. е., что это "ни священники", ни "духовные", ни "религиозные". Всех мирян зачастую рассматривали как детей, удерживая весь авторитет и власть в руках клерикальной иерархии, которая по собственной инициативе присвоила свойство ведения и непрерывности. Характерную черту клерикализма составляло узкое ограниченное, монашеское воображение. Один из героев Диккенса некогда сказал, что преимущество мужчин - командовать, а преимущество женщин - слушаться. Подобное положение проявилось в римо-католической церкви. Преимущество католических мирян - постоянно выслушивать то, что им говорило духовенство. Таким образом католические миряне должны, подобно овцам, слушаться указаний пастырей, представляющих иерархию. И так, как некогда началось движение за признание равных прав женщинам наряду с мужчинами, так в последние годы в католической церкви началось движение, цель которого - признать большую роль мирян. Эти стремления и усилия достигли кульминационной точки во время заседаний Второго Ватиканского Собора. Однако на первой сессии Собора ни один католик-мирянин не участвовал в работе Собора и не имел места в Базилике св. Петра. Только за две недели до открытия Второй Сессии папа Павел VI объявил о разрешении мирянам, имеющим соответствующий уровень подготовки, прибыть на дальнейшее заседание Собора. Этим "авдиторам" (слушателям) мирянам разрешили прибыть на заседания Собора, но они не имели права голоса, потому что в принципе все еще принадлежали к категории "овец" и положение оставалось совершенно ясным, что иерархия несет полную ответственность за церковь и что только она может указать правильный путь. В дальнейшем роль мирян не ограничивалась лишь служебным послушанием, но видоизменилась в роль, основанную на сыновнем подчинении воле "отцов". Что касается позиции мирян, то католическая церковь постоянно переживает последствия продолжения понятий, возникших в средние века. В английском языке, равно как и французском,- одно и то же слово "клерк" вначале означало священника, духовного и ученого человека. В итальянском языке слово "идиот" означало человека глупого или мирского. Но современные светские католики (миряне) часто бывают более образованы, чем их духовенство, но все же Рим и дальше придерживается в общем своей патерналистской, близорукой системы, согласно которой главная добродетель мирян - оказывать пассивное послушание своей духовной иерархии. Католическая церковь в большинстве стран рассматривает свое положение более или менее удовлетворенным, когда видит, что члены ее "делают то, что им должно делать, и больше ничего". С другой стороны, становится очевидным, что с течением времени католики-миряне становятся все более образованными, все более осведомленными, все чаще поднимают свой голос и не желают ограничить свой круг действий только молитвой и послушанием. Уже теперь катехизис и его ответы не удовлетворяют очень многих мыслящих людей. С давних времен мирян поучали, что они должны искать руководства у духовенства и черпать у них совета относительно всего, начиная с вопроса рождения и кончая погребением. Отец Джон Д. Кинг сказал, что вопрос, который должен разрешить Второй Ватиканский Собор - "предопределение ограничения прав духовенства и расширение прав мирян". Единственная преграда заключается в том, что как некоторые католики являются "более папскими, чем сам папа", так и случается, что миряне "бывают более духовными, чем духовенство", и в то же время, когда некоторые епископы переживают тревогу о большем участии мирян в делах своей церкви, если бы имели большую свободу, они полагают, что мирян, "не должно рассматривать, как молчаливое и пассивное стадо овец", но им нужно представить большее участие в жизни церкви. Пропасть между духовенством и мирянами увеличивалась на протяжении многих лет. Несомненно, что с некоторого времени многие миряне не удовлетворены статусом, какой им определила римская церковь. Однажды один мирянин сказал в Риме: "Католик-мирянин является промежуточной формой человеческой жизни, а Собор только на словах объявляет и проповедует мысль о нашей большей роли". Без сомнения, это крайний взгляд, но, кажется, он подчеркивает все большее охлаждение среди католиков. В настоящее время миряне лучше обучены, мыслят более критически, желают чаще подымать свой голос, рассуждая более независимо и, кажется, весьма сомнительным, чтобы старая патерналистская система могла существовать без никаких признаков опасности. Многие миряне желают высказаться о церковных вопросах таким образом, чтобы голос их был более слышен, а не исполнять и далее роль, какую им определила церковь-мать в настоящее время. (В ранние времена христианства миряне играли важную роль в жизни церкви. В течение некоторого времени они избирали своих епископов). Некоторые, обозревая церковную католическую жизнь, находятся под впечатлением, что католицизм, особенно в таких странах, как США, идет уже с некоторого времени в направлении какого-то "кризиса власти". Журнал "Тайм Мегезин" заявил: "То, в чем мы действительно нуждаемся,- независимость от папы, в праве - не соглашаться с папой" ("Тайм Мегезин" 24 августа 1964 г.). Между идеей мирян и концепцией авторитета иерархии увеличивается напряжение и конфликт. В этом случае ничем нельзя помочь, остается лишь удивляться, что не разразилась еще открытая борьба между мирянами, стремящимися к ответственности и инициативе, и жестокой рукой учительского авторитета католической иерархии. В стенах римских церквей напрасно ожидает решения важный вопрос: предоставит ли духовенство мирянам хотя бы право формировать какое-нибудь публичное мнение в лоне католической церкви и признает ли это право за мирянами, позволит им высказывать их мнения об учительском авторитете и о делах церкви? Существуют доказательства, что человеческое существо по природе "склонно к иерархии", что человек желает власти. Это, несомненно, одно из проявлений греха. Новый Завет подчеркивает всеобщность этого положения и ответственность за него всех христиан. Наверно в кругу Иисуса и среди его первых последователей не было никакого давления на духовенство и мирян. Однако очень скоро "человек греха" (2Фес. 23, 3) начал действовать в церкви, раскрывая свое стремление, а отдельные руководители начали утверждать, что некоторые обряды церкви чрезвычайно святы, и одухотворены, чрезвычайно возвышены, короче говоря, чрезвычайно священнические, чтобы их мог выполнять простой член церкви. Таким образом, возродилась концепция элиты, живущей в безбрачии и к преимуществам которой принадлежала забота об этом святом служении. Они должны были передавать благословения, черпаемые из так называемой церковной сокровищницы благодати, народу, на обязанности которого лежало - принимать эти благословения. Здесь мы имеем начало искусственного подразделения народа Божьего на тех, которые дают, и тех, которые принимают блага, проявленные в церкви: на духовенство и мирян. Это ложная дихотомия (дихотомия - последовательное деление целого на две части). В действительности "это был шедевр сатанинской стратегии"... когда враг Христа добился успеха и привел церковь к разделению на две ясно определенные группы: на духовенство и мирян. В апостольской церкви не было такого деления. В ней трудились те, которые несли ответственность за руководство, а также за побуждение к работе всей церкви. Это были рукоположенные мужи. Но были также и нерукоположенные мужи церкви, которые были наделены силой и властью исполнить систематическое проповедническое служение. Таким образом указание Петра о священстве всех верующих должно оставаться живой действительностью (В. Р. Бич. "Почему я принадлежу к церкви?", "Сайнз Оф зе Таймз", 92 стр. 8 декабря 1965 г.). Традиционная клерикальная римо-католическая церковь, разделяющая церковь на две особые категории, сохранилась в ряде документов Второго Ватиканского Собора. Декрет "Об Апостолате мирян" представляет собой относительно малый прогресс в этом направлении. Результат католической двойственности - двойной пример поведения в католических рядах - один для духовных, другой для мирян. Новый Завет не содержит такого двойственного образца поведения. Церковь избирает пастыря. Подобно другим членам церкви, он является духовным человеком, и посему в принципе его обязывает тот же моральный облик как за кафедрой, так и в ежедневной жизни. Слова, определяющие в Новом Завете клир (клирос) и ляикат (ляйкос) - мирян,- относятся ко всем христианам, а не к отдельным двум группам. Новый Завет учит, что все люди имеют непосредственный доступ к Богу и одинаковую возможность пользоваться благодатью Божьей, а также и прощение за сделанные грехи. Это положение устраняет какое-либо высшее посредничество церковных служителей. В Новом Завете мы не видим никакого человеческого посредника, никакого священника, разделяющего таинства и благодать, как средства искупления, но видим свидетельство и проповедников справедливости, разделяющих свою "веру для спасения" (1Петр, 1, 5). Реформация внесла крупный вклад, чтобы перебросить мост над пропастью, которую на протяжении столетий создала мирская теология между духовенством и мирянами, а также в деле возрождения этого единства в лоне церкви. В этом выдающаяся заслуга Реформации. "Факт, что христиане должны приобрести сознание,- отличающее церковь во время реформации,- не подлежит сомнению. Подчеркивание того, что реформаторы признавали не только преимущества профессионального духовенства, является лучшим доказательством всего, чем в сущности была реформация" (Теодор А. Гилл. Священство верующих, Учебник христианской теологии, Лондон, 1962 г. 282-283 стр.). Декрет "Об Апостолате мирян" поддерживает еще один вид дуализма (двойственности): церковь духовенства противостоит миру светских. Нам сказано, что "правильная обязанность сословия мирян,- жить среди мира и его дел" в целях совершенствования временного порядка. Вот такой всеобщий взгляд на мирян и их задачи. В случае, если миряне являются мостом, соединяющим церковь с миром, то разве не проявится снова та же самая видимая концепция церкви, являющаяся замкнутой клерикальной кастой? Мы не можем согласиться с римо-католическим взглядом, что не духовная природа мирян является характерной и особенной чертой мирян и что она определяет их светское призвание. Духовный человек остается гражданином мира сего и должен исполнять порученную ему Богом работу для мира. Проповедник вопреки своему духовному пастырству или, скорее, выражаясь более точно,- именно по причине этого пастырства, он должен жить в мире таким же образом, как живет всякий благочестивый мирянин. В настоящее время возникает вопрос, как Второй Ватиканский Собор излагает отношение народа Божьего к иерархии? В первом варианте схемы "О церкви" иерархия помещена перед народом Божьим. В тексте провозглашенного документа народ Божий оказался уже на первом месте, но иерархия помещена перед мирянами. Кажется, что вопрос священнодействия мирян оторван от вопроса священнодействия епископов. Эта католическая концепция "оторванного" посланничества мирян является основой и источником клерикализма. Протестантский взгляд говорит, что призвание мирянина начинается при крещении, а некоторые церкви полагают, что призвание начинается от времени обряда конфирмации и приобщения к церкви в юношеском возрасте (16 лет). Мы желаем сказать более определенно, что миссия,или посланничество мирян - синоним того, чем в сущности является церковь и касается всех, которые признают Иисуса Христа, что он их Господь и Спаситель вместе со всеми последователями. Бог наделяет Свой народ особенными дарами, посредством которых Св. Дух производит разного рода плоды в поучениях, проповедях, пастырской работе и совершении церковного служения (см. Рим. 12, 6-8). Что касается какого-то отделения, тогда духовенство является "субпродуктом" мирян, а не наоборот. Один из прогрессивных католиков-мирян,- принимавший участие в работе Второго Ватиканского Собора, был Мартин Ворк, директор исполнительного национального Совета мужчин католиков. Этот совет представлял собой федерацию всех организаций мужчин католиков, работающих в США. Он передает все радио и телепрограммы в пределах страны. Господин Ворк имеет в своем распоряжении в Вашингтоне штат, состоящий около 50 сотрудников. Как выступающий на Втором Ватиканском Соборе, Ворк был принят с почтением. Он был приглашен как эксперт и специалист. Господин Ворк представил в Риме семь предложений, внесенных католиками-мирянами: 1. Эти католики не могут критически оценивать свою церковь без того, чтобы не избежать конфликта с духовенством. Факт, что внутренняя критика, являющаяся признаком опасности, свидетельствует о недостаточной свободе в лоне католического общества. 2. Римский католицизм стал чрезмерно "мыслительным гетто", а в связи с этим мало интересовался проблемами, перед которыми оказался народ. В прошлом католическое положение обыкновенно сводилось к тому, "как смотрит на это церковь?", вместо того, "что может дать и чем помочь?" 3. Католическая церковь не приспособилась к концепции "плюралистического (немонолитного) общества". 4. Заметен общий недостаток правильных источников и средств к выражению подлинного католического мнения. 5. Католики не могут высказываться относительно церковных вопросов, потому что для этого нет возможности. 6. Именно миряне должны быть представителями католицизма вместо духовенства в вопросах, касающихся земных проблем. 7. Как и для чего можно употребить мирян? - Так ставит вопрос духовенство (например, они могут быть пригодны для организации денежных сборов или лотерей в церкви и т. д.) Сомнительно, рассматривалась ли роль мирян до недавнего времени, иначе как лишь помощников иерархии. Кажется, этот новый взгляд, который приобрел смысл жизни и получил силу во время Собора, гласит о необходимости теснейшего сотрудничества во включении в работу мирян, чтобы движение могло течь двумя каналами, а именно: что и духовенство должно помогать мирянам в исполнении их работы. Эта новая тенденция в католицизме, эта концепция миссии мирян, т. е. апостольства, как такового, апостольства, являющегося уделом мирян, по независимым причинам, а не как дополнение к миссии духовенства, была результатом как "нажима снизу", так и "желания сверху". Особенно за последние годы проявился особенный рост стремлений к изменению положения духовенства. С другой стороны национальная иерархия в некоторых странах, включая США, отнеслась благосклонно к развитию движения миссии мирян. Вот некоторые причины этого "желания сверху", которые можно упомянуть: 1. Желание достигнуть большого эффекта в пастырской работе и расширить католическое проникновение. 2. Заявления католических авторов именно о такой перемене. 3. Недостаток священников во многих странах (например, в Латинской Америке). 4. Преобразование многих видов человеческой деятельности в организации, чуждые католические религии, сторонящиеся влияния духовенства. 5. Декрет "Об Апостолате мирян" прошел очередные стадии развития, включая неоднократный пересмотр всего текста. Это особый признак, что ни один мирянин не участвовал в комиссиях Собора, занимающихся вопросом мирян. (Потребовалось тысячелетнее влияние церковной эволюции католицизма прежде, чем папы созвали экуменические Соборы вместо мирян. Один из Соборов - Второй Ватиканский Собор - был созван женщиной. Нам сказано, что эта комиссия консультировалась с некоторыми организациями, такими, как "Управление Всемирного Конгресса Апостолата мирян", а также, что многие епископы индивидуально консультировались с мирянами. Таким образом, был какой-то минимальный контакт, какое-то влияние мирян, но в действительности, трудно сказать, каким это влияние было в действительности. Выяснилось, что в позиции епископов по отношению к католическим организациям мирян проявилось две крайности. Некоторые миряне жалуются на епископское вмешательство, на чрезмерный контроль, в то время как другие жалуются на полный недостаток заинтересованности со стороны иерархии, вследствие чего католические организации действуют без правильного направления. Такие определения, как "тяготение обратно", "консерватизм", "проповедническое преувеличение", "напыщенный стиль", "отвлеченное учение", "недостаток порядка", "начальствующий тон", "лицеприятие", "законное существование и чрезмерно клерикальный способ мышления",- послужили предметом критики схемы уже в первый день, когда были подняты на повестке дня Собора во время Третьей сессии (1964 г.). Схема содержала много томов, проникнутых духом клерикализма, звучащих так, как если бы епископы говорили к самим себе. Во время заседаний Собора проявилась довольно значительная разница мнений. И это затрудняло дальнейшие прения. Отцы высказывались по этому вопросу так, как если бы они были совершенно новичками. В то время, как многие протестантские церкви, (хотя не все) понимали это много веков тому назад и признали за явный факт, но в зале Собора обсуждалась эта проблема, как совершенно новый вопрос. И действительно, для Рима это был совершенно новый вопрос. Всякий, кто прочитает выступления, высказанные во время Собора, должен сознать, как далека еще католическая церковь от Новозаветней концепции, признающей передовую роль мирян, как далеко зашел Рим в своем отступничестве и как много необходимо пройти, чтобы возвратиться к исходному пункту. Мартин Ворк на пресс-конференции епископов Америки сказал, что хотя фундаментальная католическая идея по отношению мирян не изменилась, однако схема 1964 года придала ей более существенную роль. "В действительности,- сказал он,- достигнутый процесс был единственным направлением, которое могла избрать церковь, и тем самым схема означала шаг вперед от нулевого пункта, шаг в направлении какого-то правильного и доброго опыта. Этот декрет в заключительном варианте не провозглашает никакой новой доктрины, касающейся мирян, но просто ставит ударение на новые аспекты старой доктрины. В то время, когда в прошлом миссия мирян рассматривалась лишь как маленькое соучастие в миссии иерархии, то в настоящее время подчеркивается равенство всего народа Божьего, оставляя для иерархии исключительно обособленную роль (более ясно сказано в Конституции "О церкви"). Внимание сосредоточено не столько на права, приобретенные мирянами, и ответственность, которая стала их уделом, сколько на факт, что миряне имеют и исполняют свои собственные ответственные обязанности. Хотя основная разница между исключительными правами иерархии и полномочиями мирян, еще сохранилась, однако, согласно словам кардинала Сенто, выражается надежда, что между ними не будет несходства. Отец Фредерик Мак Манус, эксперт католического экуменического права, выразился следующими словами относительно разницы между предыдущей концепцией о мирянах и новой: "В прошлом католическая церковь была просто духовенством в смысле своего положения, тона и способа высказывания. Собор стремился отразить мнение, что каждый мирянин состоит в церкви, и что церковь находится в каждом мирянине. Католицизм готовится к переменам и вступает на путь преодоления этого наследия прошлого". В этом декрете говорится о "власти мирян". Поскольку это выражение противоречит католической традиции и католическим действиям, нас заинтриговало и заинтересовало узнать, что оно именно означает. Отец Джордж Тавард из Секретариата Единства Христиан сказал автору этой книги, что, по его мнению, оно означает "власть информировать публичное мнение и влияние, а не власть судопроизводственную". Представитель мирян Ворк, кажется, не ошибся в этом вопросе, когда сказал, что это выражение ничего не означает". Хотя заключительный вариант декрета был лучше предыдущих, однако не представил мирянам ни власти, ни авторитета, но лишь прибавил обязанностей в сфере служения. Со стороны мирян они, возможно, получат некоторый авторитет относительно земных вопросов. Может показаться, что папство силится отступить от концепции, так сильно выдвигаемой на первый план во времена Балярмина, около 400 лет тому назад, концепции, которая определенно подчеркивает, что римо-католическая церковь является организацией, наделенной в равной мере авторитетом и властью, как и каноническим правом. На место этой концепции современная церковь вводит другую, согласно которой она видит себя прежде всего как тело Христа, а о мирянах говорит впервые в католической свободной истории положительным образом как о народе Божьем. До французской революции общее понятие правительств в Европе сводилось к тому, что владыки составляли государство, а обыкновенные граждане существовали только для того, чтобы служить этому государству. Подобная концепция преобладает в римо-католической церкви. Демократический взгляд гласит, что задачей правительства является служение народу, который составляет государство. Соответственная концепция, параллельная демократической концепции, с трудом пробивает себе дорогу и не может проникнуть без сопротивления через монархические стены Ватикана. В Конституции "О церкви" сказано, что "Христос представил мирянам в Своем священническом служении". Мы спросили епископа Иоанна Брайта из Питсбурга, члена богословской комиссии, о значении этого определения. Вот его ответ: "Выражение "священство мирян" вызывает среди некоторых неуравновешенных католиков впечатление, что происходит какое-то недопонимание между так называемым священством мирян и духовенством, принадлежащим к Иерархии. Это исторический фрагмент, потому что теперь впервые на уровне Собора нашло свое выражение католическое понятие о реальных фактах священства мирян. Несомненно существует разница между иерархическим духовенством и общим священством мирян; это разные факторы. Христос является священником исключительным, единственным в своем роде. Члены иерархии являются священниками вследствие посвящения, т. е. назначения. Все крещенные удостаиваются участия в Христовом универсальном священстве путем занятия своего места". Это уникальное священство находит практическое выражение и осуществление в акте крещения, причастия и супружестве. Для нас становится ясным, что католическое понятие о священстве мирян совершенно отличается от протестантского понятия. Некоторая часть Отцов Собора ясно подтвердила, что выражение "священство мирян" не заключает в себе никакого содержания и по их мнению, это понятие более литературное, чем богословское. Какие надежды миряне-католики питают после окончания Собора в будущем? Патрик Кузган (первый мирянин) из Англии, выступивший во время заседаний Генеральной Конгрегации. Он отличился еще тем, что был первой личностью, обратившейся к отцам Собора на английском языке. Председатель Всемирного движения Христианских работников выразил эту надежду в четырех пунктах. По его мнению католики-миряне могут надеяться на исполнение четырех желаний: 1. Что будет развиваться свободный диалог на всех уровнях, между всеми элементами католической церкви (подобно дискуссии в семейном кругу, а не среди интеллектуалов). 2. Что иерархия более широко и эффективно будет удовлетворять вопросы, связанные с обстоятельствами человека. 3. Что на миссию мирян не будут более смотреть, как на увлечение, подобно, как многие рассматривают игру в гольф. 4. Что священники доверят мирянам вспомогательные обязанности и сделают их "ассистентами" в пастырской работе. "Миссия мирян", по мнению Кеегана до этого времени представляла собой телегу, которую тащат под гору, подталкивая ее со всех сил. Теперь наступил период равноправия. Согласно взглядам Мартина Ворка, многие миряне нуждаются в исполнении следующих крайне необходимых пожеланий: 1. Возможность выражать свои личные мнения и также возможность действий. Они полагают, что декрет о мирянах превратится в Великую католическую хартию мирян. 2. Меньше клерикальных указаний и директив, но больше помощи и духовной информации от своих священников. В прошлом преобладала концепция, что священник является руководителем католических мероприятий в сфере светских вопросов. В настоящее время выражается надежда, что ударение будет поставлено на слово "модератор", т. е. тот, который подытоживает течение дел. 3. Возможность производить влияние на католическое общественное мнение и получать ответы от своих епископов. 4. Повышать и улучшать подготовку тех, которые заняты земными делами. 5. Некоторые миряне и епископы чувствуют нужду, чтобы поручать мирянам больше внутрицерковной работы. Однако кажется, что расходы по мероприятию являются реальной проблемой а одновременно и преградой. С другой стороны, как признает господин Ворк, мы имеем дело с множеством мирян, которые больше ничего не хотят, как только того, чтобы их оставили в стороне. Эти "небокоптители" противостоят всяким серьезным переменам и всякому обновлению. Их полностью удовлетворяет такой образ католической жизни, который сводит роль мирян к повторению услышанных слов, употреблению жевательной резины, и освобождает их от каких-либо переживаний или инициативы. Оппозиция программе обновления исходит также от тех мирян, которые противостоят всяким изменениям, могущим увеличить сферу их самооправдания, а также личной ответственности. Согласно их мнению, их выгодная религия, отличающаяся своей внешней безопасностью в сложившемся современном мире подверглась бы опасности. Другие страшатся, что римский католицизм будет обнажен и приписывают Ватиканскому Собору и его духовному действию уменьшение числа обращенных в католицизм (как это видно на примере Великобритании). "Критицизм" молодых гневных мирян возбуждает оппозицию некоторых членов иерархии. Некоторые епископы пользуются определением "благоразумие" как своего рода щитом, желая ликвидировать все, за исключением самих себя и своих позиций. Создается впечатление, что некоторые члены иерархии опасаются предоставить голос католикам. Эти "молодые люди" могут проявлять недостаток благоразумия, терпения и кротости, а с другой стороны - в высоких кругах иерархии нет недостатка в гордости, грубости, тупоумии в результате злоупотребления властью и неограниченным влиянием. Со стороны католиков-мирян проявляется сильное желание к реформе своей церкви, чтобы оздоровить атмосферу. Миряне требуют признать их роль в церкви.Существуют признаки серьезных противоречий в католической церкви. Особенно выделяется небольшой авангард, состоящий из мужчин и женщин, ожидающих нового дня, когда они будут призваны к исполнению новой роли. И хотя отовсюду этот авангард получает упреки, однако не протестует против запрета на право голоса выражения своих мыслей. Мирянам уже надоело это переливание из пустого в порожнее, прикрытие своего ничтожества властью и проповедование сказок. Они желают удалить всякого рода четки и процессии, желают освободиться от пережитков прошлого и вывести свою церковь из "крепости Тридента", желают ввести ее в общественные, морально реальные черты современности. С другой стороны, нет сомнения, что этому противостоит большое количество католиков-мирян, составляющих пассивную массу, а также сельские приходские ксендзы, для которых некоторые новые тенденции кажутся опасностью. Декрет "Об Апостолате мирян" не отмечает действительного прогресса по отношению того, что уже сказано в конституции "О церкви". Он содержит в себе некоторые прекрасно звучащие постановления о миссии мирян, но эти определения так неконкретны, что они не дают мирянам никакой практической возможности участвовать в работе церкви. Католик-мирянин только в некоторой степени с трудом достигает положения как партнер протестанта. После всего услышанного на Соборе относительно мирян епископы, несомненно, в большей степени будут прислушиваться к их советам и чаще будут преклонять ухо, чтобы выслушать их. В некоторых епархиях уже созданы советы, состоящие из мирян. Однако миряне не станут частью учительской власти Рима и весьма сомнительно, чтобы им передали какое-либо реальное участие в этой власти, которая формирует взгляд церкви. Мирянин Ворк, будучи оптимистом, направляет свой взор в будущность. Согласно его словам, он трудится теперь не для себя, а для своих детей. В действительности, он чувствует, что некоторые фазы прогресса в вопросе мирян будут приносить плод лишь в впоследствии и, возможно, его дети смогут воспользоваться ими. Католическая церковь оказалась в довольно беспокойной ситуации, пытаясь найти более демократическую, положительную роль для мирян в пределах своей абсолютной монархии и даровать народу право голоса. Согласно нашему взгляду, мы не видим, каким образом церковь сможет выйти из этого затруднения, если не признает безусловного "повсеместного священства" верующих, если не обеспечит им непосредственного доступа к благодати Божьей через Иисуса Христа. Пока это не произойдет, мирян будут приглашать к исполнению роли, которая мало отличается от роли, представленной в четырех словах предписания, приправленных иронией: "Верь, молись, слушайся и плати!"
|