Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Экскурс Типология PDF Печать Email

 Итак, исследуя вопрос земного и небесного святилища мы пришли к двум заключениям. Во-первых: на небе существует реальное святилище, небесный храм, чертог, место где реально присутствует Бог. Во-вторых: земное святилище сделано по образцу существующего небесного, но не является его точной копией. Какая же существует взаимосвязь между небесным и земным святилищем? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нам необходимо немного разобраться в такой богословской науке как типология.

Типология - всякий образованный человек легко сможет расшифровать это слово, состоящее из двух греческих слов; по-русски означающих “наука о типах”. Что это значит? Какое отношение к Библии имеет слов “тип”. В словаре русского языка Ожегов дает 5 основных значений этого слова: Ни одно из этих определений не имеет никакого отношения к Библии.

Название этой науки происходит от греческого глагола «тюпоо», что значит «сформировать», «сделать точную копию, отпечаток». Именно в этом смысле,  «отпечаток» или «матрица» используется отглагольное существительное «тюпос» в Новом Завете и в Септуагинте, когда переводит древнееврейское слово «тавнит», о котором уже ранее говорилось.

Однако, Ричард Дэвидсон, исследуя значения слова «тюпос» в Библии приходит к выводу, что есть 5 мест в Новом Завете: 1 Кор. 10:1-13, Рим. 5:12-21, 1 Пет 3:18-22, Евр. 8 и 9, где это слово обозначает не просто «отпечаток» или «матрицу», но указывает нам на особый герменевтический прием, на новый подход к толкованию Библии.

Давайте рассмотрим некоторые из этих отрывков: 1 Кор. 10 гл., 6 ст. Апостол Павел пишет «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». О чем здесь говорит апостол Павел? В предыдущих стихах он вспоминает о странствованиях израильского народа в пустыне после Исхода, вспоминает, в частности , о переходе через Чермное (Красное) море, о манне, которой кормил Бог людей, о скале, из которой Господь дал пить. Под вдохновением Божиим Павел открывает во всех этих событиях нечто новое. Если мы читаем 2 стих, то переход через Чермное море для него ассоциируется с крещением, а скала, из которой Господь извлек воду есть Сам Христос. Вот почему, подводя итог своим рассуждениям, ап. Павел пишет: «это были образы». Здесь он употребляет греческое слово «тюпос», желая убедить новозаветную Церковь в том, что те далекие события не просто достояние истории, но прообраз современных событий. Давайте возьмем другой пример: Послание к Евреям, 8 гл. 4-5 ст. Он пишет: «... священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного». В 9-й  же главе, 9 ст.: апостол Павел называет скинию, Ветхозаветное святилище «образ настоящего времени». Что мы видим в этих главах? Апостол рассказывает о великом служении Иисуса Христа в наши дни, о том, что Он Сам Себя принес в жертву, вознесся на небо и совершает там служение первосвященника в небесном храме. И Павел снова обращается к образам Ветхого Завета. Он вспоминает повеления Божии Моисею, записанные в 25 гл. 40 ст. Исхода. Как и в Новом Завете, так и в греческом переводе книга Исход в LXX, употребляется слово «тюпос». Павел хочет показать, что земное Святилище являлось прообразом Небесного Святилища. А то служение, которое свершалось в нем есть прообраз событий, происходящих в небесном святилище в Новозаветное время.

Эти и другие высказывания ап. Павла и послужили основание современной богословской типологии. Библейская энциклопедия Бейкера определяет эту науку следующим образом: «Типология есть область, или вид библейского толкования в котором элемент, найденный в Ветхом Завете является прообразом элементов в Новом Завете, где первый называется тип, а его исполнение в Новом Завете называется антитип» (от греческого «антитюпос»). Тип и антитип могут быть личностью, предметом или событием. Очень часто тип указывает на Иисуса Христа и в Новом Завете мы можем найти много тому примеров. Так в разговоре с Никодимом Иисус говорит Иоанн 3:14 «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» . Змей о котором говорится в Числах 21:9 является типом Христа. Тоже самое Иисус Христос говорит о себе, уподобляя себя хлебу, а точнее манне, которую ели израильтяне в пустыне. Об этом записано в евангелие от Иоанна 6 гл. Или же ап. Павел, говоря о пасхальном агнце, замечает, что это Христос (1 Кор. 5-7).

В чем же отличается связь между ветхозаветным типом и новозаветным антитипом от аналогии и аллегории? Доктор Дэвидсон в своей диссертации указывает на ряд характерных признаков, базовых элементов присущих типологической связи между образами Ветхого и Нового Заветов.

1.       Исторический элемент. Как тип так и антитип должны быть исторически реальными, будь то люди (Адам, Моисей, Давид и т.д), события (исход, потоп) или прообразные служения и ритуалы.

2.       Пророческий элемент. В ветхозаветном типе должны содержаться элементы, дающие ему пророческую, предсказывающую будущее силу, указывающую на Новозаветное исполнение.

3.       Эсхатологический элемент. Типологиче­ские образы Ветхого Завета не  связаны просто с любыми новозаветными образами, но именно с теми, которые непосредственно относятся к последнему времени.

4.       Христоцентричный, сотериологический элемент. Ветхозаветные типы, не просто первые попавшиеся образы, это именно те образы, которые исполняются личности Христа и в Его спасительной деятельности.

В науке существует два вида типологической взаимосвязи: вертикальная и горизонтальная. Взаимосвязь между земным объектом, описанном в Ветхом Завете и его небесной реальностью, о которой говорится в Новом Завете называется вертикальной типологией, например, взаимосвязь между земным и небесным святилищем.

Горизонтальная же типология устанавливает историческую взаимосвязь между событиями, происходившими в Ветхом Завете и происходящими в Новом Завете или между ритуалами ветхозаветного святилища и событиями после Голгофы. Так, переход Чермного моря, в рассмотренном ранее примере,  является типом новозаветного крещения. Это иллюстрирует горизонтальную типологию.

Вертикальную типологию можно проиллюстриро­вать на следующей схеме (Рис 1). Свет Божьего откровения сначала как луч прожектора попадает на тип, который подобно слайду проецируется на экран. Этот луч как бы направляется вдоль линии времен, пересекая раздел между Ветхим Заветом и Новым Заветом. На рисунке хорошо видно, что этот луч расширяется. Так же бывает и в реальности. Антитип всегда шире типа. Каким бы ни был беспорочен Агнец, он не может быть точной копией Бога, Иисуса Христа, которого от символизирует. Хлеб, при всей его насущности для человеческой жизни не может во всей полноте иллюстрировать природу Божества. Как уже говорилось в предыдущей главе слово «тюпос», означающее «матрицу» характерно тем, что антитип, продукт этой матрицы превосходит ее в том, что осуществляет цель, для которой она была предназначена. Потому, исследуя святилище нам не имеет смысла строить прямые аналогии между каждой доской или покрывалом, используемыми в земной скинии и элементами небесного храма. Небесный храм намного шире своего земного антитипа.

Горизонтальную типологию можно проиллюстрировать несколько иным образом.  На  рис.2 коротким отрезком на линии времени изображено событие ветхозаветного периода или ветхозаветный ритуал. Его освещает свет Божиего откровения, и этот свет преломляясь через призму Голгофского креста отображает больший отрезок на линии временив новозаветный период. Так, событие перехода через Чермное море имеет своим антитипом обряд крещения, практикуемый в христианской церкви. В отличие от события, происходящего единожды в Ветхом Завета, антитип имеет иные, более широкие временные рамки.  Типологический подход будет взят нами за основу исследования святилища и его значения в жизни христианина ХХ века.

Интересно заметить, что большинство типологических исследований делается методом от Антитипа к Типу, от Нового Завета и Ветхому Завету. Например: Иоанн называет Христа «агнцем Божиим, берущим на себя грех мира», Павел называет пасхального агнца Христом. Читая Новый Завет мы можем открыть эти типологические взаимосвязи с Ветхим заветом не прикладывая большого труда. Ричард Дэвидсон прямо заявляет: «Аргументировать следует не от ветхозаветного типа к новозаветному антитипу, а в обратном порядке, то есть от небесного к земному». Данное утверждение верно, если вести речь о вертикальной типологии, о типологии святилища в целом. Об этом мы вели речь выше. Но нас интересует не только типология святилища как конструкции, здания. Нас интересует значение всех тех многочисленных ритуалов, которые были предписаны израильтянам для выполнения, а их типология возможно горизонтальна. Что понимали древние израильтяне, в те далекие времена исполнявшие все те ритуалы? Делали ли они это бездумно? Нет. На примере пасхального ритуала, который мы рассматривали выше, на примере Авраама, приносившего в жертву агнца вместо своего сына, мы видим, что Бог не заставлял свой народ совершать ритуалы, не понимая их смысла. Конечно же, они не могли видеть Голгофского креста и умирающего за грехи человечества Иисуса Христа, но они, хоть и «сквозь тусклое стекло» видели в агнце грядущего Искупителя, Своей смертью дарующего жизнь вечную.

Как мы видим, построение типологических связей от типа к антитипу возможно и необходимо. Если израильтянин не понимает что он делает, значит действительно правы

некоторые богословы утверждая, что Ветхий Завет – это завет дел. Используя этот метод, мы сможем глубже понять значение тех ритуалов, которые когда-то совершались в Ветхом Завете.

Итак, целью нашего дальнейшего исследования будет изучение типологии ритуалов, совершавшихся в ветхозаветном святилище. Для достижения нашей цели необходимо будет воспользоваться методом обратной типологии от Ветхого Завета к Новому. Для того чтобы воспользоваться этим методом нам необходимо будет выбрать три базисные точки, иными словами три объекта Ветхого и Нового Завета, типологически связанные между собой. Этими объектами будут: агнец (или заместительная жертва), святилище и священник. Рассмотрим каждый из этих образов отдельно.

Еще в первой главе, обсуждая историю Авраама мы заметили, что на его примере Господь продемонстрировал для будущих поколений учение заместительной жертве, решающей проблемы греха. Не следует долго останавливаться на том, что жертвоприношения были реальными историческими фактами. Все они указывали на грядущую «Полноценную жертву», которая навсегда решит проблему греха и смерти. Пророк Исаия предсказывая эти события в частности писал:

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Иса. 53:5-7).

Всякому христианину очевидно, что данное пророчество исполнилось в Новом Завете жизни Иисуса Христа, который был исторической личностью. В книге Деяния Апостолов подробно описано как Филипп истолковал это пророчество Эфиопскому вельможе и как тот поняв смысл пророчества Исаии уверовал в Иисуса Христа. Итак, основываясь на изложенном выше нетрудно увидеть, что все четыре базовых типологических элемента: исторический, пророческий, сотериологический, и эсхатологический  присутствуют в типологии заместительная жертва – Христос.

Нетрудно видеть эти четыре элемента и в типологии священник – Христос. Мы не сомневаемся в реальности и историчности ветхозаветного священства. Нам известны пророческие слова Давида, записанные в псалме 109: «клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Слова эти не могли относится ни к Давиду ни к кому-либо другому в то время. Все священники в Храме были только их колени Левия. Но только о Христе сказаны эти слова, записанные апостолом в послании Евреям 5 и 7 главах.

Вопрос типологической связи между земным святилищем и небесным обсуждался нами выше. Мы обсуждали в четвертой главе, как апостол Иоанн видит в книге Откровение небесный реальный храм. Следует лишь добавить о том, что типология святилище земное – святилище небесное имеет и пророческий элемент. Пророк Амос пишет: «Он устроил горние чертоги Свои на небесах и шатер Свой утвердил на земле» (Амос 9:6, пер. с оригинала).  Профессор Калифорнийского университета Давид Фридман в своем комментарии на книгу Амоса пишет:

«В этом стихе пророк хочет показать, что есть два святилища: одно – небесное, созданное Самим Богом…, другое – земное, являющееся отображением небесного. Господь присутствует в обоих по-разному. Данный стих в частности говорит о том, как Господь создал эти два святилища. Небесное построено Им Самим, земное же – по Его повелению на основе плана небесного святилища, под Его руководством».

Cамое главное пророчество о небесном святилище записано в книге пророка Двниила 8:14: «На две тысячи триста вечеров и утр и тогда святилище очистится». Это пророчество будет подробно нами рассмотрено  в следующих гловах.

Итак, опираясь на известные нам базовые типологические цепочки, мы в дальнейшем будем строить типологию храмовых ритуалов.