Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 23 апреля 2024
План постройки Святилища PDF Печать Email

Теперь нам предстоит рассмотреть план постройки Святилища. С первого взгляда это описание может пока­заться несколько скучным, но давайте подробнее вглядимся в некоторые детали – и нас ждут увлекательные открытия.

Если посмотреть на весь текст книги Исход с 25 по 31 главы, в котором содержатся указания Божии относительно постройки святилища, то можно заметить, что эти указания заканчиваются напоминанием о святости субботнего дня. Более того в следующих стихах 25:1, 30:11, 20:17, 30:22, 30:34 и 31:1 повторяется выражение «и сказал Господь».  Подобная последовательность есть в первой главе книги Бытие, где каждый день творения сопровождается такими же словами.

Другой интересный факт можно заметить детально исследуя план постройки здания скинии. Здесь последовательно, текст за текстом здесь описаны Божьи повеления относительно:

1. Исход 25:10–22 – ковчега;

2. Исход 25:23–30 – стола для хлебов предложения;

3. Исход 25:31–39 – светильника;

4. Исход 26:1–6 – покрывал из виссона;

5. Исход 26:7–13 – покрывал из козьей шерсти;

6. Исход 26:14 – покрова из бараньих кож;

7. Исход 15:25-26 – брусьев и подножий;

8. Исход 26:26 - 27 – наружных шестов;

9. Исход 26:28 – внутренних шестов;

10. Исход 26:29 –золотых окладов для брусьев;

11. Исход 26:31-33 – внутренней завесы;

12.Исход 26:36-37– входной завесы;

13. Исход 27:1-8 – медного жертвенника;

14. Исход 27:9-15 – завесы двора;

15. Исход 27:16 –завесы для ворот двора.

Мы видим 15 шагов, 15 деталей в этом описании. Это не означает, что больше ничего, кроме этих, описанных здесь деталей, в конструкции святилища не было. Но тем не ме­нее, здесь – ровно 15 элементов. И это не случайно. Давайте откроем теперь Книгу Бытие, 1 главу и прочитаем о сотво­рении мира. При внимательном чтении вы обнаружите 15 шагов, 15 элементов, сотворенных Богом (свет, твердь, све­тила и т. д. до человека). Сравним наглядно два отрывка:

 

Постройка святилища

творение земли (Быт 1)

1

Исход 25:10-22- ковчег

небо

2

Исход 25:23-30-стол для хлебов предложения

и землю

3

Исход 25:31-40 све­тильник

да будет свет

4

Исход 26:1-6- завесы из виссона

да будет твердь посреди воды,

5

Исход 26:7-13-покры­вала из козьей шерсти

да явится суша.

6

Исход 26:14-покров из бараньих кож

да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя

7

Исход 15:25-брусья и подножья

дерево плодовитое

8

Исход 26:26-27-наруж­ные шесты

светило большее, для управления днем

9

Исход 26:28-внутренние шесты

и светило меньшее,

10

Исход 26:29-30-золотые оклады для брусьев

да произведет вода пре­смыкающихся, душу живую;

11

Исход 26:31-35-завеса внутренняя

И сотворил Бог рыб больших

12

Исход 26:36-37-завеса входа в скинию

скотов,

13

Исход 27:1-8-медный жертвенник

Гадов

14

Исход 27:9-15-завеса двора

зверей земных

15

Исход 27:16-19-завеса для ворот двора.

сотворим человека

 

Случайное совпадение? Отнюдь! Современному чита­телю, быть может, трудно уловить эту параллельную струк­туру текста. Однако для семитского мышления она была совершенно очевидна и со всей определенностью свиде­тельствовала о том, что возведение святилища – это вопло­щение Божьего замысла, точно также, как создание мира – дело Его рук.

В этой связи не случайно отсутствие визуального плана святилища. Мы находим подробные указания относительно технологии процесса, но нигде не упоминается о чертеже. Исследователям Ветхого Завета трудно воссоздать макет скинии с полной уверенностью в его соответствии ориги­налу. В истории сотворения мы также видим последова­тельность действий Творца, но не находим описанного плана. Это остается тайной.

Кроме того, устройство скинии не только напоминало  о сотворении, но и указывало на будущую обновленную землю.

Подобно тому, как Эдемский сад был расположен на востоке, вход во святилище также находится на востоке. Адам и его семья приносили свои первые жертвы к вратам Эдемского сада. Теперь вратами Эдема стал вход в скинию  собрания. Попадая сюда, человек как бы соприкасался с бу­дущей Новой Землей. В бескрайней выжженной солнцем пустыне взор израильтянина обращался к сверкающей вели­колепием скинии, украшенной яркими и искусными изо­бражениями всевозможных растений. Кисти винограда, гранаты, пальмы, обилие золота и драгоценных камней, ха­рактерно для языческого святилища – все это создавало особое настроение, навевало воспоминания об утраченном рае и направляло души странников пустыни к земле иной, земле сотворенной вновь.

Впоследствии, когда Соломон воздвиг храм Господу, он украсил его небывалым великолепием и пышностью. В его храме было еще больше изображений растений, хотя ковчег, светильник и другие ритуальные предметы остава­лись прежними.  Убранство Соломонова храма опять и снова напоминает Эдемский сад, вызывая не только нос­тальгию по утраченному, но и надежду на возвращение Божьего Царства во всей его славе и красоте.

Эта мысль становится еще более очевидной, когда мы об­ращаемся к видению пророка Иезекииля, в котором ему был показан некий, как бы идеальный храм. 

«Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из–под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из–под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к вос­току; и вот, вода течет по правую сторону. Ко­гда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. И еще отме­рил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через кото­рый я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: `видел, сын человеческий?' и повел меня обратно к бе­регу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоро­выми. И всякое живущее существо, пресмы­кающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все бу­дет живо там. И будут стоять подле него рыбо­ловы от Ен–Гадди до Эглаима, будут закиды­вать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Бо­лота его и лужи его, которые не сделаются здо­ровыми, будут оставлены для соли. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: ли­стья их не будут увядать, и плоды на них не бу­дут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святи­лища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание». Иез. 47:1–12.

В этом видении раскрывается великий Божий замысел: вернуть людям Едемский сад. Обратите внимание, на­сколько тесно Новая Земля связана с идеей искупления, идеей святилища: вода, символ вечной жизни, истекает из святилища.

Итак, мы можем проследить:

q  элементы структурного сходства (15 шагов при сотво­рении мира и постройке святилища);

q  внутренне убранство и декорации;

q  возрастающее великолепие от скинии – к храму Соло­мона – и до храма Иезекииля;

q  неизменный вход на востоке;

q  наконец, явное Божье присутствие как в Едеме так и в скинии, в храме Соломона и в видении Иезекииля;

все это раскрывает перед нами эсхатологическое значение скинии и храма, все это напоминало о прошлом и указывало на будущее. Ничто, ни одна деталь в плане спасения не слу­чайны. От начала мира и до конца его истории Божий про­мысел остается неизменным и очевидным для исполняющих Его волю.