Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Главная Исследование Ветхого Завета Евангелие в ВЗ Святилеще Экскурс: Небесное Святилище в Ветхом Завете
Экскурс: Небесное Святилище в Ветхом Завете PDF Печать Email
   Как было отмечено выше, Новый Завет вполне определенно говорит о существовании Святилища на небе. Мы также упоминали о том, что слово «тавнит» означает образец, модель чего–то реально существующего. Интересно, что в Септуагинте данное слово всегда переводится как «тюпос», что буквально означает «матрица», «отливочная форма». Исследователь Ричард Дэвидсон так описывает значение этого слова:

«Отливочная форма включает пять основных пространственных и линейных динамических особенностей, а именно:

1.       обладает конкретной реальностью;

2.       сформирована по образцу некоего прототипа, существовавшего прежде;

3.       функционирует как матрица для придания соответствующей формы конечному продукту;

4.       конечный продукт всегда совпадает очертаниями, контурами этой изначальной формы;

5.       антитип, однако превосходит конечный продукт в том, что осуществляет цель, для которой он предназначен.

Как же представляли себе израильтяне эту незримую реальность? Знали ли они вообще о существовании Небесного Святилища? Для ответа обратимся сначала к древней ближне­восточной культуре. Рассматривая этот вопрос, мы не можем пренебречь сведениями о культуре народов, среди которых  существовали израильтяне.

В представлении народов Древнего Востока жилище божества всегда ассоциировалось с высокой горой, связы­вающей небо и землю. Храм располагался на самой высокой горе. У многих народов храмовая гора называлась «горой Севера». Там находились «врата небес». Писатели Библии также использовали это выражение – «гора Севера», го­воря о ней как о месте пребывания Бога Яхве. Посмот­рите, например, Книге пророка Исаии, 14:13–14 стихи. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе собрания, на краю севера». (Перевод с ориги­нала). И параллельно этому 14 стих: «Взойду на высоты облачные...» «Гора Севера» находится на «высотах облач­ных». Там обитает Бог. Подобное описание находим и в псалме 47:2–4. «Велик Господь, всехвален во граде Бога нашего на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион. Она далеко на Севере. Там город великого Царя»(буквальный перевод). И далее: «Взойду на высоты облачные…» «Гора Севера» находится на «высотах облачных». Там обитает Бог.  Ветхий Завет свидетельствует, что израильский народ вполне ясно представлял, что Бог обитает не где–то абстрактно в небе, но имеет конкретное жилище, или град (стих 4).

Исследуя ближневосточные храмы  и сравнивая их с Иерусалимским храмом, можно заметить ряд интересных особенностей. Языческий храм всегда состоял из двух этажей, и второй этаж опирался на колоны. Этот этаж был недоступен для простых смертных, ибо символизиро­вал Небо – жилище богов. Зная это, можно представить, сколь страшной была катастрофа, описанная в книге Су­дей (16 глава), когда Самсон сдвинул колонны в храме Да­гона и обрушился второй этаж. Смертельный ужас охва­тил филистимлян, когда они узрели «небеса», низвергаю­щиеся на них.

В храме Соломона также находились две высокие ко­лонны: «Яхин» и «Вооз». Отличие этих колонн от колонн в языческих храмах заключается в том, что  они ничего со­бою не поддерживали, а были направлены ввысь, в небо, как бы говоря всему языческому миру, что Бог Яхве не нужда­ется в земном жилище, ибо Его жилище реально нахо­дится на небе.

В Ветхом Завете немало текстов, подтверждающих существование Небесного Храма и Святилища. Например, Псалом 67:35–36 (буквальный перевод). Здесь мы видим кульминационный параллелизм:

«Воздайте славу Богу!

Жилище Его – над Израилем,

И могущество Его – на облаках».

И как вывод из этой кульминации следует: "Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем".

Или, один из наиболее ярких текстов - Псалом 17:7. Этот же псалом записан во 2 Царств 22 главе: «В тесноте моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его». Из какого чертога слышит Господь голос Давида? Уста­ревшее слово «чертог», по-еврейски «гехаль», переводится как «храм».  Это слово заимствовано из шумерского языка, и во всех семитских языках переводится как «храм верхов­ного божества». Где же находится этот Храм, из кото­рого отвечает Бог? 10 стих определенно говорит нам, что этот Храм находится на небе.

Кто–то может заметить: «Все доказательства ос­нованы на Псалмах? Ведь это поэзия, образный язык». И отчасти будет прав. Но лишь отчасти, поскольку поэзия европейская существенно отличается от поэзии семит­ской. Для Ближнего Востока характерна поэзия мудрости, когда самые важные истины выражаются в поэтической форме. Так, например, апостолы Иисуса Христа для дока­зательства Его мессианства и божественности также исключительно тексты из Псалмов. (См. Деян., 2 или Евр., 1).

Итак, мы видим, что народ Божий издревле имел представление о Храме, Святилище небесном. А потому в глазах народа Божьего скиния, а после и храм вызывали две очень важные ассоциации. Во-первых храм олицетворял утраченный Эдем, во-вторых был моделью небесного чертога, где обитал Всевышний. Интересно что Новый Завет показывает как в конце времени оба эти образа сольются во едино. Описывая Новый Иерусалим Апостол Иоанн замечает следующее: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его…» (Откр 21:22). Когда человечеству будет возвращен утраченный рай сам Господь будет обитать на земле с людьми.