Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
4. ОСНОВЫ ЛИЧНОГО СПАСЕНИЯ PDF Печать Email

 

Многие из нас обращают свои взоры ко Христу, но, считая себя недостойными, многие не решаются всецело на Него положиться. Мы считаем, что сначала надо изжить плохие привычки, стать более добродетельными, и только потом мы получим моральное право называть себя христианами.

Такая установка мешает многим из нас принять и пережить преобразующую силу божественной благодати. Мы не понимаем,что спасение даровано именно грешникам. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные", - сказал Спаситель мира и далее добавил: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" \Мк. 2:17\.

"Приходящего ко Мне не изгоню вон", - заверяет Он нас \Ин.6:37\.

И действительно, Бог ничего не может сделать для того, кто считает, что он вполне достоин называться христианином. Спасение - дело божественной благодати, а не человеческих заслуг. "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар" \Еф. 2:8\.

Благодать выражается в любви и милосердии Бога по отношению к недостойному человеку, а также в той силе, которой Он спасает нас от наших грехов. Бог любит грешника и заботится о нем не по причине его добродетельныз поступков, а только потому, что тот удалился от Него и впал в рабство греха.

Противопоставляя молитву кающегося и угнетенного своими грехами мытаря \"Боже! Будь милостив ко мне грешнику"\ молитве фарисея, исполненного сознания своей праведности \"Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди"\, Иисус сказал о первом: "Сказываю вам, ято сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот" \Лк.18:10-14\.

Постижение основ личного спасения начинается с того момента, когда мы осознаем, что по сути дела в нас нет ничего доброго. Человек был сотворен по образу Бога \Быт.1:26\, однако впоследствии этот образ был искажен и помрачен. "Все согрешили и лишены славы Божией",- говорит апостол \Рим.3:23\. По природе своей мы тяготеем ко греху и бунту против Бога и праведности.

Как Ветхий, так и Новый Завет красноречиво свидетельствуют об отчуждении человека от Бога. "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его" \Иер.17:9\. "Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" \Рим.8:7\.

Иногда кажется, что наше воспитание, культура, а также социальные условия, в которых мы живем, как-то нейтрализуют факт этой отчужденности, однако с точки зрения Бога это всегда лишь слабый налет благоприличия, посредством которого мы стремимся приукрасить нашу порочную сущность.

Человек, следующий нравственным правилам и исполненный сознания собственного благочестия, может возгордиться, и его сердце не обретет подлинного мира. Таким был богатый фарисей Никодим, духовная жизнь которого, проникнутая законничеством и самодовольством, была до основания потрясена Христом.

Заглянув в душу этого богатого и образованного раввина, Христос открыл ему величайшую, чудесную тайну христианства: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" \Ин.3:5\.

Касаясь нравственной природы человека, апостол Павел характеризует ее следующим образом:

"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" \Рим. 7:22-24\.

На этот крик, исходящий из глубины сердца, апостол отвечает в следующем стихе: "Благодарю Бога Иисусом Христом, Господом нашим" \Рим.7:25\.

Однако до тех пор, пока Святой Дух не посетит наше сердце, мы не можем покаянно осознавать свою греховность и наше спасение в Иисусе Христе \Ин.16:7-11\. Апостол Павел отмечает, что именно "благость Божия ведет...к покаянию" \Рим.2:4\. Тесто без закваски не может подняться, и для того, чтобы наша жизнь преобразилась, благодать Божия, подобно закваске в тесте, должна пропитать эту жизнь. Подобно тому как леопард не может переменить пятна свои, мы не можем сами изменить нашу своенравную природу \Иер.13:23\.

А теперь спросим, каким образом Бог делает из грешника новую тварь? Как он получает возможность видеть Бога?

Изменение нравственной природы грешника столь всеобьемлюще, что Христос говорит о нем как о рождении свыше и о новой жизни. "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" \Ин.3:3\. "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе,- говорит Иисус Никодиму, - должно вам родиться свыше. Дух дышет, где хочет, иголос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" \Ин.3:7-8\.

Когда мы предадимся Христу, Он по характеру и образу жизни уподобит нас Себе, и грешники станут гражданами Его Царствия.

Рождение свыше - тайна божественной благодати, однако Бог наметил для нас те простые шаги, которые мы должны предпртнять, если желаем содействовать Его плану.

"Покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши",- советует нам апостол Петр \Деян.3:19\. Покаяние предполагает скорбь о совершенных нами грехах и отвращение от них. Оно предполагает принципиальное изменение в состоянии ума, которое естественным образом приводит к желанию жить по-другому \ на это указывает и греческое слово metanoia, означающее покаяние\. Следовательно, подлинное покаяние приводит нас к подлинному обращению, еогда мы оставляем нашу прежнюю греховную жизнь, дабы во Христе идти по новому пути.

Искренне раскаиваясь в своих грехах, мы приходим ко Христу, и в то же время Святой Дух влечет нас к признанию и исповеданию собственной вины. Если мы продолжаем заносчиво оправдывать свое своеволие и отрицать присушие нам слабости, ни о каком искуплении не может быть и речи. "Признай только вину свою, ибо ты отступила от Господа, Бога твоего", - призывает пророк \Иер.3:13\. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован", - вторит ему автор Книги Притчей \Притч.28:13\.

Исповедуя свою вину и признавая перед Христом совершенные нами грехи, мы предстаем перед одним из самых вдохновляющих библейских обетований:

"Если исповндуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи \наши\ и очистит нас от всякой неправды" \1 ИН.1:9\.

Небесный престол остается верен этому радостному для нас обетованию.

Если мы приходим к Иисусу, раскаиваясь в совершенных грехах, сожалея о них и признавая свою вину, если мы с готовностью принимаем Христа как нашего Спасителя и Господа, Бог прощает нас и очищает от всех наших прегрешений. "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю", - гласит небесная истина \Ис.1:18\.

Не надо ожидать какого-то эмоционального всплеска как доказательства того, что Бог принял нас, ибо именно здесь многих так называемых христиан ожидает жестокое разочарование. Приняв Христа как своего личного Спасителя, они настраиваются на какие-то потрясающие переживания, однако их может и не быть. Бог призывал нас к тому, чтобы в своем обращении мы следовали нашему принципиальному решению, а не эмоциональному порыву. Он призывает нас жить верой в Него, а не нашими чувствами. Верить же значит просто доверять Богу и Его слову.

Уверовавший говорит в сердце своем: "Обетования, которые я получил, истинны. Я принял Его условия, и Он простил меня. Я верю в это, однако не потому, что я что-то чувствую, а просто потому, чтомой небесный Отец мне это обещал". " Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам",- говорит Иисус \Мк.11:24\.

Итак, что же происходит, когда мы приходим ко Христу и, признавая свои грехи и раскаиваясь в них, принимаем Его как своего личного Спасителя и Господа? В Писаниях сказано, что мы получаем "оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" \Рим.3:24\.

В библейском смысле "оправдание" означает, что Бог признает человека праведным, не вменяя ему вины пред Собой. Данное слово несет в себе определенный юридический оттенок \см.Втор.25:1\, и потому уместно спросить, на каком основании Бог вменяет нам праведность? Когда при содействии Святого Духа мы начинаем верить в Хрисиа как нашего Спасителя и предаемся Его власти, Бог совершает в отношении нас три чудесных действия.

1. Он свободно прощает нам наши прошлые грехи. Теперь это возможно благодаря тому, что Христос умер за нас на кресте \1Кор.15:3; Еф.5:2\.

2. Он вменяет нам праведность Своего Сына. Теперь это возможно благодаря безгрешной жизни Христа \Рим.4:3-6; 2Кор.5:21; 1 Кор.1:30\. Вместо наших несовершенств вы как бы наделяемся Его совершенным характером, вместо наших слабостей - Его совершенным послушанием.

"Праведность - это послушание закону. закон требует праведности, и грешник должен дать ее закону, однако не может сделать этого. Единственный путь обретения праведности - через веру. Верою он представляет Богу заслуги Христа, и Господь вменяет грешнику послушание Своего Сына. Вместо несовершенств, присущих человеку, Он видит в нем праведность Христа и, принимая, прощая и оправдывая кающуюсяи уверовавшую душу, воспринимает грешника как праведника, любя его как Своего Сына. И таким образом вера вменяется в праведность".\13\

3. Он усыновляет нас. Как кающиеся грешники, прощенные во Христе и обретшие в Нем праведность, мы становимся близкими Богу как Его сыновья и дочери и поэтому наделяемся всеми благами нашего положения. "А тем, которые приняли Его \Христа\, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" \Ин.1:12; см.также Рим.8:14-17\.

Прощенные и очищенные свободным даром Христовой праведности, мы покаянно предстаем пред Богом. Не найдя в нас вины, Он милосердно оправдывает нас, принимая как праведников.

"Он прожил безгрешную жизнь. Он умер за нас и теперь берет на Себя наши грехи и отдает нам Свою праведность. Если вы предадитесь Ему и примите Его как своего Спасителя, Бог ради Него примет вас как праведников, несмотря на всю греховность вашей жизни. Ваш характер уступит место характеру Христа, и вы предстанете пред Богом так, как будто никогда не грешили".14

Стремясь привести нас к рождению свыше и к жизни в Иисусе Христе Святой Дух обращается к Слову Божи, к Святым Писаниям. Апостол Петр говорит, что уверовавшие во Христа возрождены "не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век" \1 Пет. 1:23\.

Однако пребывая во Христе, будучи оправданными перед Богом и пережив усыновление, мы тем не менее не освобождаемся от необходимости духовного возрастания. Прошлое прощено, однако Бог желает восстановить в человеке образ, искаженный грехом. Слово Божие, при содействии Святого Духа приведшее грешника к рождению свыше, остается средством, с помощью которого в каждом христианине созидается характер, подобный характеру Христа.

"Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа", - призывает апостол \2 Пет.3:18\, указывая на нашу духовную пищу, Святые Писания, "которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества" \2 Пет.1:4\.

"Но кроме того, Христос преображает сердце. Он пребывает в нем верою. Верою и постоянным преданием вашей воли во власть Христа вы должны поддерживать с Ним эту связь, и пока вы будете делать это, Он будет направлять ваши желания и поступки сообразно собственному благоволению.И посему вы сможете сказать: "А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" \Гал. 2:20\. ... И тогда с помощью Христа, совершающего в вас Свою работу, вы сможете засвидетельствовать в себе тот же самый дуз и совершить те же добрые дела - дела праведности и послушания.

В нас нет ничего, достойного похвалы. Нам не за что превозносить себя. Наше единственное основание для надежды сокрыто в праведности Христа, вмененной нам, а также в той праведности, которую в нас и через нас претворяет Его Дух."\15\

Апостол Павел так описывает чудесное преображение характера, которое происходит с теми, кто каждый день пребывает во Христе: "Мы же все, открытым лицом, как взеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа"\2Кор. 3:18\.

Когда мы смотрим в зеркало, мы видим только себя, только свое собственное отражение. Однако апостол не говорит о зеркале в буквальном смысле. Речь идет о зеркале Писаний. Исследуя Святые Писания, мы усматриваем в них один величественный лик - лик Иисуса Христа, Сына живого Бога. Постоянно созерцая красоту Его характера, мы сами уподобляемся Ему.

"И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" \Откр.22:17\ \ в данном случае "невеста" - это Святой Город и слава вечного мира, см.Откр.21:9-10\.

Уверенность

Когда человек становится христианином, когда он на всю жизнь соединяется со Христом, его ум обретает покой, а сердце - радость, ибо люди и были созданы для того, чтобы наслаждаться общением со своим Творцом. "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" \Мф.11:28-30\.

Предание себя Христу делает жизнь уельной и значительно упрощает ее проблемы.

"Отдавая все свои силы Богу, мы в значительной мере облегчаем жизненные трудности. Этот шаг ослабляет и упраздняет множество борений со страстями нашей природы".\16\

Укрываясь от бурь во Христе, незыблемой скале нашего спасения, мы обретаем уверенность и перестаем носиться по волнам жизненных неурядиц. Чувствуя приближение гроз и бурь, христиане могут сказать вместе с апостолом: "Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" \2Тим.1:12\.

Опыт христианина - это всеобьемлющий опыт новой жизни \ср. 2 Кор.5:17\. Мир с Богом \ см. Рим.5:1\ рождает преизбыток новой жизни во Христе. "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком", -говорит Иисус \Ин.10:10\.

Жизнь во Христе освобождает от чувства вины и угрызений совести. "Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои" \МФ.9:2; ср.Ис.1:18; 1Ин.1:9; Притч.28:13\.

Жизнь во Христе освобождает от тирании греха. "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" \Рим.8:1-2\.

Жизнь во Христе освобождает от страха смерти \ср.Евр.2:14-15\. Отныне христианин обретает благословенную уверенность в вечной жизни как реальности, явленной во Христе. "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь аечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную" \1Ин.5:11-13\. Засыпая смертным сном, христианин знает, что Господь пробудит его в день воскресения \Ин.6:39-40\.

Жизнь во Христе освобождает от мелочных забот и страха перед нуждой. "Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом", - заверил апостол Павел своих друзей \Флп.4:19\. Тот, по чьей воле плодоносит земля и изобилуют поля и леса, сказал:

"Не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или "что пить?" или "во что одеться?" Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" \Мф.6:31-33\.

Не вызывает особого удивления, что апостол Павел "рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" \1 Кор.2:2\. Христианин видит, что в лице умирающего Сына Бог заключает заблудшее человечество в крестные обьятия и возвращает его к себе." Ты безмерно ценен для Бога",- говорит крест каждому грешнику. В определенном смысле можно сказать, что Бог видит в людях не их реальную греховность, а то, какими они могут стать, доверившись Христу. Для Бога ценен каждый, и возможность обретения благодати открыта и для одержимой дьяволом Марии Магдалины, и для всеми презираемого мытаря Закхея, и для безымянного разбойника, и для блудницы. В глазах Божиих нет человека пустого и никчемного. Кающийся грешник обретает во Христе подлинную уверенность. Его жизнь "сокрыта со Христом в Боге" \Кол.3:3\. Конечно, жизненные трудности могут омрачить путь христианина, на какое-то время его могут обступить скорби и печали,однако, если он действительно предался Христу, ничего не может ему повредить. Он доверяет своему Отцу, зная, что " любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" \Рим.8:28\.

Доживет ли он до Второго пришествия Христа или ему будет суждено забыться смертным сном - в любом случае вместе с ним непреложное обетование его Спасителя, сказавшего такие слова:

"Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего" \Ин.10:27-29\.

Для христианина небесная жизнь начинается здесь, на земле. Писания характеризуют ее как "общение" с Богом как "хождение" с Отцом и Сыном. "О том, что мы видели и слышали, - писал апостол Иоанн, - возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение - с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом... Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" \1Кор.1:3,7\. Апостол Павел образно описывает новое состояние уверовавшего, говоря о нем так: "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" \Еф.2:19\.