Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
5. ПРЕОБРАЖАЮЩИЙ ЖИЗНЬ PDF Печать Email

 

Ранее в этой статье мы говорили о том, какую роль играет Святой Дух в деле обращения грешника. Теперь нам педстоит исследовать эту чудесную тайну более подробно.

Святой Дух - великий Преобразователь нашей жизни. Для того, чтобы грешники смогли обрести спасительную связь со Христом, его служение абсолютно необходимо. В этом отношении апостол Павел недвусмысленно утверждает, что "никто не может назвать Иисусв Господом, как только Духом Святым" \1Кор.12:3\.

Лаконичное высказывание апостола естественным образом возвращает нас к трагическому событию, совершившемуся в раю, - к грехопадению наших прародителей.

Обманутые, однако продолжающие настаивать на своем решении, Адам и Ева выбрали непослушание воле Бога и тем самым ступили на путь неповиновения. Этот выбор извратил их природу. Ставя свою волю выше воли Божией, они вознамерились обрести независимость, в своем решении следуя Люциферу и его ангелам.

"Преступив божественный закон, человек извратил свою природу и вместо того, чтобы противоборствовать сатане, обрел с ним единство. Между грешным человеком и иворцом греха не бывает вражды, и это вполне естественно. И тот, и другой, совершив отступничество, исполнились зла. Отступнику нет покоя, ибо он, подстрекая других следовать своему примеру, стремится достичь сочувствия и поддержки".\17\

Если бы Бог не вмешался в развитие событий, природа человека осталась бы навеки извращенной и ему пришлось бы разделить участь падших ангелов. Однако Бог не остался в стороне. Сатане \которого символизировал змей\ Он сказал: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее" \Быт.3:15\.

Поясняя это божественное решение, Елена Уайт пишет:

"Благодать, которую Христос вселяет в душу человека, порождает в нем вражду к сатане. Без этой спасительной благодати и обновляющий силы человек продолжал бы оставаться пленником сатаны, рабом ,готовым всегда выполнить его повеление. Однако новое начало, утвердившееся в душе человека, рождает борьбу там, где прежде был мир".\18\

В данном контексте слово "благодать" обозначает чудесную работу Святого Духа в умонастроении грешника С самого первого момента, когда Он окружает человека Своей заботой и пробуждает в нем осознание самой главной потребности, и до того часа, когда тот передается во власть Христа, Святой Дух действует творчески. "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и рбновления Святым Духом" \Тит.3:5\.

Сообщение благодати посредством Святого Духа - неисповедимая тайна. "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе, - говорит Иисус Никодиму, - должно вам родиться свыше. Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" \Ин.3:7-8\.

Обращение вполне реально; онем свидетельствуют изменения в установках и поступках человека, однако "обращения не похожи друг на друга".\19\

"Хотя мы и не можем видеть Духа Божия, мы знаем, что те, кто омертвел в своих прегрешениях и поступках, под Его воздействием переживают покаяние и обрашение. Беспечные и своенравные становятся серьезными. Жестокосердные раскаиваются в своих грехах, те, кто не верил, обретают веру. Картежники, пьяницы, развратники становятся уравновешенными, трезвыми и чистыми. Своевольные и упрямые обретают кротость и уподобляются Христу. Когда мы видим, что в характере человека происходят такие перемены, мы можем быть уверены, что преображающая сила Божия изменила его целиком. Да, мы не видели Святого Духа, но мы воочию видели Его работу, глядя, как меняется характер тех, кто еще вчера был черствым и закоренелым грешником. Как ветер всею своею силой проносится над горделиво возвышающимися деревьями и гнет их к земле, так и Дух Святой воздействует на сердца человеческие, и смертному не дано постичь дело Божие".\20\

Хотя каждое обращение своеобразно \некоторые протекают довольно сильно, с явными признаками присутствия благодати, другие совершаются более спокойно\, в каждом из них тем не менее есть некоторые общие моменты.

1. Любовь к Богу и человеку. Эта добродетель не присуща природе человека. "Плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" \Рим.8:7\. Любовь к Богу и человеку вселяется в нас Святым Духом. В Послании к галатам апостол говорит о любви как о плоде Духа \Гал.5:22\.

2. Покаяние пред Богом. Это умонастроение тоже предстает как Божий Дар. "Его \Христа\ возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов" \Деян.5:31; ср.Деян.11:18; 2Тим.2:25\. Иисус содействует обретению дара покаяния через те действия, которые производит в грешниках Святой Дух. Как только грешник, просветляемый Святым Духом, постигнет благость Божию, в нем утвердится готовность к покаянию \ср.Рим.2:4\.

Ранее мы отметили, что греческое слово metanoia, которое переводится как "покаяние" означает изменение состояния ума. Под воздействием утверждающей и преобразующей силы Святого Духа грешник начинает по-другому воспринимать Бога, себя самого и других людей \ср.Ин.16:8\. Покаяние возможно только тогда, когда Дух наделяет нас таким даром.

3. Спасительная вера в Бога. Как и любовь, это состояние является плодом или даром Духа \Гал.5:22\. Святой дух действует посредством богодухновенных Писаний. "Постоянно любите друг друга от чистого сердца, - пишет апостол Петр, - как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век" \1 Пет.1:23\. По мере того как мы исследуем Писания и сосредотачиваем свое внимание на Христе, Спасителе мира, Святой Дух рождает в нас веру. "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" \Рим.10:17\. Взирая на Спасителя, мы начинаем любить Его \1Ин.4:19\. Любовь приводит к вере, то есть к убежденности, доверию и преданности. Дар веры рождается из дара любви, вера действует любовью \Гал.5:6\.

4.Освобождающая сила. "Всякий, делающий грех, есть раб греха", - сказал Иисус \Ин.8:34\. В нас есть естественная склонность ко греху, и наши плотские устремления удерживают нас в сетях нашей греховности. Только благотворная сила Святого Духа может освободить человека и разбить оковы греховных страстей и пагубных привычек. "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу", - возвещает апостол. "Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" \Рим.8:1-2\. "Дух жизни" в данном случае означает Дух, который дает жизнь. Когда сила Святого Духа, дарующая жизнь, становится законом или основополагающим принципом жизни, она приносит свободу и избавляет от господства ветхой плотской природы. Никакой уровень культуры, образования или самодисциплины не сможет воскресить к новой жизни грешника, омертвевшего в своем грехе \ср. Еф.2:1-10\. Рождение свыше - дар и свершение Святого Духа.

5. Запечатление Духом. Согласно апостолу Павлу это свершение предваряется несколькими моментами: "В Нем \Христе\ и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом" \Еф.1:13\.

В древности печати использовались для того, чтобы зафиксировать достоверность какого-либо документа или подтвердить его содержание. Кроме того с их помощью устанавливалось и удостоверялось право собственности. Быть запечатленным Святым Духом означает, что Бог определяет нас как своих детей. "Но твердое основание Божие стоит, имея пнчать сию: "познал Господь Своих" \2Тим.2:19\.

В Послании к римлянам апостол по-другому освещает эту тему: "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" \Рим.8:14-16\. Именно Святой Дух вселяют в кающегося грешника уверенность в том, что отныне он усыновлен Богом, истинно запечатлен и отмечен как "свой" Господу, которого ткперь может с почтением, но в то же время с сыновьей теплотой называть "Отче".

6. Храм Святого Духа. Святой Дух влечет грешника к Богу, однако с того момента, как он предается Христу, Дух начинает жить в нем. "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" \1 Кор.6:19\.

7. Дух и молитва. Когда Иисус был на земле, ученики просили Его: "Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих" \Лк.11:1\. Наставление в правильной молитве тоже является одним из служений Святого Духа.

"Также и дух подкрепляет \нас\ в немощах, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией" \Рим.8:26-27\.

Это не означает, что Дух молится незевисимо от самого молящегося, который в молитве стремится усмотреть незримого Бога. Чудесным образом Дух воздействует на него так, что он начинает молиться правильно. Говоря об этом действии Святого Духа, Елена Уайт опять обращается к образному языку.

"Христос, наш Посредник, а также Святой Дух постоянно ходатайствует за человека, однако Дух делает это не так, как Христос, дающий Свою кровь, пролитую от основания мира. Дух воздействует на наши сердца, заставляя нас молиться и приносить покаяние, возносить хвалу и благодарение. Благодарность, исходящая из наших уст, рождается вследствии того, что Дух, трогая струны нашей души, пробуждает в ней святые воспоминания и заставляет звучать музыку сердца".\21\

8. Божественный элемент духовного возрастания. Духовная жизнь \рождение свыше\ начинается благодаря служению Святого Духа, однако и возрастание во Христе происходит благодаря Его непрекращающемуся водительству. Уверовавший не может жить плодотворной духовной жизнью без помощи Духа. В этом отношении слова апостола довольно резки и однозначны: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" \Рим.8:9\. Только Божия благодать может совладать с нашей естественной склонностью ко греху и заставить нас произрастить святой плод духовного делания \Гал.5:22-23\. "Если вы живете по плоти, то умрете", - утверждает апостол, однако далее говорит: "Если духом умервщляете дела плотские, то живы будете" \Рим.8:13\. Тот же самый Дух, который вначале разрушил оковы греха и освободил нас от него, будет содействовать нам в утверждении нашей свободы и в конце концов исполнит Свою задачу, избавив нас от греховного рабства ко Второму пришествию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа \Рим. 8:11, 19-23\.