Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 28 апреля 2024
Память PDF Печать Email

Память — это способность головного мозга восприни­мать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить их.

Без всех этих составных частей еди­ного психического процесса — восприятия информации, запечатления, хранения и воспроизведения ее — памяти быть не может.

В процессе обучения человека, как известно, основ­ную роль играет память, которая, по словам «отца рус­ской физиологии» И.М. Сеченова, является «краеуголь­ным камнем психического развития». И.М. Сеченову при­надлежит и другое меткое выражение, имеющее прямое отношение к теме: «Учение о коренных условиях памя­ти есть учение о силе сплачивающей, склеивающей вся­кое предыдущее со всяким последующим». Таким обра­зом, деятельность памяти охватывает собой все психи­ческие рефлексы.

В дальнейшем многие ученые — ИЛ. Павлов, АА.. Ухтомский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко отводили памяти ведущую роль в развитии личности и считали ее базой психики.

По своей природе память многообразна:

· осознаваемая, неосознаваемая

· кратковременная, долговременная,

· эмо­циональная,

· зрительная,

· слуховая,

· словесно-логическая,

· двигательная.

У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зри­тельная форма памяти, у музыкантов — слуховая, у спорт­сменов — двигательная, у философов, политиков, дипло­матов — словесно-логическая.

История знает немало людей, обладавших феноменаль­ной памятью. Приведем несколько примеров. Историки ут­верждают, что персидский царь Кир, Александр Македон­ский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого полководца превы­шало 30 тыс. человек. Такими же способностями обладал и афинский полководец Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20 тыс. жителей греческой столицы.

Академик А.Ф. Иоффе помнил всю таблицу логарифмов, которой пользуются в школе (таблицы Брадиса). Трудно представить, что эти таблицы можно запомнить!

Современник А.Ф. Иоффе — академик C. Чаплыгин мог выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому случайно он звонил лет пять |назад, всего один раз.

Все эти примеры наглядно дем6нстрируют большие возможности памяти.

Как утверждает академик Н.П. Дубинин, мозг человека состоит из 14 млрд нервных клеток. Представьте теперь, что каждая из них обладает 5 тыс. связей с другими клетками. Все это создает поистине безграничный потенциал возможностей. Можно сказать, что любой человек в течение своей жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предоставляет его мозг.

Одну миллиардную долю возможностей использует и ге­ниальный и обыкновенный человек.

Поэтому можно пред­положить, что отличие между ними качественное.

И не случайно считается, что талант — это умение попасть в точку, которую все видят, но попасть не могут. Гений же — это умение попасть в ту точку, которую видит только он. Это уже совсем иной уровень интеллектуального качества.

Американский математик и физик Джон фон Нейман сделал расчеты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации.

Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов книг. Можно уверенно заключить: никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того, что ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.

Память является важнейшей познавательной функцией и может быть подвергнута тренировке как любая функция. На человека, оказывают воздействие три фактора: физический, эмоциональный и интеллектуальный.

Деление это является условным, так как обычно происходит гармоничное слияние факторов. Улучшение физического состояния оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу. Положительный эмоциональный на­строй благотворно влияет на физическое здоровье. Хорошее физическое и эмоциональное состояние создает предпосылки для повышения интеллектуального уровня на фоне крепкого здоровья и радостного настроения. Давайте посмотрим, как же это влияет на решение нашей проблемы..

Физический фактор. Человек может плодотворно ра­ботать только тогда, когда он обладает крепким физи­ческим здоровьем. Определенный комплекс упражнений поможет вам совершенствовать и поддерживать свое здо­ровье на должном уровне.

Эмоциональное состояние че­ловека определяет в значительной степени его поведение, работоспособность, результативность деятельности. Вот почему уметь управлять своим эмоциональным состояни­ем — задача чрезвычайно важная, Только тренируя свое эмоциональное состояние, находясь в оптимистическом настроении, человек добивается успеха.

Интеллектуальный фактор. Может ли человек повы­сить свой интеллектуальный уровень если он постоянно все забывает? Наверное, трудно найти человека, который сказал бы, что он доволен своей памятью. Каждый так или иначе в определенные периоды деятельности выска­зывает неудовольствие по поводу своей памяти. Мы по­ставили своей целью рассмотреть приемы и методы улучшающие нашу память.

Давайте рассмотрим некоторые примеры:

Альберт Эйнштейн во сне установил взаимосвязь между пространством и временем, послужившую осно­вой для его знаменитой теории относительности.

Карл Гаусс открыл закон индукции.

Нильс Бор — структуру атома, это открытие произвело переворот в современ­ной физике. Грегор Иоганн Мендель — законы наслед­ственности.

Александр Флеминг — пенициллин.

А.Рей-Нолъде — авторучку.

А.С. Грибоедов во сне увидел план своей комедии «Горе от ума».

Рафаэль Санти — образ своей знаменитой Мадонны.

Известен также и случай с французским математиком Эваристом. Галуа. Накануне смерти, будучи тяжело ра­ненным на дуэли, од сделал блестящее открытие. Вот как описывается это событие в книге Ц Л..Короленко и Г.В.Фроловой «Чудо воображения»: «...Ночь накануне смерти Галуа провел в лихорадочном состоянии, спеш­но, непоследовательно, отрывочно ложились на бумагу его математические идеи: ученый торопился передать их в письме другу. (Его работа по высшей алгебре была отклонена Академией наук как «неясная».) Немногие друзья верили в гений молодого Галуа и настойчиво про­должали дальнейшие исследования, ,в основу которых легли предсмертные идеи ученого. Позже определилось:

Галуа изложил теорему, которую смогли сформулировать и использовать только через 25 лет, когда математичес­кое мышление было достаточно развито».

И последний пример. Любопытный случайиз жизни первокурсника.

Он много занимался спортивной и обществен­ной работой. Лекции и аудиторные (практические) за­нятия посещал регулярно, не пропускал их, так как за пять прогулов, он это хорошо знал, отчисляли из ин­ститута. На лекциях и аудиторных занятиях по начер­тательной геометрии он просто слушал и воспринимал. Он не понимал, как это можно объемные фигуры проектировать на плоскость, определять истинные величины окружностей, эллипсов, граней прямоугольников и ку­бов. Учебник по начертательной геометрии он не открывал, хотя название и автора (Гордон) помнит до сих пор. И вот наступило последнее в семестре аудитор­ное занятие. Преподаватель предмета начертил на дос­ке очень сложную, по его словам, задачу пересечения цилиндра с шаром; необходимо было определить кри­вую пересечения. Когда преподаватель писал на доске условие задачи, студент думал о том, как же он будет сдавать экзамен по этому предмету. Но вдруг... К свое­му огромному удивлению, он осознал: то, что пишет и говорит преподаватель, поясняя задачу, ему понятно. Он наперед знает ее решение. Когда преподаватель по­вернулся к студентам, то увидел три поднятые руки в аудитории, три студента изъявили желание решить эту задачу. Преподаватель с некоторой долей юмора и иронии сказал:

— Предоставим слово студенту Иванову. Весь семестр он молчал; как молчал, мы знаем, послушаем теперь,как он может говорить. ,

Сдвоенный урок они решали эту и другие задачи, спо­рили, но находили верное решение.

На экзамене преподаватель начертательной геометрии поставил студенту Иванову высший балл, практически ничего не спрашивая по билету.

Отвечая на наш вопрос, что же случилось, когда он сидел в аудитории в состоянии уныния, взирая на дос­ку с непосильной задачей по начертательной геометрии, Михаил Иванов сказал: «В этот момент я вспомнил вдруг состояние радостного подъема, вдохновения, память моя заработала ярко и точно, вытаскивая из глубины под­сознания все, что ранее там было заложено, когда я, казалось бы, пассивно сидел на занятиях по начерта­тельной геометрии».

Приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что у человека бывают такие минуты, часы, а может быть, и дни, когда ему все удается, все получается.

Это-озарение, когда сознание и подсоз­нание функционируют «рука об руку». Это состояние мож­но научиться вызывать у себя, и тогда оно блестяще ре­шает задачу активизации памяти.

Как же работает, функционирует наша память?

Анатомическая структура памяти

Согласно древним восточным учениям, все люди по твор­ческим способностям подразделяются на два типа. По тер­минологии русского физиолога академика ИЛ. Павлова, занимавшегося исследованиями работы мозга, это тип мыслителей и тип художников. Мыслители хорошо за­поминают логическую информацию, а художники — зри­тельную.

Современные исследования дают научное понимание древних учений Востока и подтверждают их. Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каж­дое из них обладает определенными функциями. В веде­нии левого (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, анали­тическим, вербальным (логическим) мышлением. Следо­вательно, если у человека лучше развита словесно-логическая память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей.

Правое же полушарие имеет прямое отношение к об­разному, синтетическому, целостному восприятию действи­тельности, без ее дробления. Значит, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлени­ем. И если у человека лучше развита зрительная и слухо­вая образная память и его «ведет» правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников.

Левое полушарие

Правое полушарие

Логика

Интуиция

Вербальное мышление

(логическое)

Речь

Чтение

Письмо

Счет

Невербальное мышление

( пространственно-образное)

Сознательная деятельность мозга-10%

Подсознательная деятельность мозга-90%

В обыденной жизни каждое полушарие дополняет одно другое:

правое — имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного.

левое — упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и неразберихи.

Наша цивилизация со времен Аристотеля пошла по пути преимущественного развития левого, логического, полушария, в результате чего большая часть человече­ства утратила способность использовать свое подсозна­ние, отказавшись тем самым от важных источников ин­формации. Как видно из таблицы, на уровне сознатель­ной деятельности функционирует только 10 % нашего мозга, подсознательная деятельность — это 90 %.

Из этого можно сделать вывод, без воздействия на механизмы подсознательных процессов, без управления подсознательной сферой невозможно решить задачу дальнейшей активизации творческой деятельности и развития механизмов памяти.

Чтобы успешнее воздействовать на какой-либо меха­низм, нужно выяснить особенности его функционирова­ния.

Рассмотрим схему поступления информации в мозг.

Информация от левого и правого глаз поступает в мозг двумя путями: напрямую и перекрестно. Полу­шария мозга соединяются так называемым мозолистым телом — пластом нервных волокон, которые делают воз­можной коммуникацию между полушариями со скорос­тью, измеряемой тысячами импульсов в минуту.

Человек в идеале, должен научиться включать то одно, то другое полушарие мозга, а также знать, как давать им отдых во время самой напряжен­ной работы.

Физиология памяти

Известный русский ученый академик АА Леонтьев, выступая с публичной лекцией о проблемах физиологии памяти, сказал: «Одна из древнейших загадок нашего мозга — его способность воспринимать, перерабатывать и хранить информацию, используя различные кодовый системы и различные функции памяти. Уже более ста лет изучают природу этого феномена, а точного ему объяснения все же пока нет».

С точки зрения физиологии памяти, для нас наибольший интерес представляет та ее функция, которая полу­чает название зрительной памяти.

Она бывает трех ти­пов:

· иконическая — сенсорный (чувствующий) регистр,

· кратковременная

· долговременная.

Продолжительность хранения данных в сенсорном ре­гистре всего несколько сотен миллисекунд. Если по исте­чении этого времени вы не сумели использовать получен­ную информацию, т.е. не передали ее дальше, она теряет­ся безвозвратно. .

Иконическая память

Кратковременная память

Долговременная память

Продолжительность

хранения

данных

Несколько сотен миллисекунд

15-30 секунд
Как угодно долго

Овал: Рабочий буфер Распознавание образов и текста
Известное-неизвестное;

Новое-старое.
Сигналы, поступившие в кратковременную память, удер­живаются более длительное время — примерно 15-30 с. Это время определяется типом информации на входе. Со­держимое в кратковременной памяти также необратимо исчезает. При необходимости распознавания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок функ­ционирует уже долговременная память, в которой данные могут храниться фактически без потерь.

Алгоритм памяти (процессы памяти)

Основные процессы памяти можно представить в виде четырех блоков алгоритма

Воспроизведение

Эффективность памяти определяется ее воспроизведе­нием. Для того чтобы обеспечить последующее качествен­ное воспроизведение, надо грамотно организовать процес­сы восприятия, записи и хранения информации. И хотя некоторые процессы памяти не поддаются прямому, не­посредственному управлению, можно найти средства воз­действия на механизмы этих процессов. Процессы записи и хранения информации в значительной степени происхо­дят на подсознательном уровне, отсюда задача — воздей­ствовать на наше подсознание и, следовательно, активи­зировать деятельность правого полушария.

Механизмы, воздействия на память

Рассмотрим, как происходит процесс закрепления по­ступающей информации . Когда мы восприни­маем какую-то информацию, тут же срабатывает механизм иконической памяти — формируется мгновенный последо­вательный образ-икона, т.е. именно то, что моментально запечатлевается. Затем происходит обработка информации в кратковременной памяти.

Именно на этом этапе идет эффективный обмен информацией с рабочим буфером (кла­довой памяти): известно — неизвестно, знаю это — не знаю, читал — не читал, слышал где-то что-то... И нако­нец, только то, что попадает в долговременную память, подлежит дальнейшему эффективному четкому воспроиз­ведению. Механизм воздействия на рабочий буфер — это как бы промежуточный элемент памяти. Есть возможность активизации и этой сферы деятельности нашего мозга.

ВИДЕОТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ ПАМЯТИ

Что такое видеотренинг? Под этим понимается трени­ровка нашей способности к визуальному мышлению. Видеотренинг занимает важное место в развитии памяти

Прежде всего следует отметить, что из всех видов памяти наиболее важной для нас является зрительная. Мы не ставим перед собой задачу умалить другие виды памяти, но в режиме быстрого обучения, предпочтение отдается зрительной памяти. По­чему? Потому что зрительная память самая экономичная.

В основе тренинга зрительной памяти лежит извест­ная гипотеза советского психолога профессора В.Л. Зинченко о продуктивности восприятия.

Восприятие всегда активно, продуктивно, оно предполагает антиципацию, т.е. предвосхищение, предугадывание последующих собы­тий читаемого текста. Читая в таком режиме, вы как бы говорите себе: «То, что я увижу сейчас, я уже знаю напе­ред», т.е. прежде чем увидеть что-то, мы уже знаем, что это будет. Не всём присуще это качество.

Психологи от­мечают, что люди по характеру восприятия делятся на два типа:

1) эмоциональный — восприятие основано на ощущениях, эмоциях, вкусах;

2) логический — восприя­тие вербально-логическое, словесное.

Можно ли развить у себя признаки эмоционального восприятия?.

Видеотренинг в системе памяти представляет собой ви­зуализацию предметов изображений, текстов. Надо не просто читать тексты, а постоянно зрительно представ­лять себе образы, которые возникают в процессе чтения. Старайтесь не только понять общий смысл текста, но и представить панораму событий, а важные моменты тек­ста вообразить яркими образами.

Мы так же рассмотрим еще два понятия, суще­ственно продвигающих нас на пути развития видеотре­нинга.

Эйдетизм и синестезия

Возможности нервной системы, и в частности головного мозга, столь велики, что мы то и дело сталкиваемся с весь­ма загадочными явлениями, которые иногда бывает трудно объяснить. О таких явлениях мы и поговорим сейчас.

Мы уже рассмотрели особенности ра­боты левого и правого полушарий и выяснили, что невер­бальное образное мышление наиболее продуктивно и со­вершенно. Все творческие процессы совершаются именно на этом уровне. К сожалению, есть основания предпола-

гать, что у большинства людей активность названного вида мышления чрезвычайно мала. Наша задача — ак­тивизировать именно эту часть нашего интеллекта, по­степенно увеличивая нагрузку на те сферы мышления, которые отвечают за невербальное образное мышление.

Мы познакомим вас с двумя направлениями развития вашего мышления, роль которых в развитии и видеотренинге памяти исключительно велика, — это эйдетизм и синестезия.

Эйдетизм — это фотографическая память. Люди, обладающие такой памятью, «видят» свои воспоминания так, словно мозг проецирует их на некий экран. Человек, обладающий эйдетическим восприятием, обеспечивает мгновенную фиксацию воспринятой картины, отражающейся у него как бы на внутреннем экране, и хранится какое-то время, в течение которого происходит считывание. Образно говоря, эйдетик, воспринимая картину, удерживает ее на уровне иконической памяти.

А затем появля­ется как бы внутренний луч, который сканирует эту кар­тину и отправляет ее сразу в долговременную память. Так кратко можно изложить механизм эйдетической памяти (механизм этого процесса пока неясен).

По мнению некоторых ученых, эйдетизм в зрелом воз­расте есть состояние, близкое к патологии, хотя 90 % детей в возрасте 10-12 лет обладают эйдетическим вос­приятием. Многолетние наблюдения доказывают справед­ливость данного факта.

Представьте себе такую ситуа­цию. Средняя школа, IV класс. Ученик Петя Васечкин сидит за партой, пытаясь скрыть волнение: как бы не вызвали. И вдруг, о ужас, учитель называет его фамилию. Бросив последний взгляд на страницу раскрытого учебника, Петя идет к доске. И здесь происходит чудо И слово в слово он воспроизводит страницу учебника. При этом он как бы видит внутренним взором всю страницам целиком, включая знаки препинания. Учитель в восторге и ставит ученику «5».

Подобные факты нередко бывают в этом возрасте, хотя здесь еще должно присутствовать определенное состояние — своего рода стресс, который как бы, стимулирует способности к эйдетическому восприятию.

Способности человека к восприятию текста выражаются не в пассивном запоминании, а в твор­ческом, активном восприятии и затем в воспроизведении исходного текста. Зрительное, образное восприятие текста активизирует работу правого полушария, а значит, спо­собствует повышению творческой деятельности.

Синестезия — это совместное чувство, одновременное ощущение, выражающееся в том, что какой-либо, раздра­житель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, специфическое для данного орга­на чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветовой слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цвето­вое.

Цветовой слух наблюдался у композиторов Н.Л. Римского-Корсакова, АЛ. Скрябина. Скрябин обладал очень развитой синестезией, у него каждый звук имел опреде­ленную окраску, ему принадлежит идея цветомузыки.

Можно вспомнить наблюдения профессора А.Р. Лурия, приводящего в книге «Маленькая книга о боль­шой памяти» высказывания В.Л.Шерешевского, который, проходя мимо забора, мог сказать про него: «Он такой шершавый, такой горький на вкус». Можно себе представить, как развита, была синестезия у этого человека, включая и осязательные, и вкусовые ощущения.

По своей природе синестезия, по-видимому, представ­ляет усиленное взаимодействие анализаторов: визуализа­ция слышимого через цвет, звук; осязание через вкус и др. У многих людей, например, желто-оранжевый цвет вызы­вает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода и т.д.

Что из всего этого следует? Оказывается, активиза­ция процессов нашего мышления и памяти зависит от активизации процесса восприятия. Вот почему, воспри­нимая текст, вы должны видеть, слышать, осязать, ощу­щать, чувствовать запахи, иметь вкусовые ощущения, т.е. задействовать все пять органов наших чувств. Чем больше различных компонентов будет вовлечено в процесс запоминания текста, тем глубже, полнее и эффек­тивнее будет и его воспроизводство, т.е. степень разви­тия нашей памяти. Мы, к сожалению, очень пассивны в созерцании. Не случайно многие специалисты говорят:

«Мы смотрим, но не видим». Так давайте же учиться видеть, давайте, воспринимая, учиться сознательно воз­действовать на пять органов наших чувств.

Цвет и его значение в процессах память

Известно, что эмоциональная память очень сильная. Одним из рычагов ее активизации является цветовая гамма. Современные достижения науки позволяют вскрыть функциональные связи между психикой человека и зрительными каналами восприятия внешней картины мира.

Мы приступаем к рассмотрению еще одного очень важного аспекта в системе активизации процессов памяти— роли цвета. Что такое цвет?

Это очень простой вопрос, можете сказать вы, цвет мы видим постоянно. Вместе с тем это в значительной степени сложный вопрос. Не случайно в науке выделилось специальное направление для изучения -этого пpoцecca. Оно получило название «цветопсихология».

Мы знаем, что существуют три вида человеческого зрения: черно-белое, цветное и объемное. И акцентируем, что только комплексное владение всеми видами зрения обеспечивает высокую эффективную интеллектуальную деятельность человека. Учеными установлено, что нарушение любого из этих видов зрения, безусловно, сказывается на творческих способностях человека.

Например, люди, страдающие дальтонизмом — врожденным отклонением от нормального цветового зрения, заключающимся в неспособности различать некоторые цвета, главным образом красный и зеленый, имеют определенные нарушения памяти (дальтонизм наблюдается преимущественно у мужчин).

Это подтверждено многочисленными исследованиями. Случаи нарушения каждого из этих трех видов зрения известны, они описаны, понятен их механизм.

Что известно сегодня о цвете? Очень много, но многое по-прежнему остается неизвестным. Кто работает больше всего с цветом? Конечно, художники — их восприятие первично, научные разработки — это следствие. Интересен совет средневекового живописца, который приводит в своем дневнике известный голландский художник Поль Гоген: «Употребляйте всегда краски одного происхождения. Лучшая основа — индиго. Обработанная селитрой, дает желтый цвет, а уксусом — красный...» По существу, этот живописец дал формулу выведения всех цветов из индиго. У другого великого голландского живописца Винсента Ван Гога есть теория внушающего воздействия цвета на сознание и подсознание человека.

Из науки о цвете известно. Что солнечный свет с помощью призмы может быть разложен на семь составлящих цветов (знаменитый труд физика Исаака Ньютона «Оптика»).

Круг цветов Гете

Гениальный немецкий ученый, поэт, художник Иоганн Вольфганг Гете был известен не только как автор выдающихся поэтических произведений. Его научные изыскания в области теории цвета не потеряли своего значения и в наши дни. Научную картину соотношения цветов он изобразил в виде круга, который получил название «круг цветов Гете» При этом порядок цветов сохраняется, как в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а благодаря существующим переходным оттенкам спектра образуется непрерывный круг без резких границ.

Й.В.Гете писал: «Для возникновения цвета необходимы свет и мрак, светлое и темное, или, пользуясь более общей формулой, свет и несвет. Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать».

В итоге фундаментальных научных разработок было доказана трехкомпонентность смешения цветов, хорошо прослеживается при анализе круга цветов Гете. Основных цветов оказалось не семь, а три — красный, желтый, синий; три цвета — зеленый, фиолетовый, оранжевый — дополнительные цвета (их еще называют цвета-антагонисты, оппонентные, вспомогательные, или дулетные).

Определились пары цветов: красный — зеленый, желтый — фиолетовый; синий — оранжевый. Это означает, что если долго смотреть на подсвеченную, напри­мер, синюю точку, а затем повернуть голову и начать смотреть в темноту (в темный угол, например), то там можно ясно видеть цвет-антагонист, т.е. оранжевую точку

Таким образом можно получить цветную зрительную галлюцинацию точки, но дополнительного цвета.

Итак, основных цветов три, все остальные получаются путем смешения цветов.

Современные представления ученых, исследующих цветовые процессы на клеточном уровне

установили, что клет­ки сетчатки глаз, которые воспринимают в центре рецептивного поля красный цвет, уже на периферии поля вос­принимают лишь зеленый цвет и наоборот. Круг цветов Гете показывает, что соотношение цветов, определяющих различную чувствительность сетчатки, обеспечивает активизацию зрительной системы, а вместе с тем и активизацию соответствующих участков коры головного мозга, заинтересованы в активизации деятельности нашего мозга, в возбуждении тех нейронных сетей, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, в том числе и в процессах памяти.

В древности художники создавали картины с учетов гармонии цветов. Сегодня на многих полотнах мы наблюдаем совершенно невообразимые сочетания цветов, которые никогда не должны быть рядом. Раньше люди интуитивно чувствовали, что может сочетаться, какие цвета могут быть рядом друг с другом. Научно обоснованные рекомендации, данные крупными научными институтами, в значительной степени подтвердили те интуитивные догадки, которые были сделаны в прошлом.

Практика показывает, что половина несчастных случаев на производстве происходит именно потому, что машины и цех окрашены без учета свойств человеческого зрения. В последние десятилетия цветом пристально интересуются не только художники, но и инженеры. Работоспособность и кровяное давление, аппетит и внимание, эмоции и острота слуха — одни из немногих «параметров» человека, подверженных воздействию красок и лучей.

Учитывая значимость цвета, изложим более подробно основные понятия о цвете и расскажем о психофизиологических особенностях воздействия цвета на человека.

Основные понятия о цвете. Оценка характеристикой системы измерения цвета

Цвет не является чисто физическим признаком предметного мира, а связан с особенностями восприятия человеческого глаза, поэтому дать определение цвету очень сложно. Важно то обстоятельство, что с помощью цвета человек принимает до 80 % информации. Чувство цвета для человека является одним из его главных чувств.

Свет и цвет. Это определенная область электромагнитных колебаний лучистой энергии. Излучения, имеющие длины волн в пределах от 380 до 770 миллимикрон, воздействуют на человеческий глаз, вызывая у нас ощущения света и цвета. Эти излучения называют видимыми, и благодаря им мы видим окружающий нас мир.

Спектральные цвета. В солнечном спектре принято различать семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Деление спектра условно и зависит от особенностей глаз. Человеческий глаз способен выделить в спектре от 100 до 200 различ­ных оттенков (порогов) цвета.

Ахроматические и хроматические цвета. Некоторые поверхности отражают свет неизбирательно, т.е. в той пропорции, в которой они имеются в солнечном свете. Такие поверхности называются ахроматическими (от греч. хромое — цвет, ахромос — бесцветие) (белая, серая, чер­ная) и отличаются друг от друга только светлотой, коли­чеством отраженного света. Например, чистый снег отра­жает 85 % солнечного света, белая бумага — 75%, а чер­ная бумага — 1-2 %. Глаз человека способен различать около 300 порогов (оттенков), от белого до черного.

Другие поверхности отражают свет избирательно, т.е. часть спектральных компонентов видимых лучей отража­ется лучше, чем остальные. Такие поверхности называ­ются хроматическими, или цветными. Хроматические по­верхности включают всю гамму спектральных тонов раз­личных оттенков.

Основные характеристики цвета. Измерения цвета име­ют свои специфические особенности. Существо цвета, воз­никающее в нашем сознании, субъективно, хотя и отража­ет объективные свойства материи — лучистую энергию, по­ступающую в глаз. Поэтому необходимо различать две ка­тегории понятий о цвете: физическую и психологическую.

Физические характеристики цвета.

К физическим характеристикам цвета относят понятия: яркость, чистота цвета и доминирующая длина волны.

Яркость. Ощущение яркости, вызванное светящейся или рефлектирующей поверхностью, зависит от силы све­та и поверхности, от которой отражается свет.

Чистота цвета. В составе цвета любой хроматической поверхности всегда имеется доля ахроматического цвета. Ахроматической составляющей нет только в тонах сол­нечного спектра, которые относят к чистым цветам и при­нимают их чистоту за 100 %. Чистота всех других цветов поверхностей определяется процентным содержанием в них хроматической составляющей.

Доминирующая длина волны. Это длина волны спект­рального излучения, определяющая оттенок цвета образ­ца поверхности; обозначается буквой А, и выражается в нанометрах (нм). 1 нм = 10~9 = 1 миллимикрон (ммк).

Пурпурные цвета определяются доминирующей длиной волны дополнительных зеленых и желто-зеленых цветов знаком «минус» или «штрих» (493-567 нм).

Психологическая категория понятий о цвете. К ней относятся все физические свойства цвета, которые преломляются субъективным восприятием человека: цветовой тон, насыщенность, светлота, интенсивность.

Цветовой тон. Это качество цвета, по которому человек может данный цветовой тон приравнивать к одному из спектральных цветов или к пурпурному. Количественно цветовой тон характеризуется физическим понятием доминирующей длины волны. Психологически под цветовым тоном понимают те ощущения цвета, которые отличают его от ахроматического такой же светлоты.

Насыщенность. Физическая характеристика чистоты цвета соответствует психологическому понятию насыщенности цвета.

Насыщенность — это степень отличия цвета той же светлоты от ахроматического, т.е. степень цветности поверхности. Например, цвет апельсина насыщеннее цвета пляжного песка, имеющего такой же цветовой тон

Светлота. Определяется коэффициентом отражения в зависимости от избирательного поглощения хроматических цветов, равных им по светлоте.

Интенсивность цвета. Зависит от насыщенности светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными всегда будут более светлые цвета, и при равной светлоте более интенсивными будут цвета большей насыщенности.

Психофизиологические характеристики

Все цвета оказывают психофизиологическое воздействие на человека .

Теплые и холодные цвета. Все цвета делятся на две противоположные группы: теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий, фиолетовый).

Teплые цвета помогают человеку переносить холодные температуры, холодные цвета — высокие температуры.

Активные и пассивные цвета. Все теплые цвета относятся к активным и усиливают жизнедеятельность ,возбуждают и поднимают настроение, увеличивают работоспособность (динамогенное действие цвета) влияя тем самым на трудовые процессы. Холодные цвета относятся к пассивным, замедляющим жизнедеятельность организма, успокаивающим и даже угнетающим психику человека. Известны методы лечения шизофрении с помощью синего цвета. Исследования последних лет доказали влияние голубого цвета на снижение кровяного давления.

Но цвета не всегда одинаково действуют на людей. Длительное восприятие одного или нескольких схожих по тону цветов приводит к цветовому утомлению (явле­ние «цветового голода»), к противоположному воздействию цвета. Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических. Будучи промежуточными в спектре меж­ду активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому, влиянию на чело­века, и поэтому их относят к физиологически оптималь­ным цветам.

Тяжелые цвета. Ими являются все темные цвета и действуют на психику человека они угнетающе. Предме­ты, окрашенные в черный цвет, кажутся более тяжелы­ми, чем такие же предметы светлых тонов.

Легкие цвета. Они обладают высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Легкие светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное вли­яние на человека.

Отступающие и выступающие цвета. Цвет предмета на определенном фоне может приближать предмет или отдалять его. Теплые, активные, цвета приближают пред­мет, холодные — отдаляют.

Предупреждающие цвета. Существует группа цветов на которые человек реагирует определенным образом: крас­ный цвет означает опасность, желтый — требует повы­шения внимания, предостерегает, зеленый — обозначает безопасность, нормальную работу и т.п. Эти цвета ис­пользуются для определенных условий и условных знаков, кодов.

Адаптация глаза. Это приспособление зрения к свету, к темноте или к определенному цвету, в основе чего лежит изменение чувствительности глаза. При той или иной адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Постоянная адаптация глаза (цветовая или световая) утомляет зрение, вызывает го­ловные боли, нервозность, снижение внимания.

Явление иррадиации. Сущность иррадиации состоит в том, что контрастные сочетания отдельных деталей с фо­ном меняют зрительное восприятие их размера. Темный квадрат на светлом фоне будет выглядеть меньше по раз­мерам, чем светлый квадрат на темном фоне, хотя на самом деле их размеры одинаковы. |

Гармоничные сочетания цветов. Практикой установи лен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные.

Психологическая оценка воздействия цвета в огромной степени зависит также от особенностей его восприятия при различном освещении. Лучше всего цвета различаются, при солнечном освещении, в сумерках красный цвет приближается к черному, желтый — к серому, зеленый и голубой кажутся более светлыми, однородно насыщенный цвет во всех случаях утомляет зрительный аппарат.

Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) вызывают четкое изображение на сетчатке глаза с далекого расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой и фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, смазанными. |

Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, все темные и особенно черный цвет соответ­ственно уменьшают предметы.

При оценке психофизического влияния цвета учиты­ваются два психологических закона: синестезии и ассо­циации. Синестезия — возникновение ощущений, одина­ковых для всех. людей, независимо от их опыта и привы­чек, например впечатления от тепла или холода, вызыва­емых теплым или холодным цветом. Сущность ассоциа­ции состоит в том, что представление человека о цвете зависит от его индивидуального опыта.

Символическое значение цвета. К психологическому действию цвета относится и его символика. Цвета оказы­вают различные эмоциональные воздействия на людей в зависимости от их возраста, вероисповедания, места про­живания, национальности, социального положения и выражают различные значения. Например, красный цвет ассоциируется с опасностью, зеленый — символ весны, плодородия, благополучия, радости у многих народов, в частности у народов Ближнего Востока. Желтый цвет — знак высшей власти у народов Востока, Индокитая и сим­вол коварства, лжи, измены и лицемерия в Европе. Чер­ный цвет — символ траура, печали, скорби в большин­стве стран; фиолетовый вызывает тоску, меланхолию, нагнетает чувство драматических ситуаций беспокойных предчувствий у большинства людей, тогда как светло-фиолетовый (сиреневый) — символ чистоты, свежести, невинности; Оранжевый цвет — цвет, радости, бодрос­ти — создает жизнерадостное настроение.

Чехословацкий специалист по психологии восприятия Гизел Освальд, исследуя цветовую символику, сделал вы­вод, что белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как там он означает траур и смерть. Сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Таиланде. Голубой цвет по политическим мотивам не любят арабы, желтый — цвет траура и болезней — не­приемлем для стран Ближнего Востока.

Все цвета можно расположить по определенным груп­пам, каждая из которых характеризует смысл родствен­ных явлений и вызывает близкие эмоциональные ассоци­ации. Исследователь Р.Р.Клике суммировал и сделал ана­лиз различных эмоциональных свойств цветов .

Человек, умеющий видеть, различать, наблюдать цвета в их гармоничном сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную дея­тельность на более высоком энергетическом уровне.

Вот почему было достаточно подробно изложены меха­низмы психофизиологического, эмоционального воздей­ствия цвета на человека. Мы хотим, чтобы вы включили этот мощный резерв воздействия на память, на свои со­стояния. Эти механизмы можно тренировать, работая с цветом.

Эмоции и память

Психологи называют эмоциями силу потребности и воз­можности ее удовлетворения в данный момент времени. Зна­чение эмоций в жизни человека чрезвычайно велико. Они влияют на деятельность органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др. Являясь продуктом общественно-исторического развития, они относятся к про­цессам внутренней регуляции поведения и предполагают, с одной стороны, потребность в деятельности, а с другой —

возможность реализовать эту потребность.

Каковы же способы эмоционального воздействия на подсознание? Эмоция — это сила потребности. Можно ли |регулировать силу потребности? Чем она определяется и как управлять ею?

Великий актер и режиссер К.С.Станиславский интуи­тивно открыл эффективную систему обучения актеров, най­дя средства воздействия на эмоциональное состояние чело века. В его системе впервые решается проблема сознатель­ного овладения творческими процессами, исследуется путь органичного перевоплощения актера в образ.

Основа сис­темы Станиславского — учение о сверхзадаче. Сегодня на­ука объясняет феномен системы Станиславского так: «Про­извольное управление произвольно неуправляемой систе­мой».

Система Станиславского блестяще доказала такую возможность. Она сегодня признана во всем мире.

В самом деле, представьте себе актера, который выхо­дит на сцену и должен изобразить радость. Он этой радо­сти не испытывает, но должен это сделать. И мастерство актера заключается в том, чтобы не имитировать состоя­ние, а моделировать его — радость, горе и любое другое. Именно умение управлять эмоциями и передавать раз­личные состояния и определяет мастерство актера. Ста­ниславский доказал, что этому можно научиться.

Мы предлагаем вам три способа эмоционального воз­действия на подсознание, преследующих одну цель, — развитие памяти.

Первый способ. Заставить себя хотеть с радостью и во­одушевлением — способ, когда достигается самогипноти­ческое воздействие, вызывающее желание мгновенно запом­нить все сразу. Посмотрел — запомнил. Вы можете ставить перед собой такую задачу, многократно повторять ее, и она станет выполнимой, реальной. Обязательным компонентом, обеспечивающим эффективность ее решения, является ра­дость, воодушевление, приподнятое настроение.

Нужно заставить себя хотеть. Хочу — запомню. Ни­когда раньше не запоминал тот объем материала, кото­рый я сейчас воспринимаю. Получается, я заставил себя, я испытываю удовлетворение от этого. Радость, вооду­шевление должны непременно сопровождать этот процесс.

Второй способ. Соперничество — чувство: «А чем я хуже других ?»

Соперничество — чувство, которое сопровождает нас в жизни. Соперничество родило спорт — оно выражает волю к победе и ничего более. Соперничество в решении проблемы должно не давить, а помогать.

Третий способ. Ощущение значительности, весомости, авторитета, солидарности, респектабельности от возможности запомнить большой объем текста.Вы развиваетесь, самоуглубляетесь, познаете себя, свои внутренние резервы, самореализуетесь, прогрессируете на пути самопознания.

Этапы тренировки памяти.

Новые знания о механизмах памяти, методах ее тренировки и развития, казалось бы, должны подсказать нам, где же, в каких участках мозга хранится память. К сожалению, и сегодня нет ответа на этот вопрос.

Одним из первых исследователей центра памяти, был американский ученый К.Лешли.

Он вырабатывал у крыс различные виды рефлексов, после чего разрушал у них мозговые образования. Обнаружилось, что даже после разрушения большой массы мозга это не сказывалось на прявлении у животных предварительно выработанных навыков.

Изучая закономерности проявления условных рефлексов у животных, нобелевский лауреат | Э.Д. Эдриан (Англия) разрушал или удалял у них различные мозговые структуры. Одновременно он проанализировал влияние нейрохирургических операций на память больных. В результате крупнейший нейрофизиолог пришел к такому выводу: память в мозге хранится везде и в то же время конкретно нигде!

Если память в мозге хранится везде, то это значит что любая из 100 млрд нервных клеток мозга участвует в процессах памяти. Учитывая, что каждая из них соединена друг с другом тысячами контактов, начинаешь чувствовать слабость нашего воображения перед астрономически большой нервной сетью, улавливающей и coxpaнющей в себе все, что воспринимается мозгом.

Становится ясным, что память локализуется в местах соединения нервных клеток друг с другом. Бесчисленное их количество делает нашу память потенциально беспредельной, cпособной в течение жизни запечатлевать любое количеств информации.

Теоретически это так. Практически дело обстоит несколько иначе. Подтверждением сказанному может cлужить следующий пример. Если группе здоровых людей предъявить десять каких-либо изображений или назвать десять слов, а затем попросить их вспомнить, что они видели или слышали, то окажется, что человек при одно кратном восприятии предъявленной ему информации способен воспроизвести в среднем около семи единиц. Число «семь» считается своеобразным числом определяющим объем нашей памяти. Так в чем же дело почему расчеты показывают, что мощность нашей памяти, с одной стороны, беспредельна, а с другой — элементарный прием выявляет ее относительную слабость.

Дело в том, что мы ведем речь о разных видах памяти. В первом случае мы говорим о памяти вообще, о cnособности мозга запечатлевать воспринимаемые им сигналы которые могут отпечатываться в виде следов в нервных клетках и о которых наше сознание может даже и не подозревать. Это память бессознательная. Во втором случае опытным путем убеждаемся, что возможности осознаваемой формы памяти, т.е. памяти, из которой сознание способно извлекать информацию и передавать ее другому лицу с помощью речи или в письменной форме, ограничены.

Известно очень много случаев, подтверждающих значе­ние неосознаваемых психических процессов в запомина­нии информации. Вот один из них, имевший место в одной из клиник Франции. Молодая необразованная девушка-служанка заболела. В состоянии горячки, когда ее созна­ние было затуманено, она вдруг заговорила на непонятном языке. В бреду выкрикивала отдельные слова и фразы, которые никто из окружающих не понимал. Врач, лечив­ший девушку и знавший античные языки, убедился, что его пациентка произносит вполне осмысленные предложе­ния. При этом она говорила на трех языках — древнегре­ческом, латинском и древнееврейском. Когда о ней навели справки, то выяснилось, что раньше девушка работала горничной у местного пастора, большого любителя античной литературы. Чтение им книг вслух и привело к тому, что служанка усвоила отдельные тексты, не понимая их со­держания. Когда вызвали пастора, то он подтвердил, что многие места книг не на родных для девушки языках воспроизводились с удивительной точностью страница за стра­ницей. После выздоровления решили проверить, что же она помнит из того, о чем с такой легкостью и последова­тельностью говорила в бреду. Но, к сожалению, девушка ничего не смогла воспроизвести. Все ее знания снова пере­шли в бессознательную сферу психики.

Да, богатые клады всяких сведений, навыков и при­вычек хранит неосознаваемая сфера психики человека. В конечном счете она во многом определяет его интересы, поведение и даже здоровье.

'Все это свидетельствует о необходимости комплексно­го подхода к вопросу развития и тренировки памяти. Наверное, вы согласитесь с нами, что сегодня эффективных средств развития и тренировки памяти все-таки нет. Почему? Механизм памяти все еще до конца не ясен.

Существуют три этапа тренировки памяти, которые можно представить в виде алгоритма

1-й этап. Включение правого полушария. Формирование невербального образного мышления. Восприятие цвета, восприятие объема и др. — элементы, которые стимулируют деятельность пра­вого полушария, развивают его.

2-й этап. Активизация буферной памяти

3-й этап. Формирование навыков эйдетического восприятия ( визуальное мышление)



Литература:

В.Я. Ляудис «Память в процессе развития»

Т. Кенинг «Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение»

О.А. Андреев « Тренируем свою память»