Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 13 ноября 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Подбор преподователей
Подбор преподователей PDF Печать Email
     ПОДБОР, РАЗВИТИЕ ДАРА И ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Допустим, что вы директор субботней  школы, который по­дыскивает преподавателей. Перед вами стоит несколько за­дач: найти хороших преподавателей, привлечь их к служе­нию, обеспечить приемлемые условия для преподавания, по­мочь определиться с учебной программой. Как это сделать наиболее эффективно? В этом разделе мы рассмотрим неко­торые общие положения по сотрудничеству директора вос­кресной школы с преподавателями, которые можно приме­нить и в других ситуациях: например, при подборе, развитии и поддержке лидеров для лагеря.

Подбор преподавателей

/. При подборе преподавателя вам необходимо знать:

— Духовные увлечения. Подумайте, в какой области или с какими людьми че­ловек склонен работать? Каковы его подлинные интересы? Что его может «зажечь»? От какого служения он не сможет отказаться? Подумайте, есте­ственно ли для претендента общение с детьми? Понаблюдайте, с удовольстви­ем ли он общается с ними? Любят ли его дети?

— Таланты. Это включает в себя духовные дары, природные таланты и приоб­ретенные навыки. Здесь подразумеваются особые способности: умение петь, играть на гитаре, толково разъяснять Писание, мастерить различные подел­ки, дар преподавания и т. д.

— Верность, преданность служению и ответственность. Можно ли дове­рять этому человеку жизни детей? Как человек относится к своим обязанно­стям? Насколько он организован? Выполняет ли свои обещания? Можно ли назвать его «человеком долга»?

2 Вам необходимо четко определить требования к преподавателю и рас­сказать об условиях преподавания и поддержке, которые вы обещаете ему. Обычно преподавателям предлагают отработать год. Не все бывают согласны с пред­ложенным сроком, некоторые согласны работать только три месяца… Иные же счи­тают, что преподаватель воскресной школы берет на себя обязанность служить «до второго пришествия». С другой стороны, нельзя злоупотреблять расположением преподавателя, наложив на него «вечное бремя» преподавания. Выясните, кто найдет замену преподавателю в случае его болезни, кто будет отвечать за приобрете­ние учебных материалов. Расскажите, какой помощи может ожидать преподаватель воскресной школы от руководителей церкви: помещение, мебель, канцтовары и прочее. Осветите перспективы роста претендента как будущего преподавателя, рас­скажите о семинарах и преподавательских курсах, в которых он сможет участво­вать, помогите выбрать надлежащую литературу для занятий и повышения квали­фикации. Должность директора субботней школы предполагает непрестанную молитву за своих подопечных. Оказывайте им всяческую поддержку, рассказывайте как можно раньше о планах церкви, в которых могла бы участвовать  субботняя школа, просите об участии детей в богослужении.

3. Молитесь о каждом претенденте и приглашайте его только после всестороннего рассмотрения возможностей и способностей

Оцените эмоциональную зрелость претендента, потому что вы, как директор, обя­заны оберегать детей от незрелости взрослых — они могут обидеть их, сами того не заметив. Помните, вам нужен преподаватель, являющий своей жизнью стабиль­ность, зрелость и плод Святого Духа, то есть любовь, милость, долготерпение, веру, милосердие, кротость, воздержание. Если есть возможность, попросите претенден­та провести пробное занятие в воскресной школе, понаблюдайте за ним. Это помо­жет вам сделать выбор.

4. Помните, что «нет» претендента — это тоже ответ

Бывает, что способные люди отказываются от служения с детьми, потому что не чувствуют призвания к этому служению. Мы, директора, должны уважать их реше­ние и искать тех, кто призван к этому служению. Люди менее способные или ду­ховно незрелые на начальном этапе могут стать помощниками, пока не «вырастут» до преподавателей.

5. Не забывайте отмечать положительные решения претендента

Когда претендент дает согласие, благодарите Бога за его решение и сообщите о нем другим членам церкви, например, попросите пастора на общем собрании объявить о его решении, предложите всей церкви молиться об этом человеке. Его решение — это ответ на наши молитвы, и нам надо радоваться и делиться этой радостью с другими.

Развитие дара преподавателя

Хороший преподаватель (как и директор воскресной школы) никогда не забывает, что прежде всего он — ученик Иисуса Христа. Он отдает себя в учение Господу. Одним словом, хороший преподаватель постоянно учится. Сделав занятия интересными для

учащихся, хороший преподаватель никогда не оста­навливается на достигнутом, он стремится развивать свой преподавательский дар — искать новые формы, методы и идеи работы с детьми. Директор  ДСШ должен быть занят поиском возможностей для получения преподавателями новых знаний, уме­ний, навыков. Как директорам, нам надо задаться во­просами: что необходимо знать и уметь нашим препо­давателям? Чем мы можем помочь им и что подска­зать? Ниже мы предлагаем далеко не полный список подсказок, необходимых директору.

Как пользоваться программами

Начи­нающие преподаватели не всегда понимают, как использовать какую-либо програм­му. Директору надо ознакомиться с ней, чтобы помочь начинающим преподавате­лям разобраться и правильно пользоваться конкретной программой.

2. Как спланировать и провести занятие

Иногда начинающие преподаватели не знают, как спланировать и провести занятие. Им нужно помочь выработать методику, определенный подход, вместе тщательно рас­смотреть нужные места Библии и проработать учебный материал. Не требуйте от на­чинающего преподавателя мгновенных успехов, дайте ему время подумать. Не дави­те на него, но направляйте его мысли, предлагайте новые идеи для обдумывания.

3. Умение рассказывать истории

Любая история, не только библейская, обязательно включает в себя: начало, разви­тие событий (иногда напряженное), кульминацию и заключение. Хороший рассказ­чик умеет открывать детские сердца к слышанию Слова Божьего. Дети с удовольстви­ем слушают интересные рассказы, которые доносят до них истину, поэтому стреми­тесь обучить ваших преподавателей хорошо и интересно рассказывать истории.

4. Как формировать умения и навыки работы с Библией

Дети старшего возраста могут развивать умения и навыки работы с Библией. Мы стремимся к тому, чтобы дети могли самостоятельно читать Библию. Для этого ребенок должен уметь найти в ней любую книгу. Библия — это Библиотека, в которой много книг. Ребенку необходимо понять систему расположения этих книг. В Библии есть оглавление, его нужно показать детям. Неверно думать, что все понимают со­кращения в ссылках на библейские места. Для ребенка такие сокращения, как Иер 3:25, Мф 5:24, 1 Цар 13:15 могут быть непонятны, особенно тем, кто пришел в вос­кресную школу впервые. Они могут не показать вида, что им трудно найти заданное место, потому что стесняются и не хотят выглядеть глупыми. На каждом занятии пре­подаватель должен напоминать детям, как «расшифровать» сокращение, как пра­вильно работать со ссылками. Это и есть их первые шаги к самостоятельному чте­нию Библии, к ее изучению. Позже они смогут пользоваться и «симфонией», и дру­гой библейской справочной литературой, чтобы исследовать тексты.

5. Формулирование вопросов и ведение дискуссий

Умение задавать вопросы — очень мощное средство преподавания. Хорошо постав­ленный вопрос — основа плодотворной и полезной дискуссии.

6. Поделки и их использование

Человек способен отражать творческую силу своего Творца, Бога, при помощи собственных рук. Дети особенно любят работать руками. Это занятие увлекает их и доставляет радость. Работая руками, ребенок может задумываться о величии сво­его Создателя и подробно вспоминать библейские темы, связанные с этим интерес­ным и приятным занятием. Если у преподавателя нет склоннос­ти к рукоделию, найдите людей, которые не имеют дара преподавания, не любят рассказывать библейские истории и играть с детьми, но могут прекрасно лепить из глины, шить мягкие игрушки, мастерить из разных материалов поделки, то есть заниматься рукоделием. Пригласите их на часть библейского урока, где они смо­гут проявить свои дары.

7. Музыка и искусство

Если даже у преподавателя нет никаких умений в этой области, музыка поможет ему провести библейское занятие. Каким образом? Может быть, я не могу спеть песню сам, но могу включить магнитофон, тогда можно спеть вместе с детьми под фонограмму.

Есть и другой вариант: наверняка в вашей церкви есть люди, которые не чувствуют призвания быть преподавателями, но поют в хоре и могут позаниматься с детьми  музыкой.

Занятия они проводить не могут, потому что  ДСШ и пение в хоре на богослужении совпада­ют по времени, но они могут прийти с богослужения на пять — десять минут, что­бы выучить с детьми песню, а потом вернуться в хор. Есть те, кто прекрасно пишет сценарии, — их можно попросить организовать праздник. Причем им не обязательно приходить в субботнюю  школу на каждое занятие, попросите прийти их один раз в месяц перед праздником на полчаса, чтобы подготовить выступление детей.

8. Вопросы, связанные с дисциплиной

Даже у опытных преподавателей вопрос с дисциплиной в классе иногда стоит очень остро. Дети есть дети. Они хотят привлечь внимание, побаловаться, могут сильно помешать занятию. Каждому преподавателю необходимо подумать о том, как он бу­дет контролировать дисциплину в классе. Мы предлагаем следующее:

— Относитесь к каждому ребенку уважительно. Не унижайте его достоин­ство. Идеально, если у каждого преподавателя будет помощник. Если тако­вого нет, попросите кого-то из верующих подростков, наиболее ответствен­ных и организованных. Если кто-то мешает на занятии, требует слишком мно­го внимания, то пусть ваш помощник выведет его в коридор, но не для нака­зания, а для беседы, чтобы ребенок успокоился.

— Поощряйте хорошее поведение. Хотя мы все грешники. Евангелие говорит о том, что Господь нас любит и прощает. Подобно этому преподаватель может создать положительную атмосферу, в которой детям хочется вести себя хоро­шо, — если при этом он хвалит хорошее поведение, то дети балуются меньше.

— Сделать занятие интересное для всех. Одна из причин непо­слушания — скучное занятие. Мальчикам бывает скучно из-за того, что преподают только жен­щины и они создают некую «женскую» атмосферу». Если преподавать будут вместе брат и сестра, то атмосфера изменится. Попытайтесь создать такую ат­мосферу на занятии, в которой было бы приятно и интересно находиться всем.

-          Контакт с родителями. Родителям стыдно, когда им говорят о непослушании их ребенка. Но помните, что не надо дожидаться того момента, когда дети поведут себя плохо. Обязательно расскажите родителям о каких-то особенных успехах их ребенка. Вместе с родителями преподаватель может эффективнее достучаться до сердца ребенка.

9. Понимание возрастной группы, с которой вы работаете

Мы призываем вас подробно изучить особенности возрастной группы детей, с ко­торой вы работаете.

10. Дайте возможность преподавателям обучаться с другими взрослыми

Очень часто преподаватели воскресных школ отсутствуют на богослужении, поэтому они испытывают некоторый «духовный голод»: не слышат проповеди, не участву­ют в молитве, общем пении. Они нуждаются в том, чтобы слышать Слово, изучать Библию, молиться с другими верующими. Подумайте, как организовать для них от­дельную встречу для разбора Библии, для того, чтобы они смогли духовно расти, укреплять веру, молиться.

Поддержка преподавателей

Директор субботней  школы должен знать о проблемах и нуждах преподавателей. Он вместе с пастором их настав­ник, душепопечитель, он осуществляет моральную и ду­ховную поддержку преподавателей, обеспечивает их не­обходимыми материалами. Ниже приводятся советы для поддержки преподавателей.

1 Программа, дополнительная литература, ресурсы, помещение

Без всего этого суббота школа просто не может суще­ствовать. Со временем начинающие преподаватели смогут самостоятельно решать проблемы, связанные с програм­мой, дополнительной литературой, ресурсами. Но они не могут, к примеру, решить самостоятельно проблемы с по­мещением. Нужно предусмотреть в бюджете церкви от­дельную графу « субботняя  школа», для которой могли бы накапливаться деньги. Этим вопросом должен заниматься непосредственно директор школы и руковод­ство церкви.

2. Личная поддержка директором преподавателей в семейных трудностях

Директора не забывайте, что у ваших преподавателей могут быть семейные трудности. Есть преподаватели у которых неверующие мужья и жены. Поскольку служение в детском отделе требует большой отдачи и занимает много времени, надо быть готовым к тому, что трудности в семейной жизни начнут обостряться.

3. Молитва

Как только человек дает согласие служить даром преподавания, мы обязаны мо­литься за него. Наши молитвы не останутся без силы: Господь слышит их и укре­пит преподавателей.

4. Представьте их служение на общем собрании

Обратитесь к вашему пастору, чтобы он представил их служение на общем собра­нии, осенью — когда начинаются занятия в воскресной школе, в конце года — пе­ред каникулами. Дайте возможность выразить благодарность и самим детям, и их родителям, по возможности устройте праздник, вручите преподавателям цветы.

5. Похвала и критика

Некоторые церковные служители выражают недовольство преподавателями прямо с кафедры. Этим они не решают проблему, а только усугубляют ее: человек, которо­го только что «отругали» с кафедры, может прекратить служить совсем — из-за обиды, нанесенной прилюдно. Если у вас есть какие-то нарекания по отношению к преподавателям, к их служению, помните об общем принципе — хвалить при всех, критиковать при личном общении