Подбор преподователей |
ПОДБОР, РАЗВИТИЕ ДАРА И ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Допустим, что вы директор субботней школы, который подыскивает преподавателей. Перед вами стоит несколько задач: найти хороших преподавателей, привлечь их к служению, обеспечить приемлемые условия для преподавания, помочь определиться с учебной программой. Как это сделать наиболее эффективно? В этом разделе мы рассмотрим некоторые общие положения по сотрудничеству директора воскресной школы с преподавателями, которые можно применить и в других ситуациях: например, при подборе, развитии и поддержке лидеров для лагеря. Подбор преподавателей /. При подборе преподавателя вам необходимо знать: — Духовные увлечения. Подумайте, в какой области или с какими людьми человек склонен работать? Каковы его подлинные интересы? Что его может «зажечь»? От какого служения он не сможет отказаться? Подумайте, естественно ли для претендента общение с детьми? Понаблюдайте, с удовольствием ли он общается с ними? Любят ли его дети? — Таланты. Это включает в себя духовные дары, природные таланты и приобретенные навыки. Здесь подразумеваются особые способности: умение петь, играть на гитаре, толково разъяснять Писание, мастерить различные поделки, дар преподавания и т. д. — Верность, преданность служению и ответственность. Можно ли доверять этому человеку жизни детей? Как человек относится к своим обязанностям? Насколько он организован? Выполняет ли свои обещания? Можно ли назвать его «человеком долга»? 2 Вам необходимо четко определить требования к преподавателю и рассказать об условиях преподавания и поддержке, которые вы обещаете ему. Обычно преподавателям предлагают отработать год. Не все бывают согласны с предложенным сроком, некоторые согласны работать только три месяца… Иные же считают, что преподаватель воскресной школы берет на себя обязанность служить «до второго пришествия». С другой стороны, нельзя злоупотреблять расположением преподавателя, наложив на него «вечное бремя» преподавания. Выясните, кто найдет замену преподавателю в случае его болезни, кто будет отвечать за приобретение учебных материалов. Расскажите, какой помощи может ожидать преподаватель воскресной школы от руководителей церкви: помещение, мебель, канцтовары и прочее. Осветите перспективы роста претендента как будущего преподавателя, расскажите о семинарах и преподавательских курсах, в которых он сможет участвовать, помогите выбрать надлежащую литературу для занятий и повышения квалификации. Должность директора субботней школы предполагает непрестанную молитву за своих подопечных. Оказывайте им всяческую поддержку, рассказывайте как можно раньше о планах церкви, в которых могла бы участвовать субботняя школа, просите об участии детей в богослужении. 3. Молитесь о каждом претенденте и приглашайте его только после всестороннего рассмотрения возможностей и способностей Оцените эмоциональную зрелость претендента, потому что вы, как директор, обязаны оберегать детей от незрелости взрослых — они могут обидеть их, сами того не заметив. Помните, вам нужен преподаватель, являющий своей жизнью стабильность, зрелость и плод Святого Духа, то есть любовь, милость, долготерпение, веру, милосердие, кротость, воздержание. Если есть возможность, попросите претендента провести пробное занятие в воскресной школе, понаблюдайте за ним. Это поможет вам сделать выбор. 4. Помните, что «нет» претендента — это тоже ответ Бывает, что способные люди отказываются от служения с детьми, потому что не чувствуют призвания к этому служению. Мы, директора, должны уважать их решение и искать тех, кто призван к этому служению. Люди менее способные или духовно незрелые на начальном этапе могут стать помощниками, пока не «вырастут» до преподавателей. 5. Не забывайте отмечать положительные решения претендента Когда претендент дает согласие, благодарите Бога за его решение и сообщите о нем другим членам церкви, например, попросите пастора на общем собрании объявить о его решении, предложите всей церкви молиться об этом человеке. Его решение — это ответ на наши молитвы, и нам надо радоваться и делиться этой радостью с другими. Развитие дара преподавателя Хороший преподаватель (как и директор воскресной школы) никогда не забывает, что прежде всего он — ученик Иисуса Христа. Он отдает себя в учение Господу. Одним словом, хороший преподаватель постоянно учится. Сделав занятия интересными для учащихся, хороший преподаватель никогда не останавливается на достигнутом, он стремится развивать свой преподавательский дар — искать новые формы, методы и идеи работы с детьми. Директор ДСШ должен быть занят поиском возможностей для получения преподавателями новых знаний, умений, навыков. Как директорам, нам надо задаться вопросами: что необходимо знать и уметь нашим преподавателям? Чем мы можем помочь им и что подсказать? Ниже мы предлагаем далеко не полный список подсказок, необходимых директору. Как пользоваться программами Начинающие преподаватели не всегда понимают, как использовать какую-либо программу. Директору надо ознакомиться с ней, чтобы помочь начинающим преподавателям разобраться и правильно пользоваться конкретной программой. 2. Как спланировать и провести занятие Иногда начинающие преподаватели не знают, как спланировать и провести занятие. Им нужно помочь выработать методику, определенный подход, вместе тщательно рассмотреть нужные места Библии и проработать учебный материал. Не требуйте от начинающего преподавателя мгновенных успехов, дайте ему время подумать. Не давите на него, но направляйте его мысли, предлагайте новые идеи для обдумывания. 3. Умение рассказывать истории Любая история, не только библейская, обязательно включает в себя: начало, развитие событий (иногда напряженное), кульминацию и заключение. Хороший рассказчик умеет открывать детские сердца к слышанию Слова Божьего. Дети с удовольствием слушают интересные рассказы, которые доносят до них истину, поэтому стремитесь обучить ваших преподавателей хорошо и интересно рассказывать истории. 4. Как формировать умения и навыки работы с Библией Дети старшего возраста могут развивать умения и навыки работы с Библией. Мы стремимся к тому, чтобы дети могли самостоятельно читать Библию. Для этого ребенок должен уметь найти в ней любую книгу. Библия — это Библиотека, в которой много книг. Ребенку необходимо понять систему расположения этих книг. В Библии есть оглавление, его нужно показать детям. Неверно думать, что все понимают сокращения в ссылках на библейские места. Для ребенка такие сокращения, как Иер 3:25, Мф 5:24, 1 Цар 13:15 могут быть непонятны, особенно тем, кто пришел в воскресную школу впервые. Они могут не показать вида, что им трудно найти заданное место, потому что стесняются и не хотят выглядеть глупыми. На каждом занятии преподаватель должен напоминать детям, как «расшифровать» сокращение, как правильно работать со ссылками. Это и есть их первые шаги к самостоятельному чтению Библии, к ее изучению. Позже они смогут пользоваться и «симфонией», и другой библейской справочной литературой, чтобы исследовать тексты. 5. Формулирование вопросов и ведение дискуссий Умение задавать вопросы — очень мощное средство преподавания. Хорошо поставленный вопрос — основа плодотворной и полезной дискуссии. 6. Поделки и их использование Человек способен отражать творческую силу своего Творца, Бога, при помощи собственных рук. Дети особенно любят работать руками. Это занятие увлекает их и доставляет радость. Работая руками, ребенок может задумываться о величии своего Создателя и подробно вспоминать библейские темы, связанные с этим интересным и приятным занятием. Если у преподавателя нет склонности к рукоделию, найдите людей, которые не имеют дара преподавания, не любят рассказывать библейские истории и играть с детьми, но могут прекрасно лепить из глины, шить мягкие игрушки, мастерить из разных материалов поделки, то есть заниматься рукоделием. Пригласите их на часть библейского урока, где они смогут проявить свои дары. 7. Музыка и искусство Если даже у преподавателя нет никаких умений в этой области, музыка поможет ему провести библейское занятие. Каким образом? Может быть, я не могу спеть песню сам, но могу включить магнитофон, тогда можно спеть вместе с детьми под фонограмму. Есть и другой вариант: наверняка в вашей церкви есть люди, которые не чувствуют призвания быть преподавателями, но поют в хоре и могут позаниматься с детьми музыкой. Занятия они проводить не могут, потому что ДСШ и пение в хоре на богослужении совпадают по времени, но они могут прийти с богослужения на пять — десять минут, чтобы выучить с детьми песню, а потом вернуться в хор. Есть те, кто прекрасно пишет сценарии, — их можно попросить организовать праздник. Причем им не обязательно приходить в субботнюю школу на каждое занятие, попросите прийти их один раз в месяц перед праздником на полчаса, чтобы подготовить выступление детей. 8. Вопросы, связанные с дисциплиной Даже у опытных преподавателей вопрос с дисциплиной в классе иногда стоит очень остро. Дети есть дети. Они хотят привлечь внимание, побаловаться, могут сильно помешать занятию. Каждому преподавателю необходимо подумать о том, как он будет контролировать дисциплину в классе. Мы предлагаем следующее: — Относитесь к каждому ребенку уважительно. Не унижайте его достоинство. Идеально, если у каждого преподавателя будет помощник. Если такового нет, попросите кого-то из верующих подростков, наиболее ответственных и организованных. Если кто-то мешает на занятии, требует слишком много внимания, то пусть ваш помощник выведет его в коридор, но не для наказания, а для беседы, чтобы ребенок успокоился. — Поощряйте хорошее поведение. Хотя мы все грешники. Евангелие говорит о том, что Господь нас любит и прощает. Подобно этому преподаватель может создать положительную атмосферу, в которой детям хочется вести себя хорошо, — если при этом он хвалит хорошее поведение, то дети балуются меньше. — Сделать занятие интересное для всех. Одна из причин непослушания — скучное занятие. Мальчикам бывает скучно из-за того, что преподают только женщины и они создают некую «женскую» атмосферу». Если преподавать будут вместе брат и сестра, то атмосфера изменится. Попытайтесь создать такую атмосферу на занятии, в которой было бы приятно и интересно находиться всем. - Контакт с родителями. Родителям стыдно, когда им говорят о непослушании их ребенка. Но помните, что не надо дожидаться того момента, когда дети поведут себя плохо. Обязательно расскажите родителям о каких-то особенных успехах их ребенка. Вместе с родителями преподаватель может эффективнее достучаться до сердца ребенка. 9. Понимание возрастной группы, с которой вы работаете Мы призываем вас подробно изучить особенности возрастной группы детей, с которой вы работаете. 10. Дайте возможность преподавателям обучаться с другими взрослыми Очень часто преподаватели воскресных школ отсутствуют на богослужении, поэтому они испытывают некоторый «духовный голод»: не слышат проповеди, не участвуют в молитве, общем пении. Они нуждаются в том, чтобы слышать Слово, изучать Библию, молиться с другими верующими. Подумайте, как организовать для них отдельную встречу для разбора Библии, для того, чтобы они смогли духовно расти, укреплять веру, молиться. Поддержка преподавателей Директор субботней школы должен знать о проблемах и нуждах преподавателей. Он вместе с пастором их наставник, душепопечитель, он осуществляет моральную и духовную поддержку преподавателей, обеспечивает их необходимыми материалами. Ниже приводятся советы для поддержки преподавателей. 1 Программа, дополнительная литература, ресурсы, помещение Без всего этого суббота школа просто не может существовать. Со временем начинающие преподаватели смогут самостоятельно решать проблемы, связанные с программой, дополнительной литературой, ресурсами. Но они не могут, к примеру, решить самостоятельно проблемы с помещением. Нужно предусмотреть в бюджете церкви отдельную графу « субботняя школа», для которой могли бы накапливаться деньги. Этим вопросом должен заниматься непосредственно директор школы и руководство церкви. 2. Личная поддержка директором преподавателей в семейных трудностях Директора не забывайте, что у ваших преподавателей могут быть семейные трудности. Есть преподаватели у которых неверующие мужья и жены. Поскольку служение в детском отделе требует большой отдачи и занимает много времени, надо быть готовым к тому, что трудности в семейной жизни начнут обостряться. 3. Молитва Как только человек дает согласие служить даром преподавания, мы обязаны молиться за него. Наши молитвы не останутся без силы: Господь слышит их и укрепит преподавателей. 4. Представьте их служение на общем собрании Обратитесь к вашему пастору, чтобы он представил их служение на общем собрании, осенью — когда начинаются занятия в воскресной школе, в конце года — перед каникулами. Дайте возможность выразить благодарность и самим детям, и их родителям, по возможности устройте праздник, вручите преподавателям цветы. 5. Похвала и критика Некоторые церковные служители выражают недовольство преподавателями прямо с кафедры. Этим они не решают проблему, а только усугубляют ее: человек, которого только что «отругали» с кафедры, может прекратить служить совсем — из-за обиды, нанесенной прилюдно. Если у вас есть какие-то нарекания по отношению к преподавателям, к их служению, помните об общем принципе — хвалить при всех, критиковать при личном общении
|