Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 17 июня 2024
Мотивация PDF Печать Email

Положительные и отрицательные движущие силы

Слушая проповедь Джонотана Эдварда "Грешники в руках негодующего Бога", собрание до такой степени прониклось трепетом, что даже чувствовало огонь адского пламени, и, по мере того как нарастало глубокое негодование Бога, так ярко живописуемое с кафедры, вряд ли осталась хотя бы одна душа, которая бы не сдалась на Его милость. Рассматривая данный пример страха как экстремальную мотивацию христианского поведения, кто-то может заключить, что такие отрицательные эмоции не должны быть частью той работы, которая приводит людей к познанию Христа. Но давайте зададим себе вопрос: может ли страх служить одним из мотивационных факторов в том, чтобы помочь человеку изменить его характер?

Страх может извращать

Вполне очевидно, что Эдвард исказил в своей проповеди характер Бога. И к тому же в значительной степени злоупотребил фактором страха. Каждый из нас согласится, что если страх является главным мотивом, побуждающим людей делать что-либо, то налицо неправильный подход к решению проблемы.

С другой стороны. Слово Божье со всей ясностью говорит о прямо противоположном предназначении небес и ада, куда последуют люди в вечности, в зависимости от того, приняли они истину или отказались от Христа. Небесная жизнь выступает в качестве мотива к спасению, тогда как ад является своеобразным сдерживающим фактором. Страх перед вечной погибелью может помочь людям не совершать таких поступков, которые они склонны были бы делать, он заставляет обратиться за помощью к Спасителю. В таком случае страх сыграет только положительную роль в жизни человека. Но он может также захлестнуть человека, извратив весть Священного Писания.

Страх может мотивировать

В детстве страх часто служит защитой ребенку. Из-за того, что ребенок боится обжечь пальчики, он не подходит к плите. Тот же страх не дает маленькому мальчику выбежать на проезжую часть дороги за выкатившимся туда мячом. Страх подскажет мне проверить, не забыл ли я водительские права, когда я сажусь в машину - иначе меня могут оштрафовать. Страх - это разумный мотив, но его нельзя воспринимать как нечто целостное и законченное. Страх может служить катализатором, временным призывом к действию, но никогда страх, сам по себе, не приведет человека к стройным и глубоким убеждениям.

В Библии мы находим, как Христос Сам использовал мотив устрашения для того, чтобы побудить людей к благочестию. В притче о пшенице и плевелах Он указал на два класса людей. Притчи об овцах и о неводе с рыбой иллюстрируют два пути, по которым может пойти жизнь человека, - один ведет к вечной жизни, а другой - к окончательному разрушению. Одну из Своих самых ярких проповедей Иисус заканчивает словами, записанными в 16-й главе Евангелия от Матфея, - "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" И в 25-й главе, 46-м стихе Он еще раз указывает на судьбу и предназначение всего человечества: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную".

Духовные решения неизмеримо важны, так как вечность длится бесконечно долго. Если я встречаю внутреннее сопротивление со стороны человека, то начинаю беседу так:

"Джон и Мэри, вечность - это очень длительное время, и Бог дал вам и мне возможность выбрать, как мы ее проведем. Он говорит: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения". В Книге Иисуса Навина, 24:15, сказано: "Изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу". Христос приглашает вас идти вместе с Ним. Он никогда не оставит вас. Он возьмет вас отсюда прямо в вечность. Когда вы думаете о небесах и аде - помните, что разница между ними заключается в вашем выборе. Бог не будет принуждать людей. Он говорит: "Мое дитя, вот два пути: радость небес и агония ада". Подумайте, как ужасно чувствовать себя потерянным, разделенным с Богом, вашими друзьями, вашим мужем, вашей женой, вашими детьми. Подумайте, как страшно будет находиться в кромешной темноте, где, как говорит Библия, будут рыдания и скрежет зубов. Джон и Мэри, вечность перед вами. Сегодня Христос влечет вас Своей любовью. Склонив колени, скажите Ему: "Дорогой Господь, я хочу провести вечность с Тобой, и я хочу скрепить это заветом, приняв решение креститься Тобой и Твоей истиной в эту предстоящую субботу".

Мы боимся реальной потери

Сильное эмоциональное воздействие оказывает обращение, в котором говорится о вечных последствиях греха. Но не менее ощутимый эффект принесет разговор о негативных последствиях неверных поступков в настоящей, реальной жизни. Некоторое время назад ко мне за помощью обратился человек, у которого были очень серьезные проблемы с алкоголем. Когда я говорил с ним о любви и милости Божьей, я чувствовал, что он совершенно безразличен к моим словам. Поняв, что мы не сдвинемся с мертвой точки до тех пор, пока этот человек не осознает, что корень всех бед лежит в его собственном поведении, я решил направить разговор в другое русло.

Открыто посмотрев ему в глаза, я сказал: "Вы понимаете, что вы очень близки к тому, чтобы потерять все в этой жизни - ваши деньги, чувство собственного достоинства, привычный уклад жизни? Если вы будете продолжать пить, то это только приведет вас к финансовому краху и большим долгам. Ваша семья уже на грани развала. Сколько еще сможет выдержать ваша жена? Что вы будете делать без денег, без работы, без жены, без крыши над головой? А окончив жизнь, вы последуете в ад".

Откровенная правда так потрясла этого человека, что мы смогли начать работать над тем, чтобы изменить его положение.

Особые последствия неправильных решений

Последствия неправильных решений широко представлены для нас в Библии. Приведя некоторые из таких текстов, вы сможете показать как преимущества правильного поступка, так и последствия негативного решения.

Нерешительность или нежелание сделать то, что подсказывает совесть, ведет к следующему:

1. Устранение света. В Евангелии от Иоанна, 12:35, говорится: "Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет".

2. Последствия лжи. Во Втором послании к Фессалоникийцам, во второй главе, стихах 8-12 Библия ясно говорит, что будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

3. Отказ от Святого Духа. Только Святой Дух может привести нас к познанию истины (Ин. 16:13; 14:15,16).

Зная об этих последствиях, вы можете так обратиться к собеседникам: "Джон и Мэри, Господь со всей убедительностью открыл вам Свою истину. В Библии сказано: "Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет". Очень опасно не признать правду. Бог говорит, что как только истина открыта, те, кто не признали ее, в конечном счете поверят лжи. И Библия свидетельствует, что те люди, которые выбрали неверие, таким образом отказались от Святого Духа. Не думаю, что вы хотите подчинить свою жизнь темной лжи сатаны и отказаться от влияния Святого Духа, не правда ли? Поэтому стоит сегодня сказать: "Господи, я убежден, что эта весть правдива, и поэтому я прошу Тебя дать мне сил и волю идти по Твоему пути".

Елена Уайт поясняет этот тезис: "Лишь немногие веруют всем сердцем, мы должны остерегаться ада и стремиться к Небу" (Желание веков, с,. 636). Завоеватели душ искренне заботятся о том, чтобы ясно представить своим слушателям два пути - путь вечной жизни и путь вечной смерти. Люди либо спасены, либо потеряны! Либо небо, либо ад! Либо спасение, либо проклятие!

Библия говорит, что ад - это место вечной разлуки, где нет ни малейшей надежды на спасение (Мф. 8:12; 25:46; Лк. 13:28; Евр. 6:2). Несмотря на то, что адвентисты седьмого дня категорически отрицают небиблейскую концепцию вечно горящего ада, мы совершенно однозначно верим в то, что вечность - это навсегда! И страх потерять это вечное может служить хорошим мотивом в пробуждении определенного желания.

Когда я был в пятом классе и посещал католическую приходскую школу, одна из монахинь использовала иллюстрацию, которая повлияла на образ моего мышления во всю мою последующую жизнь. Один из учеников спросил: "Сестра, скажите, а вечность очень велика?"

И монахиня ответила: "Дети, представьте себе океан". Я провел детство на берегу моря в Новой Англии, и перед моими глазами сразу же возникли огромные просторы бесконечного океана с белыми барашками волн, разбивающихся о береговые скалы.

Она продолжала: "Представьте себе морскую чайку. Чайку, которая будет прилетать каждую тысячу лет и забирать по одной капле из океана. Когда вода в океане закончится, это будет только первой секундой вечности".

Мой маленький мозг начал понимать, что вечность - это очень, очень, очень, очень длинный промежуток времени!

И это на самом деле так. Люди должны осознать, что смерть Христа дала им возможность жить с Ним на небесах вечно. Но отвергать Его смерть - значит навсегда затеряться в темноте. Расскажите вашим слушателям о двух путях, и вы увидите, как результаты вашей работы будут улучшаться.

Евангельские кампании или встречи, которые строятся по принципу невмешательства, - прими это или убирайся вон, - приводят к очень малому убеждению и к еще более малому желанию. Используйте библейские тексты в проповедях и ваших разговорах с людьми и иллюстрируйте с их помощью, как необходимо поступать правильно. Но также, что не менее важно, четко объясняйте, какие последствия ждут человека, если он поступит неправильно. Это может способствовать его обращению к истине.

Во время наших евангельских встреч мы пришли к одному заключению: евангельские кампании могут привести к убеждению, но в то же время в обязанности проповедника входит углубление этого убеждения до такой степени, чтобы у человека появилось желание изменить свою жизнь. Тексты, которые объясняют последствия негативного поведения, могут быть сильной поддержкой в том, чтобы побудить человека принять правильное решение.

Задание

1. В каких обстоятельствах, по вашему мнению, можно использовать мотив страха, для того чтобы вызвать у человека духовное побуждение принять решение следовать за Христом?

2. В каких обстоятельствах этого делать нельзя?

3. Как Иисус использовал мотив страха?

4. Какие особые последствия наблюдали вы в вашей практике, после того как в разговоре с людьми о Христе использовали мотив страха?

5. Может быть, вы использовали его слишком мало? Или слишком много?