Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 24 июня 2024
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРАЧА PDF Печать Email

Глава 7

Совместный труд Бога и человека

В служении исцеления врачу необходимо сотрудничать со Христом. Спаситель служил как душе, так и телу. Евангелие, которому Он учил, было вестью о духовной жизни и восстановлении физического здоровья. Избавление от греха и излечение от болезней были связаны неразрывно. Именно такое служение доверено врачу-христианину. Ему надлежит объединиться со Христом, чтобы своим ближним оказывать помощь в их физических и духовных нуждах. Он должен стать для больных вестником милосердия, принося им целительное лекарство для больного тела и души, мучимой грехом.

Христос является истинным главой медицины. Как Великий Врач Он всегда рядом с каждым боящимся Бога практикующим врачом, который трудится ради облегчения людских страданий. Когда врач использует природные лекарства для излечения физических болезней, ему следует указывать своим пациентам на Того, Кто может освободить их как от телесных, так и от душевных недугов. То, в чем врач только может помочь, Христос совершает полностью, от начала до конца. Медики пытаются помочь природе исцелять; Христос Сам является целителем. Врач стремится сохранить жизнь, а Христос Сам дает жизнь.

Источник исцеления

Спаситель в Своих чудесах явил силу, постоянно действующую для блага человека, чтобы поддерживать его жизнь и исцелять его. Бог действует, используя природные факторы, день за днем, час за часом, минута за минутой, поддерживая нашу жизнь, укрепляя и восстанавливая наше здоровье. Когда какая-то часть нашего тела повреждена, сразу же начинается процесс исцеления; все средства, которые находятся в распоряжении природы, приводятся в действие, чтобы вернуть организму здоровье. Но сила, действующая с помощью этих средств, является силой Божьей. Вся дающая жизнь сила исходит от Него. Когда человек излечивается от болезни — это значит, что Сам Бог исцелил его.

Болезнь, страдание и смерть — работа враждебной силы. Сатана является разрушителем, а Бог — созидателем.

Слова, обращенные к Израилю, истинны сегодня для тех, кто восстанавливает здоровье тела или здоровье души: «Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).

Желание Бога по отношению к каждому человеческому существу выражено в словах: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2).

Он Тот, Кто «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами» (Пс. 102:3, 4).

Излечивая болезни, Христос предупреждал многих исцеляемых Им больных: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Таким образом, Он учил, что люди навлекают на себя болезни нарушением Божьих законов и что только послушание сохраняет здоровье.

Врачу нужно научить своих пациентов сотрудничать с Богом в деле выздоровления. Врачи убеждаются все в большей мере, что болезни являются результатом греха. Они знают, что законы природы, так же, как и заповеди Десятисловия, божественны и что, только повинуясь им, можно восстановить и сохранить здоровье. Каждый врач видит, как страдают люди от последствий вредных привычек; здоровье таким людям можно вернуть, если они со своей стороны будут делать для этого все от них зависящее. Их нужно научить, что каждая привычка, разрушающая физические, умственные или духовные силы, является грехом, и что здоровье можно сохранить, лишь подчиняясь Божьим законам, которые Он установил для блага всего человечества.

Когда врач видит пациента, страдающего от болезни, которая вызвана неправильным питанием, употреблением алкоголя или иными нездоровыми привычками, но не считает необходимым сказать ему об этом, он наносит своему подопечному большой вред. Алкоголики, больные, страдающие маниакальным синдромом, все, предавшиеся распущенности и безнравственности, взывают к врачу, чтобы он четко и ясно объявил им, что их страдание является результатом греха. Необходимо, чтобы те, кто понимает жизненные принципы, изо всех сил стремились противодействовать причинам, вызывающим болезни. Видя бесконечную борьбу с болью, постоянно трудясь над тем, чтобы облегчить страдания, как может врач оставаться спокойным и равнодушным? Является ли он по-настоящему благожелательным и милосердным, если он не учит строгому воздержанию как средству исцеления от болезни?

Всем должно быть ясно: путь заповедей Божьих — это путь жизни. Бог установил законы природы, но Его законы — не деспотические требования. Каждое «ты не должен», каждый запрет, относится ли это к физическому или нравственному закону, содержит в себе обетование. Если мы повинуемся закону, благословение будет сопутствовать каждому нашему шагу. Бог никогда не принуждает нас поступать верно, но Он ищет возможность уберечь нас от зла и указывает путь к добру.

Необходимо обратить внимание людей на законы, которым был научен Израиль. Бог дал людям определенные установления, касающиеся их образа жизни. Он открыл им законы, исполнение которых обеспечивало их физическое и духовное благополучие; если будешь послушен, заверял Он Свой народ, «отдалит от тебя Господь всякую немощь» (Втор. 7:15). «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня», «потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его» (Втор. 32:46; Притч. 4:22).

Бог желает, чтобы мы достигли того уровня совершенства, который стал для нас возможным благодаря дару Христа. Он призывает нас сделать правильный выбор, соединиться с тем, что приготовило для нас Небо, принять принципы, которые восстановят в нас Божественный образ. В Своем Слове и в великой книге природы Он раскрыл принципы жизни. И наша задача состоит в том, чтобы познать эти принципы и, повинуясь Ему, сотрудничать с Ним в восстановлении здоровья как тела, так и души.

Людям нужно знать, что благословения, обещанные повинующимся, во всей их полноте могут принадлежать им только тогда, когда они примут благодать Христову. Именно Его благодать дает человеку силу повиноваться Божьим законам. Это она делает его способным вырваться из рабства вредных привычек. Это единственная сила, которая может сохранить человека и удержать его на правильном пути.

Когда Евангелие принято во всей его чистоте и силе, оно становится целебным средством от недуга, берущего свое начало в грехе. Восходит Солнце Правды, и «исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Не все, что дает этот мир, способно исцелить разбитое сердце, умиротворить сознание, удалить тревогу или избавить от болезни. Слава, гениальность, талант — все они бессильны обрадовать и развеселить сокрушенное сердце или вернуть жизнь, потраченную напрасно. Жизнь с Богом в душе — единственная надежда человека.

Любовь, которую Христос распространяет по всему человеческому существу, является обновляющей силой. Прикосновение этой любви к жизненно важным органам — мозгу, сердцу, нервам дарует исцеление. Эта любовь пробуждает к деятельности высшие силы человеческого естества. Любовь Христа освобождает душу от чувства вины и скорби, смертельной тревоги и беспокойства, которые истощают жизненные силы. С ней приходят спокойствие и безмятежность. Она рождает в душе возвышенную радость, которую ничто мирское и суетное разрушить не может, — радость в Святом Духе, радость, дарующую здоровье и жизнь.

Слова нашего Спасителя: «Приидите ко Мне... и Я успокою вас» (Мф. 11:28) являются рецептом для исцеления физических, умственных и душевных заболеваний. Несмотря на то, что люди сами навлекают на себя страдания своими грехами и преступлениями. Он относится к ним с состраданием. В Нем они могут найти помощь. Он совершит великие дела для тех, кто доверяет Ему.

Несмотря на то, что из века в век грех усиливает свою власть над родом человеческим, несмотря на то, что с помощью лжи и искусной подделки истины сатана бросил черную тень своего истолкования на Слово Божье и заставил людей усомниться в Божьей благости, обильные потоки милосердия и любви Небесного Отца не перестали изливаться на землю. Если человеческие существа распахнут свои души навстречу Небесному свету в знак благодарности за Божественные дары, целое море исцеляющей силы вольется в них.

Врач, который желает быть умелым соработником Иисуса Христа, будет стремиться стать квалифицированным в мельчайших деталях своего дела. Он будет прилежно учиться, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, что позволит ему хорошо справляться со своими обязанностями, он будет постоянно стараться достигнуть более высокой степени подготовленности, стремясь расширить свои познания., совершенствовать свои навыки и углублять свою проницательность. Каждый врач должен осознать, что тот, кто выполняет свое дело вполсилы, неквалифицированно, не только наносит вред больному, но несправедлив по отношению к своим собратьям по профессии. Врач, удовлетворенный низким уровнем квалификации и знаний, не только принижает значение медицины, но и бесчестит Христа — Главного Врача.

Тем, кто осознает свою непригодность для работы в медицине, следует выбрать другой род занятий. Если же человек чувствует в себе призвание заботиться о больных, но его образование и квалификация невысоки, он хорошо поступит, если примет на себя более скромные обязанности в лечении больных, служа добросовестно в качестве медсестры или сиделки.

Терпеливо трудясь под руководством опытных врачей, они смогут постоянно учиться, и, используя каждую возможность расширить свои познания, они со временем смогут стать компетентными настолько, что будут в силах трудиться врачами. Молодые врачи могут к себе отнести наставление, записанное во 2 Кор. 6:1—4: быть «споспешниками» Главному Врачевателю, смотреть, «чтобы благодать Божия не тщетно была принята» ими, никому и ни в чем не «полагать претыкания», «чтобы не было порицаемо служение» больным, но во всем являть себя как служителей Божьих.

Бог желает, чтобы мы постоянно совершенствовались. Настоящий врач, медик-миссионер, будет все более совершенствовать свои практические навыки. Необходимо искать одаренных христианских врачей, имеющих неординарные профессиональные способности, и всячески способствовать вовлечению их в служение Богу там, где они могут обучать и подготавливать других для медицинско-миссионерской работы.

Врачу следует напитать свою душу светом Божьего слова. Ему необходимо постоянно возрастать в благодати. С его помощью религия должна стать не просто одним из факторов, воздействующих на общество. Ее влияние на людей должно превосходить все остальные влияния. В своей деятельности врач призван руководствоваться высшими, святыми побуждениями, побуждениями, которые имеют силу, потому что они исходят от Того, Кто отдал Свою жизнь, чтобы дать нам силу противостоять злу.

Если врач добросовестно и прилежно стремится стать квалифицированным специалистом, если он посвящает себя служению Христу и находит время исследовать собственное сердце, он сможет понять, каким образом постичь тайны своего священного призвания. Он может настолько дисциплинировать и воспитывать себя, что все, находящиеся в сфере его влияния, увидят безупречное образование и мудрость, отличающие тех, кто связан с Богом мудрости и силы.

Нигде так не обойтись без тесного сотрудничества со Христом, как в работе врача. Тот, кто желает должным образом выполнять обязанности врача, должен ежедневно и ежечасно жить согласно принципам христианской жизни. Жизнь пациента находится в руках врача. Один небрежно поставленный диагноз, один неверный рецепт в критической ситуации, одно неумелое движение во время операции, пусть даже на волосок, — и жизнь может быть принесена в жертву, и душа может отправиться в вечность. Как велика ответственность! Как важно, чтобы врач постоянно находился под водительством Небесного Врача!

Спаситель желает помочь всем, кто взывает к Нему, прося мудрости и ясности мышления. А кто нуждается в мудрости и в ясности мышления больше, чем врач, от решений которого так много зависит? Пусть тот, кто пытается продлить людям жизнь, взирает на Христа с верой, чтобы в каждом движении следовать Его воле. Спаситель даст ему умение и тактичность в лечении самых трудноизлечимых болезней.

Удивительные возможности открываются для тех, кто ухаживает за больными. Во всем, что делается для выздоровления больных, дайте им понять, что врач стремится помочь им сотрудничать с Богом в борьбе против болезни. Дайте больным почувствовать, что на каждом шагу, сделанном в согласии с Божьими законами, они могут ожидать помощи Божественной силы.

Больные и страждущие будут больше доверять тому врачу, чья любовь и страх Божий не вызывает у них сомнений. Они полагаются на его слова. Когда они находятся в присутствии такого врача и лечатся у него, у них возникает ощущение безопасности.

Имея познания о Господе Иисусе, у христианского практикующего врача есть особое преимущество — он может молитвой пригласить Бога присутствовать в комнате больного. Прежде чем приступить к рискованной операции, пусть врач попросит помощи Великого Врача. Пусть он заверит страждущего, что Бог способен безопасно провести его через это суровое испытание, и в годину бедствий Он — надежное убежище для тех, кто доверяет Ему. Врач, который может это делать, но не делает, теряет одного больного за другим, которые благодаря вере и молитве могли бы быть спасены. Если бы он мог произнести слова, которые исполнили бы больного верой в сострадающего ему Спасителя, чувствующего каждый приступ боли, и мог бы излить Ему в молитве нужды души, кризис в большинстве случаев миновал бы благополучно.

Только Тот, Кто читает сердца, может знать, с каким трепетом и ужасом многие пациенты соглашаются на то, чтобы их оперировал хирург. Они осознают, что рискуют жизнью. Даже имея уверенность в мастерстве врача, они понимают, что операция небезопасна. Если они видят врача, склонившего голову в молитве, просящего Божьей помощи, они исполняются доверием. Признательность и надежда открывает сердце для принятия целительной силы Бога, которая оживляет энергию всего естества, и жизненные силы торжествуют.

Для самого врача присутствие Спасителя также является подкрепляющим фактором. Часто тяжелые обязанности и груз ответственности угнетают душу страхом. Лихорадочное состояние, вызванное неуверенностью, или боязнь могут сделать руки неловкими. Но заверение в том, что Божественный Советник находится рядом, чтобы вести и поддерживать, придает спокойствия и мужества. Прикосновение Христа к руке врача приносит жизненные силы, успокоение, уверенность и твердость.

Когда кризис благополучно минует и успех станет очевиден, проведите несколько минут вместе с пациентом в молитве. Выразите Богу свою благодарность за то, что эта жизнь спасена. Когда больной обратится со словами признательности к врачу, пусть хвала и благодарение будут направлены к Богу. Скажите пациенту, что его жизнь находилась под защитой Небесного Врача и поэтому была спасена.

Врач, который действует таким образом, ведет своего пациента к Тому, Кто поддерживает жизнь каждого из нас, к Тому, Кто способен спасти всех до единого, приходящих к Нему.

Необходимо, чтобы медицинско-миссионерская работа была исполнена горячего стремления спасать человеческие души. Врачу, равно как и проповеднику Евангелия, оказано высочайшее доверие, которое едва ли когда-либо оказывалось человеку. На каждого врача, осознает он это или нет, возложена миссия исцелять души.

В своей работе, близко соприкасаясь с болезнью и смертью, врачи слишком часто упускают из виду очень важные реальности будущей жизни. В своем искреннем стремлении предотвратить опасность, грозящую телу, они забывают об опасности, подстерегающей душу. Больной может перестать бороться за жизнь, и тогда последняя возможность спасения жизни выскальзывает из рук врача. С этой душой врачу предстоит встретиться опять на суде перед престолом Христа.

Часто мы теряем самые драгоценные благословения, пренебрегая возможностью сказать вовремя ободряющее слово. Если эту золотую возможность не увидеть, она будет потеряна. У постели больного не следует говорить о доктринах вероучения или о борьбе между добром и злом. Укажите страдальцу на Того, Кто желает спасти всех, приходящих к Нему с верой. Искренне и нежно попытайтесь помочь душе, находящейся между жизнью и смертью.

Врач, убежденный в том, что Христос является его личным Спасителем, потому что сам он обрел в Нем прибежище, знает, как обращаться с трепещущими, отягощенными чувством вины, больными грехом душами, которые взывают к нему о помощи. Он способен ответить на вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» Он может рассказать о любви Искупителя. Он может из своего личного опыта рассказать о силе раскаяния и веры. Простыми, искренними словами он может изложить нужды больной души Богу и побудить больного тоже обратиться к Богу и принять милость и сострадание Спасителя. Если врач у постели больного служит ему таким образом, стремится говорить ему слова, которые принесут реальное облегчение и успокоение. Господь работает с ним и действует через него. Когда помыслы страдальца обращены к Спасителю, мир Христа наполняет его сердце, и духовное здоровье, пришедшее к нему, становится всесильным Божьим средством для восстановления здоровья телесного.

Посещая больного, врач часто имеет возможность послужить и друзьям несчастного. Когда близкие у ложа страдающего чувствуют, что бессильны облегчить хотя бы один приступ острой боли дорогого им человека, сердца их опустошаются. Часто врачу рассказывают о печалях, которые скрывают от других. Тогда появляется возможность указать этим скорбящим на Иисуса, пригласившего уставших и обремененных прийти к Нему. Доктор может возносить молитву за родных и близких или вместе с ними молиться, излагая их нужды Исцелителю всех скорбей, Утешителю всех печалей.

Божьи обетования

Врач имеет драгоценную возможность указать своим пациентам на обетования Божьего Слова. Он призван выносить из сокровищницы новое и старое, говоря там и здесь слова утешения и наставления, в которых так нуждаются больные. Пусть врач сделает свой разум хранилищем свежих идей. Пусть он прилежно изучает Слово Божье, чтобы хорошо знать Его обетования. Пусть он научится повторять утешающие слова, которые произносил Христос во время Своего земного служения, давая Свои уроки и исцеляя больных. Ему следует рассказывать о том, как Христос исцелял, о Его чуткости и любви. Никогда не стоит пренебрегать возможностью обратить сердце своего пациента к Христу, Главному Врачевателю.

Та же сила, которую Христос явил, когда во плоти жил среди людей, содержится в Его Слове. Именно Своим словом Иисус исцелял болезни и изгонял бесов, успокаивал бурю на море и воскрешал мертвых, и люди, видевшие все это, говорили, что «слово Его было со властию». Он говорил Слово Божье так же, как прежде Он говорил всем пророкам и учителям Ветхого Завета. Вся Библия открывает Иисуса Христа.

Священное Писание должно восприниматься как Слово Божье, адресованное нам, — не только написанное, но и сказанное. Когда страдающие от различных недугов приходили ко Христу, Он видел не только тех, кто просил о помощи, но и всех тех, кто будет взывать о помощи на протяжении всех веков, приходя к Нему с подобными нуждами и такой же верой. Когда Он сказал парализованному: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои», когда Он сказал женщине из Капернаума: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Он обращался ко всем страдающим, отягощенным грехом, кто во все века будет обращаться к Нему за помощью (Мф. 9:2; Лк. 8:48).

Так обстоит дело со всеми обетованиями Слова Божьего. Через них Иисус лично говорит с каждым из нас, говорит так же непосредственно, как если бы мы могли слышать Его голос. Именно в этих обетованиях сказано, что Христос передаст нам Свою благодать и силу. Эти обетования — листья с дерева жизни «для исцеления народов» (Откр. 22:2). Принятые и усвоенные, они укрепляют характер, вдохновляют нас и придают нам стойкость. Ничто другое не может иметь такой целительной силы. Ничто другое не может придать мужества и веры, которая дает жизненно необходимую энергию всему человеческому естеству.

Тому, кто, трепеща от страха, стоит на краю могилы, душе, смертельно уставшей от тяжести греха и страдания, врач, как только предоставится возможность, пусть повторит слова Спасителя — ибо все слова Священного Писания — это Его слова:

«Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я —Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой... так как ты дорог в очах моих, многоценен, и Я возлюбил тебя». «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну». «Не бойся, ибо Я с тобою» (Ис. 43:1 —4, 5, 25).

«Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:13, 14).

«Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа, Бога твоего». «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (Иер. 3:13; 1 Ин. 1:9).

«Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44:22).

«Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю, если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушайтесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1:18, 19).

«Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». «Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя» (Иер. 31:3, Ис. 54:8).

«Да не смущается сердце ваше». «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:1, 27).

«И каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жиждущей» (Ис. 32:2).

«Бедные и нищие ищут воды и нет ее, язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их. Я, Бог Израилев, не оставлю их» (Ис. 41:17).

«Так говорит Господь, создавший тебя... изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:2, 3).

«Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли» (Ис. 45:22).

«Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Мф. 8:17; Ис. 53:5).

Глава 8

Врач-воспитатель

Истинный врач является воспитателем. Он осознает свою ответственность не только за больных, находящихся непосредственно под его присмотром, но также и за общество, в котором он живет. Он является хранителем как физического, так и нравственного здоровья. Такой врач пытается не только обучать правильным методам лечения больных, но и поощрять здоровый образ жизни, стремясь распространять знание о его принципах.

Потребность в обучении принципам здоровья

Знание принципов здорового образа жизни никогда не было столь необходимым, как теперь. Несмотря на поразительные достижения во многих направлениях, в том, что касается комфорта, удобств и даже вопросов гигиены и лечения различных заболеваний, вызывает тревогу ухудшение физической силы и выносливости современного человека. На это следует обратить внимание всем, кто глубоко заинтересован в благополучии своих ближних.

Наша искусственная цивилизация поощряет пороки, разрушающие здравые принципы. Обычаи и мода находятся в состоянии войны с природой. Порядки, которым следуют, и прихоти, которые поощряют в угоду обычаям и моде, неуклонно снижают физические и умственные силы, возлагая на род человеческий невыносимое бремя. Невоздержанность и преступления, болезни и несчастья — повсюду.

Многие нарушают законы здоровья по невежеству, такие люди нуждаются в наставлении. Но гораздо большее число людей знают нечто лучшее, чем то, что они делают на практике. Их необходимо убедить, насколько важно сделать это знание путеводителем в их жизни. У врача много возможностей, чтобы поделиться знаниями о принципах здорового образа жизни и показать важность их практического применения. Давая верные наставления, он может сделать многое для того, чтобы помочь пациентам избавиться от дурных наклонностей и привычек, причиняющих организму великий вред.

Привычкой, способствующей огромному количеству болезней и даже более страшных несчастий, является неограниченное использование содержащих яд лекарств. Чувствуя симптомы болезни, многие не тратят сил, чтобы выяснить причину, вызвавшую их болезненное состояние. Они беспокоятся главным образом о том, чтобы снять боль и избавиться от недомогания и неудобств, вызванных болезнью. И тогда они прибегают к любым доступным лекарственным средствам, о реальном действии которых недостаточно знают, или же обращаются к врачу, чтобы он прописал им какое-нибудь средство, способное нейтрализовать последствия их ошибок, при этом. у них не возникает даже мысли о том, чтобы изменить свои нездоровые привычки. Если цель не достигнута немедленно, они пробуют другое лекарство, потом третье... Таким образом болезнь все более усугубляется.

Нужно, чтобы люди поняли, что медикаменты не излечивают болезни. Да, они иногда приносят облегчение, и кажется, что пациент выздоравливает благодаря их применению. На самом же деле это происходит потому, что у природы достаточно жизнетворных сил, чтобы вывести яд и исправить то, что вызвало болезнь. Здоровье восстанавливается несмотря на употребление лекарства. Но в большинстве случаев лекарство только меняет форму недуга и место болезни. Нередко действиями лекарственного яда, кажется, удается преодолеть недуг на некоторое время, но последствия его остаются в организме и некоторое время спустя причинят огромный вред.

Употреблением ядовитых лекарств многие приобретают заболевания на всю жизнь. Большое число загубленных жизней могло бы быть спасено благодаря естественным методам лечения. Яды, содержащиеся во многих так называемых лекарственных препаратах, оказывают негативное влияние на привычки и склонности человека, что ведет к разрушению как тела, так и души. Многие из популярных медикаментов, называемых запатентованными лекарственными средствами, и даже некоторые лекарства, назначаемые врачом, способствуют в той или иной степени закладыванию основания для возникновения привычек к употреблению крепких напитков, опиума или морфия, ставших ужасным проклятием для общества.

Единственная надежда на лучшее — это обучение людей принципам здорового образа жизни. Пусть врачи учат людей, что восстановительная сила находится не в лекарствах, а в природе. Болезнь — это усилие природы освободить организм от последствий нарушения законов здоровья. В случае заболевания необходимо точно выяснить причину болезни. Нездоровые условия нужно изменить, вредные привычки — искоренить. Только таким образом человек действительно сможет помочь природе в ее усилиях удалить нечистоты из организма и восстановить его правильное функционирование.

Природные лекарственные средства

Чистый воздух, солнечный свет, умеренность, отдых, физические упражнения, надлежащее питание, употребление воды, доверие Божественной силе —вот истинные лекарственные средства. Каждому человеку следует знать о том, какие лекарственные средства находятся в распоряжении природы, и научиться пользоваться ими. Одинаково важно понимать принципы, на которых основывается лечение больного, и иметь практическую подготовку, чтобы уметь на практике правильно использовать эти знания.

Использование природных средств требует большой осторожности и напряженных усилий, которые многие не желают прилагать. Естественный процесс исцеления и восстановления происходит постепенно, и нетерпеливым он кажется слишком медленным. Отказ от пагубных пристрастий требует кое-чем пожертвовать. Но в конце концов обнаружится, что природа, если ей не мешать, делает свое дело мудро и хорошо. Те, кто, несмотря ни на что, повинуются ее законам, пожнут вознаграждение — здоровье телесное и здоровье душевное.

Как правило, слишком мало внимания уделяется охране здоровья. Гораздо лучше предотвратить болезнь, чем знать, как лечить ее. Обязанность каждого человека ради его же блага и ради блага всех людей знать законы жизни и сознательно повиноваться им. Всем нужно познакомиться с самым удивительным из всех организмов — с человеческим телом. Людям необходимо понимать функции различных органов, их взаимозависимость, обеспечивающую здоровую деятельность этих органов. Им следует изучать влияние разума на тело и тела на разум и законы, которые ими управляют.

Подготовка к жизненной борьбе

Часто ли приходится слышать, что здоровье не зависит от случая? Оно является результатом повиновения закону. Это признают участники легкоатлетических соревнований и состязаний в силовых видах спорта. Спортсмены готовятся очень тщательно. Они подчиняют себя упорным тренировкам и строгой дисциплине. Все физические привычки регулируются тщательно, приводятся в согласие с принципами здорового образа жизни. Они знают, что небрежность, излишества или легкомыслие, которые ослабляют и наносят вред всем органам и нарушают функции организма, непременно приведут к поражению в состязаниях.

Насколько более важна такая тщательность для того, чтобы обеспечить успех в жизненной борьбе! Это не подражание баталиям, в которых участвуют спортсмены. Мы ведем борьбу, от исхода которой зависит наша вечная участь. Нам приходится встречаться с невидимыми врагами. Злые ангелы стремятся получить власть над каждым человеческим существом. Любой вред, причиняемый здоровью, не только уменьшает физическую силу, но и ведет к ослаблению умственных и нравственных сил. Потакание любой нездоровой привычке затрудняет понимание различий между тем, что верно, а что нет, и поэтому становится все труднее противостоять злу. Это увеличивает опасность неудач и поражений.

«Бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду» (1 Кор. 9:24). В схватке, в которую мы вовлечены, могут победить все, кто приучит себя жить в послушании принципам здоровья. Практическое применение этих принципов в повседневной жизни слишком часто считается чем-то маловажным — слишком незначительным представляется этот вопрос, чтобы требовать к себе внимания. Но если иметь в виду то, что ставится на карту, ничто из нами содеянного не выглядит малозначащим. Каждый поступок добавляет свой вес на чаши весов, определяющих нашу жизненную победу или поражение. Священное Писание повелевает нам: «Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9:24).

С нашими прародителями случилось именно это: невоздержанность в желании привела к потере Едема. А от воздержания во всем наше возвращение в Едем зависит намного в большей мере, чем думают об этом люди.

Указывая на самоотречение, присущее участникам спортивных состязаний в Древней Греции, апостол Павел пишет: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:25 — 27).

Прогресс реформы здоровья зависит от ясного признания фундаментальной истины. В то время, как, с одной стороны, огромная опасность таится в ограниченности философии и в жесткой, холодной ортодоксальности, с другой стороны — в легкомысленном либерализме. Основанием постоянного совершенствования является Закон Божий. Мы призваны указать людям ясно и отчетливо на потребность человека в повиновении этому закону. О его принципах нужно постоянно напоминать людям. Они также вечны и непоколебимы, как Сам Бог.

Одним из самых прискорбных результатов, плачевных последствий грехопадения человека была потеря человеком способности управлять собой. Только когда эта власть над собой будет вновь обретена, возможен реальный прогресс.

Наше тело является единственным посредником, с помощью которого ум и душа развиваются для выработки характера. Именно поэтому враг человеческих душ направляет свои искушения, чтобы ослабить наши физические силы. Его успех в этом будет означать подчинение злу всего нашего существа. Наклонности нашей физической природы, если они не находятся под властью высших нравственных сил, непременно приведут к гибели и смерти.

Необходимо, чтобы тело было подвластно высшим силам человеческого естества. Воля должна управлять пристрастиями, а сама она, в свою очередь, должна находиться под контролем Бога. Царственная сила разума, освященная Божественной благодатью, должна править нашей жизнью.

Божьи повеления должны исполняться по совести. Необходимо пробудить в мужчинах и женщинах чувство необходимости владеть собой, потребность в чистоте и стремление быть свободными от любого извращенного желания и оскверняющей привычки. В их сознании следует запечатлеть истину о том, что все силы их ума и тела — есть дар Божий, и он должен быть наилучшим образом сохранен для служения Ему.

В древнем обряде жертвоприношения, символически указывавшем на Евангелие, ни одно животное, имевшее хоть малейший порок, не могло быть принесено к Божьему жертвеннику. Жертва, представлявшая Христа, должна была быть без порока. Слово Божье указывает на это как на иллюстрацию того, какими Божьи дети должны быть: «жертвой живой», «святой и непорочной», «благоугодной Богу» (Рим. 12:1; Еф. 5:27).

Без содействия Божественной силы невозможно осуществить подлинную реформу. Возводимые человеком преграды против естественных и приобретенных наклонностей — все равно что песчаная отмель на пути потока. До тех пор, пока жизнь Христа не станет обновляющей силой в нашей жизни, мы не сможем противостоять искушениям, осаждающим нас извне и изнутри.

Христос пришел в этот мир и прожил жизнь в полном послушании Закону Божьему, чтобы человек мог стать полным господином над теми свойствами своей натуры, которые растлевают душу. Будучи Врачом души и тела, Он дает победу над похотями, воюющими против нас. Он дал человеку все возможности для того, чтобы он мог обрести совершенство характера.

Когда человек отдается во власть Христа, сознанием начинает управлять закон; но это царский закон, провозглашающий свободу для каждого пленника. Став одно со Христом, человек обретает свободу. Подчинение воле Христа означает полное восстановление жизненных сил.

Повиновение Богу — это свобода от рабства греха, избавление от человеческих страстей и греховных побуждений. Человек может одержать победу над самим собой, над своими пристрастиями, сбросить с себя гнет начальств и властей, и «мироправителей тьмы века сего» и «духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Ни в каком другом месте такое наставление, как это, не является столь необходимым и нигде оно не может принести большей пользы, чем в семье. Родители имеют дело с самой закладкой основания привычек и характера у своих детей. Движение за улучшение существующего миропорядка должно начаться с провозглашения людям принципов Закона Божьего как имеющих отношение к физическому и нравственному здоровью. Покажите, что повиновение Слову Божьему — есть наша единственная защита от зла, которое влечет мир к гибели. Разъясните родителям, что на них лежит ответственность не только за самих себя, но и за своих детей. Они показывают своим детям пример либо повиновения, либо непослушания. Наставления и пример взрослых определяют судьбу молодого поколения. Дети станут такими, какими сделают их родители.

Если бы родители могли проследить результаты своих поступков и могли увидеть, как своим обучением и примером они увеличивают и увековечивают власть греха или власть праведности, перемены не замедлили бы явиться. Многие отвернулись бы от обычаев и традиций и приняли бы Божественные принципы жизни.

Сила примера

Врач, совершающий служение в доме больного, дежуря у его постели, облегчая его отчаяние, возвращая его к жизни от самого края могилы, говоря слова надежды умирающим, завоевывает доверие и привязанность, какие оказывают лишь немногим. Даже проповеднику не представляются такие огромные возможности для влияния на людей.

Необходимо, чтобы личный пример врача, не в меньшей мере, чем его советы, оказывал положительное влияние на людей. Для проведения реформы здорового образа жизни нужны мужчины и женщины, чьи жизненные привычки являются наглядным примером самообладания. Наша проповедь принципов здорового образа жизни весома только тогда, когда мы их наглядно демонстрируем в своей повседневной жизни. Мир нуждается в практическом подтверждении того, что благодать Божья может сделать, возвращая людям утраченное царское величие, давая им власть над собой. Ни в чем так не нуждается мир, как в знании спасающей силы Евангелия, явленной людям в благочестивой жизни последователей Христа.

Врач постоянно соприкасается с людьми, нуждающимися в силе и ободрении. Многим людям недостает нравственной силы. Им недостает самообладания, поэтому искушение легко берет над ними верх. Врач может помочь этим душам, только показывая своей собственной жизнью силу принципов, позволяющих ему торжествовать победу над всеми пагубными привычками и оскверняющими похотями. В его жизни должна ясно проявляться работа Божественной силы. Если ему это не удается, какими бы вескими и убедительными ни были его слова, его влияние будет свидетельствовать в пользу зла.

Многие ищут медицинской помощи и совета, потерпев нравственное крушение в результате своих вредных привычек. Ослабевшие, израненные, они чувствуют свое безрассудство и неспособность одолеть порок. Необходимо, чтобы таких несчастных не окружало ничто из того, что заставляет их вновь и вновь переживать чувства и сосредотачиваться на мыслях, которые привели их к столь плачевному состоянию. Им нужно дышать атмосферой чистоты, высоких и благородных помыслов. Как ужасна вина того, кто должен показывать людям положительный пример, а сам порабощен вредными привычками! Влияние такой личности только усиливает искушение!

Врач и воздержание

Многие из тех, кто разрушает тело и душу, употребляя табак и алкоголь, прибегают к помощи врача. Врач, сознающий свою ответственность, честно должен указать своим пациентам на причину их страданий. Но если сам он курит или употребляет спиртное, какое значение будут иметь его слова? Сознавая свою собственную слабость, сможет ли он не колеблясь указать на позорное пятно в жизни своего пациента? Сам употребляя алкоголь и табак, может ли он убедить молодежь в пагубных последствиях этих пристрастий?

Как может врач стать в обществе образцом чистоты и самообладания, как может он эффективно пропагандировать умеренность, если сам потакает своим отвратительным привычкам? Как может он достойно служить у постели больного и умирающего, если от него исходит неприятный запах спиртного и табака?

Расшатывая свои нервы и затуманивая свой мозг употреблением наркотических препаратов, как может он оправдать доверие, оказанное ему как квалифицированному и опытному врачу. Он не способен быстро и правильно поставить диагноз и назначить эффективное лечение!

Если врач не соблюдает законов, которые управляют его естеством, если он предпочитает эгоистичные удовольствия духовному и телесному здоровью, не расписывается ли он тем самым в своей профессиональной непригодности, в том, что ему нельзя доверять ответственность за человеческие жизни?

Каким бы ни был опытным и добросовестным врач, в своей работе ему приходится испытывать немало явных разочарований и поражений. Часто ему не удается достичь того, к чему он стремится. Хотя здоровье его пациентов и восстановлено, им и миру может не быть от этого никакой реальной пользы. Многие обретают здоровье лишь для того, чтобы снова потакать прихотям, вызвавшим их болезнь. С тем же самым рвением, что и прежде, они вновь бросаются в порочный круг потворства себе и безрассудства. И окажется, что старания врача исцелить их были напрасными.

Во время Своего земного служения Христос видел нечто подобное. Однако Он не прекращал Своих попыток облегчить участь страждущих душ. Из десяти прокаженных, которых Иисус очистил, лишь один оценил этот дар, да и тот был чужеземцем, самаритянином. Но именно ради него одного Христос излечил десять. Если врачу сопутствует не больший успех, чем Спасителю, пусть он усвоит урок Главного Врачевателя. О Христе написано: «Не ослабеет и не изнеможет». «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Ис. 42:4; 53:11).

Если только одна-единственная душа приняла бы Евангелие Его благодати, Христос ради ее спасения все равно избрал бы Свою земную жизнь, полную тяжкого труда, унижений, и принял бы позорную смерть. Если благодаря нашим усилиям лишь один человек будет поднят из грязи и облагорожен, чтобы сиять в чертогах Господних, разве нет у нас причины для ликования?

Обязанности врача трудны и утомительны. Чтобы выполнять их наиболее успешно, ему необходимо крепкое телосложение и безупречное здоровье. Слабый, болезненный человек не может выдержать изнурительного труда, характерного для профессии врача. Тот, кому недостает совершенного самообладания, не может стать квалифицированным специалистом в лечении всех болезней.

Хорошему врачу часто приходится недосыпать, питаться кое-как. Он оторван от удовольствий и религиозных преимуществ, и его жизнь, кажется, постоянно покрыта тенью. Недуги, которые он видит, полностью зависящие от него несчастные, находящиеся на смертном одре, молящие о помощи, его общение с растленными до боли утомляют его сердце и почти уничтожают веру в человечество.

В битве с болезнями и смертью перенапрягаются все силы до предела. Последствия этого ужасного напряжения испытывают все грани его характера. Поэтому ему труднее противостоять искушению. Более, чем людям других профессий, врачу необходимо самообладание, духовная чистота и крепкая вера, связывающая его с Небом. Ради других и ради себя самого он не может позволить себе игнорировать физический закон. Безрассудность в физических привычках ведет к нравственному упадку.

Принимая во внимание все это, мы видим, что единственный безопасный для врача путь — это при любых обстоятельствах поступать согласно принципам, усиленным и облагороженным четкой целью, которую можно определить только в Боге. Он должен стремиться к нравственному совершенству своего характера. День за днем, час за часом, каждый миг он должен жить как бы видя невидимый мир. Как Моисей, он должен вести образ жизни «как бы видя Того, Кто невидим».

Праведность имеет свои корни в благочестии. Никто не может неуклонно день за днем перед глазами своих собратьев вести чистую, исполненную силы жизнь, если его жизнь не сокрыта со Христом в Боге. Чем больше приходится трудиться для людей, тем теснее должно быть общение сердца с Небом.

Чем сложнее его обязанности, чем больше его ответственность, тем больше потребность врача в Божественной силе. Нужно среди повседневных забот находить время для размышлений о вечном. Он должен сопротивляться вторжению мирского, всего того, что будет настолько тяготить его, что может разделить с Источником силы. С молитвой, исследуя Священное Писание, ему, как никому другому, необходимо поставить себя под защиту Божьего щита. Ему необходимо жить в постоянной гармонии и сознательном следовании принципам истины, праведности и милосердия, которые открывают в душе Божественные свойства.

Лишь в той мере, в какой человек принимает Слово Божье и повинуется ему, оно и придаст жизненную силу всем его поступкам и побуждениям и освятит каждую грань характера. Оно очистит каждую мысль и упорядочит желания. Тот, кто полагается на Слово Божье, будет достойно вести себя среди людей и будет исполнен силы. Такие люди поднимутся над низменным в атмосферу, свободную от скверны.

Когда человек находится в тесном общении с Богом, та самая непоколебимая воля, которая сохранила Иосифа и Даниила среди всеобщего растления, царившего при дворах языческих царей, сделает его жизнь безупречно чистой. Одежды его характера будут незапятнанны. Свет Христа не затмится в его жизни. Яркая утренняя Звезда взойдет и будет вечно светить ему в неувядающей славе.

Такая жизнь будет частицей силы в обществе, станет преградой от зла, охраной для искушаемого, путеводным светом для тех, кто среди лишений и в душевном кризисе ищет верный путь.