Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 21 ноября 2024
ГЛАВА 10. ЗАКОНЫ О ВОСКРЕСНОМ ДНЕ PDF Печать Email

 

Сэмюэл Митчел из Куитмана, штат Джорджия, был I первым адвентистом седьмого дня в Соединенных Штатах, 'арестованным по обвинению в нарушении закона о воскресном дне. В 1878 году он просидел 30 суток в тюрьме штата, условия в которой были настолько отвратительны, „что он потерял здоровье. Спустя полтора года он умер.

В большинстве штатов в то время существовали законны о воскресном дне, однако немногочисленные дела, заведенные на адвентистов на севере и на западе, были быстро закрыты, а калифорнийский воскресный закон отменен. На юге, однако, было все иначе. В Арканзасе действовал закон о воскресном дне, одна из статей которого [Освобождала субботствующих от ответственности, но в 1884 году эту статью упразднили, и около 20 адвентистов были оштрафованы.

В штате Теннесси проявляли особую суровость по отношению к адвентистам. В 1885 году Уильям Дорч, У. Г. Паркер и Джеймс Стем были оштрафованы и отправлены в заключение, где провели несколько недель на каторжных работах. В 1889-м, а затем в 18 90 году был арестован Р. М. Кинг, Который в воскресный день обрабатывал кукурузное поле и посадки картофеля. Ему предъявили обвинение, и дело дошло в конце концов до Верховного суда Соединенных Штатов. Однако Кинг умер прежде, чем его дело было рассмотрено. Дело умерло вместе с обвиняемым. Три года спустя пять адвентистов седьмого дня предстали перед судом в штате Теннеси за нарушение предписаний о воскресном дне; они также провели некоторое время в кандалах.

Несколько раз за этот период поборникам законов о воскресном дне удавалось вынести свои законопроекты на рассмотрение Конгресса США. Более всего их поддерживал сенатор Г. У. Блэр, предложивший в 1888 году законопроект, цель которого заключалась в том, чтобы "обеспечить народу использование первого дня недели, известного как день Господень, в качестве дня отдыха и содействовать его соблюдению как дня религиозного поклонения". В начале 1889 года сенатор Блэр предложил принять поправку к Конституции Соединенных Штатов, направленную на христианизацию американских общеобразовательных школ. Оба эти законопроекта были отклонены. Блэр представил еще один законопроект о воскресном дне во второй половине 1889 года - его также отклонили.

Знамение конца

В череде знамений, указывающих на близость конца времени и на скорое возвращение Иисуса, адвентисты самым важным считают принятие законов о воскресном дне. Мы верим, что начертание зверя из 13-й главы Книги Откровение - это соблюдение воскресенья, насаждаемое законом. Елена Уайт очень подробно изложила эту проблему в книге "Великая борьба". Поскольку данная книга вышла в свет в 1888 году, то представляется, что взгляды автора обусловлены преследованиями адвентистов, происходившими примерно в то же время. Однако адвентистское понимание начертания зверя исходит не от Елены Уайт, не является оно и следствием гонений на адвентистов в конце 1880-х - начале 1890-х годов.

Первым адвентистом седьмого дня, предположившим, что начертание зверя - это символ соблюдения воскресенья, был Джозеф Бейтс. Он написал об этом во втором издании своего трактата "Седьмой день суббота, вечное знамение", опубликованного в 1846 году. Господь показал Елене Уайт, что взгляды Бейтса верны. В "Слове к малому стаду", опубликованном в 1847 году, также изложено это толкование, которое разделяла и Елена Уайт - ведь оно написано совместно супругами Уайт и Джозефом Бейтсом. Елена Уайт отстаивала это мнение почти 70 лет, вплоть до своей кончины в 1915 году. Следовательно, адвентистское понимание воскресных законов и начертания зверя сложилось не во время кризиса 1880-х и 1890-х годов, обусловленного принятием законов о воскресном дне. Эти события стали для адвентистов лишь подтверждением их правоты. Кроме того, они усилили ожидания конца света до такой степени, что Церковь стало лихорадить.

Впрочем, лихорадочное состояние скоро прошло. Воскресные законы оставались в законодательстве большинства штатов нашей страны, но к 1900 году преследования адвентистов за нарушение этих законов прекратились. С тех пор многие штаты отменили свои воскресные законы, а те, которые сохранились, исполняются весьма небрежно. В настоящее время в Соединенных Штатах деятельность, направленная на введение, а тем более насаждение законов о воскресном дне, откровенно говоря, весьма незначительна. Наше общество стало настолько светским, что не у многих людей возникает желание узаконивать день поклонения.

Из-за устойчивой тенденции отказа от воскресных законов в течение последних ста лет некоторые адвентисты седьмого дня начинают сомневаться - действительно ли заключительный конфликт будет включать противостояние по вопросу о четвертой заповеди? Они говорят, что Елена Уайт описывала возможное развитие событий конца времени, исходя из реалий своей эпохи. Сто лет спустя предмет борьбы может быть совсем иным, полагают они. "Может ли так быть, - задает вопрос один из ученых-адвентистов, - что история пройдет мимо вопроса о воскресенье и последним испытанием окажется нечто другое?"

В утверждении о том, что пророчество, исполнение которого определенным образом было предсказано в одно время, может воплотиться по-иному, если его исполнение произойдет позднее, есть доля истины. Однако само Писание, а не только Елена Уайт, ясно говорит, что предметом заключительного конфликта будет Закон Божий.

И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откр. 12:17).

Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса (Откр. 14:12).

Откровение также сообщает нам, что заключительный конфликт будет сосредоточен вокруг истинного и ложного поклонения - поклонения зверю и его образу, с одной стороны (см. Откр. 13:4, 8, 15; 14:9, 10), и поклонения Богу - с другой (см. Откр. 14:6, 7). Истинному поклонению дается определение, столь напоминающее четвертую заповедь, что почти невозможно не заметить этого: "Поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод" (Откр. 14:7).

Более того, взгляды Елены Уайт на конфликт по вопросу о субботе и воскресенье в конце времени неразрывно переплетены со всем ее учением о последних днях. Следующие суждения выбраны из десятков подобных высказываний, сделанных в течение ее 70-летнего служения.

Суббота - великое испытание. Это разделительная линия между верными и праведными, с одной стороны, и неверными и нечестивыми - с другой {Избранные вести, т. 3, с. 423).

Вопрос о субботе должен стать предметом великого заключительного конфликта, в котором будет участвовать весь мир (Комментарии Елены Г. Уайт. Библейский Комментарий АСД, т. 7, с. 977).

Близится время, когда Законом Божьим будут пренебрегать в нашей стране. Правители нашего народа станут законодательными актами насаждать закон о воскресном дне (там же).

Этот вопрос [узаконивание воскресенья] вскоре встанет перед нами. Божья суббота будет попрана, а ложная - вознесена (Избранные вести, т. 2, с. 375).

Имея все эти свидетельства, нетрудно сделать вывод:

конфликт по поводу субботы будет основным политическим вопросом во время заключительного кризиса.

Почему же нет воскресных законов?

После изучения всех данных я пришел к выводу, что вопрос заключается не в том, будет ли в центре заключительного кризиса проблема соблюдения четвертой заповеди. На самом деле вопрос должен звучать так: почему, несмотря на недвусмысленные предсказания Елены Уайт, в течение последних ста лет события развивались в другом направлении?

По-моему, дело в том, что сатана извлек два поучительных урока из кризиса, вызванного воскресными законами в конце прошлого века. Он усвоил, во-первых, что адвентисты седьмого дня воспринимают воскресные законы очень серьезно. Мы боремся с этими законами. В 1892 году после ареста в Теннеси пяти адвентистов седьмого дня, трудившихся в воскресенье, мы распространили 300 тысяч брошюр, разъясняя свою позицию правительственным чиновникам, юристам и гражданам штата. В результате преследования прекратились. На государственном уровне бесстрашным оппонентом воскресных законов, поступавших на рассмотрение Конгресса США в конце 1880-х и начале 1890-х годов, был А. Т. Джонс. И вновь победа - все эти законопроекты были отклонены.

Мы боролись с воскресными законами, и мы победили.

Я представляю, как сатана отступил с поля боя за воскресные законы, зализывая раны. Вероятно, он сказал про себя: "В следующий раз не дам им ни единого шанса на победу!"

Еще сатана усвоил, что поскольку законы о воскресном дне служат для адвентистов знамением конца, то они воодушевят нас самым непосредственным образом готовиться ко Второму пришествию Христа. Сатана же меньше всего желает видеть адвентистов, воодушевленных близостью возвращения Иисуса. Поэтому он старается убедить нас в том, что принятие воскресных законов маловероятно, старается укрыть их в тени, где они недоступны нашим взорам, чтобы мы полагали, будто у нас масса времени. А сатана пытается незаметно сокрушить правовой барьер (отделение Церкви от государства), который предотвратил принятие воскресных законов 100 лет назад. Другие проблемы будут волновать нас, и мы не встревожимся, пока не окажется слишком поздно. Тогда сатана набросится на нас, как кошка, подкравшаяся к мыши. Подобно шахматисту, прозевавшему ход, мы слишком поздно обнаружим, что нам объявлен мат. Один быстрый ход - и воскресные законы, которых мы опасались, станут грозной реальностью.

Вот почему, как мне кажется, в течение последних ста лет не прослеживается тенденция к узакониванию воскресенья.

Кризис по вопросу о субботе и воскресенье - постепенный или внезапный?

В "Великой борьбе" три главы посвящены обсуждению заключительного конфликта перед окончанием времени благодати - "Незыблемость Закона Божьего", "Грядущая борьба" и "Последнее предостережение". При чтении этих глав создается впечатление, что кризис по вопросу о субботе и воскресенье в Соединенных Штатах будет развиваться в общем-то постепенно. Каждое из следующих высказываний наводит на мысль, что воскресные законы будут горячо обсуждаться американскими политиками и что узаконивание воскресенья займет некоторое время. Обратите особое внимание на выделенные курсивом слова.

Продажность политиков разрушает любовь к справедливости и уважение к истине; и даже в свободной Америке правители и законодатели, чтобы снискать расположение общества, пойдут на уступки народу и установят обязательность воскресного дня (Великая борьба, с. 592, курсив мой).

По мере того как вопрос об обязательном праздновании воскресного дня обсуждается все шире, событие, в котором сомневались и в которое не верили, становится реальностью, и третья ангельская весть оказывает небывалое влияние (там же, с. 606, курсив мой).

Они [паписты] радуются тому, что все больше исповеданий склоняется к празднованию воскресного дня, - это дает им уверенность в том, что в конце концов весь протестантский мир окажется под знаменем Рима (там же, с. 448, курсив мой).

Когда движение за обязательное празднование воскресного дня укрепится, тогда против соблюдающих заповеди будет применена сила закона (там же, с. 607, курсив мой).

Давайте рассмотрим выделенные суждения в каждом высказывании. В них говорится о законах, которые появляются в результате политических процессов, таких, как кампании и дебаты, а не как административные распоряжения.

Первое высказывание. Елена Уайт утверждает, что "правители и законодатели... пойдут на уступки народу". Какую кампанию необходимо провести, чтобы сформировать общественное мнение? И насколько масштабна должна быть эта кампания, чтобы еще и заставить правителей и законодателей прислушаться к мнению общественности? Масштабы этой кампании должны быть грандиозны.

Второе высказывание. Елена Уайт сказала, что "по мере того как вопрос об обязательном праздновании воскресного дня обсуждается все шире..." На такое обсуждение мало одного вечера. Даже с нынешними возможностями средств массовой коммуникации, для того чтобы изменить общественное мнение и повернуть на 180 градусов национальную политику, нужно много времени. Противостояние по вопросу об абортах в 80-х и 90-х годах нашего века - убедительный тому пример. И только тогда "событие, в котором сомневались и в которое не верили", станет реальностью. Этого еще не произошло. Все еще впереди.

Третье высказывание. Елена Уайт говорит: "Все больше исповеданий склоняется к празднованию воскресного дня..." И снова мы имеем дело с движением, с тенденцией. Тенденция, по определению, должна развиваться в течение какого-то времени. Елена Уайт говорит, что это движение, эта тенденция приобретает все больше сторонников.

Четвертое высказывание. Елена Уайт утверждает, что движение за празднование воскресного дня "укрепится". И снова отчетливо просматривается идея протяженности во времени.

Однако мне представляется вполне возможным, что кризис, связанный с соблюдением субботы, обрушится на Божий народ внезапно, без всякого предупреждения. Я придерживаюсь такой точки зрения по двум причинам.

Во-первых, в конце прошлого века, когда Елена Уайт писала эти строки, она, как и все адвентисты, считала, что требования узаконить соблюдение воскресенья окажутся тем тараном, который разрушит стену между Церковью и государством в Соединенных Штатах. Нужно было время не только на то, чтобы внедрить в общественное сознание необходимость воскресных законов, но- и на то, чтобы с помощью этих законов ликвидировать отделенность Церкви от государства.

Однако, как я указывал ранее, сто лет спустя сатана изменил свою стратегию. Теперь он использует другие тараны для разрушения стены, разделяющей Церковь и государство, - в частности конфликт по поводу абортов и требование государственной поддержки приходских школ. Сегодня для принятия национального закона о воскресном дне потребуется гораздо меньше политической активности, чем сто лет назад, - современная тенденция развития общества показывает, что к началу пропагандистской кампании за воскресные законы Верховный суд уже упразднит отделение Церкви от государства, этот единственный сдерживающий правовой барьер.

Вторая причина, по которой воскресные законы сегодня могут быть приняты гораздо быстрее, - это скорость, с которой развивается мир. Ведь она гораздо выше, чем 100 лет назад. С прямой международной связью всякий, имеющий деньги и телефон, может за одну минуту связаться практически с любым человеком в любом месте, где тоже есть телефон. Люди, у которых достаточно денег, могут пересечь полмира в течение одних суток, а за 48 часов вы попадете даже в самые отдаленные части света.

Посмотрите, как стремительно пал коммунизм в странах Восточной Европы в конце 1989 года, как стремительно Соединенные Штаты и их союзники разбили Ирак в начале 1991 года, как стремительно распался Советский Союз в конце 1991 года. Почему же на разжигание заключительного кризиса должны уйти годы? Мир, в котором мы живем, очень сильно отличается от мира Елены Уайт, и мне кажется, что в наше время, оставаясь твердой во мнении о грядущем конфликте по вопросу о субботе и воскресенье, она существенно переменила бы свой взгляд на темпы его развития.

Неожиданное появление законов о воскресном дне не противоречит и тому, что писала сама Елена Уайт. Много раз она указывала на внезапность будущих Божьих судов. Она говорила о "будущих событиях, которые вскоре обрушатся [на Божий народ] с невероятной силой" (1903), и о том, "что вскоре разразится над миром внезапно и неизбежно" (1904).

Я считаю, что силы добра и зла в мире сейчас неудержимо двигаются друг другу навстречу, и это грозит катастрофой. Начиная с 1960-х годов зло стало особенно дерзким и необузданным. Секуляризм господствует почти во всех сферах американской и западной общественной жизни, включая государственное управление, науку, образование, искусство и журналистику. С другой стороны, евангелические христиане и христиане-фундаменталисты ведут суровую борьбу за восстановление хоть какого-то подобия иудео-христианских ценностей в нашей культуре.

Хотя кое-что в их подходе беспокоит меня, консервативные христиане указывают на весьма реальные проблемы нашего общества: порнографию, гомосексуализм, совращение малолетних, свободную любовь, наркотики, алкоголизм, насилие и похоть на телеэкранах - этот список можно продолжать долго. Рано или поздно подлинная религия, с одной стороны, и религия секуляризма и "Новый век" - с другой должны столкнуться друг с другом в заключительной схватке за обладание нашей планетой.

Если этому конфликту суждено развиваться постепенно, то политическая реальность позволяет предположить, что заключительный кризис будет длиться еще несколько десятилетий. Однако сверхъестественное вмешательство Божье в форме катастрофических, всемирных стихийных бедствий может способствовать тому, что нравственное самоочищение человечества произойдет в течение одной ночи. Многочисленные бедствия, показанные Елене Уайт, могут подтолкнуть даже самых светских людей к осознанию того, что "Бог пытается нам что-то сказать".

Боюсь, что затянувшаяся во времени политическая активность, которую предвидела Елена Уайт в своих предсказаниях о воскресном законе, происходит непосредственно в наше время, но не в контексте этого закона. В тот момент, когда вы читаете эти строки, правители и законодатели идут на уступки требованиям протестантов точно так, как об этом говорила Елена Уайт (см великая борьба, с. 592). Речь идет не о требованиях ввести в действие закон о воскресном дне. Они с готовностью уступают требованию ликвидировать нашу единственную защиту от этого закона: отделение Церкви от государства. Я считаю, что прямо у нас на глазах осуществляется предсказание Елены Уайт, но большинство людей не понимают, что происходит, потому что это происходит не так, как мы себе воображали. Этот трюк сатана проделал с иудеями две тысячи лет назад. Не стоит удивляться, если он попытается сделать то же самое с Божьим народом в наше время. В предсказаниях Елены Уайт относительно политики последнего времени в Соединенных Штатах говорится о постепенном процессе. Поскольку этот процесс идет уже сейчас, не затрагивая воскресные законы, я подозреваю, что, появившись на политической сцене, воскресные законы будут приняты очень быстро. Просто мы не должны дожидаться кампании за принятие воскресных законов, надеясь, что у нас достаточно времени, чтобы наладить отношения с Богом. Совершенно необходимо готовиться к заключительному кризису как событию внезапному, грядущему "с невероятной силой". Те, кто ждет постепенного развития событий последнего времени, могут обмануться в своих ожиданиях.

Предполагаемый сценарий

Исходя из анализа высказываний Елены Уайт относительно воскресных законов и грядущего "времени скорби" и собственных знаний о текущих событиях, я хотел бы предложить сценарий, который мне кажется весьма правдоподобным. Подчеркиваю - это мое собственное толкование имеющихся данных. Ваше мнение может быть совершенно другим.

В течение последних десяти лет американское правительство все чаще и чаще забывало об исторически присущей ему политике разделения Церкви и государства. Если эта тенденция сохранится, то весьма вероятно (хотя ни на государственном, ни на национальном уровне ничто не предвещает в данный момент узаконивания воскресенья), что декрет о воскресном дне в той или иной форме может быть введен в Соединенных Штатах достаточно быстро в самом недалеком будущем. Согласно данным нам пророческим указаниям, такой закон, когда бы он ни был введен в действие, окажет глубочайшее влияние на взаимоотношения нашей страны с Богом.

Когда протестантские церкви объединятся с мирской властью в утверждении ложной религии, в борьбе с которой их предшественники вынесли жесточайшие преследования; когда государство употребит свою силу для насаждения декретов и поддержки церковных институтов, - тогда протестантская Америка станет образом папства и произойдет национальное отступничество, которое закончится национальной гибелью (Комментарии Елены Г. Уайт. Библейский Комментарий АСД, т. 7, с. 976).

Обратите внимание, что, введя в действие даже мягкую форму законодательства о воскресном дне, Соединенные Штаты радикально изменят свои взаимоотношения с Богом. Согласно богодухновенному свидетельству, данному адвентистам седьмого дня, такое законодательство будет сигналом для Небес освободить стихии. Возможно, бедствия падут сначала на Америку, а потом уже на другие части света.

Предположим, к примеру, что ряд землетрясений сметает с лица земли несколько крупнейших городов мира и тысячи городов поменьше. Предположим, что несколько сотен "неожиданных" бурь уничтожает основную часть урожая на планете, подобно тому как 3500 лет назад единственная буря погубила урожай в Египте. Предположим также, что, помимо всего прочего, небольшой астероид падает в центр Бразилии, уничтожив 95 процентов амазонских джунглей и серьезно сократив мировые запасы кислорода. Можете ли вы себе представить, как будут реагировать на это мировые политики и ученые? Я считаю, что подобный кризис и имел в виду Лука, когда говорил, что в конце времени на земле воцарится "уныние народов и недоумение", и "люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную" (Лк. 21:25, 26).

Мы еще только строим предположения о том, какие беды нас ждут, а стихийные бедствия подобных масштабов уже грядут, и многие из них обрушатся внезапно и без предупреждения. Государственные деятели будут вынуждены объявить чрезвычайное положение, дабы обеспечить всем необходимым бедствующее население. На столь грозные мысли меня наводят высказывания Елены Уайт о грядущей катастрофе.

Люди во всех частях света поймут, что "Бог пытается нам что-то сказать". Мир как единое целое будет искать духовное решение, и неверующие, обладавшие до той поры солидным весом в обществе и поддерживавшие религиозную свободу, обнаружат вдруг свою беспомощность. Страшно напуганное катастрофическими, мировыми стихийными бедствиями, общество потребует - и получит - религиозные законы, о появлении которых свободолюбивым людям невозможно было и помыслить. Эти законы будут весьма поспешно введены в действие, и все признают "суровую необходимость" происшедшего. Будет установлен религиозный "новый мировой порядок", по сравнению с которым политический новый мировой порядок президента Буша покажется детской шалостью. Фундаментализм, которым гордился аятолла Хомейни, обретет власть и возобладает над правительством Соединенных Штатов.

Все это вам кажется невероятным? А это всего лишь картина, которая получается, если истолковывать предсказания Библии и Елены Уайт в свете современных тенденций с небольшим вкраплением нынешней терминологии. Некоторые думающие неадвентисты, видя эти современные тенденции, тоже выражают свою обеспокоенность. Прочтите, пожалуйста, следующее высказывание Барри Линна, рукоположенного служителя Объединенной Церкви Христа и юриста, который в течение нескольких лет являлся консультантом по правовым вопросам вашингтонского бюро Американского союза в защиту гражданских свобод.

Американцам проще всего думать, что проблемы, подобные проблеме аятоллы Хомейни... никогда не возникнут здесь, на американской земле. Они полагают, что в нашей демократической стране просто невозможно бесконтрольное развитие событий. Я думаю, это очень опасное заблуждение. Вы только почитайте, что пишут такие люди, как Рэндалл Терри, глава "Спасательной операции". Это человек, который хочет радикально преобразовать Америку на основе собственного понимания Библии. Он не собирается довольствоваться запрещением абортов, потому что ставит перед собой цели - гораздо более далеко идущие, чем эта (Церковь и государство, июль-август 1991 г., с. 9).

Я хочу еще раз сказать, что, по моему убеждению, нынешняя готовность американского правительства, особенно администрации, уступить требованию правых протестантов и убрать барьеры, разделяющие Церковь и государство, вполне может выразиться в бездумном принятии мягкой формы воскресного закона в недалеком будущем. Однако я не верю, что принятие сурового закона о воскресном дне, предсказанное Еленой Уайт, произойдет вне зависимости от катастроф, связанных с наступлением бедственного времени.

Когда катастрофы действительно обрушатся на землю, это побудит верующих во всем мире, особенно протестантов и католиков, объединиться вокруг "программы" восстановления законного положения Бога в обществе. Именно это и предсказывала Елена Уайт.

Будет объявлено, что люди, пренебрегающие воскресным днем, бесчестят Бога; что этот грех и вызвал бедствия, которые не прекратятся до тех пор, пока повсеместно не установят празднование воскресенья; что соблюдающие четвертую заповедь бесчестят воскресный день, смущая народ и лишая его Божьих благословений (Великая борьба, с. 590).

Сатана по-своему объясняет события, и, поддавшись его внушению, многие руководители думают, что бедствия, происходящие на земле, есть результат нарушения воскресного дня. Надеясь умиротворить гнев Божий, эти влиятельные люди издают законы, навязывающие соблюдение воскресенья (Рукопись 55, 1899г., цитата из Маранафы, с. 172).

Я убежден, что именно так исполнится предсказание Елены Уайт о внезапных и неожиданных бедствиях, которые поставят Божий народ перед лицом смерти.

Сто лет назад, когда адвентистов преследовали в разных частях Соединенных Штатов за "трудовую деятельность" в воскресный день и когда в Конгрессе Соединенных Штатов призывали принять закон о воскресном дне, мы были охвачены лихорадочным ожиданием Второго пришествия. Однако сегодня, когда никто и не вспоминает о воскресном законе, свидетельства нашего приближения к заключительному кризису гораздо более очевидны, чем сто лет назад. Среди американцев в то время еще превалировали антикатолические настроения. Папство было далеко от того, чтобы восстанавливать власть над миром. О спиритизме мало кто слышал. И, что самое важное, как я уже указывал в этой главе, американский народ горячо поддерживал принцип отделения Церкви от государства, который обрекал на провал любой национальный закон о воскресном дне. Единственным свидетельством воплощения нашего уникального пророческого понимания в конце 1880-х - начале 1890-х годов были воскресные законы штатов и пропаганда национального воскресного закона.

Сегодня мы не наблюдаем каких-либо признаков введения в действие национального закона о воскресном дне, но очевидно, что четыре основных адвентистских предсказания о последнем времени буквально врываются в нашу жизнь: спиритизм "Нового века", воспрянувшая к жизни Римско-католическая церковь, недовольство отделением Церкви от государства со стороны американских протестантов и Соединенные Штаты как единственная мировая сверхдержава.

Эти знамения конца гораздо более важны, чем воскресные законы, потому что они создают положение, при котором становится возможным не только узаконивание воскресного дня, но и собственно последний кризис, предсказанный Еленой Уайт.

Я считаю, что мы находимся на пороге мировых событий колоссального масштаба. Я считаю, что предсказание Елены Уайт, что "финальные события будут неожиданными" (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 11), уже исполняется.

Адвентистам седьмого дня надо пробудиться. Пора начать молить Господа о позднем дожде и преобразовании наших сердец - это поможет нам в самый мрачный час не потерять из виду Иисуса.

Я также считаю - нам пора поведать миру о том, что его ждет впереди. Если мы не сделаем этого, то Бог призовет для этой задачи других, более расторопных.