Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Эллен Уайт Глава 1 Ранние годы PDF Печать E-mail

Определение, описание и ожидание позднего дождя и громкого клича

1844 год ознаменовал конец пророческого периода в 2300 лет, который мы находим у Даниила в главе 8:14 - самого длинного пророческого периода в Библии - и стал кульминацией великого полночного крика о Пришествии. К сожалению, этот год был также отмечен, пожалуй, самым большим разочарованием в истории христианской церкви - разочарованием тех, кто с нетерпением ждал возвращения Господа. После 1844 года, по мере того как многие из разочарованных верующих продолжали изучать Писания, Господь открыл множество библейских истин, которые стали основополагающими доктринами-ориентирами церкви адвентистов седьмого дня.1

Именно в это время, до того, как у деноминации появились название и первичная организация (в период между 1860 и 1863 годами), Господь открыл истины о позднем дожде и громком кличе. Эллен Г. Хармон, которая в 1846 году вышла замуж за Джеймса Уайта, была избрана Богом как вестница церкви остатка, и через видения и сны Господь открывал ей, что должно вскоре произойти на земле.

Мы начнем с того, что обратимся к некоторым из самых ранних высказываний Эллен Уайт, относящихся к работе Святого Духа, позднему дождю и громкому кличу. В феврале 1845 года ей было дано видение, изображающее конец периода в 2300 дней и начало заключительной работы Христа во святом святых - очищения святилища.2 Эллен Уайт было показано участие народа Божьего в очищении святилища и их великая нужда в Духе Святом для выполнения этого дела. Ей были также показаны попытки сатаны обмануть народ и сорвать работу, которая там выполняется:«Я видела, как Отец поднялся ... перешел во святое святых за завесой, и воссел. Тогда Иисус встал с престола, и большинство из склонившихся пред Ним поднялись вместе с Ним. ... Затем Он поднял правую руку, и мы услышали Его прекрасный голос, произнесший: «Подождите здесь; Я иду к Отцу, чтобы получить царство; храните ваши одежды незапятнанными, и через малое время Я вернусь с брачного торжества и возьму вас к Себе». ... Он восшел на колесницу, и она унесла Его в святилище, где находился Отец. Там я увидела Иисуса, великого Первосвященника, стоящего перед Отцом. ... Те, что встали вместе с Иисусом, обратили к Нему во святое святых свою веру, и молились: «Отец, даруй нам Духа Твоего». Тогда Иисус своим дыханием направил на них Святого Духа. В этом дыхании были свет и сила, обилие любви, радости и мира.

Я повернулась, чтобы посмотреть на группу тех, кто все еще стояли, склонившись перед престолом [святым местом]; они не знали, что Иисус покинул его. Возле престола появился сатана, пытаясь имитировать продолжение работы Божьей. Я видела, что они смотрят на престол и молятся: «Отец, дай нам Духа Твоего». Тогда своим дыханием сатана направил на них свое нечестивое влияние; в нем были свет и обилие силы, но не было сладостной любви, радости и мира. Целью сатаны было удержать их в заблуждении, заставить детей Божьих отступить, обмануть их. Я видела, как один за другим люди покидают группу, которая молилась Иисусу во святое святых, и шли присоединиться к молящимся перед престолом; они сразу же получали нечестивое влияние сатаны.3

Несколько лет спустя Эллен Уайт писала о «славе небес», которую Господь открыл ей еще в ее девичестве. Свет, который должен осветить всю землю славой, исходил непосредственно от Иисуса и должен был проявиться через Его народ. В последующие годы она определит этот свет как непосредственно поздний дождь:

«В самой моей юности Господь счел нужным открыть передо мной славу небес. ... Я посмотрела на мир, оннаходился в густом мраке. ... Но вот я начала видеть струи света, которые как звезды были тут и там разбросаны через всю эту тьму; затем я увидела, как свет умножается - еще и еще, и так через всю толщу этой нравственной тьмы похожие на звезды огни сияли все сильнее, и их становилось все больше. И ангел сказал: «Это те, которые уверовали в Господа Иисуса Христа и повинуются словам Христа. Они - свет миру». ... Потом я увидела, как эти маленькие струйки света становятся все ярче, сияя с востока и запада, с севера и юга, и освещая весь мир. ...

Я видела, что светоносные лучи изошли от Самого Иисуса, желающего даровать эти драгоценные струи света миру.4

Уже в 1850 году Эллен Уайт было показано, что поздний дождь скоро грядет с великой силой, но не все примут его. Сатана удерживал народ от должного приготовления:

«Вы отодвигаете пришествие Господа слишком далеко. Я видела, что поздний дождь приближается, как полночный крик, но с силой в десятки раз большей».5

«Я видела, что многие пренебрегали столь необходимым приготовлением и надеялись, что время «освежающего обновления» и «поздний дождь» приведут их в состояние, позволяющее выстоять в день Господа и жить в Его присутствии. О, скольких я видела бесприютными во время скорби!»6

Поздний дождь должен был более четко показать те истины-ориентиры, которые Бог открыл после 1844 года. Следующим заявлением Эллен Уайт предсказала, что поздний дождь принесет более глубокое понимание субботы. Это явно больше, чем все то, что понимали и чему учили реформаторы шестнадцатого века. Это был нарастающий свет от престола Божия:

«Я видела, что мы совсем мало осознаем и понимаем важность субботы. ... Но, когда от лица Господа и славы могущества Его сойдет освежающий поздний дождь, мы непременно узнаем, что значит участвовать в наследии Иакова и взойти на высоты земли. Тогда мы более ясно увидим субботу в ее значимости и славе».7

Лаодикийское состояние

Но были ли первые адвентисты готовы к излитию позднего дождя? Еще в 1852 году Эллен Уайт записывала свидетельства, которые определяли адвентистский народ как пребывающий в лаодикийском состоянии, даже несмотря на то, что они отделились от других церквей:

«Многие из тех, кто исповедует, что желает скорейшего пришествия Христа, уподобляются миру сему ... Они холодны и формальны, как те номинальные церкви, от которых они совсем недавно отделились. Слова, адресованные Лаодикийской церкви, точно описывают их текущее состояние».8

В 1857 году Эллен Уайт написала статью для «Ревю энд Геральд», где рассказала о том, какая череда событий, которые будут происходить перед пришествием Христа, недавно была показана ей в видении. В среде народа Божьего будет просеивание, вызванное теми, кто восстанет против прямого свидетельства Верного Свидетеля к Лаодикийской церкви. Те же, кто войдет в более глубокий опыт жизни со Христом и примет весть к Лаодикии, будут приведены к единству, подготовлены к последнему конфликту, и станут возвещать истину с особой силой. Именно поздний дождь и громкий клич приведут в ярость нечестивых, подталкивая их принять меры против народа Божьего.

«Я спросила о смысле просеивания, которое видела. Мне было показано, что егопричиной послужит прямое свидетельство, вызванногонаставлением Верного Свидетеля, данным Лаодикии. Это свидетельство будет оказывать влияние на сердца принимающих его и приведет их к способности поднятьзнамя и возвещать точную истину. Некоторые не вынесут этого прямого свидетельства. Они восстанут против него, что и вызовет просеивание среди народа Божьего. ...

«Ангел сказал: «Составьте список!» Вскоре я услышала голос, который звучал, как множество музыкальных инструментов, играющих в идеальном согласии, сладко и гармонично. ... Казалось, он был исполнен милости, сострадания и возвышенной, святой радости. Мое внимание было привлечено к группе людей, которых я видела раньше; они проходили через энергичное просеивание. ... С головы до ног они были облачены в броню. Они двигались в стройном порядке, непреклонные, как отряд воинов. ...

«Я слышала, как облеченные в доспехи возвещали истину с великой силой. ... Честные люди, которым раньше препятствовали в знакомстве с истиной, теперь с жаждой хватались за проповедуемую весть. Весь их страх перед родными рассеялся. ... Я спросила, что вызвало эти огромные перемены. Ангел ответил: «Поздний дождь. Отрада от лица Господа. Громкий клич третьего ангела. ...

«Мое внимание было привлечено к нечестивым, или неверующим. Все они были возбуждены. Ревность народа Божьего и сила, пребывающая с ним, будоражили их и приводили в ярость. ... Я видела меры, принятые против группы людей, имевших силу и свет от Бога».9

Видение великой борьбы

В Субботу и воскресенье, 13 и 14 марта 1858 года, Джеймс и Эллен Уайт принимали участие в собрании в Ловетт-Гроув, штат Огайо. В воскресенье днем в здании школы, где проходило субботнее собрание, Джеймс проводил панихиду. Когда он закончил говорить к полному залу, Эллен встала и, чувствуя повеление Духа Господня поделиться свидетельством, начала говорить слова утешения скорбящим. В это время она была взята в видении и в течение двух часов через божественное откровение Господь разворачивал перед ней «многовековую великую борьбу между Христом и сатаной». Записывая это позже, Эллен Уайт утверждала, что, хотя тема и не нова, теперь она должна написать о ней:

«В видении в Ловетт-Гроув повторилось большинство из того, что я видела десятью годами раньше о многовековой великой борьбе между Христом и сатаной, и мне было поручено все записать. Мне было показано, что хотя мне иследует противостоять силам тьмы, ибо сатана приложит большие усилия, чтобы воспрепятствовать мне, но я должна возложить упование на Бога, и ангелы не оставит меня одну в этой борьбе».10

В течение почти пяти месяцев после видения в Ловетт-Гроув Эллен Уайт работала над тем, чтобы записать его и опубликовать в виде книги. В начале сентября 1858 года первый том Духовных Даров вышел под названием «Великая борьба между Христом и ангелами Его и сатаной и ангелами его».11 В то время Эллен было всего тридцать лет, но в течение следующих пятидесяти с лишним лет эта небольшая книга всего в 219 страниц будет дополнена, в общей сложности, до 3602 страниц, став пятью томами серии «Конфликт веков», и лишь пятая - и последняя - книга будет носить первоначальное, всеобъемлющее название «Великая борьба». Эта всеохватывающая тема великой борьбы станет основополагающим контекстом, в рамках которого понимались все адвентистские доктрины, в том числе и поздний дождь, и громкий клич. Так было еще до 1858 года, но упор на это будет расти на протяжении всего оставшегося времени деятельности Эллен Уайт:

Видение в Ловетт-Гроув, Огайо, данное Эллен воскресным днем всерединемарта 1858 годабыло одним из наиболее важных. В нем тема великой борьбы между Христом и Его ангелами с одной стороны, и сатаной и его ангелами - с другой, была раскрыта как одна непрерывная и тесно связанная цепь событий, охватывающих шесть тысяч лет. Это видение поставило адвентистов седьмого дня в исключительное положение как обладающих четкими пониманием действия Провидения Божия в истории нашего мира. Эта точка зрения радикально отличается от той, которой придерживаются светские историки, считающие события истории лишь взаимодействием между действиями людей, нередко кажущимся результатом случайности или природных событий. Другими словами, это и другие видения великого конфликта веков приводят к такому учению об истории, которое отвечает на множество вопросов и в пророческом предвидении заверяет в окончательной победе добра над злом.12

В годы после видения 1858 года постоянной обязанностью Эллен Уайт было записывать все то, что Господь ей показал (и продолжал показывать) относительно великой борьбы. Ее утверждения по поводу громкого клича и позднего дождя также приобретут новое значение. Во многих своих высказываниях Эллен Уайт неизменно связывала Откровение 18 - свет, который должен осветить землю сиянием славы - как с поздним дождем, так и с громким кличем. Свет будет идти перед ангелом из Откровения, главы 18, и следовать за ним. Этот свет будет ниспослан с неба, чтобы противодействовать упадку в церквях, начавшемуся с 1844 года, и чтобы помочь народу Божьему объединиться, подготовить егов твердой вере ко времени тяжкому:

«Затем я увидела другого могущественного Ангела, которому было дано повеление спуститься на землю, объединить свой голос с голосом третьего ангела и дать власть и силу его вести. Великой силой и славой был облечен этот ангел, и когда он сошел, земля осветилась от славы его. Свет, который предшествовал ему и следовал за ним, проникал повсюду. ... Этот ангел ... присоединяется к последней великой работе провозглашения вести третьего ангела, когда она переходит в громкий клич. ... Я видела великий свет, пребывающий на них, и они объединились в вести третьего ангела, и бесстрашно провозглашали ее с великой силой. ... Я видела, что эта весть будет завершена с властью и силой, намного превосходящей полночный крик.13

«Мне было указано на то время, когда провозглашение вести третьего ангела близилось к завершению. Сила Божья покоилась на Его народе. Они выполнили свою работу и были готовы к пришедшему часу испытаний. Они приняли поздний дождь, или отраду от лица Господня, и живое свидетельство возродилось. Последнее великое предостережение прозвучало повсюду, оно возбудило и привело в ярость жителей земли, которые не захотели принять весть.14

«Когда члены тела Христова подойдут ко времени последней битвы, «бедственному времени Иакова», они возрастут во Христе и станут причастниками Его Духа. Когда весть третьего ангела перерастет в громкий клич, и великая сила и слава придут на помощь заключительной работе, верные Божии будут участниками этой славы. Именно поздний дождь возродит и укрепит их, чтобы им пройти через время скорби. Их лица будут сиять славой света, сопутствующего третьему ангелу».15

В 1859 году Эллен Уайт написала о жестокосердии народа, не позволяющем вести к Лаодикии совершить свою работу. Ревностное покаяние привлечет присутствие Иисуса и подготовит церковь к громкому кличу третьего ангела.16

Это было синонимично позднему дождю. Но примется ли «Божий народ» за эту работу? Много раз в течение 1860-х годов Эллен Уайт писала о состоянии церкви. Если народ намерен приготовиться к принятию позднего дождя и громкого клича, каждому необходимоприлагать личныеусилия. Ниже приведены слова, высказанные где-то в середине 1860-х годов:

«Мне было показано, что свидетельство к Лаодикийской церкви относится к Божьему народу в настоящее время, и причина того, что оно не совершило в народе более существенной работы, заключается в окаменелости его сердец. Но Бог отвел определенное время, в течение которого весть должна сыграть свою роль. Сердце должно быть очищено от грехов, которые так долго не впускали Иисуса. ... Когда она прозвучала впервые, то побудила к внимательному исследованию сердца. Грехи исповедовались, и народ Божий повсюду приходил в оживление. Почти все считали, что эта весть будет завершающей в громком кличе третьего ангела. Но, не увидев завершения этой великой работы в течение короткого времени, многие перестали испытывать влияние вести. Я видела, что весть эта завершит свою работу не в несколько коротких месяцев. Она предназначена для того, чтобы пробудить народ Божий, открыть им их отступления и привести к ревностному покаянию, дабы присутствие Иисуса могло почтить их, и они были готовы к громкому кличу третьего ангела. ... Если бы наставления Истинного Свидетеля были полностью приняты во внимание, Бог совершал бы для Своего народа дела с еще большей силой. ... Те, кто вняли наставлению Верного Свидетеля, дойдут до всякой сути, выстоят в каждом испытании и одержат победу, какую бы цену ни пришлось заплатить; они примут поздний дождь и будут таким образом готовы к преобразованию.17

«Служители и паства не готовы к тому времени, в котором живут, и почти все, кто утверждают, что верят в истину для настоящего времени, не понимают, что делать, чтобы подготовиться к этому времени. ... Они полностью непригодны для принятия позднего дождя, и ... сатана ... заставит их потерпеть кораблекрушение в вере, наведя на них приятный самообман. Они думают, что с ними все в порядке, тогда как полностью заблуждаются».18

«Народ Божий не готов к громкому кличу третьего ангела. Есть определенная работа, которую они должны сделать сами, и которую нельзя переложить на Бога. Он назначил им совершить эту работу. Это индивидуальная работа; никто не может сделать ее за другого».19

«Мне было показано, что, если народ Божий не сделает со своей стороны никаких усилий, но будет просто ждать, когда отрада сойдет на них, удалит их неправды и исправит их ошибки; если они переложат все на нее, чтобы она очистила их от скверны плоти и духа и подготовила к участию в громком кличе третьего ангела, они окажутся в недолжном состоянии. Отрада или сила Божия сходит только на того, кто приготовился к ней, совершая работу, которую Бог повелевает им совершить, а именно: очищая себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Господнем».20

В 1870-х годах в обетованиях Божиих ничего не изменилось. Он по-прежнему обещал очистить мужчин и женщин от всякой скверны, чтобы они могли распознать и принять поздний дождь и провозгласить весть третьего ангела громким кличем. Именно так громкий клич и сам поздний дождь должны были поучаствовать в помощи членам церкви возрасти в совершенном характере, и подготовить их к тому, чтобы им выстоять в последнем конфликте:

«По мере того как члены тела Христова приближаются ко времени последнего конфликта, они будут возрастать в Боге, и у них сформируется соответствующий характер. По мере того как весть третьего ангела будет перерастать в громкий клич, на заключительную работу сойдут великая сила и слава. Именно поздний дождь возродит и укрепит народ Божий, дабы ему пройти через скорбное время Иакова, о котором говорили пророки. Слава света, который будет сопровождать третьего ангела, будет отражаться и на них. Бог сохранит Своих в это опасное время».21

Господь продолжал возлагать и на Джеймса, и на Эллен Уайт долг-публиковать больше трудов, связанных с Великой борьбой. Но это были очень трудные времена, и сатана был всегда готов организовать препятствия. Длительные усилия по созданию церковного порядка заняли большую часть первой половины 1860-х годов. В мае 1863 года в Батл-Крик состоялась «первая официальная сессия Генеральной конференции». Она «ознаменовала завершение работы над организационной структурой адвентистов седьмого дня».22 Тем не менее, это не положило конца умножающимся трудностям растущего движения. Волнения и Гражданская Война, происходившие в то время в Соединенных Штатах, также отнимали время и требовали внимания.23 Острая нужда в реформе здоровья и строившийся в Батл-Крик новый Западный институт реформы здоровья, наряду с проблемами, исходящими от тех, кто привносил в церковь фанатизм, изнуряли как Джеймса, так и Эллен. Они и сами не были людьми здоровыми: между 1865 и 1873 годами Джеймс перенес четыре инсульта. Это ставило Эллен перед необходимостью уделять мужу дополнительное время и внимание, что отвлекало ее от столь важной писательской деятельности.24А ведь она была не только женой, но и матерью, и в сентябре 1860 года родила четвертого ребенка, Джона Герберта. Всего три месяца спустя их малыш умрет, а в декабре 1863 года за ним последует их старший сын, Генри.25

Эти примеры отражают лишь малую часть испытаний, с которыми Джеймс и Эллен Уайт столкнулись в эти годы напряженного труда для Церкви Божией последнего времени. Наконец, в ноябре 1870 года был опубликован 1 том Духа Пророчества, охватывающий историю от Сотворения вплоть до времени царствования Соломона. В 1876 году был опубликован 2 том, освещающий жизнь и учение Христа и Его чудеса. За ними в 1878 году последовал том 3, охватывающий оставшуюся часть жизни Христа вплоть до Его распятия. Но была одна книга, лежавшая тяжелым грузом на сердце Эллен Уайт, и это был том 4, который и станет «Великой борьбой».

Господь желал, чтобы Эллен и Джеймс Уайт были свободны от других своих трудов и могли проводить время за писательской работой, более полно отражая темы великой борьбы. Жизнь в Батл-Крик, где Джеймс был редактором «Ревю энд Геральд», не оставляла им времени на эту работу. У них был план - уехать летом 1881 года и отправиться на запад в Калифорнию, где Эллен могла бы посвятить больше времени книгам. У Джеймса тоже было кое-что на сердце: более полно осветить вопрос искупления:

«Весну и начало лета 1881 года мы провели вместе в нашем доме в Батл-Крик. Муж надеялся так организовать дела, чтобы мы могли поехать на тихоокеанское побережье и посвятить себя писательской работе. Он считал, что мы совершили ошибку, позволив явным нуждам церкви и уговорам братьев убедить нас активно проповедовать, в то время как мы должны были писать. Муж так хотел представить более полно славную тему искупления, я же давно обдумывала подготовку к печати важных книг. Мы оба понимали, что, пока наши умственные способности не пострадали, нам следует завершить эти труды, и что это был наш долг перед самими собой и перед делом Божиим, - отдохнуть от пыла сражения и дать нашим людям драгоценный свет истины, который Бог открыл нашему разуму.26

«Мы намеревались посвятить всю предстоявшую зиму написанию книг [1881]. Муж сказал: «Не будем уклоняться от нашей цели. Я думаю, мы совершили ошибку, позволив явным нуждам церковной работы и искренним уговорам братьев убедить нас активно проповедовать, тогда как мы должны были писать. ... Я уверен, впереди нас ждет кризис. Нам следует поберечь наши физические и умственные силы для будущего служения. Славную тему Искупления уже давно следовало представить народу более полно; но я позволил себе отправиться в поле, посещать лагерные собрания, и настолько уставал, что не мог приняться за писательство».27

Где-то в начале 1870-х годов д-р М. Келлог разработал и защитил авторским правом картину 19х24 с изображением плана спасения, дав ей название «Путь жизни». Под ней стояла подпись: «Отрая, потерянного до рая, восстановленного». «На ней, начиная от самых ворот Эдема, графически разворачивалась история падения человека и его восстановления - в аллегорической форме». К картине прилагалась описательная брошюра; комплект продавался через «Ревю энд Геральд».28 Джеймс Уайт нашел, что данная картина - это «большая помощь адвентистским евангелистам в их попыткахправильно представить взаимосвязь между законом и Евангелием».29 В 1876 году Джеймс Уайт решил доработать картину, написать к ней новую описательную брошюру и выпустить 20000 копий комплекта, чтобы продать их через «Ревю энд Геральд» и «Знамения».30 Самой впечатляющей частью картины было изображение десяти заповедей, свисающих с двух нижних ветвей гигантского дерева в центре картины. Хотя крест и присутствовал на картине, но не выделялся так заметно, как древо закона.

Оригинальное полотно под названием «Путь Жизни»

Четыре года спустя Джеймс Уайт еще раз приступил к пересмотру литографии, стараясь отразить то, как изменилась в его понимании расстановка акцентов: теперь крест обрел самое видное место в центре картины. В начале 1880 года в письме к жене Джеймс пишет: «У меня также готов эскиз новой картины «Се Агнец Божий». Он отличается от варианта «Путь жизни» в следующих деталях: Древо Закона я убрал. Христос на кресте теперь изображен крупнее и расположен в центре».31В январе 1881 года Джеймс отправился в Нью-Йорк, чтобы увидеть Томаса Моргана.ОМоргане говорили, как о лучшем художнике в мире. Джеймс надеялся организовать изготовление стальной гравюры «Путь Жизни». Еще более вдохновленный потенциальной силой новой картины, Джеймс планировал в качестве следующего шага издать книгу, которая будет прилагаться к гравюре, более подробно объясняя план спасения –на этот разпечатным словом. Он планировал дать ей название «Христос - Путь жизни: от рая потерянного до рая восстановленного».32 Но картина «Путь жизни» - не единственный пример изменения расстановки акцентов в жизни Джеймса.

Доработанная картина «Христос как путь жизни»

Больше проповедовать Христа33

В феврале 1881 года Джеймс Уайт выразил горячее желание, чтобы адвентистские служители посвящали больше времени проповеди Христа. Но и у самих у них должно быть нечто большее, чем Христос теоретический. Они должны иметь Христа в себе – «Христа, постоянно пребывающего в них». По его собственным словам, которые соответствуют действительности, Джеймс начал выделять Христа во всех своих проповедях, во всяком общении с окружающими. Таков был результат более глубоких размышлений о Христе.

«У некоторых душа невыразимо стремится ко Христу. Автор этих строк принадлежит к такой категории людей. Для некоторых из нас на первом месте стоят бизнес, работа и всевозможные заботы. Все это оставляет для Христа совсем немного места в наших умах и привязанностях. У других почти все существует лишь в теории, базируясь на Законе, пророках, природе и судьбе человека, а также вестях к народу. В то же самое время они тревожно мало внимания уделяют «Христу в нас». …

«Наших проповедников необходимо воодушевлять. Им следует больше проповедовать Христа, им следует лучше знать Того, от Кого зависят все наши надежды - здесь и на ожидающих впереди Небесах.34

«Два лета я провел с ним в Колорадо. За последние несколько месяцев … мы общались около восьми недель; так что у меня было много благоприятных возможностей хорошо его узнать. …  В наших совместных путешествиях он нередко говорил об ошибках, которые, как он полагает, он совершил в жизни. Когда мы молились вдвоем, он часто плакал о них, умолял о милости и просил сотворить его настоящим христианином. Той весной и затем летом он говорил и мне лично, и затрагивал снова и снова в каждой своей проповеди, что понимает – ему нужно быть бережнее с собратьями, сострадательнее к заблуждающимся, необходимо обрести больше любви ко Христу и проявлять больше терпения в испытаниях. … Где бы он ни проповедовал последние несколько месяцев, все помнят, что он особенно много говорил о вере во Христа и безграничной любви Божией».35

Конец июня и июль 1881 года Джеймс и Эллен Уайт продолжали служение в Батл-Крик. Джеймс все еще оставался главным редактором «Ревю энд Геральд». Они часто ходили в рощу рядом с их домом, чтобы помолиться. Позже Эллен вспоминала один такой случай:

«По дороге на место, где мы обычно молились, Джеймс внезапно остановился. Лицо его было очень бледно; он сказал: «Дух мой сейчас глубоко серьезен. Я не подавлен, но чувствую, что очень скоро произойдут какие-то перемены, и это касается тебя и меня. Что, если ты уйдешь из жизни? О, такого не может быть! У Бога есть для тебя работа. Надеюсь, ты дашь себе передышку, чтобы оправиться от этого ослабленного состояния. Оно держится так долго, что мнестрашнодумать о его исходе. Я чувствую опасность, и вместе с этим чувством приходит невыразимое желание особого благословения от Бога, заверения, что все мои грехи омыты кровью Христа. Я признаю свои ошибки и прошу у тебя прощения за каждое слово и каждый поступок, опечаливший тебя. Не должно быть ничего, что препятствовало бы нашим молитвам. Все между нами должно быть правильно, как и между нами и Богом».

«Смирив души, мы прямо там исповедали друг другу свои ошибки и вознесли искреннюю мольбу о милости и благословении Божьем. Молитва отзвучала, но муж еще несколько минут оставался на коленях. Когда он поднялся, лицо его было радостно и сияло счастьем. Он вознес Господу хвалу, сказав, что чувствует уверенность в любви Христовой. …»

«Потом он произнес еще несколько слов серьезной молитвы: «У Тебя, Боже, на земле есть работа, которую необходимо совершить. Работа настолько великая, что мы в наших слабостях содрогаемся, взирая на ее величие. Но если Ты даруешь нам силы, мы примемся за дело, переданное в наши руки, и будем его продвигать. Мы будем стараться удалить из поля зрения наше «эго» и возвеличить силу благодати каждым словом и каждым поступком. Нам принадлежит святая вера. Каковы будут в день Господень небесные записи о нас? Буду хвалить Тебя, Господи, ибо я весь – Твой, а Ты – мой».36

Прошло совсем немного времени, и Джеймс начал думать о возможных последствиях, которые отразятся на работе в Батл-Крике, если они с Эллен уедут на Западное побережье. Эллен «убеждала его в необходимости найти себе такое применение, какое освободило бы нас от бремен, неизбежно ложившихся на нас в Батл-Крик». В ответ Джеймс завел разговор о различных делах, требующих их внимания, прежде чем они уедут – работе, которую кто-то же должен сделать. Потом с глубоким чувством спросил:

«Где те, кто выполнит эту работу? Где те, кто будет бескорыстно заинтересован в наших учреждениях, и кто встанет за правду, не поддаваясь никакому влиянию, с которым может столкнуться?» Он со слезами выразил беспокойство за наши учреждения в Батл-Крик. Он сказал: «Я посвятил жизнь тому, чтобы организовать и построить эти учреждения. Оставить их для меня сродни смерти. Они мне как дети, я не могу отделить от них мои интересы. Эти учреждения – инструменты в руках Господа, они предназначены для выполнения особой работы. Сатана стремится парализовать и лишить силы все, что Господь использует для спасения человека. Если великому противнику удастся вылепить эти учреждения сообразно мирскому стандарту, его цель будет достигнута. Моя величайшая забота – чтобы в нужном месте находился нужный человек. Если те, кто находится на ответственных позициях, слабы нравственно и нетвердыв принципах, склонны вести народ в мир, есть много таких, кто даст себя увести. Нечистое влияние не должно возобладать. Лучше мне умереть, чем видеть, что этими учреждениями руководятпревратно, в сторону от целей, с которыми они были созданы».37

Смерть Джеймса Уайта

Джеймс принял решение. Он лучше умрет, чем будет видеть, что в Батл-Крик и в работе, которой он отдал душу и жизнь, происходят изменения. Через несколько дней, когда он и Эллен отправились в повозке на лагерное собрание, Джеймса стало морозить, и скоро он серьезно заболел. К концу недели стало ясно, что, если Сам Господь не исцелит его, он сойдет в могилу. Именно здесь, у постели умирающего мужа, Бог дал ей обетование, относящееся к будущему работы Божьей:

«Когда я сидела, держа руку умирающего мужа в своей, я знала – Бог действует. Я сидела на постели рядом с ним, а он метался в лихорадке; предо мною явиласькак-бы прозрачная цепь света; прозвучало: «Работников хоронят, но работа продолжает совершаться. У Меня есть работники, которые возьмутся за это дело. Не бойся, не теряй мужества: работа будет совершаться.

«Именно тогда я поняла, что должна приняться за труд и принять бремя, большее, чем я когда-либо на себя возлагала. Именно тогда я пообещала Господу, что буду тверда в выполнении моего долга, и старалась так и делать. Я выполняю, насколько это возможно, работу, которую Господь поручил мне, понимая, что Бог привнесет в неенекий элемент, какого еще не было».38

Впоследствии Бог воздвигнет людей, которые привнесут в работу некий элемент, какого в ней еще не было. После смерти Джеймса Эллен и сама побывала на краю могилы. Поправившись, она взыскала воли Божьей для своей жизни. Ответ она получила в одном очень любопытном сне. Ее работа как писателя имела первостепенное значение: с помощью пера делиться тем, что Бог показал ей задолго до этого, тем, что должно быть донесено до Его народа. Ей было также показано, что с народом необходимо поделиться еще более драгоценными россыпями света:«Сон Эллен о Джеймсе после его смерти.Это случилось через несколько дней после того как я умоляла Господа дать мне свет о том, каков теперь мой долг. Ночью мне приснилось, что я еду в экипаже и правлю лошадьми, сидя справа. Отец [Джеймс Уайт] тоже находится в экипаже, сидя слева от меня. Он очень бледен, но спокоен и собран. «Ах, отец», воскликнула я: «Я так счастлива, что ты снова рядом! Все это время у меня было чувство, словно я утратила половину самой себя. Отец, я видела, как ты умирал; я видела, как тебя хоронили. Неужели Господь сжалился надо мной и позволил тебе вернуться, и мы трудимся вместе, как и прежде?»

Вид у него был очень печальный. Он сказал: «Господь знает, что лучше всего для тебя и для меня. Я очень дорожил своей работой. Мы с тобой совершили ошибку. Мы откликались на убедительные приглашения братьев посетить важные встречи. У нас не хватало твердости отказаться. ...

«Итак, Эллен, приглашения и дальше будут поступать, как и раньше. Люди захотят, чтобы ты присутствовала на важных собраниях, как это и было всегда. Но оставь это Богу и не отвечай даже на самые серьезные приглашения. Жизнь твоя по-прежнему висит на волоске. У тебя должен быть спокойный отдых, никаких волнений и никаких неприятных забот. Пером мы могли бы сделать очень многое, написав о столь необходимых людям вещах, о которых нам был дан свет, какого нет у других; мы можем поделиться этим светом с ними. Поэтому ты сможешь работать, когда к тебе вернутся силы, как это и будет, и сможешь сделать гораздо больше пером, чем голосом».

Он посмотрел на меня умоляюще и сказал: «Ты же не пренебрежешь этими предостережениями, правда, Эллен? ... Нам следовало раньше перебраться на побережье Тихого океана и посвятить время и энергию литературной деятельности. Ты же сделаешь это теперь? Возьмешься ли ты, когда к тебе вернутся силы, за перо и напишешь ли все то, что мы так долго хотели написать? И будешь ли помнить, что тише едешь - дальше будешь? Есть очень важный вопрос, который люди должны понять. Сделай его своей первостепенной задачей. Тебе придется иногда и говорить к народу, но избегай обязанностей, которые нас обессилели».

«Хорошо», сказала я, Джеймс, теперь ты должен всегда оставаться рядом со мной, и мы будем работать вместе». Он ответил: «Я оставался в Батл-Крик слишком долго. Мне следовало перебраться в Калифорнию уже больше года назад. Но я хотел помочь делу и учреждениям в Батл-Крик. Я совершил ошибку. У тебя нежное сердце. Ты будешь склонна делать те же ошибки, которые сделал я. Твоя жизнь может быть полезна для дела Божьего. Ах, эти драгоценные истины, которые Господь поручал мне донести до Его народа, драгоценные россыпи света!» Я проснулась. Но сон казался таким реальным.39

Когда Эллен Уайт восстановилась после смерти Джеймса, она переехала в Гильдсбург, Калифорния, ища покоя и тишины, где бы она вновь могла взяться за работу над четвертым томом «Великой борьбы».40В начале августа 1882 года Эллен Уайт купила двухэтажный дом на улице Пауэлл Стрит, находившейся на самом краю города. В конце августа, находясь в Окленде, она серьезно заболела. Болезнь продержалась несколько недель. Начав поправляться, она попросила, чтобы ее положили в лечебное учреждение Святой Елены, но лучше ей там не стало. Приближалось время лагерного собрания в Калифорнии, которое должно было состояться в Гильдсбурге, и она попросила, чтобы ее отвезли обратно домой. Она хотела иметь достаточно сил, чтобы выступить со свидетельством на лагерном собрании. Она сама и ее семья надеялись, что в атмосфере лагерного собрания она может пережить обновление жизни и сил.41

Лагерное собрание началось в первых числах октября 1882 года, оно проходило в роще в полумиле от дома Эллен. Хотя еще очень слабая и едва в состоянии встать с постели, в полдень в первую же субботу она распорядилась подготовить место в большой палатке, где она могла бы послушать проповедника. Для нее был поставлен диван, ее принесли в палатку и положили на него. Те, кто были неподалеку, отметили не только ее слабость, но и смертельную бледность лица. Вспоминая эту ситуацию через несколько лет, Эллен Уайт говорила, что та большая палатка была не просто переполнена, но «казалось, что собрался почти весь Гильдсбург».42

Это чудо

В тот субботний полдень Дж Х. Ваггонер, редактор издания «Знамения времени», рассказывал «о возникновении вести, о ее влиянии на начальном этапе, о ее развитии и нынешнем состоянии».43 Ваггонер также указал на признаки, которые свидетельствовали о близостидня Господня. Когда он закончил свое выступление, Эллен Уайт обратилась к Вилли и миссис Ингс, находившимся рядом, сказав: «Вы не поднимите меня? Помогите мне, пожалуйста, устоять на ногах, мне нужно сказать несколько слов?» Они помогли ей пройти к столу. «Я стояла там пять минут», вспоминала она позже, «пытаясь говорить, и думала, что это мое самое последнее выступление, мое прощальное слово». Обеими руками она оперлась о кафедру:

«И тут же я почувствовала силу, пронзившую меня, как удар электрического тока. Она прошла через все тело, и достигла головы. Люди говорили, что явно видели, как кровь у меня прилила к губам, ушам, щекам и лбу».44

Казалось, глаза всех присутствующих были устремлены только на нее. Г-н Монтроуз, городской бизнесмен, поднялся на ноги и воскликнул: «Мы видим чудо, оно происходит прямо на наших глазах; г-жа Уайт исцелена!» Ее голос окреп, фразы стали ясными и полными; такого свидетельства присутствующие никогда прежде не слышали. Дж Х. Ваггонер рассказал эту историю в своем репортаже в «Знамениях времени»: Ее голос и внешность изменились, и она ясно и энергично говорила в течение какого-то времени. Затем она предложила желающим начать служить Богу, а также тем, кто далеко от Него отошел, выйти вперед. На призыв откликнулось немалое количество людей.45

Присутствовавший там Урия Смит писал в «Ревю энд Геральд», что после чудесного исцеления «она смогла присутствовать на собраниях ... как обычно, и шесть раз служила словом, сохраняя обычную силу голоса и ясность мысли».46 Описывая происшедшее, Эллен Уайт говорила: «Все это было, словно воскрешение из мертвых. ... Это знамение было дано обитателям Гильдсбурга как свидетельство в пользу истины».47 Это событие, которое, похоже, было поворотным пунктом в ее физическом состоянии, положило начало мощному служению. Описывая свою длившуюся два месяца болезнь, она заметила, что ожидала постепенного выздоровления. Вместо этого, она была исцелена мгновенно: 48

«В течение двух месяцев мое перо бездействовало; но я глубоко благодарна, что теперь в состоянии возобновить свой писательский труд. Господь дал мне дополнительные доказательства Своей милости и благости, снова восстановив мое здоровье. Эта недавняя болезнь привела меня на самый край могилы; но за меня возносились молитвы народа Божьего. ...

«Когда подошла первая суббота лагерной встречи, я почувствовала, что должна быть в лагере, ибо, возможно, там я встречусь с Божественным Целителем. ... Люди увидели меня в моей немощи, и многие отметили, что, по всей видимости, я - кандидат в могилу. Почти все присутствующие заметили изменения, которые произошли во мне, пока я обращалась к ним. ... Божественная сила совершила вомне великую работу, и я радуюсь. Во время лагерного собрания я оказалась в состоянии работать каждый день, и несколько раз говорила из-за кафедры более чем по полтора часа. Вся система моего организма была наполнена новой силой и энергией. Новый прилив эмоций, обновленная и возвышенная вера завладели моей душой. ...

«До болезни я считала, что у меня есть вера в обетования Божии; но я удивляюсь тем огромным переменам, которые произошли во мне; они намного превосходят все мои ожидания. Я недостойна такого проявления любви Божией. У меня есть основания славить Бога еще более серьезно, ходить в большем смирении перед Ним, и любить Его более пламенно, чем когда-либо. Я нахожусь под влиянием обновленной благодарности, обязуясь отдавать Господу всю себя. Я должна пролить на других то благословенное сияние, которому Он позволил осиять меня.49

Исполненноеобещание

На лагерном собрании 1882 года в Гильдсбурге произошло не только это чудо. Молодой 27-летний Е. Дж Ваггонер, сын Дж. Х. Ваггонера, принял участие в лагерном собрании, где чудесным образом была исцелена Эллен Уайт. Молодой Ваггонер родился у родителей-адвентистов в 1855 году. Вырос он в Мичигане, а затем окончил колледж в Батл-Крик, где также встретил Джесси Мозер, свою будущую жену, и женился на ней. Затем он покинул Батл-Крик, желая получить медицинское образование, и в 1878 году окончил медицинский колледж при больнице «Лонг-Айленд» в Бруклине, штат Нью-Йорк.50 Получив степень доктора медицины, Ваггонер вернулся и работал в санатории в Батл-Крик примерно до 1880 года, после чего переехал в Калифорнию. Именно здесь, в Гильдсбурге, на лагерном собрании 1882 года Ваггонер пережил одно замечательное событие.

Е. Дж. Ваггонер

Пасмурным субботним днем, сидя чуть в стороне от большинства присутствующих на собрании в большой палатке, он слушал, как Эллен Уайт проповедовала «евангелие Его благодати» с особой, как писал Урия Смит, «силой в голосе и ясностью мысли».51 Позже Ваггонер назовет произошедшее с ним таким же реальным, как то, что произошло с Павлом по пути в Дамаск. Это событие приведет к тому, что всю оставшуюся жизнь он будет внимательным исследователем Библии. Это подготовит его к передаче вести о божественной благодати церкви, чахнущей в своем Лаодикийском состоянии. Воистину, Бог сдержал обещание, данное Эллен Уайт за год до этого, и воздвигал работников, чтобы они заняли место Джеймса Уайта. Он также полагал им на сердце стремление открыть народу Христа из всего Писания и дать людям более полное представление о плане спасения и праведности по вере. На протяжении жизни Ваггонер несколько раз будет писать об этом случае: «Есть некоторые события, которые стали вехами в моем духовном опыте, начиная с моего первого осуждения греха после обличения Духа и до откровения Христа, распятого за меня, - когда вы говорили на лагерном собрании в Гильдсбурге в 1882 году. Это был свет на моем пути, он вел меня в моих исследованиях Библии, и становился ярче и ярче».52

«Именно из Вашей проповеди, сказанной Вами [Эллен Уайт] двадцать один год назад [1882], я получил свет, который стал великим благословением моей жизни и который до сих пор я держу в поле зрения; он направляет меня в моих исследованиях Библии. Поэтому у меня всегда было и есть особое доказательство того, что Бог использует Вас для особой роли в Его деле».53

«Много лет назад пасмурным и дождливым днем автор этих строк сидел в палатке, где раба Господа представляла слушателям «Евангелие Его благодати». Память моя не сохранила ни ее точных слов, ни использованных ею библейских текстов. Я так и не знаю, какое слово услышал тогда; но посреди проповеди со мной произошло нечто, что стало поворотным моментом в моей жизни. Внезапно надо мной воссиял свет, и палатка, казалось, озарилась, словно от солнца. Я увидел Христа, распятого за меня, и впервые в жизни мне было открыто, что Бог любит меня, и что Христос отдал Себя за меня лично. Что все это - ради меня. Если бы я и мог описать мои чувства, они не были бы поняты теми, кто не пережил подобного; а тем, кто пережил, объяснения не нужны. Я верю, что Библия есть слово Божье, записанное святыми мужами, которые писали, будучи движимы Духом Святым; и я знал, что свет этот, сошедший на меня, был откровением непосредственно с небес. Поэтому я знал, что в Библии мне следует найти весть о Божьей любви, обращенную к грешникам индивидуально. И я решил, что всю оставшуюся жизнь должен посвятить ее поиску и тому, чтобы сделать ее понятной для остальных. Свет от креста Христова, осиявший меня в тот день, был моим путеводителем в изучении Библии; куда бы в этой священной книге я ни обратил свой взор, я находил Христа, представленного как сила Божия ко спасению человеков, - и ничего более».54

«Тогда-то Христос и был явлен мне как распятый прямо на моих глазах. Я сидел тогда поодаль от находившихся в большой палатке на лагерном собрании в Гильдсбурге пасмурным субботним днем. ... Все, что осталось у меня в памяти, - это то, что я видел. Внезапно вокруг меня воссиял свет, и палатка осветилась ярче, чем, если бы светило полуденное солнце, и я увидел Христа на кресте, распятого за меня. В тот момент я впервые обрел твердую уверенность, сошедшую на меня подобно потокунепреодолимому, что Бог любит меня, и что Христос умер за меня.

Во всей вселенной были только Бог и я.Это все, о существовании кого я помнил. В тот момент я знал, - фактически видел, - что Бог во Христе примирил с Собою мир. Я словно и был целым миром со всем его грехом. Я уверен, что случай с Павлом на пути в Дамаск был не более реальным, чем происшедшее со мной. ... Я тут же решил, что буду исследовать Библию в свете этого откровения, чтобы помочь другим увидеть ту же истину.55

Совсем немного времени спустя после этого случая Божье провидение устроит встречу Ваггонера с А. Т. Джоунсом, и вместе они укажут церкви на «драгоценнейшуювесть». В Божьи намерения входило охватить весь мир громким кличем вести о праведности по вере, сразу после того как она будет принята в церкви.

А. Т. Джоунс

А. Т. Джоунс родился в 1850 году.В отличие от Ваггонера, рос он не в адвентистской семье. В возрасте двадцати лет он вступил в армию и служил уже четырнадцать месяцев, когда ему в руки попали некоторые адвентистские публикации.56 8 августа 1874 года Джоунс крестился в Уолла-Уолла, территория Вашингтон. Многие недели он «искренне искал Господа», а за несколько дней до крещения получил «яркое свидетельство прощения грехов».57 После обращения и крещения он сразу же присоединился к И. Д. Ван Хорну в его евангелизационной работе и создании церквей на Северо-Западе. В 1877 году он женился на Фрэнсис Паттон и в следующем году был рукоположен в служители. Не имея больше возможности проходить дальнейшее обучение в Батл-Крик, в вопросе образования Джоунс вынужден был положиться на свою любовь к чтению. Вскоре он стал одним из самых начитанных защитников религиозной свободы.58

За несколько месяцев до лагерного собрания в Гильдсбурге Эллен Уайт написала слова, которые обретут важное значение в свете опыта обращения Джоунса и Ваггонера. Бог будет выбирать людей, которые обучены скорее Самим Богом, чем современными школами:

«Совсем не много выдающихся людей будет задействовано в торжественной, заключительной работе. ... Но может оказаться так, что за неотесанной и непривлекательной внешностью будет стоять чистое великолепие истинно христианского характера. ...

«Бог будет совершать в наше время такую работу, которой мало кто ожидает. Он воздвигнет и возвысит тех из нас, кто научен, скорее, помазанием Его Духа, чем учебой в научных учреждениях. ... Бог явит то, что Он никак не зависит от образованных, пораженных самомнением смертных.59

Эллен Уайт писала также об огромной нужде Церкви в излитии Духа Святого, чтобы ее работа давала результат. Но каково было состояние Божьего народа? Верный Свидетель все еще призывал к покаянию. Отступление стало хроническим, и было необходимо истинное возрождение. Только оживляющая сила Святого Духа вместе с Евангелием могла бы поправить это положение вещей:

«Мы должны горячо молиться за сошествие Духа Святого, как в день Пятидесятницы молились ученики. Если они нуждались в нем в то время, то мы сегодня нуждаемся в нем еще больше. Нравственная тьма, как похоронный саван, покрывает землю. Всякого рода ложные доктрины, ереси и сатанинские уловки вводят в заблуждение умы людей. Без Духа и силы Божьей весь наш труд по распространению истины будет напрасен.60

«Не Господь закрыл для нас небо, но наше собственное непрестанное отступничество отделило нас от Бога. ...

«Прислушаетесь ли вы к совету Верного Свидетеля - искать у Него золота, огнем очищенного, белых одежд, и глазной мази? Золото есть вера и любовь, белая одежда есть праведность Христа, глазная мазь - это духовная проницательность, которая позволит вам разглядеть козни сатаны и избежать их, обнаружить грех и гнушаться им, уразуметь истину и повиноваться ей».61

«Сегодня в работе ночных стражей ничтожно мало Духа Божьего и силы Божьей. Тот Дух, которым было отмечено удивительное собрание в День Пятидесятницы, ждет, желая проявить Свою силу в людях, что сейчас стоят между живыми и мертвыми как посланники Бога. Сила, столь мощно всколыхнувшая народ в движении 1844 года, будет явлена вновь. Весть третьего ангела будет распространяться не шепотом, но громким голосом».62

«Ничто кроме живительного влияния Евангелия не может помочь душе. Молитесь, чтобы могучие усилия Святого Духа со всей их животворящей, восстанавливающей и преобразующей силой пронзили разбитую параличом, пораженную душу как электрический ток, заставляя каждый нерв затрепетать новой жизнью, восстанавливая всего человека из его мертвого, земного состояния в состояние духовного здравия. Так вы станете причастниками Божеского естества, удалившись от разложения, утвердившегося в мире через похоть; и в душах ваших отразится образ Того, Чьими ранами вы исцелились».63

Бог не отказался от Своего народа. Он сдержал Свое обещание, данное Эллен Уайт. Он подготавливал работников, которые привнесут в Его дело «элемент, … которого в нем … еще не было».64 Работников, которые могли бы «более проповедовать Христа», чтобы «драгоценнейшая весть» о «Христе в вас», столь необходимая народу Божьему, была провозглашена. Это нужно затем, чтобы и церковь, и мир «более познали Того, от Кого зависят все наши надежды и успехи - как здесь, так и на грядущих небесах».65 Небесные планы были таковы, чтобы «могучие усилия Святого Духа» вскоре могли объять церковь и оживить разбитые параличом души.

 

Примечания к Главе 1

1. Позже Эллен Уайт назовет следующие доктрины вехами во времени, прошедшем с 1844 года: надежду на второе пришествие, очищение святилища, весть трех ангелов, заповеди Божьи, веру Иисуса, Субботу как седьмой день и не-бессмертие нечестивых. См. Э. Уайт, «Материалы по 1888 году», стр. 518.

2. См. Артур Л. Уайт, «Эллен Уайт: ранние годы»/ “Ellen G. White: The Early Years” (Хейгерстаун, Мериленд: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1985 год) стр. 127, (далее – «Ранние годы»).

3. Э. Уайт, «Ранние произведения», стр. 55-56, видение 1845 года. Последнее предложение из этого отрывка содержалось в издании 1851 года «Очерк о христианском опыте и взглядах миссис Э. Уайт»/ “ASketchoftheChristianExperienceandViewsofMrs. E. G. White”, но не было сохранено при публикации этой работы как книги «Ранние произведения» в 1882 году. Оригинальную цитату можно найти в издании “Broadside” № 1 за 6 апреля 1846 года: «Обращение к остатку, находящемуся в рассеянии», пар. 7. В книге «Великая борьба» Эллен Уайт писала: «Переход Христа как нашего Первосвященника во Святое Святых для очищения святилища, к которому привлекается внимание в Дан. 8:14 ... также представлено как приход жениха на торжественное бракосочетание, описанный Христом в притче о десяти девах в Евангелии от Матфея 25. ... Это те, кто верою следуют за Иисусом в великом деле искупления, принимают преимущества его посредничества за них, в то время как тем, кто отвергает свет, приносящий откровение об этом Его служении, эта работа Христа не дает ничего» (стр. 426, 430, издание 1888 года, выделено автором).

4. Э. Уайт, «Служители Евангелия», стр. 378-379, редакция 1892 года, и «Избранные вести», книга 1, стр. 76. Это видение было дано Эллен Уайт в ее девичестве, в конце 1840 года.

5. Э. Уайт, «Сполдинг и Мэган, Коллекция неопубли-кованных рукописей», (Пэйсон, Аризона: издание “Leaves-Of-Autumn Books”, 1985 год), стр. 4; написано в сентябре 1852 года. Полное собрание опубликованных трудов Эллен Г. Уайт на CD (ред. 1999 года) цитирует этот отрывок в том виде, в каком он записан в бумажном варианте в собрании рукописей Сполдинга и Мэгана. Однако CD с изданием комплексных исследований работ Эллен Г. Уайт (ред. 2008 года) добавляет два слова в скобках: «Вы надолго отодвигаете пришествие Господа. Я видела, что поздний дождь приближался [внезапно, как] полночный крик, но с силой в десять раз большей». Такая передача мысли подтверждается тем, что А. Т. Джоунс сказал на Генеральной конференции в 1893 году: «Еще одно свидетельство, которое так и не было опубликовано, говорит, что это [проявление силы Божьей] придет так же внезапно, как это было в 1844 году, но с силой в десять раз большей» (Издание «Весть третьего ангела», № 7, Генеральная конференция, Ежедневный бюллетень за 5 февраля 1893 года, стр. 152, выделено автором).

6. Эллен Уайт, «Ранние произведения», стр. 71, Видение 14 мая 1851 года.

7. Э. Уайт - к сестре Гарриет, Письмо 3 от 11 августа 1851 года; приводится в работе «Избранные вести», книга 3, стр. 388.

8. Э. Уайт, «К братьям и сестрам», статья в «Ревю энд Геральд» за 10 июня 1852 года, стр. 21.

9. Эллен Уайт, «Будущее», статья в «Ревю энд Геральд» за 31 декабря 1857 года, стр. 59. Некоторые из образов, описывающих «армию», показанную Эллен Уайт, подобны тем, что использованы в книге Иоиля, главе 2. Также обратите внимание, что Эллен Уайт не разделяет поздний дождь и громкий клич. В компиляции «События последних дней» этот отрывок приводится под заголовком «Поздний дождь вызовет громкий клич» (Э. Уайт, «События последних дней»/”LastDayEvents” [Нампа, Айдахо: «Пасифик Пресс», 1992 год]. стр. 186-187).

10. Э. Уайт, «Очерки жизни Елены Уайт»/ “LifeSketchesofEllenG. White” (Маунтин-Вью, Калифорния: «Пасифик Пресс», 1915 год), стр. 162.

11. Эта работа будет позже опубликована с другими материалами под названием «Ранние произведения».

12. Артур Л. Уайт, «Эллен Уайт: ранние годы» (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1985 год) стр. 366.

13. Э. Уайт, «Духовные дары»/ "SpiritualGifts”, том 1, факсимильное издание (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1945 год), стр. 193-196, написано в 1858 году. Фраза «свет, который предшествовал и следовал за…» снова повторяет образы из Иоиля 2:3.

14. Там же, стр. 197, написано в 1858 году.

15. Э. Уайт, «Будущее», статья в «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1862 года, стр. 202.

16. Тот факт, что Господь был готов завершить эту работу в 1859 году, однако, не отрицает необходимости в вести, которую Он посылал через Джоунса и Ваггонера в 1888 году. Это должно было стать кульминацией вести к Лаодикии, - то, что людей может «почтить присутствие Иисуса». Свет, который должен осветить всю землю своей славой, - это та же самая весть на все времена.

17. Э. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 1, стр. 186-187, написано в 1859 году.

18. Там же, стр. 466, написано в 1865 году.

19. Там же, стр. 486, написано в 1865 году.

20. Там же, стр. 619, выделено автором, написано в 1867 году.

21. Э. Уайт «Иаков и ангел», статья в издании «Знамения времени» за 27 ноября 1879 года.

22. Артур Л. Уайт, «Эллен Уайт: последующие годы»/ “EllenG. White: TheProgressiveYears” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1986 год), стр. 33.

23. Там же, стр. 34-72

24. Там же, стр. 73-238, 381.

25. Там же, стр. 70-72; «Ранние годы», стр. 24-31.

26. Э. Уайт, «Очерки жизни»/ “Life Sketches”, стр. 247.

27. Урия Смит, «Последний недуг и смерть Джеймса Уайта»/ “Last Sickness and Death of James White” (Батл-Крик, Мичиган: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд Пресс», 1881 год), стр. 54.

28. Лерой Е. Фрум, «Судьбоносное движение» (рус. «Движение, преднчертанное Богом»)/“Movement of Destiny”, стр. 182-183.

29. «История картин «Путь жизни»», наследие Эллен Уайт, сохранившийся документ, без даты, стр. 2.

30. Джеймс Уайт, «Путь жизни», статья в «Ревю энд Геральд» за 14 декабря 1876 года, стр. 192.

31. Джеймс С. Уайт – к Эллен Уайт, письмо от 31 марта 1880 года, приводится в «Истории картин «Путь жизни»», наследие Эллен Уайт, документ без даты, стр. 2.

32. «История картин «Путь жизни», стр. 2. Однако стремление Джеймса Уайта не осуществилось при его жизни: он умер 6 августа 1881 года. С помощью сыновей Эллен Уайт сделала все, чтобы осуществить планы мужа, и в 1883 году она зарегистрировала авторское право на новую, красивую стальную гравюру, где Христос помещен в центре плана спасения (там же). К июню 1884 года гравюра продавалась с сопроводительной брошюрой на «датском, шведском, немецком, французском и английском языках» («Христос - Путь жизни», «Ревью энд Геральд» за 5 июня 1884 года, стр. 350). Джеймс Эдсон Уайт опубликовал картину в своей книге «Грядущий Царь»/”TheComingKing” (Батл-Крик, Мичиган: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1898 год), стр. 56.

33. Вдохновение и полезность исследования, приведенного ниже, стала ясна из телефонного разговора с Раймондом Джозефом в январе 2010 года.

34. Джеймс Уайт, «Путешествие на восток», статья в «Ревю & Геральд» за 8 февраля 1881 года, стр. 88.

35. Д. М. Кэнрайт, «Мои воспоминания о пресвитере Уайте», статья в «Ревю & Геральд» за 30 августа 1881 года, стр. 153.

36. Э. Уайт, Рукопись 6, сентябрь 1881 года; приводится в работе Урии Смита «Очерк о последней болезни и смерти пресвитера Джеймса Уайта»/ “A Sketch of the Last Sickness and Death of Elder James White”, стр. 47, 48.

37. Эллен. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 1, стр. 106-107.

38. Э. Уайт, Рукопись 9, «Реакция на новый свет», 3 февраля 1890 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 540, выделено автором. Это заявление было озвучено много лет спустя, когда Эллен Уайт проповедовала присутствовавшим на Генеральной конференции 1890 года. Ссылаясь на то, что сама пережила в 1881 году, она напрямую связала это обещание, данное Богом, и весть, которую тогда представили Джоунс и Ваггонер, и которую столь многие отвергли. См. также главу 13.

39. Э. Уайт - к В. К. Уайту, письмо 17 от 12 сентября 1881 года, стр. 2-4. в «Опубликованных рукописях» - том 10, стр. 38-40.

40. 4 том «Духа Пророчества» не будет завершен до октября 1884 года. Девять месяцев спустя, 25 июля 1885 года, Эллен Уайт с сыном В. К. Уайтом и несколькими другими собратьями отправились в Европу на целых два года, и вернулись в июле 1887-го. Будучи в Европе, на земле Реформации, она вновь услышит приглашение вернуться к работе по пересмотру и внесению дополнений к тому 4 (см: Артур Л. Уайт, «Годы одиночества», стр. 249, 291, 374). Бог готовил книгу «Великая борьба» для широкого распространения в Соединенных Штатах и вовсеммире. Издание«Великойборьбы» 1888 годабылоопубликованокакразвовремя, чтобыдатьотпоркризису, связанномусвоскреснымзаконом, назревавшимвАмерике. Мывернемсякэтойисториивглаве 3.

41. Следующий параграф и раздел взяты в сокращении из книги Артура Л. Уайта «Годы одиночества», стр. 203-205.

42. Э. Уайт, Письмо 82 от 28 февраля 1906 года; приводится в книге «Дочери Божии: вести для женщин»/”Daughters of God: Messages Especially for Women” (Силвер-Спринг, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1998 год), стр. 219.

43. Дж. Х. Ваггонер, «Знамения времени» за 26 октября 1882 года.

44. Э. Уайт, Письмо 82 от 28 февраля 1906 года; приводится в книге «Дочери Божии», стр. 220.

45. Дж Х. Ваггонер, «Знамения времени» за 26 октября 1882 года.

46. УрияСмит, «ЗакрытиелагерногособраниявКалифорнии», статья в «РевюэндГеральд»за 31 октября 1882 года, стр. 680.

47. Э. Уайт, Письмо 82 от 28 февраля 1906 года; приводится в книге «Дочери Божии», стр. 220.

48. Артур Л. Уайт, «Годы одиночества», стр. 205.

49. Э. Уайт, «Мое исцеление», статья в «Знамениях времени» за 2 ноября 1882 года, стр. 484.

50. Клинтон Вален, «Отдельные аспекты эсхатологии Эллета Дж. Ваггонера и их связь с его пониманием праведности по вере», диссертация на степень магистра, Университет Эндрюса, июль 1988 года, стр. xiii. Клинтон утверждает следующее: «Все опубликованные источники являются неточными в том, что Э. Дж. Ваггонер получил степень доктора медицины в медицинском колледже в Беллвью, хотя он, по всей видимости, прошел там одну сессию классных занятий». Смотрите также: Перл В. Говард – к Л. Е. Фруму, письмо от 17 января 1962 года, стр. 1 в файле документа 236, наследие Э. Уайт, Силвер-Спринг, Мэриленд.

51. Урия Смит, «Закрытие лагерного собрания в Калифорнии», статья в «Ревю энд Геральд» за 31 октября 1882 года, стр. 680. Тот факт, что 7 октября 1882 года Эллен Уайт была исцелена, но ничего не упоминает о «пасмурном дне», (возможно причиной был дождь или туман, обычные в этой области в октябре), наводит меня на мысль, что опыт озарения Ваггонера состоялся 14 октября 1882 года, во вторую субботу лагерного собрания.

52. Э. Дж. Ваггонер – к Эллен Уайт, письмо от 22 октября 1900 года, Файл 236b, филиал Наследия Э. Г. Уайт, мемориальная библиотека «Дель Уэбб», университет Лома Линда.

53. Э. Дж. Ваггонер – к Эллен Уайт, письмо от 3 ноября 1903 года, там же.

54. Э. Дж. Ваггонер, «Вечный завет»/ “TheEverlastingCovenant” (Международное общество религиозных трактатов, 1900 год), стр. V.

55. Э. Дж. Ваггонер, «Исповедание веры»/ “ConfessionofFaith”. 16 мая 1916 года. Джордж Р. Найт, комментируя это событие, заявил, что «пантеизм был продолжением двух принципов, произросших из его опыта обращения в 1882 году». Во-первых, Ваггонер «распространил свое желание обнаружить Христа повсюду в Библии на намерение обнаружить Его вообще везде». А во-вторых, корень его проблемы заключался в решимости «изучать Библию в свете» своего субъективного опыта 1882 года, вместо того чтобы оценить свой опыт сообразно Библии» («Понятное руководство к вести 1888 года» (Весть 1888, Путеводитель), стр. 142). Малкольм Булл и Кит Локхарт высказывают похожие мысли: «Доктрина совершенства распространялась некоторыми членами церкви, например, Э. Дж. Ваггонером, чей опыт обращения был похож на то, что переживают современные американцы, принявшие участие в лагерных собраниях Движения Святости. Энтузиазм Ваггонера был основан на переживании, полученном во время лагерного собрания в Гельдсбурге, Калифорния» («В поисках святилища: адвентизм седьмого дня и американская мечта»/ “Seeking a Sanctuary: Seventh-day Adventism and the American Dream” [Сан-Франциско: издательство “HarperandRowPublishers”, 1889 год], стр. 77). В свете чудесных событий 1882 года и многочисленных высказываний Эллен Уайт в поддержку Ваггонера несколько лет спустя, можно справедливо задаться вопросом, как вообще возможны сегодня подобные заявления. Правда ли то, что, как нас пытаются убедить некоторые авторы, в опыте обращения Ваггонера заключалась фатальная ошибка, и что весть, которую Господь послал через него, также ошибочна, так как основана чисто на его опыте в тот день?

56. «Алонзо Т. Джоунс», Энциклопедия АСД, том 10, стр. 832.

57. А. Т. Джоунс, статья в издании «Американский страж» (неконфессиональное изд.), июль 1923 года, стр. 3; цитируется у Джорджа Р. Найта в работе «От 1888 года – к отступничеству», стр. 15.

58. Марлен Штайнвег, «А. Т. Джоунс - редактор, автор, проповедник», статья в издании «Чтобы мы не забывали», 4-й квартал, 1997 год, стр. 2.

59. Э. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 5, стр. 80, 82, написано 20 июня 1882 года.

60. Э. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 5, стр. 158, написано в 1882 году.

61. Там же, стр. 217, 233, написано в 1882 году.

62. Там же, стр. 252, написано в 1885 году.

63. Там же, стр. 267, написано в 1885 году.

64. Э. Уайт, Рукопись 9, издание «Реакция на новый свет» за 3 февраля 1890 года; цитируется в «Материалах по 1888 году», стр. 540.

65. Джеймс Уайт, «Путешествие на восток», «Ревю & Геральд» за 8 февраля 1881 года, стр. 88.