Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Введение PDF Печать E-mail

Громкий клич и поздний дождь - главная забота адвентистов седьмого дня сегодня

«Сатана ничего не боится больше, чем того, что народ Божий приготовит путь Господу, удалив с него все препятствия, дабы Господь мог излить Дух на слабеющую церковь и нераскаявшееся собрание. ... Враг может помешать дождю благословений нисходить на народ Божий не более, чем затворить окна небесные, чтобы дождь не мог проливаться на землю».1

Пожалуй, ни одна тема не стоит такого пристального внимания, как тема Духа Святого и Его связи с планом искупления. Нам сказано, что Святой Дух был дан как «возрождающая сила, и без этого жертва Христа была бы бесполезна». Почему? Потому что «греху можно сопротивляться и грех можно победить только с помощью могущественного действия Третьей Личности Божества».2 Святой Дух является представителем Самого Христа, и Он «доступен для всех».3Это обещанное благословение, принимаемое верой, приносит с собой все другие благословения».4 Это тема, на которой Христос «останавливался наиболее подробно» во время Своего земного служения.5

За последние 150 лет теме Святого Духа адвентисты седьмого дня уделили много внимания. В Указателе к трудам Э. Г. Уайт ссылки, связанные с темой Святого Духа, занимают 30 страниц. За многие годы на эту тему написано множество адвентистских книг, и все они стремятся как можно четче описать работу Святого Духа и нашу нужду в Его постоянном присутствии внутри нас.

«Дождь ранний» и «дождь поздний» тесно связаны с этой темой, ибо они также «представляют собой работу Святого Духа».6 «Излитие Духа во дни апостолов было началом раннего, или первого дождя, и результат его был славным».7 Ученики, которые всего за несколько дней до этогооставили Христа, теперь смело о Нем свидетельствовали. Результат действия раннего дождя был вскоре оценен; 3000 человек были обращены в один день, а через непродолжительное время мир буквально «перевернулся» (см. Деяния 17:6).

Однако те из нас, кто будет жить в самом конце земной истории, увидят гораздо большее проявление силы Святого Духа: «Великая работа Евангелия будет завершена с ничуть не меньшим проявлением силы Божьей, чем та, что отмечала ее начало. Пророчества, которые исполнились с излитием раннего дождя на начало распространения Евангелия, снова исполнятся в излитии позднего дождя при его завершении».8

Ранний дождь также являет собой работу Святого Духа при обращении человека и в процессе его духовного восхождения «с одной ступени на другую». Поздний дождь, способствующий созреванию урожая земли, «представляет собой духовную благодать, которая готовит церковь к пришествию Сына Человеческого». Но если ранний дождь не сделает своей работы, «поздний дождь не сможет никакое семя довести до совершенства».9

Однако вся важность позднего дождя видна, только если ее поместить в надлежащую оправу адвентистского богословия. Поздний дождь – это не просто один пункт из списка наших убеждений; поздний дождь тесно связан с правильным пониманием очищения святилища, времени суда и событий последних дней в полном контексте великой борьбы.

«Громкий клич» тесно связан с поздним дождем, ибо те, кто примут дождь с небес, понесут последнюю весть Бога к миру. «Именно поздний дождь, отрада от лица Господня, и громкий клич третьего ангела» сделают Божий народ способным «возвещать истину с великой силой» в самых тяжелых обстоятельствах.10 Эта «отрада от лица Господня сойдет, чтобы придать силу громкому гласу третьего ангела и подготовить святых к тому, чтобы им выстоять во время, когда будут изливаться семь последних язв».11

Эта «последняя весть о милости Божией, которую необходимо передать миру, есть откровение Его характера любви»,12 «весть о праведности Христовой»,13 весть о «праведности по вере», которая поистине является вестью «третьего ангела».14 Весть эта, которую Бог «повелел передать миру ... должна бытьвозвещена громким голосом и подкреплена излитием Его Духа в обильной мере».15 Мы можем с нетерпением ждать времени, когда «события Дня Пятидесятницы повторятся с еще большей силой, чем это было в первый раз. Иоанн говорит: «…я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его» (Откр. 18:1)».16

Одной из главных причин, почему нужно ожидать этого излития, является перспектива достижения единства среди членов церкви, как в день Пятидесятницы. Однако это единство должно наступить прежде - в результате принятия раннего дождя, и до того, как будет излит поздний дождь:

«Мы нуждаемся в божественном просвещении. ... Божия преобразующая благодать, излитая на человеческие сердца, приведет к единству, которое еще не достигнуто. Ибо все, кто уподобится Христу, будут находиться в гармонии друг с другом. Святой Дух сотворит единство. ...

Святой Дух прославляет Бога, так открывая Его характер Своему народу, что Он становится объектом их самых высоких чувств. Он также позволяет характеруБожию проявиться и в них. Они начинают ясно видеть, что в мире никогда не было никакой праведности, кроме Его праведности. И нет в мире никакого совершенства, кроме того, что получено от Него. Когда Дух излился с высоты небес, церковь наполнилась светом, и источником этого света был Христос. Его имя было у всех на устах, Его любовь заполняла всякое сердце. Так будет и тогда, когда Ангел, сошедший с небес и имеющий власть великую, осветит всю землю Его славой» (См. Откр. 18: 1).17

Нетрудно понять, почему нет ничегоболее страшного для сатаны, чем излитие позднего дождя. Если было когда-либо время, когда излитие Духа Святого было крайне необходимо, так это сейчас. Нам всем следует лично молиться о раннем дожде и о единстве, которое должно быть среди нас достигнуто, ибо это подготовит нас к излитию позднего дождя. Только так мы обретемединый голос, которым и будет возвещен громкий клич.

По поводу единства

Однако одного взгляда на нынешнее состояние нашей возлюбленной Церкви адвентистов седьмого дня, достаточно, чтобы увидеть, что от единства мы далеки и, возможно, даже вошли во время просеивания. С одной стороны, появился целый ряд ответвлений и различных независимых пастырей, называющих себя «историческими адвентистами», но в то же время объявляющих организованную церковь «Вавилоном». Некоторые из этих служителей отделились от поместных церквей, образовав малые группы или домашние церкви, и, не признавая авторитета церковной организации, отвлекают из деноминации десятину. Споры вокруг доктрин - от вопроса Троицы до времени начала и конца субботнего покоя в соответствии с древними календарями; от настройки времени до иного истолкования пророчеств о последних днях - вот примеры причин, положенных в основу появления многих новых движений.18

С другой стороны, (и здесь маятник отклоняется в противоположном направлении), в течение последних двух десятилетий несколько церквей в Северной Америке отделились от деноминации, став церквями адвентистских собраний. Хотя некоторые из этих церквей и являются ответвлениями от нашей церкви, многие из них произошли в результатераскола более старых признанных церквей. Там имело место не только введение членов церкви в отступление и заманивание их финансовой поддержкой; речь идет также о явном отказе от многих основополагающих доктрин адвентистской веры. Общим знаменателем для многих конгрегационалистских церквей является игнорирование библейских доктрин 1844 года - очищения святилища, следственного суда, трехангельской вести и других отличительных адвентистских доктрин, которые тесно связаны с эсхатологическим пониманием вести о праведности по вере.19 В последнее время церковь, кажется, изо всех сил сражается с фактом, совсем недавно ставшим достоянием общественности, - тем фактом, что некоторые преподаватели в наших университетах и колледжах (и не только в ла-Сьерра), популяризируют теорию эволюции.20 Роль Эллен Уайт и ее богодухновенность, как и богодухновенность всей Библии, некоторыми по-прежнему ставятся под сомнение.21 «Адвентисты Сегодня» (AdventistToday), орган прогрессивного адвентистского движения, почти ежемесячно добавляет новые спорные вопросы в этот котел.

Хотя количество членов церкви вмире приближается к 20-миллионной отметке, в Северной Америке их число почти не растет. Причиной такого положения вещей может являться то, что среди кажущейся поляризации, наблюдающейся в Североамериканском дивизионе, тысячи членов организованной церкви слышат множество голосов, старающихся привлечь их внимание. В своей книге «Остаток» (“TheRemnant”), Клиффорд Гольдштейн весьма ярко описывает некоторые страшные грехи, существующие в нашей церкви.22 Не нужно долгого расследования, чтобы прийти к выводу, что в наших рядах не все в порядке. Возможность единства кажется более недосягаемой, чем когда-либо в истории адвентизма. Многие выражают мысль, что единственная надежда на выживание - это «расчистить путь», чтобы Бог мог излить поздний дождь на Свою «слабеющую церковь». Но, возможно, одним из величайших препятствий на пути к единству, как ни печально, являются именно вопросы, связанные с самим поздним дождем и громким кличем, в частности, - в связи с нашей адвентистской историей. Сегодня в церкви представлены два основных взгляда на эти вопросы, оба из которых, как утверждают их сторонники, поддерживаются Эллен Уайт, хотя они несколько отличаются друг от друга в отношении ее авторитета и богодухновенности. Прежде чем мы пойдем дальше, хотелось бы бросить беглый взгляд на эти два основных воззрения на тему позднего дождя и громкого клича, на 1888 год и другие тесно связанные с ними богословские вопросы.

Громкий клич уже прозвучал и был принят;

поздний дождь излит не был, поэтому речь не может идти о его отвержении23

Рассматривая первое из этих двух главных мнений, мы должны понимать, что, хотя полного согласия в каждой детали среди его адептов может и не быть, есть основные моменты, согласие в которых их объединяет. Эта точка зрения утверждает, что к концу темных веков Бог послал церкви Реформацию как полное откровение плана спасения. Значимость 1844 года, скорее, не в том, что в это время произошло изменение в служении Христа в небесном святилище; а, в первую очередь, в том, что он представляет собой дату, когда Бог воздвиг народ последнего времени, чтобы донести до мира Евангелие Реформации вместе с другими отличительными доктринами Адвентистов, такими как субботняя заповедь и состояние мертвых. Когда в 1870-х и 1880-х годах адвентизм уклонился в сторону законничества, Бог отреагировал тем, что послал нам драгоценную весть. Согласно этой точке зрения, «вестью 1888 года» является только та весть, которая была представлена в Миннеаполисе в 1888 году. Никто не знает точно, что именно говорилось в Миннеаполисе, но сказанное можно обобщить как основополагающее христианство. Эта весть была вестью громкого клича. Основополагающее христианство, каким мы находим его в Реформации, учившей о чисто юридическом оправдании верой (так учили проповедники святости) сочеталось с уникальным учением адвентистов о субботе, законе и не-бессмертии души. Джоунс и Ваггонер в 1888 году еще не в полной мере понимали эту весть, но Эллен Уайт вполне ее поняла, поэтому она и могла утверждать, что теперь у нас зазвучала весть громкого клича.

Согласно этой точке зрения, в Миннеаполисе имело место первоначальное неприятие вести, но это было, в первую очередь, вызвано межличностными конфликтами, в значительной степени спровоцированными Джоунсом и Ваггонером. Большинство адвентистов приняли эту весть, как она была представлена, на лагерных собраниях в 1889 году и в учебных заведениях для служителей, а также на Генеральных конференциях 1889 – 1891 годов. Покаяние тех, кто первоначально отверг данную весть, привело к тому, что она была принята всеми и повсеместно. Таким образом, 1888 год рассматривается скорее, как победа, чем как разочарование. Работа церкви получила взрывной характер, когда в 1901 году она была реорганизована, и распространилась по всему миру.

Эта точка зрения утверждает, что Эллен Уайт поддерживала Джоунса и Ваггонера, но это касалось только их вести основополагающего христианства. Большей же частью Эллен Уайт контактировала с Джоунсом и Ваггонером, пытаясь исправить их богословские ошибки. Это доказывает ее заявление, сделанное в Миннеаполисе, что она согласна не со всем, чему они учат. Хотя она так и не указала, в каких областях была не согласна, сторонниками этой точки зрения приводятся многочисленные примеры, когда богословие Джоунса и Ваггонера обсуждается и сравнивается с Евангелием Реформации. Заявляется, что Эллен Уайт не исправляла их по многим моментам лишь потому, что никогда не намеревалась быть авторитетом в богословских вопросах. Она стремилась только призвать людей вернуться к Библии.

Те, кто придерживается этой точки зрения, полагают, что одной из главных богословских ошибок, которой учил Джоунс, являласьидея, что поздний дождь начал изливаться к 1892 году. Джоунс, как они заявляют, выдвинул эту идею, потомучтосчитал, что Анна Райс, во исполнение слов Иоиля, глава 2, получила пророческий дар, тогда как Эллен Уайт, с другой стороны, говорила, что начался только громкий крик, но не поздний дождь. Поэтому громкий клич и поздний дождь, хотя и связаны между собой, могут быть разделены во времени. Поздний дождь – это сила, которая дается для провозглашения вести громкого клича. Таким образом, весть громкого клича начала звучать более ста лет назад, и была принята. Но поздний дождь еще не был излит- отчасти из-за разобщенности в церкви, вызванной Джоунсом и Ваггонером.

Эта точка зрения утверждает, что, поскольку в 1888 году поздний дождь изливаться не начал, нет необходимости каяться в его отвержении, достаточно просто молиться за его излитие в ближайшем будущем. Посему церковь не бродила все это время по пустыне в ожидании возвращения Господа, но процветала, что подтверждается наличием адвентистских учреждений, существующих по всему миру, и количеством членов, составляющим более 16 миллионов человек (на момент написания книги). Даже если мы как народ, возможно, частично и виновны в задержке второго пришествия Господа, все же большей частью причина, без сомнения, находится в Его руках, а также заключается в мировых событиях, над которыми мы не имеем никакого контроля.

Хотя некоторые из этих взглядовна громкий клич и поздний дождь появились еще в 1890 годах в среде некоторых из участников великих событий того десятилетия, многие из них сделались более заметны с начала 1930-х. Это началось какреакция на книгу А. Г. Дэниелса «Христос – наша праведность» (“Christ Our Righteousness”), набрало большуюсилу в ответ на неопубликованную работу Тейлора Банча «Сорок лет в пустыне: образы и прообразы» (“Forty Years in the Wilderness in Type and Antitype”), где адвентистская церковь сравнивается с древним Израилем. В начале 1931 года Д. Е. Робинсон, А. Т. Робинсон и С. Макрейнолдс написали ряд статей, стремясь защитить Церковь от того, что они видели, как представление ее в крайне ложном свете.24 1940-е годы были временем, когда восстали еще трое защитников церкви - от Н. Ф. Пиза до Л. Х. Кристиана и А. У. Спалдинга. Все они также считали, что обвинения в отвержении позднего дождя - это нападки на церковь.25

Вслед за трудом Роберта Виланда и Дональда Шорта «Новый взгляд на 1888 год» (“1888 Reexamined”– дословно «1888 Переоценка»), вышедшим в 1950 году, были опубликованы еще несколько книг и документов, в которых авторы защищали церковь от того, что было расценено как необоснованное нападение в отношении событий 1888 года. Многие из этих книг, статей и докладов были написаны под эгидой Генеральной конференции, которая, в целом, держалась этойточки зрения.26

Осенью 1957 года адвентистское руководство опубликовало «Вопросы по доктрине» (“Questions on Doctrine” - QOD), в качестве квази-официального ответа на вопросы, поднятые евангелистом-кальвинистом Уолтером Мартином (молодым исследователем, «специалистом» по нехристианским культам, редактором-консультантом журнала “Eternity”), и д-ром Дональдом Барнхаусом (редактором журнала “Eternity”). Публикация QOD последовала за затянувшейся на несколько лет дискуссией между доктором Барнхаузом и Мартином с одной стороны и Т. Е. Унру (президентом Конференции Восточной Пенсильвании), Уолтером Ридом (полевым секретарем Генеральной конференции), Роем Алланом Андерсоном (редактором журнала “Ministry magazine”), и Лероем Фрумом (писателем, редактором, педагогом и основателем журнала “Ministry magazine”) – с другой. Последние стремились свести на нет статус (особость) адвентизма в протестантском мире.27 После выхода в свет “QOD” большинство изданных церковью книг, посвященных вести 1888 года, приняли новое понимание происшедшего в 1888 году, самой вести 1888 года и причин, на рубеже века приведших к падению Джоунса и Ваггонера. Это стало более очевидно, после того как в 1976 году в Палмдейл Десмонд Форд бросил вызов учению Реформации. Через 35 лет после этого большинство публикаций о громком кличе и позднем дожде в контексте 1888 года, изданных и профинансированных церковью, держались именно этого понимания.28

Мнение о том, что весть праведности по вере была принята, которое стало поддерживаться с 1970х-1980х годов, утверждает, что разобщенность в церкви с 1890 года и по настоящее время была большей частью вызвана, прежде всего, ложным богословием, порожденным непосредственно основной вестью Джоунса и Ваггонера сразу же после Миннеаполиса. И что это было то самое богословие, которое лежало в основе их понимания Евангелия, и которое увело их из церкви. Согласно этой точке зрения, ложное богословие Джоунса и Ваггонера до Миннеаполиса в зачаточной форме являлось, вероятно, частью их понимания Писания, но до времени сразу после конференции 1888 года не было вполне сформировано. Поэтому Эллен Уайт и могла поддержать их «весть 1888 года». Эти богословские ошибки, как утверждается, можно обнаружить в презентациях Джоунса и Ваггонера, подготовленных для лагерных собраний начала 1889 года. Сторонники этой точки зрения как на главные ереси с готовностью указывают на следующие положения: 1) отрицание Джоунсом и Ваггонером учения о первородном грехе (что привело их к трем другим ересям); 2) утверждение, что Христос принял падшую греховную природу Адама; 3) мнение, что праведность по вере подразумевает оправдание и освящение, вместо того, чтобы быть чисто юридическим оправданием; 4) мнение, что последнее поколение приобретет совершенный характер до возвращения Христа. Сторонники этой точки зрения утверждают, что эти четыре ереси увели Ваггонера прямо в пантеизм, а Джоунса - в движение «святой плоти». Возрождение этих четырех ересей сегодня, привнесенное, в первую очередь, через работы консервативных исторических адвентистов, - это отступление «Омега», о котором предупреждала Эллен Уайт.

Теперь обратим внимание на вторую из двух основных точек зрения на поздний дождь и громкий клич, весть 1888 года и другие тесно связанные с ними богословские вопросы.

Поздний дождь уже изливался, и громкий клич уже начинался, но то и другое было отвергнуто29

Рассматривая эту вторую точку зрения, мы должны понимать, что, хотя согласия в каждой детали между теми, кто придерживается этой точки зрения, может и не быть, есть главные точки соприкосновения, объединяющие их в одно целое. Эта точка зрения утверждает, что Господь послал великий свет через реформаторов XVI века, чтобы вывести людей из тьмы папского заблуждения; но свет этот должен был становиться все ярче и ярче до самого конца времен. Адвентистское движение, приведшее к организациицеркви-остатка последнего времени – церкви Адвентистов седьмого дня, - рассматривается как последний носитель этой кульминации света, который должен быть передан миру. Окончание периода в 2300 лет в 1844 году указывает на новый этап в священническом служении Христа в небесном святилище. Это не означает, что изменилось то, как спасается человек. Следственный суд, скорее, являет собой кульминацию плана спасения; это - весть о наступлении часа суда, которая призвана помочь живущим приготовиться к возвращению Христа. Такое понимание согласуется с темой великой борьбы и созрело в контексте трехангельской вести.

Согласно этой точке зрения, отказ и далее принимать нарастающий свет и возрастать в нем привел к Лаодикийскому состоянию за какой-то десяток лет после Великого разочарования. Не-следование призыву небес к покаянию, данному через весть к Лаодикийской церкви в 1850-х годах, привело к фарисейству в 1870-х и 1880-х. При таком состоянии церкви Господь послал особую весть, предназначенную для завершения Его работы благодати в сердцах человеческих, чтобы великая борьба была, наконец, окончена. Эта весть, зазвучавшая в 1888 году, и была началом позднего дождя и громкого клича. Поздний дождь и громкий клич, хотя это и не одно и то же, не могут происходить отдельно друг от друга. Поздний дождь здесь является причиной, а громкий клич – ее результатом. Поздний дождь – это не просто увеличение меры Святого Духа; он принес больший свет, который позволил бы громкому кличу осветить землю Божией славой и охватить ее евангельской вестью для последнего времени о преизобилующей благодати Божьей.

Эта точка зрения утверждает, что весть 1888 года отличалась от популярной евангелической вести того времени. Весть 1888 года о праведности по вере тесно связана с отличительными библейскими истинами, данными адвентистам седьмого дня, особенно с пониманием очищения святилища, которое готовит представителей последнего поколения предстать пред Богом очищенными от греха. Это будет окончательным проявлением Его благодати, итогом великой борьбы. Принять такой свет означало бы принять поздний дождь, который есть нечто большее, чем просто безликая сила. Скорее, это великая сила в сочетании с личным присутствием Иисуса через Святого Духа. Способность нести громкий клич предлагалась при условии того, что мы сами примем весть, которая затем осветила бы всю землю своей славой, если бы народ Божий в совершенном единстве делился благой вестью со всем миром. В результате урожай бы созрел, и Христос в скором времени пришел бы на землю, чтобы положить полный конец греху и страданиям.

Эта точка зрения утверждает, что свет, посланный Господом, был дан в виде вести, которую в Своей великой милости Он послал через двух посланников - A. Т. Джоунса и Э. Дж. Ваггонера. Хотя Бог начал касаться сердец Джоунса и Ваггонера еще в начале 1880-х годов, самая драгоценная весть начала звучать, когда была представлена руководству церкви в 1888 году. Тот факт, что мы не располагаем стенограммой «вести 1888 года», озвученной в Миннеаполисе, не считается проблемой, поскольку та же самая весть в последующие годы была подробно освещена на лагерных собраниях и в институтах для служителей; и - под бдительным руководством Елены Уайт, которую Бог призвал на служение.

Согласно этой второй точке зрения, весть 1888 года, которую Бог послал через Джоунса и Ваггонера, являлась всеобъемлющим учением о несравненной привлека-тельности Христа в контексте праведности по вере. Хотя весть 1888 года включает в себя множество компонентов, по меньшей мере, четыре аспекта этой вести отличаются от популярных протестантских взглядов и все это время наталкиваются на заметное противостояние.30

1) Поскольку понимание Джоунсом и Ваггонером природы греха и природы человека формировалось в контексте великой борьбы, они отвергли учение Августина о первородном грехе как папскую ложь. Они полагали, что жертва Христа была принесена за все человечество, освобождая всех от осуждения греха Адама, что предоставляет всем людям свободу выбирать свою судьбу, даже находясь в греховной природе. 2) Джоунс и Ваггонер полагали, что, чтобы спасти человека от греха, Христос на Свою безгрешную божественную природу принял нашу греховную человеческую природу. 3) Они учили, что праведность по вере – это нечто большее, чем просто правовая декларация, и включает в себя как оправдание, так и освящение. 4) Они считали частью великого плана спасения то, что Бог приготовит народ последних дней в условиях последних дней - через весть позднего дождя – к тому, чтобы они предстали перед Святым Богом облеченными в праведность Христа, то есть без греха. Это последнее проявление подтвердит притязания Божьи в Его великой борьбе против сатаны: будет явлена Его власть спасти от греха, но не в грехе, свершившаяся через служение нового завета в окончательном очищении святилища.31

Согласно этой точке зрения, однако, многими руководящими работниками церкви и простыми ее членами данная весть не была признана тем, чем она являлась; они утверждали, что уже верят в оправдание верой. В результате их гордости и упрямстваСвятой Дух был проигнорирован, презрен и отвергнут. Отвержение вести произошло не потому, что Джоунс и Ваггонер были неприятными личностями, но по причине бунта против самой вести. Хотя некоторые раскаялись и позже приняли весть, другие лишь заявляли, что раскаялись, но продолжали воевать против нее, тогда как третьи сделали вид, что покаялись, но на деле далее декларации дело не пошло. В результате отвержения позднего дождя в те решающие годы церковь как организация блуждала и продолжает блуждать по пустыне этого греховного мира вот уже более 100 лет. Более того, единственным условием, на котором поздний дождь снова будет в изобилии излит на слабеющую церковь, это признание ее членами - лидерами и рядовыми членами - грехов их отцов, покаяние индивидуальное и покаяние церковного тела в целом. Необходимо восстановиться и начать провозглашать весть, посланную Господом более 120 лет назад.

Эта точка зрения утверждает, что Эллен Уайт проводила параллели между Израильским народом и Церковью адвентистов седьмого дня. Как иудеи с нетерпением ждали пришествия Мессии, но не узнали Его, когда Он пришел, так и мы, как народ, ожидали позднего дождя, но не узнали его проявлений и с презрением оттолкнули Иисуса. И хотя толпы иудеев до сих пор изливают свои сердца в молитве у Стены Плача, прося Бога послать долгожданного Мессию, их молитвы никогда не будут, да и не могут быть отвечены. Не раньше, чем они осознают, что Мессия уже пришел, и с четким пониманием этого покаются в своем неверии. Только тогда Бог сможет ответить на их молитвы. Точно так же и мы, как народ, с 1888 года молились и молимся за излитие позднего дождя – уже на протяжении более 120 лет. Но Бог не может ответить на наши молитвы, пока мы не признаем и не исповедаем грехи наших предков, в том числе и годы нашего собственного отрицания той же вести. Признание правды о нашей истории спасет нас от увековечивания их ошибок и приведет нас к глубокому покаянию в нашем личном неверии.

Эта точка зрения также утверждает, что Эллен Уайт много раз высказывалась в поддержку Джоунса и Ваггонера и той драгоценной вести о праведности через веру, которая была дана через них. Когда Джоунс и Ваггонер совершали ошибки, ибо оба они были людьми и могли ошибаться, Эллен Уайт стремилась поправить их, давая конкретные наставления о том, где именно они ошибались. Пока они смиренно внимали этим наставлениям, они извлекали из них пользу. Эллен Уайт предупреждала, что Джоунс и Ваггонер могут быть побеждены искушением, но, если это и случится, это не будет доказательством, что ихвесть была ложной. Таким образом, пантеизм Ваггонера и горечь (разочарование) Джоунса, как и все те крайности, которые онпроявил в более поздние годы, не были вызваны посланной Господом вестью, но, скорее, отступлением от нее в конце 1890-х годов. Опять же, панентеизм, движение святой плоти или какие-либо другие крайности никак не являлись результатом какой-либо роковой ошибки в первоначальном богословии Джоунса и Ваггонера; скорее, их понимание изменилось в результате принятия элемента заблуждения, которое часто лежит близко к истине, и, таким образом, было опрокинуто искушением. К тому же, заблуждение Джоунса и Ваггонера сформировалось за долгие годы противления и неприятия по отношению к истинной вести, которую Бог послал через них.

Эта вторая из двух основных точка зрения на громкий клич и поздний дождь была выражена еще в 1890-х годах. Первыми ее сформулировали некоторые из участников великих событий того десятилетия. Однако с 1920-х годов она начинает звучатьгромче. Начало этому положил президент Генеральной Конференция А. Г. Дэниелс в своей книге «Христос - наша праведность». Подводя итоги событий 1888 года и почти сорока последующих лет, Дэниелс заявил: «Весть тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года церковью принята не была, не провозглашалась, и ей не был дан свободный ход, как это следовало бы сделать, чтобы до церкви дошли те безмерные благословения, которые в ней заключались. На всю серьезность сопротивления такому влиянию указывали посылаемые в дальнейшем обличения. Этим словам обличения и увещевания сегодня следует посвятить самое пристальное внимание. ... О, если бы все мы вняли как должно предупреждениям и призывам, когда они прозвучали к нам в этой, казалось бы, странной, но впечатляющей форме на конференции 1888 года! От какой неопределенности мы бы избавились! Какие скитания, поражения и потери были бы предотвращены! Какой свет, какие благословения, какой триумф и прогресс сошли бы на нас!»32

Всего через несколько лет после выхода книги Дэниелса Тейлор Банч, (пастор, библейский учитель и писатель). издал памфлет под названием «Сорок лет в пустыне: образы и прообразы». В нем выдвинуты схожие взгляды на поздний дождь и громкий клич.33В своемпамфлете Банч указывает на параллели между церковью адвентистов седьмого дня и сынами Израилевыми в их путешествии из Египта в Ханаан. В 1930-1931 учебном году Тейлор Банч с женой организовали осеннюю и весеннюю молитвенные недели в колледже Тихоокеанского униона, где Банч выступил с презентацией по теме своего памфлета.34 Несколько лет спустя,в 1937 году, Банч провел аналогичную серию из 36 проповедей в молитвенном доме в Батл-Крик. Он говорил во второй части вечернего субботнего молитвенного собрания. «…специально для тех, кто уже слышал их, а также по просьбам служителей и других евангельских работников, которые желали их иметь», эти проповеди были опубликованы в виде книги под названием «Исход и адвентистское движение: образ и прообраз».35

В своих исследованиях Банч углубился в детали более, нежели Дэниелс. Когда он подошел к тому, что древний Израиль пережил в Кадес-Варни, то соотнес это с Конференцией 1888 года в Миннеаполисе и ее последствиями, показав, что церковь повернула назад в пустыню скитаний. Банч утверждал, что поздний дождь был отвергнут, и что проблемы 1888 года не разрешатся, пока не будут озвучены перед всем народом, чтобы все могли понять, что на самом деле произошло:

«Весть о праведности по вере с силой проповедовалась в течение более чем десяти лет. Все это время кризис в Миннеаполисе продолжал оставаться в поле зрения руководства церкви. Эта весть положила начало позднему дождю. «Время нашего испытания – прямо сейчас, громкий клич третьего ангела уже начался с откровения праведности Христа - прощающего грех Искупителя. Это - начало света от ангела, чья слава наполнит всю землю». («Ревю & Геральд» за 22 ноября 1892 года) Почему же поздний дождь не продолжил изливаться?

Потому что весть, которая его принесла, перестала проповедоваться. Она была отвергнута слишком многими и вскоре затухла, исчезнув из реальности адвентистского народа. А вместе с нейумолк и громкий клич. И возобновиться он может, только когда весть, положившая ему начало, возродится и будет принята. ...

Перед самым концом адвентистский народ пересмотрит свое прошлое и увидит его в новом свете. Мы должны изучать и понимать прообразность двух событий в Кадес-Варни из опыта древнего Израиля и извлечь уроки из ошибок наших отцов, особенно во время кризиса 1888 года. Мы должны признать и исповедовать ошибки наших отцов и позаботиться о том, чтобы не повторять их и тем самым не отодвигать еще дальше окончательное торжество адвентистского движения. Историю прошлого необходимо пересмотреть и изучить в свете этих ошибок и их последствий, нашедших выражение в длительной задержке пришествия Христова.36

Дональд К. Шот и Роберт Дж. Виланд, многие годы служившие миссионерами в Африке, стали, пожалуй, самыми известными и видными сторонниками многих из этих взглядов, после того как в 1950 представили Генеральной конференции свою рукопись «Переоценка 1888 года» (на русском языке известна как «Новый взгляд на 1888 год»). В 1970-е годы они начали широко публиковать свои взгляды в книгах. Одни из таких книг вышли в издательствах церкви, другие - в частном порядке, а позднее некоторые из их книг увидели свет при содействии Комитета по исследованию вести 1888 года.37 Другие адвентисты в различных статьях и книгах поддержали многие из их убеждений.38

Великая дилемма

Я - адвентист седьмого дня в пятом поколении. Мой прапрадедбыл участником Генеральной конференции 1888 года в Миннеаполисе, а впоследствии непродолжительное время был президентом Конференции штата Висконсин. Я не знаю, был ли он одним из тех «некоторых», кто открыто отвергли то, что Господь в Своей великой милости послал этой церкви через пресвитеров Ваггонера и Джоунса. Но одно я знаю точно: каждое из последующих пяти поколений, в том числе и мое поколение, с нетерпением ждали времени, когда изольется Дух Святой.

Изучая эту тему, мы столкнемся с серьезной дилеммой: необходимо будет принять решение, какой их этих двух взглядов на нашу историю - правильный. Если Господь действительно инициировалначало позднего дождя, но мы как церковь пренебрегли им и воспротивились ему, не должны ли мы взыскать покаяния для себя, а также и для церкви, не обращая внимания на возможные обвинения в работе на раскол? В противном случае, не отвергнем ли мы поздний дождь повторно? С другой стороны, если поздний дождь и не начинался, а значит, мы как церковь никогда не отвергали его, не должны ли мы сделать все возможное, чтобы не отвлекаться самим и не отвлекать других от более важной работы - проповеди Евангелия Реформации миру?

Рассматривая эти серьезнейшие вопросы, мы должны помнить, что Эллен Уайт была очевидцем многих из этих исторических событий.39 Поэтомунамследует задать себе несколько вопросов. Видела ли Эллен Уайт тесную связь между вестью 1888 года о праведности по вере и последними событиями, происходящими в то время? Видела ли она связь между принятием этой вести и вторым пришествием Христа? Видела ли она связь между поздним дождем и громким кличем? В своем описании того, что тогда происходило, отделяла ли она поздний дождь от громкого клича? Могло ли одно начаться без другого? Можно ли принять одно,не приняв другого? Смотрела ли Эллен Уайт на Генеральную конференцию 1893 года как на попытку Джоунса «возродить поздний дождь», или, как Урия Смит, видела в ней только «фанатизм» и «возбуждение?" Действительно ли поздний дождь начинал изливаться? Возможно ли, чтобы он был отвергнут?

Если рассмотреть все высказывания Эллен Уайт в отношении позднего дождя и громкого клича в хронологическом порядке, выражают ли они и дают ли нам дополнительное глубокое понимание этих вопросов? На все эти и не только эти вопросы мы попытаемся найти ответы.40

Книга «Возвращение позднего дождя» была задумана как простая, но уникальная компиляция высказываний Эллен Уайт по вопросу о позднем дожде и громком кличе, которые она опубликовала между 1840-м годом и годом, когда ее жизнь окончилась – 1915-м. Вы найдете эти высказывания повсей книге -  в хронологическом порядке, хотя и за некоторым исключением. Здесь приводятся не все высказывания Эллен Уайт о позднем дожде и громком кличе, но очень многие из них. Все главы хронологически упорядочены; связанные с поздним дождем и громким кличем проблемы рассматриваются в них соответственно конкретным периодам времени. Следует отметить, что по мере составления рукописи добавлялось все больше и больше информации об историческом фоне происходящего. Это нужно, чтобы помочь найти ответы на вопросы, поднятые историческими событиями, а также ответы на вопросы, поднятые в адвентистской литературе, опубликованной со времени тех событий. При обсуждении истории адвентистского движения в связи с событиями 1888 года исторический контекст часто упускался из виду, по крайней мере, некоторыми из тех, кто участвовал в этой дискуссии. По этой причине в книгу вошли некоторые довольно длинные цитаты - в целях сохранения полноты контекста, который позволит читателям сделать для себя более обоснованные выводы.

«Возвращение позднего дождя» - результат личного исследования этой важной темы. Книга основана на оригинальных источниках, включая труды Эллен Уайт, A. T. Джоунса, Э. Ваггонера и других авторов, что позволяет истории говорить самой за себя. Автор попытался прочесть большую часть печатных материалов на эту тему, чтобы быть уверенным, что ничего не упустил из виду. Я благодарен за вознесенные молитвы, за советы тех многих, кто помогал мне в выполнении этой задачи. Хотя я никогда не намеревался написать книгу, это исследование стало для моей жизни настоящим благословением, и я делюсь результатом своего труда с надеждой, что он станет благословением и для других. Как это, однако, бывает с большинством книг, не все будут согласны с выводами данного исследования. Говоря все это, автор не претендует на непогрешимость. Данная книга все еще в работе. Существует еще очень много материала, который нужно добавить; и не только в будущие главы, но и в главы, которые вы держите в руках. Это потребует повторного редактирования и уточнений там, где необходима корректировка.

Движущим мотивом настоящего исследования является стремление правильно понять нашу историю. Известное высказывание Эллен Уайт, произнесенное ей в 1892 году, гласит: «Нам нечего бояться за будущее, если только мы не забудем то, как Господь вел нас, и уроки, преподанные Им в нашей уже минувшей истории».41 Она напоминает нам и то, что причиной падения Израиля было то, что они забыли свою историю:

«Причина, почему дети Израиля оставили Господа, заключалась в том, что восстало поколение, которому не было поведано о великом избавлении из Египта рукою Иисуса Христа. Их отцы не рассказывали им историю божественной заботы, которая была распростерта над детьми Израиля во всех их путешествиях по пустыне. ... Родители пренебрегали той самой работой, которую Господь заповедал им выполнять, и не наставляли детей относительно Божьей цели для избранного Им народа. Они не поставили их перед фактом, что идолопоклонство - грех, и что поклоняться другим богам означало оставить Иегову. Если бы родители выполняли свой долг, не было бы никаких исторических записей о поколении, которое не знало Бога, и потому было предано в руки завоевателей.42

«Мне было указано на дело, которое Моисей совершил незадолго до своей смерти. Созвав детей Израилевых, он пересказал им их же пережитой опыт, их испытания, их неудачи и предостережения, которые были им даны».43

Но, пересматривая нашу историю, мы должны помнить, что делаем это не для того, чтобы найти вину в других – живших в прошлом или живущих в настоящем; - и не ради того, чтобы разобрать их по косточкам, но, скорее, ради того, чтобы нам научиться на их ошибках и не повторять их. Мы должны как следует усвоить слова Кеннета Вуда: «Замечая ошибки наших духовных предков, мы можем исполниться боли и горечи. Но мы не можем изменить прошлое. Мы не можем переписать историю. Но мы можем, однако, извлечь из истории уроки, и мы можем привести в порядок собственные сердца и семьи, давая Духу Святому полную возможность работать с нами. Только имея правильное отношение к вести о праведности по вере уже сегодня, мы можем ожидать излития позднего дождя и способности выполнить «работу».44

Это приводит меня к следующему. Как это всегда бывает, сатана стремится разрушить всякое реформаторское движение с помощью какой-нибудь подделки или той или иной формы фанатизма.45 Даже беглый взгляд на историю адвентистов показывает, что это на самом деле так. Сатана подсовывал подделки и до, и после 1888 года. Он подсунул нам подделку в начале 1920-х, указывая на 1888 год, но при этом называя церковь Вавилоном. Так было и в 1930-е годы, и 1940-е - тоже. Еще одной формой фанатизма после 1950 года было кивание на 1888 год и призывы уходить из церкви. Все это сатана делал и делает, чтобы отвлечь наше внимание от настоящего Божьего призыва - пересмотреть нашу историю, дабы нам исцелиться.

Давайте внесем ясность: церковь не Вавилон! Она, в конце концов, примет призыв «Верного Свидетеля» и с помощью Божественных средств приготовится к великой брачной вечере. Христос, наконец, получит Свою невесту - без пятна и порока. Почему это будет возможно? Потому что она будет облачена в безупречную одежду Христовой праведности.

Пожалуйста, запомните: эта книга не должна использоваться как основание для разделения в Церкви адвентистов седьмого дня. Она не должна использоваться в евангелизации для вовлечения людей в какие-либо отпавшие группы. Ее следует читать руководителям церкви, наставникам и просто заинтересованным членам и молитвенно размышлять над ней, чтобы лучше понимать нашу собственную историю.

И последнее: мы очень старались, работая над страницами этой книги, следовать прекрасному совету Джорджа Р. Найта: «Пусть Эллен Уайт сама говорит за себя».46

 

Примечания к Введению

1. Эллен Уайт, «Величайшая нужда Церкви», статья, «Ревью энд Геральд» за 22 марта 1887 года, стр. 177.

2. Эллен Уайт, «Желание веков», (Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1940 год), стр. 671.

3. Там же, стр. 669.

4. Там же, стр. 672.

5. Эллен Уайт, «Избранные вести», том 3 (Вашингтон, округ Колумбия: Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1980 год), стр. 156.

6. Эллен Уайт, «Свидетельства для проповедников и евангельских работников» (Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1923 год), стр. 506, (далее – «Свидетельства для проповедников»).

7. Эллен Уайт, «Деяния Апостолов в провозглашении Евангелия Иисуса Христа» (Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1911 год). стр. 54, 55, (далее – «Деяния Апостолов»).

8. Эллен Уайт, «Великая борьба» (Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1911 год), стр. 611.

9. Эллен Уайт, «Свидетельства для проповедников», стр. 506.

10. Эллен Уайт, «Ранние произведения» (Вашингтон, округ Колумбия: Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1945 год), стр. 271.

11. Там же, стр. 86.

12. Эллен Уайт, «Наглядные уроки Христа» (Вашингтон, округ Колумбия: Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1941 год), стр. 415. Пастор Джерри Финнеман указывает на прекрасные высказывания о связи позднего дождя и громкого клича в своей дилогии «Поздний Дождь – это весть о Христе и Его праведности» (издание «Пастор Новой Англии», ноябрь / декабрь 2009 и январь / февраль 2010 года).

13. Эллен Уайт, «Свидетельства для Церкви», т. 6, (Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1948 год), стр. 19 (далее – «Свидетельства», т. 1-9).

14. Эллен Уайт, «Избранные вести», книга 1, стр. 372.

15. Эллен Уайт, «Свидетельства для проповедников», стр. 92.

16. Библейский комментарий Адвентистов седьмого дня под редакцией Фрэнсис Д. Никол, т. 6 (Вашингтон, округ Колумбия: Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1956 год), стр. 1055 (далее - «Библейский комментарий АСД»).

17. Эллен Уайт - Урии Смиту, письмо 25b от 30 августа 1892 года; материалы Эллен Уайт по 1888 году (Вашингтон, округ Колумбия: Наследие Эллен Уайт, 1987 год), стр. 1017 (далее – «Материалы по 1888 году»).

18. См. Тай Гибсон, «Покинутьли корабль?:попытки одного человека открыть для себя особую Божью цель для Его Церкви» / “AbandonShip?: OneMan’sStruggletoDiscoverGod’sSpecialPurpose for His Church”(Нампа, Айдахо, Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1997 год); Аллен Барнс, «Окольные пути и ухабы»/“Detours & Ditches” (Дентон, Северная Каролина: издательство «Барнс Принтинг & Паблишинг», 2005 год).

19. См. Брайан Нейман «Остановитесь, пока не слишком поздно» (Дельта, Британская Колумбия: Удивительные открытия, 2005 год); Томас Мостерт, «Скрытая ересь?: действительно ли спиритизм сегодня внедряется в адвентистские церкви?»/“Hidden Heresy?: Is Spiritualism Invading Adventist Churches Today?”(Нампа, Айдахо: Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 2005 год); Самуэль Корантенг-Пипим, «Должны ли мы молчать: проблемы, разделяющие нашу церковь»/ “Must We Be Silent: Issues Dividing Our Church” (Анн-Арбор, Мичиган: издательство «Берин Букс», 2001 год); «На том стоим: оценка новых тенденций в церкви»/ “Here We Stand: Evaluating New Trends in the Church” (Берриен Спрингс, Мичиган: издательство «Адвентистс аффем», 2005 год). В «Адвентист Ревью» за ноябрь 1997 года Уильям Г. Джонсон прокомментировал раскол на независимые общины Церкви «Дамаск» в штате Мэриленд, где пастором служил Ричард Фредерикс, а также церкви «Саннисайд» в Портленде, штат Орегон. Джонсон заверил читателя, что легко «раздуть ... до невероятных размеров» раскол церкви «Дамаск», и что церкви в целом «неминуемый раскол на независимые общины не угрожает». Со времени этой публикации в ноябре 1997 года, однако, несколько церквей присоединились к постоянно растущему числу соборных/конгрегационалистских церквей адвентистов седьмого дня. Периодическое издание «Адвентисты сегодня», которое до некоторой степени стало голосом соборного/конгрегационалистского движения адвентистов, перечислило семь таких церквей на обложке издания за май-июнь 1998 года под названием «Новый конгрегационализм: что он дает?». Конечно, к этому списку можно добавить еще много церквей. Сайт missioncatalyst.org Рона Глэддена активно рекламирует создание все более и более таких церквей, и до сих пор активен (на 2010 год).

20. www.educatetruth.com

21. Грэм Брэдфорд, «Люди – это только люди (Посмотрите, что они сделали с Эллен Уайт)»/ “People Are Human (Look what they did to Ellen White),”(Виктория, Австралия: Издательская компания «Сайнс», 2006 год); «Больше, чем пророк»/ “More Than a Prophet” (Берриен Спрингс, штат Мичиган: издательство «Библейские перспективы», 2006 год); Десмонд и Джиллиан Форд, «Ради Евангелия: не выплеснуть с водой ребенка»/ “For the Sake of the Gospel: Throw Out the Bathwater, But Keep the Baby” (Нью-Йорк: издательство «Ай-Юниверс Инкорпорейтед», 2008 год); Милтон Хук, «Дезмонд Форд - реформистский богослов, борец за возрождение Евангелия»/ “Desmond Ford: Reformist Theologian, Gospel Revivalist” (Риверсайд, Калифорния: Фонд «Адвентисты Сегодня», 2008 год); Герхард Пфандл, «Эллен Уайт и наука о земле», (работа, представленная на международной конференции «Вера и наука», 23-29августа 2002 года); Олден Томпсон, серия статей«От Синая до Голгофы», части 1-5, («Адвентист Ревю» за 3-31 декабря 1981 года).

22. Клиффорд Гольдштейн, «Остаток: библейская реальность или принятие желаемого за действительное?»/ “The Remnant: Biblical Reality or Wishful Thinking?” (Нампа, Айдахо: Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1994 год).

23. Подробные ссылки на взгляды, высказанные здесь, будут даны в оставшейся части этой книги.

24. См: Д. Е. Робинсон - Тейлору Г. Банчу, письмо от 30 декабря 1930 года (см главу 4, сноска 41); А. Т. Робинсон, «Отвергла ли деноминация адвентистов седьмого дня учение о праведности через веру?», статья, 30 января 1931 года; С. Макреинолдс, «Пережитое на Генеральной конференции в Миннеаполисе, штат Миннесота, в 1888 году», без даты, 1931 год; все взято из рукописей и воспоминаний о событиях в Миннеаполисе в 1888 году (Бойсе, Айдахо: Издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1988 год), стр 333-342. Существует ряд доказательств, что некоторые из этих людей работали над ответом реформистскому андвентистскому движению, представители которого к тому времени уже утверждали, что 1888 год был отправным моментом, с которого церковь стала «Вавилоном».

25. Н. Ф. Пиз, «Оправдание и праведность по вере в церкви адвентистов седьмого дня до 1900 года» (неопубликованная дипломная работа на степень магистра, 1945 год); Л. Г. Кристиан, «Плоды даров Духа»/ “The Fruitage of Spiritual Gifts” (Вашингтон, округ Колумбия: Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1947 год); А. В. Сполдинг, «Военачальник небесного воинства»/ “Captains of the Host” (Вашингтон, округ Колумбия: Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1949 год). Существует ряд доказательств, что некоторые из этих людей находились под влиянием своих предшествующих контактов с отпочковавшимися группами, такими как «Жезл Пастыря» и «движение братьев Роджерс». Обе группы указывали на 1888 год как на отправной момент, с которого церковь превратилась в «Вавилон».

26. Генеральная конференция адвентистов седьмого дня, «Первый доклад комитета Генеральной конференции» от 4 декабря 1951 года, процитировано у А. Л. Хадсона в книге «Предостережение и реакция на него»/ “A Warning and its Reception” (опубликовано в частном порядке, без даты); Генеральная конференция адвентистов седьмого дня, «История нашей Церкви»/ “The Story of Our Church” (Маунтин-Вью, Калифорния: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1956 год); Генеральная конференция адвентистов седьмого дня, «Дальнейшая оценка рукописи «Пересмотр 1888 года», сентябрь 1958 года, процитировано у А. Л. Хадсона в работе «Предостережение и реакция на него» (опубликовано в частном порядке, без даты); А. В. Сполдинг, «Происхождение и история адвентистов седьмого дня»/ “Origin and History of Seventh-day Adventists” (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1962 год); Н.Ф. Пиз, «Только по вере»/ “By Faith Alone” (Маунтин-Вью, Калифорния: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1962 год); А. В. Олсон, «Через кризис к Победе 1888-1901»/ “Through Crisis to Victory 1888-1901” (Вашингтон, округ Колумбия, издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1966 год). Н.Ф. Пиз, «Вера, которая спасает»/“The Faith That Saves” (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1969 год); А. Л. Уайт, «Эллен Уайт: годы одиночества»/“Ellen G. White: The Lonely Years” (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд» 1984 год).

27. Вопросы Уолтера Мартина «охватывают широкий спектр адвентистского богословия, но были в его точке зрения четыре особенно бросающихся в глаза момента: (1) что искупление не было завершено Христом на кресте; (2) что спасение является результатом и благодати, и дел закона; (3) что Господь Иисус Христос является сотворенным существом, не Сущим от вечности; (4) и что в воплощении Он стал причастен греховной, падшей природе человека» (издание «Наша надежда»/”Our Hope” за ноябрь 1956 года, стр. 275)»(приведено у Джорджа Р. Найта в работе «Поиск идентичности»/ “A Search for Identity”, стр. 165). Среди других охваченных там вопросов были: святилище, 1844 год и вдохновение Эллен Уайт. Обратите внимание также, что: «Кальвинисты свели свое богословие к известным Пяти Пунктам, из коих все проистекают от основной доктрины - их понимания суверенитета Бога. 1. Полная развращенность человечества (все мужчины и женщины рождаются грешниками). 2. Безусловная избранность (одни избираются для спасения, другие - нет). 3. Ограниченное Искупление (Христос умер только для избранных). 4. Непреодолимая благодать (мужчины и женщины, которые избираются для спасения, получают «дар» веры). 5. Непоколебимость святых («однажды спасен - навсегда спасен»). ... Смирительная рубашка кальвинизма приводила к «исключительно юридическому спасению», которое являлось проблемой христианской церкви в течение 400 лет. Юридическое оправдание - это еще один термин для замещения виновного... Это небиблейское понятие извратило суть действия благодати и смысл «праведности по вере» (Герберт Э. Дуглас, «Распутье: вопрос о доктрине, разделившей исторических адвентистов в 1957 году»/ “A Fork in theRoad: QuestiononDoctrinetheHistoricAdventistDivideof 1957” (Колдуотер, Мичиган:издательство «Ремнант паблишинг», 2008 год), стр. 24, 25).

28. Эдвард Хеппенстолл, «Возможно ли совершенство?»/ “Is Perfection Possible?”(Маунтин-Вью, Калифорния: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1964 год); Лерой Е. Фрум, «Судьбоносное движение»/ “Movement of Destiny”, (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1971 год); Дезмонд Форд, «Доктринальное угасание доктора Э. Ваггонера: его отношение к отступлению «Омега»/ “The Doctrinal Decline of Dr. E. J. Waggoner: Its Relationship to the Omega Apostasy”, (находится в Центр адвентистского наследия, Университет Эндрюс, Берриен-Спрингс, Мичиган, 1970-е годы); Дезмонд Форд, «Связь между воплощением Христа и праведностью по вере», документы конференции в Палмдейл, посвященной теме «Праведность по вере» (Гудлетсвилль, Теннесси: Джек Д. Уокер, 1976 год); Джеффри Дж. Пэкстон, «Просеивание адвентизма: задокументированный доклад о кризисе в среде адвентистов по поводу доктрины оправдания по вере»/ “The Shaking of Adventism: A Documented Account of the Crisis Among Adventist Over the Doctrine of Justification by Faith” (Гранд-Рапидс, Мичиган: Дом книги Бейкера, 1977 год); Эдвард Хеппенстолл, «Человек, который суть Бог: исследование природы Иисуса»/ “The Man Who Is God: A Study of the Nature of Jesus”, (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1977 год); Дэвид П. Мак-Магон, Эллет Джозеф Ваггонер, «Миф и человек»/ “The Myth and the Man” (Фоллбрук, Калифорния: издательство «Вердикт паблишинг», 1979 год); Роберт Бринсмид, «Судимые по Евангелию: пересмотр адвентизма»/ “Judged by the Gospel: A Review of Adventism” (Фоллбрук, Калифорния: издательство «Вердикт паблишинг», 1980 год); Берт Халовяк, «Эллен Уайт и А. Т. Джоунс в Оттаве, 1889 год: разные пути после Миннеаполиса», (Архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня, Вашингтон, округ Колумбия, 1981 год); Норман Р. Галли, «Христос - замещение наше»/ “Christ Our Substitute” (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1982 год); Джордж Р. Найт, «От 1888 года - к отступничеству: дело А. Т. Джоунса»/ “From 1888 to Apostasy: The Case of A. T. Jones” (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1987 год); Гельмут Отт, «Совершенство во Христе: твоя ли это задача - быть совершенным, или чья-то еще?»/ “Perfect in Christ: Is it Your Job to be Perfect, Or is it Someone Else’s?”(Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1987 год); работа под редакцией Артура Дж. Ферха, «К праведности по вере: 1888 в ретроспективе»/ “Towards Righteousness by Faith: 1888 in Retrospect” (Новый Южный Уэльс: Южно-тихоокеанский дивизион адвентистов седьмого дня, 1989 год); Джордж Найт, «Разгневанные святые: пугающая вероятность быть адвентистом, не будучи христианином»/ “Angry Saints: The Frightening Possibility of Being Adventist Without Being Christian”(Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1989 год); Эрик С. Уэбстер, «Перекрестные течения в адвентистской христологии»/ “Crosscurrents in Adventist Christology” (Берриен Спрингс, Мэриленд: издательство университета Эндрюса, 1992 год); Рой Адамс, «Природа Христа: помощь церкви, разделившейся в пониманиисовершенства»/ “The Nature of Christ: Help For a Church Divided Over Perfection” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1994 год); Вудро В. Уидден, «Эллен Уайт о спасении»/ “Ellen White on Salvation” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1995 год); Вудро В. Уидден, «Эллен Уайт о человеческой природе Христа»/ “Ellen White on the Humanity of Christ” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1997 год); Джордж Р. Найт, «Понятное руководство к вести 1888 года» (известное нам как «Весть 1888 года. Путеводитель»)/ “A User-Friendly Guide to the 1888 Message” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1998 год); Джордж Р. Найт, «В поисках своего лица: формирование убеждений адвентистов седьмого дня»/ “A Search for Identity: The Development of Seventh-day Adventist Beliefs” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 2000 год). Вудро В. Уидден, «Э. Ваггонер: путь от врача -евангелиста до агента сил разделения»/ “E. J. Waggoner: From the Physician of Good News to Agent of Division” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 2008 год); Дезмонд и Джиллиан Форд, «Ради Евангелия: не выплеснуть с водой ребенка»/ “For the Sake of the Gospel: Throw Out the Bathwater, But Keep the Baby” (Нью-Йорк: издательство “iUniverse, Inc.”, 2008 год); Милтон Хук, «Дезмонд Форд: богослов- реформатор, борец за возрождение Евангелия»/ “Desmond Ford: Reformist Theologian, Gospel Revivalist” (Риверсайд, Калифорния: Фонд «Адвентисты сегодня», 2008 год). Из всех вышеперечисленных писателей Лерой Фрум - единственный, кто высказал мысль, что поздний дождь уже начал изливаться. Однако, он придерживается мнения, что поздний дождь был принят.

29. Подробные ссылки на точки зрения, указанные здесь, будут приведены в оставшейся части этой книги.

30. См: А. Леруа Мур, «Богословие в кризисе»/ “Theology in Crisis” (Корпус-Кристи, Техас: издательство “Life Seminars, Inc.”, 1980 год); Герберт Э. Дуглас, «Распутье: вопрос о доктрине, разделившей исторических адвентистов в 1957 году»/ “A Fork in the Road: Question on Doctrine the Historic Adventist Divide of 1957”(Колдуотер, Мичиган, издательство “Remnant Pub.”, 2008 год); Деннис Э. Прибе, «Лицом к лицу с подлинным Евангелием»/ “Face-to-Face With the Real Gospel”, пересмотренное издание (Розвелл, Калифорния: издательство «Удивительные факты», 2008 год).

31. Эллен Уайт резюмировала эту весть так: «Господь в Своей великой милости послал самую драгоценную весть Своему народу через пресвитеров Ваггонера и Джоунса. Эта весть должна была более ярко представить миру вознесенного Спасителя, жертву за грехи всего мира. Она указывала на оправдание через веру в Гаранта спасения; она предлагала людям принять праведность Христа, которая проявляется в послушании всем заповедям Божьим. Многие потеряли из виду Иисуса. Им было необходимо направить взгляд на Его божественную Личность, Его достоинства, и Его неизменную любовь к человечеству. Вся власть передана в руки Его, чтобы Он мог вручить богатые дары, включая бесценный дар Его собственной праведности, беспомощному человеческому существу. Такова весть, которую Бог повелел передать миру. Это весть третьего ангела, она должна быть провозглашена во время громкого клича и подкреплена обильным излитием Духа Божия. ... Прославленный Спаситель должен быть явлен ... как сидящий на престоле, и изливающий бесценные благословения завета. ... Христос ходатайствует за церковь там, в небесных обителях. ... Несмотря на наше недостоинство, мы всегда должны помнить, что есть Некто, Кто может удалить грех и спасти грешника. ... Бог дал слугам Своим свидетельство, которое представляет Истину, как она есть в Иисусе, в чем и заключается весть третьего ангела, ясная и отчетливая. ...

Это ... свидетельство ... представляет закон и Евангелие, связывая то и другое в одно совершенное целое. (См. Римлянам 5 и 1 Иоанна 3:9, в конце главы) ... Если пренебречь этим удивительным спасением, в течение многих лет находившимся прямо перед вами; если презреть это славное предложение оправдания через кровь Христа и освящения через очистительную силу Святого Духа, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня» («Свидетельства для проповедников», стр. 92-98). Более полно мы рассмотрим весть 1888 года в главе 4 и Приложении А.

32. А. Дэниелс, «Христос Наша праведность»/ “Christ Our Righteousness” (Вашингтон, округ Колумбия, ассоциация служителей адвентистов седьмого дня, 1926 год) стр. 47, 69.

33. По брошюре Банча указываются различные даты: в Библиотеке наследия университета Лома Линда в качестве даты публикации указывается 1927 год. Джордж Найт утверждает: «Еще одной книгой особой важности, хотя она и не была так воспринята в свое время, являлась работа Тейлора Г. Банча «Сорок лет в пустыне: образы и прообразы» (около 1928 года). Видимо, то, что Дэниелс снова поднял вопросы сессии Генеральной конференции 1888 года, подтолкнуло Банча исследовать тему самостоятельно» («Поиск идентичности», стр. 143-144). Л. Фрум заявляет: «Документы подтверждают, что примерно сорок лет спустя после Конференции в Миннеаполисе, не раньше, деноминации и конференции было выдвинуто серьезное обвинение в отвержении вести. Это отражено в частным образом опубликованной брошюре, без даты публикации, вышедшей в конце 1920_х годов под названием: «Исход и адвентистское движение». Ее автор, известный пастор, евангелист и библейский учитель, хотя, поддерживая свою точку зрения, нередко обращается к выдержкам из «Свидетельств» и «Ревю и Геральд», не предлагает никакого документального обоснования своим смелым заявлениям об отвержении вести. В 1888 году он был еще ребенком и не мог быть очевидцем тех событий» (Л. Э. Фрум, ранние черновики работы «Судьбоносное движение» (в русском варианте известно, как «Движение, предначертанное Богом»), стр. 82а, документальный файл 189m Наследия Эллен Уайт, Силвер-Спринг, Мэриленд). Артур Уайт утверждает, что «само понятие конфессионального отвержения вести появилось только в 1930 году» (письмо Л. Уайта к Л. О. Куку от 2 февраля 1985 года).

34. См. выпуск“The Advent Review and Sabbath Herald” за 21 марта 193 года, стр. 24-25.

35. Тейлор Г. Банч, «Исход и адвентистское движение: образы и прообразы»/ “The Exodus and Advent Movements in Type and Antitype” (факсимильная частная публикация, вышла до 1937 года), стр. i. Банч продолжает: «Настоящая серия статей имеет особую ценность в условиях, когда приходится встречаться с отступниками и всевозможными движениями, а также для утверждения адвентистов седьмого дня в «вере, однажды преданной святым» (там же). К сожалению, некоторые, возможно, восприняли эту работу только как нападение на церковь и деятельность нескольких отпочковавшихся движений.

36. Там же, стр. 107, 168.

37. См. Роберт Дж. Виланд и Дональд К. Шорт, «В поисках Креста»/ “In Search of the Cross” (Маунтин-Вью, Калифорния: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1967 год); «Весть 1888 года – знакомство»/ “The 1888 Message - an Introduction” (Вашингтон, округ Колумбия:  издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1980 год; переработанное и дополненное издание вышло в 1997 году); «1888 год- переоценка» (Новый взгляд на 1888 год)/“1888 Re-examined” (Леоминстер, Массачусетс: издательство “EUSEY Press Inc.”, 1987 год); «Милость под судом»/ “Grace On Trial” (Париж, Огайо: Комитет по исследованию вести 1888 года, 1988 год); «Освещенные славой Его»/ “Lightened With His Glory” (Париж, Огайо: издательство “Glad Tidings Pub.”, 1991 год). «И тогда Святилище очистится»/ “Then Shall The Sanctuary Be Cleansed” (Париж, Огайо: издательство “Glad Tidings Pub.”, 1991 год); «Уподобился братиям»/ “Made Liр. His Brethren” (Париж, Огайо: издательство “Glad Tidings Pub.”, 1991 год); «Корпоративное покаяние -мольба Верного Свидетеля»/ “Corporate Repentance—Plea of the True Witness” (Париж, Огайо: “Glad Tidings Pub.”, 1992 год); «Истина под судом»/ “Truth on Trial” (Типпекано, Огайо: частная публикация, 1997 год); «1888 год - для почти чайников»/ “1888 For Almost Dummies” (Берриен Спрингс, Мичиган: издательство “Glad Tidings Pub.”, 2007 год); «Комитет исследования вести 1888 года» описывается так: «…состоит из группы рукоположенных служителей и рядовых членов церкви, которые разделяют общие убеждения. В вести 1888 года о праведности Христа они видят то, что видела в ней Эллен Уайт – «драгоценнейшую весть», которая восстанавливает и оживляет силу «благой вести», содержащейся в Евангелии и первоначально проповеданной апостолами». Эллен Уайт утверждала, что «весть 1888 года будет началом позднего дождя и громкого клича из 18 главы Откровения». Комитет осуществляет свою деятельность в рамках параметров церкви, «составляя раз в два месяца информационный бюллетень, издавая книги, проводя лекции и семинары с целью распространения благой вести». «Семинары по вести 1888 года приносят пробуждение и духовное преобразование без экстремизма или законничества. Результаты стойкие. Причина длительной задержки Пришествия, наконец, оказывается в центре внимания». «Комитет по исследованию вести 1888 года: кто, для чего?»/ “The 1888 Message Study Committee: Who, Why?” (Париж, Огайо: Комитет по исследованию вести 1888 года, 1989 год), стр. 1.

38. С. Мервин Максвелл, «Скажите это  миру: история адвентистов седьмого дня»/ “Tell it to the World: The Story of Seventh-day Adventists” (Маунтин-Вью, Калифорния: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1976 год); А. Леруа Мур, «Богословие в кризисе»/ “Theology in Crisis” (Корпус-Кристи, Техас: издательство “Life Seminars, Inc.”, 1980 год); Ральф Ларсон, «Слово стало плотью: сто лет христологии адвентистов седьмого дня, 1852-1952 гг.»/ “The Word Was Made Flesh: One Hundred Years of Seventh-day Adventist Christology 1852-1952”(Черри-Вэлли, Калифорния: издательство “Cherrystone Press”, 1986 год); Арнольд В. Валленкампф, «Что каждый Адвентист должен знать о 1888 годе»/ “What Every Adventist Should Know About 1888” (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1988 год); Джек Сикейра, «Спаситель Мира»/ “Saviour of the World” (Бойсе, Айдахо: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1995 год); Стив Вольберг, «Весть 1888 года - году 2000-му»/ “The 1888 Message for the Year 2000” (Бойсе, Айдахо: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1995 год); А. Леруа Мур, «Внутренний конфликт в адвентизме: решение вопросов, которые нас разделяют»/ “Adventism in Conflict: Resolving the Issues that Divide Us” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1995 год). Дэйв Фидлер, «Взгляд в прошлое: история адвентистов седьмого дня в очерках и выдержках»/ “Hindsight: Seventh-day Adventist History in Essays and Extracts” (Харра, Оклахома: издательство “Academy Enterprises”, 1996 год); Герберт Э. Дуглас, «Вестница Господа»/ “Messenger of the Lord”(Нампа, Айдахо: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1998 год); «Эллен Уайт и громкий клич»/ “Ellen G. White and the Loud Cry” (издательство “4th Angel Pub.”, 2005 год); Герберт Э. Дуглас, «Распутье: вопрос о доктрине, разделившей исторических адвентистов в 1957 году»/ “A Fork in the Road: Question on Doctrine the Historic Adventist Divide of 1957” (Колдуотер, Мичиган: издательство “Remnant Pub.”, 2008 год); Жан Зеркэр, «Тронутый нашими чувствами»/ “Touched With Our Feelings” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1999 год).

39. Неплохо также вспомнить собственные слова Эллен Уайт: «Враг предпринял виртуозные усилия, чтобы расшатать веру нашего народа в Свидетельства, и когда эти ошибки проникают в наши ряды, их носители утверждают, что могут доказать все свои убеждения на основании Библии, но они извращают Писание. ... Это именно то, что задумал сатана, и тем, кто готовил почву, чтобы люди не обращали внимания на предупреждения и назидания свидетельств Духа Божия, предстоит увидеть, как волна всякого рода заблуждений хлынет в их жизнь» (письмо № 109 Эллен Уайт - к В. К. Уайту от 6 декабря 1890 года; материалы по 1888 году, стр. 739).

40. «Возвращение позднего дождя» том 1, охватывает события от 1844 вплоть до 1891 года; том 2 будет освещать события с 1891 года по настоящее время. Поэтому ответы на вопросы, касающиеся 1893 года, не будут рассматриваться в этой книге.

41. Эллен Уайт – к братьям Генеральной конференции, письмо 32 от 19 декабря 1892 года; приведено в «Свидетельствах для проповедников», стр. 31.

42. Эллен Уайт, «Есть ли кровь на дверной перекладине?», статья, «Ревью энд Геральд» за 21 мая 1895 года, стр. 321, выделено нами.

43. Эллен Уайт, письма из Батл-Крика, от 7 ноября 1905 года, стр. 3. Интересно отметить, что Корей также преподал детям Израиля исторический урок, но он извратил их историю: «Корей обдумал историю их путешествий по пустыне – все ситуации, когда люди оказывались в отчаянном положении, и многие погибли из-за своего ропота и непослушания. Его слушатели думали, что это очевидно - их беды можно было бы предотвратить, если бы Моисей держался иного курса. Они решили, что причина всех их бедствий – в нем, и что отказ Бога ввести их в Ханаан был лишь следствием плохого руководства со стороны Моисея и Аарона; что, если их лидером будет Корей, и он будет ободрять их на основании их добрых дел, а не обличать вгрехах, у них будет мирное и благополучное путешествие. Вместо того, чтобы бродить по пустыне туда-обратно, они двинутся непосредственно к Земле Обетованной» (Эллен Уайт, «Патриархи и пророки», стр. 397, выделено автором, написано в 1890 году).

44. Кеннет Г. Вуд, «Точка зрения редакции: FYI-4», «Ревью энд Геральд» за 18 ноября 1976 года, стр. 2.

45. Эллен Уайт, «Великая борьба», стр. 186, и вся глава.

46. Джордж Р. Найт, «Понятное руководство по вести 1888 года» («Весть 1888 года. Путеводитель»)/“A User-Friendly Guide to the 1888 Message”, стр. 166.