Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Глава 10 Поклонение Ваалу PDF Печать E-mail

Генеральная конференция 1889 года и планы по объединению

Лагерные собрания, прошедшие в течение 1889 года, оказали значительное влияние на жизнь тех, кто на них присутствовал. Многие были поистине благословлены вестью, представленной Джоунсом и Ваггонером. В своих проповедях и письмах Эллен Уайт упоминала, что на народ Божий сошел великий свет, и пришло время «восстать и светиться», ибо земля должна осветиться славой Христовой. Примерно в это же время Ф. Х. Вестфаль вернулся домой в Висконсин и сообщил церкви, что Поздний Дождь начался».1

По мере приближения дня открытия Генеральной конференции Эллен Уайт наполнялась надеждой, что перелом произошел, и что эта конференция будет разительно отличаться от конференции в Миннеаполисе. Началась Конференция 18-го октября в Батл-Крике, и продолжалась до 11 ноября. Когда в начале Конференции Эллен Уайт размышляла о цели ее организации, она очень желала, чтобы суббота «была для наших душ самым драгоценным днем». Признавая, что народ живет «среди опасностей последних дней», она понимала, что Бог «не одобрит сектантства или законнической религии, которая столь распространена даже среди тех, кто утверждает, что верит истине для настоящего времени. Христос и Его праведность - наша единственная надежда». В течение первой недели собраний многие «свидетельствовали о благословениях, полученных за прошедший год, о блаженном свете, который они приняли и которым дорожили. Это была истина об оправдании через веру». И это побудило Эллен Уайт заявить, что «Дух Господень был среди нас».2

Собрания шли; Эллен Уайт была дарована сила нести остронаправленное свидетельство всем собравшимся. «Дух Святой» сошел на нее,когда она умоляла Бога, чтобы «братья-служители были наделены силой свыше, дабы им нести торжественную весть во все части света». Прозвучало еще множество свидетельств, рассказывающих об опыте предыдущего года. Все, кто делился свидетельствами, считали, что их опыт имел «более духовный характер, чем все, что они пережили с момента, когда приняли истину. Свет оправдания через веру и истины о том, что праведность Христа должна стать нашей праведностью, - а иначе мы не сможем соблюдать закон Бога, - был сердцем свидетельства всех, кто брал слово, и плодом этого явились мир, мужество, радость и согласие».3

В воскресенье, 27 октября, в восемь часов Эллен Уайт присутствовала на собрании, где «пастор Джоунс приводил библейские доказательства учения об оправдании верой». После этого Эллен Уайт говорила к присутствующим о необходимости «прийти к свету и ходить во свете, дабы тьма не объяла их». Не все принимали свет, и потому она выступила со словом предостережения:

«Те из вас, кто сплетничает о библейской теме оправдания верой, и придирается, и подвергает ее сомнению, и перебивает вестников своими возражениями, сами не знают, о чем говорят. Они не знают, что отдают себя в агенты тьмы, чтобы заслонить яркие лучи света, которые по определению Божию должны озарить Его народ. И они воссияют; весть третьего ангела должна продвигаться вперед с силой, наполняя землю своей славой. И что есть человек, чтобы ему противодействовать Богу? Он может выбрать тьму, он может полюбить тьму и остаться в объятиях тьмы; но весть будет с силой продвигаться вперед, даже если кто-то откажется идти вперед вместе с нею».4

На следующее утро Эллен Уайт говорила «очень прямо о тех, кто присутствовал на собрании, но не проявил никаких признаков того, что они – причастники Духа и силы Божией. Они, похоже, не понимали, где Бог совершает Свою работу». Она обратилась с призывом к тем, кто «явно противодействовал Богу в течение этого года», борясь против «особого света». Она предупредила о том, что мрак, овладевший «каждым человеком индивидуально, пропорционален его неверию и его противлению, и презрению к свету, который Бог столь милостиво посылает». Позже тем же утром Эллен Уайт присутствовала на собрании, проведенном пастором Джоунсом:

«Было большое число присутствующих, и он представлял тему оправдания по вере в открытой, четкой манере, с такой выдающейся простотой, что никто не должен был остаться во мраке, если сам не решил в сердце своем предпочесть неверие и противиться действию Духа Божьего. Многие духовно напитались, иные же казались изумленными, как если бы не понимали, что вообще значит оправдание по вере. Конечно, слова истины были сформулированы очень отчетливо. Я была рада услышать это свидетельство. Я засвидетельствовала о том, что все, что я услышала, - истина, и те, кто войдет в дарованный свет, будут на стороне Господа».5

На следующее утро Эллен Уайт записала все происшедшее на собраниях до этого момента. Она выразила великую радость оттого, что видела людей, никогда прежде не слышавших этой вести, но «принимающих ее». Однако, они живут в зловещие времена:

«У нас проходят превосходные собрания. Духа, который действовал в Миннеаполисе, здесь нет. Все протекает гармонично. Присутствует большое число делегатов. Собрания в 5 часов утра хорошо посещаются и хорошо проходят. Все свидетельства, которые я выслушала, были возвышающего дух характера. Люди говорят, что прошедший год был лучшим в их жизни; свет, сияющий из Слова Божьего, четкий и понятный – мы оправдываемся по вере, и Христос есть наша праведность. Очень интересные опыты ...

«В восемь часов брат Джоунс говорит на тему оправдания по вере, и делегаты проявляют большой интерес. Налицо - рост в вере и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Есть довольно много таких, у кого не было возможности услышать что-либо на эту тему раньше, но они принимают весть, принимая пищу со стола Господня большими порциями. Общим свидетельством тех, кто уже говорил, является следующее: что эта весть света и истины, сошедшая к народу, и есть истина для настоящего времени; и в какие бы церкви она ни проникала, повсюду непременно проявляются свет, утешение и благословение Божие. …

«Со стороны сатаны - через его агентов - в любое время можно ожидать новых, потрясающих душу претензий, и неужели народ Божий не будет бодрствовать, неужели они не укрепятся силою Всемогущего? Не умудрятся мудростью Божией? На правление Божие обрушился кризис, в связи с чем должно быть сделано что-то великое и решительное. Промедление не будет вечным. Гнев Божий не будет удерживаться долго; справедливости стоит сказать только слово, и во мгновение ока грянет смятение. ...

«О, молите о крещении Духом Святым, чтобы оно сошло на делателей, дабы во всех своих трудах они могли представлять Иисуса Христа».6

В то же утро Эллен Уайт отправила письмо Мэри Уайт, где выражала те же чувства. Она рассказывала ей, что «собрания проходят хорошо. И, кажется, разногласий нет». Она писала о свидетельствах, которыми делились служители, обретшие благословения «света, который сошел к ним в Миннеаполисе и в течение минувшего года», и отмечала, что «успех посетил их труды - труды прошедшего года - как никогда раньше». Эллен Уайт рассказывала Мэри, что «до сих пор против вести не было слышно ни одного голоса. Единство, кажется, преобладает». Она добавила, однако, что «в то же время есть люди, которые явно остаются на старых позициях, которые заняли в Миннеаполисе. О, если бы Бог могущественно повлиял на Свой народ и рассеял темные тучи, и впустил свет Своей славы в церковь».7 Хотя на утренних собраниях и были излиты великие благословения, «тех людей, которые больше всего нуждаются во влиянии этих собраний, не было». Оппозиция все еще оставалась сильна.8

Одним из тех, кто упорно стоял на том, что предпочел в Миннеаполисе, был Урия Смит. В выпуске «Ежедневного бюллетеня» за 29 октября вышла его субботняя проповедь, в которой он обратился к теме «истории и будущей работе адвентистов седьмого дня». Он отметил тот факт, что еще в самом начале своей работы «наши служители пошли вперед с двумя составляющими мощнейшего оружия – вестью о заповедях Божьих и верой Иисуса. Они проповедовали так, чтобы вызвать в людях готовность тщательно и навсегда реформировать свою жизнь». Смит подразумевал Джоунса и Ваггонера, когда утверждал, что адвентисты «не приняли методов современных [протестантских] последователей движения за религиозное возрождение, и довольствуются тем, что всего лишь преподносят своим слушателям вкус меда и образ радуги. Но они все-таки включили в свою работу некоторые отблески света от горы Синай, чтобы пробудить совесть и сорвать чешую со слепых глаз». Очевидно, что Урия Смит не внял совету Эллен Уайт, данному предыдущим летом.9

Свобода вероисповедания

Другие вопросы, рассматриваемые на Генеральной конференции 1889 года и вызывавшие большой интерес у Эллен Уайт, включали воскресное законодательство в Соединенных Штатах и деятельность Церкви в отстаивании религиозной свободы. За три года до этого в ответ на все возрастающую агитацию в пользу воскресного законодательства церковь начала издавать журнал “AmericanSentinel” с Дж. Х. Ваггонером в качестве его редактора. В 1887 году А. Т. Джоунс и Э. Дж. Ваггонер заняли посты соредакторов. Генеральная конференция также назначила комитет религиозной свободы с А. Т. Джоунсом в качестве его президента. Целью этого комитета стала попытка более широкого освещения вопроса религиозной свободы для общественности - через пресс-релизы, публичные выступления, и распространение петиций против предложений по узакониванию воскресенья. Комитет также призывал членов церкви принимать активное участие в движении за религиозную свободу и оказывал юридическую помощь тем из адвентистов седьмого дня, кому из-за работы в воскресенье были предъявлены обвинения.10

Здание церкви в Батл-Крике

На Генеральной конференции 1888 года в Миннеаполисе и в декабре следующего года в церковном помещении Батл-Крика А. Т. Джоунс читал лекции о религиозной свободе. При этом обе серии его лекций широко распрос-транялись. Вскоре после этого Джоунс стоял перед комитетом сената по образованию и труду и выступал против воскресного законопроекта Блэра. 22 февраля 1889 года вновь застало Джоунса стоящим перед комитетом сената; на этот раз он свидетельствовал против предложенной Блэром конституционной поправки, которая была направлена на христианизацию системы государственных школ страны. К счастью для адвентистов седьмого дня, а также для всей нации, оба законопроекта Блэра заглохли с роспуском конгресса пятьдесят первого созыва.11

Джоунс активно трудился в самом центре кампании по подписанию петиции. К октябрю 1889 года были получены около 500 000 подписей под петицией с просьбой к Конгрессу «не принимать каких-либо законопроектов в отношении соблюдения субботы, или дня Господня, или любого другого религиозного или церковного постановления». Джоунс видел в этом ходатайстве нечто большее, чем просто попытку сокрушить воскресное законодательство. Он видел в нем стремление «распространить весть третьего ангела, и предупредить людей против создания образа зверя», ибо, «объясняя людям цель петиции, адвентисты, по сути, знакомят их с вестью третьего ангела».12

Несмотря на то, что Джоунс был, пожалуй, самым активным адвентистским служителем в области религиозной свободы, были такие, кто не ценил его усердия. В июле 1889 года в помещении церкви Батл-Крика Комитет по вопросам религиозной свободы был реорганизован и расширен до 110 членов. Он был переименован в Национальную ассоциацию по вопросам религиозной свободы (NRLA). На посту президента А. Т. Джоунса заменил капитан Элдридж.

Как он, так и вице-президент Дэн Джонс были ярыми противники Джоунса и Ваггонера. Джоунс и Ваггонер были назначены в редакционный комитет NRLA.

Итак, на Генеральной конференции 1889 года и под руководством Элдриджа NRLA разработала и приняла свои уставные нормы, некоторые из которых были похожи на резолюции, не принятые в Миннеаполисе в 1888 году. Две из уставных норм звучали так: «Никакая литература не должна публиковаться или распространяться под именем данного общества ни одним из его должностных лиц или членов, пока она не будет одобрена исполнительным комитетом Ассоциации. ... Весь материал, предназначенный для публикации в газетах, подлежит проверке и утверждению президентом и, по крайней мере, большинством членов редакционного комитета, прежде чем он будет отправлен секретарем по назначению, при условии, что в случае отсутствия редакционного кворума президент и первый вице-президент могут выступать в качестве членов редакционного комитета».13

Этот исполнительный комитет NRLA также занимался вопросами, связанными с воскресным законодательством, такими как: что необходимо делать для хранителей субботы в южных штатах, если они подвергаются преследованию за работу в воскресенье. Некоторые из братьев «жаждали, чтобы Генеральная конференция приняла резолюцию, рекомендующую нашим братьям, соблюдающим субботу, приговоренным к лишению свободы и штрафам, воздерживаться от работы» в воскресенье. Эта резолюция не прошла, хотя некоторые настаивали на ее немедленном принятии.14

Реакция Эллен Уайт

4 ноября Эллен Уайт ответила делегатам, проявлявшим «нетерпение по поводу того, чтобы подобная резолюция была принята». Без лишних слов она сказала им, что «такие резолюции не должны ставиться на повестку дня этой конференции с требованием вынесения их на голосование». Она напомнила им, что, если ученики собирались и усердно молились о сошествии Святого Духа в течение десяти дней, им бы потребовались «двадцать», прежде чем они рискнули бы «записать для людей решение по этому вопросу. Много усердной молитвы и сошествия Святого Духа – не меньше - вполне достаточно для решения этих вопросов». Эллен Уайт предупредила присутствующих, что всегда есть «опасность впасть в крайности». Если принять решение, чтобы наш народ не работал в воскресенье, покажется, что «братья в южных штатах прогибаются под воскресный закон», а это бы означало «поклонение богу-идолу со стороны тех, кто заявляет, что хранит Субботы; произойдет сдача принципиальной позиции, пока, наконец, не будет потеряно все». Если адвентисты станут отдыхать «в первый день недели для того, чтобы избежать арестов», размышляла Эллен Уайт, «будет ли это проявлением правильных отношений со святым Божьим законом?»15

Эллен Уайт видела опасность по обе стороны вопроса, если подобное постановление будет принято. Она предостерегла братьев, чтобы они не «предлагали народу вместо Бога самих себя. Такого рода работы проделано уже достаточно. Пусть Бог работает над разумом людей. ... Оставьте Богу хоть что-то. ... Не снимайте с народа Божьего того бремени, которое Он определил им нести. ... Не возлагайте ни на кого бремен, от которых Он их избавил». Она сказала им «ни распоряжением, ни личным примером» не позволять «никому гордиться или хвалиться, показывая, что он игнорирует законы страны. Не принимайте резолюций относительно того, что человек в том или ином штате имеет или не имеет права делать». Хотя собратья и должны быть осторожны, чтобы не склонить коленей перед ложной субботой, у наших врагов не должно быть повода обвинить нас в беззаконии. ... Мы не должны считать, что нам заповедано раздражать наших соседей, делающих воскресенье своим идолом, нарочно откладывая работу на этот день, чтобы продемонстрировать свою независимость».16

Призывая братьев не принимать решений относительно обязанностей хранителей Субботы по отношению к воскресным законам, Эллен Уайт также настоятельно убеждала их, что «настало время народу Божьему трудиться, как никогда раньше». Говоря к присутствующим на Генеральной конференции, она заявила, что «есть много таких, кто чувствует себя в своей тарелке, кто, фактически, спит». Несмотря на понимание пророчеств относительно «навязывания соблюдения воскресенья», они «сидят в спокойном ожидании этого события, утешая себя мыслью, что Бог защитит Свой народ в день скорби. Но Бог не спасет нас, если мы не приложим никаких усилий, чтобы совершить работу, которую он поручил нам». Весть должна было передана миру:

«Мы должны усердно изучать Слово Божье и с верой молиться, чтобы Бог сдерживал силы тьмы, ибо весть дошла до еще сравнительно малого числа людей, и миру только предстоит осветиться от славы ее. Истина для настоящего времени - заповеди Божии и вера Иисуса - до сих пор не прозвучала, как это должно. ...

«Пока вы позволяете своему разуму отвлекаться от той самой работы, которую по воле Божьей вы должны делать, и пока делаете то, что Он не призывал вас делать, сатана ликует. ... Вы пренебрегли и пренебрегаете свидетельствами, которые Господь в милосердии Своем послал вам, дабы направить стопы ваши на правильный путь. Некоторые из вас полностью отказались от этих слов предостережения. ...

«Я думала, что, если мне будет позволено вновь стоять перед вами, я должна заручиться присутствием со мною Бога, как Моисей, когда вел детей Израиля через пустыню. ... Я желала бы показать им, что, если они не пропитаются Духом Божиим, то не смогут сделать ничего хорошего в своей работе. Их холодность, их тепловатое состояние являются преступлением перед Богом. Они должны ходить во свете Христа, или сатана затмит им глаза, и они назовут свет тьмою, а тьму - светом. ...

«Свет должен прийти к народу через слуг, которых изберет Бог; они будут давать предостережения, чтобы никто не остался в неведении относительно Божьих целей или уловок сатаны. В самом сердце работы Божией сатана будет максимально использовать свое адское искусство. Он будет всячески стремиться втиснуть себя между народом и Богом и блокировать свет, который Бог желает даровать Своим детям. ...

«На этой конференции Господь Иисус приблизился к нам. Я благодарю Бога за то сокрушение сердца, которое я видела на молитвенных собраниях служителей. ... Но по какой-то причине отсутствовали именно те, кто больше всего нуждается во влиянии этих собраний. Именно те, кому больше всего необходимо пить из источника жизни, кому должно стоять первыми в наших рядах, не приняли силы, которую Бог был готов даровать им. Будущее откроет результаты непосещения этих драгоценных утренних собраний. ...

«Те, кто теперь намерен помогать другим душам, ... сами должны облечься в броню праведности Христа; ибо мы никогда не сможем привести людей к опыту, которого сами не пережили. Тому, кто не вкусил обильных Божьих благословений, мало проку от благословений, которые получили другие. Светом, который Бог дает Своему народу, можно пренебречь, от него можно отказаться, его можно отвергнуть; но такое отношение подвергает большой опасности человеческие души. Братия, Бог трудится для нас, и я глубоко и самым серьезным образом полагаю, что ни к одному лучу ниспосланного нам света нельзя относиться с безразличием. Общение Бога с человеком нужно высоко ценить и дорожить им. Если мы не ценим небесного света, это будет нам в осуждение; наше положение будет подобно положению иудеев, когда они отвергли Господа жизни и славы».17

Планы по объединению

Другой вопрос, рассматриваемый на конференции, касался будущего издательской ассоциации и ее отношения к церкви. 21 октября вице-президент ассоциации, С. Элдридж, завершил свой посвященный открытию доклад призывом: «В настоящее время важность издательской работы требует вашего самого серьезного внимания. Вам следует тщательно изучить существующие отношения между ассоциацией и деноминацией, и заложить такие планы, которые будут наилучшим образом продвигать работу в целом».

Е. В. Фарнсворт

После своего выступления Элдридж назначил Комитет по назначениям с Э. В. Фарнсвортом в качестве председателя, и Комитет по резолюциям с Р. А. Андервудом в качестве председателя; и тот, и другой были противниками Джоунса и Ваггонера.18

 

27 октября Председатель Генеральной конференции О. А. Олсен выступил с речью на тему «некоторых важных вопросов, которым следовало уделить внимание данного органа». Он говорил об издательской работе и необходимости создания новой организации, которая бы «связала воедино различные конфессиональные учреждения и интересы». Он спросил: «Почему бы нашим различным конфессиональным учреждениям не управляться советами, избираемыми Генеральной конференцией? Мы же признаем Генеральную конференцию высшим авторитетом, признанным Богом на земле. ...

«Наши издательские интересы и наш книжный бизнес имеют огромное значение. И разве не должны они, как это и полагается, быть под одним руководящим органом? ... Нам думается, что появление этого органа не следует откладывать до срока, когда хоть какое-то внимание будет уделено этому вопросу».19

Р. А. Андервуд

Предложению Олсена тут же уделили внимание, а 4 ноября Р. А. Андервуд представил резолюцию, «что мы одобряем нынешние усилия, направленные на обеспечение объединения различных издательских интересов деноминации». Примечательно, что «эта резолюция была принята без обсуждения, и Ассоциация была закрыта».20

На следующий день на собрании Р. А. Андервуд представил доклад «об объединении интересов деноминации». Доклад был принят в тот же день и гласил следующее:

1. Следует немедленно предпринять шаги по формированию корпорации с целью принятия ею полного контроля над всей прибылью издательств, тем самым приведя работу под одно общее управление.

2. Сотрудники этой корпорации должны сформировать совет из двадцати одного попечителя, ... имеющий власть само-организовываться путем избрания президента. ...

3. Акционерам издательского дома «Ревю энд Геральд» и издательской ассоциации «Пасифик Пресс» следует принять во внимание целесообразность перевода всех своих долей в эту новую организацию ... принять меры, чтобы как можно скорее добиться этого результата.

Целю новой организации является:

1. Владеть названиями всех наших конфессиональных издательств и их оборудованием.

2. Владеть, публиковать и контролировать продажу всех конфессиональных книг, трактатов и периодических изданий.

3. Обеспечить приобретение, насколько это возможно, путем покупки или иным образом, печатных форм всех конфессиональных книг, ныне опубликованных, публикуемых нашими различными издательствами, и тех, которые могут быть написаны в будущем, и авторских прав на них. ...

4. Назначить редакторов и менеджеров, которые возьмут на себя общее руководство работой различных отделений.

С учетом того, что выполнение этого в полном объеме и достижение этих далеко идущих результатов может занять некоторое время, и для того, чтобы двигаться в этом направлении как можно дальше и как можно скорее, мы рекомендуем, чтобы сначала Корпорация взяла на себя контроль над всеми конфессиональными публикациями и периодическими изданиями, ныне публикуемыми на иностранных языках ... с целью полного контроля и над всеми нашими издательскими капиталами.

Чтобы не терять времени, Комитет в дальнейшем рекомендовал, чтобы Генеральной конференцией на данной сессии был избран Постоянный комитет из двадцати одного члена, который бы и взял на себя заботу об этом вопросе и был наделен властью действовать. ...

«Ваш комитет рекомендовал бы в дальнейшем, чтобы была создана подобная же организация, целью которой был бы контроль за всеми нашими образовательными капиталами, и которая владела бы соответствующими объектами недвижимости, объединяя их в результате под одним общим управлением. И еще одна – для управления нашими медицинскими учреждениями».21

В тот же день Комитет по назначениям сообщил, что комитет из двадцати одного члена для «планирования объединения всех издательских интересов» избран. Председателем комитета был избран Дэн Джонс. В течение последующих нескольких дней было проведено шесть заседаний, и были заложены планы достижения означенных целей.22

В это же время делегаты официально утвердили план разделения Северной Америки на шесть дивизионов, назначив по одному члену Генерального исполнительного комитета конференции, призванному уделять особое внимание и осуществлять руководство каждым из дивизионов. Комитет Конференции по стратегическому планированию также рекомендовал заменить отдельные организации, такие как Ассоциация субботней школы, Ассоциации здравоохранения и умеренности, общество трактатов и миссионерского служения, просветительное общество - секретарем в каждой конференции, который продвигал бы эти конкретные направления работы. Такой человек также будет членом Комитета Генеральной конференции. Мнения делегатов относительно мудрости такого плана разделились. После трех дней обсуждений Комитет стратегического планирования ходатайствовал об отзыве своих рекомендаций, и конференция проголосовала за то, чтобы вычеркнуть все эти обсуждения из ее материалов.23

Не смотря на провал этой резолюции, были достигнуты успехи в прохождении других резолюций, которые не прошли в ходе Генеральной конференции 1888 года. Те, кто стремился заглушить весть и вестников, приобретали все больший контроль над церковной организацией, что влияло на направление движения всей церкви. На основании первых писем Эллен Уайт, от Конференции 1889 года ожидалось, что она станет большим поворотным моментом; но мы могли бы справедливо задать вопрос, в каком направлении?

Предостережение относительно будущего

Эллен Уайт видела признаки великого пробуждения, происходящего по всей стране, которое явилось результатом принятия вести, представленной Джоунсом, Ваггонером и ею самой, и все же у нее было серьезное основание для беспокойства. В среде многих братьев на руководящих должностях противление продолжало набирать обороты. 31 октября 1889 года Эллен Уайт беседовала с «братьями Никола и Моррисоном», и беседа «не была приятной». Они все еще не видели своего истинного состояния, ни того, что «дух, проявленный ими в Миннеаполисе, не был духом Иисуса Христа». Они оправдывали «себя во всем»:

«У меня не было никакого удовлетворения от этого разговора. Коль скоро стадо Божие доверено подобным людям, пусть Господь сжалится над бедным, бедным народом, овцами паствы Его, и просветит их и спасет их от подражания духу этих людей и покорности их влиянию – влиянию носителей темного неверия.

«Когда они ушли, у меня было такое чувство, словно в доме похороны. На сердце у меня была свинцовая тяжесть. Ах, как смертельно может влияние отдельного человека сказаться на душах, которые жаждут света жизни и не знают, куда идти за знаниями, которые им необходимы! Стол с манной небесной находится перед ними, но они не вкушают ее».24

Эти люди были руководителями работы церкви, братьями, принимающими решение, какое направление выберет церковь, и при этом людьми, отвращающимися от света, посланного с небес. Перед закрытием Конференции Эллен Уайт обратилась с предостережением об опасности, которая ожидала народ впереди из-за активно разрабатывавшихся планов захвата контроля над работой церкви, и это под руководством тех, кто восстал против вести, посланной от Бога:

«К Генеральной конференции: Уважаемые собратья, я представила вам то, что Господь показал мне, и у меня есть предостережение, которое я должна передать органу, в настоящее время собравшемуся в Батл-Крике. Вы находитесь в опасности того, что могут быть разработаны планы, выбраны способы, внесены предложения, которые будут означать не успех, но поражение. Я не осмеливаюсь позволить этой конференции завершиться, а собравшимся вернуться в свои дома, не предложив вам очень внимательно обдумать каждое предложение, которое было внесено. Как следует рассмотрите каждый предложенный план и не говорите «да и аминь» поспешно, как это я слышала из уст некоторых, чье понимание затуманено, и они не понимают, какого характера чувствам и суждениям они говорят Аминь. Не увлекайтесь предложениями, которые только кажутся невинными, тогда как конец их – бедствие и утрата благоволения Божия. ...

«Пусть не возвеличивают себя люди, пусть не стремятся протащить свои идеи без содействия и одобрения народа Божия. Ваш сильный дух, ваши громкие, презрительные речи находятся вне гармонии со Христом и Его путями. ... Бог видел, как вы размахивали кулаком нечестия. Вы должны иметь божественные полномочия, прежде чем вносить решительные предложения по организации Божьего дела. ... Но Он презирает ваш свирепый дух, Он опечален жесткостью вашего сердца. ...

«Я знаю, что для народа должна быть совершена работа; иначе многие не будут готовы принять свет от ангела, посланного с небес осветить всю землю своей славой. Не думайте, что во время позднего дождя вы будете найдены сосудами в чести и получите славу Божию, если сегодня вы простираете ваши души к тщеславию, говорите превратно, тайно пестуете в себе горечь, привезенную с конференции в Миннеаполисе. Неудовольствие Божие, безусловно, будет на каждой душе, питающей и лелеющей в себе корни раздора и обладаемой духом, столь отличным от Духа Христова».25

Когда ее письмо подошло к концу, Эллен Уайт предсказала, каков будет конечный результат, если они не придут в единство веры. Знамения исполнялись вокруг них, как в мире, так и в церкви, свидетельствуя им, что Иисус жаждет прийти. Ее слова должны заставить нас содрогнуться от осознания, что мы живем 120 лет спустя после того, как были сделаны эти заявления:

«В нашей среде произошло и продолжает происходить отступление от Бога; ревностный труд покаяния и возвращения к первой любви, столь важный для восстановления близости к Богу и возрождения сердца, до сих пор не выполнен. Неверность Богу уже в течение какого-то времени прорывается в наши ряды; стало модным оставлять Христа и уступать место скептицизму. Вот крик таких сердец: «…не хотим, чтобы Он царствовал над нами». Ваал, Ваал - вот их выбор. Религия многих из нас - это религия отступившего Израиля, ибо они возлюбили свои пути и оставили путь Господа. Истинная религия, - единственная религия Библии, которая учит, что прощение приходит через заслуги распятого и воскресшего Спасителя, которая учит праведности по вере в Сына Божьего, - находится в пренебрежении; против нее выступают, ее высмеивают. Ее осуждают как ведущую к возбуждению и фанатизму.26 Примите ее заново, пока еще не слишком поздно исправить кривизны; ибо вы согрешили против Бога. ... Какое будущее нас ожидает, если мы не сможем прийти в единство веры?

«Когда мы обретем единство, о котором молился Христос, это долгое противостояние, которое поддерживается через агентов сатаны, закончится, и мы больше не увидим людей, строящих планы в соответствии с порядками мира по причине отсутствия духовного зрения, способного различать духовные вещи. ...

«Давайте не будем более поклоняться идолу человеческих мнений; не будем более рабами никакой постыдной похоти; не будем более приносить оскверненную жертву Господу - запятнанную грехом душу, которая представлена приношениями моавитян и аморреев.

«О, не должно ли покаяние занять место неверия и бунта! Или же это состояние нераскаянности и слепоты будет продолжаться до тех пор, пока нам не будет сказано, как городам, которые отвергли предложенные милости Христа во дни Его служения: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ...»27

Понимая, что происходит в штаб-квартире церкви, Эллен Уайт предупредила, что, если ничего не изменится, братья примут решение в пользу поклонения Ваалу. Это будет прямым результатом отвержения той самой вести, которую Бог послал с неба - результатом решения свет называть тьмою, а тьму – светом. Эллен Уайт знала, что поклонение Ваалу включает в себя гораздо больше, чем просто преклонение колен перед резными идолами. Многие «без посещения видимого капища» имеют «неправильное представление о Боге и о качествах Его характера, и настолько по-настоящему служат ложному богу, как если бы они были служители Ваала».28 Весть, которую несли Джоунс и Ваггонер, была вестью о полной зависимости от праведности Христа. Поклонение Ваалу заключается в «разделении между зависимостью от праведности Христа и зависимостью от собственной праведности».29 Таким образом, поклонение Ваалу является самопоклонением; результатом сотворения себе идола из человеческих мнений. Эллен Уайт предупредила, что поклонение Ваалу станет результатом планов, закладываемых в работу церковной организации, но повторяющих то, что в мире, а не следующих Божьему порядку: «сам курс, который избирают братья, находящиеся сейчас у руля».30

В ближайшие месяцы Эллен Уайт будет много говорить о планах, которые были заложены на Генеральной конференции 1889 года. Вместо того чтобы стать поворотным моментом к лучшему, она привела к образованию объединения - конфедерации, вставшей между народом и вестью, посланной с небес. Она вполне обоснованно говорила: «Братья, занимающие ответственные посты, разочаровали Иисуса. Они отказались от драгоценных благословений. ... Знания, которые им следовало принять от Бога, чтобы они могли быть светом и благословением для окружающих, они принять отказываются, и, таким образом, становятся каналами тьмы. Дух Божий огорчен».31 Несколько месяцев спустя Эллен Уайт скажет, что в 1889 году на Генеральной конференции у Бога «было для нас благословение», но, к сожалению, оно «не было принято».32

Школа для служителей

На Конференции 1889 года было запланировано провести библейскую школу для служителей, которая затем прошла в Батл-Крике с 6 ноября по 25 марта 1890 года. Эта 20-недельная библейская школа, которую предполагалось провести полностью независимо от колледжа, возникла из школы для служителей, проведенной с 17 января по 28 марта 1889 года, где A. T. Джоунс был ведущим преподавателем. Составители новой программы постарались избежать «длинных курсов», о которых Эллен Уайт сказала, что в них не было необходимости, ибо ниве Божией работники были срочно нужны в поле. Директором школы был избран У. У. Прескотт; перед ним была поставлена задача составить учебный план для интенсивного курса, в котором основными преподавателями были бы он сам, Урия Смит, А. Т. Джоунс и Э. Дж. Ваггонер.

Прескотт объявил, что его 20-недельная интенсивная программа равноценна двухгодичной программе из расчета «четыре учебных» курса на каждый год. Занятия должны были охватить историю древнего мира, библейские доктрины, гражданское правление, греческий язык или иврит, церковное управление, логику, свидетельства истинности христианства, историю церкви и другие предметы.33 На базе школы для служителей проводились также занятия для рядовых членов церкви; некоторые из ранних утренних собраний были совместными. Программа предусматривала регулярное присутствие до 157 студентов, а посещаемость совместных собраний могла достигать более 300 человек.34

Во время проведения школы для служителей Эллен Уайт была еще в Батл-Крике, хотя, уезжая в 1888 году из Калифорнии на Генеральную конференцию в Миннеаполисе, она определенно не планировала так долго оставаться вдали от дома. Несмотря на то, что она не была назначена преподавателем каких-либо предметов, она стала активно участвовать в работе школы, особенно в последние два месяца. Также она была очень занята и потому, что посещала всевозможные конференции и общие собрания в находившихся поблизости церквях. Кроме того, она подготовила к публикации книги, в том числе «Свидетельство» № 33, большая часть которого была связана с эпизодом в Миннеаполисе, и «Свидетельства для церкви», том 5, в состав которого входили номера «Свидетельств» с 31-го по 33-й. Затем она приступила к работе над расширением первого тома «Духа пророчества», который стал книгой «Патриархи и пророки», и начала работать над книгой «Житие Христа», которая, в конце концов, будет опубликована в 1898 году под названием «Желание веков».

Пока Эллен Уайт была определенно очень занята работой, ее самой трудоемкой задачей была непрерывная борьба с братьями на руководящих должностях. Борьба эта в скором времени должна была достигнуть еще большего масштаба: Ваггонер начал освещать вопрос о природе Христа и тему двух заветов в школе для служителей. Пришло время следующего кризиса.

 

Примечания к Главе 10

1. Ф. Х. Вестфаль - к Л. Е. Фруму, письмо от 28 апреля 1930 года; в работе “MovementofDestiny “/ «Судьбоносное движение» (в русском варианте «Движение, предначертанное Богом»), стр. 262.

2. Эллен Г. Уайт, Рукопись 22, «Дневник», октябрь 1889 года; в сборнике “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 453, 454, 461.

3. Там же, стр. 461.

4. Там же, стр. 463.

5. Там же, стр. 465.

6. Эллен Г. Уайт, Рукопись 10, «Совершенство Христа», октябрь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 447-448. Эллен Уайт также пишет об упомянутых здесь событиях в своем дневнике, запись от 29 октября 1889 года (“1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 465).

7. Эллен Г. Уайт – к Мэри Уайт, Письмо 76 от 29 октября 1889 года; “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 450. Кое-кто, пытаясь доказать, что возрождение 1889 года положило конец, по большей части, противлению драгоценной вести пасторов Ваггонера и Джоунса, цитирует Рукопись 10 (1889 год) Эллен Уайт и ее Письмо 76 к Мэри Уайт. А. В. Олсен заявляет: «Духа раздора, который охарактеризовал сессию в Миннеаполисе, на собраниях в 1889 году в Батл-Крике не было. На собраниях преобладал дух согласия. ... Пауза между ... 1888 и 1889 годами... принесла «мирный плод праведности» (“FromCrisistoVictory”/ «От кризиса - к победе», стр. 62-63). См. также: Джордж Р. Найт, “From 1888 toApostasy”/«От 1888 года - к отступлению», стр. 66; “AUser-FriendlyGuidetothe 1888 Message”/«Понятное руководство к вести 1888 года» (рус. Весть 1888 года. Путеводитель), стр. 120. Но они не упоминают остальных высказываний Эллен Уайт относительно этой сессии, которые мы рассмотрим во второй части этой главы.

8. Эллен Г. Уайт, Рукопись 18, [1888 год]; «Обращение в связи с воскресным движением», декабрь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 512. Первая страница этой рукописи не сохранилась. Дату определили, как декабрь 1889 года, хотя она была внесена в каталог как Рукопись 18 за 1888 год. Из заявлений Эллен Уайт в данной рукописи похоже, что это обращение к братьям на Генеральной конференции 1889 года, озвученное где-то в конце октября или начале ноября.

9. Урия Смит, «История и будущая работа адвентистов седьмого дня», «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 29 октября 1889 года, стр. 104. См. также сноску 26 к Главе 9.

10. См: Эрик Сайм, “AHistoryofSDAChurch-StateRelations”/«История церковно-государственных отношений церкви АСД», стр. 34-35; А. В. Сполдинг, “OriginandHistoryoftheSeventh-dayAdventists”/«Происхождение и история адвентистов седьмого дня», том 2 (Вашингтон, округ Колумбия: «Ревю энд Геральд», 1962 год), стр. 254. Утвержденными принципами Комитета Генеральной конференции были следующие: «Мы верим в поддержку гражданского правительства и послушание его власти. Мы отрицаем право какого-либо гражданского правительства издавать законы по религиозным вопросам. Мы считаем правильным, и это должно быть привилегией каждого человека, поклоняться согласно велению собственной совести. Мы также считаем своим долгом использовать все законные и честные средства для противодействия религиозному законодательству со стороны гражданского правительства, чтобы мы и наши соотечественники могли иметь неоценимые благословения как гражданской, так и религиозной свободы» (“SDABibleCommentary”/«Библейский комментарий АСД», том 10, стр. 1198).

11. См: В. А. Блейкли, “AmericanStatePapersBearingonSundayLegislation”/ «Американские государственные документы по воскресному законодательству» (1911 год), стр. 366. Проповеди Джоунса о свободе вероисповедания, сказанные им на Генеральной конференции 1888 года, после некоторого редактирования были, наконец, опубликованы в 1889 году под заголовком “CivilGovernmentandReligion, orChristianityandtheAmericanConstitution”/«Гражданское правительство и религия, или христианство и американская конституция». Его свидетельства перед Комитетом Сената были изданы под названиями “TheNationalSundayLaw»/«Национальный воскресный закон» и “ReligionandthePublicSchools”/«Религия и государственные школы» (оба труда переизданы в “LMNPub. Int.”). Позже сенатор Блэр охарактеризовал Джоунса как «человека, которого я всегда буду вспоминать с уважением по причине его огромных способностей и очевидной искренности, с которой он изложил Комитету свои взгляды» (в работе “From 1888 toApostasy”/ «От 1888 года - к отступлению», стр. 76).

12. «Сбор подписей для подачи в Конгресс, и т. д.», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 18 октября 1889 года, стр. 7; А. Т. Джоунс, «Распространяйте петиции», «Ревю энд Геральд» за 19 марта 1889 года, стр. 184.

13. «Ассоциация за национальную религиозную свободу», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 5 ноября 1889 года, стр. 148.

14. Эллен Г. Уайт, Рукопись 6, «Сложные вопросы Генеральной конференции 1889 года», 4 ноября 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 471.

15. Джордж Найт высмеивает Джоунса за то, что тот занял ту же решительную позицию на Генеральной конференции 1893 года, назвав ее «непреклонным упрямством Джоунса». Найт говорит о том, что Джоунс побуждал народ Божий продолжать нарушать воскресный закон, пока за это не будет введена смертная казнь. Найт перечисляет это как одно из семи противоречий - «учений, не согласующихся» со взглядами Эллен Уайт, утверждая, что она «решительно возражала против его несгибаемости» (“From 1888 toApostasy”/ «От1888 года – к отступлению», стр. 83; “AUser-FriendlyGuidetothe 1888 Message”/ «Понятное руководство к вести 1888 года» (рус. Весть 1888 года. Путеводитель), стр. 74-75). Полный текст заявления Джоунса на Конференции в 1893 году гласит: «Человек, который идет на компромисс с воскресным законом в той степени, что прекращает работать и соблюдает воскресенье, потому что так говорит закон, в то же время все еще полагая, что он соблюдает субботу, поставил сатану над Христом» («Весть третьего ангела», проповедь № 6, “GeneralConferenceDailyBulletin”/«Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 2-4 февраля 1893 года, стр. 125). Заявление Джонса о смертной казни (на которое ссылается Найт), было основано на тексте Откр. 13:15: «…чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». И Джоунс только высказал мысль, что «наказание смертью - в каждом воскресном законе», хотя на «первых порах» это «не выражено в словах» (Там же, стр. 126). Наставление Эллен Уайт, данное А. Т. Джоунсу в 1895 году, (на которое ссылается Найт), также следует рассматривать в его надлежащем контексте. 20 ноября 1895 года имела место встреча Эллен Уайт и нескольких руководящих братьев вгороде Армадейл, Австралия. Они собрались, «чтобы рассмотреть некоторые вопросы, возникающие в ходе дискуссий между братьями в отношении работы, связанной с религиозной свободой. Позиция, недавно занятая некоторыми из братьев, указывала на то, что возникла необходимость в более точном понимании принципов, регулирующих нашу работу». Эллен Уайт сразу же выразила свою главную озабоченность: «Мой разум сильно смущали позиции, которые некоторые из наших братьев, вероятнее всего, займут относительно работы, совершаемой среди цветного населения в южных штатах. Есть один момент, к которому я хотела бы привлечь внимание тех, кто трудится на южном поле. Среди цветных им придется трудиться совсем в другом ключе, нежели это делается на Севере». Из-за предрассудков среди «белых» им не нужно «подстрекать цветных работать в воскресенье». Эллен Уайт сказала, что «в настоящее время соблюдение воскресенья не является ключевым испытанием», и в первую очередь «людям в качестве свидетельства должна быть более полно представлена истина». Ее мудрый совет заключался в том, чтобы, «трудясь ради распространения истины, мы как можно тщательнее приспосабливались к полю и обстоятельствам тех, для кого мы трудимся ... Поэтому работать среди цветных, проповедуя им истину так же смело и открыто, как это можно делать в других местах, не получится». Однако, делясь с братьями в Армадейле своими вдохновенными наставлениями, она давала и пояснения, которые находятся в полном соответствии с ее наставлениями, данными на Генеральной конференции 1889 года: «Не следует понимать, что то, что я об этом сказала, распространяется на поступки старых хранителей Субботы, которые понимают истину. Они должны поступать так, как Господь будет их направлять» («Интервью относительно работы среди цветного населения», Рукопись 22а, 20 ноября 1895 года; в “SpaldingandMaganCollection”/«Сборник Сполдинга и Мэгана» (1985 год), стр. 19-21). На следующий день после встречи с братьями Эллен Уайт отправила письмо к А. Т. Джоунсу, где высказывалась на те же темы: «Дорогой брат! Вчера из писем, принадлежащих вашему перу, мы читали отрывки, относящиеся к нашим братьям в Южном поле. Вопрос этот очень деликатный, и мне нечего было бы сказать на эту тему, если бы я не считала, что не имею права удерживать свет, который был мне дан». Она наставляла Джоунса «никогда не поощрять дух неповиновения и противления, даже если речь идет о каторжниках ... Наша политика - не выпячивать «неудобные» стороны нашей веры, которые самым решительным образом бьют по обычаям и практикам людей, пока Господь не даст им шанс узнать, что мы веруем во Христа и в Его пред-существование». Она напомнила Джоунсу, что «наша задача - научиться отсеивать из нашей речи все, что имеет привкус восстания и неповиновения, и не идти в наступление против церквей и отдельных людей, ибо это – не путь и не метод Христа. Он не произносил язвительных упреков в адрес тех, кто не знал истины; но укорял только тех, кого Бог назначил хранителями священных обязанностей, народом избранным, и наделил всяким временным и духовным преимуществом, но они все же не принесли при этом никаких плодов». Она увещевала Джоунса: «Пусть не делается ничего, что усилило бы предубеждение против нас, но - все возможное, чтобы ослабить это предубеждение,испуская свет, яркие лучи Солнца праведности, среди нравственной тьмы». В заключение Эллен Уайт назвала еще одну причину, почему она писала к нему: «Дорогой брат, я ваш друг, и хочу, чтобы между нами была совершенное согласие. Я не хочу, чтобы те, кто затворил двери сердца для света, имели хоть какой-то повод считать себя правыми, критикуя вас, брата [Э. Дж.] Ваггонера и брата [В. В.] Прескотта. Я очень хочу, чтобы вы проявляли христоподобную мудрость в каждом деле» (Письмо 35 от 21 ноября 1895 года, выделено автором; находится в публикации «Изучение принципов», статья 6, «Ревю энд Геральд» за 13 апреля 1911 года, стр 5-6; и «Опубликованные рукописи», том 11, стр 33). Похоже, сегодня некоторые, в отличие от Эллен Уайт, хватаются за любой возможный повод покритиковать как Джоунса, так и Ваггонера, переписывая с этой целью историю, где это необходимо.

16. Эллен Г. Уайт, Рукопись 6, 4 ноября 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 485-486, 480, 493.

17. Эллен Г. Уайт, Рукопись 18, [1888 год], «Обращение в связи с воскресным движением», декабрь 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 502-512.

18. «Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 22 октября 1889 года, стр. 35, 37.

19. «Обращение президента Олсена», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 28 октября 1889 года, стр. 95-96.

20. «Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 5 ноября, 1889 года, стр. 148.

21. «Общие материалы Генеральной конференции: собрание 18», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 6 ноября 1889 года, стр. 149.

22. «Заседания Комитета по объединению имущества и доходов издательств», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 22 ноября 1889 года, стр. 158-159. С. Н. Хаскелл, В. В. Прескотт и Дж. Х. Келлог в оригинальном протоколе были внесены в списки как избранные члены Комитета. Их имена были впоследствии удалены без каких-либо объяснений. Из окончательно избранных членов в количестве двадцати одного человека многие были весьма откровенны в своем неприятии Джоунса и Ваггонера: Урия Смит, А. Р. Генри, С. Элдридж, Р. А. Андервуд, Е. В. Фарнсворт, Д. Т. Джонс, Р. М. Килгор, Дж. Х. Моррисон и Ф. Э. Белден. Остальные члены комитета были потенциально также настроены против Джоунса и Ваггонера, несмотря на то, что могли и не выражать этого столь открыто.

23. Р. В. Шварц, “LightBearerstotheRemnant”/ «Носители света и остаток» (Бойсе, Айдахо: «Пасифик Пресс», 1979 год) стр. 271. Членами комитета Генеральной конференции, избранными от шести районов, были: A. T. Робинсон, Р. М. Килгор, О. А. Олсен, Э. В. Фарнсворт, Э. Х. Гейтс и Р. А. Андервуд («Протоколы Генеральной конференции», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 6 ноября 1889 года, стр. 155).

24. Эллен Г. Уайт, Рукопись 22, «Дневник», октябрь 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 468.

25. Эллен Г. Уайт - к Генеральной конференции, Письмо 24, октябрь 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 439-442.

26. Через год после того как Эллен Уайт получила видение в Саламанке, она написала, что поклонение Ваалу станет религией «прискорбно большого числа наших людей». Она добавила, что «фанатизм и безбожие» являются результатом «подозрений и зависти», поднявшихся против вести: «Истинная религия, единственная религия Библии, которая учит, что прощение приходит через заслуги распятого и воскресшего Спасителя, которая учит праведности по вере в Сына Божьего, находится в пренебрежении; против нее выступают, ее отвергают». (“1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 948, 955, выделено автором).

27. Эллен Г. Уайт - к Генеральной конференции, Письмо 24, октябрь 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 444-445. «Ваал» означает просто «господь». Таким образом, поклонение Ваалу является поклонением ложному представлению о Христе. В Книге Пророка Иеремии, главах 2 и 3, об Израиле говорятся как о «пошедшем вослед Ваалу», но говорящем: «Я не согрешил» (2:23, 35). В результате Бог говорит: «Поэтому были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы; ты отбросила стыд» (3:3). Это такая же оценка, данная Верным Свидетелем, как и та, где Он сказал, что его народ не признает срамоты наготы своей (Откр. 3:17). Подобно тому, как Илия встал на горе Кармил против пророков Ваала всего через 100 лет после царствования Соломона, ставя народ перед выбором, так и мы стоим сегодня, более чем через 120 лет после того, как Господь посетил церковь Своей драгоценной вестью. Малахия сообщает нам, что перед вторым пришествием придет «пророк Илия» и обратит сердца детей к отцам их (что также может означать, что дети оглянутся назад на историю своих отцов). Эллен Уайт дает понять, что «весть Илии» - это весть, которая начала звучать в 1888 году («Ревю энд Геральд» за 18 февраля 1890 года). Когда невеста Христова, наконец, оценит Его за то, Кто Он есть и что для нее сделал, тогда она победит Его верой, как Он побеждал Своей верой. Она больше не будет называть его «господин» или «Ваале», служа Ему из страха или чисто формально, но назовет Его «муж мой», служа Ему от сердца, полного любви, и сбудутся слова, что «жена Его приготовила себя» (Откр. 19:7).

28. Эллен Г. Уайт, «Дух и сила Илии», «Ревю энд Геральд» за 6 ноября 1913 года; из книги «Пророки и цари», стр. 177.

29. Эллен Г. Уайт, «Живые каналы Света», «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1890 года; “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 673.

30. Эллен Г. Уайт, Рукопись 40, 1890 год; «Видение в Саламанке», март 1891 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 944.

31. Эллен Г. Уайт, Рукопись 13, «Верность ориентирам», без даты, 1889 год; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 519.

32. Эллен Г. Уайт, Рукопись 2, «Проповедь», 16 марта 1890 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 640. Для получения дополнительной информации по теме объединения см.: «Объединение и консолидация: история адвентистов седьмого дня и наставления Духа Пророчества» (Центр наследия Эллен Г. Уайт, архивный документ, 1968 год). Эта брошюра была перепечатана издательством «Пасифик Пресс» в 1983 году, незадолго до решения, принятого в отношении его будущего. Некоторым очень хотелось, чтобы его типографская деятельность объединилась с издательской ассоциацией «Ревю энд Геральд». К счастью, было принято решение о том, что оба издательства останутся самостоятельными.

33. В. В. Прескотт, «Объявление о библейской школе для служителей (1889-90 гг.), стр. 8; у Гилберта М. Валентина в диссертации «Уильям Уоррен Прескотт: адвентистский просветитель», 1982 год (Анн-Арбор, Мичиган: издательство UMI, 1997 год), стр. 125.

34. «Библейская школа для служителей», “GeneralConferenceDailyBulletin”/«Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 18 октября 1889 года, стр. 6; Гилберт М. Валентин, “TheShapingofAdventism: TheCaseofW. W. Prescott”/«Формирование адвентизма: история В. В. Прескотта» (Берриен-Спрингс, Мичиган: издательство университета Эндрюса, 1992 год) стр. 50; Д. Т. Джонс, «Работа в Батл-Крике», «Ревю энд Геральд» за 1 апреля 1890 года, стр. 205; А. В. Олсон, “FromCrisistoVictory”/«От кризиса к победе», стр. 66-70.