ГЛАВА 12 ОБЕЩАНИЯ ИЗРАИЛЮ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ |
"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город" (Евр. 11:8-16).
ВСЕ НАСЛЕДНИКИ
Первое, на что мы обращаем внимание в этом отрывке Священного Писания, это то, что все они были наследниками. Мы уже узнали, что сам Авраам должен быть не больше, чем наследником при своей жизни, потому что он должен был умереть прежде, чем его семя возвратится из рабства. Но Исаак и Иаков, его прямые потомки, были также наследниками. Дети с отцом были наследниками того же самого обещанного наследства. Не только это, но и происшедшие от Авраама "как звезды небесные и как песок на берегу моря". Они также были наследниками того же самого обещания, потому что они также "умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле". Отметьте что, многочисленное воинство потомков Авраама "умерло в вере, не получив обетований". Обратите внимание, что здесь сказано "обетований". Это была не просто часть обетования, которую они не получили, но всё обетование полностью. Поскольку все обетования находятся исключительно во Христе, Кто является семенем, они не могли быть исполнены для тех, кто Его прежде, чем они не будут исполнены для Него. Поэтому Он ждет, когда Его враги будут низложены к подножью Его ног. В гармонии со словами, что они умерли в вере, не получив обетований, но признавая, что они были странниками и пришельцами на земле, мы имеем слова царя Давида, сказанные спустя сотни лет после избавления из Египта: "ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои" (Пс. 38:12). И когда на вершине своей власти он передал царство своему сыну Соломону, он сказал в присутствии всего народа: "потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного" (1 Пар. 29:15). Причина, почему эта многочисленная группа не получила обещанного наследства, изложена в этих словах: "Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства". Дальнейшие подробные сведения будут рассматриваться, когда мы подойдем к их времени.
ГОРОД И СТРАНА
Авраам искал город, который имел основание, строителем и создателем которого является Бог. Этот город с основаниями описан в Откр. 21:10-14, 19: "И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца". "Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями". Это частичное описание города, который искал Авраам. Его потомки также искали тот же самый город, поскольку его описания мы находим и у древних пророков. Если они желали, они могли иметь дом на этой земле. Земля халдеев была так же плодородна, как и земля Палестины, и она вполне подходила для их временного дома, как любая другая. Но ничто из этого не могло удовлетворить их, ибо "они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город". Эти слова Писания, сохраненные в памяти, будут руководить нашим последующим изучением. Истинные дети Авраама никогда не искали исполнения обетования на этой земле, но на земле, пересотворенной заново.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ С ИСААКОМ
Желание небесной страны помогало истинным наследникам очень легко добиваться успеха в земных делах, как это проиллюстрировано в жизни Исаака. Он пошел, чтобы временно пожить в землю Филистимлян, и сеял в той земле и "получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему… И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там" (Быт. 26:12-17). Хотя Исаак был более могущественным, чем люди, в земле которых он жил, однако он пошел от них по их просьбе даже, когда он процветал и имел все в изобилии. Он не прилагал усилий, чтобы овладеть земным состоянием. Тот же самый дух был проявлен после того, как он стал жить в Гераре. Слуги Исаака снова отрыли колодцы, которые принадлежали Аврааму, а также рыли в долине и нашли живую воду. Но пастухи Герара стали препираться с ними, говоря: "Наша вода". Поэтому они пошли и вырыли другой колодец, но герарские пастухи сказали тоже. "И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле" (Быт. 26:18-22). "И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего. И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской]" (стихи 24, 25). Исаак имел обетование лучшей страны, то есть небесной, и поэтому он не боролся за обладание несколькими квадратными милями на этой проклятой грехом земле. Почему? Она не была тем наследством, которое ему обещал Бог; и почему он должен бороться за часть земли, в которой он жил только временно? Правда, он должен был жить, но он позволил Богу решить за него эти проблемы. Оставляя одно место, он шел в другое, пока наконец он не обрел покой. И только потом он сказал: "Господь дал нам пространное место". В этом он показал истинный дух Христа, "будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Петр. 2:23). В этом пример для нас. Если мыХристовы, то мы семя Авраамово, и по обетованию наследники. Поэтому мы будем делать дела Христа. Слова Христа: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться* с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф. 5:39, 40), как думают многие мнимые христиане, являются странными и в целом непрактичными. Но они предназначены для ежедневного использования. Христос практиковал их и в случае с Исааком; мы также имеем пример. Но если мы будем делать так, как говорит этот текст, мы потеряем все, что имеем в мире. Но даже тогда мы не окажемся в обстоятельствах, худших, чем были на земле у Христа Господа. Но мы должны помнить, что наш Отец "Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом". Тот, Кто заботится о малых птицах, способен позаботиться и о тех, кто доверяет Ему свои обстоятельства. Мы видим, что Исаак процветал даже тогда, когда он не боролся "за свои права". Обетование, которое было дано им тем же самым Богом, дано и нам. "Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: 'не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла'" (Пс. 104:12-15). Тот же самый Бог все еще заботится о тех, кто верит в Него. Наследство, которое Господь обещал Своему народу, семени Авраама, не должно быть получено через судебные тяжбы, кроме как духовным оружием, доспехами Христа против воинства сатаны. Те, кто ищут страну, которую обещал Бог, заявляют, что они странники и пришельцы на этой земле. Они не могут использовать меч даже для самозащиты, а тем более для завоеваний. Их защитник – Бог. Он говорит: "Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод" (Иер. 17:5-8). Он не обещал, что мы сможем избежать каких-то обид в этой жизни; но Он не забыл вопль бедных, и Он сказал, "Мне отмщение, Я воздам" (Рим. 12:19). Однако пусть те, которые страдают по воле Бога, предадут свои души Ему, "как верному Создателю" (1 Петр. 4:19). Мы можем сделать это, полностью доверяя, что "Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным" (Пс. 139:13).
НЕВЕРНОСТЬ ИСАВА
Случай Исава представляет другое неожиданное доказательство, что наследство, обещанное Аврааму и его семени, не было временным наслаждением в этой жизни, но вечным, чтобы быть частью жизни, которая грядет. Эта история такова: "И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство" (Быт. 25:29-34). В послании к Евреям Исав назван "нечестивцем", потому что он продал свое первородство. Это показывает, что, помимо бессмысленности этой сделки, имелось нечто еще. Кто-то может сказать, что было глупо продать первородство за пищу; но это было еще худшим; это было грехом. Этот поступок показал, что он был неверующим, испытывая только презрение к Божьему обетованию, которое получил его отец. Обратите внимание на слова Исава, когда Иаков попросил, чтобы он продал свое первородство: "Вот, я умираю, что мне в этом первородстве"? Он не имел никакой надежды вне существующей жизни и не смотрел в будущее. Он не чувствовал уверенности в том, чем он фактически не обладал на данный момент. Без сомнения он был очень голоден. Вероятно, его чувства говорили ему, что он был на грани смерти; но даже перспектива смерти не давала ему каких-то преимуществ перед Авраамом и многими другими. Они умерли в вере, не получив обещанного, но были убеждены в нем и принимали его. Однако Исав не имел такой веры. Он не верил в наследство после смерти. Все, что он должен был иметь, он хотел сейчас. Поэтому он продал свое первородство. Это вовсе не значит, что поступок Иакова нужно рекомендовать. Он поступил как обманщик, что было естественным в его характере. Его случай – это иллюстрация грубой, незрелой веры. Он верил, что в Божьем обетовании имелось нечто, и он уважал веру своего отца, хотя в действительности не обладал ничем из этого. Он верил, что наследство, обещанное его отцам, будет даровано, но он имел так мало духовного ведения, что предположил, будто дар Божий можно купить за деньги. Мы знаем, что даже Авраам одно время думал, что он сам должен исполнить Божье обещание. Поэтому, как и многие по сей день, Иаков считал, что "Бог помогает тем, кто помогает себе". Впоследствии он узнал Бога лучше, был воистину обращен и развил такую же искреннюю веру, как Авраам и Исаак. Его случай должен быть поддержкой для нас, ибо на его примере нам показано, что Бог может сделать с человеком, имеющим очень непривлекательный характер, если тот покоряется Ему. Случай Исава дан нам, как предупреждение. Апостол пишет: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами" (Евр. 12:14-17). Исав не был единственным в мире безумцем и нечестивцем. Тысячи поступают так же, как он, при этом обвиняя его в том же безумии. Господь призвал всех нас разделить славу наследства, которое он обещал Аврааму. Воскресением Иисуса Христа из мертвых Он возродил нас к живой надежде, "к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время" (1 Петр. 1:4-5). Это наследство праведности мы должны иметь через повиновение верой, повиновение святому Божьему Закону, десяти заповедям. Но когда люди узнают, что это требует соблюдения седьмого дня, субботы, соблюдаемой Авраамом, Исааком и Иаковом и всем Израилем, они крутят головами. "Нет", – говорят они, "я не могу делать это; я должен любить, а я вижу, что это – обязанность. Но если я буду соблюдать этот день, тогда я не смогу зарабатывать на жизнь. Я должен буду потерять работу и голодать вместе с моей семьей". Таков простой путь рассуждений Исава. Он был голоден или по крайней мере, он думал, что был, и таким образом, для того чтобы поесть, он преднамеренно расстался со своим первородством. Но большинство людей, не дожидаясь, пока они действительно подойдут к смерти, уже продают свое право на наследство за то, чтобы поесть. Служа Богу, люди не часто голодают до смерти. Мы полностью зависимы от Него во всех обстоятельствах нашей жизни, и если Он хранит нас, когда мы растаптываем Его закон, конечно же Он способен сохранить нас, когда мы соблюдаем его. Спаситель говорит, что беспокоиться о будущем, опасаясь, чтобы мы не голодали, является характерным признаком язычества и дает нам это заверение: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:21-33). Псалмист говорит: "Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс. 36:25). Даже если мы потеряем жизнь ради Божьей истины, мы все равно будем в хорошей компании (см. Евр. 11:32-38). Давайте остерегаться такой легкомысленности, уважая богатые Божьи обетования, иначе мы расстанемся с вечным наследством из-за куска хлеба, и тогда уже будет невозможно никакое покаяние. Настоящая истина, 23 июля 1896 года
* Внимательный читатель увидит в этом увещевание избегать судебных процессов. Если кто-то предъявил бы вам иск за ваше пальто, лучше уладить это, отдав и ваше пальто, и ваш плащ, чем идти под суд. Это житейская мудрость. Судебные процессы подобны лотереям; на них потрачено много денег и очень немного получено. Конечно же кто-то скажет: "Если мы не защитим наши права, люди заберут все, что мы имеем". И так было бы, если бы Бог не заботился о Своем народе. Защита человеческих прав не означает всегда сохранять их.
|