Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 26 февраля 2024
Главная Весть 1888 года ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ Е.Дж. Ваггонер ГЛАВА 13 ОБЕЩАНИЯ К ИЗРАИЛЮ ИЗРАИЛЬ – КНЯЗЬ БОЖИЙ
ГЛАВА 13 ОБЕЩАНИЯ К ИЗРАИЛЮ ИЗРАИЛЬ – КНЯЗЬ БОЖИЙ PDF Печать E-mail

Иаков купил первородство Исава за чечевичную похлебку и думал, что через обман получил от отца благословение первородного. Но наследство, которое Бог обещал Аврааму и его семени, никто не может получить таким способом. Конечно же, оно было дано Аврааму через веру, и никто не должен пытаться унаследовать его силой или обманом. "Всякая неправда есть грех". Правда никогда не может быть заслужена неправдой. Обетованным наследством для Авраама и его семени была праведность, а потому она не могла быть получена неправедным путем. Земное имущество часто приобретается и содержится обманом, но не так обстоит дело с небесным наследством. Единственное, что Иаков приобрел обманом, – это нажил вечного врага в лице своего брата, был изгнан из дома отца более чем на двадцать лет и никогда снова не увидел свою мать.

Однако задолго до этого Бог сказал, что Иаков должен быть наследником вместо старшего брата. Беда Иакова и его матери была в том, что они думали, будто могут сами добиться исполнения Божьего обетования собственным способом. Это была та же самая ошибка, которую совершили Авраам и Сарра. Они не могли дождаться, когда Бог осуществит Свой план Своим путем. Ревекка знала то, что Бог сказал об Иакове. Она слышала, что Исаак обещал благословение Исаву и думала, что если она не вмешается, Божий план потерпит неудачу. Она забыла, что наследство было полностью во власти Бога и что ни один человек не мог как-то повлиять на его исполнение, кроме как лишить себя его. Даже если бы Исав получил благословение своего отца, Бог все равно осуществил бы Свой собственный план в свое время.

 

БОЖИЙ ВЫБОР

 

Поэтому Иаков стал изгнанником вдвойне. Мало того, что он был странником в земле, он был еще и беглецом. Но Бог не оставлял его. Для грешника, каким он был, была надежда. Некоторым может показаться странным, что Бог должен был таким образом предпочесть Иакова Исаву, поскольку в то время характер Иакова, казалось, был не лучше, чем у Исава. Давайте помнить, что Бог не выбирает какого-то человека из-за его хорошего характера. "Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни" (Тит. 3:3-7).

Бог выбирает людей, не для того, чтобы они, а Он Сам мог из них сделать то, что Он задумал. И нет предела тому, что Он может сделать даже из самого развращенного, если человек верит Его Слову. Дар не может быть силой дан человеку и поэтому те, кто получат Божью праведность и наследство праведности, должны пожелать получить ее. "Все возможно верующему". Бог "может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем", если мы верим Его Слову, которое эффективно трудится в тех, которые верят. Фарисеи были более порядочными людьми, чем мытари и блудницы, и все же Христос сказал, что последние войдут в Царство Небесное прежде, нежели они; а причина была в том, что фарисеи полагались на себя и не верили Богу, в то время как мытари и блудницы верили Господу и подчиняли себя Ему. Так же с Иаковом и Исавом. Исав был неверующим. Он относился к Слову Божьему с презрением. Иаков был не лучше по природе, но он верил Божьему обетованию, которое способно сделать верующего причастником Божественной природы.

Бог избрал Иакова таким же образом, каким Он может избрать каждого. "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (Еф. 1:3, 4). Мы избраны во Христе. И так как все было создано во Христе и Им все содержится, очевидно, что от нас не требуется вложить себя во Христа, но только принять Его и пребывать в Нем верой. Прежде чем Иаков родился, его избрание было не большим, чем избрание всех остальных. Избрание не совершается произвольно, оно всегда во Христе, и если бы никто не отвергал Христа, то все бы спаслись.

 

ПЕРВЫЙ УРОК ИАКОВА

 

В то время как Иаков верил, что Божье обетование позволяет ему приложить собственные усилия для его выполнения, он недостаточно понимал его природу и не понимал, что его мог исполнить только Бог и причем только через праведность. Поэтому Господь начал учить его. Иаков был на пути в Сирию, убегая от гнева своего оскорбленного брата, "и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней* того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные" (Быт. 28:11-17).

Это был хороший урок для Иакова. До этого его представления о Боге были поверхностными. Он предполагал, что Бог был ограничен одним местом. Но сейчас, когда Бог явился ему, он начал понимать, что "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:24). Он начал понимать то, что Иисус сказал впоследствии самарянской женщине, что поклонение Богу не зависит от какого-то места, но зависит от душ ищущих и находящих Его повсюду.

Кроме того, Иаков начал понимать, что наследство, которое Бог обещал его отцам, и которое, как он думал, приобретается обманом, было таким, какое могло быть получено совершенно иным способом. Мы не можем сказать, как много он извлек из урока в то время, но мы знаем, что в этом откровении Бог провозгласил ему Евангелие. Мы узнали, что Бог проповедовал Евангелие Аврааму в словах: "благословятся в тебе все племена земные". Поэтому мы уверены, что когда Бог сказал Иакову: "И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные", Он проповедовал ему то же самое Евангелие.

К этому утверждению было добавлено обещание земли и бесчисленного потомства. Обещание, данное Иакову, было идентично тому, которое было дано Аврааму. Благословение, которое придет через Иакова и его семя, было идентично с тем, что приходит через Авраама и его семя. Семя – то же самое, а именно, Христос и те, кто Его через Дух; и благословение приходит через крест Христа.

Все это было показано, и Иаков видел это так же хорошо, как и слышал. Это была лестница, стоящая на земле, достигающая до небес, которая соединяла Бога с человеком. Иисус Христос, единородный Сын Божий, является соединяющей цепью между небесами и землей; между Богом и человеком. Лестница, соединяющая небеса с землей, по которой поднимались и спускались Божьи ангелы, была иллюстрацией того, что Христос сказал Нафанаилу, истинному израильтянину: "Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Ин. 1:51). Путь к небесам – это путь креста, и это то, на что было указано Иакову той ночью. Наследство и благословение, которое будет получено, – это не защита своих прав, но самоотречение. "Потерявший жизнь свою" и все, что она содержит, "сбережет ее".

 

ПРИМЕНЕНИЕ УРОКА

 

Мы не будем уделять особое внимание времени пребывания Иакова в земле Сирии. В течение двадцати лет, которые он служил своему дяде Лавану, он имел достаточно возможности узнать, что обманом и мошенничеством не получают прибыль. То же, что он сделал однажды с братом, возвратилось к нему, но Бог был с ним и благоприятствовал ему. Поскольку мы видим очень небольшое проявление черт его природного характера в обмане своего дяди, кажется что Иаков, усвоил урок, который был ему дан. Кажется, он полностью доверил свою проблему Господу и подчинился возмездию, которое выразилось в разрыве отношений. В своем ответе на обвинение Лавана, Иаков сказал:

"Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих. Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера" (Быт. 31:38-42).

Это было его претензией и достойным заявлением и показывало, что его побуждали страх Исаака и тот же самый Дух. В случае Иакова Евангелие не было тщетным. В нем произошла радикальная перемена.

Давайте отметим здесь, что Иаков вообще ничего не получил от первородства, которое он так хитро купил у своего брата. Его собственность была от прямого Божьего благословения. И в связи с этим мы можем вспомнить факт, что благословение Исаака состояло в том, что Бог благословил бы его. Наследство не было тем, что могло быть передано от отца сыну, как это обычно бывает, но тем, что должно быть дано каждому прямым, личным обещанием и благословением Бога. Будучи "семенем Авраама и наследниками по обетованию", мы должны быть Христовыми; но если мы Христовы и сонаследники с Ним, мы "наследники Божьи".

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

 

Но на заре своей жизни Иаков совершил досадную ошибку и поэтому Бог как верный Учитель обязательно должен был провести его тем же путем. Он рассчитывал победить хитростью, но должен был окончательно понять, что "сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Ин. 5:4).

Когда Ревекка предложила послать Иакова подальше от дома, потому что Исав покушался убить его, она сказала, "и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?" (Быт. 27:43-45). Но она не знала характер Исава. Он был ожесточен и неумолим. "Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою" (Ам. 1:11). (Едом – это Исав – см. Быт. 25:30; 36:1). Мы видим здесь, что несмотря на естественный плохой характер Иакова, характер Исава был еще хуже.

Хотя прошло двадцать лет, гнев Исава, каким был, таким и остался. Когда Иаков послал перед собой посыльных к Исаву, чтобы мирно поговорить и примириться с ним, они возвратились с новостью, что Исав идет с четырьмя сотнями воинов. Иаков даже не мог надеяться как-то противостать этим хорошо обученным людям; но он учился доверять Богу, и поэтому мы находим его молящимся об исполнении обетования следующим образом:

"И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми. Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества" (Быт. 32:9-12).

Однажды Иаков пытался взять верх над братом с помощью обмана. Он думал, что таким образом он сможет стать наследником Божьего обетования. Теперь он, зная, что оно будет получено только верой, нашел убежище и молился об избавлении от своего брата. Сделав лучшее из возможного для размещения своей семьи и стада, шедшего с ним, он остался один, чтобы продолжить свою молитву к Богу. Он понял, что ничего не достоин, и если оставить его в пустыне, он погибнет. Он чувствовал, что должен еще больше предать себя на милость Божью.

"И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя" (Быт. 32:24-30).

Люди часто говорят о борьбе с Богом в молитве подобно Иакову. Нет никакого доказательства, что Иаков знал, что с ним боролся Бог, пока не настало утро и его бедро не было повреждено. Ангел явился ему как человек и Иакова посетила мысль, что на него напал разбойник. Мы можем хорошо представить Иакова, всю ночь находящегося в тревожном состоянии. Быстро приближалось то время, когда он должен был предстать перед своим разгневанным братом, и он не осмеливался встретить его без полной гарантии, что между ним и Богом все было улажено. Он должен был точно знать, что был прощен за свой прошлый дурной поступок. Однако время, которое он должен был провести в общении с Богом, было потрачено на борьбу с неожиданно появившимся врагом. Так что, мы можем быть убеждены, что в то время как его тело было целиком занято сопротивлением противнику, его сердце в ожесточенной муке возносилось к Богу. Неопределенность и беспокойство той ночи, должно быть, были ужасны.

Иаков был человеком большой физической силы и выносливости. Наблюдение за стадами в течение многих лет развило в нем выносливость и укрепило его телосложение. Поэтому он продолжал борьбу и удерживал свой рубеж всю ночь. Но он получил победу не своей силой. Мы читаем что: "еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами. А Господь есть Бог Саваоф; Сущий [Иегова] – имя Его" (Ос. 12:3-5). Иаков боролся с Богом, но не силой, какую используют борцы. Как мы увидим, Его сила был в его слабости.

Заметьте, что первым указанием на то, что противник Иакова был больше, чем обычный человек, было то, что Он Своим прикосновением повредил бедро Иакова. Это показало, Кем был его предполагаемый враг. Он почувствовал не человеческое прикосновение, но Божью руку. Что он тогда сделал? Что человек мог сделать в его состоянии? Представьте себе борющегося человека, где так много зависит от силы его ног и вдруг одна из них внезапно повреждается. Если человек шел или даже просто стоял и одна из его ног была внезапно повреждена, он бы сразу упал на землю. То же произошло бы и с Иаковом, если бы он сразу не пал на Господа и крепко Его не обхватил. Вполне естественно, что он должен был ухватиться за ближайший от него объект; но понимание того, что здесь был Бог, Которого он жаждал встретить, сделало эту хватку не простой случайностью, а преднамеренным действием. Такая возможность представилась и он ей сразу же воспользовался.

То, что Иаков сразу прекратил бороться и ухватился за Бога, было продиктовано не только тем, что он не мог сделать ничего другого, но также и словами Бога: "Отпусти меня". "Нет", – сказал Иаков, "не отпущу Тебя, пока не благословишь меня". Это был тот случай, когда встает выбор между жизнью и смертью. Его жизнь и спасение зависели от того, насколько крепко он ухватится за Бога. Слова "отпусти меня" были сказаны для того, чтобы проверить его, ибо Бог Сам не оставляет никакого человека. Но Иаков был решительно настроен на получение благословения и он превозмог. Та сила, которой он превозмог, – была сила веры. "Когда я немощен, тогда силен". В тот час Иаков полностью узнал урок, что благословение и наследство приходит не воинством и не силой, а Духом Господа.

 

НОВОЕ ИМЯ

 

Новое имя Иакова было залогом его принятия. Оно не давало ему каких-то преимуществ, но было символом того, что он уже извлек пользу. Покоясь в Боге, он прекратил собственные дела и поэтому больше не был обманщиком, преследующим собственные цели, но князем Божьим, подвизавшимся добрым подвигом веры и уповающим на вечную жизнь. Отныне он стал известен как Израиль.

Сейчас он мог смело встретить своего брата. Увидев Бога лицом к лицу, он больше не имел страха перед человеком. Став обладателем силы Божьей, он, конечно же, будет побеждать и людей. Это является тайной власти. Пусть Божьи служители знают, что если они хотят иметь власть над людьми, вначале они должны бороться с Богом. Они должны познать Господа и говорить с Ним лицом к лицу. Таковым Бог говорит: "Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам" (Лук. 21:15). Стефан знал Бога и поддерживал с Ним связь, потому ненавидящие истину "не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил". Какова тогда должна быть его сила над теми, чьи сердца были открыты для принятия истины?

На истории Иакова мы снова учимся, как должно быть получено наследство, которое Бог обещал Аврааму и его семени. Это возможно только через веру. Покаяние и вера – это единственные средства избавления. Никакими другими средствами он не мог надеяться получить даже какую-то часть в наследстве.

Его спасение целиком зависело от Божьего обетования. Таким образом, он стал причастником Божественной природы.

 

КТО ТАКИЕ ИЗРАИЛЬТЯНЕ?

 

Мы также изучим, кто есть Израиль. Это имя было дано ему в знак победы, которую он одержал через веру. Оно не даровало ему какую-то благодать, но было свидетельством благодати, которой он уже обладал. Поэтому она будет дарована всем тем, кто победит через веру, – и никому другому. Имя израильтянин никому ничего не добавляет. Не имя приносит благословение, но благословение дает имя. Поскольку Иаков не обладал этим именем по природе, поэтому и никто другой также не может им обладать. Истинный израильтянин – это тот, в ком нет лукавства. Только такие люди угодны Богу; но "без веры угодить Богу невозможно". Поэтому израильтянин это тот, кто имеет личную веру в Господа. "Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля". "Но дети обетования признаются за семя" (Рим. 9:6, 8).

Пусть каждый человек, кто узнал, как Иаков получил имя, поймет, что достойно носить его можно только так. Христос, как обещанное семя, должен был вступить в ту же самую борьбу. Он боролся и победил, доверяя Слову Отца, и поэтому Он является Царем Израиля. Только израильтяне разделят с Ним царство; поскольку израильтяне – это победители, то обетование звучит: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Откр. 3:21).

Настоящая истина, 30 июля 1896 года

 

* Я прошу прощения у читателя, обращаясь в этой связи к Scone stone, используемому для коронации в Вестминстерском Аббатстве, который, как предполагается, является камнем, на котором спал Иаков, благодаря чему Англию идентифицируют с Израилем и делают англосаксонскую расу наследниками обетования Иакову. Это необоснованное и недоказуемое утверждение, что рассматриваемый камень является тем самым, на котором спал Иаков, и идея, что обладание им может сделать людей наследниками обетований Израилю – сродни только средневековым суевериям, утверждающим, что человек мог унаследовать святость какого-то святого, нося его старую рубашку.