Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 04 мая 2024
Главная Весть 1888 года ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ Е.Дж. Ваггонер ГЛАВА 29 ОБЕТОВАНИЯ ИЗРАИЛЮ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЗАКОНА (Часть 2)
ГЛАВА 29 ОБЕТОВАНИЯ ИЗРАИЛЮ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЗАКОНА (Часть 2) PDF Печать E-mail

После того, что мы уже узнали из истории Израиля, ничто более кратко и просто не раскрывает цель Бога в провозглашении закона на Синае, как Гал. 3, которую мы кратко изучим. Она так же проста, как книга детских рассказов, и при этом так же глубока и необъятна, как Божья любовь.

Шестой и седьмой стихи первой главы показывают нам факт, что галатийские братья начали отходить от веры, обманувшись ложным учением – иным Евангелием. После чего апостол неистово восклицает: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал. 1:8, 9).

Единственной частью Священного Писания, которая была написана, когда проповедовал Павел, были книги, обычно известные как Ветхий завет. Когда он проповедовал, он открывал Священное Писание и объяснял его; и заинтересованные среди его слушатели, проверив Священные Писания, находили в них те же вещи, которые проповедовал он (Деян. 17:3, 11). Когда он был приведен на суд из-за ереси и мятежа, он торжественно объявил, что во всем своем служении он не говорил ничего, "кроме того, о чем пророки и Моисей говорили" (Деян. 26:22). Теперь, когда мы опять читаем о его анафеме против всякого, кто будет проповедовать Евангелие, отличное от того, которое проповедовал он, мы знаем, что если какой-то человек проповедует что-нибудь отличное от того, что найдено в Ветхом завете, он навлекает на себя Божье проклятие. Это – веская причина, почему мы должны тщательно изучать писания Моисея и пророков.

Поэтому зная, что Павел всегда и всюду не проповедовал ничего, кроме "Иисуса Христа и притом распятого", мы не удивляемся, что он восклицает: "О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?" (Гал. 3:1). Из трудов Моисея и пророков, они должны были увидеть Христа, не как Того, Кто был распят и даже не просто Того, Кто был распят несколько лет назад, но как Того, Кто был распят среди них. И из тех древних рукописей он продолжал восстанавливать их слабую веру и ревность.

Они были полностью обращены, поскольку они получили Духа и претерпели гонения за Христа. Поэтому апостол спрашивает: "Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?" (Гал. 3:2). Они слышали слова закона и приняли их верой, и таким образом праведность закона была вписана в них Духом. "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6:29). Апостол не обесценивал закон, но только упрекал их за неправильное отношение к нему. Когда они слышали его в вере, они приняли Духа и это было для них благословением; но когда они начали доверять плоти, чтобы исполнить праведность закона, они прекратили повиноваться истине.

Снова апостол спрашивает: "Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?" (Гал. 3:5). Очевидным ответом на него было бы – через наставление в вере, поскольку "Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность" (Гал. 3:6). Они подобно Аврааму были оправданы – сделаны праведными – через веру, а не дела.

Прежде чем мы пойдем дальше, давайте рассмотрим несколько определений. "Грех есть нарушение закона" (1 Ин. 3:4) и "всякая неправда есть грех" (1 Ин. 5:17). Отсюда следует, что всякая неправедность – это нарушение закона, а раз это так, то очевидно, что всякая праведность является повиновением закону. Поэтому, когда мы читаем, что Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность, мы можем быть уверены, что его вера была вменена ему в повиновение закону.

Вменение веры Авраама в праведность не было пустой формой. Так же и в случае с нами. Помните, что вменение сделано Богом, Который не может лгать; Кто называет вещи, которых нет, как если бы они были; Кто делает мертвое живым. Авраам на самом деле обладал праведностью. Вера действует. "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6:29). "Сердцем веруют к праведности" (Рим. 10:10).

Из этого небольшого отступления мы можем увидеть, что в даной главе нет никакого умаления закона, но что праведность, которая есть плод веры, всегда является повиновением Божьему закону.

Авраам – отец всех верующих. "Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы" (Гал. 3:7, 8). Евангелие, которое проповедовалось Аврааму, то же самое, которое предлагается для "всех человеков" и которое "будет проповедоваться во всем мире, во свидетельство всем народам". Оно будет проповедано "каждой твари", и кто поверит ему и крестится, будет спасен. Но в Евангелии праведность Божья открывается из веры в веру. Евангелие проповедуется для повиновения верой. Повиновение несет с собой благословение, поскольку написано, что благословенны те, которые исполняют Его заповеди. "Итак верующие благословляются с верным Авраамом" (Гал. 3:9).

 

ПРОКЛЯТИЕ ЗАКОНА

 

"А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10).

Невнимательное чтение этого стиха и возможно только первой части, привело некоторых к тому, что они поверили, будто сам закон и повиновение ему – это и есть проклятие. Но вдумчивое чтение последней части стиха показывает, что это является серьезной ошибкой. "Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона". Проклятие приходит не за повиновение, а за неповиновение. Проклят не тот, кто постоянно делает все, что написано в законе, но тот, кто не делает этого постоянно. Должна быть сделана не только часть, но все; и не только иногда, но постоянно. Тот, кто не делает этого, проклят; поэтому человек, который делает, будет благословлен.

В девятом и десятом стихах этой главы мы видим тот же самый контраст благословения и проклятия, которое представлено во Втор. 11:26-28: "Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете". С одной стороны мы имеем группу, состоящую из веры, повиновения, праведности, благословения и жизни; с другой стороны – находим связанные вместе в одну связку неверие, неповиновение, грех, проклятие и смерть. Человеческий возраст не может оказать какого-то воздействия на эти группы.

"А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им" (Гал. 3:11, 12).

"Но кто исполняет его, тот жив будет им". Но ни один человек не исполнил его, "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). Поэтому никакой человек не может найти в законе жизнь – "…заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти" (Рим. 7:10). И поэтому всякий, кто бы ни пытался соблюдать закон своими силами, находится под проклятием; и представлять закон перед людьми, которые не принимают его верой, это значить вести их к погибели. Проклятие закона – это смерть, которую он причиняет за его нарушение.

Но "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]" (Гал. 3:13). Здесь мы имеем новое свидетельство, что смерть является проклятием закона, так как смерть была тем, что Христос претерпел на древе. "Возмездие за грех есть смерть" и Христос был сделан "грехом за нас" (см. 2 Кор. 5:21). "Господь возложил на Него грехи всех нас" и "ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5, 6). Христос искупил нас вовсе не от повиновения закону, но от его нарушения и от смерти, которую приносит грех. Его жертва была для того, чтобы "оправдание закона исполнилось в нас" (Рим. 8:4).

Истина, что "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою" была такой же истиной в дни Израиля на Синае, как и сегодня. За семьсот лет до того, как на Голгофе был поднят крест, Исаия, чей грех был очищен живым углем с Божьего алтаря, и кто знал, о Ком он говорил, сказал: "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:4, 5). Это идентично Гал. 3:13.

Вновь, ссылаясь на детей Израиля во время их блуждания по пустыне, Исаия пишет: "Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние" (Ис. 63:9). И именно Давиду, жившему намного раньше Исаии, мы обязаны за эти согревающие душу слова: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам". "Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши" (Пс. 102:10, 12). Это описание исполнившегося факта. В те дни спасение было таким же полным, как и сегодня.

Христос – это "Агнец, закланный от создания мира"; со дней Авеля и до сих пор Он искупил от проклятия закона всех, кто поверил Ему. Авраам получил благословение праведности; и "верующие благословляются с верным Авраамом" (Гал. 3:9).

Это становится еще более очевидным из утверждения, что Христос был сделан проклятием за нас, "дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал. 3:14). Аврааму и тем, кто является его детьми через веру, независимо от того, какова их национальность или язык, принадлежат все благословения, которые приходят через креста Христа; и все благословения Христова креста являются такими же, которые имел Авраам. Неудивительно то, что он так рад был увидеть день Христов. Смерть Христа на кресте приносит нам только благословение Авраама и ничего больше.

 

НЕИЗМЕННЫЙ ЗАВЕТ

 

"Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу" (Гал. 3:15-17).

Первое утверждение очень простое: никакой человек не может аннулировать, что-то изъять или добавить даже к человеческому завещанию, если оно было однажды утверждено. Заключение такое же простое. Бог заключил завет с Авраамом и подтвердил его клятвой. "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду" (Евр. 6:16-18). Поэтому тот завет, который был утвержден во Христе Божьей клятвой и выполнение которого было заверено Божьим существованием, впоследствии не мог быть изменен ни на йоту. Не одна черта или йота не может пропасть из него или быть добавлена к нему, в то время как Бог живет.

Обратите внимание на утверждение, что "Аврааму даны были обетования и семени его". И семя – есть Христос. Все обетования Аврааму были подтверждены во Христе. "Обетования" помнятся, а не просто обещаются. "Ибо все обетования Божии в Нем 'да' и в Нем 'аминь', – в славу Божию, через нас" (2 Кор. 1:20).

 

МЫ ИМЕЕМ ТУ ЖЕ НАДЕЖДУ

 

Еще раз обратите внимание что завет, заключенный с Авраамом и подтвержденный Божьей клятвой, дает нам надежду во Христе. Он был подтвержден клятвой, чтобы мы могли иметь сильное утешение и всегда сохранять надежду. Итогом завета было оправдание верой в распятого Иисуса, как показано словами Петра: "Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших" (Деян. 3:25, 26).

Поэтому крест Христа и благословения прощенных грехов существовали не только на Синае, но и во дни Авраама. Когда Иисус восстал из могилы, спасение не отличалось от того, когда Исаак нес дрова для своего жертвоприношения на гору Мориа; ибо обетования Божьи и клятва – это "две непреложные вещи". Даже если это всего лишь человеческий завет, то "никто не отменяет и не прибавляет к нему". Насколько же больше Божий завет, подтвержденный клятвой и заверенный Его собственной жизнью! Этот завет охватывает спасение всего человечества. Поэтому, после Божьего обещания и клятвы Аврааму ничто не могло быть добавлено в план спасения. Не потребовалась ни одна новая обязанность и не произошло никакого изменения в условиях спасения.

Поэтому закон, пришедший на Синае, не внес никакой новой особенности в завет, заключенный с Авраамом и подтвержденный во Христе, и никак не аннулировал обещание. Завет, который был подтвержден ранее Богом во Христе, не может быть как-то аннулирован и его обещания не станут неэффективными через провозглашение закона спустя четыреста тридцать лет.

Все же закон должен соблюдаться, и если он не соблюдается, то приходит смерть. Ни одна йота и ни одна черта не могут быть изъяты из закона. "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, написанного в книге закона". Поскольку представление закона на Синае ничего не добавляло к завету с Авраамом, и при этом закон должен совершенно соблюдаться, из этого следует, что закон был в завете, заключенном с Авраамом. Праведность, которая была вменена Аврааму этим заветом, праведность, которую Авраам имел через веру, была праведностью закона, провозглашенного на Синае. И это очевидно из факта, что Авраам получил обрезание, как печать праведности, которую он имел через веру, и обрезание просто принималось за соблюдение закона (см. Рим. 2:25-29).

Божья клятва Аврааму заверяла вменение Божьей праведности, которая полностью представлена в десяти заповедях, в и на каждого верующего. Завет, подтвержденный во Христе, и закон, находящийся в завете, это наиболее явное Божье требование для христиан в эти дни, а не то, что отличает их от того, какими они были во дни Авраама. Представление закона не внесло никакого нового элемента.

Зачем тогда закон? Если закон вообще не внес никаких изменений в условия завета, заключенного с Авраамом, для чего он был дан? Вот ответ: "Он дан* по причине преступлений" (Гал. 3:19); он "пришел после, и таким образом умножилось преступление" (Рим. 5:20). Он не был "противен обетованиям Божиим" (Гал. 3:21), но был в полной гармонии с ними; ибо все Божьи обетования даны через праведность, а закон – это стандарт праведности. Он был необходим по причине преступления, которое умножилось, "дабы как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим. 5:21). Обличение обязательно предшествует обращению. Наследство могло быть получено только через праведность, хотя оно было полностью обещанием; ибо праведность – это "дар благодати". Но чтобы люди могли оценить Божьи обетования, они должны почувствовать в них свою нужду. Закон был дан таким впечатляющим способом с целью дать им понять, насколько для них было невозможно получить его праведность своей силой и что только Бог мог и стремился обеспечить их этой праведностью.

 

ХРИСТОС – ПОСРЕДНИК

 

И это подтверждено фактом, что он был преподан руками Посредника. Кто был этот Посредник? "Но посредник при одном не бывает, а Бог один" (Гал. 3:20). "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим. 2:5). Поэтому Иисус Христос был Тем, Кто дал закон на Синае; и Он дал его как имеющий полномочия Посредника между Богом и людьми. И хотя было невозможно, чтобы закон мог дать жизнь; закон – смертельный для неверующих грешников – был в руках Посредника, Который отдает Свою жизнь, являющуюся исполненным в совершенстве законом. В Нем уничтожается смерть, и жизнь занимает ее место; Он несет на Себе проклятие закона, и Его благословение приходит к нам. Это приводит нас к факту, что в Синае мы видим Голгофу, для дальнейшего рассмотрения которой мы должны обратиться к следующей главе.

Настоящая истина, 19 ноября 1896 года

 

* Некоторые пытаются построить свои аргументы на слове "дан", предполагая, что оно указывает на нечто новое и добавленное к условиям, которые Бог предварительно дал. Ссылка на Втор. 5:22 покажет значение, в котором оно используется. Повторяя эти десять заповедей, Моисей сказал: "Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне". То есть Он говорил только это и не более того. То же самое показано более явно в Евр. 12:18, 19: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово". Сравните с Исх. 20:19. Греческое слово "говорил" в этом случае идентично представленному слову "дан" в Гал. 3:19 и во Втор. 5:22. Поэтому перед нами стоит вопрос, каково было применение закона, если он не внес никаких изменений в завет? Ответ: "Он был дан по причине преступлений".