Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Глава 1 ПОЗДНИЙ ДОЖДЬ СВЯТОГО ДУХА PDF Печать E-mail

«Ничто не вызывает у дьявола больший страх» - писала Эллен Уайт в  1887-м году из Европы – чем «удаление Божьим народом всякого препятствия для излития Господом Своего Духа на увядающую церковь и далёкую от покаяния массу людей».  Около сорока лет адвентистский народ ожидал «времён отрады» (Деяния 3:19), когда «поздний дождь» изольётся на церковь, наделив весть «громкого клича» из 18-й главы книги Откровение способностью открыться всему миру во всей своей славе.

В одном из своих ранних видений Эллен Уайт было показано, что именно «поздний дождь, отрада от лица Господа, и громкий клич третьего ангела даст Божьему народу способность «возвещать истину с великой силой» в самых суровых обстоятельствах.  «Поздний дождь» и «громкий клич», хотя и отличаются друг от друга, не могут быть разделены, потому что «поздний дождь» является причиной, а «громкий клич» - следствием. «Поздний дождь», как и «ранний дождь» в день Пятидесятницы должен принести не только божественную силу, но и увеличение света и понимания. И если «поздний дождь» будет принят, растворён сердечной верой и пережит на опыте, то эта просвещающая и наделяющая силой весть сделает «громкий клич» способным распространиться по всей земле с евангельской вестью о Божьей преизобилующей благодати, предназначенной для последнего времени. Эллен Уайт много раз говорит об этой связи в течение многих лет после сессии 1888 года в Миннеаполисе:

«Когда могущественный ангел сойдёт с небес, облачённый в небесные доспехи, и придаст сил третьему ангелу, они почувствуют силу и власть этой вести. Небесные потоки польются на них. Поздний дождь сойдёт на свои сосуды».

«Тем, кто ходит во свете, не стоит волноваться о том, что при сошествии «позднего дождя» они не будут крещены Святым Духом. Если мы примем свет того славного ангела, который осветит землю своей славой, нам нужно только убедиться в том, что наши сердца очищены, свободны от нашего «я» и открыты перед небесами, и таким образом приготовлены к позднему дождю».

«К нам обращены милостивые призывы стать «сосудами в чести», чтобы нам не беспокоиться о позднем дожде. Всё, что нам нужно делать – хранить свой сосуд в чистоте, святости и готовности к принятию небесных потоков, и продолжать молиться: «Пусть поздний дождь сойдёт в мой сосуд. Пусть свет того славного ангела, который объединится с третьим ангелом, озарит меня. Дай мне участвовать в этом труде. Позволь мне возвещать эту весть. Позволь мне быть сотрудником Иисуса Христа».

«Когда Дух был излит с небес (в день Пятидесятницы), церковь была озарена светом, но Христос был источником этого света; Его имя было у всех на языке, Его любовь наполняла все сердца. Так же будет и при сошествии этого ангела с неба с великой силой, когда он осветит всю землю своей славой».

Другие авторы, выражаясь в контексте 1888 года и последующих годов, указывали на эту же связь. А. Г. Дэниельс, бывший президент Генеральной Конференции, утверждал, что труды Эллен Уайт ясно показывают тесную связь «сошествия позднего дождя с громким кличем, откровением о праведности Христа, и проповедью по всей земле света трёхангельской вести… Все эти составляющие будут иметь место в одно и то же время… Появление одной из них является признаком близости остальных».

Лерой Фрум, говоря о вести 1888 года, осмелился даже назвать поздний дождь синонимом громкого клича по причине их тесной и неразрывной связи.

Энциклопедия Адвентистов Седьмого Дня, описывая последовательность событий последнего времени, утверждает, что «поздний дождь, в свою очередь, приготавливает церковь к свидетельству в «громком кличе» и к тому, чтобы устоять в последнее великое время скорби».

Вудро В. Уидден подытоживает эти мысли в своей «Биографии Эллета Ваггонера»:

«Выражение «громкий клич» обычно употребляется адвентистами седьмого дня для описания роли церкви остатка в эффективном провозглашении последней вести милости и предостережения миру. Громкий клич будет немедленным результатом силы Духа Святого, полученной от «позднего дождя». *

Вывод представляется предельно ясным: Громкий клич не может начаться без начала излития позднего дождя, потому что именно поздний дождь может наделить громкий клич светоносной и преобразующей силой. Эти два дара идут рука об руку. Появление одного знаменует близость второго.

 

 

Накануне сессии 1888 года

Живя в Европе с 1885-го по 1887-й годы, Эллен Уайт уже за несколько месяцев перед сессией 1888-го года в Миннеаполисе ощущала важность событий, которые вскоре должны произойди в церкви. Ей было показано, что «закон Божий и евангелие о праведности должны воссиять ещё более сильным светом. Эта весть, понятая в её истинной сути, и провозглашённая в Духе, осветит землю своей славой… Завершающая работа трёхангельской вести будет сопровождаться такой силой, которая распространит лучи Солнца Праведности по всем тропам и дорогам жизни». Но ей было также показано, что «дух, владевший фарисеями, проникает в среду этого народа, которому Бог явил особую милость». Такое состояние позволит сатане «влиять на непосвящённые сферы человеческого ума», и многие «не примут света таким, каким Бог его пошлёт».

Эти откровения о состоянии церковного служения привели к тому, что у Эллен Уайт появился «большой страх перед посещением нашей конференции»,  которую она назовёт в своём циркулярном письме ведущим братьям «самой важной встречей, которую вы когда-либо посещали».  Несмотря на то, что общее количество посетителей этой сессии составило всего около пятисот человек, включая 96 делегатов, представляющих 27 тысяч членов церкви во всём мире на то время, последствия этого собрания руководителей церкви будут иметь длительный эффект на адвентистское движение.

В «самом начале» этих встреч, однако, Эллен Уайт распознала некий «дух, который обременял» её.  Всего лишь через два дня после начала сессии она однозначно заявила о том, что «крещение Святым Духом посетит нас на этой же встрече, если мы позволим Ему это».  Тем не менее, видя фарисейские настроения и противостояние, имевшее место на встрече служителей, предшествующей Генеральной Конференции, она могла только спросить: «Как же мы устоим во время позднего дождя?»

Вскоре Эллен Уайт поняла, что «дух и влияние служителей, прибывших на эту встречу, главным образом направлены на то, чтобы отвергнуть свет».  «Противодействие, а не исследование стоит на повестке дня».  В то время, как Господь действовал в их среде, «некоторые не приняли эти благословения. Им было дано преимущество слышать самую точную проповедь евангелия, но они слушали весть, переданную им Богом через Своих слуг, с закрытыми на замок сердцами». Вместо того, чтобы с радостью принять весть, переданную через Алонзо Джоунса и Эллета Ваггонера, они «использовали всё своё влияние, чтобы найти некоторые недостатки как в вестниках, так и в самой вести, и огорчили Духа Божьего». Всё же те, кто «приняли эту весть, были очарованы прелестью безвозмездных даров Иисуса Христа».

Служитель по имени Г. Б. Стар, который позже провёл десять лет в Австралии вместе с Эллен Уайт, был одним из тех, кто принял обильные благословения в Миннеаполисе, где «тема праведности через веру рассматривалась особым образом». Он стал свидетелем того, как Эллен Уайт «каждый день одобряла своей поддержкой и решительными словами раскрытие этой темы». Мистер Стар позже вспоминал о том, что она «отмечала, что именно это стало началом «позднего дождя» и «громкого клича» трёхангельской вести».  Ф. Х. Вестфаль, прибывший на эту конференцию позже,  также с радостью принял эту весть, которая, выражаясь его словами, «была сладкой музыкой для моей души». Он вернулся в свой дом в штате Висконсин, «и поведал своей общине о том, что поздний дождь уже начался».

Хотя, с одной стороны, Эллен Уайт ощущала в Миннеаполисе своё призвание выражать слова поддержки братьям Джоунсу и Ваггонеру и их вести, ей также было поручено выражать «опасность сопротивления Духу Божьему».  В результате её поддержки братьев Джоунса и Ваггонера, многие подумали, что «в её свидетельстве есть какая-то ошибка», вследствие чего авторитет и роль, данная Богом ей на этой конференции «была отвергнута почти всеми. Мятеж стал модным». Принятие такой позиции, по её же свидетельству, было «оскорблением для Духа Божьего».  В своём, пожалуй, самом отрезвляющем утверждении относительно 1888 года, Эллен Уайт цитировала книгу Захарии (13:6) и применила данный текст к тому отношению, которое проявилось в Миннеаполисе к её вдохновенным свидетельствам, данным в защиту этой вести и самих вестников: «Христос был ранен в доме Его же друзей» (прим. ред. Цитируется английская Библия. В русском переводе: «Меня били в доме любящих Меня»).

Ещё в 1885-м году Эллен Уайт предостерегала о том, что когда церковь будет проходить «самые важные этапы водительства Духа Божьего», «братья, желая, чтобы всё происходило согласно их представлениям, могут превознестись против дела Божьего и запретить его».  Более того, она заявила, что существует вероятность того, что «Дух Святой, придя в нашу среду, будет причислен к фанатизму, как и в день Пятидесятницы».   Эти тревожные прогнозы стали реальностью в Миннеаполисе в 1888-м году.

В последующие за Миннеаполисской конференцией месяцы и годы Эллен Уайт описывала, как «все собравшиеся на эти встречи имели возможность встать на сторону истины, принимая Святого Духа, Который был послан Богом в таком обильном потоке любви и милости. Но… проявления Святого Духа были названы фанатизмом».  Она с сожалением объявила, что «сатана преуспел в отдалении от нашего народа в великой степени особой силы Святого Духа, которой Бог желал наделить их».  Даже с наступлением следующего столетия ей было «показано, что постыдный опыт, имевший место на конференции в Миннеаполисе, является одной из самых печальных глав в истории верующих в истину для настоящего времени».

 

Дайте шанс народу

Тем не менее, Бог милостив; потоки небесного дара не будут отняты, пока народу не будет предоставлена возможность принять самую драгоценную весть. На одной из последних пасторских встреч конференции 1888 года Эллен Уайт задала вопрос: «В чём была польза от нашего собрания на этом месте? Зачем братья добирались сюда, если они только отдаляют Духа Божьего от этого народа?.. Если служители не примут света, необходимо дать такую возможность народу; возможно народ сделает этот выбор.  Оставаясь верными этому слову, Эллен Уайт вместе с Эллетом Ваггонером, Алонзо Джоунсом и другими служителями несли эту драгоценную весть в общины по всей стране в последующие месяцы.

В адвентистском колледже в Южном Ланкастере, штат Массачусетс в январе 1889-го года Эллен Уайт, Алонзо Джоунс и С. Н. Хаскелл участвовали в десятидневной серии встреч, где «раскрывалась простая весть креста». Эллен Уайт позже описывала, как «слава Божья сошла на эти встречи… но на этот раз не только несколько человек, а всё собрание испытало мощную волну этой славы, несущей обилие радости».  С. Н. Хаскелл отметил, что эти встречи были «характерны излитием Духа Божьего… Многих охватило торжественное осознание того, что это и было началом того опыта, который будет характерен для участников завершения работы Божьей – громкого клича трёхангельской вести, которая и подготовит жатву». Затем он риторически спросил: «Не являемся ли мы свидетелями излития Духа Святого, которое будет увеличиваться в силе и масштабе, пока не перерастёт в громкий клич вести третьего ангела?»

В том году проводилось много других лагерных собраний, вплоть до генеральной конференции 1889-го года, где Эллен Уайт, Алонзо Джоунс и Эллет Ваггонер делились этой вестью с таким же успехом. Многие обрели новый опыт, слыша и принимая сердцем проповедуемую весть. Однако многие, включая некоторых ведущих руководителей церкви, продолжали противодействовать этой вести и её вестникам. Посещая лагерное собрание в Канзасе, Эллен Уайт писала конкретные замечания тем, кто продолжал своё упрямое сопротивление:

 

«Неужели вы думаете, что небесный Наблюдатель не видит вашего неверия и противления? Неужели вы думаете, что ваши насмешки и оскорбительные слова не предстанут перед вами? Даже само излитие Духа Божьего вы отвергли с презрением, опорочив его своими неосвящёнными суждениями».

Генеральная конференция 1889-го года началась с настроем, отличным от конференции 1888 года, прошедшей всего лишь год назад. В течение первых дней многие «свидетельствовали о благословениях, полученных в прошедшем году, о полученном благословенном свете, которым они дорожили, - о свете оправдания через веру». Это побудило Эллен Уайт объявить, что «Дух Господень был в нашей среде».  Она написала своей невестке, Мэри Уайт: «На сегодняшний день не слышно ни одного голоса противодействия. Кажется, единство воцарилось». Однако вместе с этим она добавила: «В это же время целый ряд служителей, по всей видимости, занимает позицию, которую они занимали в Миннеаполисе».

Но уже к концу данной конференции Эллен Уайт предостерегала о грядущей опасности по причине быстро формирующихся планов передачи контроля над работой Божьей в руки тех, кто продолжал противодействовать вести, посланной Богом. Она знала, что в этом отношении необходимо было предпринять конкретные меры, «в противном случае многие так и останутся неподготовленными к принятию света ангела, посланного с неба, чтобы осветить землю своей славой». Она сознавала, что эти люди не подготовятся «ко времени позднего дождя, чтобы принять сошествие славы Божьей», если будут продолжать «лелеять горькие корни вражды, которые тянутся с самой конференции в Миннеаполисе». Более того, она заявила: «Ваал, Ваал – вот каким будет выбор многих в результате «неверности Богу», пришедшему в наши ряды:

«Религия многих из нас станет религией отступившего Израиля, потому что они возлюбили свои собственные пути, и забыли путь Господень. Истинная религия, единственная религия Библии, которая учит прощению через заслуги распятого и воскресшего Спасителя, которая возвещает о праведности по вере в Сына Божьего, была попрана, осмеяна и оклеветана. Её объявили ведущей к пустому энтузиазму и фанатизму».