Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Весть 1888 года МЕНЯ БИЛИ в доме любящих Меня Рон Даффилд Глава 2 Период с 1889-го по 1891-й годы ШКОЛЫ СЛУЖИТЕЛЕЙ И СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Глава 2 Период с 1889-го по 1891-й годы ШКОЛЫ СЛУЖИТЕЛЕЙ И СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ PDF Печать E-mail

Собрание служителей 1889-го года

Следующей зимой на съезде служителей на рубеже 1889-го и 1890-го годов в Баттл-Крике Эллен Уайт подытожила результаты обоих генеральных конференций (1888-го и 1889-го годов):

«Я знаю, что (Христос) готов излить благословения для нас. Он был готов к этому в Миннеаполисе, и был готов к этому во время генеральной конференции здесь (в Баттл-Крике в 1889-м году). Но принятия не состоялось. Некоторые приняли свет, предназначенный для народа, и возрадовались в нём. Но остальные отвернулись от него, и их позиция побудила других высказывать своё неверие и лелеять его».

Противодействие продолжалось и во время съезда служителей 1890-го года, где снова стали обсуждаться темы заветов и закона в послании к Галатам. Две отдельных встречи были посвящены объяснениям Эллен Уайт, Алонзо Джоунса и Эллета Ваггонера, которые были направлены на достижение примирения и устранения противостояния, имевшего место ещё до Миннеаполиса, которое даже привело к потере доверия к самим «Свидетельствам». Эти встречи имели частичный успех.  Некоторые изменили своё мнение, многие же продолжали упрямо держаться своего курса. Эллен Уайт описала собравшимся далеко идущие последствия первой встречи:

«В зале (вчера) сила Божья уже была готова сойти на нас. Какое-то время я ощущала, что уже могу свидетельствовать об этом; но дух, присутствующий на собрании, изгнал её прочь».

Спустя месяцы она выражала результаты второй встречи в письме Урии Смиту – редактору «Ревью энд Геральд» и главному оппоненту посланной Богом вести:

«Затем в субботу состоялась вторая встреча в главной часовне, где Дух Господень приблизился к нам. Христос стучал, желая войти, но для Него здесь не оказалось места. Дверь осталась закрытой, и свет Его славы, который был так близок, отошёл от нас».

В статье издания «Ревью», опубликованной спустя два месяца после этой школы служителей, Эллен Уайт продолжала побуждать людей к полной покорности Христу. Настало время выбирать между Христом и Ваалом, а не просто «колебаться между зависимостью от праведности Христа и зависимостью от своей собственной праведности». Бог послал весть «истины и праведности», и призывал всех «возвеличить Иисуса». Однако многие отворачивались от этой вести и критиковали самих вестников Джоунса и Ваггонера, что неизменно ведёт к самым тяжёлым последствиям:

«Бог послал Своих вестников совершить Свою работу для этого времени. Но некоторые отвернулись от вести о праведности Христа и стали критиковать этих людей и их несовершенства, потому что они не возвещают весть истины со всей полнотой благодати и желаемой вежливости. Они, мол, проявляют слишком много ревности, слишком много серьёзности, проповедуют с максимальной прямотой, и поэтому весть, способная принести исцеление, жизнь и утешение многим утомлённым и угнетённым душам, в определённой мере отвергнута… Христос отметил все жестокие, гордые и насмешливые речи, высказанные против Своих слуг, как высказанные против Себя.

Трёхангельская весть не будет верно понята, и свет, способный озарить всю землю своей славой, будет назван ложным светом теми, кто отказывается ходить в его растущей славе. Миссия, которая уже должна быть выполнена, останется невыполненной этими врагами истины по причине их неверия. Мы умоляем всех, кто противится свету истины, уйти с пути Божьего народа» *

В своём письме президенту генеральной конференции О. А. Олсену летом 1890-го года Эллен Уайт написала о том, что ей было показано относительно порочных настроений во многих конференциях по всей стране. Дух противления, который проявлялся «во время проповеди праведности Христа как нашей единственной надежды, оскорблял Духа Божьего» - объясняла она. Это причиняло ей большую печаль. Она «видела, что те, кто должен был издавать определённый звук трубы… чтобы приготовить народ и дать ему способность устоять в день Господень», с прилежностью часовых преграждали ему путь. Сатана видел, что настало «время для бунта», и те, кому следовало отстаивать свет истины, противодействовали самой вести, посланной Богом. Сама весть, посланная через Джоунса и Ваггонера, «многими воспринималась как ложная, и они восклицали: «Осторожно, фанатизм», тогда как там нет никакой ереси или фанатизма».

Съезды служителей 1890-1891 годов показали лучшие результаты, о чём свидетельствуют исповедания некоторых противников (многие из которых, однако, оказались недолговременными). Эллен Уайт радовалась тому, что в течение этого «времени прилежного изучения Писания» сердца прибывших на эти встречи «не были заперты за стальной решёткой, позволяя лучам света проникать в тёмные уголки их ума, чтобы освящающая сила очищала и облагораживала храм души». Она свидетельствовала о том, что в течение этих особых часов изучения в школе служителей «ни у кого не возникало сомнений в том, что Утешитель, Дух Святой, выполнял Свою работу. Многие из этих студентов делились драгоценными свидетельствами, и «отправлялись на работу, надеясь стать эффективными инструментами Святого Духа».

Эллет Ваггонер радовался вместе с Эллен Уайт. В начале января 1891 года он говорил, что «совершенно другая атмосфера царит на этих встречах, отличная от собрания служителей год назад».  Но в этот же вечер Господь показал Эллен Уайт «многое из происходящего в Баттл-Крике, прямо здесь, в сердце работы Божьей, что противоречило принципам, ясно открытым в слове Божьем». Формировался заговор с целью воспрепятствовать Его божественному плану, на что Эллен Уайт заявила: «Бог оскорблён».  Таким образом, дьявол работал над тем, чтобы обесценить всё, что Господь хотел совершить посредством проявлений Святого Духа.

В последний вечер этого съезда Эллен Уайт говорила, выражаясь её же словами, «о вещах, которые глубоко волнуют мой ум».  Она ссылалась на страх, выражаемый некоторыми из тех, кто не посещал этот съезд, страх того, что «существует опасность в слишком большом внимании к теме оправдания верой, в ущерб теме закона». Однако она не видела «никакой причины для тревоги», и назвала такие опасения «необоснованными». Библия и только Библия была предметом изучения этого съезда. Однако среди тех, кто не присутствовал на нём, многие исповедовали «холодную как лёд» религию; «сердца многих не растоплены и непокорны».

 

Генеральная конференция 1891 года

С этим же бременем Эллен Уайт прибыла и на генеральную конференцию 1891 года, которая проходила с 5-го по 24-е марта. Говоря о большом собрании в святилище Баттл-Крика, Эллен Уайт заявила о «возрастающем свете», который Бог приготовил для них, и о великих благословениях, которые «приходят с принятием этого света». Но когда она увидела своих братьев «пылающих гневом на Божьи вести и самих вестников», она подумала о «подобных же сценах из жизни Христа и реформаторов». К сожалению, «принятие, оказанное Божьим слугам в прошлые века, ничем не отличается от того принятия, которого сегодня удостаиваются те, кого Бог посылает с драгоценными лучами света. Начальники народа сегодня преследуют те же самые цели, которые были и у древних иудеев». Проводя параллель между отношением древних иудеев ко Христу и обращением с вестью 1888 года и с её вестниками, Эллен Уайт говорила о грехе против Святого Духа и о печальных последствиях того, что работа Божья была названа фанатизмом:

«(Христос) говорит Своим слушателям о том, что всякие грехи и богохульства могут быть прощены, если совершаются в неведении. В своей великой слепоте люди могут говорить слова насмешки и издевательства против Сына Божьего, и всё же находиться в пределах достижения милости Божьей. Но когда сила Духа Божьего покоилась на Его вестниках, они «стояли на святой земле». Пренебрегать Духом Божьим, называть Его духом дьявола, означало выходить за границу, где Бог уже не имел никакой силы достичь этих душ. Никакая сила в богатом Божьем арсенале средств исправления заблуждающихся уже не может их спасти».

«Некоторые в Баттл-Крике обяза-тельно достигнут этого предела, если не изменят свой курс действий. Они поместят себя туда, где ни одно из Богом предназначенных средств не сможет их исправить… Возражать самому Христу, приписывая Его работу сатанинским силам, и называть проявления Его Духа фанатизмом, само по себе не означает совершать смертный грех, но дух, ведущий людей к таким высказываниям, склоняет их к состоянию упрямого сопротивления, где они уже не смогут увидеть духовного света. Некоторые уже не изменят свой курс, никогда не смирят своих сердец, признавая свою неправоту, но, подобно иудеям, будут постоянно утверждаться в своих выводах и увлекать за собой других...»

«На этот раз свет, исходящий от престола Божьего, встретил длительное сопротивление, как нечто беззаконное. К нему относятся как к тьме, и называют фанатизмом, чем-то опасным, призывая держаться от него подальше. Так эти люди стали ложным указателем, показывающим ложное направление. Они последовали примеру иудейского народа… Если бы все те, кто исповедует истину для настоящего времени, открыли свои сердца для принятия этой вести и Духа истины, Который есть милость, справедливость и любовь Божья, они бы не сгущали вокруг себя тьму, теряя способность распознать свет. Они бы не называли действия Святого Духа фанатизмом и заблуждением».

Вечером последнего дня сессии генеральной конференции Эллен Уайт снова вернулась к этой же теме. Некоторые проявляли «дух фарисейского предубеждения и критицизма», и как только этому духу было позволено воцариться, «святые ангелы» отошли». Эллен Уайт наблюдала за тем, как собравшиеся пропитались «в великой степени тем же духом, который проявился и на конференции в Миннеаполисе». Заблуждение, владевшее их умами в 1888-м году, продолжало проявляться и в 1891-м году. Многие по-прежнему «питали скептицизм и неверие», отказываясь принять весть, посланную Богом. Эллен Уайт теперь перешла к вопросу о том, что эта весть была названа фанатизмом:

«В работе возрождения, которая продвигалась в течение прошедшей зимы, мы не видели никакого фанатизма. Но я скажу вам, что я видела. Я видела людей, которые настолько превознесли себя, и настолько упрямы, что их сердца погрузились во тьму. Весь свет, милостиво посланный им с небес, видится ими как тьма…»

«Яркие лучи Солнца Праведности, в случае их принятия, осветили бы храм души, и изгнали бы оттуда покупающих и продающих, гордость, надменность, и похоть плоти. Но некоторые критиковали, обесценивали, и даже осмеивали вестников, через которых Господь действовал Своей силой».

Такое негативное отношение к вести 1888 года распространилось и на саму церковную организацию. Эллен Уайт были показаны последствия, угрожающие церкви в случае «формирования конфедерации, которая сделала бы Баттл Крик вторым Римом», и таким образом повлияла бы на работу по всему миру».  Братья, занимающие ответственные посты, и не желающие «ходить во свете», посланном Богом, «принесли разрушительные проблемы делу Божьему и нарекания на Его народ» своим пагубным влиянием.

Спустя десять лет Эллен Уайт, оглядываясь назад, на генеральную конференцию 1891 года, записала как «Дух и сила Божья посетили наше собрание, свидетельствуя о том, что Бог был готов трудиться для Своего народа, если бы они согласились сотрудничать», но эти братья всего лишь «перестали открыто возражать против этого света». Некоторые из тех, кто был «связан с нашими учреждениями, особенно с офисом «Ревью энд Геральд» и (генеральной) конференцией, привносили дух неверия, так что открытый свет встретил холодное, бездейственное отношение». Это и привело к такому положению дел, что сила Божья не могла открыться в Его народе.

Наряду с призывами Эллен Уайт принять весть 1888 года и пересмотреть изменения в организации на генеральной конференции 1891 года, был принят план послать её вместе с её сотрудниками и сыном Биллом Уайтом в Австралию.  Спустя годы она ясно дала понять, что Господь не благоволил к тому, чтобы они покидали Америку. Но структуры власти, стоящие во главе работы Божьей, очень желали, чтобы эти люди уехали. Как всегда, в подобных случаях, Господь не поступал насильственно, а позволил Своему народу избрать свой путь:

«Господь не желал, чтобы мы оставляли Америку. Он не говорил, что Его воля заключается в том, чтобы я уехала из Баттл-Крика. Господь этого не планировал, но Он позволил вам всем последовать за своими собственными выдумками. Господь желал оставить Вили Уайта, его мать и её сотрудников в Америке. Мы были нужны в самом сердце дела Божьего, и если бы ваша духовная проницательность распознала истинное положение дел, вы бы никогда не согласились с этим решением. Но Господь читает сердца всех. Он видел нежелание оставлять нас здесь, и позволил этому случиться. Те, кто утомился от вдохновенных свидетельств, остались без тех, кто эти свидетельства передавал. Наше разделение с Баттл-Криком состоялось для того, чтобы позволить этим людям идти своим путём, которым они дорожили больше, чем путём Господним». *

В отсутствие Эллен Уайт на ключевых руководящих постах продолжался мятеж не только против вести 1888 года, но и против её советов, посланных ей Богом относительно почти каждой сферы адвентистского движения. Такое пренебрежение советами, данными Богом, привело к огромным изменениям в церкви вскоре после возвращения Эллен Уайт в Америку в 1901-м году.

Однако на генеральной конференции 1891-го года не всё было покрыто мраком. Как и на конференциях 1888 и 1891 годов, Дух Святой формировал Свой, Божий народ остатка, пользуясь любыми возможностями для просвещения и наделения их силой для грядущего времени скорби, и приготовления их к распространению «громкого клича» на весь мир. Ранние встречи служителей проходили с 5:30 до 6:30 утра каждый день. Ежедневный бюллетень объявил, что большинство посещавших эти встречи покидали их «чувствуя, что получили особое благословение от Бога, и что они могут отправляться на свои миссионерские поля с уверенностью в том, что сила Его Духа будет сопровождать их в будущих трудах больше, чем в прошлых». Такое свидетельство означало, что Бог «желал обильно благословить Свой народ, и как только они вступили бы с Ним в правильные отношения, на них сошли бы такие потоки божественной благодати, которые сделали бы их сердца чувствительными и дали им силу провозглашать истины евангелия».  Воистину Бог желал излить «поздний дождь», чтобы просветить и наделить силой Свой народ.

Эллен Уайт чувствовала то же самое, посетив все, кроме трёх утренних встреч, и имея возможность обращаться «к служителям с большой свободой». Она с уверенностью заявила, что Господь был в их среде, и что они «видели Его спасение». Более того, она сказала, что никогда ещё не посещала такие встречи, «на которых Дух Господень так сильно проявлялся бы в изучении Его слова, как на этот раз». Данные встречи «были пропитаны торжественным духом. Ощущалась глубина познания, благодарности и хвалы, возносимой Богу за Его драгоценные благословения, посланные в изучении Его слова».  Некоторые из приходящих туда учиться свидетельствовали о том, как они, наконец, поверили в то, что Христос по-настоящему «простил их грехи». Эллен Уайт выражала радость оттого, что, несмотря на «одиннадцатый час», в который они узнали об этом, всё же было не слишком поздно «всё исправить». Она убеждала всех «отложить всякий остаток злобы и горечи», которая была «посеяна во многих сердцах», главным образом со времени конференции в Миннеаполисе.

Были и другие собрания, на которых весть для настоящего времени должна была открываться. Поскольку так много людей получили благословения на школах служителей в течение нескольких месяцев перед этой генеральной конференцией, все делегаты конференции теперь были приглашены на ежедневное одночасовое изучение Библии «чтобы предоставить как можно большему количеству людей преимущества такой школы».  У.У.Прескотт и Эллет Ваггонер были назначены главными преподавателями и должны были выступать каждое утро в 9 часов. Однако, поскольку «очень большой интерес возник у членов церкви Баттл-Крика, студентов колледжа, работников санатория и работников офиса «Ревью»», это время было перенесено на 7 утра, «чтобы вместить всех».

У.У.Прескотт выступил с серией проповедей по «предмету: Библия как вдохновенное слово Бога». Он сделал акцент на том, что «не существует степеней вдохновения. Мы принимаем всё слово целиком, как сходящее прямо от Бога». Прескотт продолжал показывать, что «как только мы согласимся с тем, что одна часть Писания более вдохновенна, чем другая, мы сделаем Библию человеческим изобретением, которое уже не сможет быть стандартом в познании добра и зла». Такое ограниченное представление о Библии приводило к «сомневающейся вере», и лишало людей их «источника силы».

Прескотт, очевидно, давал свой ответ на некоторые из ложных взглядов бывшего президента генеральной конференции Г. И. Батлера, который не только написал серию статей в «Ревью», где представил идею о том, что только определённые тексты Писания являются полностью вдохновенными , но и учил этим воззрениям в колледже Баттл-Крика.  Такие ошибочные теории также применялись и к Духу Пророчества, трудам Эллен Уайт, лишая их своего полного вдохновения и авторитета. Эллен Уайт дала свой ответ, заявляя: «Господь не вдохновлял написание статей по вдохновению, опубликованных в «Ревью», и не вдохновлял их рекламу перед нашей молодёжью в этом колледже».  Отвержение совета, данного Богом в Миннеаполисе через Эллен Уайт, имело отношение к этим теориям, которые «совершенно обесценивали данные советы».

 

Начало «громкого клича»

Шестнадцать проповедей Эллета Ваггонера по посланию к Римлянам последовали за проповедями Прескотта и продлились вплоть до самого окончания этой генеральной конференции. Его темой была «праведность через веру», основанная на первых восьми главах послания, которые «были рассмотрены последовательно, одна за одной». В. А. Колкорд отмечает, что это «изучение Библии было высоко оценено многими из присутствующих, и стало очень полезным мероприятием этой конференции».

В своей последней лекции по посланию к Римлянам в последний вечер конференции Эллет Ваггонер заявил, что «сила слова Христова также производит праведность и в нас. Проповедь креста Христова приносит жизнь и бессмертие людям. Именно проповедь креста Христова предостерегает людей от погибели. Она избавляет нас от мирских сетей, и даёт нам доступ к благодати, в которой мы стоим и хвалимся надеждой славы Божьей». Такой и была тема его шестнадцати проповедей – проповедь Христа во всех отличительных доктринах адвентизма:

«Сохраняя верность трёхангельской вести, и всем доктринам, которые отличают нас от мира, давайте примем решение не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. Это и есть сила Божья ко спасению. Это и есть вечное евангелие, которое приготовит народ к суду, который уже идёт. И если первый ангел возгласил: «Убойтесь Бога, и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его», то насколько же сильней нам следует возвещать эту весть – вечное евангелие – теперь, когда этот суд не только наступил, но уже почти закончился?

Я благодарю Бога, что Он открывает нам истины Своего слова, и что Он показал нам, что трёхангельская весть – это полное евангелие нашего Господа Иисуса Христа. Почему нам открыто гораздо больше о слове Божьем? Потому что Бог открывает Христа нам и в нас. Всё, что мы знаем о силе Христа, мы узнаём из этого слова, и таким образом мы очищаемся от греха. Наша вера держится за Христа, и Он становится реальностью в наших сердцах и в нашей жизни.

Когда мы твёрдо верим в то, что Христос пребывает в нас, мы можем идти и трудиться для других Его силой, и объединить наши голоса с голосами небесных ангелов, чтобы эта весть превратилась в громкий клич. Этого ещё не происходит потому, что мы ещё не постигли эту весть во всей её полноте. В прошлом многие из нас не улавливали самой сути этой вести, а именно, что Христос всё и во всём.

Имея Христа, мы имеем всё, и знаем силу, действующую в Нём. Тогда мы покоримся Ему, и эта сила сойдёт на нас, и слово, проповеданное нами, будет возвещаться с силой, и громкий клич трёхангельской вести будет звучать. Я радуюсь сегодня тому, что громкий клич уже начинается».

Ваггонер показал истинное значение вести «Всё и во всём Христос» - вести, которая была искажена в современной мантре: «Иисус – это всё».  Он верил в то, что адвентистская церковь, исполненная людей, радующихся и переживающих на своём опыте праведность через веру, будет церковью просвещённой и наделенной силой открыть эту же весть всему миру с громким кличем. Это произойдёт только благодаря излитию позднего дождя, который по своей сути был результатом всей совокупности опытов раннего дождя.  Ваггонер в марте 1891 года мог радоваться тому, что громкий клич тогда уже начинался.

Мощная евангельская весть, которую открывал Ваггонер, не осталась за стенами одного только Баттл-Крика, а нашла свой путь к народу по всему миру через страницы ежедневного бюллетеня генеральной конференции. А. Г. Дэниельс позже свидетельствовал, что «именно на конференции 1891-го года, когда служители, проповедующие эту весть, выступали с такими горячими проповедями», «мощные пульсации вашего съезда здесь, в этом святилище, ощущались по всему миру». Сила этой вести ощущалась даже в Австралии, и когда там получили эти бюллетени и начали их читать, их «сердца были взволнованы». Дэниельс вспоминал, как он «видел наших братьев сидящими и читающими эти вести со слезами на глазах; я видел их пробуждаемыми силой, исходящей от этой вести, хотя эту весть они принимали только со страниц бюллетеня». Но не только эти сотрудники переживали изменения в своей жизни. Дэниельс и сам испытал эти благословения:

«Я ощущал это сам. Прямо перед получением бюллетеней мой ум был необычайным образом привлечён к девятой главе послания к Римлянам. «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона». Эти слова приходили мне на ум многие дни перед тем, как впервые пришли эти бюллетени. Они были постоянно в моей памяти, и когда пришли бюллетени, и мы начали читать эту весть, - о, как эта весть захватила нас! Наши братья вставали очень рано утром, задолго до рассвета, брали эти бюллетени, и изучали эти проповеди вместе с библейскими уроками. Хотя их внимание не привлекалось к этой вести ранее, читая эти бюллетени, они опускались на колени, и получали праведность, которая от веры».

В июне 1891 года В.В. Стэббинс призывал читателей подписываться на «Ревью» и на «многие другие из наших периодических изданий, на какие только возможно», и «молиться непрестанно; принимать поздний дождь; помогать распространению громкого клича трёхангельской вести в его динамичном марше по всему миру». Он также призывал своих братьев посещать запланированные лагерные собрания и школы, потому что, выражаясь его словами, «следует верить в то, что в самом ближайшем будущем, на одном из наших собраний, когда мы будем «все единодушно вместе», поздний дождь изольётся на нас в значительной степени. Более того, не может быть никаких сомнений в том, что «голос с неба» уже слышен, принося радостную весть о славном возрождении». Он знал, что именно на этих собраниях члены церкви могли «больше и больше проникаться духом этой вести, как это происходит сегодня».

Но не только в Соединённых Штатах заметили действие силы Божьей. Когда П. Т. Мэган увидел, как христиане в России в это же время оставляют традиции православной церкви и ищут более великого света в Писаниях, он понял, что только сила Божья могла побудить их решиться на такие гигантские шаги. «Воистину», - объявил он, - «завершающая работа евангелия начинает продвигаться с «громким кличем», и скоро она окончится в праведности».

С. Маккулаг, посещая некоторые из знаменательных собраний в Новой Зеландии, писал: «Нам казалось, будто мы уже начинаем получать первые потоки позднего дождя». А «почему бы нам не получить эти благословения прямо сейчас?» - спрашивал он. «Мы получим их, если пойдём за призывом Иисуса».

Несколько лагерных собраний в разных частях Соединённых Штатов были названы тем летом «самыми большими собраниями», когда-либо проводимыми среди адвентистов. На таком собрании в штате Огайо, проводимом в конце августа Д. Н. Лафборо, пионер раннего адвентизма, демонстрировал «визуальные схемы ранних дней этого движения и силы Божьей, которая сопровождала проповедь первой вести». Алонзо Джоунс и В. В. Прескотт также выступали на этих собраниях, и «предмет праведности через веру был одной великой и центральной темой этих встреч».

Л. А. Смит говорил, что они никогда ещё не «видели такого лагерного собрания, которое было бы так пропитано и наполнено желанием прославлять Бога. На ранних утренних встречах, на семейных богослужениях, и на всех остальных собраниях социального характера эта тема была темой каждого свидетельства и предметом размышлений каждого сердца».  Лафборо, который принимал участие ещё в «полночном крике» миллеритского движения, свидетельствовал, «что лагерные собрания в Огайо стали самым тесным приближением к излитию Духа Святого в Пятидесятницу, которые я когда-либо видел, начиная с 1844 года. Слава Его святому имени! Когда эти дорогие души отозвались на призыв слова Божьего, чтобы посвятить себя Ему, Он воистину очень приблизился к нам».

Не успел 1891-й год стать достоянием исторических книг, как Эллен Уйат объявила, что громкий клич уже начался. Проповедуя в Лагсинге, штат Мичиган, на лагерном собрании в начале сентября, она заявила, что «весть третьего ангела перерастает в громкий клич, и вам не следует беспечно относиться к возложенному на вас долгу, и при этом продолжать думать, что когда-то в будущем вы получите великие благословения». «Ныне», - восклицала она, - «вам следует очистить свои сосуды, чтобы приготовить их к небесной росе, приготовить их к потокам позднего дождя».

О. А. Олсен увидел, что Господь дал Эллен Уайт «великую свободу и большую силу обращаться к людям». Более того, он не мог вспомнить, чтобы она «когда-либо говорила с большим влиянием, ясностью и силой Божьей, чем на этих встречах». Эллет Ваггонер и другие также служили народу, и «многие из пришедших на эти собрания с неопределённым духовным опытом, уезжали отсюда в радости и любви Божьей». Всё же Олсен заметил: «Особо сильного возбуждения какого-либо рода не наблюдалось, но каждое сердце было глубоко тронуто, и эти собрания отличались необыкновенным пониманием Божьего присутствия».

Адвентисты штата Мичиган с воодушевлением посещали общие собрания в течение зимних месяцев, где они получили ценные наставления, «применимые в настоящее время». Рассматривая события в мире на то время, Д. О. Корлисс предположил, что эти события «стремительно приближают время, в которое необходим поздний дождь, и это неудивительно, если определённая его порция будет послана на этих собраниях».  Д. Ф. Балленджер выразил подобные идеи в ноябре 1891 года, утверждая, что первые капли позднего дождя «уже сходят», и молясь о том, чтобы «Господь умножил нашу веру».