Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Главная Весть 1888 года МЕНЯ БИЛИ в доме любящих Меня Рон Даффилд Глава 3 ПРОБУЖДЕНИЕ НА ЛАГЕРНЫХ СОБРАНИЯХ 1892 ГОДА
Глава 3 ПРОБУЖДЕНИЕ НА ЛАГЕРНЫХ СОБРАНИЯХ 1892 ГОДА PDF Печать E-mail

«Свет уже сияет»

Вскоре после прибытия из Австралии в начале 1892 года, Эллен Уайт напишет брату С. Н. Хаскеллу одно из самых горячих писем, когда-либо написанных ею на тему самой драгоценной вести о праведности по вере, посланной Божьему народу. После размышлений над всем, что происходит в мире и в церкви, что указывало на близкую кульминацию событий последних дней, она выразила своё желание увидеть просвещённый и наделённый силой народ Божий, озарённый светом из 18-й главы книги Откровение, который тогда уже сиял:

«Моё сердце томится по пробуждению народа Божьего, который увидел бы препятствия для работы Божьей даже в этой стране, препятствия из-за недостатка братской любви. Зависть, ревность, самовозвеличивание изгонит Иисуса из сердца… Я хотела бы, чтобы они увидели свою причастность к суду. Бог испытывает их, чтобы увидеть, могут ли они стать членами Его небесной семьи…»

«Что ещё я могу сказать? Сердце моё переполнено волнением. К этому труду пригодны только те, кто наделён Святым Духом. Свет пришёл; свет, который осветит всю землю своими яркими лучами, уже сияет от престола Божьего. Неужели мы так и не сможем оценить самые драгоценные преимущества, которые стали доступны нам? Неужели мы так и будем продолжать полагаться на свою собственную слабость? Неужели мы так и будем ходить в ничтожном свете своих собственных светильников? Господь желает, чтобы эти преимущества и возможности сыграли для нас особую роль. Будем ли мы ходить во свете? Позволим ли мы этому свету осветить путь других? Долго ли ещё мы будем разочаровывать Иисуса своей холодной, наполовину посвящённой жизнью, лишённой любви? Неужели наш светильник должен быть сдвинут со своего места? Христос объявляет нам, что так и произойдёт, если мы не «покаемся» и не будем «творить прежние дела».

«О, если бы Господь обратил и обличил эти души, чтобы уже сияющий свет не был отнят от нас по причине нашего отказа ходить в этом свете, и выводить из тьмы других. Я весьма сокрушаюсь об этом мёртвом и легкомысленном состоянии Божьего народа. Я умоляю их не успокаиваться, пока их души не воспламенятся яркими лучами Солнца Праведности. Те, кто не пользуется уже посланным светом, не только не смогут принять больший свет, но и потеряют тот свет, который сейчас сияет на них. Подобно Капернауму, они были превознесены до небес в смысле преимуществ; и если они не отзовутся на призывы этого света, они будут оставлены в полной тьме, и даже не будут знать, где они споткнулись».

«Я говорю вам: Бог испытывает нас сейчас, прямо сейчас. Вся земля должна осветиться славой Божьей. Этот свет сияет уже сейчас, и как трудно гордым сердцам принять Иисуса своим личным Спасителем; как трудно сойти с колеи законнической религии; как трудно принять богатство свободного дара Христова!»

«Те, кто не принял этого преимущества, не поймут ничего о свете, наполняющем всю землю своей славой. Пусть каждое сердце сейчас взыщет Господа. Пусть эгоистичное «я» будет распято, ибо обильные и славные благословения ожидают всех, кто хранит своё сердце сокрушённым. С такими пребывает Иисус». *

Не менее семи раз в этом одном письме Эллен Уайт использует настоящее время, упоминая о том, что громкий клич вести 18-й главы книги Откровение уже начался, и это стало возможным только благодаря особому участию Святого Духа. В своём письме к С. Н. Хаскеллу спустя всего несколько недель, Эллен Уайт развивает эту же тему:

«Пробудится ли церковь, чтобы облачиться в свои прекрасные одежды, в праведность Христа? Скоро станет ясно, кто является «сосудом в чести». «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его…» (Откровение 18:1,2). «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Малахия 4:1,2). Здесь ясно показаны те, кто будет «сосудами в чести»; ибо они примут поздний дождь. Каждая душа, которая сейчас, когда этот свет уже освещает наш путь, остаётся во грехе, будет ослеплена, и примет заблуждения, исходящие от сатаны. Мы уже приближаемся к завершению земной истории…»

«Те, кто не принимает этого дара, не постигнут света, освещающего всю землю своей славой. Пусть каждое сердце прямо сейчас взыщет Господа. Пусть эгоистичное «я» будет распято, ибо щедрые и славные благословения ожидают всех, хранящих своё сердце сокрушённым. В этих сердцах может пребывать Иисус. Сошествие Святого Духа на церковь воспринимается как некое будущее событие; но церковь уже получила преимущество принять Его прямо сейчас. Ищите этого дара, молитесь о нём, верьте в него! Мы должны получить его, а небеса уже ждут возможности послать его».

Выполняя призыв Эллен Уайт о том, чтобы эти мысли, написанные ему, были «открыты и другим» , С. Н. Хаскелл написал серию из шести статей для «Ревью» под названием: «Сторож, сколько ночи?» В этих статьях он много цитировал из последних писем Эллен Уайт, написанных ему, что привлекало внимание его читателей к событиям, имевшим место в мире на то время, и на доказательства излития небесного света и Духа Божьего, а также начала громкого клича.

В своей первой статье Хаскелл перечислил «три события, имеющие прямое отношение к пришествию Христа», которого Адвентисты Седьмого Дня ожидали уже более сорока лет. Первым событием в этом списке было «распространение истины во свидетельство всем народам». Вторым был «громкий клич вести третьего ангела… наделяющий слово Божье особой силой», что и исполнило бы пророчество из книги Откровение (18:1). О третьем было сказано так: «Настанет время, когда преследования соблюдающих заповеди начнутся» в Соединённых Штатах, потому что эти люди «не поклонятся зверю и его образу». Затем Хаскелл задал вопрос: «Видим ли мы признаки того, что все эти события уже происходят прямо сейчас?»  На этот вопрос он отвечает в других статьях, опубликованных в последующие недели.

В своей второй статье Хаскелл рассматривал распространение трёхангельской вести главным образом через издательскую деятельность и распространение литературы.  В третьей статье он затронул второй пункт, рассматривая громкий клич и поздний дождь. Он отметил, что пророчество из книги Откровение (18:1) «относится к особому свету и силе, сопровождающей сияние этого света в завершающей работе; и когда этот свет сойдёт на народ, проповедь этой вести будет иметь успех, так что этот завершающий труд будет окончен за короткий промежуток времени». Но вместо того, чтобы сойти «подобно сильному несущемуся ветру, как в день Пятидесятницы, посредством особого чудотворного вмешательства Божьего провидения», этот свет ожидает приготовления мужчин и женщин к тому, чтобы получить «опыт божественного вмешательства, которое приготовит их к излитию Его Святого Духа. Как апостолы должны были пережить «просвещение относительно природы своего труда» и привести свои сердца «в состояние готовности принять Духа Божьего», так произошло и с церковью остатка. Хаскелл показал, что весть, которая уже в те дни открывалась церкви, и должна была совершить это самое приготовление. Основываясь на последних письмах Эллен Уайт, из которых он часто цитировал, он назвал это признаком громкого клича и знаком того, что настало время позднего дождя:

«Первое, что необходимо для подготовки народа к принятию излития Духа Божьего – это воспринять Христа как нашего личного Спасителя, воспользоваться на личном уровне Его обетованиями, принять вдохновенные свидетельства как адресо-ванные лично нам, и таким образом, переживая личное принятие обетований Божьих, принять Христа в своё сердце, что и сделает нас причастниками в завершающем труде. Следовательно, когда наше внимание особым образом обратится на эту фазу труда, и личное принятие обетований совершится, таким путём и наступит начало громкого клича трёхангельской вести. В более позднем свидетельстве сестры Уайт сказано:

«Что ещё я могу сказать? Моё сердце переполнено волнением. Для этой работы пригодны только те, кто наделён Святым Духом. Свет пришёл, – свет, который осветит всю землю своими яркими лучами, воссиял с престола Божьего… Я говорю вам: Бог испытывает нас сейчас, прямо сейчас. Вся земля должна осветиться славой Божьей. Этот свет сияет сегодня, и как же трудно гордым сердцам принять Иисуса своим личным Спасителем; как же трудно выбраться из колеи законнической религии; как же трудно принять щедрый и свободный дар Христа!...»

«Поэтому, очевидно, что никто, кроме переживших это вселение Спасителя в своё сердце, не будет в состоянии принять и возвещать громкий клич, который должен прозвучать в ближайшем будущем. Таково его начало, и разве это не происходит прямо сегодня? Разве наше внимание не было привлечено к этому аспекту труда? Это не умаляет ни одного из пунктов истины, которые проповедовались в последние пятьдесят лет, но это даёт верующему живой опыт и придаёт такую силу истине, которую многие не имели в прошлом. Наш опыт стал слишком формальным и законническим. Фарисейский дух проявлялся слишком часто, а нежный согревающий сердце Дух Христов - слишком редко. Самоправедность стала весьма распростра-нённой. Поэтому мы делаем вывод о том, что даже в этом мы имеем достаточно доказательств начала громкого клича вести третьего ангела. Разве время завершающей работы не ограничено? Разве мы не читаем о том, что эта миссия будет завершена стремительно и в праведности? Кто не может увидеть хотя бы в этом движении, в особом призыве обратить внимание нашего народа на Христа как личного Спасителя, дарующего спасение сегодня, «шум шагов на вершинах тутовых деревьев»? А если это так, то разве не следует нам «просить Господина дождя во время позднего дождя»? Разве не пообещал Он нам в этом случае, что Он «блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле»? (Захария 10:1) Разве не настало это время? Мы верим, что настало».

Хаскелл продолжал писать свою серию статей, говоря о возврате Америки к методам римской церкви, и создании таким образом образ зверя,  а также обозревая продвижение трёхангельской вести в истории адвентизма.  Его серия статей закончилась выводом о трёхангельской вести, показывающим, что мир стоит на самом пороге второго пришествия Христа. Он уверенно заявил, что «могучий ангел сошёл с неба, и свет, которому надлежит осветить весь мир славой Божьей, уже начинает сиять». С такой величественной реальностью в своих мыслях, Хаскелл воскликнул: «Настало время для стража возвысить свой голос предостережения, и издавать определённый звук трубы, чтобы народ мог приготовиться к последнему кризису».

 

Пробуждение на лагерных собраниях

Такие торжественные призывы не могли не повлиять на лагерные собрания и съезды служителей в течение этого лета. В своих отзывах о посещении лагерных собраний 1892 года, многие церковные руководители и рядовые члены выражали благодарность за благословения Божьи, щедро дарованные им. О. А. Олсен, В. В. Прескотт, А. Т. Джоунс, и другие были глубоко воодушевлены тем, что увидели на лагерных собраниях этого года: «Мы видим весьма ясные доказательства тому, что весть набирает силу. Мы радуемся тому, что Господь совершает в среде Своего народа, и уверены в том, что имеем преимущество получить ещё большие потоки божественной благодати».

После лагерного собрания в августе в городке Вичита, штат Канзас, О. С. Феррен отметил, что «сила Божья была явлена», и что «почти всё собрание возрадовалось тому, что Бог так возлюбил весь мир, что отдал Своего единородного Сына». Последовавшие за этим встречи, посвящённые прославлению Бога, побудили его поверить в то, что воистину «потоки позднего дождя сошли на нас».

О. Д. Мэйсон славил Господа после лагерного собрания в сентябре в Южном Иллинойсе. Имея преимущество слушать проповеди Д. Н. Лафборо и А. Т. Джоунса, «многие сомневающиеся, разочарованные братья начали постигать обетования Божьи, и понимать, что они приняты в Возлюбленном». Семнадцать человек были крещены после этого лагерного собрания, что побудило Мэйсона «славить Господа за эти благословения «позднего дождя», которым он радовался, ожидая более обильных потоков, по мере того, как наша вера будет принимать Его обетования более полно».

Лагерное собрание в городе Лансинг, штат Мичиган, было «таким, которого ещё никогда не было за всю историю Адвентистов Седьмого Дня». Это было не только самое большое собрание с наибольшим числом присутствующих, «но и во многих других отношениях» особо выдающимся. Д. Н. Лафборо писал, что «великая сила Господня явилась там самым явным образом из всех, которые я когда-либо видел с самого начала моего участия в собраниях адвентистов в 1843-м и 1844-м годах». Они «воистину ощущали, что «времена обновления» уже начали «сходить от присутствия Господня», и что первые капли позднего дождя мы уже получили».  Некоторые другие «старшие братья, как брат Гурнье и брат Уиппл вместе с остальными говорили, что эти собрания больше напоминали 1844-й год, чем все остальные собрания с того времени».

Миссис Пиблс писала в поэтической форме о своём опыте на этом же лагерном собрании: «Мы с удивлением смотрим вокруг себя, рады видеть эту же радость на лицах других, которую мы ощущаем в своих сердцах, и спрашиваем себя: Как это может быть? Разве это не первые потоки позднего дождя, разве не первые признаки обновления, которое вскоре придёт от лица Господа? И мы спрашиваем себя: Разве когда-либо случалось такое собрание со времени Пятидесятницы? Мы пытаемся представить себе то обилие благословений, которые Бог ещё намерен даровать Своему народу».

Что же именно вызвало такие отзывы со стороны посещающих это собрание? М. Е. Келлог рассказывает об этом. Проповедь О. А. Олсена, А. Т. Джоунса, В. В. Прескотта, Д. О. Корлисса и других «имела целью не льстить слуху или возвышать своё «я», а открывать Иисуса Христа перед народом, раскрывать Его евангелие, которое есть «сила Божья ко спасению всякому верующему». Стремительные исполнения пророчества и наш долг ввиду «знаменательных признаков нашего времени были с верностью представлены на этих встречах» Но кроме этого люди испытывали нечто другое, оживляющее их опыт:

«При всём этом на всех встречах, особенно в субботу, ощущалось тщательное исследо-вание своих сердец. Начиная с половины десятого утра, встречи проходили пять часов подряд, без перерыва. Первая часть этого времени была занята проповедью пастора Олсена. Затем прозвучало приглашение выйти вперёд тем, кто желал взыскать Господа по-новому. Сотни отозвались на это приглашение. Служители и народ вышли вперёд вместе; звучали исповедания, и слёзы смиренного раскаяния и святой радости смешивались друг с другом».

О. А. Олсен описал субботнюю встречу словами: «Когда была дана возможность грешникам, отступникам, и всем, кто желал взыскать Господа заново, выйти вперёд к передним рядам, около шестисот человек отозвались на этот призыв. Сила Божья покоилась на всём собрании. Изумительные исповедания были слышны на этой встрече. Мне казалось, что на этом собрании мы получили некоторую порцию позднего дождя».  Олсен признался, что никогда ещё не был на «таком собрании, где сила Божья проявлялась бы таким образом». «Всё же», - воскликнул он, «там не было никакого искусственного возбуждения». Среди вышедших вперёд на этой «надолго запомнившейся» встрече было «несколько служителей».

Одним из самых выдающихся служителей, вышедших вперёд и исповедовавшихся, был пастор Миллер, сыгравший значительную роль в разладе и неверии сразу после конференции в Миннеаполисе. Олсен писал Эллен Уайт о том, что произошло: «Сначала он немного высказался, сделал некоторые признания, и выглядел довольно смиренным. Но было очевидно, что он не высказался по существу. Мы, конечно, и этому были рады. Он сел на своё место. Но сидел он всего одно мгновение. Тут же он встал и признался, что ещё не освободился от вины. Затем он взял в руки свидетельство, которое вы ему послали… и признал это свидетельство».  Эллен Уайт послала два свидетельства брату Миллеру за три года до этого дня, обличая его в отвержении посланного небом света в Миннеаполисе, и заявляя, что из-за его фарисейского духа, живи он во время Христа, он был бы в числе отвергающих Господа.  Она сообщила ему, что «все принимающие данную весть поймут свою нужду в совете Истинного Свидетеля Лаодикийской церкви».  Теперь брат Миллер всё это признал.

Но это было не концом его исповеданий. Теперь, перед собранием в 3 тысячи человек, как адвентистов, так и гостей, Миллер повернулся и «обратился к брату Джоунсу, признаваясь в негативных чувствах, которые он питал по отношению к нему. Он очень сокрушался об этом. Он признался, что его величайшей проблемой был он сам. Но благодатью Божьей, теперь Миллер уступил место Христу». Это исповедание, как вспоминает Олсен, «оказало изумительное влияние на всё собрание… Все мы возрадовались, услышав его. Я должен сказать, что никогда прежде не видел брата Миллера таким сокрушённым… Сестра Уайт, Дух Божий работает, и сила Господа могущественна».

О. А. Олсен продолжал описывать сестре Уайт проповеди А. Т. Джоунса в первое и второе воскресенье, «открывающие текущее состояние, и события наших дней. Я не знаю лучшего способа охарактеризовать его речь, как силу Божью, сошедшую на него, и никак иначе. Он говорил, как власть имеющий, а не как книжники».

Около 2 тысяч людей посетили заключительную встречу в воскресенье вечером, 2 октября. Олсен заявил, что он «никогда не посещал подобных собраний раньше, и никогда ранее не видел такого проявления силы Божьей». Однако он снова повторил, что «там не было никакого искусственного возбуждения».  Как и на предыдущих съездах, завершающая встреча окончилась обращением к гостям с просьбой поделиться их личными свидетельствами во славу Господа. Всё собрание «тут же поднялось на ноги и начало свидетельствовать». Олсен попросил присутствующих служителей пойти в среду этих людей «и собрать эти свидетельства, что они и сделали, в результате чего, пожалуй, пятнадцать или двадцать человек говорили одновременно. Сперва это могло казаться чем-то сумбурным и беспорядочным, но никакого беспорядка в этом не было, а наоборот, дух прославления пульсировал во всей палатке как один единый голос».

М. Е. Келлог также поделился своим свидетельством этого прославления: «Прощальное служение прославления, прошедшее в воскресенье вечером после завершения проповедей, было не похоже ни на что из виденного нами ранее. Большой павильон наполнился братьями и сёстрами, и почти каждый из них был исполнен хвалы Богу. Служители растворились в этом собрании, и около полутора часов продолжались свидетельства, в которых многие свидетельствовали стоя и одновременно, за исключением коротких стихов из духовных песнопений, которые на малое время объединяли все голоса и сердца в одно единое целое. Там было очень приятно находиться, и пастор Лафборо сказал, что он не видел ничего подобного со времени 1844 года».

Однако, несмотря на радость Олсена по поводу итогов лагерного собрания в отношении народа, он продолжал ощущать в своём сердце тяжкое бремя – бремя относительно служителей. В своём письме в самой середине этого лагерного собрания он писал Эллен Уайт, описывая ситуацию: «Что касается народа, в общем-то они отзываются на все призывы, с которыми я к ним обращаюсь. Они принимают слово с радостью, без всякого противодействия или даже намёка на него. Но что меня печалит – это состояние служителей. Я весьма огорчён тем фактом, что народ опережает служителей очень сильно».  Вывод Олсена не изменился и в конце этих встреч: «Моя великая тревога связана со служителями. Народ опережает служителей во многих отношениях». Самым влиятельным из тех, о которых беспокоился Олсен, был Урия Смит, который, хотя и проживал поблизости, всё же «не присутствовал ни на одной из встреч».

Олсен поделился подобными переживаниями с С. Н. Хаскеллом: «Больше всего меня тревожит то, что некоторые из наших ведущих руководителей, особенно те, что в Баттл-Крике, не получают преимуществ, которые Господь желает им послать через излитие Своего Духа на этих встречах. Как бы я желал, чтобы пастор Смит и многие другие были здесь, чтобы насладиться этим прекрасным лагерным собранием».  К сожалению, многие из этих самых выдающихся руководителей, решивших не посещать эти собрания, позже назовут Пробуждение 1892 и 1893 годов ничем иным, как плодом искусственного возбуждения, экстремизмом и фанатизмом. *

 

Громкий клич и праведность Христа

Проповедуя перед многими членами церкви в самом сердце Божьей работы в Баттл-Крике в конце октября, О. А. Олсен делился радостью о «временах отрады и обновления», имевших место на летних собраниях, и стремился вдохновить слушателей мыслью о том, что громкий клич уже начался: «Мы уже долго говорим о громком кличе вести третьего ангела… Не пора ли нам услышать этот голос? Не настало ли время для того, чтобы возвестить это предостережение со всей ревностью и силой? Конечно, настало… В таком случае перестанем же смотреть вперёд, ожидая его в каком-то далёком будущем. Признаем, что громкий клич уже здесь, и имеет для нас конкретную весть».

Другие выражали ту же решимость завершить работу Божью и уверенность в том, что громкий клич уже начался. Брат П. Л. Хилл в своём письме из Новой Зеландии 16 октября 1892 года признал, что «развитие и движение, которое эта работа проявляет, убеждает меня в том, что мы уже живём во время громкого клича, или входим в это время».  Брат А. П. Хикок писал в начале ноября с юга страны, где работа продвигалась медленно, радуясь, «что Бог Духом Своим был с нами, и даже нам выпало преимущество видеть и ощущать начальные капли позднего дождя».  Пользуясь благословениями проповеди Алонзо Джоунса в течение лагерных собраний прошедшего лета, В. А. Колкорд, секретарь Генеральной Конференции, верил без тени сомнения в то, что громкий клич уже начался»

Наконец, в конце ноября в «Ревью» была опубликована статья Эллен Уайт, состоящая из двух частей и рассматривающая преимущества и опасности последних дней.  В этой статье, среди предостережений относительно попыток сатаны блокировать распространение библейской истины и её применения, Эллен Уайт подтвердила начало громкого клича и излития Святого Духа:

«Дни, в которые мы живём, полны событий и опасностей… Пусть каждый, заявляющий о своей вере в скорое пришествие Господа, исследует Писания как никогда ранее; ибо сатана намерен применить всевозможные методы для того, чтобы держать души во тьме, и ослепить умы в отношении опасностей во время, в которое мы живём… Время испытания уже настало, ибо громкий клич третьего ангела уже начал звучать в откровении о праведности Христа, прощающего грех Искупителя. Таково начало света того ангела, которому предстоит осветить своей славой всю землю.

Ибо таков долг каждого из тех, кому весть предостережения была открыта – возвеличивать Иисуса, показывать Его миру как открытого в прообразах, тени и «образе небесного», а также в откровениях пророков и в уроках Его апостолов, и в чудесных делах Его для сынов человеческих. Исследуйте Писание, ибо они свидетельствуют о Нём.

Если вы желаете устоять во время испытаний, вы должны знать Христа, и получить дар Его праведности, который Он вменяет кающемуся грешнику».

Человек может цитировать из Ветхого и Нового заветов, может знать все заповеди и обетования из слова Божьего; но пока Дух Святой не поселит истину в его сердце, не просветит его ум божественным светом, ни одна душа не упадёт на Камень и не сокрушится, ибо только божественные средства соединяют душу с Богом. Без просвещения Духом Божьим мы не сможем отличить истину от заблуждения, и не устоим перед искусными искушениями и обманом сатаны, грядущими в этот мир...

Но, хотя князь тьмы и будет стараться покрыть мраком всю землю, и тьмой все народы, Господь явит Свою преобразующую силу. На земле должна быть проведена работа, подобная той, которая имела место при излитии Духа Святого во дни ранних учеников, когда они проповедовали Христа и Христа распятого. Многие будут обращаться в один день, ибо эта весть будет распространяться с силой…

Миссия Святого Духа неизмеримо велика. Только из этого Источника сила и эффективность сойдёт на работника Божьего; Дух Святой также является Утешителем, принося в душу личное присутствие Христа. Все, кто ищет Христа в простоте детской веры, становится причастником божеского естества посредством работы Святого Духа. Имея водительство Духа Божьего, христианин может знать, что он совершенен в Том, Кто назван Главою всего. Как Христос был прославлен в день Пятидесятницы, так Он снова будет прославлен в завершающей работе евангелия, когда Он приготовит народ к последнему испытанию, к последней битве в великой борьбе…

Так было во время раннего дождя. Но поздний дождь будет ещё обильнее. Спаситель людей будет прославлен, и земля будет освещена ярким светом лучей Его праведности. Он является источником света, и свет из открытых небесных врат уже сияет на народ Божий, чтобы они превознесли Его в Его славном характере пред сидящими во тьме…

О, если бы мы как народ смирили свои сердца перед Богом, и умоляли Его о наделении Святым Духом! Если мы придём к Господу со смирением и раскаянием в душе, Он ответит на наши просьбы, ибо Он говорит, что Он более желает дать нам Святого Духа, чем родители желают делать добро своим детям».

В ответ на заявления Эллен Уайт О. А. Тейт пишет о своём растущем убеждении в том, что великая работа должна завершиться в течение громкого клича при излитии Святого Духа: «Братья, присутствующие здесь, проникаются глубочайшим убеждением в том, что мы живём во время очень важного кризиса в истории данной вести, и что каждый отдельный человек, соединённый со Христом, почувствует своё личное бремя ответственности и призыв трудиться для завоевания душ… Весть эта набирает силу, братья и сёстры, и выпуск «Ревью» прошедшей недели сообщают нам недвусмысленную новость о том, что «громкий клич» уже начался. В недавних свидетельствах нам также сказано, что Дух Святой «ожидает наших просьб и нашего принятия». Кто не может увидеть, что поздний дождь уже готов излиться на нас в великой мере? Готовы ли мы Его принять?»

О. А. Тейт ссылался не только на недавнюю статью Эллен Уайт, которая гласила, что поздний дождь уже начался, но также и упоминал «последние свидетельства», которые особым образом утверждают, что Дух Святой «ждёт нашего прошения и принятия». О. А. Тейт, очевидно, ссылался на недавний буклет, изданный О. А. Олсеном, в котором цитировались некоторые из неопубликованных утверждений Эллен Уайт. Под заглавием: «Сила Духа Святого ожидает нашего прошения и принятия», было дано следующее свидетельство:

«Прямо перед тем, как оставить Своих учеников и отправиться в небесные дворы, Иисус ободрил их обетованием о Святом Духе. Это обетование относится к нам в такой же степени, что и к ним, но всё же как редко о нём говорится народу, и как редко о его принятии проповедуется в церквях! Эту тему просто отложили в сторону, как будто время для её рассмотрения будет отведено в будущем. Другие благословения и преимущества открывались перед народом, пока в церкви не пробудилось желание получить эти благословения, обещанные Богом. Однако общее впечатление относительно Святого Духа было сформировано таким образом, что этот дар якобы не предназначен для церкви сейчас, но в определённое время в будущем церковь должна будет его принять. Это обещанное благословение, принятое верою, приведёт за собой и все остальные благословения, и к нему должен быть открыт свободный доступ народу Божьему…

«Церковь уже долгое время довольствовалась малой толикой благословений Божьих. Многие так и не ощутили нужду в получении великих преимуществ, купленных для нас бесконечно великой ценой… Сила Божья ожидает их просьбы и принятия». *

Поскольку они в основном верили в то, что громкий клич был немедленным результатом позднего дождя, то они, естественно, верили и в то, что если громкий клич уже начался, то неотделимый от него поздний дождь также должен начаться. Но, подобно восходящему солнцу, начало нельзя сравнивать с полной мерой, а отсюда и смысл призывов получить полное излитие.

Основываясь на библейских исследованиях, исторических сведениях, свидетельствах Эллен Уайт за предыдущие четыре года, стремительных событиях в мире за этот же период времени, и на таких же растущих убеждениях своих братьев по вере, А. Т. Джоунс пришёл к таким же заключениям. После выхода статьи Эллен Уайт в «Ревью» от 22 ноября, которая подтверждала то, что они уже видели, Джоунс выступил с «двумя волнующими и содержательными проповедями» перед многочисленной аудиторией в святилище Баттл-Крика. «Первая была о «позднем дожде» (Захарии 10:1). Она показывала, что, «подобно громкому кличу третьего ангела, который уже начался», как было сказано сестрой Уайт в её статье из «Ревью» на прошлой неделе, так и «время позднего дождя» уже началось, и поэтому долг и преимущество церкви сегодня состоит в том, чтобы просить Господа дождя «во время благопотребное, и Он наведёт тучные облака, и изольёт щедрые потоки духовных благословений, которые Он желает излить на Свой народ. Вторая проповедь была на тему «праведности Христа», которую христианин получает верою в Него».

Как учит Библия, Дух Пророчества и адвентистские пионеры, громкий клич и поздний дождь неразрывно связаны, и Джоунс представил их в их истинном единстве с вестью о праведности по вере. *

Однажды после выхода своей статьи 22 ноября в «Ревью» Эллен Уайт написала самое горячее письмо президенту О. А. Олсену, главным образом посвящённое служителям. Иллюстрация с десятью девами была уместным символом того времени, и она написала: «Пять из них были мудрыми, а пять были неразумными. Главная, живительная истина Библии в случае применения умудрила бы людей ко спасению; но принятие Святого Духа не ощущается сегодня как жизненная необходимость». Многие служители с радостью разделяют преимущества собраний служителей за последние несколько лет, но они так и не впитали истину, и поэтому не в состоянии делиться ею с другими: «Некоторые говорят надменно, как будто они собираются покупать лошадь или корову, переживая о том, чтобы этот товар им подошёл. Истина должна проникнуть в их ежедневный жизненный опыт, Дух Святой должен стать постоянно пребывающей силой в их жизни, освящая их душу день за днём, приготовляя, формируя и освящая характер по божественному образцу». Люди довольствовались своими «гражданскими одеждами» вместо «облачения Христовой праведностью как свободным даром для всех», и этим выбором они оскорбляли Христа настолько, насколько это только возможно:

«Но очень важно, чтобы великая и главная истина – наделение Святым Духом – стала доступной, отражалась в мелочах, наделяла мощными мотивами и побуждениями к святости, была описана в ясных выражениях, простых принципах, изменяющих характер и поведение каждого дня, открывающих Христа всему миру… Пока Дух Святой не принят работником, его усилия напрасны. Почему? Разве нам не открыты самые облагораживающие и возвышающие истины? Что ещё мы можем получить в дополнение к тому, что уже нам дано? Но они открыты нам в самой доступной и простой форме, так что самые невежественные и необразованные могут их понять…»

«Прощение грехов, преступлений и беззаконий имеет особое отношение к нашему времени. Мы живём во время реального Дня Искупления, и каждая душа должна смириться перед Богом, ища прощения своих преступлений и грехов, и принимая оправдывающую благодать Христову, освящающую душу действием Святого Духа Христова;… О, какие истины нам открыты – полные силы, и совершенно неопровержимые библейские доктрины. Но не существует такой истины, ни на земле, ни на небе, которая бы могла повлиять на некоторые сердца, хотя истина может открываться им во всей своей силе, несравненной чистоте и великолепии, потому что данные сердца не любят практического применения этих святых откровений. Истина, открытая нам за последние несколько лет, исключительна по своей важности, достигает небес и вбирает в себя всю вечность». *

«Сатана и его лукавые сторонники приложили все усилия, чтобы запутать умы, сокрыть и обесценить драгоценные, славные истины слова Божьего. Мы живём в очень знаменательное время, в то самое время, когда народ Божий должен трезвиться и бодрствовать, но многие уснули или духовно мертвы…

Мы сейчас уже у самых границ небесного Ханаана. Вы знаете, что происходило с древним Израилем. Сатана посредством своих слуг действовал, предлагая свои искушения, и распущенность вошла в стан в самой грубой и оскорбительной форме. Только самые жёсткие наказания могли остановить дерзкое распространение нечистоты и беззакония. Мы же сегодня находимся у границ небесного Ханаана, и те, кто не желает приобщаться ко всем преимуществам, ко всему свету и доказательствам истины, сияющим на нас как на народ, очищая свои души применением в жизни этих преимуществ, такие люди подобны жителям Содома и допотопным людям, живущим помыслами своих сердец. Какая вина покоится на тех, кто делает этот выбор!

О, почему они откладывают? Почему бы не принять сейчас, без минуты промедления? Почему они не прониклись страшной реальностью того, что для них уже будет слишком поздно, слишком поздно заполнять свои пустые сосуды маслом!... Конец близок. Мы у самых границ вечности, чтобы так медленно и поздно заполнять маслом благодати свои гаснущие светильники! Боже, помоги грешникам на Сионе!»

Следовательно, хотя громкий клич и начался в результате начала излития позднего дождя, сатана искал возможности отвлечь Божий народ на пути в свой Ханаан. Его самыми эффективными инструментами оказались служители. Но Бог снова использовал все доступные Ему средства, чтобы достичь сердец Своего народа.