Глава 4 ПРОБУЖДЕНИЕ В БАТТЛ-КРИКЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ |
Осенью 1892-го года президент колледжа в Баттл-Крике В. В. Прескотт впервые встретился со своим факультетом перед началом школьного года. Ввиду последних событий, связанных с принятием воскресного закона в Соединённых Штатах и, как следствие этого, роста влияния адвентистской вести за прошедшее лето, факультет был пропитан ощущением того, что «настало время для кардинальных изменений в нашей работе». Теперь всем казалось, что «новая сила должна сопровождать каждое направление нашей работы», и это изменение «должно отразиться на деле образования точно также, как и на любой другой сфере». Вопросы, занимавшие их основное внимание в прошлые годы, теперь отошли на второй план, и они сразу же начали открывать перед всеми реалии мировых событий, а также их собственную «особую нужду ввиду этой ситуации». Использовалась каждая возможность для продвижения к этим целям, но, как обычно, дьявол пытался любыми средствами угасить эти благородные устремления. Такое положение дел продолжалось до середины ноября – до самого выхода статьи Эллен Уайт в «Ревью» 22 ноября, – после чего Прескотт был призван отправиться в «Юнион Колледж» и в колледж «Уалла-Уалла» для содействия этому посвящению. Однако, перед отъездом, Прескотт сказал факультету, что «определённую работу нужно сделать до начала молитвенной недели (которая проходила с 17-го по 24-е декабря), в противном случае учебное заведение будет в большой степени лишено благословений, приготовленных Богом специально для этого времени». Сразу же усилия были направлены на то, чтобы «взыскать Бога и Его особых благословений, чтобы работа могла продолжаться таким образом, как угодно Духу». Как всегда в таких случаях, враг тут же попытался навести проблемы на это учебное заведение. На день благодарения два друга, один из которых был племянником Прескотта, решили отправиться вместе в тайную поездку на санях, как без разрешения, так и без сопровождения. До начала молитвенной недели оставалось всего пару недель, и факультет, хотя и был озабочен нравственным состоянием этих студентов, решил отложить принятие каких-либо мер, и молиться о водительстве с ощущением того, что «надвигается такой кризис, который потребует особой помощи от Бога». Студенты были удивлены таким решением. Спустя два дня после этого решения оба друга, не совещаясь между собою, обратились к разным руководителям факультета за советом. В тот вечер они оба отдали свои сердца Господу. Позже Прескотт описывал эти события так: «Хотя во время этой прогулки остальные студенты ничего не знали об этом происшествии, тем не менее, оно послужило неким сигналом к общему пробуждению. Во время вечернего изучения Библии, когда эти двое друзей решили прогуляться, на студентов в их жилых комнатах сошёл такой дух, которому они не могли противиться, и им пришлось оставить свои комнаты в поисках поддержки. Некоторые из них в эти часы пребывали в большом душевном волнении. Учителя, присутствующие там в эти часы, сразу стали поддерживать всех нуждающихся в этом, и несколько часов подряд всё внимание учителей и учеников было поглощено этой нуждой. Без всяких заблаговременных планов, в жилых комнатах и в общем зале многие прославляли Бога, один за другим принимая влияние Духа. Некоторые случаи заслуживают особого внимания. Студенты… проникались глубоким осознанием греха, и с радостью принимали помощь, предлагаемую им через прощение их грехов и мир, приходящий от веры во Христа как в личного Спасителя. Это движение продолжалось вплоть до полуночи, и закончилось общим пением несравненной искренности и теплоты. На следующий же день В. В. Прескотт получил письмо от Эллен Уайт. Ввиду его отсутствия миссис Прескотт решила прочесть часть этого письма студентам на следующий день во время богослужения. Некоторые фразы казались мощно заряженными Евангелием: христианином был назван тот, кто «согласен принимать незаслуженные благословения Божьи», а Божья вечная любовь, - как писала Эллен Уайт, - была «свободным и вечным даром». * Прочитанные слова взволновали сердца молодёжи с удивительной силой. Стало очевидно, что Бог побуждает к чему-то более важному, чем учёба в классах, и они решили продолжить это собрание, переросшее в богослужение, которое продолжалось четыре часа. В течение этого времени «около сорока или пятидесяти человек заявили о своём начале новой христианской жизни». Из 350-ти студентов, присутствующих в зале, около 300 принимали активное участие в этом богослужении; «не менее пятидесяти из них стояло одновременно». В конце встречи почти все студенты были вовлечены, что привело к тридцати крещениям. Однако, писал В. В. Прескотт, «там не было никакого искусственного возбуждения, но глубокие побуждения Духа Святого были ясно различимы». Пробуждение распространилось из колледжа на общину в Баттл-Крике, когда студенты начали делиться своим новым опытом. У. А. Спайсер отметил, что «духовные поиски Господа для излития Его Святого Духа завладели верующими», особенно в «колледже и в офисе «Ревью»». Он надеялся на то, чтобы каждый «мог получить эти капли благословенного позднего дождя! Он ожидает наших молитв и принятия». «Ревью» отметило, что «эта работа не была результатом определённых целенаправленных усилий ради пробуждения, но по всей видимости распространяется в таких местах, где меньше всего можно ожидать пробуждения сердец», когда народ осознал «стремительное исполнение пророчества о нашей стране, и доказательства тому, что настало время для громкого клича». Было также замечено, что «такое же пробуждение происходит во многих других частях, особенно в Мичигане. Пробуждение не может быть ограничено какой-то определённой территорией». У. А. Колкорд сообщил, что Господь «чудным образом благословил Свой народ», и «то же самое благое дело распространяется и расширяется в других местах». Цитируя письмо о встречах, проходивших в начале декабря в Грайсвилле, штат Теннеси, пастор Д. У. Сколс свидетельствовал о благословениях, полученных молодыми и старыми: «Я даже на знаю, с чего начать описание этих благословений. Они больше напоминают мне Пятидесятницу, чем всё, что я когда-либо видел. Не было никакого духа фанатизма, никакого возбуждения чувств, но казалось, что сила Духа Божьего волна за волной сходила на всё собрание». У. С. Уилкокс поделился выдержкой из письма 15-летней студентки, которая пережила обращение на этих самых встречах. Она писала домой после пережитого ею опыта, и поделилась радостной вестью: «Папа, я отдала своё сердце Господу… О, как я благодарна!.. Я знаю, что Дух Божий действовал в силе в прошлую субботу (10 декабря 1892 года). Поздний дождь уже сходит, и мы переживали это в Грейсвилле». Другие сообщения из разных уголков Соединённых Штатов, и всего мира, продолжали поступать. Х. У. Рид говорил о встречах, которые проходили в это же время в Спрингвилле, штат Теннеси: «Сила и слава Божья оказались более великими, чем я думал ранее» - сообщал он. «Последняя часть встречи была самой славной, и продолжалась до самой ночи. Мы определённо получили порцию позднего дождя в этом замечательном заведении». М. С. Уилкокс делился сообщениями с такого далёкого города, как Константинополь, показывая «как Бог действует для Своего народа, и как Дух Господень изливается на Его детей». «Просите Господа дождя во время позднего дождя…» (Захарии 10:1). Пробуждение не остановилось на этом этапе, а продолжало расти в течение молитвенной недели, которая проводилась с 17-го по 24-е декабря, и в течение которой вечерние чтения распространились в адвентистских церквях по всему полю. Всего за несколько дней до их окончания О. А. Олсен писал, ободряя членов церкви повсюду «приложить особые усилия для того, чтобы прийти, если возможно, в ближайшую общину или группу соблюдающих субботу в течение этого важного времени. Мы ожидаем, великих благословений, которые Господь изольёт на наш народ в это время». В первый вечер этой молитвенной недели чтение О. А. Олсена, которое было написано и назначено ещё до ноября, было прочитано адвентистам всего мира. Автор привлёк внимание всех к «последним лагерным собраниям и другим общим собраниям», которые предоставили «доказательства тому, что эта весть набирает силу, и скоро будет возвещаться во славе, и вся земля скоро осветится её славой». Таким образом, все были призваны «искать и ожидать излития Божьего Святого Духа». * По мере приближения к концу этой молитвенной недели, колледж Баттл-Крика провёл своё последнее богослужение перед зимними каникулами. В течение утреннего молитвенного служения У. У. Прескотт, вернувшись в студенческий городок из своей поездки на запад, чувствовал глубокое убеждение в том, что ему следует сделать определённые признания относительно прошлого. Стоя перед студентами, Прескотт прочёл краткую выдержку из последних «свидетельств», полученных им: «Умилённый Прескотт, читая со слезами на глазах, искренне исповедался в своей прошлой нерешительности и нежелании принимать «новый свет» - свет праведности по вере». Хотя год назад он уже каялся в том, что не был таким последовательным в приятии вести Миннеаполиса, теперь его покаяние стало ещё более глубоким. Прескотт позже говорил, что он никогда ранее не испытывал подобного опыта: «Таким сильным осознанием своей абсолютной греховности, своей никчемности и чрезвычайной греховности греха, и нужды в помощи, которая приходит только от принятия Христа в Его полноте, были охвачены все сердца. Лично я ещё никогда не испытывал такого ощущения мерзости греха, которое пришло ко мне в тот день, и другие испытывали то же самое». В результате смиренного исповедания Прескотта, все студенты были взволнованы и «хотя каникулы должны были начаться уже после обеда, данная встреча продолжалась до шести часов вечера». Исповедания слышались как от студентов, так и от учителей, «и Дух Божий присутствовал там, свидетельствуя об истинности происходящего». После полуторачасового перерыва, «исповедания и свидетельства стали звучать снова, и встреча окончилась в 22:15». Тем не менее, Прескотт всегда настаивал на том, что «там не было ничего похожего на вспышку фанатизма или чего-либо порочащего дело Божье. Все понимали, что это есть работа Духа, Который, хоть и обличал во грехе, был также и Утешителем». После данной молитвенной недели Прескотт написал отчёт обо всех событиях, имевших место в этом колледже, и поделился этим отчётом не только с персоналом колледжа и учителями в Баттл-Крике, но также и с учебными заведениями по всей стране. Посылая копию этого отчёта Эллен Уайт в Австралию, Прескотт радовался наступлению Божьего пророческого «времени отрады и обновления»: «Отовсюду мы слышим вести о том, что Бог действует особым образом для Своего народа. Мы получаем свежие ободрения, и ежедневно молимся о дожде в это время позднего дождя». Олсен также писал Эллен Уайт, информируя её о том, как Господь действовал в Баттл-Крике «таким образом, какого я никогда не видел ранее. В офисе «Ревью», в санатории, и в колледже, большое число молодых людей обратились к Господу и преобразились». Всё же Олсен предельно ясно, как и Прескотт, заявлял о том, что «здесь не было никакого искусственного возбуждения, а только глубокое и ревностное переосмысление. Церковь также восприняла великое наставление и ободрение. Эта молитвенная неделя оказалась драгоценным временем». Другие заявляли о том же. М. Е. Келлог писал, что, по его мнению, влияние этой молитвенной недели, «с её каплями позднего дождя», будет распространяться «в сердца и дома многих, кто будет читать и слышать о ней, пока такие же потоки не будут излиты на других, кто таким же образом приготовится к этому». Миссис Пиблс заявила, что там царила «радость небесная, которой радуются ангелы» о тех, кто освобождается от греха. «Последние ноты последней милосердной вести всё ещё звучат по всей земле», - восклицала она, - «более обильные потоки позднего дождя уже сходят». Опять же, излитие Святого Духа не ограничилось теми, кто был в Баттл-Крике. Р. С. Портер делился впечатлениями о своей деятельности в штатах Новой Англии, и заявил, что «Господь приблизился к нам очень сильно, и все сердца были обновлены. Господь действует на наши сердца по всему миру. Потоки пробуждения, позднего дождя, которого мы ожидали, начинают проявляться. Весть начинает перерастать в громкий клич. И теперь настало самое время пробудиться от сна». Однако, описывая эту неделю молитвенных встреч в академии Южного Ланкастера, Портер также сообщил о своей уверенности в том, что «там не было никакого возбуждения; но Дух Святой эффективно действовал в ответ на молитвы веры, возносящиеся из верующих сердец. Почти все студенты отдали свои сердца Господу… Воистину там было очень приятно находиться, и когда сладкий Дух Христов сошёл на Его народ, все сердца были обновлены, и слава с благодарностью потекли ручьём обратно к Подателю всех благ из сердец, радующихся радостью неизреченною и преславною». У. С. Лоури признавал, отзываясь о молитвенной неделе в Спрингвилле, штат Теннеси, что он «никогда не видел такого излития Святого Духа, какое было в течение всего времени этих собраний». Численность людей с каждым днём всё увеличивалась, и он никогда не видел «такой великой свободы, которая исходила от всех присутствующих. Постоянно слышались исповедания, и души людей оживали». Пастор И. Л. Эдгар, в своём письме из Каламазу, Мичиган, славил Господа за то, что «воистину настало время отрады и обновления, и капли позднего дождя уже падают на Его народ». Он сообщал, однако, что там наблюдалось «немного восхищенная атмосфера», а если точнее - «торжественное ощущение нашей нужды в поиске Бога». И. У. Колли писал о результатах молитвенной недели в Оватонне, Минессота, свидетельствуя о том факте, что «Бог послал дождь во время позднего дождя… Отцы и матери посвящали своих детей Господу, и дети посвящали себя Богу». И снова эти чудесные события не ограничились одними только Соединёнными Штатами. Пастор и библейский учитель Г. Б. Стар писал из Австралии, где была Эллен Уайт, А. Г. Дэниельс, и многие другие работники, посещавшие собрания молитвенной недели, после которой состоялся ежегодный съезд австралийской конференции. В Мельбурне «посещаемость была высока, свет и благословения сошли на нашу встречу» - вспоминал Стар. «Мы переживали сладкое и драгоценное влияние Святого Духа». А. Г. Дэниельс описал неоднократные выступления Эллен Уайт в течение этой недели. В субботу же «она говорила с большой силой о нашем долге в настоящее время… Ревностные молитвы были вознесены Господу за «дождь во время позднего дождя». Эти прошения были услышаны, и обильные Божьи благословения сошли на нас». Примерно в это же время Г. Б. Стар писал Алонзо Джоунсу, информируя его о следующем: «сестра Уайт говорит, что мы живём во время позднего дождя с самого съезда в Миннеаполисе». * Такое заявление только подтвердило бы то, что другие, включая А. Т. Джоунса, уже знали. К сожалению, не все радовались излитию Святого Духа и соглашались с многочисленными свидетельствами о начале громкого клича и позднего дождя, который проявил себя в пробуждении и реформе жизни многих людей. Некоторые из этих же «руководящих братьев» из Баттл-Крика, которые решили не посещать лагерное собрание в Мичигане несколько месяцев назад, и не получили преимуществ «от излития Его Духа», теперь решили назвать пробуждение в Баттл-Крике результатом искусственного возбуждения, экстремизма и фанатизма. Современный историк Гилберт Валентайн уточняет, что, «тем не менее, во время пробуждения студентов в колледже Баттл-Крика в декабре 1892 года, наблюдалась немалая отстранённость со стороны руководителей церкви. Пробуждение в колледже, которое приобрело впечатляющие масштабы, и привело к крещению тридцати человек, было названо Урией Смитом и другими лидерами обычным эмоциональным возбуждением. Это и произвело тормозящий эффект на данную работу». Д. Х. Келлог, у которого работали около шестидесяти или семидесяти сотрудников, посещавших колледж, расценил эти собрания как всего лишь «очень волнующие и трогательные». Ведь он «не поощрял «эти явления» в санатории, потому что он «никогда не видел хороших результатов такого подхода к работе»». Как и после лагерного собрания в Лансинге, штат Мичиган, О. А. Олсен с сожалением сообщил Эллен Уайт о единственном своём пожелании в отношении пробуждения и реформации – он был бы счастлив, если бы «больше руководителей, занимавших ответственные посты, проявили к нему глубокий интерес». И именно Эллен Уайт объяснит причины такой незаинтересованности. В статье, опубликованной 13 декабря 1892 года она заявила о страшных результатах отвержения света: «Во время громкого клича третьего ангела те, кто в какой-либо степени был ослеплён врагом, кто не полностью освободился от сетей сатаны, окажутся в смертельной опасности, потому что им будет трудно отличить небесный свет, и они будут склонны принять заблуждение. Их ошибочный опыт пропитает их мысли, их решения, их предложения, их советы. Свидетельства, данные Богом, окажутся совершенно бесполезными для тех, кто ослепил свои глаза, избирая тьму, а не свет. После отвержения света они будут продвигать «теории», которые будут называть светом, но Господь назовёт их «искрами, которые они самовольно воспламенили», и которыми они будут освещать свой путь».
|