Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Главная Весть 1888 года МЕНЯ БИЛИ в доме любящих Меня Рон Даффилд Глава 10 ДРУГОЙ «ПРОРОК»? И ОБВИНЕНИЯ В ФАНАТИЗМЕ
Глава 10 ДРУГОЙ «ПРОРОК»? И ОБВИНЕНИЯ В ФАНАТИЗМЕ PDF Печать E-mail

3. Вестники, побеждённые испытаниями.

Одним из способов, всегда применяемых сатаной для дискредитирования вести Божьей, является искушение и использование ошибок самих вестников. Это средство было использовано в эпоху 1888-го года, и не только в том, что Джоунс и Ваггонер были вынуждены оставить церковь с наступлением 20-го столетия, а также в случае принятия Анны Райс братьями Джоунсом и Прескоттом в качестве второго пророка церкви остатка. *

На протяжении лета 1892 года Эллен Уайт написала, как минимум два письма, в которых она упоминала вероятность того, что Джоунс и Ваггонер могут пасть под натиском испытаний. Обращаясь к О. А. Олсену ввиду продолжающегося противодействия самой драгоценной вести, Эллен Уайт спрашивала: «Если даже вестники Господни, мужественно отстаивая истину на протяжении определённого времени, падут под натиском искушений, и обесчестят Того, Кто поручил им их миссию, будет ли это доказательством того, что данная весть не является истиной?» Её ответом было твёрдое «Нет, потому что Библия остаётся истиной… Согрешение вестника Божьего принесёт много радости дьяволу, и все, кто отвергал этого вестника и саму весть, будут в восторге».

Однако Эллен Уайт также указывала на некоторые причины, которые отчасти посодействуют этим проблемам: «Моё сердце глубоко опечалено, потому что я видела, с какой готовностью каждое слово и дело пасторов Джоунса и Ваггонера подвергается критике. Как охотно многие умы упускают всё то добро, сделанное ими за несколько последних лет, и не желают видеть доказательства тому, что Бог действует через эти сосуды. Они охотятся за тем, что можно осудить».

Урии Смиту Эллен Уайт выражала в своём письме подобные мысли: «Пастор Джоунс или пастор Ваггонер могут быть побеждёнными искушениями врага». Но опять же, Эллен Уайт предвидела печальные последствия в среде тех, кто уже боролся с посланной небом вестью. Если Джоунс и Ваггонер падут, «это не будет доказательством того, что они не имели вести от Бога, или того, что вся их деятельность была ошибкой. Но если это случится, как много тех, кто станут думать именно так, и предадутся фатальному заблуждению, поскольку они не подчиняются водительству Духа Божьего… Я знаю, что именно такую позицию займут многие в случае падения кого-то из этих мужей».

В своём письме, прямо перед началом генеральной конференции 1893 года, Эллен Уайт снова затронула эту тему: «Далеко не небесное вдохновение побуждает быть подозрительным, ожидать возможности и жадно хвататься за неё, чтобы доказать несостоятельность в вере тех братьев, которые не согласны с нами в некоторых толкованиях Писания. Существует опасность того, что подобное поведение спровоцирует именно такие результаты, которых стараются избежать, и вина за это в большой степени будет покоиться на тех, кто концентрируется на негативном». Далеко не противодействие со стороны мира, а «противление в наших же рядах взвалило на вестников Господних (Джоунса и Ваггонера) тяжёлое бремя непомерного и изнуряющего труда; ибо они должны были преодолевать трудности и препятствия, которых могло бы и не быть вообще».  Обо всём этом нужно помнить, рассматривая историю с Анной Филипс Райс.

Анна С. Филипс родилась в Англии 6 мая 1865 года. В возрасте 6-ти лет она со своей вдовой-матерью приехала в Кливленд, штат Огайо, где и узнала об адвентистском движении в возрасте чуть больше двадцати лет, читая газету «Знамения времени». Страдая от слабого здоровья, она была почти инвалидом, пока не была полностью исцелена в ответ на молитву на лагерном собрании в городе Маунт Вернон летом 1891 года. С заново обретённым здоровьем и способностью думать и изучать глубже и больше, Анна решила по совету Г. А. Ирвина посетить трёхмесячную «Библейскую школу в Чикаго», которая начиналась в ноябре 1891 года.

Е. Дж. Ваггонер, Мисс Пармили, Дж. Н. Лафборо, У. У. Прескотт, и Г. Б. Стар были все связаны с этой библейской школой в то время.  Анна приобрела такой богатый опыт в этой школе, что по окончании трёх месяцев обучения она пожелала стать библейским работником. Она получила приглашение из конференции в Огайо, а также от пастора Райса, служителя из города Оглен, штат Юта. После долгих раздумий она решила отправиться на запад, но по прибытии в Юту весной 1892 года она была принята братом Райс весьма холодно. Вместо служения библейским работником в этой местности она стала работать в его доме скорее, как служанка, поскольку брат Райс использовал её стипендию и библейские материалы в своих личных целях. Хотя сестра Райс была очень добра, и в конце концов одобрила принятие Анны в семью Райс, она при этом боялась своего мужа и делала только то, что ей было сказано.

Такое положение вещей продолжалось несколько месяцев, вплоть до августа, когда Анна получила свой первый сон, или видение относительно самого брата Райса. Она описывает его и последовавшее за ним развитие событий следующими словами: «Я испытывала внутреннюю борьбу, не зная, что мне делать. Я рассказала сестре Райс, и она посоветовала мне всё записать, а затем молиться об этом, после чего вручить записанное мистеру Райсу, и если Господь пожелает приготовить его к этой вести, то Он это сделает. Я так и сделала. Спустя день или два я вручила ему записанное. Он ответил, что всё это – правда, и что это произвело изменения в его служении». Вскоре после этого Анна получила «нечто ещё», чем устно поделилась с сестрой Райс, чтобы и та рассказала об этом своему мужу. Данный совет и руководство были главным образом практическими, и когда они были незамедлительно приняты, то принесли изменения в характере брата Райса и в его доме. Он начал проводить семейные богослужения, читать «Свидетельства», жить в более тесном соответствии с вестью о здоровье, ложиться спать «в десять часов вместо часа или двух», просыпаться утром, а не в полдень, а также обращаться со своей женой с большим уважением и добротой.

Хотя жизнь Анны стала более мирной, это продолжалось недолго, ибо вскоре брат Райс поделился последними событиями, связанными с братом Харпер из Калифорнии, и братьями Лэм и Шафер из Салт Лейк. Вскоре Харпер сказал, чтобы Анна Райс оставила свою работу в штате Юта, начала записывать свои советы, и поехала с ним в Калифорнию. Он даже пожелал сфотографироваться с ней, что стало уже последней каплей. Всё это Анна делать отказалась. Несколько месяцев она была в полной депрессии, в то время как брат Райс и другие уговаривали её записывать свои сны, чтобы они могли делиться ими с другими.

В это самое время Анна «почувствовала сильное убеждение» в том, что она «должна поговорить с некоторыми из руководящих братьев, и получить у них совет». Таким образом, выражаясь её же словами, Анна «14 декабря 1892 года поехала в Чикаго».  Последовательность событий и дата прибытия Анны Райс очень важно запомнить, ибо пробуждение на лагерных собраниях 1892-го года уже состоялось, и молитвенная неделя возрождения в колледже Баттл-Крика уже началась. Два важных свидетельства от Эллен Уайт уже были опубликованы – «Особое свидетельство для наших служителей, № 2», говорящее о времени молитвы об излитии Святого Духа, Который «ожидает наших молитв и принятия», уже было опубликовано в начале ноября , как и её статья за 22 ноября в «Ревью», подтверждающая начало громкого клича третьего ангела «в откровении о праведности Христа».  А. Т. Джоунс и многие другие братья уже пришли к таким же выводам относительно позднего дождя и громкого клича. Сразу же после статьи Эллен Уайт в «Ревью» за 22 ноября Джоунс произнёс «две вдохновенных и полезных проповеди» в переполненном зале святилища Баттл-Крика 26-го ноября. Первая проповедь была о позднем дожде и громком кличе. Она показывала, что именно «сейчас долг и привилегия церкви заключается в том, чтобы просить у Господа дождя во время благопотребное». Вторая проповедь «была о праведности Христа, которую христианин получает верой в Него».

Следовательно, когда Анна Райс прибыла в Чикаго на библейскую школу в середине декабря, все вышеуказанные события уже случились, и поэтому ни она, ни её «видения» просто не могут стоять за событиями, которые по Божьему провидению состоялись ещё до её прибытия. Более того, кажется совершенно очевидным, что дьявол пытался создать такую ситуацию, которая бы дискредитировала и исказила истинное движение Святого Духа, которое тогда совершалось. К сожалению, дискредитация этих истинных пробуждений в истории адвентизма представляет собой факт, имеющий место даже сегодня. *

А. Т. Джоунс и Дж. Н. Лафборо были главными лекторами в библейской школе, когда туда прибыла Анна. Джоунс, однако, был там только до конца той недели, чтобы вовремя приехать в Баттл-Крик на молитвенную неделю, которая должна была начаться 17 декабря.  Анна сказала, что она открыла свой опыт братьям А. Т. Джоунс и Лафборо, спрашивая их мнение о нём, а также о том, что ей делать». Оба посоветовали ей записать свои опыты, «говоря, что проверка будет производиться согласно написанному». Примерно в это же время Анна написала также брату С. Н. Хаскелл, президенту калифорнийской генеральной конференции, а ранее брату Ф. М. Уилкокс, посылая ему документ, который можно было бы напечатать в уроках детской субботней школы. Но когда братья Харпер, Лэм и Шафер были готовы дать ответ, она уехала в Чикаго, вместо того, чтобы остаться работать в штате Юта и Калифорния. Они послали Анне ответ, где было сказано, что она «одержима дьяволом». Они также пошли к Анне домой, и написали брату Хаскелл, отрицая её вместе с её видениями. Их действия были настолько неистовыми, что, казалось, подтверждали тем самым истинность её снов, за которые она теперь терпела преследование.

Хотя А. Т. Джоунс и покинул Чикаго, Анна осталась в этой библейской школе ещё на шесть или семь недель, до самого её окончания. Хотя ей советовали записать её видения ещё в этой школе, она откладывала это дело до самой середины января 1893 года, когда она записала личный опыт и видение, данное ей, которое помогло ей обрести более полное доверие Богу. Д. Н. Лафборо уже долгое время трудился в деле Божьем, и был знаком с фанатичными движениями с самых ранних лет адвентизма, однако не возразил против опыта Анны, который она рассказала всему библейскому классу во вторник, 17 января, в последний день библейской школы. Таким образом, в то время как Анна была выставлена в самом худшем свете братьями Харпер, Лэм, и Шафер, по её словам, братья Лафборо, Джонсон, Хаскел, Джоунс и «некоторые другие» поддержали её. Так или иначе, интересен тот факт, что во время её долгой переписки с Эллен Уайт спустя год, описывая эти события в деталях, она ни разу не упомянула брата У. У. Прескотт. *

Хаскелл писал Эллен Уайт в начале января 1893 года, и среди других вопросов этого длинного письма упомянул и Анну Райс. Хаскелл отметил, что статья, прочитанная им, посланная Анной в отдел субботней школы, «была хороша, и в ней нельзя найти ничего предосудительного; но ожидалось, что она не будет оценена по достоинству, и поэтому не будет опубликована». Но Хаскелл также получил и негативные вести от брата Харпер. По мнению брата Хаскелл Анна была «простодушной, довольно безобидной, искренней христианкой», но, судя по его отчёту, он «смотрел на это дело с некоторой степенью подозрения».  Во всех письмах Эллен Уайт брату Хаскелл, упоминая 1893-й год, она, однако, никогда не упоминает вопрос Анны Райс.

Хотя А. Т. Джоунс также побуждал Анну записать то, что ей было показано, и послать ему копию этих записей, она не сделала этого вплоть до 7 февраля 1893 года. Однако Джоунс, проповедуя в школе служителей 5 февраля в конце своей проповеди, сравнивая события Пятидесятницы с временем позднего дождя, читал из 2-й главы книги Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28,29). Основываясь на том, что Пётр цитировал это пророчество в книге Деяний (2:17,18), во время Пятидесятницы, и говоря о времени, в которое они жили, Джоунс с уверенностью провозгласил: «Слава Господу, Он не собирается больше ограничивать Себя лишь одним пророком! У Него будет больше таковых. Он совершил чудные дела с одним из них. Совершив такие чудесные дела с одним из них, что же Он намерен совершить, когда у Него их будет много?» Джоунс несомненно, предвкушал исполнение 2-й главы книги Иоиля, хотя Эллен Уайт позже предостерегла его в слишком широком толковании этого пророчества, отметив, что не все, кто «пророчествует» будут обязательно поставлены пророками.

Спустя два дня, 7 февраля, Анна Райс написала брату А. Т. Джоунс записку, и передала ему первые два из своих «свидетельств». Но первое свидетельство было тем свидетельством, которое ей было «показано» о брате и сестре Райс в августе 1892 года, и носило главным образом персональный характер. Хотя Джоунс, возможно, и был убеждён в истинности этого «свидетельства», основываясь на его результатах в доме Райс, которые Анна уже сообщила ему, вряд ли он желал цитировать это личное «свидетельство» публично на этой конференции.

Наконец, 21 февраля, за две недели до окончания съезда генеральной конференции, Анна Райс написала второе «свидетельство», и послала его А. Т. Джоунсу. Это конкретное «свидетельство» было главным образом общей направленности, и было адресовано всей церкви. Оно призывало к покаянию и возрождению, к оставлению всего мирского, к приготовлению ко второму пришествию и поддержке дела Божьего.  Скорей всего именно это свидетельство, согласно брату С. МакРейнодлс, Джоунс желал прочесть на конференции 1893 года, но О. А. Олсен противостал этой идее, когда Джоунс поделился ею с ним. *

Хотя А. Т. Джоунс и другие, возможно и думали над тем, что Анна Райс может быть тем самым исполнением библейских пророчеств в данных Богом видениях для молодых юношей и девушек, не существует никаких достоверных источников, подтверждающих, что их лекции о проявлениях Святого Духа, которые проводились спустя шесть месяцев на школе служителей и генеральной конференции 1893 года, были даны под влиянием этого мнения или влиянием Анны Райс. Не существует также и подтверждений тому, что пробуждение 1892-го и 1893-го годов были результатом экстремизма, искусственного возбуждения и фанатизма, причинённого верой в свидетельства Анны Райс. * Не существует также подтверждений того, что У. У. Прескотт распространял свидетельства Анны Райс в этот период времени, что, по-видимому, происходило только после данной конференции. *

На протяжении лета 1893-го года Джоунс и Прескотт и в самом деле предпринимали некоторые шаги в распространении небольшого количества «свидетельств», написанных Анной Райс, хотя Л. Т. Никола позже сказал, что «кроме частых упоминаний нашего долга «знать этот голос самим», о свидетельствах Райс не было сказано почти ничего».  Джоунс, однако, цитировал из этих свидетельств на паре лагерных собраний, не упоминая своей аудитории сам источник.

История Анны Райс подошла к своей кульминации 30 декабря 1893 года, в святилище Баттл-Крика. После того, как на молитвенной неделе был прочитан «Призыв с дальних полей» из дополнительного выпуска «Домашнего миссионера»,  А. Т. Джоунс цитировал из источника, который он называл «неопубликованным свидетельством», которое на самом деле было «свидетельством», посланным ему сестрой Райс 21 февраля, во время генеральной конференции. Джоунс сообщил, что «неопубликованное свидетельство настаивает на полном отделении от мира и всего мирского, от гордости и внешних прикрас, о простоте одежды, особенно о том, чтобы «снять с себя» золото, и прочее, а не носить его на теле, «как это делают язычники»». В результате чтения обоих свидетельств в этой среде началось пробуждение, и люди начали снимать с себя золото и драгоценности, чтобы отдать их на дело Божье.  Семьдесят человек попросили крещения в результате этого возрождения, и это число увеличилось до ста пятидесяти на следующей неделе. В следующую субботу после обеда У. У. Прескотт проводил служение прославления в данном святилище, где зал «был заполнен до предела» во время проведения обряда крещения.

Такой опыт, по всей видимости, только подтверждал ценность «свидетельств» Анны. Прескотт также продолжал распространять их ненавязчивым образом в течение серии собраний на тему «Дух пророчества в церкви» в январе и начале февраля 1894 года. Он делал это, говоря о том, что все призваны иметь дар пророчества, и при этом можно проявлять его не только в своём собственном служении, а в способности распознать этот дар везде, где бы он ни проявлялся.  Но это движение было внезапно остановлено, когда в почтовый ящик А. Т. Джоунса было брошено письмо от Эллен Уайт в середине февраля. Эллен Уайт стремилась привести ситуацию в порядок:

«Я получила письма от некоторых из Америки, где сказано, что вы распространяете откровения Анны (Райс), и читаете их людям, в то время как люди думают, что вы читаете свидетельства сестры Уайт… Поддельное и фальшивое вкралось в Божье дело, и теперь умы братьев должны находиться под постоянным контролем Духа Божьего, чтобы отделить поддельное от истинного…

Бог особым образом использовал вас и брата Ваггонера, чтобы выполнить особенное дело, и я знаю об этом. Я всё своё влияние посвятила и соединила с вашим, потому что вы выполняли миссию, порученную Богом для этого времени. Я сделала всё возможное в Иисусе Христе, чтобы быть близко к вам, и всячески помогать вам; но я полна печали, когда вижу то, чего не могу одобрить, и сердце моё исполняется скорбью об этом…

Ни вам, ни пастору Ваггонеру, нельзя сейчас проявлять неосторожность, и распространять то, чего не следует распространять, что не согласуется с самой вестью, данной Богом. Если вы будете увлечены каким-либо заблуждением, тень будет брошена на дело Божье, порученное мне, а также на миссию, которую вы оба исполняете, которая всегда была подвергнута подозрительности и противлению определенного класса людей. Если вы ошибётесь, они получат достаточно повода для оправданий своих прошлых идей и предубеждений, своих наблюдений и подозрений. *

А. Т. Джоунс немедленно покаялся, и, не выходя из почтового отделения, поделился содержанием этого обличающего письма Эллен Уайт с братом О. А. Тейт. На следующую же субботу Джоунс прочёл собранию в святилище Баттл-Крика отрывки из свидетельства, посланного ему от Эллен Уайт. Он сразу же признал: «Я не прав, и исповедую это».  В своём письме к Эллен Уайт вскоре после этого О. А. Олсен сообщил, что ему «сказали: когда брат Джоунс получил ваше письмо, он плакал как ребёнок».  Ф. М. Уилкокс также сказал: «Когда пастор Джоунс получал эти письма, он очень печалился». *

Но Джоунс на этом не остановился. Он сделал всё возможное со своей стороны, чтобы исправить эту ошибку, допущенную им. После получения свидетельства от Эллен Уайт он «сразу же стал просить о прекращении распространения свидетельств Анны Райс, требуя, чтобы их изъяли и сожгли».  Он также обратился к целому ряду руководящих братьев в церкви Баттл-Крика, говоря им, что «сестра Уайт осудила деятельность сестры Райс». Он даже планировал публично огласить всё свидетельство, посланное ему сестрой Уайт, но посчитал нужным сперва обратиться за советом к руководящим братьям во время весеннего съезда, чтобы ему «не усугубить ситуацию, пытаясь исправить свою ошибку после широкого распространения этих свидетельств» с самого начала.

У. У. Прескотт отреагировал точно также, получив копию письма Эллен Уайт, когда он был в Уалла-Уалла, штат Вашингтон, в конце февраля. С. Н. Хаскелл писал, что Прескотт «сразу же принял это свидетельство, и сказал: «Теперь я сразу же исправлю всё, что сделал в пользу этих свидетельств, насколько это возможно»».  Как Джоунс, так и Прескотт написали Эллен Уайт письма с извинениями за проблемы, причинённые ими, испрашивая у неё совет и доказательства из самих свидетельств сестры Райс, которые должны были бы их насторожить и встревожить. * Эллен Уайт позже напоминала Джоунсу о том, как он выразил «свою глубокую печаль» за своё участие в этом немудром решении, и «обратился к ней за наставлением», чтобы ему «впредь избегать таких ошибок».

Эллен Уайт отчасти ответила на вопрос и просьбу показать на «конкретные ошибочные утверждения» в свидетельствах Райс, сказав, что в этих записях «нет ничего, что выглядело бы явно ошибочным». Однако она продолжала настаивать на том, что «заблуждения придут, и будут такими тонкими, что если возможно, прельстят даже избранных. Если эти записи содержали явные несоответствия и неверные высказывания, то в данном наставлении нашего великого Учителя не было бы никакой необходимости».  Она также заявила Джоунсу, что «многое из этих видений и снов кажется правильным, и повторяет то, что мы знаем уже много лет, но» - продолжила она, - «вскоре вы встретите маленькие заблуждения то здесь, то там, подобно маленькому семени, которое укореняется и растёт, и многие осквернятся от этого корня». Таким образом, сатана пытался привнести заблуждение в церковь, подрывая и дискредитируя работу пробуждения и реформации, совершённую посредством истинных проявлений Святого Духа. Джоунс и Прескотт теперь пытались устранить последствия путаницы, которую они же причинили.

К сожалению, не всё удалось предотвратить, включая упрёки в адрес самой миссии, которую Джоунс, Ваггонер, а также Прескотт, должны были выполнить. Теперь этот самый «определённый класс людей», который «всегда руководствовался своими подозрениями и оппозицией», будет, выражаясь словами Эллен Уайт, «чувствовать себя оправданными за свои прошлые идеи, зависть и критику».  Всё же некоторые, такие как Ф. М. Уилкокс и С. Н. Хаскелл, были готовы признать, что они точно также склонны совершать ошибки.  Хаскелл даже предположил, что если бы Прескотт и Джоунс, не имевшие опыта ранних адвентистов, имели возможность посоветоваться с Урией Смитом и другими старшими братьями, они бы, возможно, не совершили подобной ошибки.  Однако Дж. Н. Лафборо с самого начала поддержал «свидетельства» Анны Райс, будучи одним из ранних пионеров адвентизма. Урия Смит, с другой стороны, был одним из тех братьев, которые продолжали оставаться в таком состоянии противодействия Джоунсу, Ваггонеру и Прескотту, что когда он узнал о действительном положении вещей, и о свидетельстве Эллен Уайт, он возрадовался, утверждая, что он «был рад увидеть, как Джоунс упал лицом в грязь»».  Подобную же «радость» испытывало немалое количество служителей в Баттл-Крике.

Ф. М. Уилкокс выразил озабоченность тем, что ошибка Джоунса и Прескотта будет использована в качестве повода для «борьбы» с принципами праведности по вере и религиозной свободы, которым учил Джоунс. Уилкокс заявил, что многие уже задумывались об этом всего лишь спустя пару недель после получения Джоунсом письма от Эллен Уайт с обличением.  О. А. Олсен поделился своей озабоченностью с Уильямом С. Уайтом, утверждая, что «любая ошибка (Джоунса и Прескотта) возвеличивается теми, кто на другой стороне, до своих крайних пределов… И, конечно, враги сделают всё возможное, чтобы воспользоваться этой ситуацией по максимуму.  Олсен также информировал Эллен Уайт о том, что, как ему казалось, «ничто не обрадует сатану больше на этом этапе, чем устранение силы и влияния мощных свидетельств Джоунса и Прескотта.

С. Н. Хаскелл выразил подобные мысли Эллен Уайт, когда писал: «Я не думаю, что существует два человека, которые более глубоко сожалеют об этой ошибке, чем братья Джоунс и Прескотт. Я верю в то, что они искренне раскаялись, и сделали всё, что было в их силах, чтобы вернуть свой авторитет, насколько это соответствует их суждению. И я искренне надеюсь в глубине своей души на то, что наши братья не обрушатся на этих двух служителей».  Эллен Уайт ответила Хаскеллу на его озабоченность ответным письмом объёмом в пятнадцать страниц, прося его попробовать остановить эту реакцию:

«Я преисполнена только нежными чувствами к (Анне Райс). Я очень сочувствую братьям Прескотту и Джоунсу… Я доверяю им сегодня больше, чем раньше, и всем сердцем верю в то, что Бог будет их помощником, их утешением и надеждой…

Я преисполнена самыми нежными чувствами к нашим братьям, которые допустили эту ошибку, и скажу, что все, кто унижает принявших обличение, будут проходить через свои испытания, которые раскроют им их собственную сущность, слабости и дефекты характера. Братья Джоунс и Прескотт – избранные вестники Господни, возлюбленные Божьи. Они сотрудничали с Богом в миссии для нашего времени. И хотя я не могу одобрить их ошибки, я сочувствую им и сотрудничаю в единстве с ними в их общем труде… Эти братья – Божьи посланники. Они быстро распознали лучи Солнца Праведности, и отозвались на их сияние, передавая небесный свет другим. Если они опасались отвергнуть то, что имело видимость света, если они слишком ревностно и охотно приняли то, что несло заблуждение, принимая это за свет от Бога, неужели кто-то вправе настраиваться на поиски ошибок в их служении, на критику и жалобы, если они уже признают свою недостаточную бдительность, чтобы различить тонкую направленность свиде-тельств, которые имели вид божественного света?»

Эллен Уайт также предположила, что этот опыт может обернуться большим благословением для Джоунса, Прескотта, и других, которые поставили этих братьев на «то место, где должен быть только Бог». Некоторые слишком быстро принимали всё, сказанное ими, без самостоятельного изучения и тщательного поиска Божьего совета для них лично. Но когда Эллен Уайт сравнила действия Джоунса и Прескотта с реакцией тех, кто боролся с истиной такое долгое время, она не находила никакого оправдания их продолжающемуся противостоянию:

«Неужели те, кто так открыто отказывался принимать свет, отказывался принимать силу Святого Духа, должны укореняться в своём сопротивлении свету, и оправдывать своё ожесточение сердца, которое принесло им одну лишь тьму и негодование Божье, по причине того, что другие братья, имеющие свет Божьего Святого Духа, оступились на своём пути?...

Каждый шаг на пути распространения вести для настоящего времени необходимо было проходить в суровой борьбе, и некоторые так и не смирились с провидением Божьим, с Его избранием тех самых людей, которых Он поставил носителями этой самой вести. Они спрашивают: «Почему Он не избрал тех, кто уже давно трудится в деле Божьем?» Причина в следующем: Он знал, что эти люди, которые имеют богатый опыт, не будут выполнять эту работу так, как Бог этого хочет, под Его руководством. Бог избрал именно тех людей, которых пожелал Сам, и у нас есть все причины благодарить Его за то, что эти люди исполняли свою миссию с верностью, и говорили от имени Бога. Теперь же, по той причине, что они не распознали всего с нужной проницательностью, и подверглись опасности, Господь послал им предостережение… Слава Господу, что они не воспротивились вести предупреждения, которую Господь посчитал нужным им послать, и таким образом они не повторили того печального опыта, который некоторые проходят уже несколько лет, сопротивляясь Духу Божьему…

Пусть те, кто пренебрегал принятием света и истины, даже не думают воспользоваться ошибкой своих братьев, и указывать на них пальцем, и произносить суетные слова, по той причине, что избранные Богом были слишком горячими в своих идеях, и раскрывали некоторые вопросы в слишком эмоциональной манере. Мы нуждаемся в этих горячих воззваниях; ибо наша миссия – не пассивная, а полная энергии и жизни…

Избранные сосуды Божьи с радостью сотрудничали бы с теми, кто сторонится их общества, задавая подозрительные вопросы, критикуя, и противясь. Если бы между этими братьями был союз и единство, которое Христос в своих уроках открывал Своим ученикам, некоторых ошибок и заблуждений, имевших место, можно было избежать. Но если эти люди, которым надлежало использовать свой опыт для продвижения этой миссии, использовали его с противоположным намерением, что привело к ошибкам, которых бы не было, не оставь они своих рабочих мест, то с кого Бог будет спрашивать за эти ошибки? Он будет спрашивать именно с тех ответственных людей, которым надлежало собирать свет и объединяться с верными стражами в эти последние дни. Но где они были? Они приняли позицию тех, кто не получил никакого света для себя, и блокировал свет, который Бог желал послать другим.

Таким образом, вина была возложена на тех, кто долгое время боролся против истины, и кто в противном случае мог бы послужить Джоунсу и Прескотту своим прошлым опытом. Один вопрос беспокоил Эллен Уайт больше остальных – попытки назвать истинные проявления Святого Духа фанатизмом, и попытки оправдать такие стремления ошибкой Джоунса и Прескотта:

«Жизненно важным для продвижения истины является дар Святого Духа, который направляет и ведёт, который хранит душу от сильных сатанинских заблуждений в эти последние дни, полные обмана и сетей. Святой Дух должен совершить такую работу в душе человека, которую ещё вряд ли осознали человеческие умы. Новые аспекты истины должны быть открыты нашему взору. О, богатства слова Божьего ещё не оценены должным образом. Пока Дух Святой не совершит свою работу в человеческом сердце, характер не будет развит по божественному образцу…

Крещение Святым Духом, как в день Пятидесятницы, приведёт к возрождению истинной религии, и к посещению ангелов, и к совершению многих чудес. Небесные воинства посетят нас, и люди будут говорить, будучи движимы Святым Духом Божьим. Но стоит только Господу подействовать на людей, как Он сделал это на Пятидесятницу и в последующие дни, многие из тех, кто сейчас заявляют о своей вере в истину, окажутся настолько незнакомыми с действиями Святого Духа, что они воскликнут: «Берегитесь фанатизма». Они скажут о тех, кто исполнится Духом: «Эти люди напились сладкого вина…» Великий грех тех, кто называет себя христианами, заключается в том, что они не открывают своё сердце, чтобы принять Святого Духа. Когда души жаждут единения со Христом, и ищут возможности слиться с Ним, тогда те, кто довольствуется одним только видом благочестия, восклицают: «Будьте осторожны, не предавайтесь крайностям»…

Я знаю, что Господь действовал Своей собственной силой в Баттл-Крике. Пусть никто даже не пытается это отрицать; ибо, поступая так, они будут грешить против Святого Духа. Ввиду возможной нужды в предостережении каждого ходить осторожно, с молитвой, чтобы обманчивое влияние врага не увело людей от Библии, пусть никто даже не думает о том, что Бог не проявит Свою силу среди Своего народа, верующего в Него: «После сего увидел я иного ангела, сходящего с неба, имеющего власть великую; и земля осветилась от славы его». Некоторые души увидят и примут этот свет. Но те, кто долгое время сопротивляется свету, поскольку этот свет был дан не в соответствии с их представлениями, эти люди будут в опасности называть свет тьмой, а тьму светом.

К сожалению, ничего из сказанного и написанного пером Эллен Уайт не остановило тех, кто выражал мнение о том, что пробуждения 1892-го и 1893-го годов, с его проявлениями Святого Духа, было всего лишь результатом фанатизма и искусственного возбуждения. Как печально, что это же самое мнение выражается и распространяется по сей день». *

4. Излитие Святого Духа – это фанатизм!

Из всех фактов, используемых сатаной в отдалении начала позднего дождя и громкого клича, самый большой успех имел его коварный план по отождествлению пробуждения на молитвенной неделе 1892-го года и сессии генеральной конференции 1893-го года с результатами фанатичного возбуждения, экстремизма и фанатизма. Называя фанатизмом действия Святого Духа в Миннеаполисе в 1888-м году, он навлёк на церковь целых четыре года ненужной борьбы, конфликтов, мятежа и отсрочки. Теперь же призыв к покаянию, обращённый к Лаодикии, сопровождался действиями Святого Духа, особенно в 1892-м и 1893-м году. Встретить эти же проявления Духа такими же обвинениями в искусственном возбуждении, экстремизме и фанатизме, означало подвергнуть Божье движение остатка большой опасности.

Урия Смит, Дж. Х. Келлог, и многие другие выдвинули такие обвинения против этого пробуждения.  Не многие с охотой разделили эту точку зрения, потому что некоторые, такие как Стэнтон и Кадвелл, дошли до крайности в этом деле, называя церковь Вавилоном в 1893-м году. Некоторые же склонились в сторону обвинений в фанатизме из-за светскости и мирского образа жизни церкви, которые последовали за пробуждением 1892-го и 1893-го годов. Другие же стали разделять эти обвинения в 1894-м году, из-за ошибки А. Т. Джоунса и У. У. Прескотта в распространении видений Анны Райс. Так или иначе, многие другие просто-напросто продолжали потворствовать этим обвинениям, которые уже долгое время подогревали их в мятеже против Джоунса, Ваггонера, и теперь уже Прескотта, а также против вести о праведности по вере, проповедуемой с 1888 года. На все эти оправдания Эллен Уайт дала ответ.

В июле 1893 года Дж. Х. Келлог пожаловался Эллен Уайт относительно событий во время генеральной конференции 1893 года и в предшествующее этому съезду время, а также относительно своих долгих переживаний о братьях Джоунсе, Ваггонере и Прескотте. Он сказал, что на «короткое время перед этой конференцией в колледже среди студентов царила некая чувственная возбуждённость и восхищение, и такая обстановка сопровождалась некоторое время очень большим гнетущим воздействием». Конечно, Келлог «не поощрял эти же почины» в санатории, потому что он «никогда не встречался с добрыми плодами от такого рода деятельности, а результаты, имевшие место в колледже, были не лучше обычного». В ответ на вопрос о снижении духовного состояния в колледже Келлог предложил сестре Уайт свой собственный взгляд на происходящее: «Я уверен, что подобно железу, нагретому до белого каления в разожжённой до предела печи, уже очень сложно сделать это состояние ещё горячее. Невозможно продолжать держать религиозный интерес на предельно «горячем» уровне. На смену должна прийти какая-то реакция». В реальности Келлог считал пробуждение последних нескольких месяцев результатом искусственного возбуждения и фанатизма.

Однако реальным мотивом точки зрения Келлога отчасти было продолжающееся напряжение между ним и его братьями-служителями в вопросе медико-миссионерской работы. В своём письме Уильяму Уайту он воспользовался случаем также выразить своё недовольство тем, что было написано ему в последних письмах от Уильяма и его матери, где его предостерегали относительно его негативного отношения к Джоунсу, Ваггонеру и Прескотту. К примеру, в январе 1893 года Эллен Уайт ясно выразила свою тревогу Келлогу: «Мой брат, я не довольна вашим отношением к братьям Ваггонеру, Джоунсу и Прескотту. Если бы эти братья имели поддержку и сотрудничество наших служителей, и разделили с ними своё бремя, работа продвинулась бы уже на многие годы вперёд по сравнению с сегодняшним положением дел. Господу неугодна ваша позиция в этих вопросах. У вас есть своя часть работы, ваш участок виноградника, который вы возделываете согласно своим способностям. А этим людям Господь дал свою миссию».

Теперь же ответ Келлога Уильяму Уайту можно назвать чем угодно, только не принятием: «Я был опечален узнать из вашего письма о том, что вы каким-то образом получили неверное представление о моём влиянии… Я не был и не являюсь противником работы пастора Джоунса и профессора Прескотта… Я никогда не был на стороне оппозиции. Из написанного вами и вашей матерью я вижу, что кто-то сообщил вам ложную информацию о моей позиции… Я бы не желал быть записанным в лагерь оппозиционеров, и обиженных, ревнивых нарушителей мира, в то время как моё отношение совершенно иное. Возможно, я настолько слеп, что не вижу факты. Если это так, то я был бы рад, если бы мне предоставили эти факты». Но проблема была в том, что Уильям Уайт и Эллен Уайт как раз и указали Келлогу на «факты», но он не проявил к ним должного интереса. *

Другие тоже страдали от подобного же состояния. И даже если бы статьи Эллен Уайт в «Ревью» спустя месяц после этой генеральной конференции как-то указали на реальную проблему в Баттл-Крике, Келлог и другие не прислушались бы к этому. Эллен Уайт была встревожена состоянием церквей в Америке, а особенно в Баттл-Крике, где «щедрые благословения были даны народу». Люди были убеждены в том, что им нужно стать работниками для Бога, но это не значит, что они «обратились» в таких работников. Истина для того времени была открыта и «возвещена силой Святого Духа. Она ясно показала, что наша единственная надежда и доступ к Отцу – в праведности Христа. Каким простым и ясным был показан путь жизни тем, кто имел решимость пойти по нему!» Однако какую пользу принесли бы дополнительные доказательства? Разве дополнительные доказательства подействовали на древних иудеев?

«Разве более веские доказательства, более яркая демонстрация разрушат барьеры, поставленные между душой и истиной? Нет. Мне было показано, что доказательств было предоставлено достаточно. Те, кто отвергают уже данные свидетельства, не будут убеждены дополнительными доказательствами. Они подобны иудеям… Упрямство и неверие в наши дни имеет меньше оправданий, чем было у иудеев во дни Христа. Они ведь не имели в своей истории такого примера, когда целый народ пострадал из-за неверия и непослушания. Но мы имеем пример в истории избранного Богом народа, который отделил себя от Него и отверг князя жизни…

Многие говорят: «Если бы я жил во дни Христа, я бы не искажал Его слова, и не клеветал на Его учение. Я бы не отверг и не распял Его, как это сделали иудеи». Но подлинной проверкой будет ваше отношение к посланной Им вести и вестникам сегодня. Господь испытывает Свой народ сегодня точно также, как испытывал иудеев в своё время. Когда Он посылает Свою весть милости, Свой свет истины, посылает вам Духа истины, то, принимая эту весть, вы принимаете Иисуса. Те же, кто заявляет, что, живя во дни Христа, они бы не поступали как те, кто отвергал Его милость, будут испытаны сегодня. Те, кто живёт сегодня, не ответственны за дела тех, кто распял Сына Божьего. Но если мы, имея перед собой весь свет, открытый издревле Его народу, продолжаем идти этим же путём, лелеять этот же дух, отказываться принимать обличения и предостережения, тогда наша вина будет ещё больше, и осуждение, постигшее их, постигнет и нас, но при этом будет настолько более тяжким, насколько данный нам свет ярче света, сияющего в их дни».

Спустя неделю в своей статье Эллен Уайт сделала вывод, сравнивая историю древних иудеев с современным отношением многих к вести, посланной Богом, и самим вестникам. Она много цитировала из обращения Христа к иудеям, когда Он стоял на холме, смотря на Иерусалим. Однако мольбы Иисуса остались без внимания со стороны неверующих иудеев, которые смотрели на Него как на самозванца. Но как обстояли дела с Божьим народом остатка?

«Те, кто исполнен неверия, могут распознать немногое из того, что имеет обычный вид. Созерцая спорные вопросы, они могут потерять из виду все доказательства, данные Богом, явленные в Его обильной благодати и силе, в откровении драгоценных жемчужин истины из неисчерпаемых источников Его слова. Они могут смотреть на спорные мелочи под увеличительным стеклом своего воображения, пока эти мелочи не заполнят весь мир, скрывая от их глаз драгоценный небесный свет. Но почему бы не созерцать душой Божьи драгоценности, вместо того, чтобы смотреть на то, что кажется спорным? Зачем умалять бесценное, уделяя столько внимания бесполезному? Зачем так много говорить о том, что может вызвать подозрения и недоверие к вестнику, и устранять тем самым все доказательства, данные Богом для просвещения ума к познанию истины?

Имея перед собой историю сынов Израилевых, будем внимательны, чтобы не впасть в те же самые грехи, следуя путём этого же неверия и мятежа».

Такое неверие в весть, посланную Богом, часто сопровождалось обвинениями в возбуждении и фанатизме, что ещё более усугубило Лаодикийское состояние. В октябре 1893 года Эллен Уайт написала брату У. У. Прескотту ответ на его тревогу о низком духовном состоянии колледжа и работы в Баттл-Крик. Касаясь вопроса подлинности излития Святого Духа на генеральной конференции 1893 года, она, не колеблясь, заявила: «все откровения Божьи на этой конференции я признаю как исходящие от Него. Я не смею заявлять, что это было искусственным возбуждением, или пустым энтузиазмом. Нет, нет. Бог приблизился к вам, и Его Дух Святой открыл вам, что Его небеса полны благословений и света, чтобы осветить весь мир». * Однако Эллен Уайт объяснила, как мирской образ жизни смог проникнуть в эту среду. И теперь «наступила обратная реакция, и в умах многих осталось чувство презрения, подозрение в том, что они, возможно, были обмануты, что они проявили слишком большое рвение». Конечно, эти идеи подогревались ещё и теми, кто подвергал сомнению данное движение всё это время:

«Если бы действие Святого Духа было верно оценено, оно бы совершило для принимающих его всё то, что Бог желал совершить – доброе дело созидания совершенства характера по подобию Христа. Но из-за недостатка посвящения Богу, самоотречения и смирения, а также из-за неверного понимания и применения эта работа встретила сомнения и неверие, так что некоторые даже задавались вопросом о том, Божья ли это была работа, или действие фанатизма. О, как же сатана торжествует!»

Спустя короткое время, в своём письме Урии Смиту, который сам был инструментом обвинений, называя фанатизмом пробуждение 1892-го и 1893-го годов, Эллен Уайт строго предостерегла его от такой позиции: «Мне писали относительно действия Духа Божьего на последней конференции, и в колледже, которые ясно показывают, что поскольку эти благословения не нашли места в жизни, умы пришли в замешательство и в результате то, что было светом с небес, было названо искусственным возбуждением. Я была очень опечалена, когда узнала о таком положении дел. Нам нужно быть очень осторожными, чтобы не огорчить Святого Духа Божьего, называя служение Его Святого Духа пустозвонством и фанатизмом». Эллен Уайт знала, что «Бог действовал изумительным образом», и предупреждала о том, чтобы никто не «осмелился говорить, что это не Дух Божий». Она даже говорила о том, что «мы как раз и призваны верить в это и молиться об этом, ибо Бог желает дать Своего Святого Духа просящим у Него больше, чем родители желают делать добро своим детям».

Эллен Уайт объяснила Смиту, что сатана многих поверг в искушение, чтобы «внушать свои мысли во многие умы, с целью назвать свет, посланный небом, одним только фанатизмом и искусственным возбуждением». Но ухудшающееся духовное состояние в Баттл-Крике имело место «не по причине фанатизма, а потому что получившие благословение не прославили Того, кто вызвал их из тьмы в чудный Свой свет». Теперь Эллен Уайт была обеспокоена тем, что когда Бог посылает Своего Святого Духа, «найдутся те, кто не понимает его действий, и не оценивает славу Божью, сияющую на них, и если они не распознают действий Духа Божьего, они будут называть свет тьмой, и тьму предпочтут свету». Имея ввиду это состояние, Эллен Уайт с сожалением отметила: «Я боялась, очень боялась того, что ощутившие яркие лучи Солнца праведности, - ибо я не имею и тени сомнения в том, что они получили Святого Духа, - что они назовут посланные небом Божьи благословения заблуждением».

В нескольких статьях «Ревью», изданных в начале 1894 года, был напечатан совет Эллен Уайт в отношении деятельности Баттл-Крика в сфере образования. В этой серии статей, очевидно, написанных в 1893-м году, Эллен Уайт продолжала делиться Божьими вестями относительно отождествления истинной работы Святого Духа с фанатизмом, но теперь эти вести относились уже ко всей церкви. Она отметила, что «мир» должен был увидеть плоды, или «результаты влияния работы пробуждения, пришедшего в колледж, санаторий и издательский центр, а также к членам церкви в Баттл-Крике» в 1892-м и 1893-м годах. Она также писала, что некоторые «уже подвергают сомнению работу, которая была настолько превосходна, что должна быть оценена высочайшим образом. Они смотрят на это пробуждение как на некоторый вид фанатизма». Она признала, что не стоит удивляться попыткам дьявола привнести некоторый фанатизм, ведь «всюду, где Господь действует, посылая истинные благословения, там же и в это же время явится и какая-нибудь подделка».

Но факт заключался в том, что Бог «даровал Святого Духа тем, кто открыл дверь своего сердца для принятия этого небесного дара». Теперь же настало время «не уступать искушению поверить впоследствии в то, что они были обмануты». Эллен Уайт глубоко переживала о том, как некоторые будут оглядываться назад на чудесные проявления излития Святого Духа на церковь в 1892-м и 1893-м годах:

«Грех, за который Христос упрекал города Хоразин и Вифсаиду, был грехом отвержения тех доказательств, которые убедили бы их в истине, если бы они покорились её силе. Грех книжников и фарисеев заключался в том, чтобы покрыть мраком неверия небесную благодать, действующую прямо у них на глазах, так что доказательства, способные привести их к твёрдой вере, были подвержены сомнению, и чудные святые дела, которыми следовало дорожить, были обесценены в их глазах.

Я боюсь, что люди позволили врагу действовать в этом же вопросе, так что всё то добро, сошедшее от Бога, те богатые благословения, данные Им, стали восприниматься некоторыми как фанатизм. Если такое отношение укоренится, то в случае, когда Господь снова пожелает послать свет Своему народу, они отвернутся от небесного просвещения со словами: «Я уже ощущал то же самое в 1893-м году, и братья, которым я доверял, назвали эти проявления фанатизмом». Разве те, кто получил богатые благословения от Бога, и затем занял позицию, называющую действия Святого Духа фанатизмом, не станут с готовностью отвергать действия Духа Божьего в будущем…?»

Продолжая эту же тему на следующей неделе, Эллен Уайт объяснила, каким образом сатана будет уводить тех, кто переживал силу Святого Духа в свой жизни, извращая их христианский опыт. Затем он будет убеждать их в том, что нет никакого смысла и пользы от попыток «жить христианской жизнью». Более того, сатана будет внушать, что «опыт, который вы считали даром от Бога, был всего лишь результатом эмоциональных импульсов». И как только эти идеи начнут приниматься, как продолжает рассуждать Эллен Уайт, они «начнут казаться приемлемыми, и тогда те, кто мог бы углубляться в познании, кто имел большой опыт в деле Божьем, станут вторить внушениям дьявола, и Дух Святой таким образом будет изгнан из души». Теперь она записала предостережение, которое актуально и по сей день:

«Пусть ни один луч света не будет подвергаться сомнению и вопросам. Господь в Своей великой силе открыл вам Свою благодать, Свою милость, и Свою любовь; те же, кто называет действия Божьи ненужным возбуждением и фанатизмом, определённо идёт по опасному пути. Если таковые не остановятся, их совесть станет менее и менее чувствительной, и они будут меньше и меньше различать Духа Божьего. Им будет всё труднее и труднее понимать весть Божью. Почему? – Потому что они грешат против Святого Духа; и в результате их сопротивления они делают себя неспособными воспринимать Духа Божьего, а наоборот, настраиваются против всякого средства, которое Бог может использовать для спасения их от гибели…

Если эта сила подвергается сомнениям, то уже не остаётся силы, которая могла бы влиять на человеческое сердце. Те, кто приписывает работу Святого Духа человеческим усилиям, говоря, что на них было оказано сомнительное влияние, отделяют свои души от источника благословений. Каким бы ни был грех человека, если эта душа кается и верит, вина может быть смыта искупительной кровью Христа; но тот, кто отвергает откровения Духа Божьего, и приписывает работу Божью человеческим усилиям, находится в опасности занять положение, при котором он не получит покаяние и веру.

Он отказывается позволить Святому Духу растопить его сердце, смягчить его и расплавить в покаянии, и то, что должно было смирить его, он уже считает фанатизмом; таким образом, он склоняется к отказу от небесного дара. Любой план по завоеванию его сердца будет отвергнут влиянием сатаны. Лукавый бросает свою адскую тень между душой и Богом, и на действия Божьи смотрят как на искусственное возбуждение и обман. Дух старается напрасно; ибо всей силы евангелия недостаточно, чтобы покорить эту душу, и исправить это заблуждение. Привычка противиться настолько укоренилась, и свет так долго назывался тьмой и фанатизмом, что самые явные действия Божьего Святого Духа становятся для него не запахом живительным на жизнь, а из-за его неверия запахом смертоносным на смерть…

Я имею бремя в своей душе, которое, по-видимому, становится не легче, а тяжелей, когда я общаюсь с мужчинами и женщинами, ответственными за работу в Баттл-Крике. По ночам я занята написанием самых ревностных обращений к тем, кому уже надлежало быть далеко впереди, чем они есть на данный момент, по причине милости и благодати, которую Господь им послал».

Совет Эллен Уайт, посланный с небес, был послан в самое подходящее время, кода адвентистской церкви снова был брошен вызов относительно истинности вести, посланной небом. Неудивительно, что душевное бремя Эллен Уайт становилось всё тяжелее.

 

Бремя становится ещё тяжелее

Переживания Эллен Уайт о служителях в Баттл-Крике, в самом сердце работы Божьей, не становились легче с каждым проходящим месяцем. Во время возрождения на молитвенной неделе 1893 года, которое закончилось чтением «неопубликованного свидетельства» от Анны Райс 30 декабря, были собраны большие пожертвования, когда люди сняли с себя свои роскошные украшения, отдавая их на помощь работе Божьей по всему миру. Пробуждение на этих собраниях также закончилось решением 142-х человек опуститься в бассейн крещения в святилище на следующую субботу; для большинства из них это крещение было первым в их жизни.

После того, как пришёл совет Эллен Уайт о том, что Джоунс и Прескотт поспешили поддержать «свидетельства» Анны Райс, некоторые сочли, что вся эта неделя молитвы и пробуждения была результатом фанатизма, и поэтому потребовали вернуть им их пожертвования. Как Ф. М. Уилкокс объяснял в письме О. А. Олсену, некоторые стали сомневаться в подлинности своего опыта обращения, который привёл к большому числу крещений:

«Многие начинают рассуждать так: Большие пожертвования (собранные в конце этой молитвенной недели) были результатом влияния свидетельства Анны Райс, и теперь, если это свидетельство оказалось подделкой, получается, что они были подвержены ложному влиянию, которое побудило их жертвовать, и, следовательно, они должны вернуть то, что они отдали. Некоторые, действуя по этому принципу, уже попросили вернуть им те вещи, которые они пожертвовали.

Самое тревожное в этом споре – это то, что по этой же логике, и на этом же основании, те, кто начал служить Господу в это же время, омрачат весь свой религиозный опыт тучами сомнения, и перестанут доверять Господнему призыву. Мне кажется, что мы должны стоять очень твёрдо в этом вопросе, и, настаивая на том, что происходящее здесь было от Бога, вместе с этим не следует считать это заслугой свидетельств Анны Райс. Пробуждение последней субботы было всего лишь комбинацией и кульминацией всей молитвенной недели. Люди были готовы двигаться вперёд, и я не считаю, что свидетельствам сестры Райс здесь присуща какая-то роль, ибо всё происходило бы точно также, если бы эти свидетельства не были прочитаны».

Л. Т. Никола соглашался с тем, что неделя молитвенных встреч была уже результатом процесса возрождения, даже перед чтением свидетельства Анны Райс: «Неделя молитвы проходила весьма вдохновенно, все руководители различных комитетов дела Божьего были сердечно вовлечены во всеобщие стремления приблизиться к Господу. Особые встречи проводились для молодёжи, совершались посещения из дома в дом, многие молодые люди принимали обличения, отступники возвращались, и всё было готово для успешного собрания, посвящённого возрождению»  О. А. Олсен предупредил Эллен Уайт о желании некоторых «вернуть свои пожертвования». Но он уверил её в том, что «ничего подобного не произошло», потому что благодаря влиянию некоторых братьев «этот вопрос был решён».

Даже перед тем, как Эллен Уайт получила известия о том, что некоторые сомневаются в истинности своего решения пожертвовать и в подлинности своего обращения в результате этой молитвенной недели, ей было показано написать совет, который бы послужил ответом на эти сомнения. В своей серии статей издания «Ревью», написанных в конце 1893 года, Эллен Уайт предостерегала тех, кто мог бы сомневаться в доброй работе Святого Духа в Баттл-Крике за последний год, и приписать эту работу фанатизму. Несмотря на это она допускала, что «не будет удивлением, если некоторые» могли бы говорить или действовать неблагоразумно; «ибо всегда и везде вместе с действиями Господа и его истинными благословениями появляются также и подделки, чтобы обесценить и свести на нет эффективность подлинной работы Божьей».

Когда Эллен Уайт стала более осведомлённой в ситуации с Анной Райс на протяжении последующих недель, она повторила этот же самый совет, говоря, что, если возможно, сатана постарается «смешать поддельное с подлинным, чтобы в попытках отделить одно от другого души были подвержены опасности. Везде и всегда, когда действует Бог», - заявила она, - «сатана и его ангелы действуют также» . В письме Джоунсу спустя несколько недель Эллен Уайт описывала «жестокие душевные и умственные мучения», через которые она проходила, когда  ей было показано «то преимущество, которым воспользуются некоторые, чтобы, подвергая опасности свои души, занять ложную позицию в отношении действий Святого Духа на человеческие сердца» из-за ошибки, допущенной братьями Джоунс и Прескотт.

В своём письме брату С. Н. Хаскелл на этой же неделе, защищая покаявшегося Джоунса и Прескотта, Эллен Уайт не колеблясь заявила: «Я знаю, что Господь действовал Своей собственной силой в Баттл-Крике. Пусть никто не пытается это отрицать. Ибо поступая так, они будут грешить против Святого Духа». Ввиду особой нужды в «предостережении и предупреждении каждого ходить осторожно и с молитвой, чтобы обманчивая сила врага не увела людей от Библии», не было никакой причины «предполагать, что Бог не будет проявлять Свою силу среди Своего народа». Эллен Уайт призывала: «Пусть ни один луч света не встретит сопротивления, и ни одно из действий Святого Духа не будет названо тьмой».

Когда Эллен Уайт получила известие о том, что некоторые заявили о своём желании вернуть назад свои пожертвования, собранные в конце молитвенной недели, она дала ответ в своём письме тем, кто был в Баттл-Крике. Сперва она коснулась стремления к экстравагантности, выражающейся в «велосипедной лихорадке», которая теперь пришла и в Баттл-Крик, говоря о том, что даже «заметки в наших газетах, превозносящие велосипеды, лучше заменить на отчёты о нуждах наших иностранных полей». Затем она перешла к вопросу больших пожертвований, собранных в конце молитвенной недели. Она не подвергала сомнению истинные действия Святого Духа, который побудил людей к жертвенности ради Его дела, и не называла эти действия фанатизмом:

«Америка, а особенно Баттл-Крик, где величайший свет с небес воссиял над Его народом, может стать местом величайшей опасности и тьмы, потому что эти люди не продолжали применять эту истину и ходить в этом свете. В чём значимость пробуждения прошлой зимы (1893-94 гг.), когда драгоценности и украшения были отданы на дело Божье? Разве в этом не содержится урок для народа? Разве они не были движимы Святым Духом в этом деле, используя возможности продвижения работы Божьей в других странах? Разве сатана не противодействовал побуждениям Святого Духа, действующим на сердца людей, когда ему было позволено вызвать реакцию и создать ещё одну проблему греха? Нынешние тенденции (велосипедной лихорадки) разительно отличаются от того побуждения снять с себя украшения и освободиться от эгоистичных удовольствий, поглощающих средства, ум, привязанности, и увлекая их в ложных направлениях…

Настало время изменить положение вещей в Баттл-Крике, чтобы неизбежные суды Божьи не постигли этот народ. Его благословения излиты на вас в большой мере; но сделали ли они вас Его сотрудниками? Разве наш народ в Баттл-Крике не демонстрирует неверующим, что они сами не верят в истину, которую взялись отстаивать? Бог призывал их оставить всякие виды удовольствий, и всякого рода роскошь. Когда церковь имеет великий свет, то она подвергает себя опасности, не ходя в этом свете, не облекаясь в приготовленные ей прекрасные одежды, не распространяя этот свет. Тьма затуманит её видение, так что свет будет считаться тьмой, а тьма – светом». *