Глава 11 АХАН В СТАНЕ |
Наиболее густая тьма постигла церковь в результате пренебрежения светом, посланным небесами, и, следовательно, приписывания работы Святого Духа фанатизму. Из всех, кто занял в этом лидирующую роль с самых дней конференции в Миннеаполисе самыми активными и первыми были Архибалд Р. Генри и Гармон Линдсей. А. Р. Генри присоединился к адвентистской церкви в 1882-м году, и вскоре после этого был призван служить в управлении финансами в качестве казначея издательской ассоциации церкви АСД в Баттл-Крике. Его должности вскоре стали расти, по мере его служения в последующие годы в качестве казначея генеральной конференции, президента, вице-президента, аудитора и казначея, а также доверенного лица и члена исполнительного комитета ассоциации генеральной конференции. Одновременно с этим он также был «членом исполнительных советов почти всех медицинских и образовательных учреждений церкви АСД в центральных и западных штатах». Х. Линдсей, будучи также финансовым администра-тором, служил на подобных же должностях вместе с А. Р. Генри, в генеральной конференции и многих других адвентистских учреждениях на протяжении 80-х и 90-х годов 19-го века. Хотя ни Линдсей, ни Генри не были ни пасторами, ни богословами, их влияние на церковь в целом, как доброе, так и недоброе, имело огромную силу после конференции в Миннеаполисе из за множества должностей, которые они занимали. Их мнение влияло на решения в сферах финансов, администрирования, образования, издательской деятельности, распространения литературы, медицинской работы, евангелизма, общей организации, а также в сфере богословских вопросов, поднимавшихся в течение их работы на своих должностях. Тот факт, что они оба сомневались в «Свидетельствах» и пророческом призвании Эллен Уайт, продолжая при этом постоянно оказывать повсеместное влияние против вести Миннеаполиса и самих вестников А. Т. Джоунса и Э. Дж. Ваггонера, сделало их положение ещё серьёзнее. На генеральной конференции 1891-го года А. Р. Генри был избран в исполнительный совет ассоциации генеральной конференции, в «комитет двадцати одного», который влиял на работу по всему миру. Эллен Уайт многие годы предостерегала против установления всякого рода «заговоров» и союзов, которые могли направить церковь по неверному пути, и особенно сильно она предостерегала об этом на сессии 1891 года. В течение десяти дней после окончания этой генеральной конференции совет по иностранным миссиям проголосовал за то, чтобы послать Эллен Уайт вместе с её сотрудниками и Уильямом Уайтом в Австралию. Перед тем, как оставить Баттл-Крик, перед выездом в Австралию, Эллен Уайт вручила президенту генеральной конференции О. А. Олсену свидетельства о «существующем грехе» в самом сердце работы. Теперь же, в ноябре 1894 года она напомнила Олсену, что она просила его «проявить верность и исполнительность, и прочесть эти свидетельства тем, кто имеет к ним отношение». Но Олсен «не последовал этим просьбам, и эти же проблемы продолжали развиваться, увеличивая нежелательные тенденции» в советах и комитетах церкви: «Вы не прочли свидетельства тем, кто причастен к этому делу, и не указали решительным образом на их ошибки. В этом вы не исполнили свой долг как президент генеральной конференции. Вы были показаны мне на заседаниях совета, слушающим высказывания и решения упрямых и ожесточённых сердцем людей, которые не подчинялись контролирующему влиянию Духа Божьего. Вы знали, что эти решения не были угодны Богу, но вы не противостали им, и позволили им быть принятыми как получившим ваше одобрение. Таким образом, работа пошла по пути, угодному желаниям людей, противящихся Божьей воле, и направляющих дело Божье в русло, которого Бог не может принять и благословить. Вы думали, что вы будете решать эти вопросы с помощью своих выступлений, говоря об общих принципах, и надеялись, что это станет лучшим методом исправления ошибок. Но вам нужно было выступать на советах и заседаниях комитета. Продвижение работы по неверным принципам не должно было вылиться в неверные решения только потому, что вы кротко молчали или выражали свой протест настолько тихо, что поступающие ошибочно считали вас своим сообщником. Одобрение, которое вы дали своим молчанием, укрепило их руки в греховном деле». Бремя Эллен Уайт, связанное с состоянием церкви в Баттл-Крике, и состоянием тех, кто руководил работой, по-видимому, только увеличилось в следующем году. В другом письме О. А. Олсену в 1895-м году она продолжала выражать свои тревоги о направлении работы генеральной конференции: «Сеть расставлена для уловления конференции – сеть, о которой люди ничего не знают, и очень немногие подозревают о её существовании. Положение вещей связывает ваши руки и препятствует работе. Скоро настанет кризис. Положение вещей не открыто мне полностью, но я знаю следующее: в великой степени управление финансами ведётся по неверным принципам. В то время, как всё должно преуспевать, имеет место опасность. Вы окружили себя людьми, которые не имеют живой связи с Богом. Вы боитесь выражать свои суждения, чтобы это не привело к взрыву. Вот почему я весьма опечалена. Я написала свидетельства, которые не осмеливаюсь вам посылать, пока рядом с вами не окажутся люди твёрдого и решительного характера, чтобы встать на вашу сторону как истинные товарищи, и поддержать вас. Эти два человека (А. Р. Генри и Х. Линдсей), которые тесно связаны с вами, ввиду их нынешнего духовного состояния не должны иметь никакого участия в планировании и продвижении работы Божьей ни в какой из её многообразных ветвей. Если бы они увидели себя такими, какими их видит Бог, и упали на Скалу, и сокрушились, в них произошли бы кардинальные изменения. Они бы исповедались так, что это освободило бы их души от всякого разлагающего влияния. Эти люди говорят в своих сердцах: «Господь откладывает Своё пришествие», и эти мысли выражаются не только в их делах, но и в словах». Но люди не только сами жили так, как будто пришествие Господа было отложено, но и притесняли своих же братьев всё это время. Эллен Уайт затронула эту тему в своём письме брату Олсену, а именно: как обращались с вестью Миннеаполиса и её двумя вестниками, Джоунсом и Ваггонером: «Некоторые возбуждают ненависть против этих людей, которых Бог поставил нести особую весть миру. Они начали эту сатанинскую деятельность ещё в Миннеаполисе. Впоследствии, когда они увидели и почувствовали демонстрацию Святого Духа, свидетельствующую о том, что эта весть была послана Богом, они возненавидели её ещё больше». Теперь эти противники «ревностно выступали против некоего энтузиазма и фанатизма». Даже вера, «которая призывает Бога облегчить человеческие страдания, вера, которую Бог послал Своему народу, чтобы применять её в действии, названа фанатизмом». Как же обошлись с вестью громкого клича и проявлениями Святого Духа? «Какую весть необходимо возвещать в это время? Весть третьего ангела. Но этот свет, которому надлежит осветить весь мир своей славой, встретил презрение со стороны тех, кто заявляет о своей вере в истину для настоящего времени. Будьте внимательны к своему отношению. Снимите обувь с ног своих, ибо вы стоите на святой земле. Взгляните на то, как вы поощряете сатанинские методы, и презираете проявления Святого Духа. Я знаю, что некоторые уже зашли слишком далеко, чтобы вернуться и покаяться…» «Однако многие услышали истину, явленную при действии Духа, и при этом не только отказались принять эту весть, но и возненавидели этот свет. Эти люди объединились на погибель своей души. Они встали между светом, посланным небом, и людьми». Продолжая своё письмо Олсену, Эллен Уайт напомнила ему об истории Ахана, когда грех одного человека принёс разрушительные последствия на весь народ Израильский. Так, Эллен Уайт писала: «Когда вы одобряете или исполняете решения людей, которые, как вы знаете, не находятся в гармонии с истиной и праведностью, вы ослабляете свою собственную веру и разрываете своё единство с Богом. Вы слышите голос, который слышал Иисус Навин: «…для чего ты пал на лице твое? Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им… заклятое среди тебя, Израиль»». Значение этого сравнения было очевидным. Олсен, продолжая держать на ключевых должностях работы Божьей тех, кто открыто противился вестникам и вести, посланной Богом, не читая им вдохновенные свидетельства, посланные небом, позволил греху Ахана войти в стан. Разве последствия не будут такими же плачевными? Сразу же после этих слов Эллен Уайт поделилась своим самым известным утверждением о вести Миннеаполиса, определяя её значимость и содержание, однако, указывая при этом на то, как обращались с этой вестью: «Господь в Своей великой милости послал самую драгоценную весть Своему народу через братьев Ваггонера и Джоунса. Эта весть должна была более ярко представить миру вознесённого Спасителя, жертву за грехи всего мира. Она открыла оправдание по вере в Поручителя; она пригласила людей принять праведность Христа, которая проявляется в послушании всем заповедям Божьим. Многие потеряли из виду Иисуса. Они нуждались в том, чтобы их глаза были направлены на Его божественную личность, на Его заслуги, на Его неизменную любовь к человеческой семье. Вся власть отдана в Его руки, чтобы Ему излить щедрые дары на людей, вменяя драгоценный дар Его собственной праведности беспомощным человеческим существам. Именно эту весть Бог повелел возвестить миру. Это и есть весть третьего ангела, которая должна возвещаться громким голосом (громкий клич), и сопровождаться излитием Его Духа в обильной мере (поздний дождь)». Эллен Уайт не могла выразиться яснее! «Самая драгоценная весть» и была самой вестью громкого клича, которая должна сопровождаться самим поздним дождём. И всё же, продолжая своё большое письмо Олсену, которое было также адресовано руководителям церкви в Америке, она недвусмысленно заявила, что даже в 1895-м году к вести громкого клича и позднего дождя относились с презрением: «Я буду обращаться с предостережением к тем, кто уже долгие годы сопротивляется свету и лелеет дух оппозиции. До каких пор вы будете ненавидеть и презирать вестников Божьей праведности? Бог дал им Свою весть. Они несут слово Господне. Спасение ожидает вас, но только через заслуги Иисуса Христа. Благодать Святого Духа снова и снова предлагалась вам. Свет и сила свыше были обильно излиты в вашей среде. Там были и доказательства, чтобы все могли убедиться в том, кого именно Господь признаёт Своими слугами. Но есть те, кто возненавидел этих людей и весть, которую они несут. Они назвали их фанатиками, экстремистами, и пустыми энтузиастами. Позвольте изречь вам пророчество: Если вы сейчас же не смирите свои сердца перед Богом, и не исповедуете свои грехи, коих немало, вы убедитесь в том, что воевали против Бога, но будет уже слишком поздно что-то изменить. Благодаря обличению Святого Духа, которое, однако, уже не сможет принести вам прощение и изменение, вы увидите, что эти люди были знамением для этого мира, свидетелями Божьими, а вы злословили их. Тогда вы пожелаете отдать весь мир за то, чтобы изменить прошлое, стать праведными, ревностными людьми, движимыми Духом Божьим, возвышая свой голос в торжественном предостережении мира; и, подобно им, быть твёрдыми как скала. Ваше искажение действительности известно Господу. Ещё очень немного, и вы зайдёте так далеко в отвержении небесного света, что погибнете… Когда вы отвергаете посланных Христом вестников, вы тем самым отвергаете самого Христа. Пренебрегайте же этим великим спасением, которое уже долгие годы открыто перед вами, презирайте это славное предложение оправдания кровью Христа и освящающей силы Святого Духа, и не останется уже для вас никакой жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость гнева». В письмах Эллен Уайт к тем, кто продолжал противиться свету, прослеживается одна главная тема: эти люди продолжали приписывать действия Святого Духа фанатизму, и последствия этого были пагубными. Спустя шесть месяцев, в письме «братьям, занимающим ответственные посты в работе» в начале 1896 года Эллен Уайт, снова написала слова предостережения тем, кто проявлял «презрение к проявлениям Его Святого Духа». Она напомнила им, что «Утешитель открывает Себя не каким-то конкретным и определённым образом, который бы человек посчитал за признак, но так, как угодно Богу, в самое неожиданное время и самыми неожиданными способами, которые соответствуют славе Его имени». Об этом необходимо было помнить, потому что Бог «открывал себя снова и снова самым заметным образом в Баттл-Крике», изливая Святого Духа на них. Затем, в одном из самых значимых утверждений, записанных после 1888 года, Эллен Уайт снова упомянула щедрые пожертвования, принесённые в результате действия Святого Духа в Баттл-Крике, и последующее неверие – самый яркий эпизод во время событий с Анной Райс в конце 1893 года. Это утверждение представляет особый интерес, принимая во внимание заявления некоторых адвентистских историков наших дней: «Бог открывал Себя снова и снова самым изумительным способом в Баттл-Крике. Он послал обильную меру Своего Святого Духа верующим на этом месте. Временами Он сходит неожиданно. Там сердца и умы испытали глубокое побуждение оставить свои эгоистичные намерения, и принести в сокровищницу многое из того, что по-вашему же убеждению Бог не желает вам иметь. Это благословение охватило большое число верующих, но почему это сладкое, святое влияние перестало действовать на умы и сердца? Некоторым было неприятно это излитие, и их плотские наклонности взяли верх. Они сказали: «Это было только эмоциональное возбуждение; это не Дух Святой, это не потоки позднего дождя с небес». Некоторые сердца исполнились неверием, отказавшись пить живую воду Духа Святого, и начали питать негодование в своей душе. Во многих случаях Святой Дух действовал, но те, кто сопротивлялся Духу Божьему в Миннеаполисе, только и ждали возможности поступить точно также, потому что их дух остался прежним. Впоследствии, когда они видели доказательства одно за другим, некоторые из них были убеждены, но те, кто не смягчился и не покорился влиянию Святого Духа, предложили свои собственные объяснения каждому проявлению благодати Божьей, и многое потеряли. Они назвали в своих сердцах, душах и речах это проявление Святого Духа фанатизмом и заблуждением. Они были тверды, как камень. Волны милости снова и снова окружали их со всех сторон, но откатывались назад под действием жестокости и злобности их сердец, сопротивляющихся работе Святого Духа. Если бы эта благодать была принята, она бы умудрила их ко спасению, сделала святыми, приготовленными к работе Божьей, освятила бы их способности. Но вместо этого все небеса и вся вселенная наблюдала за их бесчестным обращением с Иисусом Христом в лице Святого Духа. Если бы сам Христос был среди них, они поступили бы с Ним также, как поступили с Ним древние иудеи. Что двигало людьми в Баттл-Крике, когда они смирили свои сердца перед Богом и отвергли своих идолов? Во дни Христа, когда Он объявил о Своей миссии, все свидетельствовали и изумлялись словам благодати, исходящим из Его уст. Но неверие, нашёптываемое сатаной, начало действовать, и они сказали: «Не Иосифов ли это сын?» Даже учитывая ошибку Джоунса и Прескотта в истории с Анной Райс, Эллен Уайт не оправдывала тех, кто объявлял все действия Святого Духа результатом фанатизма. Даже сегодня, спустя 125 лет, когда мы «празднуем» события 1888 года, нам приходится слышать эти же заявления: «Это было только возбуждением; это был вовсе не Святой Дух, и отнюдь не потоки позднего дождя с небес». * Подобные же мысли были также написаны в письме Эллен Уайт к Гармон Линдси, который в 1896-м году продолжал борьбу с вестью Миннеаполиса, продолжая оставаться под покровительством О. А. Олсена. Эллен Уайт передала ему небесную весть: «(Гармон Линдси) не может сейчас увидеть свет Святого Духа, которого он изгонял из своей души. Он также слеп, как были и древние иудеи, закрывшие свои глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать. Он называет проявления Духа фанатизмом. Его ограниченные человеческие уста выражали такие изречения, которые открывают природу силы, действующей внутри него. Его восприятие настолько искажено, что он называет свет тьмой, а тьму светом». Спустя месяц в своём письме С. Н. Хаскеллу Эллен Уайт заявила, что «церковь нуждается в обращении», и что «представители церкви» нуждаются в сердечном покаянии, «в ревностной молитве о том, чтобы Святой Дух был излит на нас свыше», поскольку, выражаясь её словами, «некоторые обращались с Духом как с непрошенным Гостем, отказываясь принять этот преизобилующий дар, отказываясь признавать Его, отворачиваясь от Него, и осуждая его как фанатизм». Несколькими днями ранее в статье на тему истории идолопоклонства Израиля и золотого тельца, Эллен Уайт попросила тех, кто стоит у самого руля работы Божьей в Америке «пересмотреть свой опыт» прошлых лет, и понять, можно ли о них сказать словами «хорошо»: «Неужели вы не убоялись Святого Духа?» - спросила она. «Временами Он сходил Своим проникновенным влиянием на школу в Баттл-Крике, и на другие школы и места. Узнали ли вы Его?» Затем она записала скорее риторическое высказывание: «Если вы таким образом ограничили и отдалили Святого Духа Божьего, я умоляю вас покаяться в этом как можно скорее». Эллен Уайт знала «этого небесного Гостя», и знала, что «Дух Святой особым образом обращается к молодёжи». Но некоторые «сердца оказались настолько холодными и мрачными… (что) свет Божий был отдалён». Неудивительно, что она ощущала «негодование в духе, оттого, что в наших учреждениях так мало уважения было оказано живому Богу… Дух Божий не признаётся и не уважается; люди выдвигают против Него свои суждения, и Его действия осуждаются как фанатизм, пустой энтузиазм и ненужное возбуждение».
|