Глава 12 ВОЗВРАЩЕНИЕ ХРИСТА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ |
В мае 1896 года Эллен Уайт снова послала длинное обращение О. А. Олсену. Она снова поделилась посланными небом упрёками и советом в отношении того, что он разрешает таким людям, как Гармон Линдси и А. Р. Генри, которые открыто противостояли вести Миннеаполиса, быть своими доверенными советниками. Она снова напомнила о том, что позволить этим людям занимать должность в самом центре Божьей работы означает грешить подобно Ахану, а это приведёт к таким же последствиям в Баттл-Крике, какие постигли Израиль, когда они пошли завоёвывать Гай. Она также дала понять, что Олсен поступил подобно Аарону, который пошёл на уступки и потворство мятежному Израилю, сделав литого тельца. Олсен и сам стал ведомым, «разделяя точку зрения тех, кто сопротивлялся Святому Духу». Эти духовно слепые люди устранили «Святого Духа из своих советов, а затем, облечённые властью и полномочиями генеральной конференции, они изобрели такие правила, с помощью которых они могут руководить братьями согласно своим собственным идеям, а не посредством Святого Духа». Затем Эллен Уайт перешла к самой сути проблемы и значимости таких действий - сатана искал возможности заглушить громкий клич и отложить второе пришествие: «Весть третьего ангела должна возвещаться Божьим народом. Она должна перерасти в громкий клич. Господь имеет в Своих планах точное время, когда эту работу нужно выполнить; но когда настанет это время? Как только истина, которую необходимо возвестить в эти последние дни, будет проповедана во свидетельство всем народам, тогда и придёт конец. Если сила дьявола сможет проникнуть в самый храм Божий, и управлять там работой так, как ему угодно, то время приготовления будет отложено. В этом секрет починов и движений, направленных на противостояние этим мужам (Джоунсу и Ваггонеру), которых Бог послал с вестью благословений для этого народа. Эти мужи встретились с ненавистью. Эти мужи вместе с Божьей вестью были презираемы, как и сам Христос был ненавидим и презираем во время Его первого пришествия. Руководители на ответственных должностях проявили такое же отношение, что и сам сатана». Таким образом, планы сатаны были исполнены. Здесь были задействованы более тонкие и глубокие причины, чем просто грехи отдельных людей. Если братья на руководящих постах направили бы дело Божье по ложному пути, другие бы тоже последовали за ними, проблема распространилась бы, и в конечном итоге пришествие Христа было бы отложено. * Спустя три месяца Эллен Уайт в своём письме О. А. Тайту в Баттл-Крик высказалась ещё более открыто о своих тревогах относительно Олсена и последствиях его решений, которые будет пожинать церковь в целом. Хотя она испытывала «большое сочувствие брату Олсену», для неё было тайной, почему он «не действовал согласно свету, данному» через свидетельства, посланные ему от неё: «Переезжая с места на место, он приблизил к себе таких сотрудников, дух и влияние которых нельзя было распространять, потому что люди, доверившиеся им, пойдут по ложному пути. Но, несмотря на весь свет по этому вопросу, который он знал многие годы, он поступил прямо противоположно этому свету, посланному ему самим Господом. Всё это затуманило его духовное восприятие, и сделало его неверным стражем и работником для здорового продвижения дела Божьего. Он идёт путём, ограничивающим его духовную проницательность, и ведёт другие умы к искажённому представлению о реальности. Ему были даны безошибочные свидетельства того, что он не считает свидетельства, которые Господь считает нужным послать Своему народу, достойными уважения, или достаточно вескими, чтобы влиять на его курс действий. Я не могу выразить всю свою печаль на бумаге. Без сомнений, пастор Олсен поступил как Аарон, в отношении этих людей, которые противились работе Божьей всё время, начиная со съезда в Миннеаполисе. Они не покаялись в своём образе действий, в сопротивлении свету и доказательствам. Давным-давно я писала А. Р. Генри, но не получила от него ни единого слова в ответ. Недавно я написала Гармон Линдси, и его жене, но я думаю, что и он не сочтёт нужным ответить мне. Основываясь на том свете, который Господь по Своей милости посылает мне, я вижу, что пока у себя дома мы не будем иметь более здоровую атмосферу и сотрудничество, чем меньше длительных путешествий будет предпринимать пастор Олсен вместе со своими избранными помощниками А. Р. Генри и Гармон Линдси, тем лучше будет для дела Божьего. Отдалённые поля прекрасно обойдутся без этих визитов. Болезнь в самом сердце работы отравляет всю кровь, и таким образом болезнь распространяется на те места, которые они посещают. Однако, несмотря на нездоровое положение вещей в самом центре, некоторые считают себя обязанными подчинить все поля и объединения верующих под их опеку и контроль. К сожалению, заразительная болезнь отвержения и пренебрежения самой драгоценной вестью распространялась из сердца Божьей работы в Баттл-Крике почти в каждое отдельное поле церковной деятельности по всему миру. Одним из способов распространения этой оппозиции, начиная с 1888 года, было влияние Урии Смита как редактора издания «Ревью энд Геральд». Несмотря на всё добро, которое Смит сделал в прошлые годы, его антагонизм к вести и даже к свидетельствам Эллен Уайт сделало его влияние самым опасным. В июне 1896 года Эллен Уайт получила от Бога поручение написать Смиту, подытоживая споры о законе в послании к Галатам, которые привели к большой оппозиции против братьев Джоунса и Ваггонера в 1888-м году. Эллен Уайт не только полностью поддерживала взгляд Джоунса и Ваггонера о «детоводителе» из текста Галатам 3:24, но, оглядываясь с 1896-го года назад, на великие возможности сессии Миннеаполиса, она могла бесспорно заявить, что громкий клич и поздний дождь в великой степени были сокрыты от нашего народа: «Закон был нашем детоводителем, чтобы привести нас ко Христу, чтобы нам оправдаться верою» (Галатам 3:24). В данном тексте Святой Дух через апостола говорит главным образом о нравственном законе. Закон открывает нам грех, и побуждает нас ощущать свою нужду во Христе, и приходить к Нему за прощением и миром, возрастая в покаянии перед Богом и вере в нашего Господа Иисуса Христа. «Нежелание поступиться своими предубеждениями, и принять эту истину лежит в основе образования большой оппозиции, сформировавшейся в Миннеаполисе против вести Господней, посланной через братьев Ваггонера и Джоунса. Возбуждая это противодействие, сатана преуспел в сокрытии от мира в большой степени особой силы Святого Духа, которой Бог жаждал их наделить. Враг отдалил их от получения той эффективности, которую они могли иметь в распространении истины миру (поздний дождь), также, как и апостолы провозглашали её после дня Пятидесятницы. Свет, который должен осветить всю землю своей славой (громкий клич), встретил сопротивление, и действиями наших же собратьев был в великой степени сокрыт от мира. * Вне всяких сомнений, Эллен Уайт не колеблясь сказала в 1896-м году, что поздний дождь и громкий клич, которые начались в 1888-м году, были действиями наших же собратьев уменьшены, и, в конце концов, прекращены. В результате этого закрытия двери перед поздним дождём второе пришествие Христа также было отсрочено. Но Эллен Уайт была не единственной из тех, кто сознавал печальные результаты успешной и продолжительной атаки сатаны на самую драгоценную весть. Спустя приблизительно три месяца О. А. Олсен подытожил в письме У. У. Прескотту свои мысли о духовной тьме, которая покрыла Баттл-Крик и его учреждения. С точки зрения Олсена, 1892-й год был «замечательным годом во многих отношениях». В течение этого года многие из тех, кто открыто противился праведности по вере «уступили, и наш народ вместе со служителями в целом стали тесно знакомиться с этой истиной. Вспомните тот изумительный опыт, который мы имели в Лансинге (штат Мичиган) на лагерном собрании в этом же году. Затем последовала генеральная конференция в начале 1893-го года, которая стала замечательным съездом. В этом время впервые было сказано о том, что поздний дождь уже начался, и что эта весть должна возвещаться громким голосом». Олсен продолжал описывать, как «с финансовой точки зрения» 1892-й и 1893-й года были «самыми благословенными», и они «имели обилие всего, что было нужно для продвижения дела Божьего». Затем, как вспоминал Олсен, в конце 1893 года, «как мне видится, когда я всматриваюсь в эту ситуацию, что с того времени события стали развиваться совсем в другую сторону. Тьма всё больше и больше сгущалась над церковью в Баттл-Крике, намёки и сомнения стали высказываться некоторыми, и пропитали большую часть нашего народа в различных местах. Пожертвования в некоторых полях постоянно снижались». Олсен связывал это падение жертвенности не с «финансовым положением в стране», а с «духовным упадком, имеющим место в церкви». К сожалению, Олсену ещё предстояло понять тот факт, что он сам своими действиями сыграл свою роль в этом духовном упадке. В ноябре 1896 года в ответ на прямые свидетельства Эллен Уайт и объяснения планов сатаны по откладыванию возвращения Христа, О. А. Олсен составил серию писем и свидетельств, написанных её пером, которые самым ясным образом говорили о скверном отношении к излитию Святого Духа, начиная с самой конференции в Миннеаполисе. Все эти свидетельства в новом буклете в определённой степени касались и последствий того, что проявления Святого Духа назвали фанатизмом. * В своих предварительных заметках к «Особому свидетельству к церкви в Баттл-Крике» Олсен заявил, что данный буклет содержит вопрос «величайшей важности для церкви Баттл-Крика и учреждений, расположенных там». Хотя «весьма торжественные и важные вести предостережения и наставления» были получены в прошлом, Олсен признал, что «эти вести не получили такого внимания, которого они требуют, и реформация, к которой они призывали, не выполнена». Теперь же эти вести пришли снова, и у них была возможность тщательно их изучить: «Бог приготовил для Своего народа великие благословения, и Он готов действовать для нас здесь в Баттл-Крике изумительным образом. Временами в прошлом Господь действовал для Своего народа, и мы были свидетелями излития Духа Божьего в большой мере; но вместо того, чтобы воспользоваться этими преимуществами и благословениями, дух отступничества возымел действие, что привело ко тьме и большим последствиям». Олсен призывал «всех взыскать Господа самым ревностным образом, исповедовать свою неправоту, покаяться в грехе, и обратиться к Богу всем сердцем». Если они сделают это, то, как сказал Олсен, «Бог приблизится, и мы увидим, как слава и сила Его спасения проявляются в нашей среде».
Исповедь греха подобно Даниилу Брат А. Ф. Бэлленджер, который был адвентистским служителем с 80-х годов, несколько лет трудился в комитете религиозной свободы, прошёл через опыт возрождения в 1891-м году, и был инструментом в организации собраний возрождения с 1897-го по 1900-й годы. * Когда Бэлленджер прочёл новоизданное «Особое свидетельство для церкви в Баттл-Крике» в 1897-м году, его сердце было глубоко тронуто. В своей проповеди в святилище Баттл-Крика 25 сентября 1897 года Бэлленджер привлёк внимание сотен адвентистов, собранных там, к библейскому призыву Эллен Уайт к покаянию, который содержался в этом буклете. Ссылаясь на молитву Данила из 9-й главы, Бэлленджер предложил, чтобы такой же была «молитва каждого, кто печалится о плачевном положении дела Божьего в Баттл-Крике». Здесь, в 9-й главе Даниил молился о своих грехах, и о грехах своего народа, признавая также правомочность семидесятилетнего наказания, которое последовало за сотнями лет мятежной жизни Израиля. Продолжая свою проповедь, Бэлленджер привлёк внимание к заявлению Эллен Уайт, которое появилось в «Ревью» несколько месяцев назад, увещая церковь «молиться самым ревностным образом о том, чтобы сейчас, во время позднего дождя, потоки благодати могли сойти на нас». Бэлленджер понимал, что нет ничего определённей этого факта, но он также понимал, что «Дух Святой с такой же определённостью не будет излит там, где нет искреннего исповедания и оставления греха». Однако, вспоминая некоторые лагерные собрания прошлых лет, Бэлленджер вспоминал также и то, что величайшие благословения сходили, когда «служители и мужи, занимавшие ответственные посты, смиряли свои сердца перед Господом, и умоляли Его помиловать Своих стражей». Он надеялся увидеть всю «церковь как одного человека, простёртой перед Господом, ища крещения Его Духом», но тем не менее видел «грех в стане». Этим грехом, как Бэлленджер продолжал утверждать, основываясь на материалах Эллен Уайт, было обращение с вестниками Миннеаполиса и отношение к проявлениям Святого Духа, начиная с того самого времени: «Мы отвергли благословение праведности по вере; и когда Господь в 1893-м году начал изливать Своего Духа на тех, кто принимал праведность Божью верой, то случилось так, что именно этот Дух был назван фанатизмом. Отвержение благословенного Утешителя и приносило нам крах и смерть, начиная с того времени. Служители и работники на лагерных собраниях исповедовали, как они посещали генеральную конференцию и радовались, видя проявления Духа, но, когда они слышали предостережения влиятельных лидеров церкви, называющих эти проявления «всего лишь искусственным возбуждением и фанатизмом», они были смущены, и не знали, что говорить и что думать. Когда они возвращались на свои поля, и братья, читавшие бюллетень, и узнававшие из него о делах Господних на этой конференции, подходили к ним, чтобы узнать подробнее об этом драгоценном даре, эти работники в свою очередь советовали им остерегаться данных проявлений Духа как фанатизма, и бедные братья и сёстры вынуждены были слышать два противоречивых голоса из уст тех, кто называл себя стражами Господними. В результате труба издавала неопределённый звук, и этот звук вынуждены были слышать, как в церкви, так и в мире. О, если бы народ в Баттл-Крике мог покаяться!... Весть оправдания верой, которая уже семь лет ищет путь к сердцам этого народа, от Господа она, или нет? Кто же на стороне Господа? Разве Господь не излил Своего Духа на генеральную конференцию в 1893-м году? Или это было фанатичное возбуждение? Кто же на стороне Господа? Бэлленджер продолжал говорить о том, что уже много лет «мы обещали миру в сотнях и тысячах распространённых нами книг и журналов, в проповедях за последние пятьдесят лет, что эта весть стремительно разнесётся при живительной поддержке позднего дождя. Но прошло уже много лет, и мир так и не увидел этого». Во свете этих фактов Бэлленджер обратился к тем, кто считал, что о грехах всей церкви не следовало говорить, с такими словами: «Кто-то будет возражать против такой речи в это время и на этом месте, на основании того, что мы не должны обнародовать публично грехи Божьего народа. Но они уже обнародованы. Согласно Духу Божьему, «В мире уже укореняется убеждение о том, что Адвентисты Седьмого Дня придают своей трубе неопределённый звук, и следуют путём мирских людей». «Братья, наши грехи уже известны миру, и следующей новостью, посланной в мир, должна быть весть о том, что мы исповедуем эти грехи. Если церковь Баттл-Крика смирит себя перед Богом, искренне исповедуя свой грех, я бы хотел, чтобы об этом напечатали все газеты мира». Во свете таких перспектив, Бэлленджер закончил свою проповедь так: «Каждый Адвентист Седьмого Дня должен прямо сейчас, подобно Даниилу, исповедовать свои грехи и грехи своего народа». * В «Ревью» написали, что после этой проповеди «был сделан призыв к тем, кто ощущал побуждение посвятить себя Богу, исповедоваться и покаяться, признать свои личные грехи и грехи своего народа, прийти на вечернюю встречу. К своему радостному удивлению он увидел на этой встрече почти всё собрание… и ощутил глубокое ревностное желание примириться с Богом». * Но Бэлленджер был не единственным, кто понимал, что приготовленное Богом для Своего народа в 1893-м году так и не было принято. Другие приходили к тому же выводу, и в течение последующих лет выражали это открыто. Е. А. Судерланд настойчиво заявлял в 1898-м году, что «поздний дождь сошёл бы ещё в 1893-м году, если бы наш народ шёл вперёд, принимая всю истину». В 1899-м году на Австралийской унионной конференции, проводимой в колледже Авондейл, Г. А. Ирвин, новоизбранный президент генеральной конференции, произнёс горячую субботнюю проповедь о втором пришествии. Ирвин отметил, что если бы адвентисты последовали за Богом и Его провидением, «мы бы уже были бесконечно дальше в проповеди вести, чем где мы находимся сегодня». Говоря об утверждении Эллен Уайт за 22 ноября 1892 года о громком кличе и разочаровывающих результатах, последовавших позже, Ирвин заявил, что ошибку допустил не Бог, а «мы, потому что мы делаем ошибки»: «Мы пережили некоторые капли позднего дождя в следующем году (1893-м) после написания этого свидетельства. Этот звук раздался в Соединённых Штатах от одного края страны до другого. Поймите меня правильно. Я говорю о том, что это были всего лишь капли позднего дождя, но это было началом именно позднего дождя. И если бы мы сознавали важность времени, в которое мы живём, мы бы исповедовали свои грехи и смирили наши сердца перед Богом, так чтобы Дух Божий мог сойти на нас с большой силой. В этом случае громкий клич будет раздаваться, начиная с этой встречи, и никогда не прекратится, пока не совершит свою работу. Я хотел бы запечатлеть эту истину в наших сердцах: Господь сказал нам, что громкий клич уже начался, и что мы уже десять лет живём при громком кличе, который должен сопровождать работу евангелия до своего завершения. Если бы мы, начиная с тех дней, следовали за Ним, то я могу без преувеличений сказать, что проповедь этой вести должна была бы уже закончиться». Эллен Уайт, которая также посещала эти встречи, использовала возможность ответить на многочисленные из «смущающих вопросов» Ирвина о работе в Америке во время его визита в Австралию. Это открыло для неё дверь, чтобы она могла поделиться советом на благо служителей в самом сердце работы. Очевидно, что проповедь Ирвина была в совершенном согласии с утверждениями Эллен Уайт, которые та посылала много лет в отношении отсрочки пришествия Господа, которая произошла в результате неверия Божьего народа. Через несколько дней, 17 июля 1899 года, С. Н. Хаскелл, который также присутствовал на этих собраниях, преподал урок по вести третьего ангела. В нём Хаскелл затронул тему последнего поколения, и прошёл по хорошо известным временным пророчествам и событиям последнего времени, указывающим на близкое возвращение Христа. Возвращаясь к теме Ирвина о громком кличе, Хаскелл спросил: «Не считаете ли вы, что мы живём в последние дни? Мы живём в самые последние дни самого последнего поколения. Мы уже прожили десять лет при звуке громкого клича вести третьего ангела». Затем Хаскелл вспомнил сессию генеральной конференции 1893 года, где были раскрыты истины о том, что Христос уже мог прийти на землю: «В бюллетене есть свидетельство, опубликованное в 1892-м году, где сказано: «Если бы народ Божий принялся за труд так, как им следовало бы трудиться после съезда в Миннеаполисе в 1888-м году, мир бы услышал предостережение в течение двух лет, и Господь бы уже пришёл»». К сожалению, либо Хаскелл назвал ошибочную дату в своей проповеди, либо стенографист записал неверную дату – «бюллетень 1893-го года»; и кавычки были поставлены на словах Хаскелла так, как будто он привёл точную цитату Эллен Уайт. Но так или иначе, мысль по-прежнему легко различима; если бы весть 1888 года была охотно принята, мир получил бы предостережение за короткое время, и Христос уже мог прийти. Вероятно, Хаскелл вспоминал пятнадцатую проповедь Алонзо Джоунса на генеральной конференции 1893 года, на которой он цитировал несколько утверждений Эллен Уайт, датированных 1890-м годом, в которых она упоминала весть Миннеаполиса и недостаток её принятия в течение «последних двух лет». Возможно даже, что он вспоминал только что полученное на то время от Эллен Уайт заявление, которое читалось всего лишь спустя четыре дня на этой конференции, в котором было ясно сказано: «Если бы каждый воин Христов исполнял свой долг, если бы каждый страж на стенах Сиона придавал своей трубе определённый звук, мир бы уже услышал весть предостережения. Но эта работа уже отстала на долгие годы». Несомненно, Эллен Уайт делала много подобных заявлений как перед, так и после конференции в Миннеаполисе в 1888-м году, указывая на то, что Христос в то время уже мог прийти, о чём Хаскелл также говорил и на австралийской унионной конференции 1899 года. К примеру, Эллен Уайт написала в 1894-м году, что если бы «те, кто заявляют о своём живом опыте в духовной сфере, выполнили порученный им долг так, как Господь этого хочет, весь мир уже бы получил предостережение, и Господь Иисус пришёл бы в наш мир в силе и великой власти». Это же заявление повторяется в «Ревью» в конце 1896 года. В 1898-м году Эллен Уайт сделала подобное заявление: «Если бы народ Божий исполнил намерения Божьи по возвещению вести милости этому миру, Христос бы уже пришёл на землю, и Его святые уже были бы взяты в град Божий». Только что изданная на тот момент книга «Желание веков» также содержала эту же мысль: «Если бы церковь Христова выполнила порученную ей работу, как Господь ей повелел, весь мир уже был бы предупреждён, и Господь Иисус уже пришёл бы на нашу землю в силе и великой славе». Вероятно, Хаскелл был знаком со всеми этими цитатами о задержке пришествия Христа, и по этой причине он подытожил свою проповедь в 1899-м году следующими словами: «Бог намерен завершить работу в сроки, пропорциональные осознанию Его народом важности и святости этого труда, и рвению, с которым они его выполняют». Но к сожалению, эта работа осталась невыполненной, и пришествие Христа было отложено на более длительный срок. Понимание Эллен Уайт об отсрочке возвращения Христа перешло в новое измерение, когда она была в Австралии перед началом нового столетия. В ночном видении в 1898-м году ей было показано, что она не доживёт до пришествия Христа, а вместо этого отправится на покой. И тогда она решила сделать всё возможное, чтобы составить книги для будущих поколений из полученных ею советов и свидетельств. В 1913-м году Уильям С. Уайт поделился своей историей и опытом, пережитым им на этой сессии генеральной конференции: «Около пятнадцати лет назад, в одном из её ночных видений, она вышла из очень мрачного места к яркому свету, и отец (Джеймс Уайт) был с ней. Когда он увидел её рядом с собой, он воскликнул с великим изумлением: «Что? Неужели ты тоже была здесь, Эллен?» Она всегда понимала это видение так, что Господь позволит ей отправиться в могилу на короткое время перед возвращением Господа. Поэтому её деятельность и была основана на этом откровении. Часто она получала повеления поторопиться в её труде – в труде приготовления своих книг – потому что у неё оставалось мало времени для этой работы. Она пыталась составить из своих трудов книги, чтобы эти книги послужили церкви. Пастор Г. Б. Стар, который трудился с Эллен Уайт рука об руку в Австралии, спустя несколько лет поделился подобным же рассказом о своей беседе с Эллен Уайт в неопределённое время после 1897-го года: Однажды, в доме сестры Уайт в Сиднее, Австралия, группа из пяти или шести человек беседовала с ней; один из этих людей спросил: «Сестра Уайт, будете ли вы живой встречать Господа, по вашему мнению?» На этот вопрос она ответила: «Вряд ли, но Господь ещё не дал мне на этот вопрос точного ответа». - «Предположим, что вы умрёте. Изберёт ли Господь кого-либо другого для передачи Своих свидетельств?» - «Я могу сказать одно» - ответила она – «а именно: то, что показал мне об этом Господь». - «Именно это мы и желаем знать» - ответили мы. - «Итак» - сказала она – «ангел Господень открыл Библию на тексте из книги Захарии (4:9), и, указывая на этот стих, сказал: «Он применим к тебе и твоим трудам: «руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам». - «Но значит ли это, что вы будете жить до самого конца?» - спросил кто-то. - «Нет», - ответила она, - «я не получала такого наставления». Я считаю, что фраза «Его руки и окончат его» относятся к моим трудам; их будет достаточно для того, чтобы довести народ Божий до самого конца». * Такое понимание своей ограниченной жизни привело к изменению в направленности служения Эллен Уайт по её возвращении в Америку после десятилетнего пребывания в Австралии. Она не только стала проявлять более концентрированные усилия в издании большего количество своего вдохновенного материала, но также начала призывать сделать работу всех живущих адвентистских пионеров достоянием народа. Ввиду увеличенной отсрочки возвращения Христа и суровых испытаний, ожидающих церковь с наступлением нового столетия, Бог пожелал укрепить основания, которые помогли бы выдержать эти бури тогда, когда «ни одного пионера уже не останется в живых». Но надежда на возрождение и реформацию, к которой Бог призывал уже пятнадцать лет, оставалась ещё живой. Принесёт ли генеральная конференция 1901 года какие-то изменения?
|