Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 26 апреля 2024
Главная Весть 1888 года МЕНЯ БИЛИ в доме любящих Меня Рон Даффилд Глава 13 СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1901 ГОДА
Глава 13 СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1901 ГОДА PDF Печать E-mail

Во время сессии генеральной конференции 1901-го года Эллен Уайт уже была в Америке, вернувшись из своей десятилетней ссылки в Австралию. Хотя Господь обильно благословил её труды в этой стране, однако в самом сердце работы Божьей в Баттл-Крике проблемы только увеличивались. В день открытия этой генеральной конференции, во вторник 2 апреля, после вступительного слова Г. И. Ирвина, конференция начала свою работу. Сразу же после вопроса Ирвина: «Что вам будет угодно?», Эллен Уайт вышла вперёд и произнесла речь:

«Я чувствую особый интерес к призывам и решениям, которые должны быть приняты на этой конференции относительно того, что нужно было сделать уже много лет назад, в частности, десять лет назад (в 1891-м году), когда мы собрались на конференции, а Дух и сила Божья сошли на наши встречи, свидетельствуя о том, что Бог был готов действовать для Своего народа, если только они приготовятся к этому. Братья согласились со светом, посланным Богом, но те, кто был связан с нашими учреждениями, особенно с издательством «Ревью энд Геральд» и (генеральной) конференцией, привнесли такое неверие, что свет, посланный нам, встретил бездействие с нашей стороны. Поверхностное согласие с этим светом, без всяких особых изменений, соответствующих этому свету, не поменяло положение вещей, и не подготовило народ для действия силы Божьей в нём.

Свет, данный мне на то время, свидетельствовал о том, что этот народ должен занять более высокое положение, чем всякий другой народ по всему лицу земли, чтобы стать царственным народом, верно открывающим истину. Освящающая сила истины, открытая в их жизни, должна была сделать их отличными от мира. Они должны были обрести нравственное достоинство, имея такую тесную связь с небом, которой только Господь Бог Израилев мог удостоить их, даруя им своё место на этой земле.

Год за годом звучали одни и те же признания, но принципы, возвышающие народ, не были вплетены в нашу работу. Бог дал им ясный свет относительно того, что им нужно делать, и чего им делать не нужно, но они отступили от этого света, и меня удивляет то, что мы имеем такое процветание сегодня. Только по великой милости нашего Бога, а не по причине нашей праведности, мы до сих пор имеем такие благословения, чтобы Его имя не было обесславлено в мире.

Весть о праведности по вере, которая была послана руководителям церкви на сессии в Миннеаполисе в 1888-м году, и была убедительно раскрыта во многих местах в течение многих последующих лет, в случае её полного принятия принесла бы позитивные изменения в каждую сферу индивидуального опыта и организации церковной работы. Благодаря более глубокому христианскому опыту выросло бы не только практическое понимание богословских вопросов, но и позитивные изменения в организации, финансах, издательстве, образовании, евангелизме, реформе здоровья, медико-миссионерской работе, административной работе и общей благотворительной деятельности. Тем не менее, по причине неверия свет с небес встретил только поверхностное согласие, а изменяющие жизнь принципы не были внедрены в работу. Преуспевание и рост церковного членства, расширение учреждений, являются не показателем принятия этой вести или посланных свидетельств, а отражением великой милости Божьей.

Эллен Уайт продолжала свои выступления на этой конференции, оглашая некоторые проблемы, которые ещё существовали в разных учреждениях Баттл-Крика. Она заявила, что «этим людям следовало бы стоять на святом месте, и быть голосом Божьим к народу, как и мы однажды веровали в высокую роль генеральной конференции, - но это уже в прошлом. Теперь же нам нужна реорганизация. Нам нужно начать с самого основания, и строить уже на другом принципе». Но Эллен Уайт призывала не только к структурной реорганизации. Она говорила о новых действующих «принципах», которые должны были руководить лидерами Церкви. Эти изменения, однако, не должны были воплощаться посредством «наделения ответственностью тех людей, на которых год за годом в последние десять-пятнадцать лет изливался свет, посланный им Богом, к которому они не прислушались». * Оставшуюся часть конференции Эллен Уайт говорила о структурных изменениях и переменах в христианском опыте.

Как Джоунс, так и Ваггонер описывали подобное же состояние, ставшее результатом поверхностного согласия со светом и истиной, которое не проникло глубоко в сердце, чтобы произвести изменения в жизни. На генеральной конференции 1893 года Джоунс подытожил отношение к вести о праведности по вере на то время такими словами:

«Когда она была представлена четыре года назад (в 1888-м году), и всё время с тех самых дней, некоторые приняли её такой, какой она была дана, и обрадовались вести о том, что у Бога есть праведность, способная пройти последний суд. Другие же не пожелали иметь с ней ничего общего, и отвергли её целиком. Третьи же по всей видимости заняли нейтральную позицию… Таким образом, множество людей, занявших позицию между открытым, полным подчинением, принятием этой вести, и открытым, явным и решительным её отвержением – множество этих людей, занимающих нейтральную сторону, рассеялись повсюду; и эти люди, желающие иметь компромисс, не лучше приготовлены сегодня к пониманию сути вести о праведности Христа, чем они были готовы к этому четыре года назад».

Спустя годы Джоунс снова подытожил отношение тех, кто проявил поверхностное принятие этой вести: «Но, как вы знаете, сестра Уайт открыто и твёрдо стояла за праведность по вере всё это время; а после окончания конференции (1888 года) проповедь праведности по вере звучала из её уст, из уст брата Ваггонера, и от меня… Так прошла зима и осень. Когда настало время лагерных собраний, мы втроём посещали эти собрания с вестью о праведности по вере и религиозной свободе; временами мы все втроём присутствовали на одном и том же собрании». Результат их совместных усилий был хорошо виден, но это, по всей видимости, не привело к глубоким и длительным изменениям. Джоунс объясняет: «Создалась видимость того, что народ и большинство руководителей принимают весть. Но последние проявили только внешнее принятие; оно никогда не было глубоким, ибо всё это время в комитете генеральной конференции и на других комитетах продолжал царить тайный антагонизм и непринятие».

Ваггонер также вторил словам, сказанным Эллен Уайт на конференции 1901-го года. В письме А. Г. Дэниельсу в 1903-м году Ваггонер вспомнил состояние церкви в Америке в течение тех лет, когда Дэниельс был в Австралии:

«Тем временем в Америке дела обстояли не лучше (в 1890-х годах), как вы знаете… И это благодаря тому факту, что, хотя после большого сопротивления, деноминация официально и приняла новую истину этой вести, тем не менее, в практическом смысле она так и осталась далёкой. Её приняли как одну из тех истин, в которую «мы как народ верим», но отнюдь не как практическое руководство к выполнению работы, методам образования, и так далее. Они не увидели в посланном Господом свете принцип, который должен решить каждую проблему, и реорганизовать, вернее, организовать, вдохнуть жизнь во всю нашу работу. Самое печальное то, что они не приняли возрастающий свет этой вести. Сделав один шаг, они с раздражением отнеслись к обязанности продолжать идти в этом же направлении. Они подумали, что уже заслуживают большого уважения только за то, что они удосужились из одной колеи перебраться в другую…

Ни один человек никогда не имел такого славного начала, как брат Олсен весной четырнадцать лет назад (в 1889-м году). Но он не смог устоять против опытных стражей. Затем брат (Ирвин) принял его эстафету при исключительно благоприятных обстоятельствах; но его служение на своём посту быстро назвали неудачным. Не стоит и упоминать, что их неудачей было то, что они были обычными людьми. Они были такими же добрыми и такими же искренними, как и любой из христиан… Но проблемой этих людей (если и была в них какая-то проблема) было то, что они не смогли увидеть принцип истины, способный решить любую проблему, и развязать любую сложную ситуацию. И поэтому старая закваска осталась и продолжала действовать.

А. Г. Дэниельс, избранный голосованием президентом на конференции 1901-го года, проповедовал вечером в воскресенье, 14 апреля. Он говорил про весть о Христовой праведности, которая должна была проповедоваться миру адвентистами, разбросанными по всему земному шару. «О, если бы Бог коснулся наших уст живым углем со Своего жертвенника!» - воскликнул Дэниельс - «чтобы эта праведность – праведность, о которой мы говорим так много последние десять-двенадцать лет, - чтобы она зажглась пылающим огнём!» Но несмотря на то, что об этой вести много говорилось, Дэниельс выразил своё сожаление в том, что «почему-то мы не восприняли её так, как могли, так, как должны были. Я боюсь, что она так и осталась для нас теорией! Но я знаю, что в ней заключены благословения и сила».  Дэниельс продолжал выражать эти сожаления в последующие годы. Безграничная сила громкого клича и позднего дождя так и осталась невостребованной, хотя эта весть звучала больше десятилетия.

На следующий вечер, 15 апреля, У. У. Прескотт  также поделился своими растущими убеждениями о важности времени, в которое они жили. Он приводил примеры из истории, которые могли преподать ценные уроки. Зная, что «история имеет свойство повторяться», Прескотт представил во свете слова Божьего «три случая, когда одни и те же причины приводили к одним и тем же следствиям». Он рассматривал период времени прямо перед тем, как Божий народ «был уведён в Вавилон», время «прямо перед разрушением Иерусалима», и «настоящее время», то есть 1901-й год. Каждый из этих трёх периодов, рассмотренный им, относился к вести о праведности по вере, к страшным последствиям отвержения этой вести, и призывам признать, исповедовать и покаяться, чтобы отменить грядущее божественное наказание. «И теперь мы проходим через эти же обстоятельства снова» - заявил Прескотт. Церкви «угрожает уничтожение. И почему? – По той же самой причине, что и в древнее время – поскольку они отвергли истину, поскольку они отвергли весть от Бога, поскольку они отказались служить от сердца, и приняли форму и церемонии вместо действия жизни Божьей в сердце и в душе».

Прескотт теперь вернул своих слушателей в 80-е годы, пресыщенные «законом», и напомнил им, что «тринадцать лет назад в Миннеаполисе Бог послал весть этому народу, чтобы освободить их от этого печального опыта». Но, приближаясь к самой сути своей проповеди, Прескотт подытожил историю отношения к этой вести, начиная с 1888-го года, и последствия, к которым привело это отношение в 1901-м году:

«Какой была история этого народа, и его работы, начиная с того времени? Какое положение мы занимаем сейчас в нашем отношении к этой вести? Насколько эта истина принята – речь идёт не просто об отсутствии вражды, а о сердечном принятии? Не очень-то она и принята, скажу я вам. Ибо за последние тринадцать лет этот свет отвергался и встречал вражду многих, и эти люди отвергают его и отворачиваются от него и по сей день; и я скажу каждому такому человеку: «Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: «смотрите, презрители, подивитесь и исчезните»».

В чём же спасение? – Всё в том же, в чём и раньше, и в древности, и ни в чём ином – в покаянии перед Богом и вере в Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иоанн Креститель пришёл приготовить путь Господу в тех обстоятельствах, о которых уже говорилось, в чём заключалась его весть? «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Когда Сам Христос стал проповедовать, и начал Своё служение, что Он говорил? «Исполнилось время, и приблизилось царство Божье: покайтесь, и веруйте в евангелие». Когда Он послал учеников, апостолов, вместо Себя, продолжать Его дело после Его вознесения, о чём они проповедовали? – «Покайтесь, и обратитесь». Каковы вести от Бога церквам? – Покайтесь, покайтесь, покайтесь. Какова весть к Лаодикийской церкви? – «Посему будь ревностен и покайся».

Однако по наблюдениям Прескотта во время данной конференции, которая уже приближалась к своей последней неделе, покаяния, к которому призывал Бог, так и не последовало. Неужели они пошли по стопам, описанным в двух первых примерах из истории Израиля?

«Я не наблюдал и не наблюдаю на этой конференции искреннего принятия вести, посланной нам Богом, которое будет иметь положительный результат и эффект в Его работе. Я не боюсь взглянуть в лицо фактам, но это факт. Я скажу, что на нас, служителей в слове Иисуса Христа, должен сойти такой дух покаяния, которого многие из нас не испытывали много лет. На этой конференции должны произойти преобразования, признаков которых мы ещё не видим. Я молился и молился о том, чтобы Бог произвёл эти преобразования; ведь только Он может произвести их. Я говорю своим братьям-служителям, как и всем остальным, что если мы, народ Божий, на этот третий и последний раз будем иметь тот же опыт, который мы изучали в Писании – если мы покинем эту конференцию без решительных и самых коренных изменений, отличных от того, что мы уже имели – помилуй, Боже, Свой народ и Своё дело!

Возможно, вы думаете, что я говорю слишком строго, но я скажу вам, мои братья, душа моя несёт бремя печали, и я должен говорить об этом. Я верю в то, что Бог, посредством вестей из Его слова, вестей от своего слуги (Эллен Уайт), говорил здесь слова, которые должны поколебать нас до самого основания. И если слова, сказанные здесь, не встревожат нас, не смирят нас в покаянии и смирении перед Богом, то разве что-либо другое сможет это сделать? Но этого ещё не случилось, и мы уже прошли две трети данной конференции. Разве так не будет продолжаться до самого конца нашего съезда? Разве мы не собираемся вернуться домой без силы, без нового света? Разве мы не намерены вернуться, чтобы проходить через такой же опыт, что проходили раньше?

Приближаясь к концу своей проповеди, Прескотт уверял своих братьев-служителей в том, что эта весть оставалась неизменной даже спустя тринадцать лет: праведность по вере, но не как теория, а как опыт, изменяющий сердце. Поэтому перемены, требуемые в организации работы, не принесут желаемых результатов, если не будут включать в себя этого внутреннего преобразования. Разве долг служителей не заключался в том, чтобы проложить путь?

Эта весть проста и разумна. «Праведный верою жив будет…» Такова данная весть и сегодня. Такой она была послана этому народу тринадцать лет назад, но она вовсе не принималась и не принимается в качестве вести; тем не менее, это весть. И те, кто закрывает глаза на неё все эти годы, по моим опасениям эти люди уже не смогут распознать её суть. Я боюсь, что некоторые уже потеряли способность различать и понимать эту весть сегодня, чтобы познать истину; но разве может порученная нам работа и этот народ быть выведенными из настоящего запутанного, мрачного и отчаянного положения подобными руководителями и их учением? Я скажу вам, что нет. Бог должен действовать. Он должен наделить Своей силой того, кто готов её принять, кто встанет за истину и возвестит эту весть в её простоте и силе, и проложит путь выхода из тьмы и путаницы.

Это невозможно совершить внешними организационными методами. Наши умы были сильно вовлечены в течение последней недели составлением планов по организации, и моё духовное восприятие подсказывало мне, что мы теряем основание под собой, увлекаясь этой организационной деятельностью. Даже не думайте, что цели можно достичь, изменяя планы, изменяя администрацию, или применяя новые методы работы. Нам необходимо изменение, которое можно назвать полным преобразованием сердца. Когда полностью преобразованное сердце приступает к Божьему служению, то его сила превосходит все эти внешние меры… Решение вопросов происходит не с помощью внешних форм и планов действий. Эти изменения хороши, их нужно совершать; но если наши умы надеются и уповают на них, работа не будет совершаться должным образом…

Если Бог не поможет нам, то кто это сделает? И если Он не пошлёт нам Своего Духа, Духа истинного раскаяния и обращения к Нему, кто это сделает? Мои братья-служители, разве мы не должны подать пример для народа? Я спрашиваю каждого присутствующего, каждого служителя евангелия Иисуса Христа, призванного к высокому или скромному делу: Разве мы не должны проложить для людей путь, которым им нужно идти? Не пора ли нам принять Божью весть, как посланную лично нам, и понять, что Он обращается к нам лично, имеет ввиду нас лично, и ожидает ответа от нас лично?»

Переживания Прескотта о внешних организационных изменениях, совершаемых без изменения сердца, хорошо видны. Хотя такие изменения принесут пользу церкви в последующие годы, они не изменят состояние, отдаляющее исполнение обетований Божьих. Конференция 1901-го года закончилась через неделю, 23 апреля, принеся великие организационные изменения, по крайней мере в структуре управления.

Эллен Уайт очень переживала, думая о возможном итоге данной конференции, и она сказала в последний день, что она «никогда не была так удивлена в своей жизни, когда увидела поворот событий, имевший место на этом съезде. Это не наших рук дело. Это совершил Бог». Как же это произошло? Бог послал Своих ангелов, чтобы «направить их умы, наполнив их миром. Они действовали в нашей среде, чтобы совершить дело Божье, чтобы удержать силы тьмы, так что дело, задуманное Богом, было исполнено беспрепятственно».  Хотя генеральная конференция 1901 года окончилась победной нотой, вскоре стало очевидно, что изменения, которых очень ожидала Эллен Уайт, да и все небеса тоже, изменения в этом вопросе так и не произошли. *

 

1901-й год в ретроспективе

В декабре 1901-го года Эллен Уайт намекает на то, что, несмотря на изменения, принятые на этой генеральной конференции, не всё было так хорошо. В письме брату П. Т. Мэгану во время его первых попыток перенести колледж из Баттл-Крика в Берриен Спригнс, штат Мичиган, она напомнила ему, сочувствуя его трудностям, что «рука провидения удерживает эту машину от действия». И только когда Его рука «раскрутит это колесо, тогда всё начнёт двигаться». Так или иначе, Эллен Уайт также дала понять, оглядываясь на прошлое, что колесо прогресса в Божьей работе остановилось не по Божьей вине:

«Его народ очень сильно отстал. Человеческие инструменты при божественном планировании могут восстановить немногое из упущенного по причине того, что народ, получивший великий свет, не проявил соответствующей набожности, освящения, и рвения в исполнении намеченных Богом планов. Они к своей ущербности потеряли то, что могли бы иметь в деле продвижения истины, если бы исполняли планы и волю Божью. Человеку невозможно устранить ту пропасть, которая была сделана служителями, не следовавшими за божественным Руководителем.

Нам, возможно, придётся оставаться в этом мире по причине непослушания ещё много лет, как сынам Израилевым, но ради Христа, народ Божий не должен добавлять грех ко греху (Исаии 30:1 *), обвиняя Бога в последствиях своих неверных действий.

Этот неверный курс действий и неподчинение включали в себя гораздо более того, что происходило в сфере образования в Баттл-Крике – что Мэган и другие теперь пытались исправить. Речь идёт об образе действий, принятом в Миннеаполисе и последующие годы, который повлиял на многочисленные сферы Божьей работы в этой деноминации на многие годы. Однако все эти проблемы могли быть решены в случае Лаодикийского покаяния и принятия Божьих истинных средств исцеления. Следующим летом в письме к новоизбранному комитету генеральной конференции и совету медико-миссионерского комитета Эллен Уайт выразила эти же мысли в контексте генеральной конференции 1901-го года:

«Чудесные дела могли быть сделаны для большого собрания в Баттл-Крике на генеральной конференции 1901-го года, если бы руководители нашей работы взяли себя в руки. Если бы основательная работа была проведена на этой конференции, если бы всё проходило так, как Бог этого желал, если бы невозделанная почва своего сердца была сокрушена теми, кто нёс ответственность, если бы они, в смирении души, «подали пример в деле исповедания и посвящения», показывая тем самым, что они приняли советы и предостережения, посланные Господом для исправления их ошибок, то на этом съезде состоялось бы величайшее пробуждение, которого ещё не было с самого дня Пятидесятницы.

Но работа, которой ожидали все небеса, и которая состоялась бы, если бы братья приготовили ей путь, так и не состоялась. Ибо руководители закрыли дверь и заперли её на засов, не пуская Духа Святого. Полного подчинения Богу так и не произошло. Сердца, которые могли быть очищенными от заблуждений, утверждались в неверных путях. Закрытая для небесных потоков дверь не дала возможности этой очищающей силе устранить всякое зло. Грехи людей остались не исповеданными. Эти люди утверждались в своих злых путях, и говорили Духу Божьему: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя».

Господь прямо сейчас призывает к тщательному самоисследованию, которого не произошло на последней генеральной конференции, когда Он милостиво ожидал этого. Сегодня мы сеем то, что пожнём в вечности. Мы обязательно пожнём плоды греховных семян, которые сеем сегодня, если не покаемся в этом, и не взыщем прощения за допущенные нами ошибки. Те, кто, имея возможность для покаяния и исправления, проходят мимо, не смиряя сердец перед Богом, не избавляясь от того, что Он обличает как грех, ожесточатся против совета Господа Иисуса».

Эллен Уайт ясно показала, что если бы надлежащая работа была проделана в 1901-м году, это привело бы к полному покаянию в ошибках, допущенных за последние десять лет, и Дух Святой был бы излит в масштабах Пятидесятницы. Но, увы, этого так и не случилось.

В феврале 1902 года Урия Смит, восстановленный редактор «Ревью», показал, что старое противодействие ещё не было устранено, и неверие продолжало проявляться по отношению к вести Миннеаполиса. Смит издал в «Ревью» серию из трёх статей автора У. М. Брики, в которых снова была подвержена сомнению позиция Джоунса и Ваггонера в вопросе закона в послании Галатам и в теме заветов – ключевых вопросах вести 1888 года, которую поддерживала Эллен Уайт. *А. Г. Дэниельс, президент генеральной конференции, заявил Уильяму Уайту о том, что эти статьи были «настолько же противоречивы и неубедительны, насколько это возможно», и что они представляли собой «открытое и явное нападение на весть о праведности по вере, данную в Миннеаполисе». Он не мог понять, как Смит мог «исповедовать свою безграничную веру в Дух Пророчества, и отвергать весть Миннеаполиса» одновременно. Однако Дэниельс был обеспокоен не только братом Урией Смит, но и «всей группой ветхозаветных братьев, которые постоянно возбуждали сомнения и неверие относительно света, данного на съезде в Миннеаполисе». *

Эллен Уайт в ноябре 1902-го года наконец сказала своё слово ввиду надвигающегося кризиса. Ещё несколько лет назад она сообщила Урии Смиту посланную небом весть: нежелание принимать истину о том, что слово «закон» в послании к Галатам в первую очередь относится к нравственному закону, лежит в основании противодействия вести, открытой Джоунсом и Ваггонером. Таким образом, сатана и преуспел в сокрытии силы позднего дождя, которая сделала бы их способными возвестить весть громкого клича всему миру. Тот самый свет вести громкого клича в великой степени был отвергнут многими из братьев, и в этом Урия Смит сыграл значительную роль.  Теперь нельзя было возобновлять старое противостояние и делать его вопросом церковного членства, вопросом, который уже был поводом для отвержения Духа Святого и отсрочки возвращения Господа.

Эллен Уайт горячо предостерегала братьев: «С теми истинами, которые Бог не давал в качестве критерия, никогда не следует обращаться так, как обошлись с темой закона в послании к Галатам. Мне было показано, что ужасный опыт конференции в Миннеаполисе – одна из самых печальных страниц в истории верующих в истину для настоящего времени».

Спустя месяц Эллен Уайт по-прежнему не могла спать, когда состояние Божьего народа, «как служителей, так и рядовых членов», было открыто её взору. В большой рукописи, написанной к служителям, Эллен Уайт заявила, что «каждая церковь на нашей земле» нуждается в «исповедании, покаянии и обращении». И если этого не произойдёт «немедленно», заблуждения последних дней «одолеют их», и свет вскоре будет назван тьмой, а тьма - светом:

«Бог призывает к незамедлительному покаянию. Многие уже такое долгое время пренебрегают своим спасением, что их духовное зрение притупилось, и они не могут отличить свет от тьмы. Христос унижается Своим же народом. Первая любовь прошла; вера ослабла, есть нужда в полной трансформации…

Самоправедность – это далеко не брачная одежда. Отказ следовать за ясным светом истины – наша роковая опасность. Весть к Лаодикийской церкви открывает нам наше состояние как народа. Примите эту весть. (цитирует из Откровение 3:14-18).

О, какое описание! Как много людей находится в этом ужасном состоянии! Я настоятельно умоляю каждого служителя прилежно изучить третью главу книги Откровение, ибо в ней описано состояние народа в последние дни. Изучите внимательно каждый текст этой главы, ибо этими словами Иисус обращается к вам.

Если какой-либо народ когда-либо подходил под описание Лаодикийской вести, то этим народом являются те, кто получил великий свет, откровение из Писания, которое получили Адвентисты Седьмого Дня. И вместо того, чтобы возвеличивать своё «я», проявлять гордость, самодовольство, самовозвеличивание, вместо того, чтобы потворствовать слабостям своего характера, оставаясь гордыми, надменными и необращёнными, нам как народу, называющему себя Божим народом, следует осознать свою нужду в благодати Духа истины и Духа праведности».

Продолжать оставаться в Лаодикийском состоянии, отказываясь каяться, означало не только приносить ущерб народу Адвентистов Седьмого Дня, но и наносить оскорбление самому Христу. Такое состояние приводит только к продлению великой борьбы с сатаной, со всеми его обвинениями против правления Божьего. В одном из своих самых тревожных и вопиющих призывов Эллен Уайт описала чувства Иисуса по поводу продолжающегося Лаодикийского состояния, заявляя: «Разочарование Христа не поддаётся описанию».

Хотя Эллен Уайт имела жгучее желание видеть церковь «ходящей во свете, как и Христос во свете», и ревностно молилась за братьев, выражая это же желание, она не могла «не видеть, что свет, данный через меня, не угоден нашим служителям и нашим общинам». Такое отношение к действиям Божьим, открытое ей, показало, что необходимые перемены так и не произошли на конференции 1901-го года. И теперь она сказала, что больше не имеет желания посещать следующую генеральную конференцию в марте 1903-го года:

«Мои братья, я имею великую печаль в сердце. Я больше не появлюсь перед вами на наших общих собраниях, пока не получу прямое повеление от Духа Божьего о том, что я должна это сделать. Последняя генеральная конференция, которую я посетила (в 1901-м году) предоставила вам все доказательства, которые останутся с вами на любом из созванных вами съездов. Если этот съезд не убедил вас в том, что Бог действует Своим Духом через Своего смиренного слугу, то это потому, что его светильник был сдвинут с его места. Я думала, что после последней генеральной конференции произойдёт изменение сердец, но и во время этого съезда работа, необходимая для того, чтобы Бог вошёл в нашу среду, не была сделана. Не сделана она и до сих пор. Бог стучит в дверь сердец, но до сих пор эта дверь не открылась, чтобы позволить Ему войти и полностью завладеть храмом души».

Итак, около двух лет после генеральной конференции 1901-го года необходимые сердечные преобразования не были сделаны, и главным образом из-за нежелания слушать призыв «Свидетеля Истинного» к покаянию, посланный через Его свидетельства. Через две недели Эллен Уайт снова была показана чудовищность этого состояния, но на этот раз во сне, когда она писала о сорванной реформе на генеральной конференции 1901-го года:

«Однажды в полдень я писала о той работе, которая могла быть проделана на последней генеральной конференции, если бы братья на ответственных постах последовали воле и пути Божьему. Те, кто получил великий свет, не ходили в этом свете. Собрания прошли, а прорыва так и не было сделано. Люди не смирили себя перед Господом, как им следовало, и Дух Святой не сошёл. Я дописала до этого места, и потеряла сознание, и стала свидетелем сцены, происходящей в Баттл-Крике.

Мы собрались в аудитории святилища. Вознеслась молитва, был спет гимн, и снова вознеслась молитва. Самые ревностные прошения были вознесены к Богу. Собрание было отмечено сошествием Духа Святого. Его влияние глубоко подействовало, и некоторые из присутствующих плакали вслух.

Один из нас встал с колен, и сказал, что в прошлом он не трудился в единстве с некоторыми братьями и не проявлял к ним любви, но теперь он видит себя таким, какой он есть. С великой торжественностью он повторил весть к Лаодикийской церкви: «Потому что ты говоришь: Я богат, нажил много добра, и не имею нужды ни в чём». В своей самодостаточности я считал себя именно таким» - сказал он. «И не знаешь, что ты несчастен, беден, нищ, слеп и наг». Теперь я вижу, что именно таково моё состояние. Мои глаза открылись. Мой дух был жестоким и несправедливым. Я считал себя праведным, но сердце моё разбито, и я вижу свою нужду в драгоценном совете Того, кто знает меня от головы до пят. О, как полны благости, сострадания и любви эти слова: «Я советую тебе купить у Меня золото, испытанное огнём, дабы тебе обогатиться, и белые одежды, дабы тебе одеться, и прикрыть срамоту наготы твоей, и помажь глаза твои глазной мазью, чтобы тебе видеть». (Откровение 3:17,18).

Говоривший эти слова повернулся к тем, кто молился, и сказал: «Нам нужно кое-что сделать. Мы должны исповедовать свои грехи, и смирить свои сердца перед Богом». Он сделал сердечные исповедания, а затем подошёл к некоторым братьям, к одному за другим, и протянул свою руку, прося прощения. Те, к которым он обращался, поднимались на ноги, исповедуясь, прося прощения, и падали на шеи других с громким плачем. Дух исповедания распространился на всё собрание. Это было время Пятидесятницы. Бога прославляли в пении, и эта работа продолжалась далеко за полночь, до самого утра».

Эллен Уайт без сомнения, исполнилась невыразимой радостью, наблюдая за этой сценой, следя за тем, как работа исповедания продолжалась: «Кажется, ни один не считал себя слишком гордым и высокопоставленным, чтобы не сделать сердечного исповедания, и те, кто подавал пример в этом деле, были влиятельными братьями, не имевшими прежде достаточно смелости, чтобы исповедовать свои грехи. Радость царила такая, которой ещё никогда не знали стены этого святилища». Когда Эллен Уайт пришла в себя, какое-то время она не могла понять, где она находилась. Её ручка оставалась в руке. И тогда она услышала слова: «Вот что могло бы произойти. Всё это Господь желал совершить для Своего народа. Все небеса ожидали возможности явить эту благодать». Эллен Уайт «подумала о том, где мы могли бы уже быть, если бы тщательная работа, предусмотренная Богом, совершилась на последней генеральной конференции (1901-го года), и агония разочарования наполнила мою душу, когда я поняла, что всё виденное мной не было реальностью». *

Позже Эллен Уайт написала Джесси Артур, человеку с малым опытом отношений с её даром пророчества. Ободряя его не поддаваться влиянию тех, кто сомневался в этом даре, она говорила ему о том, как Бог поддерживал её в трудах:

«Его сила сопровождала меня на протяжении всей последней генеральной конференции, и если бы братья на ответственных постах чувствовали хотя бы четверть того бремени, которое лежало на мне, то они бы всем сердцем исповедали свои грехи и покаялись. Духом Святым была проделана такая работа, которой ещё не видал Баттл-Крик. Те, кто в это время слышал мою весть, и отказался смирить свои сердца перед Богом, не имеют никаких оправданий. Никаких более весомых доказательств они больше не получат».

Итог последней генеральной конференции стал для меня величайшей, самой ужасающей печалью в моей жизни. Никаких изменений так и не произошло. Дух, который должен был пропитать всю нашу работу в результате этого съезда, так и не был принят, потому что братья не приняли свидетельств от Духа Божьего. И когда они отправились трудиться на свои поля, они не ходили в том свете, которым Бог осветил их путь, а наоборот, привнесли в свою работу неверные принципы, которые главенствовали в работе в Баттл-Крике.

Господь отмечает всякое решение руководящих братьев в наших учреждениях и конференциях. Отвержение посылаемого Богом света грозит погибелью. Городам Хоразин и Вифсаида были посланы самые щедрые небесные благословения… Но они отказались от небесного дара… Так и сегодня к тем, кто видел свет и доказательства, но отказался прислушаться к мольбам и увещаниям Господа, обращён суровый приговор небес».

Очевидно, что Эллен Уайт говорила не о структурных изменениях в организации, которые имели место в 1901-м году. Она говорила о «духе, который должен был пропитать всю нашу работу».

18 февраля 1902 года главное здание санатория Баттл-Крика – больница – сгорела дотла. Спустя десять месяцев, 30 декабря 1902 года издательство «Ревью энд Геральд» постигла такая же участь. Эллен Уайт, вопреки её прежнему решению, через несколько месяцев была призвана посетить генеральную конференцию в Оклэнде, штат Калифорния. Во время её пребывания там однажды вечером её внимание было привлечено к истории Иосии, которая была дана ей в качестве урока, «чтобы предложить этот урок вниманию генеральной конференции». Таким образом, 1-го апреля 1903-го года она поделилась с собравшимися на эту генеральную конференцию следующими мыслями:

Царь Иосия был верен Богу Израилеву. «Он не повторял грехов своего отца, ходя по путям неправедности» - сказала сестра Уайт. Он сделал выбор не повторять ошибок своих предшественников, а попытаться вернуть поклонение Богу. Когда Иосия нашёл книгу закона (Второзаконие) и впервые прочёл о благословениях и проклятиях, он разодрал свои одежды, понимая, что Израиль целыми столетиями жил в нарушении Божьих заповедей. Он понимал, что вся совокупность грехов этого народа навлекала на них грядущие суды Божьи. Продолжая раскрывать эту историю перед собравшимися на конференции, она проводила параллели с адвентистами тех дней:

«Когда Иосия наблюдал идолопоклонство и безбожность в среде своего народа, он сильно печалился. И когда он прочёл в книге закона о неизбежном возмездии за такие беззакония, великая скорбь наполнила его сердце. Никогда раньше он так сильно не проникался Божьей ненавистью ко греху…

Царь не отнёсся к этому вопросу как к незначительному. Священникам и другим занимающим святые должности он повелел: «пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам». Иосия не сказал: «Я ничего не знал об этой книге. Эти заповеди стары, а времена изменились». Он назначил людей, чтобы тщательно исследовать это дело, и эти люди обратились к Олдане пророчице…

Сегодня Бог смотрит на Свой народ. Нам следует взыскать у Него ответов на вопросы о причинах, по которым Он сжёг наш санаторий и наше издательство. Не будем же продолжать идти своим путём, как будто в этом нет ничего плохого. Царь Иосия разодрал одежды свои, а также и своё сердце. Он плакал и горевал оттого, что не имел книги закона ранее, и не знал о грядущем наказании. Бог желает, чтобы мы пришли в себя. Он желает, чтобы мы ревностно взыскали значения бедствий, постигших нас, чтобы мы не шли по следам Израиля и не говорили: «Здесь храм Господень, храм Господень», когда на самом деле это вовсе не так».

Продолжая свою речь, Эллен Уайт применила этот совет к той работе, которая должна была совершиться на последней генеральной конференции в 1901-м году, и которая всё ещё ожидала своей возможности совершиться:

«В каждом учреждении нашей работы необходима реформация. Именно эту весть я передала на последней генеральной конференции как слово от Господа. На том съезде я несла очень тяжкое бремя, которое не снято с меня до сих пор. Мы не одержали той победы, которую могли одержать на той конференции. Почему? – Потому что очень немногие последовали примеру Иосии. Многие на этом съезде не увидели той задачи, которую необходимо было выполнить. Если бы они исповедовали свои грехи, если бы они решились на смелый поступок, если бы они заняли свою позицию на верной стороне, сила Божья посетила бы этот съезд, и мы пережили бы вторую Пятидесятницу.

Господь показал мне то, что могло случиться, если бы задача от Господа была выполнена, как нужно. Мне было позволено присутствовать на вечернем собрании, где брат исповедовался перед братом. Присутствующие плакали на шее друг у друга, и с сокрушённым сердцем признавались друг перед другом в своих грехах. Дух и сила Божья сошли на это собрание. Никто не остался слишком гордым, чтобы не склониться пред Богом в смирении и раскаянии. И пример в этом деле подавали именно те, кто ранее не имел смелости исповедовать свои грехи. Вот что могло случиться. Всё это Господь желал совершить для Своего народа. Все небеса ожидали возможности излить благодать.

Вскоре после того, как огонь уничтожил офис «Ревью энд Геральд», в издании «Ревью» была издана статья Эллен Уайт, «в которой было ясно сказано, что уничтожение санатория и офиса «Ревью» огнём было судом Божьим за настойчивое отступление от Его путей, и за отказ действовать в согласии с предостережениями и наставлениями, посылаемыми много лет посредством Духа Пророчества».  Эллен Уайт умоляла тех в Баттл-Крике, кто продолжал «сопротивляться свету и доказательствам, отказываясь прислушиваться к Божьим предостережениям», чтобы те увидели в «уничтожении офиса «Ревью энд Геральд» Божий призыв к ним обратиться к Нему с предельно искренним сердцем».  Однако спустя короткое время после сессии генеральной конференции 1903-го года, на «встрече акционеров «Ревью энд Геральд» было во всеуслышание объявлено о том, что эти пожары не были судами Божьими».

Вскоре после вышеуказанного собрания У. У. Прескотт обратился к большой аудитории в святилище Баттл-Крика в субботу, 9 мая. Он обратил внимание присутствующих адвентистов на книгу Иеремии, «в которой описан опыт, связанный с уничтожением и захватом Иерусалима, с надеждой на то, что мы хорошо усвоим реальные причины этого захвата и пленения народа». Приближаясь к самой сути своей речи, он вспомнил вместе со своими слушателями о том, как Бог обращался со Своим народом, начиная с самого съезда в Миннеаполисе:

«Те, кто знаком с обстоятельствами нашей работы и наших учреждений здесь, особенно за последние десять-пятнадцать лет, не нуждаются в напоминании о многочисленных предостережениях и наставлениях, посланных нам Господом посредством избранного Им голоса, пока, наконец, суды Божьи не постигли нас за наш отказ повиноваться. И теперь бесполезно, совершенно бесполезно пытаться скрывать это от своих глаз и от всего мира. То, что можно было сохранить и приумножить, слушая слова наставления и предостережения, теперь стало нашим публичным позором, но, несмотря на всё это, некоторые голоса ещё осмеливаются заявить, что в этих бедствиях нет никаких судов Божьих над нами. Настало время для тех, кто ещё боится Бога, принять Его наставления, предостережения и советы (голоса: «Аминь»). Я считаю, что Божьему народу уже пора отозваться на Божий призыв, и заявить о своей вере в Господа Бога своего, даже несмотря на то, что Он посещает их своими судами. Я верю в то, что настало время для Его народа, Его церкви открыто и публично занять свою позицию принятия этих слов наставления и предостережения, и признать перед Богом и всем миром, что Господь посетил нас Своими судами, и что мы каемся и возвращаемся к Нему».

Отношение и действия тех, кто отвергал весть Миннеаполиса в прошедшее десятилетие, затормозило успех церкви почти в каждой сфере её деятельности. Самые плачевные последствия наступили в результате пренебрежения небесным светом, данным почти в каждом аспекте жизни и деятельности церкви. Это пренебрежение стало результатом растущего неверия в Дух Пророчества, имевшего место после мятежа в Миннеаполисе. Одно было ясно – хотя большие изменения в организационной структуре состоялись на генеральной конференции 1901-го года, и эти изменения работают по сей день, всё же Лаодикийского покаяния и опыта получения позднего дождя так никогда и не состоялось.  Даже Прескотт, так много трудившийся в последнее десятилетие уходящего века, начал сомневаться в ценности дара, посланного Эллен Уайт незадолго до её смерти.  Эллен Уайт почила в 1915-м году, так и не увидев второго пришествия Христа, которого она так долго ждала вместе с благословенным даром позднего дождя, который был отвержен, и в конечном итоге отнят.