Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Глава 14 МИННЕАПОЛИС НЕ ЗАБЫТ PDF Печать E-mail

В течение первых лет двадцатого столетия напоминания о конференции в Миннеаполисе продолжали всплывать на поверхность. В июле 1912-го года бывший президент генеральной конференции Г. А. Ирвин направил внимание читателей «Ревью энд Геральд» на семь церквей книги Откровение. В истории этих церквей можно проследить действие двух противоборствующих сил – силы добра и силы зла. Ни одна из этих сил не изменила своей тактики в завоевании сердец людей. Спасение во грехе, либо посредством добрых дел человека, всегда было «основанием всякой языческой религии, и продолжает оставаться принципом папства» - заявил Ирвин. С другой стороны, весть о праведности по вере, всегда была «секретом победоносной жизни». Именно проповедь вести об оправдании верой стала началом громкого клича, о котором Эллен Уайт писала ещё в ноябре 1892-го года. Но какой была история этой вести? Ирвин ответил на этот вопрос:

«Если проповедь праведности по вере как особой вести для этой деноминации была началом громкого клича, и «света того ангела, которому надлежит осветить своей славой весь мир», Бог, очевидно, не намеревался заканчивать проповедь этой вести до тех пор, пока вся земля не осветится славой Господней.

Тот факт, что эта весть не проповедовалась как должно, очевиден из последующих заявлений вестницы Господней: «Общины пребывают в теплоте… Учение об оправдании верой утеряно из виду многими, кто исповедует веру в весть третьего ангела».

В уме читателя, несомненно, возникнет вопрос: Почему весть такой чрезвычайной важности для людей, весть, ставшая началом громкого клича, утеряна из виду? Ответ на этот вопрос находится в следующем высказывании этого же автора: «Враг человека и Бога не желает, чтобы эта истина была ясно представлена; ибо он знает, что если народ примет её полностью, его власть над ними будет потеряна. Если ему удастся взять под свой контроль умы этих людей, так чтобы сомнения, неверие и тьма омрачили опыт называющих себя детьми Божьими, он сможет победить их своими искушениями».

Когда весть об оправдании верой (которую вестница Божья назвала «вестью третьего ангела в своей сути») начала проповедоваться в этой деноминации, враг был глубоко встревожен, и предпринял соответствующие меры для того, чтобы остановить её распространение…

Мы можем смело заявить, что мы отстали на долгие годы по сравнению с тем положением, которое мы могли бы занимать, и должны были занимать в продвижении этой работы… и когда я читаю о том, что только «облечённые в праведность Христа встанут в тот день для исполнения своего долга и отстаивания истины», и что «все доверяющие своей собственной праведности соберутся под чёрным знаменем князя тьмы», я убежден: Настало самое время для того, чтобы весть об оправдании верой снова стала выдающейся вестью в этой деноминации».

Для Ирвина было очевидным, что весть о праведности по вере не совершила того, что должна была совершить, когда она была послана в 1888-м году. Спустя двадцать пять лет Господь всё ещё ожидал её принятия.

В 1924-м году, спустя девять лет после смерти Эллен Уайт, Ассоциация совета служителей проголосовала за то, чтобы пастор А. Г. Дэниельс, бывший президент генеральной конференции, составил компиляцию из её трудов на тему оправдания по вере. Когда тот начал своё «тщательное исследование», он был «изумлён и восхищён торжественной обязанностью», которая была ему поручена. Данное изучение предмета праведности по вере в трудах Эллен Уайт привело Дэниельса к «твёрдому убеждению» в том, что её советы делились на «два аспекта: главный относился к великому и потрясающему факту о том, что верой в Сына Божьего грешники могут получить праведность самого Бога; а второй рассматривал провидение и планы Бога в Его решении послать особую весть о принятии праведности Божьей по вере Своему народу, собравшемуся на генеральной конференции в городе Миннеаполис, штат Миннесота, в 1888-м году».

Цитируя из статьи Эллен Уайт в «Ревью» за 22 ноября 1892 года, а также из «Ранних произведений» (стр. 85, 86), Дэниельс заключил, что данные источники «совмещают сошествие позднего дождя с громким кличем, откровением о праведности Христа, и наполнением мира светом вести третьего ангела». Для Дэниельса было очевидным, что «начало, или открытие всех этих явлений совершается одновременно. Появление одного из них является сигналом для появления всех остальных».  Однако, после исследования тридцатилетней истории отношения к вести Миннеаполиса, он был вынужден сделать печальный вывод:

«Какую глубокую и горькую печаль вызывает тот факт, что эта весть о праведности во Христе во время её звучания должна была встретиться с противодействием со стороны ревностных, добропорядочных мужей, трудящихся в деле Божьем! Эта весть так никогда и не была ни принята, ни провозглашена. Ей так и не дали возможность совершить должную работу и принести церкви бесчисленные благословения, сокрытые в этой вести. Серьёзность и пагубность такого влияния видна из посланных нам обличений. Эти слова упрёка и увещания должны быть приняты сегодня (в 1926-м году) с самым тщательным рассмотрением…

О, если бы мы прислушались как должно к предостережениям и призывам, как они посланы нам в необычной, однако впечатлительной форме на конференции 1888-го года! Сколько неопределённости было бы устранено, сколько блужданий, поражений и потерь можно было бы избежать! Какой свет, благословения и прогресс пришли бы к нам!

Всего лишь спустя несколько лет после издания книги Дэниельса, Тейлор Банч, пастор, библейский работник, и автор, издал буклет под названием «Сорок лет в пустыне: тип и антитип», выражая подобные взгляды на тему позднего дождя и громкого клича.  В этом буклете пастор Банч проводит параллели между церковью Адвентистов Седьмого Дня и детьми Израилевыми в их пути от Египта к Ханаану. С помощью своей жены Тэйлор Банч провёл осеннюю и весеннюю молитвенные недели в колледже «Пасифик Юнион» в течение 1930-31-го учебного года, где он раскрывал эту тему из своего буклета.  Спустя несколько лет, в 1937-м году, Банч провёл серию из тридцати трёх проповедей в святилище Баттл-Крика во время субботних вечерних служений. Эти проповеди были изданы в форме книги под названием «Исход и адвентистское движение в типах и антитипах», по причине «особых просьб со стороны слушателей этих проповедей, а также по причине запросов от служителей и других евангельских работников, желающих иметь эту книгу».

В своих исследованиях пастор Банч предоставил более детальную информацию, чем пастор Дэниельс. Дойдя до опыта древнего Израиля при Кадес-Варни, Банч сопоставил этот пример с конференцией 1888-го года в Миннеаполисе и последующими годами, а также с поворотом от Христа к скитаниям в пустыне заблуждений. Банч заявил, что «весть о праведности по вере проповедовалась с силой более, чем десятилетие, и всё это время кризис Миннеаполиса продолжал оставаться в силе среди руководителей». Цитируя из статьи Эллен Уайт в «Ревью» за 22 ноября 1892 года, Банч сказал, что эта «весть принесла начало позднего дождя… Почему же поздний дождь не стал сходить на нас? Потому что весть, принесшая его, перестала проповедоваться. Она была отвергнута многими, и вскоре исчезла из опыта адвентистского народа, а вместе с ней умолк и громкий клич. И он может снова начаться только когда данная весть, принесшая его, будет восстановлена и принята». Как Израиль, стоя у границ Ханаана, должен был разобраться со своим прошлым, так и адвентисты, по заявлению Банча, должны были «понять реалии» своего прошлого:

«Прямо перед самым концом адвентистский народ пересмотрит свою историю и увидит её в новом свете. Мы должны изучить и понять антитип двух опытов древнего Израиля у Кадес-Варни, и извлечь пользу из ошибок наших отцов, особенно во время кризиса 1888-го года. Мы должны признать и исповедовать эти ошибки наших отцов, и убедиться в том, что мы не повторяем их, отдаляя окончательную победу адвентистского движения. История должна быть пересмотрена и изучена во свете этих ошибок и их последствий вместе с долгой задержкой пришествия Христа. Такое видение объяснит множество запутанных вопросов и сильно укрепит нашу веру в божественное водительство адвентистского движения».

Следом за осенней молитвенной неделей 1930-го года в колледже «Пасифик Юнион» новости об этом исследовании достигли города Элмсхевен, где был в то время расположен комитет наследия Эллен Уайт. Д. Е. Робинсон, один из членов этого комитета, написал пастору Банчу письмо, где, хотя и вежливо, но исключил некоторые из выводов и сравнений пастора Банча между древним Израилем и адвентистским движением. * Так началась эпоха стремлений защитить адвентизм от обвинений в отвержении вести 1888 года, и противлении последующих лет, приведшем к отсрочке возвращения Христа. *

 

Написано в наставление нам

Библия дана нам, чтобы преподать нам уроки посредством своего вдохновенного повествования историй, применимых к нам сегодня. В 26-й главе книги Левит Моисей записал для детей Израилевых обетования благословений в случае послушания Господу и и проклятий в случае пренебрежения Его советами. В данном списке благословений мы находим «обетования» о раннем и позднем дождях, а в «проклятиях» сказано, что небеса сделаются подобными железу, а земля – меди (стихи 4-й и 19-й). В этой главе мы также находим вдохновенные советы для тех случаев, когда всё-таки проклятия постигнут этот народ: «а оставшиеся из вас исчахнут в своих беззакониях в землях врагов ваших и также в беззакониях отцов своих исчахнут; если же признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня, [за что] и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда примут они наказание за беззакония свои. И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню» (Левит 26:39-42, все курсивы в библейском тексте добавлены).

Таким образом, чтобы земля могла вернуться к прежним благословениям, Израилю необходимо было исповедовать и признать, как свои грехи, так и грехи своих отцов, которые те постоянно совершали, признавая тем самым, что все эти совокупные беззакония навели на них наказание плена в чужой земле. Эти же повеления повторялись в книге Второзаконие и повторялись Израилю перед тем, как те зашли в обетованную землю (Второзаконие 9:1-29; 11:13-21; 12:3-8; 28:1-68; 30-32). Соломон повторил эти библейские принципы во время посвящения храма при своём царствовании (2-е Паралипоменон 6:12-40; 7:1-15).

Не прошло и столетия после смерти Соломона, как мы видим Илию, призывающего этот народ оставить поклонение Ваалу, которое и привело к исчезновению дождей и росы на этой земле, как и писал Моисей. В ответ на обвинения царя в том, что Илия был причиной этих проблем Израильского народа, тот ответил, что причиной на самом деле были грехи царя и дома его отца (18:18).

Мы также видим, как царь Езекия желал видеть в своей земле пробуждение и реформацию иудеев, следуя наставлениям из книг Левит и Второзаконие: «и (Езекия) сказал им: послушайте меня, левиты! Ныне освятитесь [сами] и освятите дом Господа Бога отцов ваших, и выбросьте нечистоту из святилища. Ибо отцы наши поступали беззаконно, и делали неугодное в очах Господа Бога нашего, и оставили Его, и отвратили они лица свои от жилища Господня, и оборотились спиною… И вот, пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену доныне» (2-я Паралипоменон 29:5-9). Не случайно Эллен Уайт заявляет, что руководители во дни Езекии «искали прощения за грехи своего народа».

Царь Иосия признал, что Иудейское царство находится в смертельной опасности, после того, как прочёл книгу Второзаконие, потому что «отцы наши не сохранили слова Господня, чтобы поступать согласно всему написанному в этой книге» (2-е Паралипоменон 34:1-30). Таким образом, он исповедовал как свои грехи, так и грехи своих отцов, и желал предотвратить наказание, назначенное Богом в писаниях Моисея.

Иеремия, предвидя грядущее разрушение Иерусалима, сознавал, что грядущие проклятия были следствием блудного поклонения Ваалу: «Ты… осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд» (Иеремия 3:2,3). Его призыв был простым: «Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего… потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, - мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иеремия 3:13,25).

Эллен Уайт подтверждает, что Иеремия последовал совету книги Второзаконие: «Помимо этого волнующего призыва (Иеремия 3:12-14,19,22) Господь предложил Своему заблудшему народу обратиться к Нему с такими словами: “Вот, мы идем к Тебе… потому что мы грешили пред Господом, Богом нашим, — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, — и не слушались голоса Господа, Бога нашего”. Иеремия неоднократно обращал их внимание на советы, данные в Книге Второзакония. Он больше всех остальных пророков придавал значение учению закона Моисеева и показывал, как оно может принести высочайшие духовные благословения всему народу и каждому человеку в отдельности».  Когда же разорение наконец пришло, Иеремия оплакивал его так: «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем беззакония их… горе нам, что мы согрешили!» (Плач Иеремии 5:7,16).

Даниил сознавал, что иудеи были уведены в плен Вавилона во исполнение проклятий, данных в книге Второзаконие. Соответственно, он молился молитвой исповедания своих грехов и грехов своих отцов, признавая справедливость наказания, постигшего их: «…за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас» (Даниил 9:16).

Когда семидесятилетний плен закончился, Бог позволил израильтянам вернуться в свою землю. Но этого не случилось до тех пор, пока они не признали и не исповедовали грехи, за которые они попали в плен: «Зоровавель и его помощники знали эти и многие другие подобные писания (как 4-ю и 28-ю главы книги Второзаконие) и во время недавнего плена неоднократно убеждались в их исполнении. Теперь, раскаявшись во всех грехах, навлекших на них и на их отцов суды Божьи, предсказанные Моисеем, и всем сердцем обратившись к Богу, возобновив завет с Ним, они получили разрешение возвратиться в Иудею, чтобы восстановить разрушенное».

Когда Неемия услышал, что Иерусалим всё ещё не поднялся из руин, он молился молитвой, данной в книгах Левит и Второзаконие: «…я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили - и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему» (Неемия 1:4-8).

Эллен Уайт также обращает внимание на то, что Неемия верно «исповедовал свои грехи и грехи своего народа… (смотри Второзаконие 4:29—31). Это обетование было дано Израилю через Моисея накануне вхождения в Ханаан и в течение целых столетий оставалось неизменным. Теперь Его народ обратился к Нему в раскаянии и вере, и обетование Господа не должно было остаться неисполненным».  И снова Неемия призывает к такому же покаянию в 9-й главе. Эллен Уайт снова обращает внимание на причину и основание этих событий: «Таким образом, каждый день, слушая слова закона, люди все больше убеждались в собственных беззакониях и в грехах своей страны в прошлом. Они поняли, что, позабыв Бога, они лишились Его покровительствующей любви, и дети Авраама оказались рассеяны по языческим землям. И теперь они снова твердо решили искать Его милости и дать обет исполнять Его заповеди….  Когда люди, пав ниц перед Богом, исповедовали свои грехи и умоляли о прощении, начальники ободряли их надеждой, что Бог, согласно Своему обетованию, услышал их молитвы. Им следовало не только сокрушаться, плакать и раскаиваться, но и верить, что Бог простил их. Их вера должна была проявиться в рассказах о милостях Господа и превознесении Его доброты».

Спустя около 500 лет Иоанн Креститель выступил вперёд с небесной вестью, чтобы приготовить путь Господу: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (От Матфея 3:2). «В духе и силе Илии он обличал порочность народа, и указывал на распространённые грехи». Он также «провозглашал пришествие Мессии, и призывал народ к покаянию».

Народ предпочёл Христу Варавву, и вслед за распятием Господа апостолы провели десять дней в посте и молитве, исповедуя свои грехи и грехи своего народа, который так скверно обошёлся со своим же Мессией. И только после этого организованного небом процесса приготовления они были готовы к излитию Святого Духа на Пятидесятницу. И их проповедь, призывающая к покаянию в грехах своего народа, в это же утро завоевала 3000 душ для Христа (Деяния 1, 2).

Спустя три с половиной года Стефан пытался убедить руководителей иудейской нации в подлинности Христа как истинного Мессии, и тем самым предотвратить грядущее разрушение Иерусалима. Он направлял их внимание на прошлые ошибки этого народа, которые привели их к распятию Иисуса. Вопреки долготерпению Господа и последнему призыву Стефана к покаянию в своих грехах и в грехах своего народа, они сами закрыли для себя дверь благодати, убив Стефана. Своей всеобщей гордостью и упрямым неверием иудейские лидеры сами навлекли на себя и на свой народ кровь всех праведников, от Авеля до Захарии пророка, и теперь уже самого Мессии (Деяния 7, Матфея 23:35,36). *

Как насчёт нас?

Церковь последних дней, или Лаодикийская церковь, названа «несчастной, жалкой, нищей, слепой и нагой», но считает она себя «богатой, нажившей много добра, и не имеющей нужды ни в чём» (Откровение 3:17). Более чем 150 лет звучит призыв к Лаодикии. Господь ясно показал, что если бы эта весть была принята, наша миссия была бы выполнена быстро и правильно. Христос мог прийти и до 1888-го года. Но этого не случилось, и «самая драгоценная весть» – божественное средство исцеления – была послана церкви в 1888-м году. Но когда многие из наших отцов восстали против данной вести, они добавили этот грех к Лаодикийскому состоянию. Отказ признать это в последующие годы только усугублял это состояние. Проявления Святого Духа назвали фанатизмом, и тем самым прогнали прочь от себя поздний дождь с громким кличем. Но наша гордость как деноминации удерживает нас от признания того факта, что начало позднего дождя было изгнано нами из нашей среды, и такая долгая отсрочка пришествия Иисуса стала результатом наших грехов и грехов наших отцов.

Ответом на призыв Тэйлора Банча к покаянию Лаодикии была «защита церкви» со стороны церковных руководителей. Эта «защита» набирает силу и растёт по сей день. Когда спустя двадцать лет Дональд Шорт и Роберт Виланд заявили, что историю 1888-го года необходимо пересмотреть, указав на призыв Истинного Свидетеля к покаянию, официальная реакция руководства была ещё более суровой. Семьдесят лет прошло с тех пор, как Тэйлор Банч выступил со своей серией проповедей в Баттл-Крике. Мы недавно праздновали 150-ти летие существования церкви Адвентистов Седьмого Дня.  И теперь мы отпразновали 125 лет с той самой Миннеаполисской конференции 1888-го года, которую Эллен Уайт назвала началом громкого клича и излития Святого Духа как первых потоков позднего дождя.

По всей видимости, некоторые желают сделать 125-ти летний юбилей таким мероприятием, которое бы заглушило все разговоры о 1888-м годе. А другие, задаваясь вопросами о целесообразности празднования таких юбилеев, спрашивают: Где же поздний дождь? И что привело к такой долгой задержке его сошествия? Ведь обетования Господа не ослабели и не изменились. Но, увы, если поздний дождь и сойдёт на нас как на народ снова, как это было на конференции в Миннеаполисе и последующие годы, то как это случится без нашего осознания своего Лаодикийского состояния, исповедания наших грехов и грехов наших отцов, и признания причин такой долгой задержки как следствия? Как же мы сможем принять его, не усвоив уроки прошлого, а наоборот, переписав свою историю, чтобы тем самым удовлетворить свои Лаодикийские заявления о нашей церкви? Сколько ещё мы будем продолжать «бить Христа в доме любящих Его»?

Слова Эллен Уайт звучат и сегодня так же остро, как тогда, когда она написала их в 1892-м году: «Нам нечего бояться будущего, если мы только не забудем путь, по которому Господь вёл нас в прошлом, и Его уроки в нашей истории».