Глава восьмая |
Крест и примирение На кресте происходило нечто большее, чем унижение, страдания и смерть. На первый взгляд, мучительная смерть Иисуса казалась победой сатаны. Но Бог это кажущееся пора¬жение обратил в славную победу, которой могло быть спасено все человечество. У Павла читаем: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллннов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:23—25). В этой главе мы увидим, что все, пережитое Христом на кресте, гораздо ужаснее, чем страшные физические страдания. Его физические муки, какими бы тяжкими они ни были, не совершили нашего примирения. Сатана и жестокие люди, руководимые им, были источником, причинившим Иисусу физическую боль. Высшая же жертва, посредством которой грешники примирились со святым и праведным Богом, имела Другой источник. Крест не только полностью раскрыл злобную ненависть сатаны, он показал глубины Божьей любви агапэ. «Слово стало плотню и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца»(Ин. 1:14). На кресте Христовом были полностью явлены Божия слава и Его самоотверженная любовь. Подобно ученикам мы тоже должны взирать на эту славу, если желаем достичь полни Его образа. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). В противовес мрачной тени, которой грех и сатана окутали крест, Бог проявил во всем величии Свою славу. Давайте порассуждаем об этой славе: что она значила и что она значит для нас. Делая это, отложите все свои предвзятые мнения и будем взирать на истину, как она есть во Христе, и притом распятом. Оценить значение креста можно лишь в том случае, если понять, что грех сделал с нами. Грех отделяет нас от Бога (см. Ис. 59:2). Он делает нас врагами Богу (см. Рим. 5:10). Следовательно, нам нужно примириться с Богом, достичь единства гармонии с Ним. Вот что значит слово примирение — греховные человеческие существа примиряются с Богом, приводятся в «единство» с Ним. В Писании ясно сказано, что Христос примирил нас с Богом и совершил это примирение на кресте (см. 2 Кор. 5:18, 19; Евр. 2:17: Еф. 2:16: Рим. 5:10). Как Он сделал это? Как смерть Христа примирила нас с Богом? Помимо того, что грех ненавистен Богу, и Он не может мириться с ним, грех назван в Писании «беззаконием» (1 Ин 3:4). Бог недвусмысленно сказал, что «возмездие за грех смерть» (Рим. 6:23, Быт. 2:16, 17; Иез. 18:4, 20). И наказание грех — не только смерть, но вечная смерть. Писание ссылается на два вида смерти. Есть первая смерть, которую Библия называет «сном» (см. Ин. 11:11—14; 1 Кор. 15:51; 1 Фес. 4:14). Через нее проходят все люди на земле — равно спасенные и погибшие. Существует и вторая смерть — вечная. Умирающий этой смертью прощается с жизнью навеки. Именно эту смерть испытают погибшие в конце тысячелетнего царства (см. Откр. 2:11; 20:6, 14; 21:8). Первая смерть, какой бы ужасной она ни казалась, не является возмездием за грех. Она есть только следствие греха. Поэтому все, умершие первой смертью, будут воскрешены: спасенные — к жизни вечной, а погиб¬шие — ко второй смерти, возмездию за грех. Во второй смерти Бог, Источник жизни, ставит нераскаявшихся перед их собст¬венным выбором — их неверием, лишающим всякой надеж¬ды. Христова смерть на кресте была смертью «для греха» (Рим. 6:10). Это значит, что, заместив нас Собою и будучи нашим представителем, Христос испытал на кресте «вторую смерть» — вечную смерть, которую Библия называет «возмез¬дием за грех». Как сказано в Евр. 2:9, Он должен был «по благодати Божией, вкусить смерть за всех». Писание обещает, что верою пребывавшие во Христе и воскресшие при первом воскресений, избегнут второй смерти. «Блажен и свят имеющий участие в воскресений первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6).Почему они избегнут второй смерти? Потому что Христос, понесший их грехи, уже «вкусил» вторую смерть за них (см. Евр. 2:9). На кресте Христос в действительности испытал вторую смерть за падшее человечество. Вот что представляет собою Его высшая жертва. Внушив Церкви обман — веру в бессмертную душу, сата¬на окутал тьмою славную истину о том, что в действитель¬ности произошло на кресте. Итак, если мы владеем бессмерт¬ной душой, то смерть становится просто отделением души от тела. Тогда вторая — вечная смерть невозможна, потому что душа продолжает жить после смерти тела. Вот почему христианская Церковь в целом сосредоточила внимание на физических страданиях Христа при распятии как на высшей жертве, принесенной ради человечества, хотя в сущности Его физические страдания не отличались по своему характеру и силе от страданий многих людей на протяжении всей истории. По этой же причине большинство христиан считает, что возмездием за грех является не вечная смерть, а вечная пытка в адском пламени. Побудив Церковь смотреть на крест с точки зрения рим¬лян, сатана умалил значение реальной жертвы Христа. Только взглянув на крест глазами иудеев, как это сделали новозаветные писатели, мы можем понять полноту его значения. Римский крест, несомненно, был самым мучительным и позорным орудием казни из всех, когда-либо изобретенных людьми. Впервые примененный финикийцами около 600 г. до Р.Х., он стал использоваться египтянами, а затем и римлянами. Римляне сделали эту казнь более утонченной и использовали ее для расправы с беглыми рабами и самыми опасными преступниками. Но для иудеев крест означал совсем другое. Это другое объясняет, почему иудеи требовали распятия Христа. Как явствует из Ин. 19:5—7, иудеи настаивали, чтобы Христос был распят, потому что «сделал Себя Сыном Божиим (стих 7). Однако когда мы исследуем, какому наказании подвергалось богохульство в Ветхом Завете, то обнаружив что закон приговаривал к побиванию камнями, а не распятию (см. Лев. 24:16). Разве иудеи, толпившиеся во дворе Пилата, не знали этого? Конечно, знали. Ранее, когда Христе провозгласил: «Я и Отец — одно», иудеи «схватили каменья чтобы побить Его» (Ин. 10:30, 31). Тогда почему они требовали чтобы Пилат распял Его, особенно если распятие не практиковалось среди иудеев? Дело в том, что они хотели не только предать Христа смерти. Для иудеев распятие на кресте было равноценно повешению на дереве, которое по их понятиям означало, что казненный окончательно проклят Богом (см. Втор. 21:23). Для них это было равносильно второй смерти или вечной смерти, потому что, как вы знаете, иудеи не верили в бессмертие души. Убедительный пример иудейских представлений о повешении на дереве как вечном Божьем проклятии мы находим в книге Иисуса Навина. Бог сказал Аврааму, что Он даст аморреям (древнее название хананеев) четыреста лет испытательного срока, чтобы те приняли Его. В течение этого времени потомкам Авраама предстояло быть рабами в Египте (см. Быт. 15:13—15). Когда в конце этого испытательного, периода Иисус Навин вел иудеев в Ханаан, пять хананейских царей объединились и напали на него. Бог дал Иисусу Навину победу, и, когда пять царей были взяты в плен, Иисус убил их, а затем повесил на пяти деревьях, желая показать всем, что вечное Божье проклятие лежит на тех, кто сознательно и добровольно отвергает Его (см. Ис. Нав. 10:25—27). Итак, для иудеев распятие Христа означало больше, чем физическую смерть. Это означало, что на Нем было проклятие Божье, равноценное второй смерти (см. Ис. 53:4, 10). Христос на кресте действительно был под проклятием Бога, но не из-за богохульства, как иудеи обвиняли Его. Христос перенес вторую смерть, потому что Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его [как полное возмездие за грех] за всех нас» (Рим. 8:32). Поэтому «Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием, — ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе"» (Гал. 3:13. буквальный перевод). Попутно возникает вопрос: Ведь Христос был Богом, как Он мог умереть второй смертью? Кроме того, Он предсказал Свое собственное воскресение и действительно воскрес из мертвых. Как Он мог испытать «вечную смерть»? Конечно, Божественное естество Христа не умерло на кресте. Христос умер как Человек, как Тот, Кто заместил нас. При воплощении Он принял природу всего человечества в целом, именно она была осуждена и умерла. Божественность бессмертна и поэтому не могла умереть ни первой, ни второй смертью. А как быть с Его воскресением? Как примирить вечную смерть с тем фактом, что Он воскрес? При воплощении Христос «уничижил Себя (опустошил — по другому переводу)», и в этом заключается ответ. Когда Христос, вторая Личность Божества, стал плотью и Сыном Человеческим, Он «уничижил Себя», олицетворяя человечество, которое Он пришел искупить (Фил. 2:6, 7). Что здесь фактически произошло? Христос отдал всего Себя со всеми Своими Божественными преимуществами и властью в руки Небесного Отца. Он охотно, добровольно сделался рабом Отца. Отец, в Свою очередь, посредством Святого Духа поместил Христа в чрево Марии (см. Лк. 1:26—35). Это означало, что Христос сохранял Свою Божественность, но, пока Он жил на земле, являясь нашим заместителем и представителем. Он отказался независимо от Отца пользоваться ею. Вот почему в Писании сказано, что, будучи дитятей, Иисус возрастал в премудрости (см. Лк. 2:40, 52) — это было бы невозможно, если бы Христос сохранял Свои Божественные преимущества. Как человек Он заявил, что не может делать ничего без воли Своего Отца (см. Ин. 5:19, 30; 6:57). Он должен был жить на этой земле, как должны жить люди, — только верою в полной зависимости от Бога. Обратите внимание на следующее сравнение между Христом — Богом и Христом — человеком:
ХРИСТОС — БОГ 1. Бессмертен (Ин. 1:4; 5:26). 2. Творец (Ин. 1:3; Кол. 1:16). 3. Всеведущ (Ин. 2:24, 25; 16:30). 4. Независим (Ин. 10:18).
ХРИСТОС — ЧЕЛОВЕК 1. Смертный (Рим. 10:5; 5:6; 1 Кор. 15:3). 2. Сделался человеком (Мф. 2:1; Евр. 2:9; 10:5). 3. Нуждался в знании (Лк.2:40,52). 4. Зависим (Ин. 5:19,30; 6:57; 8:28).
Как к Богу ко Христу относится все то, что относится к Богу Отцу. Точно так же ко Христу как человеку относится все то, что относится к человеку (см. Евр. 2:14—17). Поэтому, чтобы стать подобным нам, Христос Бог, должен был сложить с Себя все Божественные преимущества. Только так Он мог во всем уподобиться нам, заместить нас и по праву быть нашим Спасителем. Сказанное выше проливает яркий свет на Его смерть на кресте. Как Сын Человеческий Христос был зависим от Своего Отца не только во всех Своих нуждах, но и в воскресении. Хотя Христос обладал Своею собственной несотворенной, незаимствованной Божественной жизнью. Он не мог воскре¬сить самого Себя из мертвых без власти и руководства Небес-ного Отца. Писание ясно учит, что Христос воскрес из мертвых силою Отца (см. Рим. 6:4; Деян. 2:24, 32; Еф. 1:20). Давайте вновь взглянем на смерть Христа на кресте — на этот раз во свете истины о Его зависимости от Небесного Отца. Мы уже видели, какие страдания причинил сатана Христу на кресте, используя нечестивых людей. Но Бог тоже проявил там Свое участие. Исаия говорит, что Бог «возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Божий гнев за грехи всего мира был излит на Христа, висевшего на кресте, как Носителя наших грехов. Вот почему Библия говорит, что Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32; см. Ис. 53:4, 10; Рим. 4:25). Эта истина была наглядно представлена в служении земного святилища, когда жертвенный агнец, олицетворяю¬щий Христа, сжигался на жертвеннике Божественным огнем (см. Лев. 9:24). Огонь изображал Божий гнев, направленный против греха (см. Евр. 12:29). Христос имел в виду ту же истину, когда в верхней горнице учреждал первое служение Вечери Господней. Тогда Он взял чашу и сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27, 28). Позднее в Гефсиманском саду мы слышим, как Он трижды в муках взывает: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Что значила для Иисуса «Эта чаша»? Ответ мы находим в трехангельской вести 14-й главы Откровения. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (стихи 9, 10). Чаша есть окончательное проклятие Божие, вторая смерть — вечная смерть. Всю Свою земную жизнь Христос жил верою, в полной зависимости от Своего Отца. Без Отца Христос не мог делать ничего. Частично такой ценой Христос мог стать вторым Адамом, Спасителем мира. Однако на кресте с Ним случилось нечто ужасное. Небесный Отец оставил Его (см. Мф. 27:46)! Христос остался один и без надежды. Без надежды на воскресение. Без надежды увидеть когда-либо вновь Своего Отца. Вечная жизнь, которой владел Христос и которую при воплощении Он отдал в ведение Своего Отца, теперь была взята у Него, чтобы Бог мог передать ее падшему человеческому роду. С другой стороны, вторая смерть, которой по справедливости должны были умереть мы, теперь оказалась уделом нашего Господа (см. Евр. 2:9). В окончательном смысле именно это имел в виду Павел, когда сказал: «Ибо не знавшего греха [Христа] Он [Бог] сделал для нас жертвоюза грех» (2 Кор. 5:21). То была наивысшая жертва, которую должен был принести Христос, чтобы спасти нас. Добрый Пастырь отдавал жизнь Свою за овец — не на три дня, а навеки (см. Ин. 10:11, 15). Теперь, в этом контексте, мы можем понять, что имел в виду Христос, когда сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ин. 3:16). Когда ученики ясно это поняли, они превратились из группы эгоистично настроенных людей в истинно обращенных, в последователей готовых перевернуть Евангелием весь мир (см. Деян. 17:6). То же самое преобразование произойдет и в нашей жизни, если мы полностью поймем значение креста (см. 2 Кор. 5:14, 15). Сатана, не видимый глазу смертных, наблюдал за драмой, происходившей на кресте. Он знал, что там решалось. И хотя сатана был виновен в распятии Христа на кресте, он не хотел видеть человечество спасенным, не хотел, чтобы Бог явил Свою безусловную любовь агапэ. Поэтому, когда Христос испытывала невыразимые душевные страдания, ощущая гнев Бога, сатана еще раз подошел к Нему с жестокими искушениями, которые недоступны пониманию смертных людей. «Других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий», — побуждал насмехаться своих приспешников сатана. «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Лк. 23:35—37). Как понять такие сверхчеловеческие искушения? С человеческой точки зрения, Христос имел все основания спасти Себя и заставить смолкнуть язвительные голоса. Но нет! Христова любовь к грешному человечеству была больше любви к Себе. «Любовь (агапэ) познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою». На кресте Христос должен был принять решение, которому предстояло определить судьбу всего человеческого рода: пойдет ли Он против воли Своего Отца и проявит ли Свою Божественную силу, чтобы сойти с креста и спасти Себя? Или Он отдаст Себя в абсолютную вечную жертву и спасет мир, покорившись справедливому возмездию за грех? То был реальный вопрос, стоявший перед Ним. Он не мог одновременно спасти Себя и мир. Христос предпочел распрощаться с вечной жизнью, чтобы ее могли иметь мы с вами. Он предпочел вторую смерть, справедливое наказание за грех, которое заслуживаем мы с нами. Божественная жизнь Христа не закончилась на кресте, но Он отдал ее ради нас и испытал вторую смерть, которой по справедливости должны умереть мы. Он отдал Свою вечную жизнь не на три дня, а навеки. Такова высшая жертва креста; такова горькая чаша, которую Христос должен был пить и из-за которой крупные капли крови выступили на Его челе в Гефсимании, когда Он в Своем человеческом естестве умолял Бога избавить Его. Как только Христос самоотверженно решил, что в качестве второго Адама Он примет вторую смерть за каждое человеческое существо, раздался Его крик: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Затем Он склонил Свою голову и умер. Что же совершилось? Жертва примирения. Раз и навсегда за все грехи было полностью уплачено (см. Рим. 6:10). Являясь еще грешниками и врагами Бога, мы примирились с Богом смертью Его Сына (см. Рим. 5:8, 10). «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Живя в человеческой плоти, Христос ни в малейшей степени никогда не уступил греху. Поэтому Он не заслужи наказания второй смертью. Хотя Христос предпочел взять на Себя наши грехи и пережить ради нас вторую смерть, Бог был совершенно справедлив, возвратив Ему Его Божественную жизнь, которую Он отдал за греховные человеческие существа. Однако эта возвращенная жизнь больше не принадлежал одному Христу. Через Его жертву на кресте Христова вечная жизнь стала достоянием других. Накануне распятия Писание называет Христа «единородным от Отца» (Ин. 1:14). Греческое слово, переведенное единородный, означает в действительности «уникальный» или «одного рода». После распятия, воскреснув, Христос становится «первенцем из мертвых» (Откр. 1:5). Между двумя этими терминами существует важное различие. «Единородный» имеет отношение не просто к одному, а к единственному дитяти, а первенец относится к первому среди многих детей. Это различие совершил крест. Перед крестом Бог имел только одного возлюбленного Сына. Теперь же, благодаря высшей жертве Христа на кресте, у Бога много возлюбленных сыновей и дочерей, из которых Христос — первый(см. 1 Ин. 3:1; 1 Петр. 1:3, 4). Какого замечательного Спасителя мы имеем! Христос стал главой нового искупленного человечества; Он является первенцем, или первородным всех, кто пребывает в Нем (см. 1 Кор. 15:20, 23). При воскресении Христос, Который освящает, и верующие, которые освящены, — «все — от Единого» (Евр. 2:11), то есть они разделяют ту же самую жизнь. Христос не только избавил нас от осуждения греха и смерти, но гораздо более того: Он воскресил нас и сделал сыновьями и дочерями Бога. Придет день, когда мы разделим с Ним престол на небесах и обновленной земле (см. Откр. 20:6; 22:5). Неудивительно, что Павлу было трудно выразить свое восхище¬ние, он только мог воскликнуть: «Благодарение Богу за неизре¬ченный дар Его!» (2 Кор. 9:15). Неудивительно, что Павел мог славить только Христа и Христа распятого(см. Гал. 6:14). Ключевые мысли восьмой главы 1. Физические страдания Христа на кресте, как бы ужасны они ни были, не совершили нашего примирения. 2. Крест открыл не только злобную ненависть сатаны, но и глубины Божьей любви агапэ. 3. Возмездие за грех — это не просто смерть, но вторая, то есть вечная смерть, которую Христос испытал на кресте. 4. Для иудеев распятие Христа означало больше, чем физическую смерть. Распятие показало, что Христос был под Божьим проклятием (см. Ис. 53:4, 10; Втор. 21:33). 5 Божественность Христа не умерла на кресте. Вечной смертью умерло наше совокупное человеческое естество, которое Он принял при воплощении. 6. Бог «возложил» на Христа, висящего на кресте, «грехи всех нас» (Ис. 53:6).Божий гнев за грех был излит на Христа, понесшего наши грехи. 7. На кресте Отец покинул Своего Сына, оставив Христа одного и без надежды — без надежды на воскресение; без надежды когда-либо вновь увидеть Своего Отца. Вторая смерть, которой по справедливости должны умереть мы, постигла Его. Он навсегда отдал Свою вечную жизнь за нас. 8. Перед распятием Иисус был назван «единородным от Отца» (Ин. 1:14), что значит «уникальный», или «одного рода». После креста и воскресения Он назван «первенцем из мертвых» (Откр. 1:5). До распятия Бог имел только одного возлюблен¬ною Сына. Через высшую жертву Христа на кресте у Бога появилось много возлюбленных сыновей и дочерей, из которых Христос — первый (см. 1 Ин. 3:1,2; 2 Петр. 1:3, 4).
|