Глава десятая |
Праведность через веру В третьей главе мы дали определение Евангелию и спасению как объективному факту. Мы видели, что во Христе все человечество получило полное и завершенное спасение потому что Христова жизнь обеспечила спасение от вины греха, наказания за грех, его силы и проклятия (см. Еф. 2:5, 6). В этой главе мы обратим наше внимание на субъективный аспект Евангелия — спасение как личный опыт. Все, что Бог приготовил и обеспечил во Христе для всего человечества (объективное Евангелие), должно стать реальностью нашей жизни (субъективное Евангелие), если мы ценим это. Объективное Евангелие может стать реальностью для нас только тогда, когда мы испытаем его силу в нашей жизни. Иисус сказал, что мы не только познаем истину, но истина сделает нас свободными (см. Ин. 8:32). Истина может освободить нас только тогда, когда мы верим и принимаем ее в наше сердце (см. Мк. 16:15, 16; Рим. 5:17). Пока этого не случится, истина остается только теорией для нас. Изучая объективное Евангелие, мы смотрели на спасение с Божьей точки зрения. Когда мы изучаем субъективное Евангелие, мы смотрим на спасение с человеческой точки зрения. Божья перспектива открывает, что мы спасены благодатью (см. Еф. 2:8, 9), и Христос есть наша праведность. Человеческая перспектива, перспектива человеческого отклика показывает, что мы спасены верою, и праведность Христа становится нашей праведностью только посредством веры. Другими словами, субъективное Евангелие — это реальное осуществление в жизни объективных фактов Евангелия. Вера есть ключевое слово в субъективном Евангелии, и нам нужно подробно рассмотреть это слово. Истинная вера Вера — это наш человеческий отклик на объективные факты Евангелия. Чтобы вера была истинной, такой отклик должен быть всегда движим любовью. Евангелие должно восприниматься сердцем. Из Ин. 3:14—16 явствует, что вера есть наш сердечный отклик на Божью любовь, выраженную в даре Иисуса Христа, и притом распятого. Когда мы понимаем объективные факты Евангелия, особенно истину относительно креста, тогда «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:14, 15). Христос был готов навсегда распрощаться с вечной жизнью, чтобы дать нам жизнь, — эта истина способна наполнить нас только любовью и восхищением. Такова подлинная вера, которая действует любовью (см. Гал. 5:6) и делает служение Богу истинным. Сатана, главный враг наших душ, припас, по крайней мере, одну подделку для каждой объективной истины Еван¬гелия. Например, Христову праведность Он подменил самоправедностью. Самоправедность может выглядеть привлека¬тельно; она может казаться даже истинной праведностью, но не о ней учит Евангелие, и потому она подобна запачканной одежде (см. Рим. 10:3,4; Ис. 64:6). Сатанинской подделкой истинной веры является эгоис¬тичная вера, порожденная своекорыстием. Подобно истинной, эта поддельная вера претендует на пребывание во Христе, но начало свое она берет из греховного человеческого естества, в котором преобладает интерес к себе. Поскольку она не имеет ничего общего с Евангелием Христа, у нее нет силы совершать добрые дела. В противоположность этой эгоистичной вере вечное Евангелие трехангельской вести предлагает нам веру Иисуса, Который может дать нам терпение святых и силы соблюдать заповеди Божьи (см. Откр. 14:12). «Вера Иисуса» есть вера, которую Он проявил во время Своей земной жизни и благодаря которой Он победил на кресте. Она описана в Лаодикийской вести как «золото, огнем очищенное» (Откр. 3:18; 1 Петр. 1:7). Поскольку вера Иисуса была вдохновлена любовью агапэ, она была способной устоять даже в жестоком испытании второй смертью. Следовательно, первое, что нам следует знать об истинной вере, — она является нашим человеческим откликом на евангельскую весть и она всегда движима любовью, глубокой, сердечной признательностью Христу. Почему в настоящее время так много христиан не являют в своей жизни силу Евангелия? Одна из причин заключается в эгоистичности их веры. Их вера эгоистична, потому что они не понимают фактов объективного Евангелия, не понимают Христа — нашей праведности. Если человек не верит, что в Иисусе Христе уже обретено полное и совершенное спасение, если он считает, что спасение целиком зависит от добрых или дурных его поступков, то вера, на которую способен такой человек, будет, естественно, осквернена своекорыстием. Там, где нет ясного понимания оправдания верою, суще¬ствует неуверенность. Где есть неуверенность, там присутствует страх. А где есть страх, там не может быть настоящей любви — человек озабочен только собой. «Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). Мысль о том, что «я должен быть хорошим» или: «я недостаточно хорош, чтобы заслужить право на небеса», является серьезным камнем преткновения на пути Божьего народа к истинной вере. В результате церковь духовно обанкротилась (см. Откр. 3:17). Вот почему крайне важно понимать объективные факты Евангелия — истину, какая она есть в Иисусе. Без этого понимания мы никогда не сможем ощутить истинную веру, движимую любовью (см. Гал. 5:6). Спасающая вера Истинная вера должна быть движима любовью, но она должна быть также спасающей верой. Что такое спасающая вера? Это не просто доверие Христу. Слишком много христиан доверяют Христу в спасении точно так же, как они доверяют своей страховой компании в вопросах материального благополучия. Такая вера основана на себялюбии и поэтому является подделкой спасающей веры. Хотя спасающая вера включает в себя абсолютное доверие Богу, она подразумевает нечто гораздо большее. Истинная спасающая вера вдохновляется любовью и всегда включает три важных аспекта: (1) знание истины такой, какая она есть и Иисусе; (2) веру в такую истину, какая она есть в Иисусе, и (3) послушание такой истине, какая она есть в Иисусе. Рассмот-рим кратко каждый из этих аспектов. 1. Знание, истины. Из многих текстов Священного Писания совершенно ясно следует, что знание Евангелия является необходимым и существенным элементом спасающей веры. Апостол Павел определенно сказал, что вера — от слышания, а слышание от Слова Божьего (см. Рим. 10:17). Контекст этого утверждения показывает, что источником веры является слышание Евангелия мира — истины, какова она есть в Иисусе. Христос Сам заявил, что для спасающей веры необходимо знание Его. «И познаете истину, и истина сделает вас сво¬бодными... если Сын освободит вас, то истинно свободны буде-те» (Ин. 8:32—36). Он также сказал в молитве к Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Проблема иудеев в Новом Завете заключалась в том, что они не понимали Евангелия. «Ибо свидетельствую им, — ска¬зал Павел, — что имеют ревность по Боге, но не по рассужде¬нию. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поста¬вить собственную праведность, они не покорились праведно¬сти Божией»(Рим. 10:2, 3). Поскольку знание Евангелия необходимо, Иисус поручил Своим ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Вот почему Он сказал: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14; Откр. 14:6). Мы должны ревностно стремиться к боле полному познанию истины, какова она есть в Иисусе потом что знание Евангелия — это спасающее знание, которое умножает и углубляет нашу веру (см. Еф. 4:11—15). 2. Вера в истину. Библия ясно открывает, что постижение истины только разумом не дает спасения. Подлинная спасающая вера должна включать веру в истину. «Кто будет воровать [Евангелию] и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16)На греческом языке слова вера и верование происходят от одного и того же корня, потому что вера подразумевает верование. Человек должен верить Евангелию не только своим умом; эта вера должна также исходить от сердца. Павел сказал римским христианам: «Вера ваша возвещается во всем мире»(Рим. 1:8). Что сделало выдающейся их веру? Ответ находим в Рим. 6:17: «Благодарение Богу, что вы… от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». В притче о сеятеле (см. Мф. 13:3-9,15,18-23) Христос показал многих верующих, которые приняли Слово но вера только тех имеет ценность и приносит плод, кто понимает Евангелие и сердцем откликается на него (см. Мф. 13:23; Деян. 8:36—38). Разные причины побуждают человека принять Евангелие Некоторые, особенно в странах третьего мира, могут принимать Евангелие, чтобы получить бесплатное или недорогое образо¬вание, работу, одежду, пищу. Другие могут присоединиться к церкви под нажимом родственников, для обретения душевного покоя и т. д. Но подобная вера не является истинной она никогда не принесет доброго плода и не устоит в испытании. Только те, кто сердцем откликается на евангельскую истину, имеют подлинную спасающую веру. 3. Послушание истине. В-третьих, спасающая вера включает полную покорность объективным истинам Евангелия. Более того, этот аспект делает веру орудием, посредством которого мы можем испытать силу Евангелия. К сожалению, именно здесь многие заблуждаются. Подлинная спасающая вера подразумевает не только принятие Евангелия умом. Иаков предостерегал: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Послушание истине есть свидетельство нашей веры. Изучая объективные факты Евангелия, мы обнаруживаем в жизни и смерти Христа многое, относящееся к нам. Например, мы понимаем, что, когда Христос умер на кресте, мы также умерли в Нем. Следовательно, спасающая вера означает, что мы отождествляем себя с этим событием; мы понимаем, что также должны распрощаться навеки с нашей старой греховной жизнью, которую унаследовали в Адаме. Только тогда мы будем иметь право воскреснуть и жить со Христом (см. Рим. 6:8; 2 Тим. 2:11). Подлинная спасающая вера требует от нас покорности всему, относящемуся ко Христу, и притом распятому. Мы знаем, что, веруя, мы не умираем для греха лично. У нас еще прежняя греховная природа. Следовательно, мы совершенно неспособны жить жизнью, которой Бог ожидает от нас, хотя мы — верующие христиане. В нас должен жить Христос, и позволить Ему сделать это мы можем, лишь зная, что при смерти Христа наша естественная греховная жизнь умерла в Нем. Павел указывает на это как на тайну своего собственного опыта: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19, 20). «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, — советует апостол Павел римским христианам, — живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»(Рим. 6:11). Когда наша вера поднимается на этот уровень, наша ветхая жизнь больше не властна над нами, потому что она распята со Христом. Через пребывание Святого Духа в нас возобладает жизнь воскресшего Христа. Такая жизнь угодна Богу (см. Гал. 5:22—24; Ин. 15:4—8). Жить верою прежде всего означает жить жизнью, которая полностью подчинена Христу — нашей праведности. Следовательно, вера помогает нам обрести спасающую силу, посредством которой мы оказываемся оправданными и уподобляемся Христу. Таким путем Христова праведность становится нашим личным опытом веры. Вот что значит жить по Духу (см. Гал. 5:16, 17; 2 Кор. 3:17, 18). Следовательно, спасающая вера подразумевает нечто гораздо большее, чем просто доверие Христу в вечном спасении. Она значительно глубже простой зависимости от помощи Христа в соблюдении закона или нашем совершенствовании. Бог никогда не поможет плоти стать лучше, ибо плоть находится под владычеством сатаны и неизменно противится Богу (см. Рим. 8:7; Гал. 5:17). Формула успешной христианской жизни звучит так: «Не я, но Христос». Спасающая вера требует смиренного и полного признания истины, что, когда Христа распяли, мы были распяты во Христе. Христос, а не наше я, должен жить в нас и проявляться через нас. Активная вера, правильно понимаемая и проявляемая в жизни, следует совету Христа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41) или: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Именно так мы живем только верою. Поэтому мы не только оправдываемся одною верою, не и освящаемся только ею. В ту самую минуту, когда колеблется наше убеждение «верою только», плоть сразу берет над нами верх, и мы оказываемся побежденными грехом. Подобно Павлу, мы делаем совершенно противоположное тому добру, которое хотим делать (см. Рим. 7:15—24). Поэтому праведность через веру включает и радость оправдания, и опыт освящения. Значение веры Некоторые христиане убеждены и учат тому, что наша вера спасает нас. Это не так. Вера сама но себе не может спасти никого. В Библии нигде не сказано, что мы спасаемся благодаря нашей вере или вследствие нашей веры. Если вера спасает нас, она становится разновидностью дел, которыми мы можем хвалиться. Я могу сказать: «Я спасен, потому что верю во Христа. Я кое-что сделал для этого!» Библия учит, что мы спасаемся верою, или через веру. Вера есть только орудие или инструмент, посредством кото¬рого мы принимаем Христа как нашу праведность. Нас спасает Христос — Его жизнь. Его смерть. Его воскресение и ничто другое. Функция веры — соединить нас со Христом. Аварийный трос соединяет попавший в аварию автомобиль с автомобилем технической помощи. Пострадавший автомобиль не может двигаться сам. Автомобиль технической помощи — очень мощный. Вера подобно тросу соединяет нас, мертвых во грехах и не способных ни на что праведное, со Христом, Который победил, осудил грех и восторжествовал над ним во плоти (см. Рим. 3:10—12; 8:3; Еф. 2:1, 5). Иисус сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Павел же сказал: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:13). Вся сила принадлежит Христу, Который способен спасти нас в наивысшем смысле этого слова. Христос может наделить нас даже праведностью Божьей через веру (см. Рим. 8:4; Евр. 7:25; Откр. 14:12). Вера всегда устремлена к определенной цели; мы верим во что-либо или в кого-либо. Целью подлинной веры всегда является Христос. Его место ничем не может быть занято, даже нашей верой. Верою мы соединяемся со Христом, так что Его праведность становится нашей; Его сила оказывается доступной нам. Вот что значит стоять во благодати (см. Рим. 5:2). Вера есть Божий дар; у нас самих ее нет, и мы не можем произвести ее сами(см. Рим. 12:3). Для плотского ума Евангелие есть безумие (см. 1 Кор. 2:14), и разве может человек выработать такую веру, чтобы поверить Евангелию и принять его? Без Святого Духа это невозможно. Быть спасенными верою значит полностью полагаться на Христа и Его праведность — как в день суда перед Богом, так и в нашем личном христианском ежедневном опыте. Это то основание, на котором покоится учение о праведности через веру (см. Флп. 3:9—11). Дела веры Очень важно понимать различие между «делами веры» и «делами закона». Дела веры подлинно относятся к Евангелию и являются естественным его плодом, а дела закона есть хитрая подделка сатаны. Всякий, имеющий истинную спасающую веру во Христа будет проявлять в своем поведении пребывающую в нем жизнь Христа. Библия называет эту жизнь Христа, пребывающую в нас, «плодом Духа» (Гал. 5:22). Апостол Иаков называет эти плоды делами веры (см. Иак. 2:14—26). Как явствует из Послания апостола Иакова, многие христиане его дней считали, что вера — это принятие Евангелия только своим умом. К сожалению, такое же мнение преобладает и в наши дни. Исправляя это ложное представление о вере, Иаков утверждает, что вера подразумевает нечто большее, чем поверхностное, эгоистичное принятие Евангелия. Он ясно говорит, что без дел вера мертва (см. Иак. 2:17, 20, 26). Вера должна проявлять себя в нашей жизни; в противном случае мы не имеем веры вовсе. Следовательно, истинная вера динамична Она соединяет нас со Христом и потому должна проявляться в нашей жизни делами Христа — Его праведностью через пребывание в нас Духа Христа(см. 2 Кор. 3:17, 18). Как эти дела отличаются от «дел закона», против которых апостол Павел так настойчиво предостерегает в своих посланиях? (См. Рим. 3:20; 9:30—33; Гал. 2:16; Еф. 2:8, 9). Павел не противоречит Иакову; два вдохновенных писателя вполне согласны между собой, так как Павел тоже подтверждает дела веры (см. Еф. 2:10; Тит. 2:7, 14; 3:8; Евр. 10:24). В распоряжении новозаветных писателей не было гречес¬кого синонима нашего слова законничество. Вместо него они использовали выражение «дела закона», что означает то же самое. Разницу между делами закона и делами веры, между законничеством и послушанием, которое является плодом веры, обнару¬жить непросто, потому что ее не видно в самих делах. Различие заключено висточнике, или происхождении этих дел. Дела веры, например, означают исполнение в жизни Закона Божьего или Его воли. Однако дела закона внешне также выглядят правиль¬ным соблюдением заповедей. Те и другие дела направлены на исполнение Божьей воли, выраженной в Его законе. На беглый взгляд, разницы между ними как будто нет. Только когда мы достаточно внимательно рассмотрим побуждения, которые стоят у истока этих дел, нам станет ясно, что между «делами веры» и «делами закона» существует кардинальное различие. Дела веры берут начало в пребывающей в нас жизни Христа; дела закона всегда происходят от плоти, плотской жизни. В делах веры верующий живет только верою; в делах закона грешник пытается соблюсти закон, сосредоточиваясь на себе. Он может молить Христа о помощи или даже просить Бога о силе Святого Духа, но центром всех его дел и усилий будет только старание плоти. Это было сутью проблемы Галатийской церкви, где христиане были рождены от Святого Духа, то есть они приняли жизнь Христа. Но сатана соблазнил их, подтолкнув к попытке усовершенствовать свой характер через плоть (см. Гал. 3:1—3). Печально, но многие дети Божьи в настоящее время попали в ту же хитрую ловушку сатаны. Формула Евангелия такова: «Не я, но Христос». Где дела веры, там нет зависимости от силы и энергии плоти. «Дела веры» просто свидетельствуют о Христе, пребывающем в жизни христианина через веру (см. Гал. 2:20). Движущей силой всех таких дел всегда является любовь, потому что Христос есть любовь. Поэтому любовь (Христова агапэ в нас) становится осуществлением закона (см.Рим. 13:8— 10; Гал. 5:14; 1 Ин. 4:7, 12). С другой стороны, дела закона всегда проистекают от своекорыстия; поэтому они всегда осквернены своим «я» независимо от того, что могут казаться себе и другим весьма привлекательными. Совершение дел закона есть хитрая форма восстания против Бога, потому что все такие дела, в действительности, творятся независимо от Него. На суде Бог осудит эти дела как беззаконные и как дела, движимые эгоизмом (см. Мф. 7:21—23; Лк. 13:25—28). Ни при каких обстоятельствах Бог не идет на сговор с плотью (нашим эгоцентризмом). Плоть принадлежит сатане и потому должна быть распята (см. Гал. 5:24). Когда мы перестаем надеяться на плоть и живем только верою, тогда Бог может сделать нас благочестивыми — дать нам истинную праведность. И Он сделает это. Бог отдал нам Своего единородного Сына не для того, чтобы мыподражали Ему, а чтобы мы приняли Его. Наша жизнь станет угодной Богу только тогда, когда мы полностью подчиним себя Ему — Тому, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас (см. Ин. 15:1—8). Бог вовсе не пытается разглядеть, насколько мы хороши и как старательно мы пытаемся соблюсти Его закон. Бог хочет видеть в нас только одно — насколько Его Сын Иисус отражается в нас. Ключевые мысли десятой главы 1. Наш личный опыт спасения относится к субъективному аспекту Евангелия. То, что Бог сделал для всего человечества во Христе (объективное Евангелие) должно воплотиться в нашей жизни (субъективное Евангелие), если оно имеет ценность для нас. 2. С Божьей точки зрения, мы спасаемся благодатью, и Христос является нашей праведностью (см. Еф. 2:8, 9). Человеческая точка зрения такова: мы спасаемся верою, и праведность Христа посредством веры становится нашей праведностью. 3. Чтобы быть подлинной, вера должна быть всегда движима любовью, когда человек всем сердцем ценит Евангелие. Сатанинской подделкой истинной веры является эгоистичная вера, движимая своекорыстием. 4. Спасающая истина включает три важных аспекта: а) знание истины; б) веру в истину; в) послушание истине. 5. Мы не только оправдываемся одной верой, но и освящаемся лишь ею. 6. Задача веры — соединить нас со Христом. Мы спасаемся не благодаря нашей вере, а ее посредством. Вера — это канал, через который мы получаем Христову праведность. Он спасает нас. 7. Во всяком, имеющем истинную веру во Христа, пребывает Христос, и Он отражается в поведении верующего. В жизни такого человека обязательно будут явлены «дела веры». 8. С другой стороны, «дела закона» берут свое начало во плоти — а не в жизни Христа, пребывающей в нас. Внешне дела закона и дела веры могут казаться одинаковыми. Разница между ними — в источнике и побудительной силе.
|