Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 04 октября 2024
Глава одиннадцатая PDF Печать E-mail

Оправдание и освящение

Теперь, когда мы дали определение истинной спасающей веры и увидели, какую роль она играет в нашем спасении, рассмотрим основные две категории — оправдание и освящение, которые вместе составляют учение о праведности по вере. В настоящее время многие в церкви смущены этими аспектами праведности по вере.

Для начала нужно уяснить себе два момента. Во-первых, оправдание и освящение основаны на объективном Евангелии — на том, что Христос и Его святая жизнь уже совершили для падшего человеческого рода. Во-вторых, только верою оправдание и освящение принимаются и испытываются нами.

Что в действительности мы подразумеваем под этими словами: оправдание и освящение? Какой смысл содержится в каждом из них и как они отличаются друг от друга?

Помня, что оба эти понятия основаны на объективных фактах Евангелия, мы можем назвать оправдание праведностью Христа, вмененной, или приписанной нам вследствие принятия Христа верою. Освящение есть праведность Христа, которой мы наделяемся, или которая дается нам в результате жизни по вере.

Что касается узаконенного оправдания, совершившегося на кресте, оно не является частью нашего опыта, но принимается как безвозмездный дар. А освящение происходит тогда, когда мы живем по вере. В обоих случаях то, что мы принимаем и испытываем на себе, есть праведность Христа. Поэтому оправдание есть дар Евангелия, которое юридически провозглашает нас праведными перед Богом, в то время как освящение есть производимое Евангелием действие, которое фактически творит в нас праведность Христа. Одно дает нам право на небеса, другое делает способными жить на небесах. Следовательно, Евангелие удовлетворяет все наши нужды.

В третьей главе мы видели, что оправдание — это просто объективное Евангелие, относящееся к христианину, который верою облекся во Христа. Другими словами, если человек принимает Евангелие и соединяется верою со Христом, то все, что Христос совершил, заместив Собою человечество, сразу обретает силу для этого человека. Жизнь Христа становится жизнью верующего на законном основании, потому что он верою пребывает во Христе. Бог смотрит на такового как на личность, совершенную в послушании, праведности и естестве, потому что все это было обретено для него святой жизнью Христа.

Такой человек не находится больше под осуждением; он перешел из смерти в жизнь (см. Ин. 5:24; Рим. 8:1). В Божьих очах оправданный верующий отвечаетвсем требова¬ниям, дающим право на небеса и вечную жизнь. Следо¬вательно, оправдание — это мгновенное действие — сердечный отклик принявшего то, что Бог уже совершил.

В противоположность этому освящение — это ежечасный, ежедневный и постоянный труд верующего, который продол¬жает жить верою. Евангелие не только даст нам даром Христову праведность, чтобы избавить от осуждения закона; оно дает нам праведность Христа как личный опыт, чтобы мы могли отражать Его характер.

Поэтому всякий, кто останавливается на оправдании и считает его полным Евангелием, принимает только половину Благой вести. Бог не послал Сына Своего лишь для того, чтобы на законном основании избавить нас от греха, провозгласивнас праведными. Он послал Сына Своего, чтобы освободить нас от греха и восстановить в людях Свой образ. Это служение восстановления включает освящение, и оно тоже является частью Благой Евангельской вести.

Согласно Божьему замыслу. Церковь, Его народ, должна отражать характер ее Главы Иисуса Христа (см. Еф. 4:11—15). Только этим путем Бог может показать погибшему миру сил Своего Сына, которой Тот уничтожит грех и дьявола. Только соединив вместе оправдание верою (принятие Христовой праведности) и освящение верою (воплощение Его праведности в жизнь), мы получаем полную и точную картину того, что в действительности является праведностью через веру.

Теперь обобщим главные различия между оправданием верою и освящением верою:

1. Оправдание узаконивает наше юридическое положение перед Богом; освящение имеет отношение к нашему ежедневному личному христианскому опыту.

2. Оправдание связано с наградой; оно дает нам право небеса теперь и на суде. Освящение — это постепенное проявление в нашей жизни того, что было вменено нам во Христе.

3. Оправдание есть мгновенное действие, хотя его влияние сопровождает всю нашу жизнь. Освящение совершается всю жизнь; посредством живой веры его действие проявляется ежедневно.

Несмотря на эти три различия, оправдание и освящение тесно связаны друг с другом. В богословских дискуссиях мы можем разграничивать их, но в реальной жизни они неотделимы, потому что ключевым моментом обоих является праведность Христа, и мы понимаем их только посредством веры. Поэтому в самом широком смысле оправдание верою включает опыт освящения верою, или святую жизнь. Обратите, например, внимание на рассуждения Иакова (Иак. 2:21—24).

Распространенное недопонимание

Прежде чем закончить эту главу, мы должны рассмотреть некоторые общие ложные представления относительно этого важного предмета.

1. Оправдание верою относится только к прощению прошлых грехов. Хотя прощение прошлых грехов является одной из важных сторон оправдания, оно (оправдание) включает в себя гораздо больше. Праведность Христова подразумевает тот факт, что Христос понес справедливое наказание за наши грехи: прошлые, настоящие и будущие. Но в позитивном смысле Христос ради нас сохранил весь закон. Все это становится нашим достоянием в тот момент, когда мы оправдываемся верою.

Оправдание означает, что все, предлагаемое нам Христо¬вой праведностью, дает нам полное право на небеса. Ничего другого не требуется. Другими словами, мы совершенны в Нем. Если у нас нет абсолютной ясности в этом вопросе, мы останемся жертвами своекорыстия, постоянно боящимися за свою вечную участь. В таком состоянии нельзя всем сердцем реально оценить значение крестной жертвы Христа или испытать подлинное освящение верою.

Прощение — это самое удивительное для нас, греш¬ников. Но каким бы славным оно ни было, прощение остается негативным, потому что оно подразумевает только оставление нами наших грехов. Оправдание же является как негативной, так и позитивной истиной. Оно включает негатив¬ный аспект — прощение, но не только это. Оно провозгла¬шает нас праведными и делает нашим средоточием не наше «я», а Христа (см. Флп. 1:21). Нам вменяется сама праведность Христа, так что мы стоим перед Богом и Его законом совер¬шенно праведными — и теперь, и на суде. Таков сверхизобильный дар Евангелия (см. Ис. 54:17; Деян. 13:39; Рим. 10:4).

Дьявол обманул многих христиан, внушая им, что оправдание верою не даст им полного права на небо, что требуется гораздо большее, что они должны соблюдать закон и делать добрые дела. В результате многие искренние христиане попали в ловушку хитрой формы законничества, ими завладели страх и неопределенность.

2. Всякий раз, когда мы совершаем грех, мы лишаемся оправдания. Это другое распространенное заблуждение, относящееся к оправданию. Такое чудовищное учение не имеет обоснований в Слове Божьем.

Конечно, всякий раз, впадая в грех, мы искажаем образ Христа и причиняем Ему боль, потому что даже малейший грех стал причиной трагедии на кресте. Однако Бог не отвергает нас всякий раз, когда мы делаем ошибку или согрешаем. Если мы считаем, что теряем наше оправдание во Христе всякий раз, когда грешим, то тем самым мы полностью отменяем истину об оправдании верою. Такая концепция основана на идее, что мы оправдываемся благодаря нашему послушанию — тому, что Христос творит в нас, а не благодаря уже совершенному Им для нас Его жизнью и смертью на кресте. Такая идея делает Евангелие добрым советом, вместо того чтобы делать его Благой вестью. В следующей главе мы подробнее познакомимся с этой идеей.

3. Чтобы достичь цели освящения, требуется вся жизнь и даже больше.Именно так многие толкуют знакомое выражение «Освящение — это труд всей жизни». Сатане нравится, что мы верим в это заблуждение. Напротив, как свидетельствует Евангелие, христиане, чья жизнь ежедневно не наполнена Христом, ведут ущербное существование. Апостол Павел укорял коринфских христиан за то, что они, несмотря на то, что уже несколько лет как порвали с язычеством, все еще оставались младенцами во Христе (см. 1 Кор. 3:1—3).Нормальная христианская жизнь — это Христос, безраздельно наполняющий сердце посредством веры. Ничто меньшее не отвечает Божьему идеалу, который Он ожидает от каждого верующего. Конечно, такая жизнь возможна лишь при неколебимой вере, бодрствовании и молитве, потому что греховная плоть еще сильна и постоянно пытается утвердить себя. Вот почему освящение есть работа всей жизни. Ведь еда — тоже работа всей жизни, если мы хотим поддерживать свое физическое существование. Если Христос постоянно живет в нас, работа освящения будет продолжаться всю нашу жизнь.

Заключение

Праведность через веру делает реальной праведность Христа в нашей жизни. «Во Христе» мы совершенны и имеем полноту во всех отношениях — в характере, поведении, естест¬ве; Такое совершенство вполне законно (см. Кол. 2:10). Именно его Бог обрел для нас Своей жизнью, смертью и воскресением (см. Евр. 9:12). Но в действительности мы часто далеки от совершенства. Поэтому христианская жизнь освящения есть опыт формирования характера, который через, оправдание верою уже принадлежит нам «во Христе». Нижеследующие тексты сравнивают наше положение «во Христе» (оправдание) с соответствующей жизнью, которой мы живем верою (освя¬щение).

ОПРАВДАНИЕ

Наше положение верою во Христе:

1. Мертвые для греха (Рим. 6:2—10; Кол. 2:10).

2. Живые для Бога (Ин. 5:24; 20:31; Рим. 6:11; 8:10; 1 Ин. 5:1).

3. Юридически праведные (Рим. 1:17; 3:21—26; 4:1,6; 5:17; 1 Кор. 1:30; Флп. З:9).

4. Усыновлены Богом (Еф. 1:5; Гал. 3:26; 1 Ин. 3:1; Рим. 8:16).

5. Провозглашены принадлежащими Богу (Еф. 1:4; 2 Тим. 2:19).

6. Не от мира сего, но являемся гражданами неба (Ин. 15:19; 17:14— 16; 1 Ин. 5:19).

7. Распяты для мира (Гал. 1:4; 6:14, 15).

8. Рабы Божьи (1 Кор. 7:22, 23; Рим. 6:22).

9. Имеем новую жизнь (2 Кор. 5:17; 2 Петр. 1:14; Гал. 6:15).

10. Сделались послушными закону(Рим. 10:4; 3:31; Флп. 3:9).

11. Свет мира (Мф. 5:14; 1 Фес. 5:5).

12. Очищены (Ин. 15:3; 1 Ин. 1:7, 9).

13. Сотворены святыми (Еф. 1:4; 1 Кор. 3:17; Евр. 3:1).

14. Свободны от власти греха (Ин. 8:32—36; Рим. 6:18; 8:2).

15. Обретаем уверенность во Христе(1 Петр. 1:5; Рим. 8:1; Ин. 10:27, 28).

16. Дух пребывает внутри и направляет (1 Кор. 3:16; 6:19, 20; 2 Кор. 6:16; Рим. 8:9, 10).

17 Дух дает дары (Рим. 12:5, 6; 1 Кор. 12:4, 12; Еф. 4:7—13).

18. Наделены силой для свидетельства(Лк. 24:49; Деян. 1:8; 2 Кор. 4:7; Еф. 3:20; 2 Тим. 1:7).

19. В сердце дана Христова любовь(Рим. 5:5; 1 Кор. 12:31; 13:1—3; 1 Ин. 2:5; 5:1).

20. На законном основании мы «во Христе» (1 Кор. 1:30; Еф. 1:3—6, 10; 2:5, 6, 13). ОСВЯЩЕНИЕ

Наш опыт верою во Христе:

1. Не даем места греху (Рим. 6:11—15; 13:14; Кол. 3:1— 3; 1 Петр. 2:24).

2. Живем в Боге (Рим. 14:8; 2 Кор. 5:15; Гал. 2:19, 20; Тит. 2:12).

3. Живем праведно (2 Тим. 2:22; 1 Ин. 3:7; 1 Кор. 15:34; Флп. 1:11; 1 Тим. 6:11).

4. Поступаем как Божьи дети (Еф. 5:1, 8; 1 Петр. 1:13, 14).

5. Подчиняемся и покоряемся Богу(Рим. 12:1; 2 Тим. 2:19—21).

6. Не любим мира, но живем подобно гражданам неба (1 Ин 5:4, 5; 2:15; Кол. 3:1, 2; Иак. 1:27).

7. Избегаем мирских обычаев (1 Ин. 2:15—17; Иак. 1:27; 4:4; Рим. 12:2).

8. Радостно служим как рабы Божьи(Рим. 6:17— 19; 12:11; Евр. 12:28).

9. Живем обновленной жизнью (Рим. 6:4; 7:6; Еф. 4:24).

10. Пребываем в соблюдении закона(Рим. 8:4; 1 Ин. 5:2, 3; Откр. 14:12).

11. Живем как сыновья и дочери света(Мф. 5:15, 16; Еф. 5:8).

12. Очищаем себя (2 Кор. 7:1; Флп. 4:8).

13. Живем святой жизнью (1 Ин. 3:7; 1 Петр. 1:15, 16; 2 Петр. 3:14).

14. Не позволяем греху властвовать над нами (Рим. 6:22; Гал. 5:1, 13, 14; 2 Кор. 3:17, 18).

15. Наслаждаемся этой уверенностью(2 Петр. 1:10; -Евр. 10:19—22; 1 Фес. 1:5).

16. Покоряемся владычеству Духа(Гал. 5:16, 17, 25; Еф. 4:30; 5:18: 1 Фес. 5:19).

17. Используем дары (Рим. 12:3—8; 1 Петр. 4:11).

18. Свидетельствуем об этой силе (1 Кор. 2:4; Еф. 6:10; Флп. 3:10; 4:13).

19. Любим, как Христос возлю¬бил(Ин. 13:34, 35; 1 Петр. 1:22; 4:8; 1 Ин. 3:18, 23; 4:7, 12).

20. Радостно пребываем во Христе(Ин. 15:4—7; 1 Ин. 2:6, 28; 3:6).

 

Бог ожидает, что каждый верующий будет жить жизнью Его Сына. Во Христе для нас было сделано все. Мы никогда не оправдываемся верою плюс делами, но истинное оправ¬дание верою вдохновляет нас на дела (см. Ин. 14:12; Еф. 2:8—10; Тит. 3:5, 8). «Ибо всякий, рожденный от Бога, по¬беждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).

Ключевые мысли одиннадцатой главы

1. Как оправдание, так и освящение основаны на объектив¬ном Евангелии — на том, что Христос уже совершил для всего человечества.

2. Оправдание и освящение мы обретаем и испытываем только посредством веры.

3. Оправдание есть евангельский дар, который на закон¬ном основании провозглашает нас праведными перед Богом; освящение — это путь, указанный Евангелием, который фактически и творит в нас праведность.

4. В настоящее время в церкви распространены три заблуждения относительно оправдания и освящения:

А. Оправдание верою имеет отношение только к прощению прошлых грехов.Оправдание включает прощение, но не только это. Оно провозглашает нас праведными и делает нашим средоточием не наше «я», а Христа.

Б. Совершая грех, мы всякий раз лишаемся оправдания. Это заблуждение зиждется на ложной точке зрения, предполагающей, что наше оправдание основано на нашем послушании — идее, которой нет подтверждения в Библии.

В. Чтобы достичь цели освящения, требуется вся жизнь и даже более.Освящение не есть совершенство; оно есть Христос, живущий в нашем сердце посредством веры — и это есть норма христианской жизни. Освящение — действительна работа всей жизни, если мы хотим поддерживать духовную жизнь, точно так же как ежедневное питание необходимо для поддержания физического существования.