Глава двенадцатая |
Радостный опыт спасения В первых главах мы изучали различные аспекты объектив¬ного Евангелия — план спасения, который уже выработан и обеспечен для всего человечества в Иисусе Христе. В 10-й и 1 1-й главах мы видели, что истина этого Евангелия лишена силы и является простым перечнем идей, пока она не становится реальностью в жизни верующего. В этой главе мы рассмотрим спасение как субъективный опыт. Из чего состоит процесс спасения? Какова связь между спасением как объективным фактом и спасением как субъективным фактом? Определение спасения Для многих спасение — это избавление от смерти и обретение вечной жизни, избавление от ада и обретение неба. Действительно, спасение включает избавление от смерти и ада, но оно подразумевает гораздо большее. В процессе спа-сения наше положение и наш статус перед Богом коренным образом меняются. Мы рождены «в Адаме». Таково наше естественное состоя¬ние, и оно безнадежно, потому что в Адаме «все согрешили» (Рим. 5:12) и «все умирают» (1 Кор. 15:22). Однако в момент нашего искреннего отклика на Евангелие мы избавились от положения в Адаме и соединились верою со Христом. Про¬исходит не только радикальное изменение в положении, но и радикальное изменение в статусе. В Адаме мы принадлежим этому миру, который полностью находится под владычеством сатаны и обречен на разрушение (см. Ин. 14:30; 1 Ин 5:19; 2 Петр. 3:9, 10). Но теперь, будучи верою во Христе, мы больше не принадлежим этому миру (см. Ин. 15:19; 17:14, 16); мы избавлены от этого настоящего нечестивого мира посредством креста Христова (см. Гал. 1:4). Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Поэтому, давая определение спасению как опыту, можно назвать его освобождением от мира, находящегося под владычеством сатаны, и вступлением в Церковь, находящуюся под владычеством Христа (см. 1 Ин. 5:19). Символом этой великой истины служит исход Божьего народа из Египта в Ханаан: Египет является символом греховного мира, а Ханаан представляет Церковь, предназначенную для небес. Когда израильтяне пересекли Красное море (символ крещения), они навеки распрощались с Египтом (мир) и фараоном (символ сатаны). Когда они вошли в Ханаан, обетованная земля изображала Церковь, сферу влияния Господа (см. 1 Кор. 10:1—11). Именно этот ветхозаветный символизм побудил новозаветных писателей сознательно избрать слово экклесия («церковь») для обозначения Божьего народа. Это греческое слово состоит из двух частей — эк, означающей «из», и калео,означающей «звать». Следовательно, слово экклесия определяет Церковь как «вызванный народ». Но откуда вызваны мы, верующие во Христа? Ответ таков: мы вызваны из мира. Иисус ясно показал это в Ин. 15:19: «Вы не от мира, но Я избрал вас от (эк) мира». Эти рассуждения помогают понять в правильном свете опыт спасения и увидеть его практическую значимость для нас, верующих во Христа. Во-первых как христиане мы больше не принадлежим этому миру; мы стали гражданами небес. Сатана, «князь мира сего» (Ин. 12:31), воюет со Христом, Господом небес, так что мы, христиане, стали странниками, живущими на вражеской территории. Вот почему, как ска¬зал Иисус, мир неизбежно начинает ненавидеть и преследовать нас (см. Ин. 15:19; 1 Ин. 3:13). Если этого не происходит, причина не в том, что мир изменился, а в том, что мир не видит в нас Христа (см. 2 Тим. 3:12). Во-вторых, все узы, принизывающие нас, принадлежащих Небу, к этому миру, должны быть разорваны. Любое чувство национального и расового превосходства следует искоренить, ибо но Христе «нет ни иудея, ни еллина». Надо забыть о всех классовых различиях, ибо «нет раба, ни свободного». Не имеет никакого значения наше половое различие, ибо «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). К тому же не следует участвовать в делах мира, хотя мы призваны быть солью и светом, чтобы удерживать мир от разложения и освещать его доброй вестью об Иисусе Христе (см. Мф. 5:13, 14). Иаков ясно показывает это: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4; 1:27). Наконец, быть вызванным из мира означает распрощаться с корнем всех зол — «сребролюбием» (1 Тим. 6:10). Деньги движут этим миром, и любовь к деньгам — средоточие всякой похоти. Деньги сами по себе не являются злом, иначе церковь не должна была бы иметь с ними дело. Корнем всех зол является любовь к деньгам. Любовь к деньгам равнозначна любви к себе, она ясно показывает, что мы не расстались с любовью к себе, как того требует крест Христов. Наше отношение к деньгам, независимо от их количества в нашем кошельке, является одним из верных признаков того, пребываем ли мы воистину во Христе(см. Мф. 6:24). Именно поэтому Бог ввел систему десятин и приношений (см.Мал. 3:8,9). Если мы воистину пребываем во Христе, то возвращение десятин и участие в приношениях будет для нас радостью независимо от нашего финансового положения. С другой стороны, если наша вера во Христа не побуждена любовью, это сразу проявится в удерживании десятин и приношений. Наша жизнь будет противоречить словам Иисуса: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35; 2 Кор. 5:7). Богу нужны не наши деньги: Ему нужны мы. Крест требует, чтобы мы полностью вверили себя Богу, ибо мы искуплены драгоценной Кровью Его Сына(см. 1 Петр. 1:18,19; 1 Кор. 6:20; 2 Петр. 2:1). Как может Бог (или Его Церковь) узнать, что мы воистину покорились Ему, как того требует истинная вера? Одним из доказательств нашего посвящения является верность в десятинах и приношениях. Не будучи верными в этом отношении, мы обкрадываем Бога в том, что по праву принадлежит Ему, — мы не отдаем Ему себя. Одной из причин финансовых затруднений Церкви в настоящей время является эгоистичная вера многих ее членов. Их вера не действует любовью. О, если бы Бог открыл нам глаза, чтобы мы увидели себя такими, какие мы есть, — несчастными, жалкими, нищими, слепыми и нагими (см. Откр. 3:17). Спасение и крещение Иногда мы, адвентисты, сосредоточиваемся на правильном методе крещения и упускаем из виду значение этого важного обряда. Как сказал Сам Иисус, крещение имеет жизненно важную связь со спасением. Давая поручение Своим ученикам проповедовать Евангелие всему миру. Он добавил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Почему Иисус считал крещение необходимой частью спа¬сения? Конечно, само по себе крещение не спасает нас. Важно то, на что крещение указывает. Крест Христов проводит грани¬цу между Его Церковью и миром, которым владеет сатана. Крещением посредством веры мы символически отождеств¬ляем себя со смертью Христа на кресте, который навеки отде¬лил нас от обреченного грешного мира. Вот что Библия назы¬вает спасением или омытием водою (см. 1 Кор. 6:11; Еф. 5:26; Тит. 3:5; Откр. 1:5). Апостол Петр проводит сравнение между водами потопа во дни Ноя и водами крещения. Когда произошел потоп, только «восемь душ спаслись от воды». Далее он говорит, что точно так же и крещение спасает нас (1 Петр. 3:20, 21). Чтобы понять сравнение Петра, нам нужно спросить себя: «От чего Ной и его семья спаслись во время потопа?» Разве не от обреченного греховного мира? Следуя Божьему указанию, Ной строил ковчег и призывал погибший мир войти в него и спастись. Но только Ной и его семья вместе с животными оказались в безопасности в ковчеге. За исключением этих восьмерых, все люди на земле утонули. Воды потопа навечно отделили Ноя и его семью от нечестивого мира, в котором они жили. Ковчег есть символ Христовой Церкви. Мы входим в Его Церковь через воды крещения, и это навечно разделяет нас с нечестивым миром, в котором мы родились. Следовательно, крещение есть дверь, — открыв ее, мы выходим из этого обреченного нечестивого мира и вступаем в Христову Церковь, которой уготованы небесные обители. Как сказано в Рим. 6:3, 4, крещение символизирует еди¬нение с Христовым распятием, погребением и воскресением. Христос умер для греха и для этого мира(см. Рим. 6:10; Гал. 1:4; 6:14). Поэтому, приобщившись верою к Его смерти, мы тоже навсегда прощаемся с грехом и этим миром. Симво¬лически мы представляем это нашим соединением с Ним в крещении, когда погружаемся в воду. Затем подобно тому, как Христос воскрес из мертвых и оставил грех в могиле, так и мы воскресаем из вод крещения, чтобы служить Богу в обновленной жизни(см. 2 Кор. 5:17; Рим. 6:4). Крещением мы всенародно исповедуем нашу веру, которой мы умерли со Христом и обрели новую жизнь, которая сокрыта в Нем(см. Кол. 3:3). Следовательно, крещение символизирует все стороны нашего спасения. Только, пожалуйста, помните, что сам акт крещения никогда не может спасти нас. Нас спасает покорность истине, которую символизирует крещение. Иудеи ошибочно настаивали на акте обрезания и упускали из виду его значение. Нам никогда не следует впадать и то же самое заблуждение относительно крещения. Крещение, даже крещение через погружение, представляет для нас ценность только тогда когда оно символизирует наше единение верою со Христом распятым, погребенным и воскресшим. Именно это спасает нас, а не сам акт крещения. Спасенные в церковь Мир, в котором мы родились, враждебен Богу и осужден на гибель. Поэтому, чтобы спасти нас, крест должен избавить нас от мира и поместить в Церковь — тело Христа. Все другие стороны спасения основываются на этом факте. Евангелие преимущественно избавляет нас не от ада — для неба, не от смерти — для жизни, а от мира — для Церкви. Как субъек-тивный опыт это всегда первый шаг нашего спасения. Христос никогда не возьмет нас на небо как ряд отдельных личностей, но только как членов Своей Церкви. Теперь нам понятно, почему Все внимание Христа сосредоточено на Церкви(см. Еф. 5:27). Енох, Моисей и Илия уже взяты на небо, но только как первенцы среди тех, кто принадлежит телу Христа. Иисус готовит место для Своей Церкви. Он обещал возвратиться во второй раз, чтобы взять ее на небо. Следовательно, спасение начинается с избавления от мира — для Церкви. К большому сожалению, сегодня мир все чаще проникает в Церковь. Вопреки Евангелию Христа Церковь перенимает обычаи мира, его философию, она зависит от него материаль¬но. Все это происходит потому, что Церковь пренебрегает истинным смыслом учения о спасении. Неудивительно, что Церковь столь слаба и столь похожа на мир! Когда Христос жил на земле. Он был странником и пришельцем. Он нахо¬дился в мире и свидетельствовал миру об истине, но Он был не от мира. То же самое относится к христианину и Церкви. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Быть спасенным — значит распрощаться со всем, что при¬надлежит миру, и стать живой частью Церкви. Крест Христа не позволяет привносить в Церковь все эгоистичное и мирское. В Новом Завете Церковь названа «телом Христа» (см. Рим. 12:2—5; 1 Кор. 12:27; Еф. 1:19—23; Кол. 1:24). Становясь христианами, мы становимся частью этого тела. Об этом думал Христос, когда преломлял хлеб, учреждая Вечерю Господню. «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1 Кор. 10:17). Пред¬ставление о том, что все христиане являются частью единого тела — Церкви, оказывает сильное влияние на нашу христианскую жизнь. Принадлежа этому миру, мы в той или иной степени могли жить так, как нам того хотелось, потому что мир основан на сатанинском принципе любви к себе. Но став христианами, живой частью Христова тела, мы больше не можем жить, угождая себе. По физиологическим законам телом управляет голова, которая для Церкви есть Христос (см. Еф. 5:23; Кол. 1:18). Подобно тому как голова управляет различными членами человеческого тела, так и христиане должны находиться в полном подчинении Христу. Механизм человеческого тела работает предельно слаженно, потому что каждый член тела не действует самостоятельно, а полностью подчиняется голове. Тело Христово также достигнет единства и совершенной гармонии, если каждый верующий — член Церкви не будет действовать независимо, а будет жить под руководством Христа, главы Церкви. Каждый, без исключения, верующий предназначен для важного дела в структуре тела. «Не у всех членов одно и то же дело», тем не менее все члены тела выполняют важную функцию. «По данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь липророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, — увещевай; раздаватель ли,раздавай в про-стоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли,благотвори с радушием» (Рим. 12:4, 6—8; см. также 1 Кор. 12:12—25). Кроме того, это значит, что каждый член Церкви будет уважать служение других верующих, заботиться об их благе. Когда Церковь начнет действовать так, как должно, тогда не будет «разделения в теле», а все члены будут одинаково заботиться друг о друге. «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:25, 26). Подобно тому как растет и развивается человеческое тело, так должна расти и развиваться Церковь. Когда Христос бы восхищен на небо, Он оставил особые дары для Своей Церкви. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11—13). Около шести тысяч лет мир развивался под владычеством сатаны. А Церковь должна развиваться так, чтобы «когда умножался грех, стала [бы] преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Чем упорнее сатана насаждает грех и эгоизм, тем настойчивее Бог стремиться проявить силу евангельской любви через Свою Церковь. Сатана — это побежденный враг в великой борьбе со Христом, но Христова победа должна быть явлена через Церковь, и она будет явлена в конце времени. Сегодня многое в мире искусно замаскировано; даже христиане иногда не сознают, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Но настанет время, и оно почти настало, когда все будет четко обозначено. «И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю» (Откр. 13:3, 4). В это время земля осветится славой Божьей, сияющей через Его Церковь (см. Откр. 18:1). Это должно произойти перед возвращением Христа. Сегодня мир действительно приготовил себя к концу; к сожалению, этого нельзя сказать о Церкви. Бог терпеливо ожидает, когда Его народ покается и взыщет Божьего лица всем сердцем. Вот почему так необходимо, чтобы Божий народ вновь увидел свет истинного Евангелия. Оно воистину должно стать «силой Божией ко спасению»(Рим. 1:16). Полнота спасения Христос пришел в этот мир спасти нас от греха полностью и окончательно. Как же происходит спасение тех, кто отклик-нулся на эту Благую весть? Многие христиане ограниченно понимают объективное Евангелие — спасение, уже приго-товленное и законченное для нас в Иисусе Христе. В результате их субъективный опыт принятия этого спасения тоже ограничен. Вот почему многие христиане (особенно адвентисты седьмого дня) бывают смущены, когда им задают простой вопрос: «Вы спасены?» Фактически задающие этот вопрос сами часто не представляют себе полноту плана спасения. Все, что необходимо для нашего спасения от греха, уже совершилось во Христе. Однако как субъективный опыт наше спасение находится в реалиях прошлого, настоящего и буду¬щего. Во Христе мы были спасены от вины и наказания греха, его силы, а также его присутствия и его проклятия. Именнотеперь таково положение всех, кто верою покорился истине — истине в Иисусе Христе. Но что касается свободы от греха в субъективном опыте нашей жизни, эти аспекты спасения не совершаются одновременно. Все они обещаны верующему, который покоится во Христе, но исполняются они в три этапа. Во-первых, происходит обращение, когда мы верою соединяемся со Христом. В этот момент мы спасаемся от вины греха и наказания за грех; мы провозглашены абсолютно праведными. Вот что значит быть оправданными. Однако это не означает, что мы на деле избавились от силы или хватки греха. Свободу от силы греха мы будем испытывать непре¬рывно, ежедневно в том случае, если будем продолжать жить верою. Таков процесс освящения, и он будет продолжаться, пока мы живем. Затем, при Втором пришествии Иисуса, все верующие будут спасены от проклятия и присутствия греха. Таково «блаженное упование», которое мы предвкушаем и так жаждем (Тит. 2:13; Рим. 8:19— 25). Поэтому как христиане мы можем с уверенностью сказать, что мы спасены.Но в то же время нам следует признать, что мы спасаемся и будем спасены. Мы уже спасены от осуждения и поэтому имеем мир с Богом (см. Рим. 5:1; 8:1), но мы также спасаемся от присутствия греха, когда продолжаем подвизаться «добрым подвигом веры» (1 Тим. 6:12). И, наконец, мы предвкушаем славное явление Христа, когда будем спасены от тления греха, которое пропитало каждый член нашего тела (см. Рим. 8:23—25; 1 Кор. 15:51—57; Флп. 3:20, 21). Рассматривая спасение во всей его полноте, мы видим, что наша христианская надежда не ограничена только этой жизнью. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, — сказал Павел верующим в Коринфе, — то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19). Думать, что спасение ограничено только нашим прошлым, значит принимать только треть Евангелия. Мы должны не только радоваться вечной жизни и небесам, — мы должны позволить этой жизни начаться прямо теперь. «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он [Бог] чист» (2 Ин. 3:3; Рим. 13:14; Гал. 5:16). Наконец, мы предвкушаем тот славный день, когда явит¬ся наш Спаситель, чтобы забрать нас домой. Там мы ощутим полноту спасения, которое стало для нас возможным теперь во Христе Иисусе. Ключевые мысли двенадцатой главы 1. Когда мы откликаемся на евангельское приглашение, в нашем положении и нашем статусе перед Богом происходит коренное изменение. «В Адаме» мы принадлежали этому миру, который подвластен сатане и обречен на разрушение. «Во Христе» мы принадлежим Небу и Божьей Церкви, которая находится под владычеством Христа. 2. Крещение есть всенародное исповедание нашей веры, которой мы умерли со Христом и обрели новую жизнь, сокрытую в Нем (см. Кол. 3:3). 3. Христос никогда не возьмет на небо просто тех или иных людей — Он возьмет нас как членов Его Церкви, которая является Его телом. 4. Полнота нашего спасения осуществляется в нашей жизни в три этапа: А. При обращении мы спасаемся от вины греха и нака¬зания за грех. Это оправдание. Б. Живя верою, мы испытываем свободу от силы греха. Это освящение. В. При Втором пришествии Иисуса мы будем спасены от проклятия и присутствия греха. Это прославление. 5. Следовательно, христиане могут сказать: «Я спасен»; «Я спасаюсь»; «Я буду спасен». Полнота нашего спасения не ограничивается только земной жизнью.
|