Глава тринадцатая |
Принцип креста Выше в этой книге мы рассматривали крест Христа как объективный факт. Теперь попробуем применить эту истину к нашей жизни. Сила Евангелия основана на кресте (см. 1 Кор. 1:17, 18). Когда с крестом соизмеряется жизнь верующего он становится силою ко спасению. Крест имеет важное значение для нашей повседневной христианской жизни. Мы остановимся на этом, прежде чем будем изучать крест как силу Божью для спасения от греха. Крест верующего Большинство из нас знакомо с идеей, что христианская жизнь включает несение креста (см. Мф. 10:38; 16:24; Лк. 9:23; 14:27). Но мы можем и не осознавать, что этот крест — не что иное, как крест Христа. Крест, который призван нести каждый христианин, — не лишения и неиспытания этой жизни. Многие считают, что Бог дает крест каждому верующему — одному тяжелый, другому легкий. Жизнь некоторых исполнена тягот, в то время как другие несут легкий крест. Подобная мысль является дьявольским обманом. Иисус вовсе не это имел в виду, когда говорил о несении креста христианами. Жизнен¬ные лишения — последствия греха, и все люди, как верую¬щие, так и неверующие, испытывают их. Крест, о котором идет речь и который должен нести каждый верующий, чтобы следовать за Иисусом, — это крест Христа. В действительности, человеку невозможно полностью соединиться со Христом, если он не причастен к Его кресту. Как мы видели в предыдущей главе, крещение — это знак нашего слияния со Христом распятым, погребенным и воскрес¬шим (см. Рим. 6:3—5). Верою во Христа мы отождествляемся с Его крестом, так что Его крест становится и нашим крестом. Вот почему Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14; Гал. 2:20). Нам никогда не следует делать различие между нашим крестом и крестом Христа, потому что вне Его креста нет спасения от греха. Когда Христос был распят, три фактора существенно повлияли на жизнь каждого верующего. Они сводятся к следующему: 1. То, что совершили с Христом на кресте сатана и мир. Это соблазн креста. 2. То, чему Бог подверг Своего Сына на кресте. Это включает в себя Кровь Христа. 3. То, что Бог совершил для человечества во Христе на кресте. Это выдвигает на первый план сам крест. Рассмотрим каждый из этих факторов. Соблазн креста Соблазн креста вызван тем, что сатана и мир совершили с Христом на кресте. На Голгофе они выразили безусловную и лютую ненависть к Нему. Эта ненависть побудила их предать Христа открытому осмеянию (см. Евр. 6:6),причинить Ему невыносимые страдания и, наконец, повесить Его на кресте на верную мучительную смерть. Библия ссылается на этот факт, соотносимый с жизнью каждого верующего, как на «соблазн креста» (Гал. 5:11). Стать христианином — это намного больше, чем просто присоединиться к вероучению. Здесь подразумевается коренное Изменение положения и статуса. Становясь искренним верующим, человек живет уже «не в Адаме», а «во Христе». Он принадлежит уже не миру, а Царству Божьему. Поскольку между сатаной, князем этого мира, и Христом, Господом небес, ведется ожесточенная борьба, ясно, что всякий, порывающий с миром и присоединяющийся к Царству Христа на земле (Его Церкви), подвергается нападкам со стороны сатаны и мира. Иисус предупреждал Своих учеников: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир»(Ин. 15:19; 1 Ин. 3:13). Павел говорит: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Но вы скажете, что сегодня Церковь не подвергается преследованию. Церковь не преследуется сегодня не потому, что мир стал лучше, и не потому, что между Христом и сатаной наступило примирение. Церковь не подвергается сегодня преследованиям, потому что между Церковью и миром заключен нечестивый союз. Церковь столь долго была так или иначе связана с миром, что попала в плен, подобный плену древнего Израиля в Вавилоне. Годами Божий народ пренебрегал ясным Божьим советом и усваивал философию этого мира — пользуясь мирскими благами, завися от них, занимаясь мировой политикой, ведя диалоги с различными организациями мира. Это особенно характерно для тех стран, где Церковь действует по указке гражданских властей. Вот почему окончательная Божья весть для Его Церкви гласит: «Выйди от ее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4). В настоящее время различие между Церковью и миром едва заметно, однако подобное состояние долго существовать не может. Бог ясно предупредил, что Он выступит и изменит эту ситуацию. «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле» (Рим. 9:27, 28). Истинный Свидетель говорит Церкви последних дней: «Кою Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревно¬стен и покайся» (Откр. 3:19). Когда Христос просеет и очистит Свою Церковь (см. Ам. 9:9—12), когда Его характер отобразится в жизни Его народа, тогда «соблазн креста» снова станет реальностью и история повторится. Тогда разделенный мир вновь соеди¬нится против общего врага — Церкви Христа. Божий народ вновь будет предан открытому осмеянию, будет переносить страдания и смерть (Мф. 24:9,10; Лк. 6:22). В это время через нас должна воссиять слава Божья, тогда как мы примем за честь переносить страдания ради имени Его (см. Деян. 5:41). Мы будем черпать мужество в словах Петра: «Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21). Кровь Христа На Голгофе произошло и другое важное событие — то, чему Бог подверг Своего Сына на кресте. Недостаточно только знать истину о кресте; мы должны быть покорены ее силой, если эта истина имеет для нас ценность. На кресте Бог возложил грехи каждого человека на Христа, Носителя наших грехов. Тот, Кто заместил нас (см. Ис. 53:6), понес на себе грех Адама, навлекшего осуждение на все человечество, и грехи каждого человека, рожденного в этот мир. Бог не пощадил Своего Сына, но в полной мере воздал Ему за грех, так что «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14; 9:25—28). Эта высшая жертва стала последней в череде многих жертв, приносимых во святилище в ветхозаветные времена, — в Новом Завете она названа «Кровью Христа». Для новозаветных писателей Кровь Христа была безгранично ценной. Она способна искупить нас (см. 1 Петр. 1:18, 19), оправдать (см. Рим. 5:9), очистить от всякого греха (см. 1 Ин. 1:7), изгладить вину многих наших грехов (см. Мф. 26:27, 28) и примирить греховных людей со святым Богом (см. Кол. 1:20). Таковы только некоторые свойства, приписываемые Новым Заветом драгоценной Крови Христа. Прежде чем увидеть силу Крови Христа в жизни верующего, нам нужно понять значение выражения «Кровь Христа». В Писании, когда речь заходит о грехе, Крови Христа отводится жизненно важное значение. «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Пролитая кровь указывает на окончание жизни. Бог сказал: «Душа тела [жизнь — по другому переводу] в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Кровь, пролитая всеми ветхозаветными жертвами, пред¬ставляла собой Кровь Христа, то есть Его жизнь, которая была отдана на кресте за грехи мира. Никогда не следует понимать выражение «кровь Христа» применительно к Его реальной человеческой крови. Она не отличалась от нашей крови (см. Евр. 2:14) и не имела спасающей силы сама по себе. «Кровь Христа» означает Его Божественную жизнь — изначальную, незаимствованную, неунаследованную жизнь, которую Он отдал взамен нашей осужденной жизни. Именно наша осужденная жизнь умерла навечно в Нем. Такова высшая жертва, которая спасает нас от вины греха и наказания за грех и которая даст нам право на жизнь. В этом заключается сила крови. Согласно Писанию, Кровь Христа спасает нас трояким образом: в отношении к Богу, в отношении к человечеству и в отношении к сатане. В отношении к Богу. Будучи нарушением закона, грех есть «от диавола» (1 Ин. 3:8). Следовательно, наши грехи влияют на наши отношения с Богом. «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от нас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Грех разделяет нас с Богом и нарушает наши отношения с Ним. Конечно мы оказываемся в безнадежном положении, потому что Бог — источник всякой жизни, мы не можем жить вне Его. Как же тогда греховным существам прими¬риться с Богом? Кровью Христа — вот единственный ответ. «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью [Кровью, стих 9] Сына Его» (Рим. 5:10). Когда нашей верою Кровь Христа начинает влиять на нашу жизнь, между нами и Богом происходит примирение. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1; Ин. 14:27). Кровь Христа не только примиряет нас с Богом, когда верою мы впервые приходим к Нему, но, более того, она продолжает очищать нас и даровать прощение каждый день, когда мы пребываем в Нем, исповедуя наши грехи (см. 1 Ин. 1:7, 9). Сила Христовой Крови никогда не утратит своей способности спасать нас от грехов. Следовательно, наши отношения с Богом никогда не разрушаются; каждый раз мы можем смело приходить к Нему через Кровь Христа, каково бы ни было наше поведение (см. Евр. 10:19—22). У многих из нас имеются препятствия в молитвенной жизни, потому что мы упорно продолжаем смотреть на самих себя и на собст¬венные ошибки, вместо того чтобы идти к Богу с заслугами Христовой крови. Какова бы ни была наша христианская жизнь, нам следует приближаться к Богу только посредством Крови Его Сына. И через эту Кровь мы можем всегда смело приходить к Нему без стыда и страха. В отношении к людям. Грех не только разрывает наши отношения с Богом, но создает чувство вины и напряженность и наших отношениях с людьми. Все мы знаем, что такое чувство вины. Вина отягощает. Медицинская наука подтвер¬ждает, что великое множество человеческих болезней и страда¬ний уходят корнями в проблему вины. Дьявол и мир предла¬гают много средств избавления от чувства вины, но никто воистину и навсегда не спасет нас от боли. Только Кровь Христа может освободить нас от виновной совести (см. Евр. 9:14; 10:2). Человек, которого коснулась сила Христовой Крови,— один из самых счастливых людей в мире, что бы ему ни пришлось пережить в этой жизни. Он примиряется не только с Богом через Кровь Христа, но и с самим собой посредством той же самой Крови. Давид, которому была известна сила Божьего прощения, произнес такие слова: «Блажен [счастлив] человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31:2). То же самое преимущество принадлежит всякому верующему, чья вера покоится на Крови Христа. В отношении к сатане. Наши грехи чреваты еще одним последствием. Они дают возможность сатане, врагу наших душ, обвинять нас перед Богом. В Откровении 12:10 сказано, что сатана обвиняет христиан перед Богом день и ночь. Его обвинения справедливы, ибо мы совершили много грехов, чего мы, как и Бог, отрицать не можем. Как же нам отвечать на эти обвинения? 11-й стих 12-й главы книги Откровение дает нам ответ: «Они победили его [сатану и его обвинения] кровию Агнца». Кровь Христа может снять каждое обвинение, которое сатана выдвигает против нас. Своею Кровью Христос, наш Защитник и Ходатай, опровергает каждое обвинение дьявола (см. Зах. 3:1—4; Иуд. 9). Всякий раз замечательная сила Христовой Крови заставляет сатану терпеть поражение. «Кто осуждает?» — спрашивает Павел. «Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34). В иудейском календаре День очищения выделяется как более важный среди других дней в году, ибо он указывает на окончательный суд. В этот день истинный Божий народ очищался от грехов (см. Лев. 16:30). Как это осуществлялось? Кровью козла для Господа (см. Лев. 16:9, 15, 16), который символизировал собою Кровь Христа (см. Евр. 9:11, 12). Поэтому надеждой каждого верующего в день суда было не его благочестие, а Кровь Христа и Его праведность. «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4:17). Сатана не ограничивается тем, что обвиняет нас перед Богом. Он злорадно показывает на нас пальцем и внушает нам чувство вины. Всякий раз, когда мы впадаем в грех или оказываемся неспособными соответствовать Божьему идеалу, сатана тотчас пользуется случаем и пытается повергнуть нас в уныние, обвиняя нас через нашу совесть. Как действуют на нас подобные обвинения? Падаем ли мы под их тяжестью, чувствуем ли себя побежденными и сдаемся? Или отвечаем: «Да, я грешник, совершил ужасный грех. Но я нашел милость»? Если мы желаем освободиться от сатанинских обвинений и избавиться от бремени вины, не забудем о силе Крови Христа. Все, что от нас требуется, — это верою воспользоваться ею. Вся замечательная сила Христовой Крови стала доступна для нас через «неизреченный» Божий дар (2 Кор. 9:15). Ею мы примиряемся с Богом. Ею наша виновная совесть очищается настолько, что мы обретаем внутренний мир, превосходящий разумение (см. Флп. 4:7). Ею мы способны ответить на любые обвинения дьявола. Неудивительно, что для новозаветных писателей Кровь Христа имела безграничную ценность. Такую же ценность она должна представлять и для нас. Крест Христа Теперь нам следует обратить внимание на истину о кресте Христовом еще с одной точки зрения — что Бог совершил для человечества во Христе на кресте.Как мы уже видели, «во Христе» на кресте умерла вся человеческая раса. Почему для Бога все человечество умерло в Его Сыне? Разве недостаточно, что Христос понес на Себе грехи всего мира? В Писании приведены две основные причины, объясняю¬щие, почему Богу было необходимо приобщить все человечество к смерти Своего Сына. Во-первых, чтобы мы на законном основании были избавлены от нашего осуждения «в Адаме» (см. Рим. 5:12—21). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Во-вторых, только этим путем Он мог освободить нас от власти греха (см.Рим. 6:7). Чтобы понять это, необходимо уяснить двойственную природу греха. Грех — это не только нарушение закона, которое делает нас виновными перед Богом и приводит под осуждение закона. Грех — это также сила, которая держит нас в своем плену. Павел разъясняет это в Рим. 7:14—24, описывая типичное положение человека, который хочет делать добро, но не может этого делать, потому что находится в плену закона греха. Как бы мы ни старались своими силами следовать путем праведности, принцип греха, доминирующий в нашей жизни, делает это невозможным. «Рожденное от плоти есть плоть», — сказал Иисус Никодиму (Ин. 3:6). Он имел в виду, что человеческая природа не может изменить себя. Библия ясно учит, что наше человеческое естество, естественная жизнь, которую мы унаследовали от Адама, не может соблюсти закон или следовать путем праведности, она естественно враждует против Бога (см. Рим. 8:7). Замечательно, что Христос умер за наши грехи на кресте, чтобы мы имели прощение. Однако прощения, как бы прекрасно оно ни было, недостаточно; я уверен, вы поняли это. Вы хотите избавления от греха; иначе ваша жизнь станет порочным кругом прегрешений и прощений, а затем новых прегрешений. Это, по меньшей мере, удручает. Греховные действия могут быть прощены и изглажены посредством Христовой Крови, но наше греховное естество не может быть просто прощено — оно должно быть уничтожено. Например, Бог может простить меня за то, что я вспылил или поступил эгоистично, но Он не может простить мою склонность к раздражительности или эгоизму. С этой склонностью должно быть покончено или, выражаясь фигурально, она должна быть распята. Вот почему Бог приобщил нас к смерти, которая имела место на кресте Христовом. Серьезной ошибкой большинства людей, которые впервые приходят ко Христу, является мысль, будто их естественная греховная природа может быть изменена или преобразована так, что она станет угодной Богу. В результате большинство христиан начинают свою христианскую жизнь с обещаний Богу. Рано или поздно, в зависимости от того, какой силой воли мы обладаем, все мы обнаруживаем, что такие обещания рушатся, как карточный домик. Как бы усердно мы ни старались, результат будет тем же — поражение. В чем же проблема? Мы не понимаем, что греховную жизнь плоти исправить невозможно. Нам следует признать, что наше греховное человеческое естество не может быть преобразовано и стать угодным Богу. Вот почему Бог приобщил нас к смерти Своего Сына на кресте. Мы были распяты «во Христе», и взамен Он дал нам саму жизнь Иисуса, чтобы она заняла место нашей греховной природы, а не преобразовала ее. В отличие от всех других мировых религий христианство предлагает человечеству не измененную, а замененную жизнь. Чем скорее мы поймем, что совершенство плоти невозможно (см. Гал. 3:1-3), тем скорее мы покоримся евангельской формуле: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19, 20). Самым большим открытием для неверующего является тот факт, что Христос умер за него. Но самым большим откры¬тием для верующего является истина, что он распят со Хрис¬том и что теперь его жизнь сокрыта во Христе (см. Кол. 3:3).Такое открытие положит конец всем нашим усилиям вне Христа. Вместо этого мы будем «жить верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Заключение Следовательно, Кровь Христа есть Божье разрешение проблемы наших грехов, но крест Христа есть средство на¬шего избавления от самого источника греха. Первое — средство нашего оправдания, в то время как второе — средствонашего освящения. Подобно тому как мы не можем получить прощение своих грехов, если не увидим Христа, понесшего все наши грехи на кресте, так мы не можем испытать избавление от силы греха, если не увидим Христа, несущего нас на кресте. Освящение, победа над грехом, подразумевает двойной процесс. С одной стороны, верою мы соглашаемся с тем, что умерли во Христе, а с другой — Дух Христов, Который пребывает в нас, может явить жизнь Христа в нас и через нас. Апостол Павел описывает это следующими словами: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4:10, 11; Флп. 3:10). Размышляя о Крови Христа (Его смерти за наши грехи) и одновременно о кресте Христовом (нашей смерти в Нем), мы начинаем понимать удивительную силу креста. Этот крест и его сила «для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Ключевые мысли тринадцатой главы 1. Когда Христос был распят, три фактора существенно повлияли на жизнь каждого верующего. Они сводятся к следующему: А. То, что совершили с Христом на кресте сатана и мир. Б. То, чему Бог подверг Своего Сына на кресте. В. То, что Бог совершил для человечества во Христе на кресте. 2. Сатана и мир проявили безусловную ненависть ко Христу на кресте, предав Его открытому осмеянию. Когда мы возьмем на себя крест Христа как наш собственный, сатана и мир проявят ту же ненависть по отношению к нам. Библий называет это «соблазн креста» (Гал. 5:11). 3. Бог возложил грехи каждого человека на Христа, Носителя наших грехов, когда Он висел на кресте. Новый Завет называет это Кровью Христа (см. 1 Петр. 1:18, 19; Рим. 5:9; 1 Ин. 1:7). А. Кровь Христа, о которой говорится в Новом Завете, не является Его реальной человеческой кровью. Она обозначает высшую жертву — Его Божественную жизнь, которую Он отдал взамен нашей осужденной жизни. Б. «Кровь» Христа примиряет греховные человеческие существа со святым Богом. В. «Кровь» Христа избавляет нас от виновной совести. Г. Своей «Кровью» Христос может опровергнуть любое обвинение дьявола, направленное против нас. 4. Бог приобщил все человечество к смерти Своего Сына, чтобы освободить нас от силы греха. А. Грех — это не только нарушение закона, которое делает нас виновными; это также сила, держащая нас в своем плену. Б. Как бы чудесно ни было прощение, его недостаточно. Мы нуждаемся в избавлении от греха. В. Кровью Христа греховные действия могут быть прощены и изглажены, но наше природное греховное естество не может быть просто прощено — оно должно быть уничтожено или распято (см. Гал. 5:24). 5. Греховное человеческое естество нельзя преобразовать; оно не может стать угодным Богу. Вот почему Бог приобщил нас к смерти Своего Сына. Мы были распяты «во Христе», и взамен Бог дает нам саму жизнь Иисуса, чтобы не преобразовать, а заменить наше греховное естество.
|