Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 04 октября 2024
Глава четырнадцатая PDF Печать E-mail

Служение Святого Духа

Как мы неоднократно упоминали, во Христе Иисусе нам уже обеспечено полное и совершенное спасение. Таково объективное Евангелие. Задача Святого Духа — передать это совершенное спасение падшему человеческому роду. Следовательно, Он играет важную роль в опыте нашего спасения.

По окончании Своего земного служения Иисус сказал Своим ученикам, что после Его возвращения на небо Отец пошлет Святого Духа. Дух наставит их на всякую истину и осуществит в их жизни спасение, о котором позаботился Христос (см. Ин. 16:13—15; 2 Кор. 3:17, 18). Нам необходимо понять роль Духа в нашем спасении, чтобы мы знали, как сотрудничать с Ним. Святой Дух трудится в трех направлениях: в жизни неверующего, верующего и Церкви. В этой и следующей главах мы рассмотрим каждый из этих аспектов служения.

Служение Святого Духа в жизни неверующего

Как бы ни был образован и интеллигентен человек, евангельская истина выше его природного ума. Природный умом невозможно постичь Евангелие (см.Мф. 16:16, 17; 1 Кор 2:10—14; 12:3). Более того, Евангелие фактически есть безумие для нашего плотского образа мышления (см. 1 Кор. 1:18). Следовательно, без Святого Духа никто не может постичь истину такой, какая она есть в Иисусе, никто не может принять ее, как бы хорошо ни был знаком человек с Писаниями. Духовное познается духовным (см. 1 Кор. 2:10—14). Человеческие существа просто не могут испытать силу Евангелия, если им не будет дана такая способность Святым Духом. (Кстати, вот почему христианин не может притязать на то, что он «приобрел» душу для Христа; такое преимущество принадлежит исключительно Святому Духу. В лучшем случае мы можем быть только орудиями в руках Бога, с помощью которых проповедуется Евангелие.)

Иисус ясно показывает, что служение Святого Духа имеет прямое отношение к миру. «И Он [Святой Дух] пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8). Это первый шаг в спасении. Греховные, падшие человеческие существа должны быть оповещены о грехе, праведности и суде. Это должен совершать Святой Дух через возвещение Евангелия.

Когда Иисус сказал, что Дух убедит мир «о грехе». Он не имел в виду грех как нарушение закона. Он сослался на грех, как на «неверие». Девятый стих ясно показывает это: «О грехе, что не веруют в Меня» (см. также Рим. 14:23).Грешный человек погибает не потому, что он совершал грехи, а потому, что он остался без Христа, — то есть потому, что он родился в Адаме и, следовательно, уже осужден в нем, даже не совершив собственных грехов. В первой главе мы видели, что вечная участь человека определяется не его поступками (поведением), а человеческим естеством, к которому он при-надлежит. Находящиеся «в Адаме» попадают под осуждение закона, потому что они считаются грешниками, а находящиеся «во Христе» считаются праведными, они перешли от смерти и жизнь (см. Ин. 5:24). Следовательно, первое действие Духа Святого в жизни неверующего состоит в том, чтобы убедить его: он потерянный грешник, потому что не пребывает верою «во Христе».

Второе, в чем Дух Святой убеждает неверующего, — праведность можно обрести только во Христе. Все то, что мы мним праведностью, не что иное в Божьих очах, как запачканная одежда (см. Ис. 64:6). Объясняя служение Духа для неверующего, Иисус говорит, что Дух убеждает «о правде, что Я иду к Отцу Моему» (Ин. 16:10). Этим Он хочет сказать, что искупление, которое Отец послал Его совершить (см. Гал. 4:4, 5), окончено. Иисус возвратился к Своему Отцу на небеса, потому что Он совершил Свое искупительное дело.

«Он же [Христос], принесши одну жертву за грехи [законченное дело], навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие Его» (Евр. 10:12, 13).

Служение Святого Духа не могло начаться в полном смысле этого слова, пока не совершилась искупительная жертва Христа. Приготовив полное и совершенное спасение Своей совершенной жертвой, Христос находится на небесах, а Дух Святой заканчивает работу искупления в греховных людях, желающих верить (см. Рим. 5:11).

Наконец, Святой Дух убеждает относительно суда, уверяя, что «князь мира сего осужден» (Ин. 16:11). Всякий, слышащий Евангелие, должен сознавать, что этот мир, находящийся под водительством сатаны, уже осужден и приговорен к разрушению.

Для принадлежащих этому миру существует только одна надежда — откликнуться верою на безвозмездный дар спасения во Христе (см. Ин. 3:16). В этом суде звучит Блага весть. Иисус объясняет, что суд над князем мира сего состоя в его «изгнании» (Ин. 12:31). Грешник может с радостью веровать, что сатана изгоняется из его жизни, когда он проявляет веру в Спасителя.

В последние дни проповедь вечного Евангелия должна быть осмыслена заново (см. Мф. 24:14; Откр. 14:6). Оно возвещает нам, что «пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов» (Откр. 18:2). Пламя вечного разрушения приготовлено только для «диавола и ангелов его» (Мф. 25:41), но если люди добровольно отвергают безвозмездный дар спасения, обеспеченный им от создания мира во Христе (см. стих 34), Богу ничего не остается как уничтожить их вместе с этим осужденным миром (см. Мк. 16:15, 16; Ин. 3:18; Евр. 10:26-29). Единственная надежда человечества — откликнуться на Божий призыв: «выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4).

Опыт обращения

Прежде чем взглянуть на второй аспект служения Духа — Его действие в жизни верующего, — мы должны быть уверены, что понимаем механизм опыта обращения.

Когда человек принимает трехкратное убеждение Святого Духа, когда он кается, верит и крестится (см. Мк. 1:14, 15; 16:15, 16), в его жизни происходит коренное изменение. Дух Святой фактически входит в него и живет в нем (см. Деян. 2:37-41). Библия называет это «возрождением», или «рождением свыше»(см Ин. 3:3-5; Тит. 3:5; 1 Петр. 1:23). Это пребывание Святого Духа равноценно принятию жизни Христа (см. Рим. 8:2, 10). Происходит субъективное изменение состояния человека: он перестает быть «в Адаме» и становится личностью «во Христе», что дает ему право на небеса (см. Рим. 8:9).

Следовательно, можно сказать, что служение Святого Духа и жизниневерующего происходит извне, а служение Святого Духа в жизни верующегосовершается изнутри. Дух Святой убеждает в истине совесть как верующего, так и неверующего. Но в неверующем Дух Святой не пребывает, так что эти убеждения приходят к нему извне. Верующий же имеет в себе Святого Духа (см. 1 Кор. 3:16; 6:19), так что убеждения Духа приходят к нему изнутри.

Это важное различие. Иисус ясно показал Никодиму, что «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Пока в человеке не пребывает Святой Дух, он находится в погибшем состоянии, хотя может и получить убеждение от Святого Духа и быть даже членом церкви (см. Рим. 8:9).Но родиться от Святого Духа означает воскреснуть из духовной смерти, к которой привел нас грех. Это новое рождение объективно осуществилось вначале во Христе при Его воплощении, когда Его Божественность соединилась с нашим совокупным человеческим естеством (см. Еф. 2:5). Затем через веру мы переживаем опыт нового рождения своей жизни (см. Деян. 2:38). Таково истинное обращение, начало христианской жизни.

Быть обращенным — значит родиться от Святого Духа, что равносильно новому рождению. Благодаря этому опыту меняется наше состояние: из неверующих мы становимся верующими. Этот опыт также субъективно оправдывает нас (см. Иак. 5:20) и ставит в положение, при котором освящение возможно, потому что мы владеем самой жизнью Христа через пребывание Его Духа (см. Рим. 8:2, 11-13).

Служение Духа в жизни верующего

Служение Святого Духа в жизни верующего призвано отобразить в нем характер Иисуса Христа, то есть характер Бога (см. Ин. 14:9).

Первоначально в сотворенных человеческих существах пребывал Святой Дух, чтобы они могли отражать Божий характер. Однако из-за грехопадения Адама мы рождаемся этот мир без Бога, духовными банкротами. Цель Евангелия, помимо нашего спасения, — устранить вред, причиненный грехом Адама, и восстановить в нас Божественный образ. Отправной точкой этого процесса — воплощения Евангелия в наш субъективный опыт — является новое рождение. Другим словами, рождение от Духа — это предпосылка святой жизни. В человеческом естестве Христа и через Его искупительное служение было сделано все для восстановления образа Божьего в людях. Но Святой Дух призван воплотить это восстановление в жизни каждого верующего, который стал единым целым со Христом и который живет верою.

Первой задачей Святого Духа является избавление нас от нашего положения «в Адаме» и утверждение нас «во Христе» и Его Церкви. Затем Святой Дух пребывает в нас, совершая через крест Христов более основательное преобразование, при котором ветхая жизнь фактически предается смерти. Этот про¬цесс совершается постепенно каждый день, так что жизнь Христа проявляется в нас все больше и больше (см. 2 Кор. 4:10, 11; 3:17,18; Еф. 3:16-19; 4:4-13).

Нам не дано жить святою жизнью своими силами, она является исключительно делом Святого Духа, живущего в нас. Если бы мы понимали это правильно, то прекратили бы попытку действовать самостоятельно, а дали бы возможность Снятому Духу воспроизвести в нас жизнь Иисуса. Это не значит, что мы должны сидеть сложа руки. Отвержение себя, чтобы дать возможность Святому Духу проявить в нас жизнь Христа, требует постоянной, безжалостной борьбы. Вот что названо в Библии «добрым подвигом веры» (1 Тим. 6:12).

Святой Дух совершает в жизни верующего не что иное, как освящение. Согласно учению апостола Павла, оно охватывает дух, душу и тело (см. 1 Фес. 5:23).

Что имеет в виду Павел? Подобно тому как врач должен знать строение человеческого тела, чтобы лечить его недо-могания, так и верующие должны знать свое духовное устрой¬ство, чтобы сотрудничать со Святым Духом в служении освящения. Физическое тело наше состоит из различных органов, каждый из которых имеет особую функцию, тесно связанную с функциями всех других органов тела. Духовно мы состоим из трех компонентов —духа, души и тела; каждый из них играет особую роль в духовном благополучии всего организма, но тесно связан с другими компонентами.

После апостольского периода христианская Церковь совер¬шила большую ошибку: она разъединила тело и душу и объявила, что душа существует независимо от тела. Эта идея была привнесена из религии греков, а не из Священного Писания. Согласно Библии, каждый из этих трех духовных компонентов имеет различные функции, составляющие духов¬ную целостность всего человека, однако ни один из них не может существовать независимо от других. Смерть человека означает, что умирают дух, душа и тело, то есть весь человек (см. Иез. 18:4, 20; Еккл. 9:5, 6; 8:8).

Изучая духовное строение человека, описанное и Библии, мы видим важную аналогию между этим строением и Божьим храмом, или святилищем. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»(1 Кор 3:16; 6:19). Дело в том, что ветхозаветное святилище было символом воплощенного Христа (см. Пс. 28:9; Ин. 2:19—21; Откр. 21:3; см. также Пс. 76:14и Ин. 14:4—6). А Христос является прототипом верующего (см. Еф. 2:19—22; 1 Петр. 2:5; Евр. 3:4-6; 1 Кор. 6:16).

Обетования Божьи для нас в новозаветное время — это осуществление символов, показанных во святилище в ветхозаветное время. Например, в Ветхом Завете закон был написан на скрижалях каменных и положен в ковчег. В Новом Завете тот же самый закон написан на наших сердцах и положен «внутрь человека» (см. Рим. 7:22). В Ветхом Завете Бог обитал внутри святилища, в Новом Завете Бог обитает внутри человека посредством Своего Святого Духа (см. Иез. 36:27; Ин. 14:17; Рим, 8:9, 11). В Ветхом Завете строение святилища представляло небесный Божий храм, а в Новом Завете христианин сам становится Божьим храмом (1 Кор. 3:16, 17; 6:19).

Значит, подобно тому как прежде Бог обитал в скинии (см. Исх. 25:8), так Дух Святой обитает теперь в верующем. Ветхозаветное святилище было разделено на три части — двор, Святое и Святое святых (см. Исх. 25:8—27; Евр. 9:2—4). Точно так же верующий, который представляет Божий храм на земле, в духовном плане состоит из трех частей — духа, души и тела.

Тело с его разными органами можно сравнить со двором храма, расположенным вовне и видимом для всех. Это место жертвы (см. Рим. 12:1; Кол. 3:5).

Внутри — душа человека, способности его ума: его чув¬ства, воля, интеллект, через которые действует Бог. Это относится к отделению Святое, где священники осуществляли ежедневное служение.

Внутри, позади второй завесы и в пределах самосознания человека находится дух человека, который можно сравнить со Снятым святых храма — местом, где пребывает Бог. У обращенного человека Дух Святой пребывает в его духе; он представляет собою «кров Всевышнего» (Пс. 90:1).

Обратите внимание, что соотнесение земного святилища с верующим никоим образом не отрицает реальное существо¬вание небесного святилища (см. Евр. 8:1, 2). Библия ясно учит, что Бог живет на небесах, а также в верующем (см. Ис. 57:15).

Святилище было символом человеческого естества Хрис¬та, а также верующих в Него. Как мы уже видели, верующие в Новом Завете отождествляются с Божьим храмом. Другими словами, святилище Ветхого Завета символизировало, во-пер-вых, воплощенного Христа и верующего, который пребывает «в Нем» (объективное Евангелие). Во-вторых, оно символи-зировало христианина, который имеет Христа, живущего в нем (субъективное Евангелие).

Следовательно, можно сказать, что святилище Ветхого Завета было Божьей моделью вечного Евангелия, которое вначале осуществилось во Христе, а теперь должно осуществиться в церкви, частью которой является каждый верующий. Христос, наш Первосвященник, совершил очищение небесного святилища, но это очищение связано с очищением сердец Его народа на земле.

В следующей главе мы рассмотрим место и назначение каждого из этих трех духовных компонентов — духа, души и тела — и их взаимоотношение со служением Святого Духа.

Ключевые мысли четырнадцатой главы

1. Цель служения Святого Духа — направить падший человеческий род к совершенному спасению, приготов¬ленному и обеспеченному для нас во Христе Иисусе.

2. Служение Святого Духа в жизни неверующего можно обобщить следующим образом (см. Ин. 16:8):

А. Во-первых, Он убеждает неверующего, что тот потерянный грешник, потому что не пребывает верою «во Христе».

Б. Во-вторых, Он убеждает неверующего, что спасение можно найти только во Христе.

В. В-третьих, Он убеждает грешника о неизбежности суда — о том, что этот мир, находящийся под водительством сатаны, уже осужден и приговорен к уничтожению.

3. Когда неверующий откликается на голос Святого Духа, в его жизни происходит коренное изменение. Святой Дух фактически входит в него и пребывает в нем (см. Деян. 2:37-41). Это равносильно «новому рождению», или обращению. Человек перестает быть «в Адаме» и становится «во Христе» (см.Рим. 8:9).

4. Служение Святого Духа в жизни верующего заключается в том, чтобы пребывать в нем, дабы его ветхая жизнь фактически была предана смерти. Этот процесс должен совершаться постепенно, каждый день, так, чтобы Христова жизнь проявлялась в нас все больше и больше (см. 2 Кор. 4:10, 11; 3:17, 18; Еф. 3:16—19; 4:4—13). В этом заключается освящение.

5. Духовно мы состоим из трех компонентов — духа, души и тела. Существует важная аналогия между духовным строением человека и Божьим храмом, или святилищем. Подобно тому как Бог пребывал во святилище, так Святой Дух живет в верующем сегодня (см. 1 Кор. 3:16).

А. Тело можно соотнести с двором святилища.

Б. Душа (способности ума, воля, чувства) соотносится со Святым святилища.

В. Дух (самосознание человека) соотносится со Святым святых святилища.