Глава шестнадцатая |
Закон и благодать I Когда я служил миссионером в Уганде, ко мне как-то подошел молодой африканец с искренним желанием засвидетельствовать о Христе. — Вы спасены? — спросил он меня. Убедив его, что я христианин, я спросил в свою очередь: — А вы спасены? — Слава Господу, я спасен! — с энтузиазмом ответил Он. — Если вы спасены,— сказал я, — почему же от вас пахнет пивом? Смутившись, он удивленно ответил: — Разве вы не знаете, что мы спасаемся благодатью, а не делами? Я попросил его объяснить, что он имеет в виду. — Христос все выполнил за нас, — ответил он. — Я понимаю,— произнес я. — Вы имеете в виду, что Он жил совершенной жизнью и умер, испытав возмездие за грех вместо вас. — Да. Вы правильно поняли меня! — Если это так,— настойчиво продолжал я, — значит Он и на небо отправился вместо вас? Естественно, он не захотел с этим согласиться. Подобно этому молодому человеку, многие христиане в настоящее время не понимают библейского смысла спасе¬ния по благодати. Они принимают то, что немецкий мученик Дитрих Бонхофер метко назвал «дешевой благодатью», — то есть идею, утверждающую, что, поскольку Христос все испол¬нил, христиане могут свободно угождать своей греховной плоти. Библия, разумеется, учит нас не этому. Тогда как следует понимать замечательную истину о спасении по благодати? Устранил ли Христос закон, когда спас нас по благодати? Трудности при сравнении закона и благодати На первый взгляд, закон и благодать противоречат друг другу. Закон требует послушания как условия спасения (см. Рим. 10:5), а благодать предлагает спасение как безвозмездный дар независимо от дел (см. Еф. 2:8, 9). Закон осуждает греш-ника (см. Гал. 3:10), а благодать оправдывает нечестивого (см. Рим. 4:5). В результате многие, принимающие благодать, предлагаемую Богом, приходят к отвержению закона. Однако Библия — Ветхий и Новый Заветы — не противопоставляет благодать и закон. Источником того и другого является Бог, а Бог не противоречит Сам Себе. В настоящее время многие христиане пытаются разрешить трудности между законом и благодатью посредством учения, называемого диспенсационализмом. Согласно этому учению, Библия делится на временные периоды, или деспенсации, и от Моисея до Христа — в Ветхом Завете спасение основывалось на послушании человека закону. Теперь же, говорит диспенсационализм, когда Христос пришел и навечно искупил челове¬чество, спасение достигается посредством благодати Нового Завета; закон потерял свое значение. Эта доктрина не только отрицает единство Писаний, но и противоречит ясному учению Нового Завета. У Бога всегда был только один способ спасения грешников: посредством благодати через Его искупительное свершение во Христе. В 4-й главе послания к Римлянам апостол Павел ясно говорит, что Авраам, отец иудеев, был спасен не посредством обрезания или соблюдении закона, а посредством веры в Божье обетование о спасении через Его Сына Иисуса Христа. Бог никогда не учреждал закон как средство спасения; это извращенная точка зрения (см. Рим. 9:30—33). Павел очень обстоятельно пытается исправить это заблуждение в своем Послании к Галатам (см. Гал. 2:16; 5:4). Давая Свой закон, Бог преследовал главную цель: обличить людей во грехе (см. Рим. 3:20), чтобы дар спасения обрел смысл. «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24). Поскольку мы эгоистичны по своей природе, не требуется большого труда поймать нас в западню законничества, которое представляет собой попытку спастись соблюдением закона. Центром всякой языческой религии является идея о том, что человек должен спасти себя своими добрыми делами. Однако Библия учит, что это невозможно, что наша единственная надежда — спасение верою в искупительную Божью благодать (см. Рим. 3:20, 22). «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Не под законом, но под благодатью Каждый вновь рожденный христианин находится не под законом, но под благодатью (см. Рим. 6:14). Но что это значит быть под благодатью и как это влияет на нашу христианскую жизнь? Во-первых, нам следует ясно понять, что подразумевает Библия под словами под законом и под благодатью. Под законом. Слово под означает «находиться под управ¬лением или властью». Следовательно, быть «под законом» значит находиться под управлением или властью закона. Отсюда следует, что наше положение перед Богом основы¬вается на наших поступках с точки зрения закона, откровения воли, выраженной Богом; Быть «под законом» значит оправ¬дываться перед Богом своим поведением с точки зрения зако¬на. Закон всегда предстает перед нами и говорит: «Делай то, не делай этого, и ты будешь жить» (см. Рим. 10:5). Несоблю¬дение закона чревато проклятием: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). В Едемском саду перед грехопадением Адам и Ева находились «под законом». Бог сотворил их в совершенном, безгрешном естестве и поместил под законом. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16, 17). Когда Адам и Ева ослушались этого повеления, им был вынесен смертный приговор, и они поплатились своей жизнью. Этот смертный приговор распространился на все человечество, потому что все человечество было в Адаме, когда тот согрешил, и, следовательно, все челове¬чество причастно к его греху (см. Рим. 5:12; 1 Кор. 15:22). Быть «под законом» значит также быть под проклятием или осуждением закона. Это тоже наша беда; мы «по природе чада гнева» (Еф. 2:3). Как бы хорошо мы ни думали о самих себе, факт остается фактом: среда, в которой мы появились на свет, — падший человеческий род. Как говорит Павел: «Мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:19, 20). Здесь Павел говорит нам, что мы не только осуждены и находимся под законом, но и не можем исполнить его требования. Чтобы спасти нас от этого безнадежного состояния, «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4, 5). Искупив нас от состояния «под законом», Христос поместил нас «под благодать». Таково положение всех, кто принял Его верою (см. Рим. 6:14). Под благодатью. Слово благодать означает «незаслужен¬ная милость». Новый Завет определяет благодать в духовных терминах к основном как Божье расположение, движимое любовью к грешникам и побудившее Его отдать «Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но и мел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Апостол Павел описывает благодать такими словами: «В Котором [Христе] мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благо-дати Его» (Еф. 1:7). Поскольку падшее человеческое естество по природе находится во вражде с Богом, то искупление, свершенное Богом ради нашего спасения через Его Сына, становится не только безвозмездным даром — оно становится благодатью. Мы спасаемся благодатью (см. Еф. 2:8, 9; Рим. 5:6—10). Вот почему Евангелие — это, безусловно, Благая весть. Что значит быть «под благодатью»? Как мы уже видели, все человечество рождено «в Адаме» и «под законом», а «закон имеет власть над человеком, пока он жив» (Рим. 7:1). Христос соединил Себя с нами Своим воплощением и на кресте, так что мы умерли для владыче¬ства закона «Телом Христовым» (Рим. 7:4). Через Свое воскресение Христос воскресил нас с Собой к вечной жизни, возродив «к упованию живому» (1 Петр. 1:3),обручив со Христом, вторым мужем, и потому теперь мы находимся под Его владычеством. Вот что значит находиться «под благодатью». Следовательно, как христиане мы больше не под законом, потому что наше оправдание или спасение не зависит от наших собственных попыток повиноваться закону. (Разумеется, утверждение обратного точно характеризует состояние тех, кто не принял Христа как своего личного Спасителя.) Уверо¬вавшие же — те, кто верой соединился со Христом, больше не под законом, но под благодатью. Христос стал осуществлением, завершением всего, что закон требует от нас для обретения праведности (см. Рим. 10:4). Следовательно, состояние «под благодатью» полностью противоположно состоянию «под законом». Находясь под благодатью, мы больше не оправдываемся перед Богом своими делами — делами закона. Оправдание наше зиждется исключительно на основе того, что Христос уже совершил жизнью, смертью и воскресением. Нас оправдывает совершенная праведность Христа, которую Он обрел в Своем человеческом естестве, заместив нас. Своим послушанием закону и Своей смертью, которая удовлетворила справедливость закона, Христос навсегда обрел праведность для всех, кто примет Его спасающую благодать (см. Рим. 5:17). Более того, быть «под благодатью» означает, что мы умерли для жизни греха, что наша жизнь сокрыта во Христе (см. Кол. 3:3). Христова смерть на кресте была смертью, которой все человечество умерло в одном Человеке (см. 2 Кор. 5:14).Поэтому, когда верою мы отождествляем себя с этой смертью, то становимся мертвыми для греха, владычества закона и живыми для Бога. Именно это символизирует крещение — наше единство со Христом распятым, погребенным и воскресшим. В результате уже теперь мы ходим под благодатью в обновленной жизни (см. Рим. 6:3, 4). Вот что значит быть «под благодатью», и все это оказывает большое влияние на наш образ жизни. Жизнь под благодатью Жизнь «под благодатью» избавляет нас от жизни «под законом», но это вовсе не значит, что закон упраздняется. Всякий, кто верит или учит этому, извращает Евангелие. Оправдание верою не устраняет закон, а утверждает его (см. Рим. 3:31). Закон Божий так же вечен, как вечен Сам Бог. Написан¬ный в юридической форме, он является выражением Его самоотверженной любви (см. Мф. 22:36—40; Рим. 13:8, 10; Гал. 5:13, 14). В Нагорной проповеди Иисус Сам возгласил, что Он пришел не уничтожить закон. «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:18, 19). Когда мы находились «под законом», наша проблема состояла не в законе, а в нас. Закон свят, праведен и добр (см. Рим. 7:12). Вина заключается в нас, потому что по природе мы — плотские люди, проданы, как рабы, греху (см. стих 14).Святой Божий Закон и наша греховная природа несовместимы. «Плотские [управляемые плотью] помышления... закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Вот почему первый, или Ветхий, Завет был несовершенен. «Укоряя их [израильтян] ... Господь говорит... Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской; потому что они не пребыли в том завете Моем... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:8—10). Итак, Христос не упразднил закон на кресте. Вместо этого Он спас нас от жизни под законом. Он покончил с греховной жизнью всего человечества, которое находилось под осуждением закона. При воскресении Он возродил нас из мертвых к новой жизни, жизни Духа, которая находится в совершенной гармонии с законом. Эта жизнь, которой Он жил в Своем человеческом естестве, была в полном повиновении святому Закону Божьему посредством силы Духа. Закон никогда не служил средством спасения, а всегда был мерилом христианской жизни. Однажды Иисус умер для греха, но воскрес для жизни в Боге (см. Рим. 6:10). В 11-м стихе Павел применяет ту же истину к крещеному верующему: «Вы почитайте себя мерт¬выми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». На каком основании мы можем почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога? На том основании, что Бог совершил для нас в человеческом естестве Христа. Посредством Своей изобильной благодати Он поместил нас во Христе при воплощении, когда Его Божественность соединилась с нашим совокупным человеческим естеством (см. 1 Кор. 1:30). Это значит, что, когда Христос умер для греха, мы умерли в Нем. Таким образом, крест становится силой Божьей ко спасению от греха (см. 1 Кор. 1:18), а также владычества закона (см. Рим. 7:4—6).Обратите внимание, как Павел применяет эту истину к собственной жизни: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. 2:19, 20). Поэтому первое, что нам нужно понять о жизни под благодатью, — закон не был устранен. А второе имеет отношение к первому: хотя христиане находятся «под благодатью», это не значит, что они свободны жить, как им заблагорассудится. Благодать не наделяет нас такого рода свободой. Будучи под законом, мы находились в его власти. Это возлагало на нас определенные требования, и мы обязаны были выполнять их, иначе нас ждало наказание. Теперь же, находясь под благодатью, мы, разумеется, также подчинены владычеству, или власти благодати. Это значит, что мы связаны со Христом источником благодати и должны жить под Его владычеством. Христос — наш Спаситель и Господь. Как это воздействует на нашу христианскую жизнь? Вот два примера из высказываний апостола Павла: «Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послу¬шания к праведности? Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:15—18). «К свободе призваны вы братия, только бы свобода (ваша) не была поводом кугождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего твоего, как самого себя"» (Гал. 5:13, 14; см. также 1 Петр. 2:15—19). Следовательно, ясно, что жить под благодатью означает позволять Христу жить в нас посредством веры. Вот о чем говорил Иисус: «Пребудьте во мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4, 5). Третий важный фактор относительно жизни под благодатью, который необходимо понять, касается побуждения. Наши прежние взаимоотношения под законом можно назвать взаимоотношениями страха. Дело в том, что закон никогда не может снисходить к нашей немощи и неспособности выполнять его предписания. Закон не сможет помочь нам исполнить его требования. Он может требовать только послушания и осуждать нас всякий раз, когда мы падаем. Поэтому, будучи под законом, мы всегда, находимся в узах страха смерти (см. Евр. 2:15). Насколько же отличается наше положение под благодатью! В отличие от закона, Христос понимает нашу слабость и нашу неспособность быть праведными. Он способен сочувствовать нам в нашей борьбе против искушений. Христос во всем уподобился нам и во всем был искушаем подобно нам. Он понимает нас, сочувствует нам и готов помочь (см. Евр. 2:17, 18; 4:15). Более того, Он избавил нас от всего этого. Он избавил нас от страха смерти, потому что умер за нас (см. Евр. 2:14). Он избавил нас от страха рабства греху, потому, что осудил грех во плоти — нашу плоть (см. Рим. 6:22; 8:2, 3). Он примирил нас с Богом, так что мы имеем блаженное упование на Небо и вечную жизнь; мы можем называть Бога «дорогой Отец (см. Гал. 4:4—6). Вот преимущества состояния «под благодатью». Это значит, что мы не служим Богу по букве (из страха), но по духу (из сердечной благодарности Христу) (см. Рим. 7:6). Наши взаимоотношений под благодатью — это взаимоотношения любви и признательности, а не взаимоотношения страха, которые мы испытываем под законом. Страх наказания больше не руководит нашими поступками; вместо этого любовь к Богу побуждает нас поступать правильно и для Него (см. 2 Кор. 5:14, 15). Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15; 1 Ин. 5:3). Пребывание под благодатью освобождает нас также от эгоистичного побуждения пытаться поступать правильно в ожидании награды. Ни страх наказания, ни надежда на награду на небесах не являются достаточно сильным побуждением, наделяющим нас способностью повиноваться «делам закона». Но когда мы поймем и оценим любовь агапэ, которая привела Сына Божьего на крест ради нас, мы с радостью будем служить Ему и другим, не помышляя о себе и награде. Согрешение под благодатью Христиане часто задаются одним из главных вопросов: если мы продолжаем грешить, даже находясь под благодатью, как это повлияет на наши взаимоотношения с Богом? Теряем ли мы наше оправдание всякий раз, когда грешим? Нуждаемся ли мы всякий раз в новом обращении после каждого согрешения, или мы обречены на вечную смерть? Некоторые считают, что ответить следует утвердительно. Однако христиане, принимающие эту доктрину спасения, не понимают безусловной Божьей любвиагапэ и того, что Библия подразумевает под словами «находиться под благодатью». Как явствует из слов апостола Павла, всякий, кто воистину понимает спасение по благодати и ценит Христов крест, не может сквозь пальцы смотреть на грех (см. Рим. 6:1, 2). Праведность дается по вере, и если присутствует вера, — праведность присутствует тоже, а в праведности нет греха (см. Рим. 6:14—18). Когда апостол Павел возгласил: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию» (Рим. 6:14), он не имел в виду, что верующий грешить не может. Павел подразумевал, что грех больше не имеет власти осуждать или контролировать верующего, потому что такая личность уже не под властью закона, а под благодатью. Павел говорит: «Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (1 Кор. 15:56). Он имеет в виду, что грех сам по себе не имеет силы погубить человека, если нет осуждающей силы закона. Поскольку верующий больше не находится под властью закона, грех больше не может подводить верующего под осуждение закона — вечную смерть. Верующий избавлен от силы греха. Злоупотребление благодатью «Одну минуту, — возразите вы. — Какое опасное учение — но ведет к распущенной жизни!» Конечно, ваши опасения абсолютно обоснованны. Из-за нашего греховного состояния Евангелие — не только Благая, но и опасная весть. Когда вера становится фальшивой, ее легко превратить в потворство греху, как в случае с христиа¬нами, которым писал Иаков (см. Иак. 2:19—26). Поскольку верующие больше не под законом и благодать изобилует значительно больше греха, могут ли христиане легкомысленно продолжать грешить, если они не под законом? Этот серьезный вопрос Павел задаст своим читателям в 6-й главе Послания к Римлянам. И отвечает — разумеется, НЕТ! Фактически вся 6-я глава Послания к Римлянам предо¬стерегает христиан против мнения, будто пребывание под благодатью вызывает безразличие к согрешению. По каким причинам, по мнению Павла, христиане, нахо¬дящиеся под благодатью, не должны потворствовать греху? Во-первых, потому что во Христе мы умерли для греха. То есть мы прервали связь с ним (см. стихи 2, 11). Во-вторых, по собственному выбору мы стали рабами Бога, Который есть источник праведности, а не греха (см. стих 17). По этим двум причинам учение о спасении посредством благодати не позволит христианам продолжать вынашивать грех. Очевидно, это не значит, что мы никогда не споткнемся и не падем. Как младенцы во Христе мы знаем, что неспособность жить по Божьему идеалу — это проблема христианской жизни. Поскольку мы еще не научились полностью понимать Евангелие и непрерывно жить по Духу, наши падения будут слишком частыми. А как такие падения влияют на наши взаимоотношения с Богом? Этот вопрос требует ответа. Между согрешением под законом и согрешением под благодатью лежит целая пропасть. Чтобы понять различие между ними, взглянем на закон как написанный кодекс и Христа как живую реальность. Сравнивая их, мы увидим, что они идентичны в одном смысле и полностью противоположны в другом. Например, мы видим, что дух закона — это любовь (см. Мф. 22:36—40). В этом смысле закон можно отождествить со Христом, Который есть любовь (см. 1 Ин. 4:8; Еф. 5:1, 2) Однако, если мы посмотрим на закон как написанный кодекс, он становится для нас сводом правил, юридически связывающих человеческие существа. Как таковой он не может сочувст-вовать нашим слабостям или помочь нам. Все, что он может делать, — это повелевать и осуждать каждое падение (см. Гал. 3:10). Напротив, Христос есть Личность, чувствующая и понимающая нашу борьбу. Он может помочь нам, потому что Сам, подобно нам, был искушен во всем, за исключением того, что никогда не был побежден искушением (см. Евр. 4:15). В этом смысле закон и Христос коренным образом отличаются друг от друга. Все вышесказанное очень важно для понимания проблемы греха. Когда мы грешили до принятия Божьей искупительной благодати во Христе, мы сознавали, что грешили протон закона, морального кодекса, или свода правил. Когда же мы грешим сейчас, мы сознаем, что грешим против Личности, «возлюбившей [нас] и предавшей Себя за [нас]» (Гал. 2:20). Наше отношение ко греху становится радикально иным. Предположим, вы едете по шоссе с явным превышением скорости, и вас останавливает полицейский. Вы просите изви¬нить вас, признавая, что сожалеете о нарушении. Что побуж¬дает вас? Если вы когда-нибудь находились в подобной ситуации, то, думаю, согласитесь, что ваше признание и сожа¬ление вызваны эгоистичными интересами, а не любовью к ограничению скорости или полицейскому, который олицетворяет закон. Затем вы направляетесь домой (более медленно, конечно) и там неумышленно делаете что-нибудь обидное для вашего супруга, которого вы любите и который нежно любит вас. Вы сразу сожалеете, что так поступили, и признаете свою вину. Что движет вами на этот раз? Не страх наказания. Вы испытываете сожаление, потому что огорчили дорогого вам человека. Вот каково различие между согрешением под законом и согреше¬нием под благодатью. Между прочим, так же различались покаяние Иуды, предавшего Христа, и покаяние Петра, кото¬рый отрекся от Него. Иуда был побуждаем своим «я», Петр — любовью. Люди, которые грешат под законом, могут покаяться только из страха наказания или желания награды — в обоих случаях преследуются эгоистичные интересы. «Под благодатью» покаяние и исповедание являются плодом взаимоотношений со Христом, основанных на любви. Мы постоянно сознаем, что наши грехи сотворили со Христом на кресте, — они убили Его! Как же тогда христианин, находящийся под благодатью, может легкомысленно относиться ко греху? Это означало бы сознательно распинать Христа, а это немыслимо для всякого, кто ценит Божий «неизреченный дар» (2 Кор. 9:15). Мы, христиане, должны научиться ненавидеть грех не потому, что боимся лишиться неба, а потому, что наши грехи вновь пригвождают Христа ко кресту и вновь предают Его открытому осмеянию (см. Гал. 3:13; Евр. 6:4—6). У законника нет ненависти ко греху; у него есть ненависть к наказанию за грех. Подобная религия — это только язычество в христианском обличье. Поскольку Бог не мог спасти нас, просто игнорируя требования Своего святого закона, спасение от греха обошлось очень дорого. Возмездие за грех — смерть (см. Иез. 18:20; Рим. 6:23), и, чтобы спасти нас от осуждения закона, Бог должен был удовлетворись его справедливые требования. Он сделал это, когда возложил на Христа, заместившего нас, беззакония всех нас и принес Его в жертву на кресте как единственную действенную жертву за грехи наши (см. Ис. 53:6, 10, 11). А теперь ответим на вопрос, прозвучавший в начале: Как наши падения и грехи, даже совершенные после того, как мы оказались под благодатью, влияют на наши взаимоотношения с Богом? Если, находясь под благодатью, мы спотыкаемся и впадаем снова в грех, мы не лишаемся оправдания. Это не приносит также и осуждения. Но если мы начали понимать, какой дорогой ценой обошлось нам наше спасение, такие падения вызовут более глубокую ненависть ко греху. Мы понимаем, что каждый совершенный грех был фактически причиной смерти Христа на кресте. Ключевые мысли шестнадцатой главы 1. На первый взгляд, закон и благодать противоречат друг другу. Закон требует послушания как условия спасения (см. Рим. 10:5), в то время как благодать предлагает спасение в виде безвозмездного дара независимо от совершенных дел(см. Еф. 2:8, 9). 2. Библия учит, что каждый вновь рожденный христианин находится не «под законом», а «под благодатию» (см. Рим. 6:14). А. Быть «под законом» значит быть управляемым зако¬ном. Это подразумевает, что наше положение перед Богом определяется нашими поступками, требуемыми законом. Б. Состояние «под благодатию» прямо противоположно состоянию «под законом». Находясь под благодатью, мы полностью оправдываемся на основании того что Христос сделал для нас Своею жизнью, смертью и воскресением. Быть «под благодатию» означает, что мы умерли «во Христе» для жизни греха и что наша жизнь сокрыта со Христом (см. Кол. 3:3). 3. Пребывание под благодатью не означает избавление от закона в нашей жизни. Оправдание верою не уничтожает закон, но закон утверждает. 4. Когда мы были под законом, наши проблемы были вызваны не законом, а нами самими. Закон свят, праведен и добр. Мы же — плотские люди и проданы в рабство греху (см. Рим. 7:12, 14). 5. Закон никогда не являлся средством спасения, он всегда был мерилом христианской жизни. Благодать не дает нам свободу жить так, как нам заблагорассудится. 6. Жить «под благодатию» значит через веру позволить Христу жить в нас. 7. Побуждение для послушания при жизни «под законом» — это страх наказания. Побуждение для послушания при жизни «под благодатию» — любовь и признательность. 8. Если мы грешим под благодатью, мы не теряем нашего оправдания. Однако искренние христиане не могут легкомысленно продолжать грешить, находясь «под благодатию». 9. Мы должны научиться ненавидеть грех не из-за страха, что лишимся неба, а потому, что наши грехи пригвоздили Христа ко кресту и продолжают позорить Его имя (см. Гал. 3:13; Евр. 6:4—6)
|