Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 04 октября 2024
Глава семнадцатая PDF Печать E-mail

Закон и благодать II

Одной из причин, вызывающей смущение у многих христиан в вопросе их спасения по благодати, является непонимание ими того, что в Новом Завете речь идет о двух аспектах спасения. Мы изучали эту тему выше в этой книге, однако, поскольку очень многие христиане попали в хитроумную ловушку законничества, нам полезно вновь кратко рассмотреть эти два аспекта спасения.

Два аспекта спасения

Первый аспект спасения касается того, что Бог совершил во Христе приблизительно две тысячи лет назад; второй — того, что Бог совершает теперь в каждом верующем и будет совершать впредь до Второго пришествия. Новый Завет называет первую фазу «вы во Христе», а вторую — «Христос в вас» (см. Ин. 15:4, 5). Эти два аспекта похожи на две стороны одной монеты, однако между ними есть, по крайней мере, четыре отличия.

1. Одно завершенное, другое продолжается. Совершенное Богом во Христе — объективные факты Евангелия — дело уже свершившееся. В Нем мы стоим совершенными, облечен¬ными всеми духовными благословениями небес (см. Еф. 1:3; Кол. 2:10). В отличие от этого аспекта спасения то, что Бог делает в нас, — субъективный евангельский опыт — продол¬жается всю жизнь и будет продолжаться до Второго прише¬ствия (см. Флп. 3:12— 14; Рим. 8:24, 25).

2. Одно универсальное, другое индивидуальное. То, что Бог совершил во Христе, относится ко всему человечеству, так что в Нем весь мир юридически оправдан. Это безусловная Благая Евангельская весть (см. Рим. 5:18; 1 Ин. 2:2). С другой стороны, то, что Бог делает в нас, относится к личности, вновь рожденному христианину, который верою принял Иисуса Христа как своего Спасителя (см. Рим. 8:9, 10; Еф. 3:17).

3. Одно Божественное, другое человеческое. Спасение во Христе совершилось Богом без какой бы то ни было челове-ческой помощи (см. Рим. 3:21; Флп. 3:9). С другой стороны, Божье дело в нас подразумевает наше участие. Вот почему нам дано увещание «поступать по духу» (Гал. 5:16), или «облечься в Господа... Иисуса Христа» (Рим. 13:14), или пребывать во Христе (см. Ин. 15:4).

4. Одно спасает, другое свидетельствует. Праведность Божья, обретенная во Христе для всего человечества, — в высшей степени достойная праведность. Только она дает нам право на небеса — теперь и в день суда (см. Еф. 2:8,9; Тит. 3:5). С другой стороны, праведность, которую Бог воспитывает в нас, не имеет спасающей ценности. Она лишь является плодом оправдания верою, проявлением и свидетельством праведности, которую мы уже приняли верою во Христе (см. Еф. 2:10; Тит. 3:8).

Это отличие важно особенно потому, что многие уповают на свои дела как залог спасения. Наши праведные дела, хотя они от Бога и угодны Ему, ни в малейшей степени не делают нас более достойными небес. Наши поступки важны, но лишь потому, что они являются самым эффективным свидетельством Божьей спасающей силы. Как сказал однажды философ-безбожник Ницше, «если вы, христиане, хотите, чтобы я поверил в вашего искупителя, вы должны выглядеть намного более искупленными!»

Пребывание в благодати

Одним из великих преимуществ, данных нам, христианам, является пребывание в благодати (см. Рим. 5:1, 2). Что это значит?

Это значит, что мы не только имеем мир с Богом и полную уверенность в спасении через оправдание, которое Христос обрел для всего человечества, но что теперь мы особым образом находимся в сфере Божьей благодати. Хотя природа наша греховна, внутри нас живет Святой Дух, Который может воспроизвести в нас Христову праведность и дать силы победить все искушения. Через Христа мы владеем самой жизнью Бога, так что теперь Он может действовать в нас «по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Прежде, живя под законом и надеясь лишь на свои силы, мы всегда были лишены славы Бога (см.Рим. 3:23), но теперь, когда мы оказались под благодатью, наше положение полностью изменилось, так что мы обретаем надежду испытать Божью славу — Его жизнь самоотверженной любви (см. 2 Кор. 3:17, 18).

Апостол Павел часто использовал слово благодать для обозначения Божественной силы, которая делала его способным творить волю Бога. «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною»(1 Кор. 15:10; см. 2 Кор. 12:7—10; Еф. 3:7,8; 1 Тим. 1:14). Вот что значит находиться в благодати, и это преимущество принадлежит всем верующим.

Во время молитвенной недели, которую я провел в христианском колледже в Эфиопии, один студент-египтянин спросил меня: «Разве грех для христиан — носить оружие и убивать, защищая свою страну?» Вскоре он должен был возвра¬титься в Египет, чтобы служить в армии на войне, которую его страна вела с Израилем.

«А ты слышал когда-нибудь о мертвых египтянах, сражающихся за свою страну?» — ответил я. Я напомнил этому студенту, что как христианин он мертв и жизнь его сокрыта со Христом (см. Кол. 3:3). К сожалению, он отказался признать этот библейский факт. Две недели спустя с ним произошел несчастный случай: он попал под трактор, и в близлежащей больнице врачи констатировали его смерть.

Позднее к нему подошла медицинская сестра, чтобы накрыть тело простыней. Она увидела блеск в его глазах и закричала: «Он жив!» То было чудо и очевидный ответ на молитвы его друзей-студентов.

Когда я посетил его в больнице несколько дней спустя, то спросил его: «Как ты себя чувствуешь?»

Из забинтованного рта донесся шепот: «Я умер, и жизнь моя сокрыта во Христе».

Я всегда вспоминал этот случай как пример проявления силы Божьего Духа в человеческой жизни. Вот что значит пребывать в Божьей благодати. Павел говорит, что христиане — должники не плоти, чтобы жить по плоти, а Духа (см.Рим. 8:12, 13). Другими словами, не наше дело — пытаться жить, даже пытаться быть добрыми своими плотскими силами или способностями. Это Дух Христа должен жить в нас верою. Жизнь, которою мы теперь живем в наших телах, должна быть жизнью Христа, обретенной нами посредством веры (см. Гал. 2:20).Такова часть Божьего замыс¬ла относительно пребывания людей под благодатью.

Благодать, которая спасла нас от владычества закона, теперь будет продолжать жить в нас и производить плод Святого Духа — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). «На таковых нет закона» (стих 23). Плод этот полностью соответствуют Закону Божьему, так что закон, который мы не могли соблюсти своими плотскими силами, теперь факти¬чески исполняется нами, находящимися под благодатью (см. Рим. 8:4).

Конечно, хотя мы пребываем в сфере Божьей благодати, мы еще живем в нечестивом мире, и закон греха еще живет в наших телах (см. Рим. 7:22). Но этот закон греха не должен царствовать в нас или господствовать над нами, потому что теперь мы живем под благодатью, а не под законом (см. Рим. 6:12—14).Своею силою нам не выполнить требования закона, как объясняет Павел в 7-й главе Послания к Римлянам. Но благодать сильнее всех темных сил, которые сатана может пробудить в нашей греховной плоти. «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:13).

Поэтому пребывать под благодатью — значит находиться под владычеством Христовой жизни — жизни, которая победила и осудила грех во плоти (см. Рим. 8:3). Закон греха, который живет в наших смертных телах, всегда будет пытаться через плоть взять власть над нами. Отсюда и искушение (см. Иак. 1:14).Воспользовавшись нашей греховной природой, сатана обращает естественные, Богом данные желания тела в похоти. Он пытается сделать нас рабами своих желаний, а не их хозяевами. Но, находясь под благодатью, мы владеем жизнью и силой Бога, которые помогают избежать «господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4). Верою ежедневно и ежечасно мы позволяем Христу жить в нас, и «попечения о плоти не превращаем в похоти» (Рим. 13:14).

Став христианами, мы претерпеваем коренное изменение. «Кто во Христе,тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Христиане вовсе не являются праведниками, грехи которых были прощены, чтобы пустить их на небо. Они — люди, из которых все ветхое ушло. Наше старое положение под законом, наша старая жизнь греха — все исчезло на кресте Христовом. Теперь через Его воскресение мы стали новым творением в новом положении «под благодатию». Мы владеем новой жизнью; мы разделяем Божественную природу(см. 2 Петр. 1:4). Когда мы поймем эти истины и позволим им осуществляться в нас и через нас, мы больше не будем вести себя, как люди, принадлежащие этому миру и руководимые «похотью плоти, похотью очей и гор¬достью житейской» (1 Ин. 2:16). Мы будем поступать как сыновья и дочери Бога. Мы будем жить по Духу, отражая характер Христа.

Закон как мерило

В свете всего вышесказанного как должны мы, христиане, смотреть на закон? Продолжает ли он связывать нас?

Ответ самый решительный: «Нет». Закон как средство спасения не связывает нас. Но ответом будет самое реши-тельное «Да», если мы говорим о законе как об эталоне христианской жизни.

Недоумение и враждебность многих искренних христиан в вопросе о законе вызваны тем, что они не поняли сказанного апостолом Павлом о законе. С одной стороны, его высказы¬вания как будто подтверждают, что закон был упразднен(см. Рим. 7:1—10; Гал. 2:19; 2 Кор. 3:4—17; Еф. 2:14—16). Однако мы можем процитировать другие утверждения в пользу мнения, что сам Павел придерживался того же самого закона и полностью отвергал предположение, что вера уничтожает его (см. Рим. 3:31; 7:12—22; 13:8—10; Гал. 5:13, 14).

Как разрешить это очевидное противоречие? Большей частью наше непонимание всего, что сказано Павлом о законе, объясняется нашим игнорированием того факта, что в греческом языке, на котором писал Павел, не было отдельного слова или выражения, которое обозначало бы то, что мы называем сегодня «законничеством». Поэтому Павел использовал один и тот же термин как для положительных ссылок на Закон Божий (которого он, кстати, придерживался), так и для нега-тивных утверждений о законе, когда люди использовали его для оправдания самоправедности (которую он осуждал).

Если внимательно читать апостола Павла, мы обнаружим, что он держался закона как мерила христианской жизни, но осуждал всякого, кто законом подменял веру и с его помощью пытался обрести праведность, которая может исходить только от Бога. Изучая то, что Павел хотел сказать о законе, полезно отметить, что, осуждая «законничество», как мы называем его теперь, он часто использует выражение «дела закона» (см. Рим. 3:20; 9:30—32; Гал. 2:16; 3:1).

Отпадение от благодати

Слишком многие христиане считают, что, как только человек верою спасен во Христе, ничто не может лишить его этого спасения. Это большое заблуждение.

Действительно, спасающая нас праведность всегда пребывает во Христе, и, поскольку Он находится на небесах, куда никакой вор проникнуть не может, она неприкосновенна. Однако именно вера делает эту праведность нашим достоянием, а мы можем отречься от нее или оставить ее. Вот почему Писание так часто увещевает нас любой ценой крепко держаться нашей веры (см. Мф. 10:22; Деян. 20:24; 1 Кор. 15:58; Гал. 6:9; Евр. 3:6; 4:14; 10:23).

Всякий человек, ставший христианином, тем самым изменяет сатане, князю этого мира. Добровольно сатана не отдаст ни одного из своих подданных, поэтому он семикратно увеличивает свои усилия, чтобы вернуть эту личность себе (см. Мф. 12:43—45). Как он делает это? В основном сатана использует три способа, искушая верующего отпасть от благо¬дати. Он пытается применить один из этих способов или все сразу, если, по его мнению, это необходимо.

1. Извращение Евангелия. Первый метод сатаны заклю¬чается в искажении некоторых аспектов евангельской исти¬ны, так что ему удается направить наш взор от Христа на себя. Он внушает, что спасение совершается не только верою, что оно в некоторой степени зависит от наших поступков. Он успешно использовал этот метод на галатийских хрис¬тианах (см. Гал. 1:6,7; 3:1—3). Но сатане не удастся смутить нас, если мы будем просто верить истине, на которую Павел указал галатам, находящимся в опасности отпадения от благодати:

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся правед-ности от веры; ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обреза¬ние, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:4—6).

Быть под благодатью означает, что Христос есть наша праведность в полном смысле этого слова. Через Евангелие мы принимаем Христову праведность как объективный факт (вменяемая праведность) и как субъективный опыт (наделяемая праведность). То и другое принимается только верою, и наша вера не нуждается ни в каких добавлениях (см. Рим. 1:17). Всякий, кто хотя бы в малейшей степени пытается оправдаться перед Богом своими собственными делами, фактически отрицает, что его праведность — это Христос. Такой человек отпал от благодати.

Мы не можем одновременно идти этими обоими путями. Мы не можем принять Христа верою, признавая себя полными духовными банкротами, неспособными спасти себя, и в то же время заявлять, что в состоянии спастись, совершая добрые дела для нашего спасения. Эта хитроумная форма законничества подвергает нас опасности совершенно потерять Христа.

Спасение не может исходить частично от Христа, а частично от нас самих. «Под законом» и «под благодатию» — это два состояния, которые смешивать нельзя. Либо мы принимаем Христа верою, как нашу всеобъемлющую правед¬ность и в нашем положении перед Богом, и в нашей ежед¬невной жизни, либо пытаемся полностью оправдать себя соблю¬дением закона, что фактически невозможно. Может быть либо то, либо другое, — комбинация невозможна.

2. Любовь к этому миру. Таков второй сатанинский способ привести верующих к отпадению от благодати. Он обольщает нас мирскими безделушками и постепенно пытается вовлечь нас в мир, отчуждая от Христа. Такое случилось с Димасом. Павел писал: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2 Тим. 4:10). Жажда денег и высокого положения, самовоз-величивание и влечения плоти — это лишь некоторые из сата¬нинских приманок. Мы избежим их, если будем устремлены к «неисследимым богатствам Христовым» (Еф. 3:8), явленным на кресте.

Если даже мы обрели спасение верою во Христа, это не значит, что наша вечная участь уже решена. Те только получат венец жизни, вера которых выдержит до конца (см. Мк. 13:13; Иак. 1:12). Если мы слабо держимся за Христа, то можем сбиться с дороги (см. Мф. 13:22). Следовательно, вера стано¬вится подвигом, которым мы должны подвизаться до конца (см. 1 Тим. 6:12).

Конечно, пока мы верою соединены со Христом, наше спасение в безопасности. Но это вовсе не значит, что наша вера в безопасности. Если мы не позволим ей возрастать через изучение Библии, молитву и свидетельство, то окажемся уязвимыми для сатанинских нападок. Он будет продолжать вырывать нас из рук Христа. Верующий имеет возможность оставить Христа и Церковь и вернуться в мир. Он может отпасть от благодати и оказаться погибшим (см. Евр. 6:4—6). Но даже тогда Спаситель продолжает любить потерянную овцу и стремится вернуть ее в стадо.

3. Преследование. Дьявол может использовать и третий способ, чтобы заставить нас отпасть от благодати. Плоть не любит страдание, и сатана хорошо знает об этом. Он может навлечь на нас страдания — физические, социальные или нравственные. Но сатана и тут никогда не преуспеет, если мы дорожим тем, что разделили с Христом Его страдания (см. Флп. 3:10). Обиды, дискриминация или несправедливости в церкви могут заставить нас настолько разочароваться или преисполниться жалостью к себе, что мы станем мишенью для сатанинских нападок. Он постарается манипулировать нами, чтобы мы боролись против церкви, затем оставили се и стали ее врагом.

Сатана может преследовать нас, сделав чрезвычайно труд¬ной нашу жизнь. Создастся искушение пойти на компромисс с истиной, и в результате постепенно утратится наша связь со Христом. Мы сможем победить это искушение, если вспом¬ним, что наш Спаситель также жил трудной жизнью; у Него не было места, где приклонить голову (см. Мф. 8:20).

Враждебность мира может вылиться даже в угрозу смерти. Апостол Павел предостерегал Тимофея: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). А Петр дал такой совет своим читателям:

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; проти¬востойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Петр. 5:8, 9).

Наконец Писание предостерегает о последствиях отпаде¬ния от благодати: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10:38). Однако нет нужды применять это предостережение к любому из нас, ибо дальше в 39-м стихе сказано так: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души».

Когда мы радуемся этой чудесной истине о спасении благодатью, пусть «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призы¬вающий вас. Который и сотворит сие... Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь» (1 Фес. 5:23, 24, 28).

Ключевые мысли семнадцатой главы

1. Как христиане мы находимся под благодатью. Это значит, что, хотя наша плоть греховна, мы имеем в себе Божьего Духа, Который может воспроизвести в нас Христову праведность и дать силы преодолеть все искушения.

2. Представление о христианах как о праведных людях, грехи которых прощены, чтобы они получили доступ на небо, неверно. В христианах все, относившееся к ветхой жизни, было уничтожено на кресте Христовом.

3. Ограничивает ли закон таких христиан? Он не ограни¬чивает нас как средство спасения, но самым определенным образом ограничивает нас как эталон христианской жизни.

4. Может ли человек, верою спасенный во Христе, когда-либо утратить это спасение? Праведность, спасающая нас, есть праведность Христа, и эта праведность неприкосновенна. Однако только вера делает эту праведность нашим достоянием, а мы можем отречься от веры или оставить ее.

5. Сатана использует и основном три способа, чтобы искусить верующего отпасть от благодати:

А. Извращение Евангелия. Сатана пытается заставить нас верить, что спасение совершается не только верою, а зависит в какой-то мере от наших поступков.

Б. Любовь к этому миру. Сатана обольщает нас мирскими безделушками и постепенно пытается вовлечь нас обратно в мир, удаляя от Христа.

В. Преследование. Плоть не любит страдать, и сатана пользуется этим. Он обрекает нас на физическое, социальное и нравственное страдание, чтобы попытаться разорвать нашу связь со Христом.