Глава восемнадцатая |
Субботний покой Суббота — не только день для отдохновения души и тела. Это не только день для поклонения Богу. Суббота имеет определенное искупительное значение, — она четко связана с Евангелием. Новый Завет часто использует слово покой для описания Благой вести спасения, воплощенной в святой жизни Иисуса Христа (см. Мф. 11:28; Евр. 4:2,3). Еще со времени грехопадения этот обещанный спасительный покой во Христе был связан с Субботой. Вот почему большинство праздничных дней в Ветхом Завете приходились на дни субботнего покоя — они указывали на грядущего Мессию и Его искупительное служение. Значение Субботы для Бога Слово Суббота означает «покой», и первые слова, сказан¬ные в Ветхом Завете о Субботе, указывают на то, что субботний день принадлежит Богу. Он называет его «святый день Мой» (Ис. 58:13); «субботы Мои» (Исх. 31:13). «День седьмый — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:10). Поскольку совер¬шенно ясно, что Суббота принадлежит Богу, называть ее «иудейской субботой» значит противоречить Писаниям. Да, она была сотворена для человека (см. Мк. 2:27), но не принадлежит человеку — ни иудею, ни язычнику. Она принадлежит Богу. Следующий логический вопрос: почему Всемогущий Бог, Который, безусловно, не нуждается в покое, отделил седьмой день как Свой особый день покоя? Отвечая на этот вопрос, Писание говорит, что Бог отделил субботний день, день покоя, чтобы ознаменовать завершение Своего совершенного дела творения (см. Быт. 1:31; 2:1—3; Евр. 4:4). Этот факт чрезвы¬чайно важен для нашего понимания Евангелия. Мы должны помнить, что Суббота есть Божий седьмой день, а не наш. В течение шести дней Бог сотворил всю нашу планету и все, что на ней. Затем Он отделил (освятил) седьмой день как Свою Субботу (см. Исх. 20:11). Адам и Ева были сотворены в самом конце шестого дня (см. Быт. 1:26—31). Поэтому Божий седьмой день — Суббота — фактически был первым днем человечества. Позвольте мне объяснить, почему я считаю это важным, особенно когда мы рассматриваем Субботу в свете нашего искупления во Христе. Бог трудился шесть дней над творением этого мира. Только завершив творение, Он покоился (см. Быт. 2:1—3). С другой стороны, Адам и Ева начали свою жизнь не с труда; они провели весь первый день своей жизни, покоясь в Божью Субботу. Только после того как они «вошли» в Божий покой, последовали шесть рабочих дней. Вначале человечество полу¬чило творение Божьих рук как совершенно безвозмездный дар и только потом могло радоваться Его творению в течение остальной недели. Подобно творению, спасение начинается не с каких-либо дел, а с успокоения в совершенном законченном деле, осуществленном Иисусом в Его служении и смерти. Подобно Адаму и Еве, проведшим свой первый день в субботнем покое перед тем, как приняться за дела, мы тоже можем радоваться благословениям спасения, покоясь вначале в совершенной праведности, дарованной Христом. В этой перспективе суббот¬ний покой становится самим основанием славной истины о праведности через веру. Отделив, или освятив, Субботу, Бог вошел в отношения вечного завета с человечеством — отношения, в которых люди всегда были зависимы от Него. Следовательно, когда Адам и Ева согрешили, избрав зависимость от себя вместо зависимости от Бога, они нарушили этот Богом данный завет. В результате они лишились истинного покоя, символом которого была Суббота. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Однако Иисус пришел в этот мир, чтобы люди увидели, — Он хочет восстановить покой, утраченный человечеством после грехопадения (см. Мф. 11:28). Делая это, Он возродил значение Субботы. Чтобы принять Благую весть спасения, мы должны вернуться к этому фундаментальному принципу субботнего покоя, который был дан нашим прародителям. В Новом Завете ясно показано, что через Иисуса Христа Бог совершил как творение (см. Ин. 1:3; Еф. 3:9; Кол. 1:16; Откр. 3:14), так и искупление (см. Ин. 3:16,17; Рим. 3:24; 1 Кор. 1:30; Гал. 3:13; Кол. 1:14; Тит. 2:14: Евр. 9:12; 1 Петр. 1:18; Откр. 5:9). Точно так же, как Христос завершил работу творения в конце шестого дня и покоился в седьмой, Он завершил работу искупления в конце шестого дня и покоился в могиле в седьмой день (см. Ин. 17:4; 19:30). Кроме того, Христово дело восстановления, которое будет осуществлено в конце Его небесного служения (см. 1 Кор. 15:24—26; Евр. 2:13), также связано с Субботой (см. Ис. 66:22,23). Дело восстановления будет Его совершенным, законченным делом, какими были творение и искупление. Поэтому Суббота является знамением творения, искупления и восстановления. Поскольку Христос является нашим Творцом, Искупите¬лем и Восстановителем, Он имеет полное право носить имя «Господин субботы» (см. Мк. 2:28; Лк. 6:5; Откр. 1:10). Когда иудеи отвергли Христа как Мессию, соблюдение ими Субботы потеряло смысл. Вот почему в Послании к Евреям сказано: «Посему для народа Божия еще остается субботство [саббатисмос, "покой соблюдения субботы"]» (Евр. 4:9). Если соблюдение Субботы не вдохновляется откликом веры на совершенное Христово искуп¬ление на кресте, оно не что иное, как подделка, и относится к категории ветхозаветного спасения делами. Значение Субботы для человека Бог через Иисуса Христа сотворил мир для нашего блага. Мы не участвовали в творении, а только приняли его как Божий дар. Хотя Суббота, как мы уже видели, принадлежите Богу, Он сотворил ее, подобно этому миру, для нашего блага (см. Исх. 31:13; Иез. 20:12; Мк. 2:27). Бог отделил, или осветил, субботний покой, чтобы напомнить нам, что Он наш любящий Пастырь и что мы зависим от Него во всех наших нуждах. Знаменательно, что Бог заключил Свой субботний завет с человечеством до грехопадения. Если бы Адам и Ева не согрешили, мы продолжали бы соблюдать Божью Субботу как день покоя. Однако, когда грех вошел в мир, он уничтожил первоначальный Божий замысел о субботнем, покое. Грех — это восстание против нашей зависимости от Бога и желание зависеть только от себя (см. Рим. 1:21; Флп. 2:21). Поэтому, когда грех отделил нас от Бога (см. Ис. 59:2), значение Субботы не могло оставаться для нас прежним. Люди пожелали установить собственный день покоя — воскресенье. Однако в отличие от Божьего дня покоя человеческая подделка не указывает на совершенное, законченное дело; она не указывает ни на творе¬ние, ни на искупление. Этот факт очень важен в свете окон¬чательной расстановки сил, которая произойдет в великой борь¬бе между спасением по вере, символом которого является Божья Суббота, и спасением делами, символом которого является воскресенье, учрежденное людьми. В шестой день на кресте Иисус Христос осуществил совершенное, законченное искупление. В конце шестого дня Он закончил и совершенное дело творения (см. Лк. 23:54). Таким путем Он восстановил субботний покой, данный Им в Едеме и нарушенный грехом. Теперь все, верой принимающие Евангелие, снова входят в Божий спасительный покой, знаме¬нием которого является Суббота(см. Евр. 4:2, 3; Исх. 31:13; Иез. 20:12; Ис. 58:13, 14). В Своей Нагорной проповеди Христос ясно учил, что если в первую очередь мы будем (верою) искать Божьего Царства и Его праведности, то все наши нужды будут удовлетворены (см. Мф. 6:33). Другими словами, Евангелие дало нам возможность избежать зависимости от себя, которая является источником всех наших проблем, и принять зависимость от Бога, которая есть источник нашей радости и счастья. Но одно является непреложным — мы не можем служить двум господам: мы не можем служить и себе, и Богу (см. Мф. 6:24—34). Когда мы входим в Божий покой, Его день покоя становится нашим днем покоя. Таков внешний знак нашего избрания жизни только верою. Только тогда соблюдение Субботы будет истинным, когда оно вдохновляется этим побуждением веры. Закон и Суббота Прежде чем рассмотреть Субботу в отношении к Закону Божьему, мы должны вспомнить, что Бог никогда не давал закон в качестве средства спасения (см. Рим. 3:28; Гал. 2:16). Именно такой воспринимали Субботу иудеи, и в этом их ошибка — ошибка Ветхого Завета, которая кончилась печаль¬ным поражением (см. Рим. 9:30—33; Евр. 8:7—11). Поэтому всякий, кто соблюдает Божью Субботу, чтобы быть спасенным, повторяет ошибку иудеев и искажает саму цель субботнего покоя. Делая соблюдение Субботы условием спасения, мы вовсе не обретаем покой. Мы не представляем ее знамением законченного, совершенного спасения. Вместо этого мы превращаем Субботу в нечто, совершенно противоположное намерению Бога, — мы делаем ее средством спасения делами. Такое соблюдение Субботы не имеет смысла. Тогда как же соблюдать Субботу христианину, который спасен по благодати посредством веры? В Новом Завете, особенно в посланиях апостола Павла, ясно сказано, что Бог никогда не делал Свой закон средством спасе¬ния. Фактически перед тем как дать иудеям Свой закон на горе Синай, Он возгласил: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (см. Исх. 20:2). Бог сначала искупил Израиль, а затем дал израильтянам Свой закон. Моисей применил этот принцип в особенности к соблюдению Субботы (см. Втор. 5:15). Однако, хотя Бог не дал Свой закон как средство спасения, Он определенно хочет, чтобы мы считали этот закон мерилом христианской жизни (см. Рим. 13:8—10; Гал. 5:13, 14; 1 Ин. 5:1—3; 2 Ин. 6). Истинным побуждением к соблюдению закона, по словам Иисуса, является любовь (см. Мф. 22:36—40; Ин. 14:15). Ветхий Завет согласен с этим (см. Втор. 6:5; Лев. 19:18). Однако наша греховная природа не в состоянии воспроизвести эту любовь, потому что самоотверженная любовь агапэ исходит от Бога. По этой причине Бог посылает нам эту любовь агапэ через Своего Святого Духа как Свой дар (см. 1 Кор. 12:31; 13:13). Он дает нам эту любовь не для того, чтобы она возвращалась к Нему. Иначе Бог Сам проявил бы эгоцентризм! Он посылает нам эту бескорыстную любовь, чтобы мы могли изливать ее на других людей как доказательство спасающей силы Еванге¬лия в нас (см. Ин. 13:34, 35; Рим. 5:5; 2 Кор. 5:14, 15). Вот что значит иметь закон, вписанный в наши сердца (см. Евр. 8:10). Из Десяти Божьих Заповедей первые четыре заповеди касаются наших отношений с Богом; последние шесть — отношений с нашими ближними. Поскольку агапэ «не ищет своего» (1 Кор. 13:5), то как нам повиноваться первым четырем заповедям, учитывая бескорыстие Бога? Мы делаем это, помня, что повиноваться мы можем только верою. Выполняя первые четыре заповеди, мы испытываем новое рождение, а с этим опытом к нам приходит дар любви агапэ,который даст силы соблюдать последние шесть заповедей любви к нашим ближним. Новый Завет мало говорит о нашем послушании первым четырем заповедям, потому что единственное, что Бог ожидает от нас в смысле наших отношений с Ним, — это вера (см. Ин. 6:28, 29; Евр. 11:6; 1 Ин. 3:23). Он хочет, чтобы мы имели веру, движимую признательностью сердца за Его высший дар любви — Иисуса Христа (см. Гал. 5:6). Поэтому единст¬венный способ, который приемлем для соблюдения четвертой заповеди, заповеди о Субботе, есть вера — мы верою входим в Божий покой. В этом контексте Суббота становится печатью праведности по вере. Противостояние Субботы и воскресенья Реальная проблема заключается не в противостоянии соблюдения Субботы и соблюдения воскресенья, как мы обычно думаем. Многие искренние христиане, соблюдающие воскресенье, имеют полный покой во Христе и чувствуют себя спасенными. Они соблюдают неправильный день, руко¬водствуясь правильными причинами. В то же время многие искренние христиане, чтущие Субботу, делают это потому, что таким образом они надеются спастись. Они соблюдают правильный день, руководствуясь неправильными причина¬ми. Те и другие нуждаются в исправлении, и, если мы позво¬лим Святому Духу, Он исправит нас точно так же, как Он наставляет нас на всякую истину (см. Ин. 16:13). Когда Евангелие Царствия будет проповедано по всему миру во свидетельство всем народам (см. Мф. 24:14), человечество разделится только на два лагеря — верующих и неверующих (см. 1 Ин. 5:19). Каждый из людей, населяющих землю, будет либо полностью покоиться во Христе, либо полностью отвергать Его. В конце времени все, вставшие под знамя Христа, поклонятся Господину Субботы; соблюдение ими Субботы будет внешним знаком, или печатью правед¬ности, которую они уже получили по вере, подобно тому как обрезание Авраама было «печатью праведности чрез веру, которую имел в необрезании» (Рим. 4:11). Во время конца все, сознательно отвернувшиеся от Божьего свободного дара спасения во Христе, поклонятся дракону, ко-торый даст силу зверю (см. Откр. 13:3, 4). Они возвысят установ¬ленный человеком воскресный день покоя в противовес Божьему дню покоя. Следовательно, в окончательной борьбе будут противостоять друг другу не две группы христиан или два дня покоя, а два противоположных метода спасения. Конфликт произойдет между седьмым днем — Субботой, обозначающей спасение только верою, и воскресеньем, обозна¬чающим спасение усилием человека. Во всем Писании спасение верою противопоставляется спасению делами. Спасение по благодати — это средоточие библейской вести. Оно становится нашим достоянием только через веру (см. Авв. 2:4; Рим. 3:28; Гал. 2:16; Еф. 2:8, 9; Евр. 10:38, 39; 11:1—40). Центром всякой ложной религии является спасение делами. В древние времена воскресенье стало не только днем физического и душевного покоя для человека, но прежде всего оно символизировало день духовного покоя и богопоклонения, основанного на языческом веровании в то, что главным божеством является солнце. Это верование преобладало в Римской империи во дни Христа. Следовательно, в самом своем основании воскресный покой — это языческое установление, символизирующее самоправедность в противовес Божьей Субботе, знаку праведности по вере. Эти две противоположные концепции спасения были непримиримы со времени грехо¬падения и останутся непримиримыми до конца. Когда истинное Евангелие праведности по вере будет полностью открыто и проповедано во свидетельство по все¬му миру, каждому человеку предстоит сделать выбор — за или против Христа (см. Втор. 30:19, 20; Ис. Нав. 24:13— 15; Рим. 9:30—33; Флп. 3:3—9). В это время Суббота станет Божьей печатью, представляющей праведность по вере. Напротив, соблюдение воскресенья будет символизировать печать зверя, означая отвержение человечеством Божьей спасающей благодати во Христе (см. Откр. 14:10, 11). Когда будут изданы законы, официально устанавливающие воскресенье днем богопоклонения, это будет означать, что мир сознательно и бесповоротно отверг исполненный любви Божий призыв спасения через Его Сына. Это и есть «мерзость запустения», о которой говорил Христос (Мф. 24:15).Следовательно, те, кто будет упорно отстаивать необходимость чтить воскресенье, сознательно сопротивляясь Божьей Субботе, испытают на себе язвы. Божий гнев, не смешанный с милостью (см. Откр. 14:9—11). Напротив, все, преданно соблюдающие седьмой день — субботу, проявят непоколебимую веру в Бога. Они переживут великое время скорби и омоют свои одежды Кровью Агнца(см. Откр. 7:14). Поскольку еще очень многие христиане смущены вопро¬сами спасения, истинный характер противостояния между Божьей Субботой и человеческим воскресеньем им также не понятен. Но когда два противоположных метода спасения обозначатся достаточно четко, тогда подлинное значение Суб¬боты будет тоже ясно видно. В это время соблюдение Субботы станет испытанием веры. Да даст Бог каждому из нас благодать и мужество, чтобы стоять за истину! «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Откр. 22:20, 21). Ключевые мысли восемнадцатой главы 1. Суббота — не только день покоя для тела и ума. Это не только день для поклонения Богу. Суббота имеет искупи¬тельное значение, определенную связь с Евангелием. 2. Бог отделил Субботу как день покоя в ознаменование Своего совершенного и законченного дела творения (см. Быт. 1:31; 2:1—3; Евр. 4:4). Бог отдыхал, завершив Свою работу. С дру¬гой стороны, Адам и Ева провели первый день своей жизни, покоясь в Божью Субботу. Только потом они принялись за дела. 3. Подобно творению, спасение начинается с покоя в совершенном, законченном деле Христа, а не с дел. 4. Подобно тому как Христос завершил творение в конце шестого дня и покоился в седьмой. Он окончил искупление на кресте в шестой день и покоился в гробу в седьмой. 5. Когда грех вошел в наш мир, он уничтожил первона¬чальное Божье значение субботнего покоя. Человечество вос¬стало против Бога и сделало центром жизни свое «я». Оно ввело собственный день покоя — воскресенье. Но эта заме¬на не могла указывать на законченное, совершенное дело Христа — ни на творение, ни на искупление. 6. Окончательная битва в великом противостоянии произойдет между спасением по вере (символом которого является Божья Суббота) и спасением делами (символом которого является воскресенье, установленное людьми). 7. Все, кто верой принимает Евангелие, однажды снова войдут в Божий спасительный покой, знаком которого является Суббота (см. Евр. 4:2, 3; Исх. 31:13; Иез. 20:12; Ис. 58:13, 14). 8. Всякий, соблюдающий Субботу ради спасения, иска¬жает саму суть субботнего покоя. Если соблюдение Субботы для нас есть средство спасения, мы не входим в Божий покой. В этом случае мы не указываем на законченное совершенное дело. Мы представляем Субботу средством спасения делами, то есть бременем. 9. В окончательной борьбе будут противостоять не две группы христиан и не два дня покоя, а два противоположных метода спасения. Конфликт произойдет между седьмым днем — Субботой, обозначающей спасение только верою, и воскресеньем, обозначающим спасение человеческим усилием. 10. Когда два противоположных метода спасения обозна¬чатся достаточно четко, тогда подлинное значение Субботы тоже проявится ясно. В это время соблюдение Субботы станет испытанием веры.
|