Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 15 июля 2024
ГЛАВА 8 СУББОТА СО ВРЕМЕН ДАВИДА ДО НЕЕМИИ PDF Печать E-mail

Молчание шести последующих книг Библии относительно темы субботы – Это молчание в сравнении с молчанием в книге Бытие – Осада Иерихона – Остановка солнца – Действия Давида в принятии в пищу хлебов предложения – Суббота Господня, как она связана с годичными субботами и чем от них отличается – Самое раннее упоминание о субботе после времен Моисея – Случайные упоминания о субботе – Свидетельство Амоса – Исаии – Суббота как благословение для ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – Условия собрания во Святой земле – Не местное постановление – Комментарий к четвертой заповеди – Свидетельство Иеремии – Иерусалим был бы спасен, если бы народ соблюдал субботу – Это милостивое предложение было отвергнуто – Суббота, отделенная от других дней недели – Суббота после Вавилонского пленения – Время начала субботы – Нарушение субботы стало причиной разрушения Иерусалима.

Когда мы покидаем книги Моисея, наступает долгий и продолжительный перерыв в истории субботы. О ней не найдено ни одного упоминания, ни в книге Иисуса Навина, ни в книге Судей, ни в книге Руфь, ни в Первой, Второй, Третьей книгах Царств. Пока мы не достигаем Четвертой книги Царств, суббота нигде не упоминается. Однако, в Первой книге Паралипоменон, которая по повествованию параллельна Первой и Второй книгам Царств, говорится о субботе  в контексте событий в жизни Давида. И все же остается целый период равный пятистамгодам, в течение которых Библия умалчивает о субботе.

В течение этого периода нам открывается подробная история еврейского народа от момента, когда они вошли в Землю Обетованную до воцарения над ними Давида, она содержит множество подробных свидетельств из жизни Иисуса Навина, старейшин и судей Израиля, Гедеона, Варака, Иеффая, Самсона, Илии, Ноемини и Руфи, Анны и Самуила, Саула, Ионафана и Давида. Однако в этом подробном повествовании мы не находим ни одного прямого упоминания о субботе.

В качестве доказательства полного пренебрежения субботы во времена патриархов популярным аргументом среди противников субботничества является то, что книга Бытие, которая действительно дает ясное представление о происхождении субботы в Раю в конце первой недели, в которой описаны дни жизни патриархов, ничего не говорит о ее соблюдении. Тем не менее, только одна эта книга содержит события двух тысяч трехсот семидесяти лет. Что же тогда им следует говорить о том факте, что шесть книг Библии, следующих одна за другой, которые со сравнительной точностьюописывают обстоятельства пятисот лет и включают в себя множество событий, где могла бы упоминатьсясуббота, вообще ничего о ней не говорят? Доказывает ли молчание одной книги, которая, тем не менее, в самом начале свидетельствует об учреждении субботы, и содержит описание почти двух тысяч четырехсот лет, что до Моисея не было людей, соблюдавших субботу? Что же тогда доказывают шесть последовательных книг Библии, описывающих события пятисот лет, –а это значит, что в среднем на каждую книгу приходится меньше ста лет, при том, что весь охваченный в них период составляет лишь одну пятую описанного в книге Бытие, –и всё же хранят абсолютное молчание относительносубботы?

Никто не приведет это умалчивание в качестве доказательства полного пренебрежения субботой во время этого периода; однако, почему же? Может быть потому, что, когда в повествовании после долгого молчания вновь появляется суббота, это происходит будто случайно, она не дается как новое постановление? Точно так же происходит и со вторым упоминанием о субботе в записях Моисея, то есть, после молчания в книге Бытие.  Может ли это быть потому, что четвертая заповедь была дана евреям,тогда как ранее человечеству не было дано подобного предписания? Этот ответ не может быть принят, поскольку мы видели, что сущность четвертой заповеди была дана главе человеческого рода; и вне всяких сомнений, когда евреи вышли из Египта, они были обязаны соблюдать субботу в соответствии с существующим законом.  Поэтому аргумент, что со времен Моисея до Давида не было людей, соблюдающих субботу, определенно, более убедительный, чем тот, что их не было от времени Адама до Моисея; и тем не менее, никто не будет пытаться отстаивать первое утверждение, тем не менее, многие будут утверждать последнее.

Несколько фактов, которые нам необходимо рассмотреть, записаны в истории данного периода пяти столетий. Первый из них находится в описании осады Иерихона.  По повелению Господа, евреи обходили город в каждый из семи дней; в последний они обошли его семь раз, и затем посредством божественного вмешательства стены перед ними были разрушены и город был захвачен. Одним из этих семи дней должна была быть суббота Господня. Разве таким образом своими действиями народ Божий не нарушилсубботу? Вот что говорят следующие факты: 1. То, что они делали, в данном случае было прямым повелением Бога. 2. То, что запрещает четвертая заповедь, это –НАШ СОБСТВЕННЫЙтруд: «Шесть дней работай и делай ВСЯКИЕ ДЕЛА ТВОИ, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Он, избравший себе седьмой день, имел право требовать его соблюдения для служения Ему так, как Он считал целесообразным. 3. Акт обхождения города был строгой религиозной процессией. Ковчег завета Господня несли перед народом; и перед Ковчегом шли семь священников, трубящие в роги. 4. Город не мог быть очень большим, иначе было бы невозможнообойтиего семь раз в последний день и при этом осталось бы время для его полного разрушения. 5. Также нельзя считать, что евреи, по повелению Господанесшие перед собой Ковчег, в котором действительно содержалось Десятословие Всевышнего, нарушали четвертую из заповедей – «Помни день субботний, чтобы святить его». Определенно, одним из семи дней, когда они обходили Иерихон, была суббота; но нет никакой необходимости предполагать, что это был день, в который город был взят. При рассмотрении всех фактов данного дела видно, что это предположение неразумно. Доктор Кларк комментирует данное событие следующим образом:

«Не похоже, чтобы в действиях людей, просто совершающих обход вокруг города в сопровождении Ковчега и священников, трубящих в священные трубы, было какое-либо нарушение субботы. Это было простым религиозным шествием, которое совершалось по повелению Бога, в процессе которого не выполнялся никакой обыденный труд».

По слову Иисуса Навина Бог соблаговолил остановить вращение земли вокруг своей оси, тем самым заставив солнце стоять на месте в течение некоторого времени, для того, чтобы Израиль мог поразить хананеев.  Разве это великое чудо не нарушило субботу? Нисколько; так как удлинение одного из шести дней из-за Божьего вмешательства не могло предотвратить фактическое наступление седьмого дня, хотя это и задержало бы его; однако это не могло разрушить его подлинность. Данный случай представляет собойтрудность для тех, кто придерживается теории о том, что Бог освятил седьмую часть времени, а не седьмой день; поскольку в этом случае суббота не составляла седьмую часть времени; но нет ничего странного для тех, кто полагает, что Бог отделил седьмой день для соблюдения в память о Его собственном отдыхе. Длина одного из шести дней была больше, чем когда-либо до или после; и все же это никак не конфликтовало с седьмым днем, который все-таки наступил. Кроме того, все это произошло в то время, когда действовали вдохновенные мужи; и это было прямым провидением Божьим; и что также нужно особо помнить, это было в то время, и никто не будет отрицать этого, когда четвертая заповедь действовала в полную силу.

Случай, когда Давид ел хлебы предложения, заслуживает внимания, так как он, вероятно, имел место в субботу и потому, что был процитирован Иисусом Христом в памятной беседе с фарисеями.  Закон о хлебах предложения предписывал класть двенадцать хлебов на золотой стол в святилище перед Богом КАЖДУЮ субботу.  Когда таким образом каждую субботу перед Господом возлагалсяновый хлеб, старый забирался, чтобы быть съеденным священниками.  Похоже, что хлебы предложения, которые были отданы Давиду, были взяты от лица Божьего в тот день, чтобы на их местобыли помещены теплые хлебы, и, следовательно, тем днем была суббота. Таким образом, когда Давид попросил хлеба, священник сказал: «Нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный». И Давид сказал: «Вещи слуг освящены, даже когда мы выходим в обычный поход, и тем более чисты они СЕГОДНЯ» (Пер. ИПБ под ред. Кулакова). И дальше в писании сказано: «И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить тёплые хлебы». Все обстоятельства данного случая подтверждают предположение, что это было в субботу. 1. У священника не было ПРОСТОГО хлеба. Это не кажется странным, если помнить, что хлебы предложения должны были быть взяты от лица Бога каждую субботу и съедены священниками. 2. То, что священник не предложил приготовить другой хлебне удивительно, если подразумевалось, что это была суббота. 3. Удивление священника при встрече Давида, возможно, частично было следствием того факта, что это была суббота. 4. Это также может объяснить то, что в тот день Доик задержался перед Богом. 5. Когда Иисуса Христа призвали высказаться о поведении Его учеников, которые рвали и ели колосья хлеба в субботу, чтобы удовлетворить свой голод, для их оправдания Он сослался на случайДавидаи священников, совершающих жертвоприношения в храме в субботу. В этой цитате есть поразительная обоснованность и соответствие, если подразумевалось, что действия Давида имели место в субботу. Мы обнаружим, что это представляет данный вопрос в совсем другом свете в отличие от того, как это делают анти-субботники.

Здесь можно указать на различие, которое никогда не должно теряться из виду. Возложение хлебов предложения и свершение всесожжений в субботу, как это было постановлено в церемониальном законе, не являлись частью изначального субботнего учреждения. Поскольку суббота была дана до грехопадения человека; в то время как всесожжения и церемониальные обряды в святилище были введены по причине грехопадения. Пока эти обряды были в силе, они, непременно, в некоторой степени, связывали субботу с праздниками евреев, во время которых совершались подобные жертвоприношения. Это очевидно в тех библейских текстах, которые описывают подготовку к этимвсесожжениям.  Когда церемониальный закон был пригвожден ко кресту, все еврейские праздники прекратили свое существование; поскольку они были назначены через него,  но аннулирование этого закона могло отменить лишь те обряды, которые он приложил к субботе, оставляя изначальное постановление точно таким же, каким оно было дано от начала его Автором.

Самое раннее упоминание о субботе после времен Моисея обнаруживается тогда, когда Давид и Самуил дали назначение в отношении должностей священников и левитов в доме Господнем. Сказано:

«Некоторым из братьев их, из сынов Каафовых, поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу».

Отметим то, что это лишь побочное упоминание о субботе. Появление такого упоминания после долгого молчания, является решающим доказательством того, что суббота не была забыта или потеряна в течение этих пяти столетий, когда она не упоминалась священными историками. После этого не найдено никаких прямых упоминаний о субботе со дней Давида до пророка Елисея, в течение периода равного приблизительноста пятидесятигодам. Возможно, исключением к этому заявлению станет девяносто первый псалом, поскольку его название на иврите и на нашем языке говорит о том, что он был написан на день субботний,  и весьма вероятно, он был сочинен Давидом, сладкогласным певцом Израиля.

Когда умер сын женщины Сонамитянки, она искала пророка Илию. Ее муж, не зная о том, что ребенок умер, сказал ей:

«Зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо».

Вероятно, тут подразумевается суббота Господня, поскольку она трижды используется в подобной связи.  Если это верно, это показывает, что евреи имели обыкновение посещать пророков Божьих в этот день для получения божественного наставления; очень хороший комментарий к словам, используемым относительно сбора манны: «Никто не выходи от места своего в седьмой день».  Попутные упоминания о субботе были сделаны при вступлении Иоаса на трон Иудейского царства,  примерно в 778 г. до н.э. При царствовании Озии, внука Иоаса, пророк Амос в 787 г. до н.э. произносит следующую речь:

«Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: "когда-то пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать"».

Эти слова были произнесены более прямо относительно десяти племен и указывают на удручающее состояние отступничества, которое вскоре привело к их падению как нации. Приблизительно через пятьдесят лет после этого, к концу царствования Ахаза, мы обнаруживаем еще одно упоминание о субботе.  Во дни Езекии, примерно в 712 г. до н.э., пророк Исаия говорит это, чтобы укрепить соблюдение субботы:

«Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Моё и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа", и да не говорит евнух: "вот я сухое дерево". Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моём и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения её и твёрдо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моём, ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду ещё собирать других».

Это пророчество представляет несколько особо интересных деталей. 1. Оно имеет отношение ко времени, когда Господне спасение близко.  2. Оно наиболее отчетливо показывает, что суббота не является еврейским постановлением; поскольку  в нем дано обещание благословения человеку, который будет соблюдать субботу, вне зависимости от национальности; в нем так же отмечен сын иноплеменника, то есть, язычника,  и дано особое обещание ему, если он будет соблюдать субботу. 3. Это пророчество касается Израиля, когда они были изгоями, то есть, когда находились в рассеянии, в нем так же дано обещание собрать их и других, то есть, язычников, вместе. Конечно, для того чтобы быть собранными к святой горе Божьей, необходимо соответствовать условиям, а именно, любить имя Господа, быть Его слугами и соблюдать субботу, не оскверняя ее. 4. Из этого следует, что суббота не является местным постановлением, предусмотренным для соблюдения только лишь в Земле Обетованной, подобно годичным субботам,  но она создана для человечества,так что ее могли соблюдать даже изгои Израиля, когда были рассеяны по всей земле под небом.

Исаия снова представляет субботу; и делает он это на языке, наиболее решительно отличающем ее от всех церемониальных учреждений. Так, он говорит:

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, ¬¬¬– то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».

Этот оборот речи – евангельский комментарий к четвертой заповеди. Он прилагает к ней безмерно великое и драгоценное обещание, которое распространяется на землю, обетованную Иакову, и даже на Новую Землю.

В 601 году до Р.Х., за тринадцать лет до того, как Навуходоносор разрушил Иерусалим, через Иеремию Бог сделал еврейскому народу милостивое предложение – если они будут соблюдать Его субботу, их город устоит вовеки. В то же самое время Он свидетельствовал им, что, если они не будут делать этого, то город будет разрушен до основания. Так, пророк говорит:

«Слушайте слово Господне, цари Иудейские, и вся Иудея, и все жители Иерусалима, входящие сими воротами. Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими,  и не выносите нош  из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим, которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления.  И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою, то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет *ОБИТАЕМ ВЕЧНО*. И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины, и с гор, и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень. А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрёт чертоги Иерусалима и не погаснет».

Народ не оценил по достоинству это милостивое предложение Всевышнего; в течение восьми лет после этого Иезекииль говорит следующее:

«У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя. Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь… Священники её нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижён у них… Ещё вот что они делали Мне: оскверняли святилище Моё в тот же день, и нарушали субботы Мои; потому что, когда они заколали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Моё, чтобы осквернять его: вот как поступали они в доме Моём!»

Идолопоклонство и нарушение субботы, которые являлисьгрехами евреев в пустыне и которые положили начало их рассеянию из собственной земли, никогда не покидали их. И теперь, когда надвигалось разрушение от несметной мощи царя Вавилонского, они так сильно пристрастились к этим грехам, что не могли расслышать голоса предупреждения. Прежде, чем войти в святилище Господа в субботу, они сначала убивали собственных детей, принося в жертву своим идолам!  Таким образом, беззаконие достигло своего предела, и на них сошел гнев во всей полноте.

«Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошёл гнев Господа на народ Его, так что не было [ему] спасения. И Он навёл на них царя Халдейского, — и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: всё предал [Бог] в руку его. И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, всё принёс он в Вавилон. И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнём, и все драгоценности его истребили. И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского».

В то время, когда евреи были в Вавилонском пленении, Бог предложил им возвратить их в собственную землю и вернуть им город и храм в великой славе.  Условия были проигнорированы, и они никогда не унаследовали предложенную тогда славу. В этом предложении было несколько упоминаний о субботе Господней, а также о еврейских праздниках.  Одно из них заслуживает особого внимания, потому как отчетливо проводит различие между субботой и другими днями недели:

«Так говорит Господь Бог: ворота внутреннего двора, обращённые лицом к востоку, должны быть заперты в продолжение ШЕСТИ РАБОЧИХ ДНЕЙ, а в субботний день они должны быть отворены и в день новомесячия должны быть отворены».

По божественному вдохновению шесть дней недели названы «шесть рабочих дней»; седьмой назван субботой Господней. Кто смеет опровергать это явное различие?

После того, как евреи возвратились из Вавилонского пленения и восстановили свой храм и город, на торжественном собрании всего народа в обращении к Всевышнему они перечисляют великие события Божьего провидения в прошлом. Таким образом, они свидетельствуют осубботе:

«И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея».

Так всему народу было дано напоминание о великих событиях на горе Синай – даровании десяти слов Закона Божьего и объявлении святой субботы. Все собрание было настолько глубоко поражено последствиями своего неповиновения, что они вступили в торжественный завет, чтобы покориться Господу.  Так они клялись друг другу:

«И когда иноземные народы будут привозить товары и всё продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода».

В отсутствие Неемии, когда он был при персидском дворе, этот завет был, по крайней мере, частично, забыт. По прошествии одиннадцати лет, при своем возвращении примерно в 434 г. до н.э.Неемия говорит о положении вещейследующее:

«В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил [им] в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в [Иудее] и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навёл на нас и на город сей всё это бедствие? А вы увеличиваете гнев [Его] на Израиля, оскверняя субботу. После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою,  я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до [утра] после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу. И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!»

Эта цитата из Библии – явное доказательство, что разрушение Иерусалима и пленение евреев в Вавилоне произошли из-за осквернения ими субботы. Это поразительное подтверждение уже сказанного Иеремией, где он свидетельствовал евреям, что, если они будут святить субботу, их город будет стоять крепко вовек; но если они будут упорствовать и продолжать осквернять ее, то город будет разрушен до основания. Неемия свидетельствует об исполнении пророчества Иеремии о нарушениисубботы; он заканчивает историю субботы в Ветхом Завете торжественно призывая к ее соблюдению.